Календарно-тематическое планирование
по музыке
для 3 класса
на 20-20 учебный год
Тематическое планирование по предмету «Музыка» составлено на основании:
· Государственного стандарта общего образования и его назначении о преподавании учебного предмета «Музыка» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).
· Программы для общеобразовательных учреждений 1-4, 5-8 классы «Музыка» под редакцией В.В.Алеева, Т.Н.Кичак. Издательство «Дрофа». Москва – 2003 г.
· Учебников:
В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений «Музыка». 3 класс. Издательство «Дрофа». Москва – 2005 г.
В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя «Музыка». 3 класс. Издательство «Дрофа». Москва – 2007 г.
В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь «Музыка». 3 класс. Издательство «Дрофа». Москва – 2008 г.
· Сборника песен Кузнецова В.В. Родная земля – 2-е издание., переработанное. – Ульяновск, 2007 г.
· Сборника нот «Музыкальная культура Симбирского края». Выпуск 2. Фольклорные песни. ИПКПРО. Ульяновск – 1998 г.
Важнейший метод, как программы, так и календарно-тематического плана — метод междисциплинарных взаимодействий — позволяет координировать содержание и технологию предмета с другими предметами для З класса. Вот некоторые проявления координаций. Русский язык — установление ассоциативной общности между речевыми и музыкальными знаками препинания, воспитание культуры речи на примере изучения текстов о музыке и музыкальных инструментах; введение в историю — включение историко-патриотических тем; окружающий мир — акцентирование проблемы, касающейся уважительного отношения к природе и к окружающему миру, воспевание красоты природы в произведениях искусства.
Помимо этого междисциплинарность наглядно представлена в учебнике по музыке на уровне создания художественного контекста (поэтического, изобразительного по отношению к музыкальному).
Главная тема года «О чем рассказывает музыка» значительно расширяет и углубляет музыкальное содержание курса для начальной школы. Подробно освещаются музыкально-историческая и патриотическая темы, связанные с героическим прошлым России и русского народа. Среди таких тем — «Дела давно минувших дней...», «Там русский дух... там Русью пахнет!», «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу..., «Что такое патриотизм?», «Русский национальный герой Иван Сусанин», «Вечная память героям. День Победы». Содержание этих тем направлено на воспитание у детей любви и уважения к родной земле, вере, обычаям, на формирование чувства ответственности, долга и чести, на укрепление силы духа.
В качестве литературно-исторических персонажей избраны выдающиеся личности, воспетые во многих художественных произведениях. Это пушкинский Руслан, русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, полководец Александр Невский, новгородский гусляр Садко, народный герой Иван Сусанин, наконец, весь русский народ, героически отстоявший нашу державу в годы Второй мировой войны.
Исторические темы преподносятся в опоре на принципы максимальной фактологической объективности и корректности.
Смысл понятия «патриотизм» раскрывается постепенно и последовательно от передачи чувства беззаветной любви к «родной стороне» («Протяжная песня Садко» из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»), через пример личного подвига во имя отечества («Жизнь за царя» М. Глинки) к отражению в музыке массового героизма русского народа (Д. Тухманов. «День Победы»).
Начиная с 3 класса, содержание курса включает материал, освещающий вопросы отечественной духовной музыки. Как указывается в программе, преподавание столь непростой темы в различных учебных заведениях не может быть одинаковым. Поэтому вводится минимальный объем текстового и музыкального материала, преподнося его преимущественно в историко-культурологическом плане.
Три темы, соответствующие четырем урокам («Рождество Твое, Христе Боже наш...» — 2 ч, «Колокольные звоны на Руси» — 1 ч, «Музыка в храме» — 1 ч), образуют целостный содержательный блок духовной направленности. При этом в русле данного блока лишь один из фрагментов текста строго соотносится с содержанием церковной музыки — это фрагмент, касающийся главных правил церковного пения (тема «Музыка в храме»). Остальной материал, рассказывающий о христианских обычаях и обрядах, освещает духовную традицию с точки зрения ее роли в жизни человека.
Значительному расширению и разработке подвергается тема, отражающая проблему музыкальной интонационности.
Интонационное своеобразие музыки раскрывается сквозь призму различных типов художественных образов, в первую очередь драматических и лирических. Так, драматические образы, отражающие напряженные события, борьбу (Л. Бетховен. «Гремят барабаны»), предстают через мужественные, решительные, волевые интонации. Лирическая музыка, выражающая чувства человека, его душевные переживания (В. А. Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром. II часть), предстает через светлые, спокойные интонации.
При освещении указанных тем немаловажное значение уделяется средствам музыкальной выразительности, которые наряду с музыкальной интонацией являются важнейшими носителями музыкального содержания. Драматические произведения, как правило, характеризуют минорный лад, напряженная громкостная динамика, «острый» ритм (часто за счет введения пунктира). Лирические произведения отличают спокойный темп, светлое ладовое наклонение, умеренная громкость.
Подобная типология (отчасти носящая условный характер) позволяет выделить и закрепить в сознании школьников наиболее характерные связи между музыкальными интонациями и средствами музыкальной выразительности, а также наиболее характерные особенности интонационно-образных соответствий, обусловленных содержанием музыкального произведения.
Содержание темы «Знаки препинания в музыке», закладывающей основы понимания строения музыкальной речи, рассматривается с двух точек зрения. Первая касается ее тесной координации с содержанием курса по русскому языку (смысловое значение различных знаков препинания). Вторая точка зрения отражает взаимодействие музыкальных знаков препинания с различными типами интонационности.
В З классе впервые представлены темы, затрагивающие вопросы содержания и строения музыкальных форм — трехчастной, вариаций, рондо, фуги (темы «В сказочной стране гномов», «Многообразие в единстве: вариации», «Бег по кругу: рондо», «Музыкальная имитация»).
Преподнесение материала осуществляется по принципу «от понимания сути явления — к выводу». Значительную роль в указанных темах играют рисунки художника, представленные в учебнике. Они воплощают главную смысловую идею.
Содержание З класса значительно расширяет знания учащихся о музыкальных инструментах (темы «Струнные смычковые инструменты», «Легко ли быть музыкальным исполнителем?»): внешний вид инструментов, выразительные особенности их сольного и ансамблевого звучания.
Изучая музыкальную сказку С. Прокофьева «Петя и волк», дети познакомятся с инструментами, представляющими группы деревянных духовых, а также некоторых медных и ударных инструментов.
Наконец, при прохождении темы «Картины, изображающие музыкальные инструменты» ребята получат знания о старинных инструментах — лютне, виоле да гамба, об их связи с жизнью и бытом людей прошлых эпох.
Начиная с 3 класса, тексты в учебнике увеличиваются; их объем внутри темы урока колеблется от половины до одной страницы. Это обусловлено возрастной динамикой учащихся, усилением их познавательной активности.
Формулировки определений предельно лаконичны и адаптированы для восприятия учащимися 8—9 лет.
Материалы рабочей тетради многокомпонентны. В ней представлены слова песен, изучаемых в З классе. (Такой же принцип был соблюден в 1 и 2 классах.) Песенный материал соответствует тематике программы и учебника для З класса. Народные и авторские песни, песни композиторов-классиков, предназначенные для разучивания, способствуют развитию у школьников чувства доброты, любви к окружающему миру, патриотизма (Ю. Чичков. «Родная песенка»; Г. Гладков. «Край, в котором ты живешь»; Л. Афанасьев. «Гляжу в озера синие» и др.).
Песенный материал приводится в соответствии с учетом певческих особенностей учащихся. Песни, предложенные для исполнения, представлены в удобной тесситуре (звуковысотный диапазон — от «си» малой октавы до «ре» второй октавы). В процессе работы над песенным репертуаром предполагается развитие певческих навыков, приобретенных учащимися в 1 и 2 классах (умение выполнять приемы lеgato и nоn lеgato, делать кульминацию во фразе). Новые задачи связаны с умением правильно распределять дыхание в более длинных фразах; исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, выполнять элементы двухголосия — подголоски, канон.
При работе с песенным материалом у учащихся должны формироваться навыки самостоятельной работы, проявляющиеся в выборе правильных интонаций, исполнительских приемов, средств музыкальной выразительности для убедительной передачи музыкальных образов (М. Глинка. «Ты, соловушка, умолкни»; В. Алеев. «Если дети верят в чудо...»; Я. Дубравин. «Добрый день»; А. Зацепин. «Волшебник»).
Многочисленные задания в рабочей тетради направлены на практическое освоение школьниками важнейших музыкальных понятий, представленных в учебнике. Выполняя задания в рабочей тетради, учащиеся узнают смысл понятий аккорд, подголосок, канон, кант.
Нотные фрагменты академических и песенных произведений, представленные в рабочей тетради, предназначены для проведения различных видов работы — изучения нотной грамоты, осмысленного интонирования, установления связи между прослушанным произведением и его графическим отражением в нотной записи.
Посредством зрительно-звуковых ассоциаций, через изучение фактуры ребята лучше усваивают специфические особенности важнейших средств музыкальной выразительности, характер движения мелодии, принципы организации полифонических приемов и форм. Изучая нотные примеры, ученики закрепляют понятия мажор, минор, музыкальный размер, тактовая черта, ритмический рисунок, «знаки препинания» и др. В целом в рабочей тетради можно выделить три типа заданий — репродуктивные, проблемные и творческие.
Репродуктивные задания связаны с так называемой блиц-проверкой знаний, полученных учащимися на уроках. Школьникам предлагается указать (вписать) имена выдающихся музыкантов- исполнителей, героев оперных спектаклей, дописать неполные названия музыкальных произведений.
Проблемные задания более обширны. Они направлены на поиск верного решения в рамках поставленной задачи. Среди них — многочисленные кроссворды, шарады, ребусы, итоговые викторины (урок № 9, 14, 25, 33). Нередко задания подобного рода преподносятся в игровой форме.
Творческие задания связаны с отображением в рисунке впечатлений от прослушанной музыки (К. Дебюсси. «Паруса», «Ветер на равнине), с раскрашиванием изображений героев оперных и балетных спектаклей (Золушка, Садко, Руслан, А. Невский).
В тематический план были внесены изменения: поменялся музыкальный материал в разделе «Хоровое пение», поменялся материал в контексте регионального компонента, указан материал заданий на дом.
К концу 3 класса школьники должны получить знания (представления) о важнейших именах, понятиях, терминах из области музыкального искусства:
Ø Жанры музыки (прелюдия, кантата, междисциплинарный жанр «музыкальный портрет»);
Ø Музыкальные формы (трехчастная, вариационная, рондо);
Ø Музыкальные инструменты (струнные смычковые – скрипка, альт, виолончель, контрабас; деревянные духовые – флейта, гобой, кларнет, фагот; ударные – литавры, большой барабан; а также лютня, виола да гамба, гитара, туба);
Ø Музыкальные интонации и их связь с образами музыкальных произведений;
Ø Теория музыки и музыкальная грамота (музыкальные «знаки препинания» - паузы и ферматы – и их роль в организации музыкальной речи; пунктирный ритм; музыкальная имитация);
Ø Роды художественных произведений (эпический, лирический, драматический);
Ø Творчество композиторов П.Чайковского, В.А.Моцарта, Н.Римского-Корсакова, М.Глинки, А.Бородина, С.Прокофьева (в пределах изучаемых тем);
Ø Выдающиеся музыканты-исполнители (С.Рихтер, Д.Ойстрах, И.Козловский);
Ø Отдельные понятия и термины (звукоподражание, контраст, остинато, цикл, ансамбль, концерт).
Дата проведения занятия |
№ п/п
|
Содержание учебного материала
|
Количество часов
|
Формы организации учебно-познавательной деятельности |
Требования к знаниям, умениям, навыкам |
Оборудование |
Региональный компонент |
Коррекция плана |
|
1. |
Картины природы в музыке.
|
1 ч |
«Звуки природы как источник вдохновения творчества композиторов».
-К.Дебюсси. Прелюдия «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке).
«Волшебная палочка». Музыка М.Славкина. Стихи И.Пивоваровой.
|
Значение музыкального термина ПРЕЛЮДИЯ.
-Внимательно слушать музыку, выбирать из словосочетаний наиболее точно передающие характер музыки. -Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Какие впечатления возникают после прослушивания прелюдии К.Дебюсси «Паруса»? Каким предстает образ моря?).
-Разучить песню, исполнять нежно, в умеренном темпе.
Стр. 3-5 р/т. -Определять в каком ладу написана песня – мажорном или минорном, с каким настроением нужно её исполнять (записать в рабочей тетради); -Рассмотреть внимательно первые фразы из первой и второй частей песни, попытаться движением руки передать характер движения аккомпанемента; -Подумать, как нужно исполнять первую и вторую части песни. -Разучить песню. -Все ответы записать в рабочей тетради. |
-25 стульев; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: -К.Дебюсси. Прелюдия «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке); -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора К.Дебюсси; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск).
|
Беседа «Природа Вешкаймского района». Просмотр слайдов с фотографиями живописных уголков Вешкаймы |
|
|
2. |
Может ли музыка «нарисовать» портрет? |
1 ч |
«Роль музыкальных средств в передаче музыкального образа».
-К.Дакен. Кукушка; -С.Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». Фрагмент.
«Кукушка». Швейцарская народная песня.
|
-Звуки музыки могут подражать различным голосам природы (звукоподражание); -Благодаря музыкальному звучанию мы можем «увидеть» портрет человека, почувствовать его характер, представить его движения и походку (музыкальный портрет).
-Определять музыкальные приемы, которые использует композитор в пьесе для передачи портрета (темп, мелодия, длительности).
-Высказывать свои впечатления, возникающие после прослушивания музыкального произведения; -Использовать музыкальные термины: звукоподражание, музыкальный портрет. -Разучить песню, исполнять в довольно быстром темпе.
Стр. 6-7 р/т. -Разучить швейцарскую народную песню «Кукушка»; -Определять, какова главная мысль в песне; -Найти в мелодии интонации звукоподражания. Выделить эти фрагменты в нотном тексте цветным карандашом; -Сравнить портреты кукушек. Определить, какие музыкальные произведения созвучны этим образам. -Все ответы записать в рабочей тетради.
|
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: -К.Дакен. Кукушка; -С.Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». Фрагмент; -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора С.Прокофьева; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
|
|
|
3. |
В сказочной стране гномов. |
1 ч |
-«Воплощение темы сказочных героев в музыке; роль музыкальных средств в передаче образа». -«Первое знакомство с трехчастной формой; введение понятия «контраст»».
Э.Григ. Шествие гномов.
«Тролли». Музыка Г.Гладкова. Стихи из норвежской народной поэзии. Перевод Ю.Вронского. |
-Гномы – маленькие существа, обитающие глубоко под землей, в горах, в лесу и наделенные сверхъестественной силой; -Э.Григ в своих музыкальных произведениях отразил образы природы, народные сказания родной страны – Норвегии; -Построение трехчастной формы: начальный раздел – средний раздел – заключительный раздел; -КОНТРАСТ – резкая смена звучания в музыкальном произведении; -Слово МАРШ в переводе с французского означает «шествие».
-Рассматривая нотный пример, определять средства музыкальной выразительности, воссоздающий характер шествия (ритм, регистры, динамика, акценты, прием стаккато).
-Рассказывать о картинах, возникших в воображении при прослушивании среднего раздела пьесы; -Разучить песню, петь неторопливо, загадочно, сказочно.
Стр. 8-9 р/т. -Разучить песню. Исполнять её, используя театрализацию. -Сравнить изображения гномов и троллей, отметить, что между ними общего и в чем их различие. -Все ответы записать в рабочей тетради.
|
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: Э.Григ. Шествие гномов. -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора Эдварда Грига; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
|
|
|
4. |
Многообразие в единстве: вариации. |
1 ч |
«Знакомство с вариационной формой, сходство и отличие в вариациях.
П.Чайковский. Симфония № 4. 4 часть. Фрагмент.
«В сыром бору тропина». Русская народная песня. |
-Начальная мелодия (тема) может повторяться в музыкальном произведении несколько раз подряд. При этом каждое повторение отличается от предыдущего: тема меняет свой облик, свою окраску – это вариации; -Слово ВАРИАЦИЯ по-латыни означает «изменение».
-Определять характер темы в последующих вариациях.
-Слышать, узнавать вариационную форму построения музыкального произведения; -Разучить и петь песню в умеренном темпе.
Стр. 10-12 р/т. -Исполнять песню, делая правильные ударения в словах. -Рассмотреть нотный пример. Отметить, в каком размере он написан. -Отметить, какое значение имеет тактовая черта. Вспомнить, где она записывается. -Подумать, зачем в песне используются распевы. Выделить их в нотной записи цветным карандашом. -Сравнить стихотворения с нотной записью. Отметить, совпадают ли ударения в поэтическом тексте с сильной долей в музыке. -Подумать, можно ли считать, что перемещение ударений в музыке создаёт различные варианты исполнения одной и той же мелодии. -Все ответы записать в рабочей тетради. |
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: П.Чайковский. Симфония № 4. 4 часть. Фрагмент. -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора П.И.Чайковского; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
|
|
|
5. |
«Дела давно минувших дней…». |
1 ч |
-«Отражение литературного сюжета в опере М.Глинки «Руслан и Людмила». -«Знакомство с жанром арии».
-М.Глинка. Запев Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент. -М.Глинка. Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила».
«Русская изба». Музыка Е.Птичкина. Стихи М.Пляцковского. |
-Сюжет поэмы А.Пушкина и сюжет оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»; -ЛУКОМОРЬЕ – морской залив; -ПОЭМА – крупное поэтическое произведение с развернутым сюжетом; -АРИЯ – оперный фрагмент, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.
-Определять характер Запева Баяна; -Определять звучание музыкального инструмента, воспроизводимого в оркестре; -При рассмотрении нотного примера, определять, как средства музыкальной выразительности помогают «нарисовать» мрачный облик «мертвого поля».
-Высказывать свое мнение по поводу изменения в середине арии характера музыки, с чем это связано. -Разучить песню, петь легко, выразительно, с динамическими оттенками, в подвижном темпе.
Стр. 13-17 р/т. -Разучить песню. -Написать названия русских народных инструментов, изображенных на рисунке. -Подумать, какие сказочные волшебные предметы можно назвать. -Рассмотреть иллюстрацию И.Билибина к поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила». Раскрасить её. -Подумать, с какими испытаниями довелось встретиться Руслану. -Рассмотреть нотные фрагменты. Подумать, какие из приведенных музыкальных произведений написаны М.Глинкой. Отметить их знаком. -Все ответы записать в рабочей тетради. |
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: -М.Глинка. Запев Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент. -М.Глинка. Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила». -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора М.И.Глинки; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
|
|
|
6. |
«Там русский дух…там Русью пахнет!». |
1 ч |
-«Отражение былинной темы в народном и профессиональном творчестве». -«Воплощение былинных образов в музыкальных произведениях эпического характера».
-Т.Чудова. Протяжная. Из цикла «Четыре пьесы для фортепиано». -А.Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». 1 часть. Фрагмент.
«Родные места». Музыка Ю.Антонова. Стихи М.Пляцковского. |
-Сказки возникли в далекие времена. Их создателем является НАРОД. До возникновения письменности передавались из уст в уста. Они относятся к устному народному творчеству; -Эпическое произведение – произведение искусства величественно-спокойного, героического характера; -БЫЛИНЫ исполняются нараспев; -СКАЗИТЕЛЬ – исполнитель былин; -БОГАТЫРЬ – мужественный, честный, благородный персонаж;
-Внимательно слушать произведения эпического характера. -Слышать изменения характера музыки в 3-х разделах. -Обосновать свой ответ на вопрос: Подтверждает ли музыкальное звучание название Второй симфонии А.Бородина – «Богатырская»?
-Придумать свои варианты названия музыкальной пьесы. -Разучить песню, исполнять в умеренном темпе.
Стр. 18-20 р/т. -Рассмотреть нотные фрагменты звучавших на уроке произведений. Подобрать к началу фразы её окончание, соединить их линией. -Попробовать движением руки передать характер мелодии в получившихся фрагментах музыкальных произведений. Записать названия этих произведений. -Все ответы записать в рабочей тетради. |
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: -Т.Чудова. Протяжная. Из цикла «Четыре пьесы для фортепиано». -А.Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». 1 часть. Фрагмент. -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора А.Бородина; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
Беседа «Былины Симбирского края»: Илья Муромец и татарченок |
|
|
7.
|
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…».
|
1 ч |
-«Герои Святой Руси». -«Что означает слово КАНТАТА?».
-С.Прокофьев. «Вставайте, люди русские». Из кантаты «Александр Невский». -С.Прокофьев. Ледовое побоище. Из кантаты «Александр Невский».
«Край, в котором ты живешь». Музыка Г.Гладкова. Стихи Ю.Энтина. |
-Русские полководцы Князь Игорь, Александр невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов вошли в историю Российского государства; -Исторические события на Чудском озере; -КАНТАТА происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь»; -СЕЧА – сражение; -ТУБА – медный духовой инструмент.
-Определять в музыке черты русского характера; -Сравнивать (находить общее и различия) звучание двух мелодий – русских освободителей и немецких рыцарей.
-Определять развитие музыки в «Ледовом побоище», применяя музыкальные термины: крещендо, диминуэндо. - Разучить песню, исполнять в умеренном темпе.
Стр. 21-25 р/т. -Разучить песню. Подумать, как нужно спеть первое и второе повторение, где в музыке звучит вопрос, а где ответ. -Записать поговорку, воспользовшись схемой, приведенной в тетради. -Подумать, чем отличается ария от песни. Из набора букв, приведенных в тетради, сложить два слова. Выделить буквы одного слова, чтобы получить второе. Подумать, что объединяет эти слова. -Разгадать кроссворд. В выделенных клетках должно получиться ключевое слово урока. -Соединить фрагменты мелодии русских воинов и рыцарей-крестоносцев. -Все ответы записать в рабочей тетради. |
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: -С.Прокофьев. «Вставайте, люди русские». Из кантаты «Александр Невский». -С.Прокофьев. Ледовое побоище. Из кантаты «Александр Невский». -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора С.Прокофьева; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
Музыкальная культура Симбирского края: «Рекрутские припевки» |
|
|
8, 9. |
Бег по кругу: рондо. Итоговая викторина. |
2 ч |
-«Знакомство с формой рондо; главные особенности её строения; воплощение формы рондо в музыкальных произведениях шутливого, юмористического характера).
-Л.Бетховен. Ярость из-за потерянного гроша. Фрагмент. -М.Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила».
«Веселое рондо». Музыка В.Алеева. Стихи Т.Науменко.
-Игра «Ассоциации». -Вписать пропущенные слова о герое музыкального произведения. -Подобрать к образу героя фрагмент музыкального произведения. |
-Форма рондо складывается из музыкальных разделов: рефрена и эпизодов; -РОНДО – по-французски «круг»; -РЕФРЕН – неизменные куплеты; -ЭПИЗОДЫ – изменяемые куплеты;
-Определять музыкальную форму РОНДО; -Определять характер рондо; -Подбирать подходящие характеру музыки слова, характеристики героям;
-Рассуждать, выражать свои мысли; -Активно отвечать на вопросы учителя;
-Разучить песню, исполнять, применяя темповые и динамические изменения в музыке.
Стр. 26-27 р/т. -Разучить песню. Исполнять её с элементами театрализации. -В тексте песни отметить буквами Р, Э звучание рефренов и эпизодов. -Подумать, отличается ли характер рефренов и эпизодов и каким словом можно определить отличия.
|
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: -Л.Бетховен. Ярость из-за потерянного гроша. Фрагмент. -М.Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила». -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора Л.Бетховена, М.Глинки; -Картины и фотографии с изображением природы. -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск).
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
-«Драматическое произведение» -«Лирическое произведение» -«Колыбельные песни»
-Л.Бетховен. Песня Клерхен «Гремят барабаны» -Литературно-музыкальная композиция «Старый повар» (В.А.Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром. 2 часть) -М.Мусоргский. С куклой. Из вокального цикла «Детская»
-Муз. Ю.Пастернака.Сл. |
-Значение музыкальных терминов: ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ОСТИНАТО, ПУНКТИРНЫЙ РИТМ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТОНАЦИИ (мужественные, решительные, волевые, светлые, спокойные, возвышенные, благородные, убаюкивающие, тихие, нежные, неторопливые).
-Высказывать свои впечатления, после прослушивания музыкальных произведений; -Активно отвечать на вопросы учителя; -Включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (чувства, образ, ритм, инструменты, мелодия, интонации).
-Разучить и петь 2 куплет песни; -Петь всю песню вдохновенно. вдохновенно, легко. Воодушевленно.
|
|||
|
13. |
Знаки препинания в музыке. |
1 ч |
-«Что означают слова ПАУЗА и ФЕРМАТА?». -«Важная роль знаков».
-Ф.Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7. -Л.Бетховен. Симфония №5 . 1 часть. Фрагмент.
«Счастье». Музыка Г.Телемана. Стихи Д.Штопле. Русский текст Я.Серпина. Переложение для хора В.Попова. |
-Музыкальные термины: ПАУЗА, ФЕРМАТА. -Знать, что ПАУЗА – перерыв в звучании, ФЕРМАТА – остановка. -Графическое изображение пауз и ферматы.
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (интонации, музыкальная речь); -Сравнивать паузы и ферматы со знаками препинания в русском языке.
-Разучить песню, исполнять в подвижном темпе.
Стр. 39-41 р/т. -Найти в нотном и поэтическом текстах песни «Счастье» знаки препинания. Отметить их цветным карандашом. -Подумать, всегда ли совпадают знаки препинания в нотном и поэтическом текстах. -Соединить части слов в рабочей тетради. -По нотному примеру определить и записать названия музыкального произведения и его автора. -Произвести записи в рабочей тетради.
|
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: -Ф.Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 -Л.Бетховен. Симфония №5 . 1 часть. Фрагмент. -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора Ф.Шопена, Л.Бетховена; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
|
|
|
14. |
«Мороз и солнце; день чудесный!..». Итоговая викторина. |
1 ч |
-«Продолжение темы «Картины природы в музыке»: на примере «зимнего» музыкального пейзажа – пьесы П.Чайковского «Ноябрь. На тройке»».
П.Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года».
«Кабы не было зимы». Музыка Е.Крылатова. Стихи Ю.Энтина. |
-ЦИКЛ – несколько самостоятельных произведений искусства, объединенных общей темой; -ПЕЙЗАЖ – картина, изображающая природу.
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (как музыкальные средства «изображают» в заключение пьесы удаление тройки, что происходит с мелодией, какие регистры, что наблюдается в динамике, можно ли назвать пьесу музыкальным пейзажем, какие картины природы можно «увидеть» в этом произведении).
-Разучить песню, исполнять воодушевленно, в быстром темпе.
Стр. 42-44 р/т. -Разучить песню. Исполнить её с ритмическими движениями. Придумать танцевальные движения и исполнить их во вступлении, после каждого куплета и в заключении. -Отметить знаком произведения П.Чайковского, написанные для фортепиано. Отметить произведения, созданные для оркестра. |
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: П.Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года». -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора П.И.Чайковского; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
|
|
|
15,16. |
«Рождество Твое, Христе Боже наш…». |
2 ч |
-«Рождественские праздники и обряды, их отражение в народном и профессиональном творчестве».
-А.Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш…». -Н.Римский-Корсаков. Колядка дивчат. Из оперы «Ночь перед Рождеством». 1 действие.
-«Если дети верят в чудо». Музыка В.Алеева. Стихи Т.Науменко. -«Художник Дед Мороз». Музыка Е.Птичкина. Слова В.Степанова. -«Песенка о снежинке». Музыка Е.Крылатова. Стихи Л.Дербенева. |
-Знать обычай праздника Рождества Христова; -ЯСЛИ – кормушка для скота; -Иисус Христос – Сын Божий.
-Внимательно слушать музыку; -Анализировать музыкальное произведение (почему хор А.Лядова отличает спокойный, мирный характер, какова мелодия, регистры, темп).
-Разучить и петь песни, исполнять в хороводе.
Урок 16: Стр. 45-46 р/т. -Разучить песню «Если дети верят в чудо». -Выбрать и подчеркнуть те интонации, которые услышаны в мелодии песни. -Нарисовать рождественскую открытку. Урок 17: Стр. 47-49 р/т. -Отметить цветным карандашом в нотах музыкальные знаки препинания и ритмический рисунок. -Разучить и исполнить песню «Художник Дед Мороз». Во время исполнения обратить внимание на знаки препинания. -Разучить песню «Песенка о снежинке». Исполнить ее с ритмическими движениями или элементами театрализации. |
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: -А.Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш…» -Н.Римский-Корсаков. Колядка дивчат. Из оперы «Ночь перед Рождеством». 1 действие; -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портреты композиторов -А.Лядова; -Н.Римского-Корсакова; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
Музыкальная культура Симбирского края: Знакомство с музыкой самодеятельного композитора Ульяновской области Вешкаймского района В.В.Кузнецовым.
Музыка В.Кузнецова.Слова В.Семернина «Ой, зима, моя зима». |
|
|
17. |
Колокольные звоны на Руси. |
1 ч |
-«Значение колокольного звона на Руси; связь колокольного звона с важнейшими событиями в жизни русского человека».
-Ростовские колокольные звоны. -Н.Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
-«Колокольный звон». Канон. Неизвестный автор (Англия). -«Колокольчик мой хрустальный». Музыка Д.Тухманова. Стихи Ю.Энтина. |
-«Что означают слова НАБАТНЫЙ КОЛОКОЛ, ТРЕЗВОН, КОЛОКОЛЬНЯ, ЗВОННИЦА?» -«Сюжет оперы Н.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»»; -Значение колокольных звонов на Руси.
-Внимательно слушать музыку; -Анализировать музыкальное произведение (Какое состояние передает колокольный звон в опере Н.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»?)
-Разучить песни. Исполнять в умеренном темпе.
Стр. 50-54 р/т. -Разучить мелодию английской песни «Колокольный звон». Попробовать исполнить её каноном. -Отгадать, какие слова «спрятались» в рисунках в рабочей тетради. -Подумать, какой колокол исполняет набат, а какие трезвон в песне «Колокольчик мой хрустальный». -Произвести записи в рабочей тетради.
|
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: -Ростовские колокольные звоны. -Н.Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
Музыкальная культура Симбирского края: Знакомство с музыкой самодеятельного композитора Ульяновской области Вешкаймского района В.В.Кузнецовым.
Музыка В.Кузнецова.Слова Б.Дубровина. «Колокольчик».
|
|
18. |
Музыка в храме. |
1 ч |
-«Знакомство с главными правилами церковного пения».
-М.Мусоргский. Пролог. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент. -П.Чайковский. В церкви. Из «Детского альбома»
«Небо и земля». Рождественский кант. |
-«Сюжет оперы М.Мусоргского «Борис Годунов»»; -Благоговение – глубочайшее почтение; - Ладан – душистая смола; -Церковные песнопения – музыка, звучащая в церкви; -Главное правило церковного пения – «пойте разумно».
-Внимательно слушать музыку; -Анализировать музыкальное произведение (Каков характер звучания, почему в церкви недопустима легкая, эстрадная музыка? С чем это связано?)
-Разучить песню, исполнять радостно. Подвижно.
Стр.55-57 р/т. -Разучить партию альта первого или второго сопрано. |
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: -М.Мусоргский. Пролог. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент. -П.Чайковский. В церкви. Из «Детского альбома» -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портреты М.Мусоргского, П.Чайковского; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
|
|
|
|
19. |
М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки. |
1 ч |
-«Народная, церковная и светская музыка». -«Творчество композитора М.И.Глинки».
М.Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Фрагмент.
«Ты, соловушка, умолкни». Музыка М.Глинки. Стихи В.Забилы. Русский текст А.Любовского. |
-Народные произведения: трудовые и хороводные песни, былины, шуточные и плясовые песни; -Церковное пение: песнопения, хоровое пение; -Светская музыка: оперы, балеты, произведения для скрипки и фортепиано; -Значение слов: КЛАССИКА, КЛАССИЧЕСКИЙ – выдающийся, образцовый. -Сюжет оперы М.Глинки. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»; -Как развивалось музыкальное искусство в России; -Какие оперы М.Глинки открыли «новый» период русской музыки.
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение; -Определять по характеру музыки, каким ожидается конец оперы – печальным или радостным.
-Разучить и петь песню с теплотой, душевно, не спеша.
Стр.58-59 р/т. -Прочитать названия музыкальных произведений. Вписать пропущенное слово, которое их объединяет. Отметить знаком произведения, написанные М.Глинкой. -Разучить песню. -Написать, с какой интонацией нужно её исполнять. -Произвести записи в рабочей тетради.
|
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: М.Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Фрагмент. -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора М.Глинки; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
|
|
|
20. |
Что такое патриотизм? |
1 ч |
«Сюжет оперы Н.Римского-Корсакова «Садко»».
Н.Римский-Корсаков. Протяжная Песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Из оперы «Садко».
«Гляжу в озера синие». Музыка Л.Афанасьева. Стихи И.Шаферана. |
«Сюжет оперы Н.Римского-Корсакова «Садко»»
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Почему Садко поверяет свои раздумья не людям, а природе – лесу, озеру, волне? Как воспринимаете Протяжную песню – только как композиторское произведение? Какой образ создают во вступлении звуки-краски?).
-Разучить песню, исполнять спокойно, широко, душевно.
Стр.60-62 р/т. -Рассмотреть нотную запись мелодии «Протяжной песни Садко» и песни «Гляжу в озера синие». Ответить, что их объединяет. -Дописать названия известных музыкальных произведений М.Глинки. -Произвести записи в рабочей тетради.
|
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: Н.Римский-Корсаков. Протяжная Песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Из оперы «Садко» -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора Н.Римского-Корсакова; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
Музыкальная культура Симбирского края: Знакомство с музыкой самодеятельного композитора Ульяновской области Вешкаймского района В.В.Кузнецовым.
Музыка В.Кузнецова.Слова А.Поперечного «Ничего не жалей для людей». |
|
|
21. |
Русский национальный герой Иван Сусанин. |
1 ч |
-«Сюжет оперы М.Глинки «Иван Сусанин»». -«Что означает слово ПАТРИОТИЗМ?».
-М.Глинка. Ария Ивана Сусанина. Из оперы «Жизнь за царя». -М.Глинка. Патриотическая песня. -М.Глинка. Хор «славься». Из оперы «Жизнь за царя». М.Глинка. Патриотическая песня.
«Славься!» (Фрагмент). Музыка М.Глинки. Стихи С.Городецкого. |
-ПАТРИОТИЗМ означает преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. -Сюжет оперы М.Глинки «Иван Сусанин».
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Черты какого произведения искусства воплощаются в арии – лирического, драматического, эпического? Какие черты русского характера воспевает эта музыка?)
-Разучить и петь песню воодушевленно, торжественно.
Стр.63-64 р/т. -Разучить фрагмент хора «Славься». Обратить внимание на распевы. -Подумать, какой музыке – духовной, светской или народной – близка музыка хора «Славься». -Перечислить произведения, имеющие жизнерадостные, торжественные, величественные, победные интонации. -Заполнить пустые клетки и прочитать названия музыкальных нот и имена героев оперных произведений. -Произвести записи в рабочей тетради.
|
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: -М.Глинка. Ария Ивана Сусанина. Из оперы «Жизнь за царя» -М.Глинка. Патриотическая песня. -М.Глинка. Хор «славься». Из оперы «Жизнь за царя» -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора М. Глинки; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
|
|
|
22.
|
Прощай, Масленица!
|
1 ч |
«Старинный праздник проводов зимы».
Н.Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка».
-«Проводы зимы». Музыка Н.Римского-Корсакова. Стихи И.Устюжанина. -«Перед весной». Русская народная песня. Обработка В.Попова. |
-Народный обряд проводов зимы; -СКОРОМНАЯ – молочная и мясная пища; -Пословицы и поговорки о празднике Масленицы; -Музыкальное произведение Н.Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка».
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Какое общее настроение господствует в музыке? Только ли песенные интонации слышны в звучании хора? С чем связана смена мажорного звучания минорным?).
Разучить песню, исполнять подвижно, весело, с задором.
Стр.65-66 р/т. -Разучить песню «Проводы зимы».. Исполнить её с ритмическими движениями или элементами театрализации. -Подумать, в какой форме (рондо или трехчастной) написана эта песня. -В нотном примере песни «Перед весной» выделить цветным карандашом подголоски. -Разучить песню. -Произвести записи в рабочей тетради.
|
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: Н.Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора Н.Римского-Корсакова; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
Музыкальная культура Симбирского края: Знакомство с музыкой самодеятельного композитора Ульяновской области Вешкаймского района В.В.Кузнецовым.
Музыка В.Кузнецова.Слова А.Поперечного «»Печки-лавочки». |
|
|
23,24. |
Музыкальная имитация. |
2 ч |
«Знакомство с полифонической музыкой, её формами и приемами».
В.Шаинский. Веселая фуга.
«Со вьюном я хожу». Русская народная песня. |
-ИМИТАЦИЯ – «подражание»; -ИМИТИРОВАТЬ, значит подражать кому-нибудь; -МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМИТАЦИЯ – это повторение музыкального мотива в другом голосе; -ФУГА – форма музыкального произведения., в переводе с латинского языка означает «бег, бегство».
-Имитировать голоса животных (кошки, собаки, ослика, лягушки и т.д.); -Имитировать и разыгрывать пьесу «Дразнилка»; -Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (О каком беге дет речь; кто от кого убегает в пьесе?).
Разучить песню, исполнять в спокойном темпе, точно пропевая распевы.
Домашнее задание: Стр.67-68 р/т. -Подумать, какой общий прием есть в каноне и фуге. Записать известные в природе и в жизни имитации. -Разучить русскую народную песню «Со вьюном я хожу». -Произвести записи в рабочей тетради.
|
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: В.Шаинский. Веселая фуга. -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора В Шаинского; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск).
|
|
|
|
25. |
Композиторы детям. Итоговая викторина. |
1 ч |
«Детская музыка».
-С.Прокофьев. Пятнашки. Из фортепианного цикла «Детская музыка». -С.Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам».
«Детские игры». Музыка В.А.Моцарта. Стихи Кр. Овербека. |
-Детская музыка – удивительный мир правды и вымысла, сказочных образов и фантазий, веселых игр и забав; -Сюжет оперы С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»; -Музыкальные произведения -С.Прокофьев. Пятнашки. Из фортепианного цикла «Детская музыка» -С.Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам».
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Действительно ли «Пятнашки» - «Детская музыка»? Что доказывает это? Звучание, какого марша слышится в опере С.Прокофьева – военного, спортивного, сказочного? Какое средство музыкальной выразительности усиливает впечатление причудливой сказочности?).
Разучить песню, исполнять в быстром темпе.
Стр.69-71 р/т. -Подумать, как распевы изменяют характер музыки. Каким он становится? -Ответить, что слышится в звучании аккомпанемента. -Разучить песню. Обратить внимание на распевы. -Произвести записи в рабочей тетради.
|
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: -С.Прокофьев. Пятнашки. Из фортепианного цикла «Детская музыка» -С.Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам» -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора С.Прокофьева; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
|
|
|
26. |
Картины, изображающие музыкальные инструменты. |
1 ч |
«Разнообразие сюжетов картин, изображающих музыкальные инструменты».
-Л.Нарваэс. Фантазия на тему «Гуардамэ лас вакас». -Г.Ф.Гендель. Сицилиана и Аллегро. Из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор.
«Музыкант». Музыка и стихи Б.Окуджавы. |
-Многие художники изображали на своих полотнах музыкальные инструменты. Такие картины рассказывают нам, какие именно музыкальные инструменты бытовали в ту или иную эпоху, какое значение они имели в жизни людей; -Музыкальные инструменты: лютня, виола да гамба, гитара; - Виола да гамба – старинный струнный смычковый инструмент, при игре держат между коленей; -Аристократия – высший слой дворянства. Поведение и манеры аристократа отличаются благородством и изысканностью.
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Соответствует ли настроение музыкальной фантазии настроению картины Караваджо «Лютнист»? В чем это проявляется? О чем рассказывает картина Д.Тенирса «Концерт семьи Тенирс на террасе»? Звучание каких инструментов вы слышите в музыке Г.Ф.Генделя? Какая из картин созвучна этой музыке? Почему? Сравните изображения и звучание лютни и гитары. Чем похожи эти музыкальные инструменты, и чем они отличаются?).
Разучить песню, исполнять неторопливо, выразительно, с воодушевлением.
Стр.73-75 р/т. -Подумать, какой характер придает звучанию песни ритмический рисунок. -Рассмотреть рисунки, написать названия инструментов. -Произвести записи в рабочей тетради.
|
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: -Л.Нарваэс. Фантазия на тему «Гуардамэ лас вакас». -Г.Ф.Гендель. Сицилиана и Аллегро. Из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор. -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора Г.Ф.Генделя; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
|
|
|
27. |
«Жизненные правила для музыкантов» Р.Шумана. |
1 ч |
«Жизненные правила для музыкантов» Р.Шумана.
Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре.
«Много песен мы споем». Венгерская народная песня. Канон. Стихи Д.Седе. Русский текст Н.Найденовой. |
-О творчестве композитора Р.Шумана; -Правила для музыкантов; -Музыкальное произведение Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре.
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение.
Разучить песню, исполнять с движением.
Стр.76-77 р/т. -Исполнить песню с другом в форме канона. -Вспомнить и записать названия известных канонов. -Вспомнить, как называется повторение музыкального мотива в другом голосе. -Произвести записи в рабочей тетради.
|
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре. -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора Р.Шумана; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
Музыкальная культура Симбирского края: Знакомство с музыкой самодеятельного композитора Ульяновской области Вешкаймского района В.В.Кузнецовым.
Слова и музыка В.Кузнецова. «Русская дша».
|
|
|
28. |
Струнные смычковые инструменты. |
1 ч |
«Выразительные возможности скрипки, альта, виолончели и контрабаса».
-Н.Римский-Корсаков. Полет шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» -А.Дворжак. Мелодия. -Е.Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
«Скрипка». («О грустном запела скрипка»). Музыка Р.Бойко. Стихи И.Михайлова. |
-Струнные смычковые инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас, что общего у этих инструментов и чем они отличаются между собой; -Виртуозная техника – сложная техника; -Ансамбль – по-французски «вместе»
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Почему Н.Римский-Корсаков выбрал тембр скрипки для передачи полета шмеля? Можно ли было бы исполнить этот фрагмент на контрабасе? Как вы считаете, почему А.Дворжак дал пьесе название «Мелодия»? Как звучит виолончель в этой пьесе? Какие чувства выражает звучание струнного ансамбля в «вальсе» Е.Доги?).
Разучить песню, исполнять в умеренном темпе, с воодушевлением.
Стр.78-79 р/т. -Сравнить мелодии песен «Музыкант» и «Скрипка». Что их объединяет и в чем их отличие? -Написать названия музыкальных произведений, в которых струнные смычковые инструменты играют важную роль. -Обвести цветным карандашом группу струнных инструментов. Написать названия этих инструментов. -Произвести записи в рабочей тетради.
|
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: -Н.Римский-Корсаков. Полет шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане». -А.Дворжак. Мелодия. -Е.Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора Н.Римского-Корсакова; А Дворжака; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
|
|
|
29,30. |
С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». |
2 ч |
-«Знакомство с деревянными духовыми инструментами». -«Знакомство с ударными инструментами».
С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».
«В мире много сказок». Музыка В.Шаинского. Стихи Ю.Энтина.
|
-Деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот; -Сюжет симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева; -Ударные инструменты: большой барабан, литавры.
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Группа каких музыкальных инструментов начинает музыкальную сказку «Петя и волк»? Как звучит тема Птички, исполняемая флейтой? Какой показана Утка, «озвученная» гобоем? Что передают интонации кларнета (тема Кошки)? Почему тема Дедушки представлена звучанием фагота? Что изображают удары литавр в сказке? Какие интонации звучат в конце произведения?).
-Разучить и петь песню «В мире много сказок» оживленно, радостно.
Урок 29: Стр. 80-81 р/т. -В калейдоскопе букв найти и выделить названия четырех деревянных духовых инструментов, изображающих интонации Птички, Утки, Кошки и Дедушки. -Подумать, что больше понравилось и запомнилось в симфонической сказке С.Прокофьева «Петя и волк». Отобразить свои впечатления в рисунке или рассказе. -Произвести записи в рабочей тетради.
Урок 30: Стр. 82-84 р/т. -Разучить и петь песню «В мире много сказок». -Написать авторов музыки и названия оперных произведений по изображенным рисункам. -Вписать названия произведений С.Прокофьева в афишу концерта. -Произвести записи в рабочей тетради.
|
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора С.Прокофьева; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
|
|
|
31. |
Вечная память героям. День Победы. |
1 ч |
«Музыка Великой Отечественной Войны».
-Р.Шуман. Грезы. Из фортепианного цикла «Детские сцены». -Д.Тухманов. День Победы.
-«Вот какая бабушка!». Музыка Т.Попатенко. Стихи И.Черницкой. -«Аист на крыше». Музыка Д.Тухманова. Стихи А.Поперечного. |
-Исторические события 1941-1945 гг; -Музыкальное произведение, которое звучит в минуту молчания у Вечного огня Р.Шуман. Грезы. Из ать музыкальное произведение (Какое название соответствует ее характеру? Какое значение имела песня из фортепианного цикла «Детские сцены»
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность (О чем поется в военных песнях?).
Разучить песню «Вот какая бабушка!», исполнять маршеобразно, с воодушевлением.
Стр. 85-87 р/т. -Разучить одну из предложенных песен. -Написать, с какой интонацией нужно исполнять песню. -Подчеркнуть средства музыкальной выразительности, которые понадобятся для исполнения песни. -Произвести записи в рабочей тетради.
|
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: -Р.Шуман. Грезы. Из фортепианного цикла «Детские сцены». -Д.Тухманов. День Победы. -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора Р.Шумана; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
|
|
|
32. |
Легко ли быть музыкальным исполнителем? Итоговая викторина «Легко ли быть слушателем?». |
1 ч |
«Легко ли быть музыкальным исполнителем?».
-«Волшебник». Музыка А.Зацепина. Стихи Л.Дербенева. -«Да здравствует сюрприз!». Музыка М.Минкова. Стихи Ю.Энтина. |
-КВАРТЕТ – по-итальянски «четвертый». Ансамбль из четырех исполнителей; -БАС – здесь: виолончель.
-Отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность (На каких музыкальных инструментах играли участники квартета? Можно ли считать их ансамбль дружным? Почему? В каких словах басни И.Крылова заключен ее главный смысл? Почему? Случайно ли выбраны персонажи: Мартышка, Осел, Козел, косолапый Мишка?).
Разучить песню «Волшебник», исполнять в неторопливом темпе.
Стр. 88-91 р/т. -Разучить одну из предложенных песен. Подумать, как нужно её исполнять, какие элементы театрализации или ритмические движения можно использовать. |
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
|
|
|
33. |
Выдающиеся музыканты-исполнители. Итоговая викторина. |
1 ч |
«Великие исполнители С.Рихтер, Д.Ойстрах, И.Козловский».
-С.Рахманинов. Прелюдия си-бемоль мажор, соч. 23 № 2. -К.Сен-Санс. Рондо-каприччиозо. Из цикла «Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и оркестра». Фрагмент. -М.Мусоргский. Сцена с Юродивым. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент.
«Музыканты». Немецкая народная песня. Канон. Русский текст К.Алемасовой. |
-Известных исполнителей С.Рихтера, Д.Ойстраха, И.Козловского; -БРАВО – выражение одобрения, восхищения; -БИС – возглас, в котором содержится просьба повторить музыкальное произведение; -Юродивый – здесь: безумец, обладающий даром предсказания.
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Что в исполнении выдающихся музыкантов вам запомнилось больше всего?).
Разучить песню, петь напевно, плавно, с чувством, в темпе вальса.
Стр. 92-93 р/т. -Разучить песню. -Перечислить музыкантов-исполнителей – героев оперных произведений. -Написать фамилии известных выдающихся исполнителей. |
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: -С.Рахманинов. Прелюдия си-бемоль мажор, соч. 23 № 2 -К.Сен-Санс. Рондо-каприччиозо. Из цикла «Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и оркестра». Фрагмент. -М.Мусоргский. Сцена с Юродивым. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент. -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора С.Рахманинова; К.Сен-Санса; -М.Мусоргского; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
Музыкальная культура Симбирского края: Знакомство с музыкой самодеятельного композитора Ульяновской области Вешкаймского района В.В.Кузнецовым.
Музыка В.Кузнецова.Слова М.Райкина «Берег детства». |
|
|
34.
|
Концертные залы мира. |
1 ч |
«Самые известные концертные залы мира».
П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3 часть. Фрагмент.
Исполнение песен по желанию детей. |
-Самые известные концертные залы мира – Большой зал Московской консерватории, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии (Россия), «Карнеги-холл» (США), «Гаво» (Франция), «Альберт-холл» (Англия); -КОНКУРС – соревнование; -ПРЕСТИЖНЫЙ – значительный, влиятельный; -КОНЦЕРТ.
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Какие чувства вызывает у вас музыка? Что слышится в диалоге солиста и оркестра: состязание, слаженность, борьба, согласие?).
-Исполнять песни с желанием, в характере музыки. |
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3 часть. Фрагмент. -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора П. Чайковского; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
|
|
|
10, 11,12. |
Какими бывают музыкальные интонации. |
3ч |
-«Интонационные особенности драматических произведений: на примере песни Л.Бетховена «Гремят барабаны». -«Интонационные особенности лирических музыкальных произведений: на примере 2 части концерта № 21 для фортепиано с оркестром В.А.Моцарта».
Л.Бетховен. Песня Клерхен «Гремят барабаны». -Литературно-музыкальная композиция «Старый повар» (В.А.Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром. 2 часть). -М.Мусоргский. С куклой. Из вокального цикла «Детская».
-«Барабан». Строевая песня. Музыка Л.Лядовой. Стихи И.Шаферана. -«Зима». Музыка Ц.Кюи. Стихи Е.Баратынского. -«Добрый день». Музыка Я.Дубравина. Стихи В.Суслова. |
-ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ; -МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТОНАЦИИ ( мужественные, решительные, волевые); -ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ; -МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТОНАЦИИ (светлые, спокойные, возвышенные, благородные); -ОСТИНАТО; -МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТОНАЦИИ (убаюкивающие, тихие, нежные, неторопливые).
-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность; -Анализировать музыкальное произведение (Как музыкальные средства создают драматический образ? Какие интонации? Какой ритм? Почему используется восходящее движение мелодии? Звучание каких музыкальных инструментов слышится в аккомпанементе? Какие чувства пробудила музыка в душе Старого повара? Как в музыке называется повтор? С чем это связано?).
Разучить песни, петь в характере музыки.
10 урок: Стр. 31-33 р/т. -Разучить песню «Барабан». -Прохлопать или сыграть на барабане ритм мелодии вступления и припева. - Найти в мелодии песни пунктирный ритм. Выделить его цветным карандашом. -Написать, что общего в мелодии и ритме песен Л.Бетховена «Гремят барабаны» и Л.Лядова «Барабан». -Придумать свой ритм барабанной дроби, барабанного сигнала. -Подумать, название какого музыкального произведения спрятано в картинке-изографе. -Произвести записи в рабочей тетради. 11 урок: Стр. 34-36 р/т. -Рассмотреть нотную запись. Обратить внимание на средства музыкальной выразительности. -На рисунке выделить цветными карандашами те средства музыкальной выразительности, которые определяют особенности интонаций в песне «Зима». -Исполнить песню Ц.Кюи «Зима». -Заполнить таблицу, используя слова для справок. Записать интонации песни в нужной последовательности. 12 урок: Стр. 37-38 р/т. -Разучить песню «Добрый день». -Выбрать необходимые определения характера музыки песни «Добрый день». Записать их в рабочей тетради.
|
-В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Учебник для общеобразовательных учреждений. Музыка. 3 класс; - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. Музыка. 3 класс; -В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Рабочая тетрадь. Музыка. 3 класс; -Поурочное планирование; -Аудиозапись муз. произведений: Л.Бетховен. Песня Клерхен «Гремят барабаны». -Литературно-музыкальная композиция «Старый повар» (В.А.Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром. 2 часть). -М.Мусоргский. С куклой. Из вокального цикла «Детская». -Музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано); -Портрет композитора Л.Бетховена, В.А.Моцарта; М.Мусоргского; -Интерактивный комплекс; -Презентация слайдов урока (лазерный диск). |
Музыкальная культура Симбирского края: Знакомство с музыкой самодеятельного композитора Ульяновской области Вешкаймского района В.В.Кузнецовым.
Слова и музыка В.Кузнецова.»Вальс надежды».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. «Дрофа». Москва – 2005 г. «Музыка». 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
2) В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. «Дрофа». Москва – 2007 г. «Музыка». 3 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.
3) В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. «Дрофа». Москва – 2008 г. «Музыка». 3 класс. Рабочая тетрадь.
4) В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. «Дрофа». Москва – 2003 г. «Музыка». 3 класс. Аудиозаписи (2 аудиокассеты).
5) Сборник нот «Музыкальная культура Симбирского края». Выпуск 2. Фольклорные песни. ИПКПРО. Ульяновск – 1998 г.
6) Кузнецов В.В. Родная земля: сборник песен. – 2-е издание, переработанное. – Ульяновск, 2007 г.
1) Музыкальный инструмент – фортепиано.
2) Музыкальный инструмент – бубен.
3) 6 парт, 25 стульев.
4) Интерактивный комплекс.
5) Музыкальный Центр.
6) Лазерные CD, DVD – диски с мультимедийными презентациями к урокам, записями музыки (ресурсы Интернет).
7) Флеш-карта (карта памяти) с мультимедийными презентациями к урокам, записями музыки (ресурсы Интернет).
Тематическое планирование соответствует требованиям программы для общеобразовательных учреждений «Музыка» 1-4 классы под редакцией В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.