Проведение исследовательской работы для закрепления знаний у детей по свойствам воды. Была проведена предварительная работа по изучению литературы, составлению презентации, В ходе занятия применялись артикуляционная гимнастика, игровая деятельность, физминутка. Дети проводили эксперименты самостоятельно и сделали сравнительные выводы по каждому эксперименту.Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной группе
КАКАЯ БЫВАЕТ ВОДА.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по экспериментированию в подготовительной группе
педагог дополнительного образования
Лариса Владимировна Власова
Цель:
Уточнять и расширять знания детей о воде.
Закрепить знания детей о свойствах воды (жидкая не имеет формы, запаха,
вкуса, прозрачная).
Образовательные задачи:
1.Исследовательская и практическая деятельность.
2. Предоставить детям возможность познакомится с темой «Какая бывает
вода?». Закреплять умение работать с водой, с разными веществами (соль, песок,
сахар, масло глина).
3.Соблюдение необходимых мер безопасности.
Развивающие задачи:
Развивать у детей навыки проведения опытов. Развивать наблюдательность,
умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно –
следственные связи, умение делать выводы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к воде, к природным ресурсам.
Предварительная работа:
Беседы о воде, её роли в жизни человека. Рассматривание презентации на тему
«Вода». Оборудование и материалы:
Для опыта:
стаканы с водой,
минзурки с веществами (соль, сахар, песок, масло),
перчатки,
кувшин,
пробирки,
воронка.Использование рабочей тетради по опытно – экспериментальной деятельности
(Е.Е. Салмина, СПБ « Детство – Пресс» 2013г.)
Ход деятельности:
I. Организационный момент:
Дети проходят в класс и садятся в полукруг, в сопровождении музыки.
Педагог: Пусть наше утро будет добрым. Ребята, для того, чтобы узнать, о
чем мы сегодня будем говорить, отгадайте одну загадку.
Загадка
Она и в озере, она и в лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, журчит.
Что это?
Дети: Вода.
Педагог: Правильно!
Артикуляционная разминка:
А теперь мы с вами проведем артикуляционную разминку, как шумит
вода.
Когда вода течет из крана, мы слышим звук – с –с –с
В кипящем чайнике мы слышим звук воды – ш – ш – ш – ш
Когда дождик на улице – кап – кап – кап – кап
А когда буря в океане – громко ш – ш – ш – ш – ш
А как в речке вода – чи – чи чи – чи
II. Основная часть.
Игра «Какая бывает вода? »
Педагог: Ребята, а сейчас, я вам предлагаю сыграть в интересную игру
«Какая бывает вода». Что же вы знаете о воде?
Дети встают в круг, педагог бросает ребенку мяч и задает вопрос, он
ловит и отвечает на вопрос (возвращает мяч педагогу).
Педагог:
Какая бывает вода? (холодная, горячая, жидкая, безвкусная, прозрачная,
речная, дождевая).
А где можно увидеть воду в природе? (на речке, на море, в океане, лужу на
асфальте, когда идет дождь, снег, росинки на траве).
Для чего нужна вода? (пить, мыться, стираться, готовить пищу, пить
растениям, животным).Молодцы ребята, а мы сможем обходиться без воды? (нет, все живое на
земле умрет). Поэтому нужно беречь воду.
Педагог: Ребята, а вы еще хотите узнать много интересного про воду?
Дети: Да!
Педагог: Ребята проходите за столы.
Опыт №1 «Вода растворитель»
1. Педагог: Перед вами стоят стаканы с водой и у каждого из вас в
маленьких стаканчиках стоят вещества (соль, сахар, масло, песок,
камень)
Что же произойдет, если в стакан с водой добавить соль? Мы ее
видим в воде? (нет)
Как вы думаете почему? Что произошло?
Дети: Соль растворилась.
Педагог: Правильно. Это соединение называется в солевой раствор.
2. Педагог: Налейте воды в стакан с песком и размешайте, что мы
наблюдаем?
Дети: Песок не растворяется в воде.
Педагог: Почему? Посмотрите, где находится песок.
Дети: На дне, песок тяжелее.
3. Педагог: Налейте в стакан растительное масло и размешайте. Что вы
наблюдаете? Что произошло с маслом в воде?
Дети: Масло не растворилось в воде, оно плавает на поверхности
воды желтыми капельками.
4. Педагог: Налейте воды в стакан с сахаром и размешайте. Что
произошло? Мы видим сахар?
Дети: Нет. Сахар растворился.
5. Педагог: Проведя сейчас опыты с разными веществами, с каким же
новым свойством воды мы познакомились?
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Вывод:
В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Опыт №2 «Вода и звук»
Педагог: Ребята, скажите, имеет ли звуки вода? Когда вода производит
звуки?
Дети: Вода производит звуки, когда находится в движении.
Педагог: Назовите несколько примеров.
Дети: Когда бежит река, ручей, идет дождь, море шумит.Педагог: Ребята, когда вода не движется и просто стоит в стакане, тоже
производит различные звуки – звонкие, глухие, чуть звонкие и чуть
глухие. Сейчас мы это узнаем из опытов. Наша задача определить
меняется ли звук.
Ребята перед вами стаканы с метками. Наливаем воды в каждый
стакан до метки. По очереди стучим ложкой по каждому стакану.
Сравним звуки. Ребенок определяет свой звук на листе бумаги.
(Высокий, средний, низкий).
Вывод: Чем больше налито воды в стакане, тем ниже звук.
Физминутка.
Льется чистая водица.
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся по суше.
Опыт № 3. «В каком направлении давит вода»
Педагог: Ребята у нас бутылка с проколотым отверстием на боковой
стороне и снизу бутылки. Наливаем воду, мы получили струйку воды.
Посмотрите, в каком направлении давит вода?
Дети: Вода вытекает в бок и вниз.
Педагог: А почему вода вытекает в бок и вниз?
Дети: Потому что, вода жидкая и имеет вес.
Педагог: Ребята, а вода может вытекать вверх?
Дети: Нет.
Вывод: Вода жидкая, имеет вес и вытекает в том направлении, где есть
отверстия.
Опыт № 4 «Какую форму имеет вода»
Педагог: Ребята скажите, имеет ли форму вода?
Дети: Да имеет.
Педагог: А я думаю, вода не имеет формы. Что бы нам убедиться вода
имеет форму или нет, мы с вами проведем опыт. На столе лежат
различные сосуды: стакан, пробирка, кувшин, перчатка, мерка. Дети
наполняют сосуды водой. Какую форму приобрела вода в стакане?Дети: Форму стакана.
Педагог: А почему вода приобрела форму стакана?
Дети: Потому что вода жидкая.
Педагог: А какую форму вода приобрела в перчатке?
Дети: Вода приобрела форму перчатки.
Вывод:
Вода приобретает форму емкости сосуда.
III.
Заключительная часть.
Педагог: Молодцы ребята! Сегодня вы очень хорошо поработали.
Скажите, что нового и интересного вы узнали о воде? Какая бывает вода?
Дети: Вода является растворителем, но не все вещества она может
растворить. Вода имеет форму, вес, вода имеет звук.
Библиографический список
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по
экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная
группы. – М.;ВАКО, 2011.240с. – (Дошкольники: учим, развиваем,
воспитываем).
2. Юрмин Г.А. Потомучка – М.; ООО «Издательство Астрель». ООО
«Издательство АСТ», 2002 – 336с.: ил. – (Детское Справочное Бюро).
3. Использование рабочей тетради по опытно – экспериментальной
деятельности (Е.Е. Салмина, СПБ « Детство – Пресс» 2013г.).