Календарно – тематическое планирование по биологии 6 класс УМК Л. Н. Сухоруковой (в рамках ФГОС).
№ п/п |
Содержание (разделы, темы) |
Кол-во часов |
Содержание учебного курса
|
Основные виды учебной деятельности |
Д/з |
Дата |
|
План |
Факт |
||||||
|
Раздел 4 «Органы и системы органов живых организмов |
12 |
|
|
|
|
|
1 |
Входная контрольная работа Организм единое целое |
1 |
Организм. Классификация организмов. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Условия обитания растений. Среды обитания растений. Растительные ткани и органы растений. Растение-целостный организм (биосистема). Взаимосвязь клеток и тканей. Взаимосвязь органов и систем органов. Регуляция деятельности организма. Жизненные формы растений. Многообразие растений родного края. Влияние деятельности человека на природу. Особо охраняемые природные территории родного края. |
Устанавливать взаимосвязь клеток и тканей. Называть и определять органы и системы органов растительного и животного организмов. Приводить примеры взаимосвязи органов и систем органов в организме. Высказывать предположения о последствиях нарушения целостности организма, повреждения тканей и органов, взаимосвязи органов и систем органов растений и животных Проверка знаний |
§26 |
6а-4.09 6б-3.09 6в-14.09 |
|
2 |
Органы и системы органов. Побег |
1 |
Общее знакомство с цветковыми растениями. Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Органы цветковых растений. Вегетативные и генеративные органы. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. |
Называть составные части побега. Описывать строение побега и почек. Сравнивать вегетативные и генеративные почки. Устанавливать взаимосвязь между особенностями, строения побега и его функциями. |
§ 27 |
6а-11.09 6б-10.09 6в-21.09 |
|
3 |
Строение побега и почек. Лабораторная работа № 1 «Строение побега и почек».
|
1 |
Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Почки. Вегетативные и генеративные почки.
|
Исследовать строение побега на натуральных объектах. Распознавать части побега, вегетативные и генеративные почки. Устанавливать связь строения вегетативных и генеративных почек с их функциями. Делать выводы о значении побега, роли почек в жизни растений. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Исследовать строение побега на натуральных объектах. Распознавать части побега, вегетативные и генеративные почки. Устанавливать связь строения вегетативных и генеративных почек с их функциями. Делать выводы о значении побега, роли почек в жизни растений. Использовать ресурсы электронного приложения для извлечения необходимой информации. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы |
§ 27 |
6а-18.09 6б-19.09 6в-28.09 |
|
4 |
Строение и функции стебля
|
1 |
Стебель. Строение и значение стебля. Микроскопическое строение стебля. |
Определять возраст дерева по спилу. Объяснять причины образования годичных колец и роста стебля в длину, толщину. Прогнозировать последствия обрезки деревьев, повреждения коры плодовых деревьев. Высказывать своё мнение о бережном отношении к деревьям. Исследовать строение стебля в процессе лабораторной работы. |
§ 28 |
6а-25.09 6б-24.09 6в-5.10 |
|
5 |
Внешнее строение листа Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение листа» |
1 |
Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. |
Называть и определять части листа. Различать простые и сложные листья. Характеризовать типы листорасположения. Определять типы листорасположения на натуральных объектах. Анализировать, сравнивать строение листа, используя натуральные объекты. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. |
§ 29 |
6а-2.10 6б-1.10 6в-12.10 |
|
6 |
Клеточное строение листа.
|
|
Микроскопическое строение листа. Строение кожицы и мякоти листа. Световые и теневые листья. |
Описывать строение кожицы и мякоти листа. Объяснять взаимосвязь строения клеток с выполняемыми ими функциями. Различать световые и теневые листья. Исследовать строение кожицы листа на микропрепаратах. Фиксировать результаты наблюдений.
|
§ 30 |
6а-8.10 6б-9.10 6в-19.10 |
|
7 |
Контрольная работа №1: «Побег,стебель и лист» Корень |
1 |
Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Проверка знаний |
Называть зоны корня, их функции. Распознавать типы корневых систем, боковые и придаточные корни. Устанавливать связь строения и функций зон корня. Применять на практике знания о зонах корня, корневых волосках. Исследовать зоны корня на микропрепаратах в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии |
§ 31 |
6а-18.10 6б-15.10 6в-26.10 |
|
8 |
Видоизменения наземных побегов |
1 |
Видоизмененные надземные побеги. Сочные побеги |
Называть видоизменённые надземные побеги, приводить примеры. Устанавливать причины разнообразия побегов на основе наблюдений взаимосвязи строения надземных побегов с условиями среды обитания. Использовать гербарные экземпляры, живые объекты, дополнительные источники информации при подготовке сообщения о разнообразии побегов. Оценивать значение разнообразия растений для сохранения природы родного края |
§ 32 |
6а-23.10 6б-22.10 6в-9.11 |
|
9 |
Видоизменения подземных побегов |
1 |
Видоизменения подземных побегов: корневище, клубень, луковица. Видоизменения корней |
Называть видоизменения подземных побегов и корней. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов. Наблюдать видоизменённые побеги и корни. Объяснять особенности их строения в связи с приспособленностью к условиям среды, обитания. Определять видоизменённые подземные побеги на натуральных объектах в процессе лабораторной работы.
|
§ 33 |
|
|
10 |
Органы и системы органов животных
|
1 |
Животные ткани. Органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. |
Называть системы органов животных. Определять функции систем органов. Обосновывать важность взаимосвязи всех систем органов для обеспечения целостности организма.
|
§ 34 |
|
|
11 |
Органы и системы органов животных.
|
1 |
Опорно-двигательная система, пищеварительная система, системы органов дыхания и кровообращения, выделительная и половая системы, нервная и эндокринная системы, органы чувств. |
Объяснять наличие наружного и внутреннего скелетов, замкнутой и незамкнутой кровеносных систем, примитивное и сложное строение нервной системы с позиций идеи об эволюции органического мира. |
§ 34 |
|
|
|
Раздел 5 «Строение и жизнедеятельность организмов» |
22 |
|
|
|
|
|
12 |
Движение живых организмов |
1 |
Движения. Рост и развитие организмов. Способы передвижения живых организмоов |
Называть и описывать способы передвижения некоторых одноклеточных организмов. Приводить примеры движения органов растений. Обосновывать необходимость передвижения животных в пространстве. Наблюдать за движением листьев к свету у комнатных растений, способами перемещения животных в различных средах.
|
§ 35 |
|
|
13 |
Почвенное питание организмов |
1 |
Почвенное питание. Зависимость почвенного питания от внешней среды. Особые способы питания растений. |
Определять сущность почвенного питания растений. Приводить примеры плотоядных и паразитических видов растений. Объяснять явления, обусловленные корневым давлением, зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Доказывать с помощью эксперимента роль корневого давления в передвижении воды с минеральными веществами. |
§ 36 |
|
|
14 |
Контрольная работа №2: «Органы и системы органов живых организмов»
|
1 |
Контроль и оценивание знаний |
Проверка знаний |
§ 35 |
|
|
15 |
Фотосинтез – воздушное питание растений |
1 |
Воздушное питание. Фотосинтез. История изучения воздушного питания. Доказательства образования крахмала в листьях на свету. |
Называть и описывать условия и результаты процесса фотосинтеза. Ставить биологический эксперимент, доказывающий образование крахмала в зелёных листьях на свету, выделение кислорода. Обосновывать космическую роль зелёных растений. |
§ 37 |
|
|
16 |
Испарение воды листьями
|
1 |
Испарение воды листьями. Листопад. Условия, влияющие на испарение. Сезонные явления в жизни растений |
Описывать сущность процесса испарения воды листьями. Выявлять условия, влияющие на интенсивность испарения воды листьями. Приводить доказательства роли листьев в испарении растений. Распознавать листопадные и вечнозелёные растения, приводить примеры, используя гербарные экземпляры, рисунки. |
§38 |
|
|
17 |
Питание животных |
1 |
Пищеварительная система. Растительноядные животные. Хищные и паразитические животные. Животные падальщики и всеядные. Разнообразие животных. Фауна. Зональность. Разнообразие животных: беспозвоночные. Разнообразие животных: позвоночные. |
Называть и описывать отделы пищеварительной системы животных. Выявлять существенные признаки растительноядных, хищных, паразитических животных, приводить примеры. Обосновывать связь кровеносной и дыхательной систем с процессом пищеварения. |
§39 |
|
|
18 |
Питание бактерий и грибов
|
1 |
Питание бактерий. Питание грибов. Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение. Лишайники. |
Называть и описывать способы питания бактерий и грибов, приводить примеры. Объяснять роль в природе бактерий и грибов как разрушителей органического вещества. Сравнивать автотрофные и гетеротрофные, сапротрофные и паразитические формы среди бактерий и грибов. Обосновывать биосферное значение цианобактерий, бактерий-азотфиксаторов, раскрывать роль микоризы. |
§ 40 |
|
|
19 |
Дыхание растений и грибов |
1 |
Дыхание и его значение. Дыхание и брожение бактерий. Дыхание и брожение грибов |
Определять сущность процесса дыхания. Сравнивать дыхание и фотосинтез, дыхание и брожение, устанавливать взаимосвязь этих процессов. Обосновывать значение знаний о процессах дыхания и брожения для практической деятельности человека |
§ 41 |
|
|
20 |
Дыхание и кровообращение животных |
1 |
Функции органов дыхания. Органы дыхания животных. Круги кровообращения |
Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и кровообращения животных. Описывать круги кровообращения, строение органов дыхания животных в связи со средой обитания. Приводить примеры животных, органы дыхания которых представлены жабрами, трахеями, лёгкими. |
§ 42 |
|
|
21 |
Транспорт веществ в организме |
1 |
Передвижение веществ в растениях. Транспорт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные |
Сравнивать проводящую систему растений и кровеносную систему животных, делать выводы о причинах их сходства. Устанавливать взаимосвязь строения и функций проводящей системы растений и транспортной системы животных. Доказывать с помощью биологического эксперимента передвижение воды и минеральных веществ по сосудам древесины, органических веществ — по ситовидным трубкам коры. Приводить примеры холоднокровных и теплокровных животных. |
§ 43 |
|
|
22 |
Выделение. Обмен веществ |
1 |
Выделение у растений. Выделение у животных. Обмен веществ. |
Передвижение веществ в растениях. Транспорт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные |
§ 44 |
|
|
23 |
Контрольная работа №3 «Строение и жизнедеятельность организмов» |
|
Контроль знаний |
проверка знаний |
§ 44 |
|
|
24 |
Размножение организмов. Бесполое размножение
|
1 |
Способы размножения. Размножение бактерий. Бесполое размножение. Размножение одноклеточных животных. Размножение спорами. |
Выявлять существенные отличия бесполого размножения от полового. Называть и описывать различные способы бесполого размножения, приводить их примеры. Делать выводы о биологическом значении бесполого размножения |
§ 45 |
|
|
25 |
Вегетативное размножение растений Практическая работа № 1 «Вегетативное размножение комнатных растений» |
1 |
Вегетативное размножение растений. Способы вегетативного размножения. Искусственное вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними |
Называть, описывать и сравнивать разные способы вегетативного размножения растений. Применять знания в практических ситуациях: размножать растения черенками, луковицами, почками, усами. Делать выводы о значении вегетативного размножения в природе и жизни человека.
|
§ 45 |
|
|
26 |
Половое размножение цветковых растений. Строение цветка |
1 |
Оплодотворение у цветковых растений. Строение и значение цветка. Соцветия. |
Называть и определять части цветка, соцветия, тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения. Выделять главные и второстепенные части цветка, цветки с простым и двойным околоцветником, иллюстрировать их примерами. Делать выводы о биологическом значении цветка в жизни растения. Исследовать строение цветка в процессе лабораторной работы, фиксировать её результаты в форме схематических рисунков. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии. |
§ 46 |
|
|
27 |
Опыление |
1 |
Виды опыления |
Называть и описывать различные типы опыления, приводить примеры растений, у которых они встречаются, части семени и плода. Сравнивать строение цветков, пыльцу насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Делать выводы о значении опыления, неразрывной связи растений с их опылителями —животными. Выявлять основные особенности оплодотворения цветковых растений Прогнозировать опасность сокращения численности пчёл, шмелей, других насекомых-опылителей, птиц. |
§ 47 |
|
|
28 |
Оплодотворение у цветковых растений. Плоды и семена
|
1 |
Семя. Строение семени. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. Ядовитые растения. Лекарственные растения. Практическое значение дикорастущих растений. Правила сбора, хранения и заготовки. |
Описывать основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Сравнивать и классифицировать сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды. Устанавливать взаимосвязь между цветением, опылением и оплодотворением. Определять сочные и сухие плоды в процессе выполнения лабораторной работы. Фиксировать результаты в виде таблиц, рисунков. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии |
§ 48 |
|
|
29 |
Размножение многоклеточных животных
|
1 |
Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие нового организма. Птицы и млекопитающие нашего края. Сезонные изменения в жизни животных |
Описывать способы бесполого размножения животных. Сравнивать бесполое размножение животных с половым, приводить примеры. Выявлять основные закономерности развития животных, используя иллюстрации и электронное приложение. Делать вывод об эволюционном преимуществе животных с внутриутробным развитием |
§ 49 |
|
|
30 |
Индивидуальное развитие растений
|
1 |
Начало индивидуального развития. Развитие после образования семян. |
Описывать периоды индивидуального развития растений. Объяснять роль зародыша семени в развитии растений. Сравнивать процессы роста и развития растений. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием |
§ 50 |
|
|
31 |
Индивидуальное развитие животных
|
1 |
Зародышевый период. Период формирования и роста организма. Периоды зрелости и старости. Промысловые и опасные животные области. Правила поведения в природе. Охраняемые животные нашего края |
Описывать периоды индивидуального развития животных. Выявлять особенности эмбрионального развития животных. Сравнивать непрямое и прямое развитие, развитие С полным и неполным превращением |
§ 51 |
|
|
32 |
Расселение и распространение живых организмов
|
1 |
Расселение бактерий и грибов. Распространение растений. Расселение животных. Экологические факторы и среда обитания. Природное сообщество. Наземные природные сообщества. Водные природные сообщества |
Описывать различные способы расселения и распространения живых организмов. Выяснять особенности распространения растений. Объяснять способность к расселению и освоению новых территорий как общее свойство живых организмов. Понимать причины и значение миграций для животных. Прогнозировать последствия изменений в природе для распространения живых организмов |
§ 52 |
|
|
33 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
Устанавливать взаимосвязь дыхания, фотосинтеза и почвенного питания растений. Обосновывать участие процессов питания, дыхания, выделения в обмене веществ. Понимать роль процесса деления клеток для роста и развития организма. Находить черты сходства в размножении и развитии растений, животных. Делать выводы о средообразующей роли живых организмов, единстве живого мира |
|
|
|
34 |
Сезонные изменения в природе и жизнедеятельности организмов |
1 |
Ритмичность – важнейшее свойство живых организмов. Весенние и осенние явления в живой природе. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, их практическое значение |
Устанавливать взаимосвязь между длиной светового дня и приспособительными реакциями живых организмов. Обосновывать значение листопада, видоизменённых надземных и подземных побегов, корней для перенесения растениями неблагоприятных сезонных изменений; значение явлений анабиоза, зимнего сна жизни животных. Понимать практическое значение фенологических наблюдений. Наблюдать за сезонными изменениями в природе, описывать, делать выводы |
§ 53 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.