Технологическая карта открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имени существительного"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок соответствует ФГОС НОО. Продемонстрирован системно-деятельностный подход, различные формы и методы работы с учениками.
Иконка файла материала технологическая карта урока.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Бабий Нина Николаевна.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных».

Класс: 2а.

Цель урока: первичное усвоение нового знания и способа действия при изучении темы: «Единственное и множественное число имен существительных».

Задачи урока: формировать представление об изменении имен существительных по числам; употреблять в речи формы единственного и множественного числа; способствовать развитию памяти, внимания, мышления, развитию речи обучающихся; воспитывать интерес к урокам русского языка, культуру речи, уважение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: определять грамматический признак имен существительных - число; изменять имена существительные по числам.

Личностныеформирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; учебный интерес к новому учебному материалу.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

познавательные:

·         Осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;

·         Осуществлять синтез как составление целого из частей;

·         Осуществлять обобщение изученного;

·         Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

регулятивные:

·         Осуществлять волевую саморегуляцию;

·         Принимать и сохранять учебную задачу;

·         Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

·         Осуществлять пошаговый контроль;

·         Осуществлять самооценку учебной деятельности.

коммуникативные:

·         развивать умение слушать и понимать других;

·         строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

·         уметь работать в паре;

·         владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, вхаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Личностные

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 

Образовательная задача этапа урока: Самоопределение обучающихся к учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

 

«Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Мы за парты тихо сели

И учиться захотели…

 

 У нас сегодня на уроке гости. Я думаю, сегодняшний день принесёт нам и нашим гостям радость общения друг с другом.

Скажите, каким вы хотите видеть наш урок. А хотите узнать что-то новое?»              

Правила  посадки, запись  числа с комментированием.

Приветствуют. Проверяют свою готовность к уроку.

 

 

 

 

Высказывают мнение по данному вопросу. Уточняют о грамотности относительно урока русского языка.

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

Проектор, компьютер, презентация.

 

 

Р-осуществлять волевую саморегуляцию.

 

 

К- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

 

Образовательная задача этапа урока:

Актуализация имеющихся знаний и фиксирование индивидуального затруднения в выполнении пробного действия.

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный (проблемная ситуация)

 

Словесный (беседа)

 

Актуализирует имеющиеся знания через беседу.

     Ребята, и сегодня на уроке мы продолжим раскрывать и изучать тайны и богатства русского языка. Итак, начнем…

      Посмотрите внимательно на доску, нам даны слова с пропущенной буквой, ваша задача: найти в своей тетради карточку с данными словами, вставить пропущенную букву, определить орфограмму.

              Отец, город, Москва, воробей, дорога.

Ребята, слова на какую орфограмму вам даны? (правописание слов с непроверяемой гласной в корне слова). Какую гласную во всех этих словах вы вставили? (о). Посмотрите на слова, все ли гласные у нас непроверяемые? (воробей). Как проверим гласную во втором слоге (подберем проверочное слово, воробушек). Если вы вставили во все слова гласную «О», значит с заданием вы справились».

Создание  проблемной ситуации.

«Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные   открытия.

Слайд (дана таблица, без слов, слова рассыпаны на доске)

книга, книги, конфета, конфеты, альбом, альбомы.

Ребята, посмотрите на экран, в моей таблице все было в порядке, но произошла какая-то ошибка, мои слова рассыпались из таблицы.

Помогите мне распределить эти слова на две группы. Но, для начала, нам необходимо во всем разобраться.

Что мы видим на экране?  (слова).

Что объединяет все эти слова? Какой частью речи являются эти слова? (Это все имена существительные) Учитель на доску прикрепляет табличку «Имя существительное»

Подумайте, по какому еще признаку мы можем разделить эти мена существительные на 2 группы и распределить их по столбикам? (Слова, которые обозначают один предмет и много предметов).

Какие слова мы отправим в первый столбик? Сколько предметов обозначают эти слова? (один)

Слова, которые обозначают один предмет, находятся в единственном числе. Учитель на доску прикрепляет табличку «Единственное число».

Слово «единственное» образованно от слова один, это слова, которые обозначают один предмет.

Какие слова у нас остались? (слова, которые обозначают много предметов). По какому признаку мы их объединили? Слова, которые обозначают много предметов, это слова, которые находятся во множественном числе. Учитель на доску прикрепляет табличку «Множественное число». Это слово образованно от слова много.

Существительное может обозначать один предмет или много предметов. То есть, может ли меняться число имени существительного?  (да, число имени существительного может меняться). Значит это изменяемый признак имен существительных. Учитель на доску прикрепляет табличку «Изменяется по числам».

 

Обобщение знаний об имени существительном.

 

 

Выполняют словарную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектор, компьютер, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки «Число имени существительного».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р-принимать и сохранять учебную задачу.

К- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

П-Осуществлять обобщение изученного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный интерес к новому учебному материалу.

3.Выявление места и причины затруднения.

Образовательная задача этапа урока:

Выявить тему и цель урока.

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

Словесный (беседа)

Организует выход из затруднения.

«Так по какому признаку мы распределили по столбикам эти слова?

Сформулируйте тему урока.  Учитель на доску прикрепляет табличку «Число».

 

 

 

А что бы вы хотели узнать и чему хотели бы вы научиться на уроке? Поставьте цель урока.

 

 

 

 

 

- Сегодня мы на уроке узнаем, как определить ед. и мн. число имен существительных, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

 

Отвечают на вопрос.

 

Формулируют тему урока: Число имен существительных.

Формулируют цель урока: познакомиться с числом имен существительных.

Ф

 

 

 

Ф

Проектор, компьютер, презентация.

 

 

К- Владеть диалогической формой речи.

 

Р-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.

 

Учебный интерес к новому учебному материалу.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Образовательная задача этапа урока:

Построить проект (план своих действий)

Практический (упражнение)

Организует построение плана своих действий через задание расположить задачи урока в правильной последовательности.

Составляют план своих действий:

1. Узнать, какие бывают числа у имен существительных;

2. Научиться определять различия между числами имен существительных;

3. Распознавать число имен существительных в устной и письменной речи.

4. Научиться изменять имена существительные по числам.

Ф

Магнитная доска.

 

 

К- Владеть диалогической формой речи.

 

Р-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации

Учебный интерес к новому учебному материалу.

5.Реализация построенного проекта.

Образовательная задача этапа урока:

Выполнить построенный план своих действий для открытия нового знания.

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный (беседа)

 

 

Практический (упражнение)

Словесный (беседа)

Выполняет работу по выполнению построенного плана.

«Какой первый пункт нашего плана? Ребята, посмотрите на схему, которую мы составили совместно с вами в начале урока. Какой вывод мы уже можем сделать по открытым нам знаниям?

 

Мы сделали с вами выводы, давайте проверим их правильность с мнением ученых, авторов нашего учебника. Прочитайте рубрику «Сведения о языке» (с. 61)/ правило.

Наши выводы совпали?

Достигли ли мы первого пункта нашего плана. Оцените себя в таблице успеха по пятибалльной шкале.

 

Какой следующий пункт нашего плана? Ребята, а вы можете отличить имена существительные в единственном и множественном числе? Как их отличить?

(Наводящий вопрос: Сколько предметов обозначает имя существительное в единственном числе? Множественном?)

Оглянитесь вокруг, назовите предметы в классе в ед. и мн. числе.

 

 

 

Кто сможет сделать вывод: в чем сходства и различия чисел?

 

Достигли ли мы второго пункта нашего плана. Оцените себя в таблице успеха по пятибалльной шкале».

 

 

Отвечают на вопрос. Делают вывод.

 

 

 

Читают правило.

 

 

 

Оценивают работу на данном этапе урока.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Дети называют предметы вокруг и указывают число.

Делают вывод.

 

 

Оценивают работу на данном этапе урока.

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

И

Ф

 

 

 

 

И

 

 

Ф

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

Ф

 

 

И

 

 

 

Схема.

 

 

 

 

Учебник, стр. 61.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица успеха- самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица успеха- самооценка.

Определять грамматический признак имен существительных – число.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определять грамматический признак имен существительных – число.

К- Владеть диалогической формой речи.

П- Осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

Р- Осуществлять пошаговый контроль.

Р-принимать и сохранять учебную задачу.

К- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

 

 

Р- Осуществлять пошаговый контроль.

 

Учебный интерес к новому учебному материалу.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Образовательная задача этапа урока:

Организовать усвоение нового знания в типовых заданиях с сопровождением во внешней речи.

Практический (упражнение)

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический (упражнение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический (упражнение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический (упражнение)

Организует работу по определению числа в устной речи.

«Какой следующий пункт в нашем плане? Давайте выполним следующее упражнение: вам необходимо встать, я буду называть слова-имена существительные, если прозвучит слово в форме единственного числа, вам нужно присесть, а если в форме множественного - поднять руки наверх. Есть ли вопросы? Приступаем!

Слова: дом, лошади, дверь, буквы, кот, жуки, слон, дороги, уж, ученики.»

 

Организует работу по учебнику, направленную на определение числа имен существительных.

«Обратите внимание на упр. 108, стр. 61. Прочитайте задание. Что необходимо выполнить?

 (Работа в тетради.) Выполняем первую строчку.

 

Научились ли мы распознавать число имен существительных в устной и письменной речи? Достигли ли мы третьего пункта нашего плана? Оцените себя в таблице успеха по пятибалльной шкале».

 

Организует парную работу по изменению имен существительных.

« Какой пункт плана по достижению цели остался не выполнен?

Работа в паре.

Ребята следующее задание, вы будете выполнять в паре. Давайте вспомним с вами, правила работы в паре.  Вам необходимо заполнить таблицы. Посмотрите внимательно, какие слова Вам необходимо написать?

Ягода –­­­­­­­­­­­­­­­______________

_____________- машины

Дом - ________________

_____________- деревья».

 

Организует самопроверку через документ-камеру.

 

«Давайте проверим сравним работу, а если будут ошибки, исправим их.

 

Ребята, также над каждым словом необходимо указать число имени существительного. А как мы будем указывать число имени существительного? (Над словами, простым карандашом, используя сокращения):
                               ед.ч., мн.ч.

-Ребята посмотрите еще раз на эти слова.

Что изменилось в словах? (окончание /изменилась форма слова)

Какой вывод мы можем сделать?

 

Оцените себя: достигли ли вы четвертого пункта плана урока?»

 

Выполняют задание в форме физкультминутки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают себя.

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах, выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют себя.

 

 

 

 

Определяют число имен существительных.

 

 

 

 

 

 

Формулируют вывод.

Оценивают себя.

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник, стр. 61, упр. 108.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка «Изменение по числам».

 

 

 

Документ-камера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица успеха- самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица успеха- самооценка.

Определять грамматический признак имен существительных – число.

 

 

 

 

Определять грамматический признак имен существительных – число.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменять имена существительные по числам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определять грамматический признак имен существительных – число.

П- Осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

П- Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

К- Владеть диалогической формой речи.

 

 

 

Р- Осуществлять пошаговый контроль.

 

 

 

 

 

 

К- уметь работать в паре.

К- Владеть диалогической формой речи.

П- Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Р- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.

 

 

 

Р- Осуществлять пошаговый контроль.

 

Учебный интерес к новому учебному материалу

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Образовательная задача этапа урока:

Проверить на основе эталона изученные  способы действия.

Практический (упражнение)

Организует самостоятельную работу по учебнику: стр. 62, упр. 109 (2).

«Сейчас вам необходимо самостоятельно в тетради выполнить упр. 109 под цифрой 2. Внимательно прочитайте задание и приступайте к выполнению».

 

 

Организует взаимопроверку по эталону.

«Обменяйтесь тетрадями, проверьте своего товарища по слайду. Если нет ни одной ошибки - нарисуйте на полях синий восклицательный знак,  если есть ошибки- красный».

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

Выполняют взаимопроверку.

И

 

 

 

 

 

 

 

П

Учебник-стр. 62, упр. 109.

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Восклицательный знак-взаимооценка.

Изменять имена существительные по числам.

Определять грамматический признак имен существительных – число.

П- Осуществлять обобщение изученного.

 

 

 

 

Р- Осуществлять пошаговый контроль.

 

 

Учебный интерес к новому учебному материалу

8.Включение нового в систему знания.

Образовательная задача этапа урока:

Выявить границы применяемости нового учебного действия в типовых заданиях.

Словесный (беседа)

Организует обобщение изученного материала через беседу.

«- Какое открытие сделали на уроке? 

- Ребята, как могут изменяться имена сущ.?

- Сколько предметов обозначают имена существительные,   употребляемые в единственном числе?

-А употребляемые во множественном числе?

- Считаете ли вы, что эти знания вам пригодятся в жизни? Почему? Когда? Зачем?

- Все ли было вам понятно?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- Какие задачи для достижения цели мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы их?

-А достигли ли мы цели урока? »

Отвечают на вопросы.

Ф

 

 

 

П- Осуществлять обобщение изученного.

К- развивать умение слушать и понимать других.

 

Учебный интерес к новому учебному материалу

9.Рефлексия к учебной деятельности.

Образовательная задача этапа урока: Самооценка обучающихся к учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Организует самооценку учебной деятельности через рефлексионную мишень.

 

«Ребята, настало время подвести итог нашего урока. Посмотрите на вашу таблицу успеха, вспомните наш урок. У вас на столах лежат карточки с мишенью, оцените себя».

 

Информация о домашнем задании:

«Домашнее задание: стр. 62, упр. 110. Спасибо за урок! До встречи!»

Оценивают свою работу на уроке.

Ф

И

 

«Рефлексионная мишень»- самооценка.

 

Р- осуществлять самооценку учебной деятельности.

К- владеть диалогической формой речи.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.