Изменения,происходящие сегодня в школе, требуют совершенно нового подхода к проведению уроков. Важно реализовать принцип личностно-развивающего образования, развивать коммуникативные навыки.
Разработка урока по русскому языку " Какие бывают словари..." предназначена учащимся четвертого класса. Провести его можно в третей или четвертой четверти. когда учащиеся знают уже другие словари: орфографический, толковый. Цель данного урока- ознакомить с разными видами лингвистических словарей, совершенствовать навыки работы со словарями. На данном уроке учащиеся выполняют практические и творческие задания с использованием пяти видов словарей: Фразеологического, этимологического, антонимов, синонимов, паронимов.Предусмотрена самостоятельная работа с последующим выступлением и творческие задания. Можно использовать меньше словарей,если класс маленький, а часть заданий выполнить на следующем уроке. Работают учащиеся в группах ( парах). На дом дается творческое задание.
На данном уроке учитель подводит урок по ознакомлению с таким важным источником знаний как словарь, побуждает учащихся к активной деятельности а не к пассивной работе.
Разработка.docx
Какие бывают словари? Лексическое значение слов.
Цели: - формировать знания о видах словарей;
-развивать умения применять полученные знания на практике;
-совершенствовать умения работать в сотрудничестве;
Приемы и пособия: кластер, вопросительные слова ,рондо, готовый план,
словари, синквейн .
Стадия вызова:
1.Сегодня на уроке мы познакомимся с такими книгами, которые очень
помогают учащимся в учебе на протяжении всех лет. Что это за книги?
( Учащиеся называют разные источники .Кто-то ,возможно, назовет
словарь)Что вы знаете о словарях? Какие это книги? Обсудите это в
группе(или в паре) и сообщите классу. А вот как толковый словарь
объясняет слово словарь. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Стадия содержания:
1.Для дальнейшей работы вы получите словари .У нас пять групп(или
пар),словари у всех будут разные ;фразеологический словарь
,этимологический словарь, словарь синонимов, словарь антонимов ,словарь
паронимов. Внимательно познакомьтесь со словарями и составьте рассказ
по плану. Один из группы готовиться к выступлению. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
2.Давйте сделаем выводы , составим вместе кластер .(ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)
3.Выполнение практической части. Каждая группа (или пара)получает
задание соответственно своему словарю. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4) Приложение № 4
А)словарь антонимов: подберите антонимы к слову свежий в данных
словосочетаниях
Свежий воздух…, свежий огурец…, свежая рыба…,свежие цветы…,свежая
газета…,
свежий хлеб… , свежее белье…
Б)Словарь синонимов :замените выделенные слова синонимами с Ъ и Ь
знаком
Ночью разыгрался буран. На стене висит афиша. Туристы приблизились к
озеру. Пчелы жужжат в домике. Спорт укрепляет организм. У входа в дом
посадили цветы. В костер побросали сухие ветки.
В) Словарь фразеологизмов: подберите к данным фразеологизмам
синонимы
Сквозь землю провалился…,одержал победу…,промок до последней
ниточки…,водил за нос…,заморил червячка…,работал не покладая
рук…,работал спустя рукава…
Г)Словарь паронимов: составьте словосочетания из данных ниже слов с
паронимами из скобок
…хвост,…суп ,…чешуя,…глаз,…кости,…фарш,…стол,…котлета (рыбный-
рыбий).
Д)Этимологический словарь: из какого языка пришли в русский язык данные
слова(указать страницы в целях экономии времени)азбука-с.24,карандаш-
с.188,коньки-2о8,рубль-с394,топор-с.446,карамель-с.188.
Стадия рефлексии.
1.Познакомившись со словарями и выполнив задания, составим синквейн
(стих из 5строчек): схема
1строчка-слово существительное Словарь
2строка- два прилагательных Какой словарь?
3строка -три глагола Что делает? Для
чего он нужен?
4строка-предложение из 4 слов Кто он ,что он для
ученика ?
5строка-1 слово-существительное. ( Приложение №5) Дома: напишите рассказ по аналогии, используя рондо(рондо-
повторяющиеся через определенные эпизод ы предложения )тексты
получают все учащиеся(Приложение №6)
Приложения-ответы для справок.
К Приложению №4:а-
спертый,соленый,тухлая,повядшие,вчерашняя,черствый.грязное.
Б- вьюга, объявление, подъехали, улье ,здоровье
,подъезда, сучья.
В-
ИСЧЕЗ,ПОБЕДИЛ,НАСКВОЗЬ,ОБМАНЫВАЛ,ПЕРКУСИЛ,ХОРОШО,ПЛОХО.
Г-РЫБИЙ.РЫБНЫЙ,РЫБЬЯ, РЫБИЙ,РЫБЬИ,РЫБНЫЙ рыбный,
РЫБНАЯ
Приложение № 1.
Словарь - это книга, содержащая перечень слов, расположенных в
определенном порядке (обычно по алфавиту) с толкованиями на том же
языке или с переводом на другой язык. Французско-русский .Толковые
словари русского языка. Словарь языка Пушкина.Толковые словари
русского языка. (Словарь русского языка в четырех томах ,т. 4 с 299).
Приложение № 2.
План для составления рассказа.
1.Как называется словарь ?
2.Кто составил его?
3.Сколько слов в словаре?
4.Когда и где издан словарь?
5.Как расположены слова?
Приложение № 3
Давайте составим кластер.
Неразложимые словосочетания близкие по значению слова, но
разные по написанию
Фразеологический
Синонимов Паронимов
СЛОВАРИ
Однокоренные слова,
но с разными суффиксами
Этимологический
антонимов
происхождение слов
1.Словарь.
противоположные по значению слова
Приложение № 5.
Синквейн.
2.Научный, нужный.
3 .Помогает, объясняет, подсказывает.
4.Словарь - верный друг ученика
5.Помощник!
Приложение № 6
Рассказ по типу рондо.
Хорошая книга - словарь.
За окном светит солнце. А я сижу за столом и делаю уроки. Вон
Петька машет лыжной палкой и зовет кататься на лыжах , А у меня
еще английский ждет. Беру словарь, нахожу слова, и задание
получается быстро.
Ура! Хорошая книга-словарь! Бегу на улицу. Идем с Петькой около клуба на горку кататься. А там
висит афиша. Приезжают клоуны, жокеи, эквилибристы. Клоуны- это понятно
кто. Жокеи- это наездники. А кто такие эквилибристы? Катаюсь на горке, а в
ушах свистит: «Эквилибристы! Эквилибристы!». Замерз. Бегу домой. Беру
толковый словарь и нахожу «Эквилибристы-артисты, выполняющие
упражнения на канате».
Ура! Хорошая книга – словарь!
Использованные словари:
Александрова З.Е. Словарь антонимов русского языка.М.Рус.яз.,1993.
Вишнякова О.В. Паронимы в русском языке М.,1974.
Львов М.Р. Словарь синонимов русского языка.М.,Рус.яз.,Высшая
школа,1988.
Шанский Н М. Краткий этимологический словарь русского
языка.М.,Просвещение,1975.
В.А.СУХОМЛИНСКИЙ О РОЛИ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПЕДАГОГИКА ВСЕ БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСУЕТСЯ
ПРОБЛЕМАМИ НОТ (НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТРУДА ) В ШКОЛЕ. В ОСНОВЕ НОТ
ЛЕЖИТ РУКОВОДСТВО УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ, ПРОЦЕССОМ
ОВЛАДЕНИЯ, УГЛУБЛЕНИЯ, ЗАКРЕПЛЕНИЯ ,ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ, РУКОВОДСТВО
УМСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ.
Есть знания о закономерностях окружающего мира и есть знания и
умения, необходимые ребенку для того, чтобы учиться. Никто не станет
отрицать, что в начальных классах учащиеся делают большие шаги в своем
развитии. Все, что происходит с ним в первые дни нахождения в школе
,сказывается на дальнейшей его учебе. Тут учитель делает все, чтобы
учащиеся овладевали инструментами , с помощью которых они бы
научились учиться, нашли место в коллективе. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЭТО НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ. Вот здесь возникает разрыв
между начальными классами и дальнейшими ступенями.
Эффективность умственного труда, т.е, мышление учащихся в большей
мере зависит от его здоровья, подготовленности ,памяти Процесс
воспитания и обучения - творческий процесс. Опытный учитель не
планирует заранее, кого спросить на уроке. Другое дело-вопросы для
проверки знаний. Над ними надо думать заблаговременно. Здесь педагог
сталкивается с такими тонкими вещам , как индивидуальные особенности
мышления ,интересы ,увлечения. Нет ничего более живого и бесконечно
меняющегося ,подвижного , чем умственный труд учителя и ученика.
В.А.Сухомлинский отмечает ,что, готовясь к уроку, учитель продумывает
материал урока именно с этой точки зрения-открыть перед учащимися незаметные с первого взгляда узелки, в которых рождаются вопросы. А
вопросы – это стимул, пробуждающий желание знать. Как подвести
учеников к вопросу? Для этого надо при подготовке к уроку продумать, что
на уроке объяснить до конца, а что оставить недосказанным.
Недосказанность заставляет мыслить учащихся.
По мнению Сухомлинского, одним из способов заставить учащихся
мыслить является самостоятельная работа .При этом надо учитывать, как
ученик усвоил тему , т.е. дифференцировать задания так, чтобы слабый
смог его выполнить, а сильный задумался над выполнением. При
выполнении задания ученик должен испытать чувство удивления , что он
смог справиться с ним.
Чтобы развивать способности детей, считает Сухомлинский, нужно
переключаться с одного вида деятельности на другой, сохраняя
информацию. Наблюдения показали, что ум, – свойство, не навсегда данное
природой. Задача заключается в том, чтобы развить ум ребенка. Как это
сделать? Используя различные упражнения, найти для каждого ребенка
режим работы. Важно развивать чувственные формы познания: ощущения,
фантазию, воображение. Хороший результат дают прогулки на природу, где
ребенок удивляется, изумляется.
В руководстве умственным трудом, т.е. развитием мышления на
уроке особое место занимает проблема интереса. Чем интереснее ребенку
то , что изучается, тем глубже усваиваются знания. Интерес-это особая
эмоциональная окраска мыслей, сопутствующих процессу овладения
знаниями. От яркости этой окраски зависти очень важная черта
умственного труда - умение пользоваться теми знаниями, умениями и
навыками, что хранятся в памяти. Учение должно быть увлекательным,
интересным. Но это не значит, в любом материале надо искать что-то
занимательное. Зависит от того, как учитель умеет определить
соотношение нового с усвоением раньше.
Костяком, на котором строится умственное развитие, является
овладение практическими умениями и навыками, без которых невозможно
представить процесс обучения. Их всего пять:1)наблюдать явления
окружающего мира;
2)думать ; 3)выражать мысли о том, что наблюдаю, вижу, делаю;4)читать;
5)писать.
Из всех умений следует выделить особо умение бегло, выразительно,
осознанно читать . Так, умение бегло, выразительно, сознательно читать
ученик 3 класса должен овладеть в конце первого полугодия. Если ученик не
овладел умением бегло и осознанно читать, то для него будет очень трудно
учиться в дальнейшем по многим предметам. К сожалению , беглое
осознанное чтение не становится полуавтоматичесим процессом, т.к все
силы у ученика идут на сам процесс чтения .У него не остается сил для
того, чтобы понять смысл
Не менее важным является развитие навыка бегло писать, так как в
средних и старших классах учащиеся выполняют большие по объему творческие работы. 1 этап овладением бегло писать завершается во 2
классе,2 этап заканчивается в 4 классе. Овладение умениями писать
сочинение делится на два этапа: первый этап подготовительный, т.е. после
овладения умением беглого письма, а 2 этап продолжается в 4 классе. .
А умение сопоставлять, сравнивать, противопоставлять предметы,
явления, умения удивляться , слушать и слышать учителя и окружающих?
Без овладения этими умениями просто невозможно учиться .Всеми этими
процессами учитель владеет сам и обучает своих учеников.
По мнению В. А. Сухомлинского ,учитель должен думать о теоретическом
материале, который он излагает, и в то же время наблюдать за умственным
трудом школьников, видеть, думать и анализировать их внимание, интерес,
волевые усилия .Если учитель умеет думать о материале урока и о детях,
если он готов изменить намеченный план урока, то класс у него в руках
.Творчески работающий учитель знает намного больше, чем его ученики.
Учитель, который знает лишь то, что он излагает, то он не может видеть
класс, настроение учащихся, следить за умственным трудом.
Нельзя рассчитывать на хорошие знания, если задание дается в последнюю
минуту, при чем указываются только стр.,параграф и №№..Дом.задание это
-развитие, углубление знаний, важное условие мыслительной деятельности.
Особое внимание требуют индивидуальные домашние задания слабым
учащимся и сильным. Если их нет, то это ,значит, учитель подходит
формально к заданиям. Значит, учитель не изучает способностей ученика.
Такой вид домашнего задания не развивает мыслительную деятельность, а
учащиеся многое после урока забываю , Сухомлинский отмечает, что
умственный труд невозможен без сохранения знаний в памяти, без умения
быстро находить в памяти то, что нужно в данный момент,т.е . невозможен
умственный труд. Значит, нужно не просто зубрить, а учить с пониманием.
Этому тоже учит учитель.
Полноценный умственный труд- это осмысление, запоминание на основе
глубокого запоминания, которое возможно только при целенаправленной
работе учителя. Вот одна важная черта целенаправленного руководства
умственным трудом :опытные учителя на практике осуществляют
классическое правило Аристотеля-мышление начинается с удивления
Удивление у учащихся может вызвать эмоциональный вопрос . А удивление-
могучий источник желания знать. Ум ,способный к успешному овладению
знаниями, сообразительность, по мнению Сухомлинского, это свойство не раз
и навсегда данное природой, а изменяющееся, зависящее от среды, в
которой находится ребенок, от его здоровья ,от характера отношений к
своему я, от отношения учителя к работе .Ребенок навсегда может остаться
несчастным, если школа не выполнит свою гуманную миссию. Задача
заключается прежде всего в том, чтобы развить ум ребенка. Как это делать?
Это прежде всего умственные упражнения, многолетняя кропотливая работа,
требующая большого терпения и выдержки учителя.
Из всего сказанного выводы:
1)Учитель –важный движитель развития мышления учащихся 2)Мышление начинается с удивления ;
3)Учить учиться;
4)Чтение- краеугольный камень мыслительной деятельности учащихся;5
)Здоровье учащихся-важный фактор развития мышления.
Литература: Сухомлинский В .А. Избранные педагогические сочинения: В 3-Х
т.Т.3-М.:Педагогика,1981,с.148..
Какие бывают словари... (русский язык, 4 класс).
Какие бывают словари... (русский язык, 4 класс).
Какие бывают словари... (русский язык, 4 класс).
Какие бывают словари... (русский язык, 4 класс).
Какие бывают словари... (русский язык, 4 класс).
Какие бывают словари... (русский язык, 4 класс).
Какие бывают словари... (русский язык, 4 класс).
Какие бывают словари... (русский язык, 4 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.