Конспект урока русского языка в 9 классе "Наречие. Закрепление знаний".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Наречие 9 класс.docx

Конспект урока русского языка в 9 классе.

Тема. Наречие. Закрепление знаний.

Цель урока: закрепить изученный материал по теме «Наречие»

Задачи урока:

Образовательная: обобщить и расширить сведения о наречии как части речи; повторить орфограммы, связанные с изучением наречий. Продолжить формирование орфографической зоркости учащихся.

Развивающая: развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы; развитие таких мыслительных операций как сопоставление, классификация, анализ;

Воспитательная: воспитывать уважение к русскому языку; воспитывать наблюдательность во время работы над словом, текстом при выявлении групп орфограмм.

Предметные цели и задачи:

- развитие орфографических навыков;

- расширение словарного запаса;

- развитие умений монологической речи.

Метапредметные:

-формирование мотивации к учебе;

-формирование навыков работы самостоятельно и в группах;

-формирование навыка планирования и регуляции своей деятельности;

- формирование умений анализа и обобщения (высказывание своего мнения и его аргументирования ).

Личностные:

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; способность вести диалог с другими, достигать в нем взаимопонимания

Ход урока:

Орг.момент.

- Сядет тот, кто заменит фразеологизм наречиями.

Битый час – долго,  на краю света – далеко.

Бок о бок – рядом, ни свет ни заря – рано.

На вес золота – дорого, во все горло – громко.

Душа в душу – дружно, мчаться во весь дух – быстро.

Положа руку на сердце – честно хоть пруд пруди - много

Рукой подать - близко

Сегодня урок начнем с прослушивания стихотворения.

- Вы послушайте и скажите, каким чувством наполнено оно?

Замедленно, почти что на весу,

Плывут снежинки тихо, беззаботно.

Ловлю – они повсюду – на носу,

На лбу, ресницы трогают щекотно!

Мороз кусает! Что его укус –

Знакомые проделки и повадки!

Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –

Пломбиры, восхитительны и сладки! (Осип Беленький).

- Каким чувством проникнуто стих-е? ( радость, счастье, восторженность)

- Ребята, а вы заметили в этом стих- и какое – то необычное слово? (пломбирны).

- Есть ли такое слово в русском языке? (нет)

- Значит его придумал сам автор. Это авторский неологизм.

- Как вы думаете, почему снежинки именно пломбиры? (холодные, как пломбир)

III. Определение темы и цели урока.

- Обратите внимание: слов какой части речи много в первом четверостишии ?

- Назовите наречия. (замедленно, почти, на весу, тихо, беззаботно, повсюду, щекотно)

- Посмотрите, в одной строфе автор использует 6 наречий.

- Итак, какова тема урока? Уточните тему урока.

- Запишите в тетрадях число, классная работа, тема.

- Как вы думаете, какова цель урока?

Опрос.

- Опрос начнем с теоретической части, а потом повторим орфограммы.

- Я начинаю, вы продолжаете. ( Наречие – это ….)

Упражнения на закрепление.

1.Орфографический диктант. ( один ученик работает у доски, комментирует написание, остальные работают в маршрутном листе).

Вскач…, сплош…, н…кто не виноват, (кое) где, н…куда идти, холодно ( по ) зимнему, (по) зимнему лесу, горяч…, ещ…, певуч…, читать (по) французски, упасть навзнич…

Назовите орфограммы, которые встретились в этом диктанте.

- Когда пишется мягкий знак на конце наречий после шипящих?

- Когда в приставках пишется Е, а когда И?

- Когда наречия пишутся через дефис?

2. Распределительный диктант.

Распределить слова в 2 столбика. ( Первый вариант выписывает наречия с буквой О, 2.второй вариант с - А.)

Ребята, посмотрите на запись на доске. Скажите, на какую орфограмму даны эти наречия?

- Когда на конце наречий пишется О, а когда А?

Добел…, досрочн…, извилист…, изредк…, слев…, сбивчив…, снов…, наглух… .

3. Цифровой диктант.( НЕ слитно, НЕ раздельно).

Когда НЕ с наречиями пишется слитно, а когда раздельно?

Неслучайно произошло, 2. Расположились недалеко, 3.совсем не хорошо обошлись, 4. Бежали не быстро, а медленно, 5. Неряшливо одет, 6.вовсе не глупо, 7. Небрежно сделано, 8.не дружелюбно, а враждебно, 9.немало испытал, 10. Ничуть не глубоко.

4. Игра «Корректор». Прочитаем предложения. Какие слова не понятны? Найдите ошибки.

Утро было чудесное. Пушистый снег укрыл всю землю. Лес был мохнатый, белый, а над ним не ярко синело зимнее небо. Мы шли по тропинке через мелколесье. Кое где по сторонам возвышались старые сосны, сплош усыпанные снегом. Тихо тихо в лесу. Вот неслышно, по кошачьи ступают по рыхлому снегу чьи-то лапы. Изредко донесится откуда нибудь треск дерева.

5. Ребята, какую орфограмму еще не повторили? (Н, НН в наречиях)

- От чего зависит написание Н, НН в наречиях?

Вставить одну или две НН в словах с пропущенными буквами.

Ученики в своих знаниях увере( н, нн) ы,

В классе они отвечают увере (н, нн)о.

Домашнее задание

1. Составить словарный диктант по изученным орфограммам (не менее 30 слов).

2. Переписать, исправив ошибки..

1. С начала сентября воздух начинает понемногу холодеть. 2. Утром вы замечаете, что трава чуть(чуть) побелела. 3. Лужи сплош….. засыпаны листьями. 4. Осенние мелкие дожди совсем не похожи на летние: они идут беспреста…о, и земля не просыхает скоро. 5. Ветер дует (без)устали, разнося далеко(далеко) созревшие семена деревьев. 6. Листья на деревьях начинают кое(где) желтеть. 7. Поля мало(помалу) тоже желтеют. 8. Лишь по(прежнему) зеленеет оземь.

Подведение итогов. Рефлексия.