План-конспект урока "Корень как часть слова"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка плана-конспекта урока по русскому языку.
Иконка файла материала конспект Корень как часть слова.docx

План-конспект урока по теме

                                     «КОРЕНЬ КАК ЧАСТЬ СЛОВА»

 

Предмет:  русский язык

Класс: 2

Тема и номер урока в теме: «Корень как часть слова», №1

Цель урока: формирование умения выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова

предметные:

- познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»;

  наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.

метапредметные:

- определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно;

- выполнять задания в соответствии с планом (алгоритмом);

- сравнивать, анализировать, делать выводы;

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

личностные:

- освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: .

 

Структура и ход урока:

1.Организационный момент. (Психологическая установка на урок)                    Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.

ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ К УРОКУ.

 

2.Минутка чистописания.    

 

- Начнём наш урок с загадки.

   Загадка.

Оно на небосвод взошло
И смотрит к нам в оконце.
Оно нам дарит свет, тепло.
Всегда пусть светит...(Солнце)

 

-Ребята, у вас  на столах лежит солнышко. Возьмите его. Нарисуйте на солнышке свое настроение. Поделитесь своим настроением с соседом по парте. Подарите друг - другу «солнечную» улыбку.  Ребята, каждый день мы выполняем множество ролей. Сегодня мы станем исследователями. А что мы будем исследовать, вы узнаете в ходе урока.

 Удачи вам, ребята!

- С какой буквы начинается запись слова «солнце»?

- Пропишите заглавную и строчную буквы Сс в рабочей тетради. Назовите количество букв и звуков в слове «солнце». Запишите его, выделите орфограммы.

 

 

3.Мотивация к учебной деятельности

 

(Проблемная ситуация)

 

 

-Ребята, давайте посмотрим на доску и прочитаем стихотворение.

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

-Кто может ответить на этот вопрос? (Дети высказывают свои предположения)

-Давайте прочитаем вторую часть стихотворения.

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили?
Получается семь человек,
Семь «Я»!

 

- Ребята, так почему же семь – «Я»? (Дети высказывают свои предположения)

-Как по-другому называют членов семьи? (родственниками)

- О некоторых словах в русском языке тоже говорят, что они родственные. Как вы думаете, почему они получили такое название? (Дети высказывают свои предположения)

 

-Посмотрите, пожалуйста, на следующие слова. Давайте прочитаем их.

 

Снежок, морозный, Морозко, снежинка, морозит, снежная, мороз.

 

На какие три группы можно разделить эти слова? (1гр.: снежок, Морозко, снежинка, (предметы) мороз; 2гр.: морозный, снежная; (признак) 3гр.: морозит. (Действие))

 

- А как можно разделить эти слова на две группы?

 

(1гр.- снежок, снежинка, снежная; 2 гр. - Морозко, морозит, морозный.)

- По какому признаку вы разделили эти слова? (О.: Каждая группа включает в себя слова, которые имеют одинаковую часть.)

 

- Возьмите свой лист исследователя. Выполним задание 1. Посмотрите на рисунок. Что изображено? Каких частей растений не хватает? (Корня) Дорисуйте её.

- А как вы думаете, где еще мы можем встретить корень?

 

 

4. Постановка целей и задач урока

-Подумайте, как будет звучать тема нашего урока?  (Давайте выйдем и соберем ее на доске.)

 

-Чтобы узнать, на какие вопросы нам необходимо ответить в ходе урока, откройте учебник на странице 59.  Вверху страницы прочитайте выделенные вопросы.

·        Что такое корень слова?

·        Что такое однокоренные слова?

-Какую же цель на урок мы можем перед собой поставить? Для этого ответьте на вопрос «Зачем я пришел на урок?», при помощи записей на доске.

-Ребята, внизу рабочего листа у вас изображен отрезок. Начало его-  это наши знания в начале урока. В ходе урока мы будем стремиться к точке В. Что такое точка В? На нашем отрезке есть точки, это те ступени, которые нам нужно преодолеть. Мы прошли первую точку. Оцените свою работу по 5 бальной шкале.

 

5. Актуализация знаний.

 

а) Рубрика «Давай подумаем»

Работа с учебником стр. 59.

- Прочитай слова под картинками.

- Одинаковое ли значение у этих слов? (общее  значения слов – место, где живут)

- Чем эти дома отличаются друг от друга? (Своим размером)

 - Значит, домик – это…маленький дом, а домище - ….большой дом (каждое из этих слов имеет своё смысловое значение).

 

- Слова дом, домик и домище – это три формы одного и того же слова?

(Нет, каждое слово имеет свою форму)

 

- Что их ещё объединяет? (Они имеют общую часть –дом-)

 

- Может кто-то знает, как называется эта часть слова? (ответы и предположения детей: корень)

 

 

6.Первичное усвоение новых знаний

 

б)- Послушайте сказку и проверьте свои предположения.

                                                    СКАЗКА.

Много лет назад люди построили своё первое жилище и назвали его  ДОМ. Стали люди жить в этом доме.  Стали в этом доме появляться  новые слова. Столько новых слов выросло, сколько веток на деревьях. Все они очень похожи друг на друга, но в каждом слове есть что-то своё.

Удивились люди: как от корня дерево выросло, так и от слова ДОМ образовались новые слова. Общую часть всех этих слов назвали корнем. Слова и деревья от корня растут.

-Как называется общая часть слов? (корнем)

 

-Давайте проверим себя по правилу на странице 59. Что важного мы можем выделить из этого правила? Давайте впишем пропуски в задание № 2 в листе исследователя.

-Давайте сделаем вывод. Оцените себя. 

 

7.Первичная проверка понимания

 

-Я предлагаю вам выполнить задание 82. Прочитайте, что предстоит сделать?

Сделайте самостоятельно. Время на выполнение задания 3 минуты. 

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. На полях оцените работу вашего соседа. Обменяйтесь тетрадями.

                 Физминутка «Злую тучку наказали»

-Ребята, у вас под партами наклеены цветные карточки. Возьмите их. По цвету объединитесь в группы. Сейчас мы поработаем в группе. Кто мне подскажет, какие правила групповой работы вы знаете?

- Рассмотрим алгоритм работы в группе:

1. Прочитайте слова.

2. Определите, какое слово лишнее. Объясните почему.

3. Выпишите корень.

Время: 3 минуты работа, 1 минута представление.

 

Мы прошли еще один отрезок нашего пути. Оцените свою работу. Сделаем вывод.

 

8. Первичное закрепление (самостоятельная работа)

 

-Карточка с расселёнными родственниками.

screenshot

 

Итоги урока. Рефлексия

-Ребята, на какие вопросы мы ответили в ходе урока? Что нового вы узнали? Посмотрите и подумайте, достигли ли мы цель нашего урока?

 

-"Круг вопросов": В кругу задавайте вопросы о том, что было на уроке. Каждый ученик по очереди отвечает или задает свой вопрос.

ИЛИ

-"Солнечное дерево": На доске или на листе бумаги нарисуйте дерево. Каждый ученик прикрепляет к "листьям" дерева стикеры с тем, что он узнал на уроке, что ему понравилось или что осталось непонятным.

 

-Оценивание.

-Домашнее задание.

-Прощание.