Исследовательский проект, выполненный учениками 4 класса по теме «Календарь русских народных праздников». Тема проекта была актуальна , так как у многих учеников начальных классов выявились затруднения в понимании сути народных обрядов, связанных с календарными праздниками, и порядка следования календарных праздников земледельческого круга.Текст исследовательского проекта учеников 4 класса по теме «Календарь русских народных праздников»
проект Календарь -копия.docx
Муниципальная бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23»
города Северодвинска Архангельской области
Тема проекта
«Календарь русских народных праздников»
Выполнили: обучающиеся 4 классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №23»
города Северодвинска Архангельской области.
Руководитель: учитель музыки и искусства
Карпова Ирина Александровна
Северодвинск 2017 Содержание
1. Пояснительная записка проекта……………………………….……………….…стр.3
2. Основное содержание проекта………………………………….………….….стр.410
3. Заключение………………………………………………………………….……стр.11
4. Список информационных источников…………………………………………..стр.12
5. Приложения…………………………………………………………..……….стр.1317 Пояснительная записка проекта
Актуальность. У детей, живущих в современном городе, часто наблюдается
отсутствие представления о жизни сельских жителей прошлого, о народных традициях,
обычаях, обрядах, народной культуре, праздниках, о том, что жизнь предков строилась на
основе народного календаря. Идея проекта «Календарь народных русских праздников»
возникла в связи с тем, что у многих учеников начальных классов выявились затруднения в
понимании сути народных обрядов, связанных с календарными праздниками, и порядка
следования календарных праздников земледельческого круга.
Цель: обосновать порядок следования календарных праздников земледельческого круга.
Задачи:
1. Рассмотреть варианты различных календарей (солнечный круговой, табель,
месяцеслов, численник, отрывной),
2. Вспомнить обычаи и обряды народных праздников,
3. Создать группами учащихся различные типы календарей с включением народных
праздников в каждый из сезонов (продукт проекта).
Участники проекта: обучающиеся 4 классов МБОУ «СОШ №23».
Основные мероприятия проекта:
1. Знакомство с народными вариантами календаря (просмотр презентации),
2. Работа с учебниками «Музыка» для 14 классов (авторы Е.Д. Критская, Г.П.
Сергеева, Т.С. Шмагина, издательство «Просвещение»),
3. Изучение дополнительного материала по данной теме,
4. Работа в малых группах (создание календарей),
5. Презентация результатов проекта и продукта, выставка календарей.
Оценка результатов проекта: продукт проекта был представлен учащимся начальных
классов на школьном Дне науки, жюри из числа обучающихся выявило лучшие работы из
числа представленных.
Дальнейшее развитие проекта – использование на уроках музыки, изобразительного
искусства, ОРКСЭ, внеклассных мероприятиях, знакомство с особенностями различных
праздников (государственных, личных, семейных, международных, религиозных и других). Основное содержание проекта
1. Виды календарей в русской культуре
Мы отмеряем время по дням, годам, месяцам, но у наших совсем не дальних предков
было другое исчисление — по церковным праздникам и постам. Достаточно процитировать
отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов», чтобы представить типичную картину того
времени: «Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и
домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа...». [3]
Календарь русского народа – явление удивительное. Он создавался в течение
тысячелетий, отражая в себе видение того мира, в котором поколения за поколениями
жили наши предки. Точнее, они видели два мира: мир – природу, сотворенный богами, в ее
вселенском, бескрайнем проявлении, и мир – общину, созданный человеком и имеющий
свои границы.
Оба мира, сосуществуя, оказывали влияние друг на друга. Они могли проникать друг в
друга, открывать свои ворота и объединяться в один мир, наделять живущих в них силой и
благом или нести болезни и печали. «С одной стороны, природа с ее светилами – солнцем и
луной – во многом определяла жизнь крестьянина. Не вовремя посеянные хлеба не взойдут
или окажутся полыми – так же, как и не собранный в нужное время урожай может пропасть
под осенними дождями. С другой стороны, крестьянин своими действиями добавлял сил
нарождающемуся солнцу, приглашал весну в свой дом или прогонял холодную зиму…» [2]
Календарь – это система счета промежутков времени. Первые народные календари
возникли очень давно, в глубокой древности, потому что возникла необходимость измерять
время и записывать события и приметы. Слово календарь произошло от латинских слов
caleo – провозглашать и calendarium – долговая книга. Это связано с тем, что в Древнем
Риме особо провозглашалось начало каждого месяца, и с тем, что первого числа месяца
было принято платить долги. На Руси народный календарь назывался месяцесловом.
Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за
месяцем, где каждому дню соответствовали свои народные праздники или будни, обычаи и
суеверия, традиции и обряды, природные народные приметы и явления. В народном
календаре месяцеслове одно время года всегда сменяет другое и этим определяется
жизненный уклад человека. В связи с этим сформировался народный календарь, в котором
практически не было дней безымянных, неотмеченных. Каждый день народного календаря был особый, имел свое предназначение. С глубины исторических времён на Руси крестьяне
пахари и охотники составляли особые устные народные календари месяцесловы. В них
входили наблюдения за погодой, сезонными явлениями, повадками животных и состоянием
растений, устанавливались связи между ними. На их основе вырабатывались хозяйственные
советы, формировались трудовые обычаи и обряды. Это была своеобразная энциклопедия
народных примет, в которой сосредотачивался и сохранялся трудовой опыт многих
поколений.
Материальное воплощение народный календарь получал, как правило, в дереве, это
были предшественники современных настенных и отрывных календарей. Они могли
являться двенадцатигранными брусками, где каждая грань обозначает месяц и имеет
зарубки по количеству дней, или связками двенадцати дощечек, также с отметками дней.
Были также бруски шести и четырёхгранные. [Приложение 1. А].
«Среди днейотметок особыми значками отмечались праздники, причём значки, их
обозначающие, часто имели отношение к тематике праздника (например: день
солнцестояния обозначался символом Солнца, день Евдокии, когда чинили инвентарь, —
изображением сохи и т. п.). На старых русских резных деревянных календарях особо, с
помощью славянских букв, монограмм и пиктограмм, выделены дни: прилета птиц
(Жаворонки, Кулики); окончание санного пути (Прокоп Дорогорушитель) или наоборот —
его установления (Введение или Ворота зимы), грозы в Ильин день». [4].[Приложение 1. А]
«Сибирские мастераумельцы создавали нарядные календари, украшенные резными
фигурами святых. Такие святцы, как семейная реликвия, переходили по наследству от
одного поколения к другому. Кто отправлялся в дальнее путешествие, заказывал
календарьпосох с головою зверя или какогонибудь чудища. Комизыряне чуть ли не с
XIV века пользовались деревянным календарем длиною в ладонь. И все же на нем
умещались, кроме 365 насечек, еще особые метки — указатели праздников, сроков уплаты
налога, начала охоты и другие важные даты». [7]. [Приложение 1. А]
Удивительные и чарующие календари Каргополья, вышитые на передниках и рушниках,
пронесли сквозь века видение годового течения жизни. Следуя ему, и человек, и мир
община, и мирприрода каждый год выходят на новый круг, на новый путь. [Приложение 1.
Г]
Народный календарь существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от
бабушки к внучке. Однако уже в XVII в. существовали «заветные, колдовские тетрадки»,
в которых народные знания, народный опыт фиксировался письменно. [6] Со второй половины XVII века сохранились народные месяцесловы, напечатанные
на бумаге, обычно с рисунками или схемами. К XIX веку русский народный календарь
упоминал имена более 400 православных святых, мучеников, лиц духовных и князей.
«Персонификация» календарных дней позволяла крестьянам лучше ориентироваться во
времени и сохранять традиционный уклад, не опасаясь упрёков в язычестве со стороны
православной церкви и государства. [4]. [Приложение 1. Б, В]
На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский,
церковный и народный (аграрный), которые не всегда совпадали. Встреча нового года по
гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, что мало соответствовало
ритму хозяйственной жизни. Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1348 году
на православном соборе в Москве было определено, чтобы и гражданский, и церковный год
начинался с 1 сентября. Этот порядок длился до эпохи Петра I. Указом от 15 декабря 1699
года новый год стал исчисляться с 1 января. Петр I ввел в России юлианский календарь, в
то время как большинство европейских стран использовали более точный григорианский. В
связи с этим Россия в XX в. «отстала» от Европы на 13 суток. В 1918 году" декретом
Совнаркома был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый
стиль. Православная церковь не приняла этот переход и продолжает вести летосчисление
по юлианскому календарю и в наши дни, что приводит к несовпадению времени
празднования основных христианских праздников в Европе и России. 2. Обычаи и обряды календарных праздников
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и
семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».
«Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное,
противоположное будням — повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в
которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то
праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным
ценностям общины, ее священной истории». [3]
«Четыре раза в год – на Святки, Масленицу, Зеленые Святки и Купалу и Осенины –
устраивались в больших и малых селениях многодневные празднования перехода –
обновления мира. Четыре раза в год, следя за изменением состояния солнца, русский народ
отмечал смерть старого мира и рождение нового. Вместе с природой народ проживал
переход в новое состояние, совершая множество обрядов очищения и создавая образы
благополучия на будущее». [3]
Кроме основных четырех отмечал народ еще около 140 праздников – больших и малых,
отражая в своих играх и обрядах любое изменение природы. Наряду с общим видением
сути и значения праздников, в каждой местности могли бытовать свои обычаи, непохожие
на обычаи других мест. И таких обычаев – великое множество. До сих пор в разных
местностях можно встретить осколки разных календарных обрядов.
Издавна русский народ отводил определенную роль каждому из времен года. Любой
русский народный праздник, отмечаемый в зимний период, славился гуляньями, забавами и
играми. Это спокойное время как нельзя лучше подходило земледельцу для развлечений и
раздумий. На Руси рубежной датой большого перечня обрядов, связанных с
землепашеством, считалось Новогодье. Оно сопровождалось Святками и Колядами. Это
были красочные народные гулянья. Святками являлся период с Предновогодья, длящийся
двенадцать дней. Накануне отмечался рождественский Сочельник. Завершилась зима. Силы
тепла и света победили холод. В это время отмечается русский народный праздник,
который известен своим раздольным весельем – Масленица. В этот период, который длится
целую неделю перед Великим постом, происходило прощание с зимой. Сценарии русских
народных праздников, пришедшие к нам с древних времен, диктовали на Масленицу ходить
в гости и печь блины, кататься на санках и санях, сжигать, а затем и хоронить чучело зимы,
наряжаться и устраивать застолья. 22 марта отмечались Сороки, когда день по своей продолжительности равнялся ночи. Традиционно молодежью водились хороводы и
распевались песни. Посиделки кончались вместе с Масленицей. 7 апреля – Благовещенье.
Шестая неделя Великого поста является Вербной. Народные традиции этого праздника
связаны с вербой. Ее веточки освящают в церкви. Великим праздником всех христиан,
живущих на нашей планете, является Пасха. В этот день отмечается Воскресение, то есть
свершение перехода Иисуса Христа от смерти к жизни. Красная горка – русский народный
праздник. Он приурочен к первому воскресенью, наступившему после Пасхи, и является
символом полного прихода весны. Этим праздником древние славяне встречали пору
возрождения природы. На сороковой день после Пасхи справляли Вознесение. Это
последний весенний праздник. Обряды и традиции в летний период Пятидесятый день
после Пасхи считается Днем Святой Троицы (Пятидесятницы). Русские народные
праздники летом начинались с Троицы. Этот день связывали с окончательными проводами
весны. Основной традицией на празднование Троицы являлось украшение жилища и храма
различными веточками, цветами и душистой травой. Это делалось для того, чтобы сошел
Святой Дух. Как и на Пасхальной неделе, вновь красили яйца. Значительный русский
народный праздник июля – Ивана Купала. Он имеет этническое происхождение и
празднуется с шестого на седьмое число, когда наблюдается летнее солнцестояние.
Традиционно в этот день жгут костры и прыгают через них, плетут венки и водят
хороводы. Называется праздник в честь Иоанна Крестителя. Главное, чем отличается этот
день от остальных празднеств, это прыжки через костры, которые способствуют очищению
человека от находящейся внутри него нечисти. Примечательны летние русские народные
праздники августа. Начинаются они со второго числа, когда отмечается Ильин день. После
него происходит спад летней жары с установлением умеренного тепла. Традиционно к
Ильину дню пекли пышки и колоба из муки нового урожая. Уже 14 августа вместе с
первым Спасом начинались проводы лета. В этот день пасечниками выламывались соты в
ульях. Именно поэтому праздник называют медовым. Второй Спас празднуется 19 августа.
Прозвали его яблочным, так как в это время приходит срок сбора поспевшего урожая
плодов14 сентября восточные славяне отмечают праздник, названный в честь Семена
Летопроводца. Его суть – проведение торжеств, которые знаменуют приближающуюся
осень. Это день совершения обрядов, в число которых входят следующие: новоселье и
засидки, подстриг и поджигание огня, а также похороны мух. Ровно через месяц, 14
октября, отмечается Покров день. Он знаменует собой окончательное наступление осеннего периода. В прежние времена в этот день сжигали изношенные за лето лапти и
соломенные постели. Считалось, что на Покров осень встречается с зимой. [5] 3. Работа над созданием продукта
Данный учебный проект относится к краткосрочным (по времени исполнения) – он
выполняется на протяжении двух уроков в 4 классе. Обучающиеся самостоятельно
приходят к выводу, что необходимо создать некий продукт, который поможет учащимся
лучше узнать о народных праздниках и обычаях русского народа. Этим продуктом стали
календари народных праздников. [Приложение 2]
Предлагаемый учебный проект направлен на развитие следующих качеств личности
XXI века:
Коммуникативные умения — понимание другого, умение общаться и создание
различных эффективных форм и контекстов устного, письменного общения.
Критическое и системное мышление — развитие мышления, обуславливающего
совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
Информационная и медиа грамотность — умение находить, анализировать,
обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах.
Межличностное взаимодействие и сотрудничество — умение работать в
команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; продуктивно
взаимодействовать с другими.
Постановка и решение проблем — способность формулировать, анализировать и
решать проблемы.
Задания проекта направлены на достижение учащимися следующих результатов:
Предметные:
Учебные умения:
умение работать с книгой;
умение применять материал услышанный на уроке
Речевые умения:
раскрыть лексические значения терминов, понятий используемых в курсе;
правильно называть русские народные праздники;
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.
Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
В рамках работы над проектом проводятся следующие мероприятия:
На уроке учитель знакомит обучающихся с различными вариантами народными
календаря (просмотр презентации),
Работа с учебниками «Музыка» для 14 классов (авторы Е.Д. Критская, Г.П.
Сергеева, Т.С. Шмагина, издательство «Просвещение»), поиск учебной информации
по теме,
Поиск и изучение дополнительного материала по данной теме,
Работа в малых группах, выбор своего варианта для создания продукта – календаря
народных русских праздников,
Презентация результатов проекта и продукта обучающимся начальной школы,
выявление лучших работ из числа
проведение выставки календарей,
представленных. [Приложение 3] Заключение
В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной
культуры. Традиции, существовавшие в старину, забылись новым поколением. Поэтому
важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам народной культуры. Праздник,
особенно народный, помогает детям выразить свои чувства в музыке, познакомить с
новыми произведениями фольклора, проявить себя в продуктивной деятельности, даёт
обучающимся новые впечатления.
Работа над проектом помогла нам продолжить знакомство с жизнью предков и их
отношением к природе; дать знания о том, что жизнь предков была тесно связана с
природой и строилась на основе народного календаря; расширять знания о народной
культуре, обычаях, обрядах, праздниках, о труде и быте крестьян. Таким образом, нами
была достигнута поставленная цель: обосновать порядок следования календарных
праздников земледельческого круга через выполнение следующих задач:
1.
Рассмотреть варианты различных календарей (солнечный круговой, табель,
месяцеслов, численник, отрывной),
2.
Вспомнить обычаи и обряды народных праздников,
Создать группами учащихся различные типы календарей с включением народных
3.
праздников в каждый из сезонов (продукт проекта).
Практическое применение результатов данного проекта использование на уроках
музыки, изобразительного искусства, ОРКСЭ, внеклассных мероприятиях, а дальнейшее
развитие проекта может быть связано с изучением особенностей различных
международных, государственных, религиозных, семейных и личных праздников.
«С древних времен дни, когда люди традиционно не работали и совершали
определенные обряды, пробуждали в человеке чувство прекрасного, позволяли
почувствовать себя свободным и расслабиться. В настоящее время в России некоторые
старинные праздники не забыты. Они отмечаются, как и прежде, с сохранением древнейших
традиций. Как и в былые времена, русский народ имеет повод устроить веселые застолья,
танцы, игры и гулянья. Празднуются в России и религиозные праздники. Они также
являются народными, потому что православную веру невозможно отделить от ценностей,
которыми богата культура страны». [5] Список информационных источников
1. Дурасов Г.
П.
Каргопольские народные вышивки – месяцесловы.
http://www.perunica.ru/tradicii/1158;
2. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991, С. 390391;
3. Народный календарь. //www.calend.ru/narod/;
4. Народный календарь восточных славян. //https://ru.wikipedia.org/wiki/;
5. Русский народный праздник.//fb.ru/article/147076/;
6. Шангина И.И. Русские традиционные праздники.//sueverija.narod.ru;
7. Шур Я.И. Не лучше ли — по суткам? http://panpoznavayka. Приложения
Приложение 1. Русские календари
А. Деревянные резные календари Б. Бумажные календари (круговой, месяцеслов) В. Табелькалендарь
Г. Каргопольские вышивкикалендари (фартук, полотенце) Приложение 2. Продукт проекта Приложение 3. Фото обучающихся 4 класса
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
«Календарь русских народных праздников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.