Календарь и этапы его развития
Оценка 4.6

Календарь и этапы его развития

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
математика
5 кл
17.09.2018
Календарь и этапы его развития
Документ "Календарь и этапы его развития" является приложением к научно-исследовательской работе по математике ученика 5 класса. Рассматриваются, начиная от древних времён до современных дней, виды календарей разных народов. Материал можно использовать на уроках и во внеурочное время по математике в ОУ разного типа.
Календарь и этапы его развития (теоретический материал).docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28» Научно­практическая конференция школьников «Мы будущее России» Секция «Математика» Календарь и этапы его развития Автор работы:  Мишура Виктор Ярославович МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  №28» 5 «А» класс  Научный руководитель: Засухина Нелли Петровна 2018 год Оглавление 1. Введение………………………………………………….. 2. Виды календарей…………………………………………. 3. Этапы развития календаря………………………………. стр.3 стр.5 стр.5 4. Единицы используемые в календаре……………………. стр.7 5. Результаты анкетирования в 5 «А» классе……………… стр.9 6. Заключение……………………………………………….. стр.13 7. Литература………………………………………………… стр.15 8. Интересные факты………………………………………... стр.16 2 Я – Время. Я вселяю ужас. Я – добро и зло. Я – счастие и горе... Нет перемен во мне: таким же было Я на заре далекой мирозданья; Я видело начало всех начал, – При мне круговорот века свершали; И наши дни я тож покрою пылью... У. Шекспир ВВЕДЕНИЕ 1.   С   календарем   неразрывно   связана   вся   многовековая   история человеческой культуры. Потребность в календарях возникла в такой глубокой древности, когда человек   не  умел  еще   читать   и  писать.  Календари  определяли   наступление весны, лета, осени и зимы, периоды цветения растений, созревания плодов, сбора   лекарственных   трав,   изменений   в   поведении   и   жизни   животных, изменения погоды, время земледельческих работ и многое другое.  Календари отвечают на вопросы: "Какое сегодня число?", "Какой день недели?",   "Когда   произошло,   то   или   иное   событие?"   и   позволяют регулировать и планировать жизнь и хозяйственную деятельность людей. Объектом исследования является разновидности календарей. Цель научной работы:  Приобретение навыков поиска информации в различных источниках.  Ознакомление с понятием календаря. Изучение истории его развития.  Определение   уровня   осведомленности   о   календаре   среди   учеников моего класса. Гипотеза:     Предполагаем, что требования к календарю увеличивались с развитием окружающего мира и в конечном итоге календарь стал совершенной системой подсчета времени. 3 Задачи:    Изучить историю развития календаря с древнейших времен до наших дней.  Ознакомиться со схожестью и различиями календарей разных эпох и народов.  Ознакомиться с единицами используемыми в календаре.  Провести   опрос   одноклассников   по   данной   теме   и   обработать результаты опроса.  Изучение   данных   учащихся   нашей   школы,   с   целью   выявления родившихся 29 февраля. Методы: 1. Поисковый.   Поиск   материалов   по   теме   «Календарь   и   этапы   его развития».  2. Исследовательский. Изучение понятия календаря, истории его развития с древнейших времен и до наших дней, анкетирование по теме работы. 3. Аналитический. Анализ результатов исследования. Актуальность:  Сегодня   наш   календарь   с   астрономической   точки   зрения   является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений. И все же о реформе   его   говорят   уже   десятилетиями.   При   этом   имеют   в   виду   не изменение   типа   календаря,   не   введение   новых   приемов   счета   високосных годов.   Речь   идет   исключительно   о   перегруппировании   дней   в   году   с   тем, чтобы уравнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье. В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28, 29, 30, 31  день;  длина   квартала   меняется  от  90  до 92  дней,  а  первое полугодие на три­четыре дня короче второго. Вследствие этого усложняется работа плановых и финансовых органов. Неудобным является и то, что неделя начинается   в   одном   месяце   или   квартале,   а   заканчивается   в   другом. Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается тем же днем, с которого начинался, а каждый новый год начинается с другого дня. На протяжении последних 60 лет выдвигались всевозможные проекты реформы   календаря.   В   1923   г.   при   Лиге   Наций   был   создан   специальный комитет по вопросам календарной реформы. После второй мировой войны этот вопрос был передан в руки Экономического и Социального Совета ООН. 4 Наглядные пособия: презентация к уроку. 2. ВИДЫ  КАЛЕНДАРЕЙ Календарь   ­   это   система   исчисления   времени,   основанная   на периодичности видимых движений Солнца и Луны.  Календари существовали уже 6000 лет назад. Само слово «календарь» пришло из Древнего Рима. Разные народы в разное время создали и пользовались тремя видами календарей: лунным, солнечным и лунно­солнечным. Наиболее распространен солнечный   календарь,   в   основу   которого   положено   движение   Солнца, позволяющее   согласовать   сутки   и   год.   В   настоящее   время   жители большинства стран пользуются именно этим типом календаря. Лунный календарь. В его основе ­ циклическая смена лунных фаз в  течение синодического месяца, равного 29,53 суткам. Таким образом, лунный  год содержит 354,37 суток. Солнечный календарь основан на годовом солнечном цикле и имеет  продолжительность 365,24 суток. Для устранения возникающей погрешности  каждые четыре года вводится специальный високосный год, содержащий  лишние сутки. Григорианский календарь является солнечным. Лунно­солнечный календарь. Как видно из названия, это попытка  соединить два типа календарей и, соответственно, согласовать два цикла ­  лунный и солнечный. 3. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАЛЕНДАРЯ Шумерский календарь Одними   из   первых   создателей   календарей   были   жители   Древнего Шумера   (находился   на   территории   Ирака).   Они   пользовались   лунным календарем,   В древне­шумерском году было 354 дня, и состоял он из 12 месяцев по 29 и 30 суток.   основанным   на   наблюдении   за   движением   Луны. Египетский календарь 5 звезды     утренней видимости В Древнем Египте было замечено, что разлив Нила начинается после Сириус. первой          Жрецы вначале оценили длину года в 360 дней. Год жрецы разделили на 12 дней.                   Через   несколько   сотен   лет   стало   понятно,   что   восход   Сириуса запаздывает, поэтому в систему календаря были введены дополнительные 5 дней. месяцев, каждом   30     по   в     Вавилонский календарь Позднее,   когда   вавилонские   жрецы­астрономы   определили,   что   год состоит   из   365,6   суток,   прежний   календарь   переработали,   он   стал   лунно­ солнечным. Вавилонские астрономы разделили сутки на 24 часа и каждый из них посвятили   одной из известных им семи планет, включая Солнце. Счет часов они начинали с субботы, первым часом которой «управляет» Сатурн, вторым – Юпитер  и т.д. по кругу. Древнегреческий календарь В   начале   первого   тысячелетия   до   н.   э.   в   Древней   Греции   начали создаваться   лунно­солнечные   календари,   причем   каждый   полис   (город­ государство) имел свою календарную систему. Календарь Майя Создан   в   центральной   Америке   индейцами   племён   майя   в   период расцвета   их   культуры   в   I   тысячелетии   н.э.   Установлено,   что   их   система летосчисления   состояла   из   нескольких   календарей   ,   используемых   либо   в гражданской, либо в религиозно­ритуальной жизни. Древнеримский календарь По древнейшему римскому календарю год состоял из десяти месяцев, причём первым месяцем считался март. Этот календарь был заимствован у греков; согласно традиции, его ввёл основатель и первый царь Рима, Ромул, в 738 году до н. э. Юлианский календарь В   46   году   до   нашей   эры   Юлий   Цезарь   ввел   календарь,   получивший название   юлианского.   В   основу   этого   календаря   было   положено   годичное 6 движение Солнца по 12 зодиакальным созвездиям. Согласно императорской реформе год начинался с 1 января. Первый месяц года был назван в честь бога Януса, олицетворяющего начало всего. Средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года, и эта временная неточность опять стала набегать. Григорианский календарь Этот   календарь был   введен   4   октября   1582   года   при   папе   Римском Григории   XIII   и   обозначен   как   «новый   стиль»   взамен   «старому   стилю» (юлианскому   календарю).   Целью   введения   григорианского   календаря являлось возвращение реальной даты весеннего равноденствия – 21 марта.  Григорианский   календарь   максимально   точно   приближен   к тропическому году, разница составляет всего лишь 26 секунд. Григорианский календарь был сразу же принят многими европейскими странами, а в начале XX столетия утвердился в Китае, Румынии, Болгарии, Греции, Турции, Египте. Календарь в России На   Руси   применялось   летосчисление,   придуманное   римлянами,   и действовал   юлианский   календарь   с   римскими   названиями   месяцев   и семидневной неделей. 19 декабря 1720 г. был подписан именной указ Петра I о реформе календаря в России. Царский указ привел наше летосчисление в соответствие   с   европейским   и   повелел   праздновать   Новый   год   зимой   –   1 января.   До   октября   1917   года   Россия   жила   по   юлианскому   календарю, «отставая» от европейских стран на 13 дней. Григорианский календарь действует с 31 января 1918 года.  Большевики с  приходом   к   власти   провели   реформу   календаря   и  1  февраля   1918  года вышел декрет, объявивший этот день 14­м числом. 4. ЕДИНИЦЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КАЛЕНДАРЕ 7 Основными   единицами   времени   календаря   являются сутки, неделя, месяц и год. СУТКИ ­ единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Сутки часто называют днём. Они длятся 24 часа. НЕДЕЛЯ ­ единица времени, большая, чем день, и меньшая, чем месяц. Неделя   включает   7   дней,   что   делает   её   самой   большой   общепринятой единицей времени. ­   единица   измерения   времени, МЕСЯЦ    связанная   с обращением Луны вокруг Земли. Месяц состоит из 28 ­ 31 дня. ГОД  ­   условная единица   измерения   времени,   которая   исторически означала однократный цикл сезонов (весна, лето, осень, зима). В большинстве стран календарная продолжительность года равна 365 или 366 дням. ВЕК – единица измерения времени, равная 100 ГОДАМ.  Десять веков составляют ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ. 8 5. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ 5 «А» КЛАССА В феврале 2018 года было проведено анкетирование учеников  5 «А» класса школы №28. На вопросы анкеты  ответили 27 учеников. На основании полученных данных можно сказать:   Учащиеся   5   «А»   представляют,   что   такое   календарь,   но   не   могут грамотно это объяснить. На   вопрос   «Пользуешься   ли   ты   карманным   календарем?»   из графика видно, что большинство учеников, а это 63% пользуются карманными календарями. Да; 37% Нет; 63% На следующем слайде, на   графике видно, что календарем ученики 5»А» класса пользуются, чтобы узнать месяц и день недели – это 15 учеников. В   остальных,   единичных   случаях   обращаются   к   календарю:   узнать   день рождения, праздников, дни соревнований, когда делают домашнее задание (3 ученика), или узнать когда будет особый день. 9 Узнать день рождения Незнаю В дни соревнований В экстренных случаях Когда делаю домашнее задание Узнать день недели, число Узнать дату праздника Чтобы узнать, когда будет особый день 3 1 1 1 3 2 1 15 На следующем слайде на вопрос: «Как бы вы вели счет времени, оказавшись в месте, где нет цивилизации?»  видно что, ученики  вели бы счет   времени,   оказавшись   в   месте,   где   нет   цивилизации   по   солнцу   –   это большинство ­ 21 ученик. Использовали бы палочки и зарубки – 9 Семеро бы наблюдали за луной. И двое вообще не знают, как бы вели счет дням. Незнаю 2 Наблюдал бы за луной Использовал бы палочки или зарубки 7 9 По солнцу 21 На следующем слайде  на вопрос:  «Есть ли у вас дома настенные календари?», были получены следующие ответы: 60% учеников имеют дома настенные календари с различной тематикой, такой как цветы, животные. 40% не пользуются настенными календарями. 10 Нет; 40% Да; 60% На следующем слайде на вопрос: «Что такое ВИСОКОСНЫЙ год?», были получены ответы: 1 1 Невезучий месяц Когда всё плохо Незнаю Когда 366 дней в году Когда есть 29 февраля На один день больше  в феврале 4 5 7 9 На графике видно, что 9  учеников знают, что такое високосный год. Семеро ответили, что это 29 февраля. Пятеро ответили, что 366 дней в году. Четверо – не знают. Один ученик решил, что это когда все плохо и еще один ­ это когда невезучий месяц. Изучив   данные   учащихся   нашей   школы,   мы   выяснили,   что   из   688 учащихся школы №28, только один ученик родился 29 февраля. 11 На   вопрос:  «Какое   значение   имеет   календарь   в   жизни современного человека?», были получены следующие ответы: ­ Помогает узнавать конкретный день в месяце: выходные, дни рождения, праздники, день рыбалки.   Если   не   было   бы   календаря,   ученики   не   знали   бы,   когда   ходить   в ­ школу. 12 На   следующем   слайде   на   вопрос  «Какие   виды   календарей   ты знаешь?»  на   графике   видно,   что:   ребята   знакомы   (знают)   больше   всего календари   знаменательных   дат   и   календари   на   цифровых   носителях   –   19 учеников.   Так   же   знают   о   профессиональных   календарях   (бухгалтерские, медицинские), знакомы с православными, календарями рыболова и народных примет. Цифровые Календари народных примет Рекламные Календари рыболова Православные Календари знаменательных дат Производственные Исторические Профессиональные 7 6 8 2 12 9 13 19 19 Так как, каждому нравится свой календарь в зависимости от интересов ­   это   меня   натолкнуло   на   мысль   создать   свой   тематический   календарь, используя   коллекцию   шаблонов, затем распечатал.   с   помощью     инструментов   и 13 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Работая   над   проектом,   я   изучил   историю   развития   календаря, проанализировал   несколько   видов   календарей   прошлого,   познакомился   с единицами времени календаря.  В результате провел анкетирование в 5 «А» классе. Результаты исследования показывают, что:      ­ календарь является хитроумным        изобретением человечества;      ­ гениальность календаря заключается в        периодичности повторения циклов        движения небесных тел;      ­ календарь имеет важное значение в        жизни современного человека. Календарь поможет:  ­ не забыть о государственном празднике; ­ вовремя поздравить родных и близких; ­ школьнику отметить время экзаменов и   каникул; ­ поздравить коллег с их праздником; ­ календарь бухгалтера не даст забыть о сдачи   отчетности; ­ календарь огородника подскажет когда время   садить овощи; ­ лунный календарь поможет в принятии важных   решений. 14 Время   и   события   эпох   непосредственно   влияют   на   изображение календарей.  Каждая эпоха откладывает свой отпечаток на содержание календаря.  По изображению на календаре можно изучать исторические события разных периодов времени нашей страны. Люди   настолько   привыкли   к   календарю   под   рукой,   что   просто перестали запоминать даты. Проще заглянуть за подсказкой в календарь, чем держать все даты в голове. Календари есть на компьютерах и в мобильных телефонах. Написано множество программ, чтобы каждый мог сделать свой  календарь, используя шаблоны и основываясь на своих вкусах и предпочтениях. Заинтересовавшись   данной   темой,   я   тоже     сделал   свой   календарь, чтобы повесить его на стену.   15 7. ЛИТЕРАТУРА 1. http://astrolab.ru/cgi­bin/manager.cgi­id=34&num=340.html   2. http://worldofschool.ru/istoriya/vsemirnaya/stati/raznoe/kalendar­ istoriya­poyavleniya­ego­vidy   3. http://fotocalendar.su/history­calendar.php   4. http://ped­kopilka.ru/kalendar/kalendar­istorija­vozniknovenija.html   5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB %D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8C 16 8. ИНТЕРЕСНЫЕ  ФАКТЫ Пятница   13­ое   не   везде   считается   самым   несчастливым   днём календаря.   В   Греции   и   испаноязычных   странах   традиционно   боятся выпадающего на 13­ое число вторника. А в Италии — пятницы, но 17­го, ведь числа 17 итальянцы опасаются гораздо больше, чем 13.  Считается, что наша эра ведёт отсчёт от Рождества Христова. Год, когда родился Христос, вычислял в 6 веке римский игумен Дионисий Малый, и   сделал   ошибку.   Точное   значение   ошибки   определить   не   удаётся,   но рождение произошло примерно на 4­8 лет раньше начала нашей эры. В Корее взросление человека на год происходит не в день рождения, а 1   января.   Когда   рождается   ребёнок,   его   возраст   автоматически   считается один год (округлённое время в утробе матери), а 1 января следующего года ему   становится  2   года.  Учителям   и   воспитателям   маленьких   детей   важно уточнять, какой возраст им сказали — корейский или западный. У числа Пи есть два неофициальных праздника. Первый — 14 марта, потому что этот день в Америке записывается как 3.14. Второй — 22 июля, которое в европейском формате записывается 22/7, а значение такой дроби является достаточно популярным приближённым значением числа Пи. Високосный   год   ввёл   Гай   Юлий   Цезарь.   24­ое   февраля   называлось «шестой   день   перед   мартовскими   календами»,   а   дополнительный   день пришёлся на следующие сутки и стал «вторым шестым днём», по­латински «bis sextus», откуда и произошло слово «високосный». 17

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития

Календарь и этапы его развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2018