Педагогический кейс. Цифровая образовательная среда как эффективный вектор современного обучения и воспитания
какие компетенции необходимы учителю для «переустройства» образовательной деятельности в изменяющихся условиях цифровой трансформации образования?
Ермиенко Наталья Леонидовна, учитель математики и информатики МОБУ «ООШ № 5»
Национальные цели и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года, программа «Цифровая экономика РФ» задают новые реалии и диктуют кардинальные изменения в мире квалификаций и профессий. Компьютеры, электронные учебные материалы и подключение к Интернет не могут дать автоматического повышения эффективности учебного процесса, не влекут повышения качества образования без активного участия педагогов-носителей образовательных технологий нового поколения, методически грамотно использующих новый информационный образовательный ресурс. Современный педагог должен стать модератором, разработчиком образовательных траекторий, тьютором, организатором проектного обучения, координатором образовательной онлайн - платформы, что невозможно без овладения новыми компетенциями.
Международной ассоциацией по развитию информационных технологий в образовании ISTE[1] уже разработаны стандарты ИКТ-компетентности школьных учителей-предметников и преподавателей информатики, администраторов системы образования, образовательных технологов и самих учащихся. Данные стандарты могут стать точкой отсчета, с которой можно начинать работу по вопросу о ключевых компетенциях участников образовательного процесса в области использования цифровых технологий. Свой уровень сформированности компетенций можно оценить, исходя из результатов Интенсива «Я учитель – 2020»[2], и спланировать мероприятия по работе над собственной квалификацией.
Цифровая трансформация ведет за собой масштабное техническое оснащение школ, но начинать работать можно с имеющимся инструментарием, а значит, учителю необходимы: пользовательские навыки, умение применять цифровые технологии для разных форм и видов образовательной деятельности, владение расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов для образовательного процесса.
Каждый учитель видит мир через свою предметную область. На что я могу влиять в условиях переустройства? Какими рекомендациями я готова поделиться для обеспечения результативного преподавания в и вне класса.
2. Обеспечение связи цифровых образовательных ресурсов с данными, контентом, ресурсами, позволяющими расширить, восполнить недостающие знания и информационное поле (Учи.ру, ЯКласс, РЭШ, Сдам ГИА и т.д.).
[1] ISTE стандарты, 2009-2017, iste.org/standards
[2] Интенсив. Я учитель - 2020. Материалы для развития педагогических компетенций education.yandex.ru/uchitel/intensiv
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.