Календарно – тематическое планирование по биологии 6 класс УМК Л. Н. Сухоруковой (в рамках ФГОС).

  • Образовательные программы
  • docx
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала к-т 6 класс.docx

Календарно – тематическое планирование по биологии 6 класс УМК Л. Н. Сухоруковой (в рамках ФГОС).

№ п/п

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Содержание учебного курса

 

Основные виды учебной деятельности

Д/з

Дата

План

Факт

 

Раздел 4 «Органы и системы органов живых организмов

12

 

 

 

 

 

1

Входная контрольная работа

Организм единое целое

1

Организм. Классификация организмов. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Условия обитания растений. Среды обитания растений.

Растительные ткани и органы растений. Растение-целостный организм (биосистема).  Взаимосвязь клеток и тканей. Взаимосвязь органов и систем органов.  Регуляция деятельности организма. Жизненные формы растений. Многообразие растений родного края. Влияние деятельности человека на природу. Особо охраняемые природные территории родного края.

Устанавливать взаимосвязь клеток и тканей.

Называть и определять органы и системы органов растительного и животного организмов.

Приводить примеры взаимосвязи органов и систем органов в организме.

Высказывать предположения о последствиях нарушения целостности организма, повреждения тканей и органов, взаимосвязи органов и систем органов растений и животных

Проверка знаний

§26

6а-4.09

6б-3.09

6в-14.09

 

2

Органы и системы органов. Побег

1

Общее знакомство с цветковыми растениями. Разнообразие растительных клеток.  Ткани растений.  Органы цветковых растений.  Вегетативные и генеративные органы. Побег. Генеративные и вегетативные побеги.

Называть составные части побега.

Описывать строение побега и почек.

Сравнивать вегетативные и генеративные почки.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями, строения побега и его функциями.

§ 27

6а-11.09

6б-10.09

6в-21.09

 

3

Строение побега и почек.

Лабораторная работа № 1 «Строение побега и почек».

 

1

Строение побега.  Разнообразие и значение побегов. Почки. Вегетативные и генеративные почки.

 

Исследовать строение побега на натуральных объектах. Распознавать части побега, вегетативные и генеративные почки.

Устанавливать связь строения вегетативных и генеративных почек с их функциями.

Делать выводы о значении побега, роли почек в жизни растений.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Исследовать строение побега на натуральных объектах. Распознавать части побега, вегетативные и генеративные почки.

Устанавливать связь строения вегетативных и генеративных почек с их функциями.

Делать выводы о значении побега, роли почек в жизни растений.

Использовать ресурсы электронного приложения для извлечения необходимой информации.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы

§ 27

6а-18.09

6б-19.09

6в-28.09

 

4

Строение и функции стебля

 

1

Стебель. Строение и значение стебля. Микроскопическое строение стебля.

Определять возраст дерева по спилу.

Объяснять причины образования годичных колец и роста стебля в длину, толщину.

Прогнозировать последствия обрезки деревьев, повреждения коры плодовых деревьев.

Высказывать своё мнение о бережном отношении к

деревьям.

Исследовать строение стебля в процессе лабораторной работы.

§ 28

6а-25.09

6б-24.09

6в-5.10

 

5

Внешнее строение листа

Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение листа»

1

Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа.

Называть и определять части листа.

Различать простые и сложные листья.

Характеризовать типы листорасположения.

Определять типы листорасположения на натуральных объектах.

Анализировать, сравнивать строение листа, используя

натуральные объекты.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

§ 29

6а-2.10

6б-1.10

6в-12.10

 

6

Клеточное строение листа.

 

 

Микроскопическое строение листа. Строение кожицы и мякоти листа. Световые и теневые листья.

Описывать строение кожицы и мякоти листа.

Объяснять взаимосвязь строения клеток с выполняемыми ими функциями.

Различать световые и теневые листья. Исследовать строение кожицы листа на микропрепаратах.

Фиксировать результаты наблюдений.

 

§ 30

6а-8.10

6б-9.10

6в-19.10

 

7

Контрольная работа №1: «Побег,стебель и лист»

Корень

1

Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня.

Проверка знаний

Называть зоны корня, их функции.

Распознавать типы корневых систем, боковые и придаточные корни.

Устанавливать связь строения и функций зон корня. Применять на практике знания о зонах корня, корневых волосках.

Исследовать зоны корня на микропрепаратах в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии

§ 31

6а-18.10

6б-15.10

6в-26.10

 

8

Видоизменения  наземных побегов

1

Видоизмененные надземные побеги. Сочные побеги

Называть видоизменённые надземные побеги, приводить примеры.

Устанавливать причины разнообразия побегов на основе наблюдений взаимосвязи строения надземных побегов с условиями среды обитания.

Использовать гербарные экземпляры, живые объекты, дополнительные источники информации при подготовке сообщения о разнообразии побегов. Оценивать значение разнообразия растений для сохранения природы родного края

§ 32

6а-23.10

6б-22.10

6в-9.11

 

9

Видоизменения подземных побегов

1

Видоизменения подземных побегов: корневище, клубень, луковица. Видоизменения корней

Называть видоизменения подземных побегов и корней. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов.

Наблюдать видоизменённые побеги и корни.

Объяснять особенности их строения в связи с приспособленностью к условиям среды, обитания.

Определять видоизменённые подземные побеги на натуральных объектах в процессе лабораторной работы.

 

§ 33

 

 

10

Органы и системы органов животных

 

1

Животные ткани. Органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. 

Называть системы органов животных. Определять функции систем органов.

Обосновывать важность взаимосвязи всех систем органов для обеспечения целостности организма.

 

§ 34

 

 

11

Органы и системы органов животных.

 

1

Опорно-двигательная система, пищеварительная система, системы органов дыхания и кровообращения, выделительная и половая системы, нервная и эндокринная системы, органы чувств.

Объяснять наличие наружного и внутреннего скелетов, замкнутой и незамкнутой кровеносных систем, примитивное и сложное строение нервной системы с позиций идеи об эволюции органического мира.

§ 34

 

 

 

Раздел 5 «Строение и жизнедеятельность организмов»

22

 

 

 

 

 

12

Движение живых организмов

1

Движения. Рост и развитие организмов. Способы передвижения живых организмоов

Называть и описывать способы передвижения некоторых одноклеточных организмов.

Приводить примеры движения органов растений.

Обосновывать необходимость передвижения животных в пространстве.

Наблюдать за движением листьев к свету у комнатных растений, способами перемещения животных в различных средах.

 

§ 35

 

 

13

Почвенное питание организмов

1

Почвенное питание. Зависимость почвенного питания от внешней среды. Особые способы питания растений.

Определять сущность почвенного питания растений.

Приводить примеры плотоядных и паразитических видов растений.

Объяснять явления, обусловленные корневым давлением, зависимость почвенного питания от условий внешней среды.

Доказывать с помощью эксперимента роль корневого давления в передвижении воды с минеральными веществами.

§ 36

 

 

14

Контрольная работа №2: «Органы и системы органов живых организмов»

 

1

Контроль и оценивание знаний

Проверка знаний

§ 35

 

 

15

Фотосинтез – воздушное питание растений

1

Воздушное питание. Фотосинтез. История изучения воздушного питания. Доказательства образования крахмала в листьях на свету.

Называть и описывать условия и результаты процесса фотосинтеза.

Ставить биологический эксперимент, доказывающий образование крахмала в зелёных листьях на свету, выделение кислорода. Обосновывать космическую роль зелёных растений.

§ 37

 

 

16

Испарение воды листьями

 

1

Испарение воды листьями. Листопад.

Условия, влияющие на испарение.  Сезонные явления в жизни растений

Описывать сущность процесса испарения воды листьями.

Выявлять условия, влияющие на интенсивность испарения воды листьями. Приводить доказательства роли листьев в испарении растений.

Распознавать листопадные и вечнозелёные растения, приводить примеры, используя гербарные экземпляры, рисунки.

§38

 

 

17

Питание животных

1

Пищеварительная система. Растительноядные животные. Хищные и паразитические животные. Животные падальщики и всеядные. Разнообразие животных. Фауна. Зональность. Разнообразие животных: беспозвоночные. Разнообразие животных: позвоночные.

Называть и описывать отделы пищеварительной системы животных.

Выявлять существенные признаки растительноядных, хищных, паразитических животных, приводить примеры.

Обосновывать связь кровеносной и дыхательной систем с процессом пищеварения.

§39

 

 

18

Питание бактерий и грибов

 

1

Питание бактерий. Питание грибов. Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение. Лишайники.

Называть и описывать способы питания бактерий и грибов, приводить примеры.

Объяснять роль в природе бактерий и грибов как разрушителей органического вещества.

Сравнивать автотрофные и гетеротрофные, сапротрофные и паразитические формы среди бактерий и грибов.

Обосновывать биосферное значение цианобактерий, бактерий-азотфиксаторов, раскрывать роль микоризы.

§ 40

 

 

19

Дыхание растений  и грибов

1

Дыхание и его значение. Дыхание и брожение бактерий. Дыхание и брожение грибов

Определять сущность процесса дыхания.  Сравнивать дыхание и фотосинтез, дыхание и брожение, устанавливать взаимосвязь этих процессов. Обосновывать значение знаний о процессах дыхания и брожения для практической деятельности человека

§ 41

 

 

20

Дыхание и кровообращение животных

1

Функции органов дыхания. Органы дыхания животных. Круги кровообращения

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и кровообращения животных.

Описывать круги кровообращения, строение органов дыхания животных в связи со средой обитания.

Приводить примеры животных, органы дыхания которых представлены жабрами, трахеями, лёгкими.

§ 42

 

 

21

Транспорт веществ в организме

1

Передвижение веществ в растениях. Транспорт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные

Сравнивать проводящую систему растений и кровеносную систему животных, делать выводы о причинах их сходства.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций проводящей системы растений и транспортной системы животных. Доказывать с помощью биологического эксперимента передвижение воды и минеральных веществ по сосудам древесины, органических веществ — по ситовидным трубкам коры. Приводить примеры холоднокровных и теплокровных животных.

§ 43

 

 

22

Выделение. Обмен веществ

1

Выделение у растений. Выделение у животных. Обмен веществ.

Передвижение веществ в растениях. Транспорт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные

§ 44

 

 

23

Контрольная работа №3 «Строение и жизнедеятельность организмов»

 

Контроль знаний

проверка знаний

§ 44

 

 

24

Размножение организмов. Бесполое размножение

 

1

Способы размножения. Размножение бактерий. Бесполое размножение. Размножение одноклеточных животных. Размножение спорами.

Выявлять существенные отличия бесполого размножения от полового. Называть и описывать различные способы бесполого

размножения, приводить их примеры. Делать выводы о биологическом значении бесполого размножения

§ 45

 

 

25

Вегетативное размножение растений

Практическая работа

№ 1 «Вегетативное размножение комнатных растений»

1

Вегетативное размножение растений. Способы вегетативного размножения. Искусственное вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними

Называть, описывать и сравнивать разные способы вегетативного размножения растений. Применять знания в практических ситуациях: размножать растения черенками, луковицами, почками, усами.

Делать выводы о значении вегетативного размножения в природе и жизни человека.

 

§ 45

 

 

26

Половое размножение цветковых растений. Строение цветка

1

Оплодотворение у цветковых растений. Строение и значение цветка. Соцветия.

Называть и определять части цветка, соцветия, тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения. Выделять главные и второстепенные части цветка, цветки с простым и двойным околоцветником, иллюстрировать их примерами. Делать выводы о биологическом значении цветка в жизни растения. Исследовать строение цветка в процессе лабораторной работы, фиксировать её результаты в форме схематических рисунков.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

§ 46

 

 

27

Опыление

1

Виды опыления

Называть и описывать различные типы опыления, приводить примеры растений, у которых они встречаются, части семени и плода.

Сравнивать строение цветков, пыльцу насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Делать выводы о значении опыления, неразрывной связи растений с их опылителями —животными. Выявлять основные особенности оплодотворения цветковых растений Прогнозировать опасность сокращения численности пчёл, шмелей, других насекомых-опылителей, птиц.

§ 47

 

 

28

Оплодотворение у цветковых растений. Плоды и семена

 

1

Семя. Строение семени. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. Ядовитые растения. Лекарственные растения. Практическое значение дикорастущих растений. Правила сбора, хранения и заготовки. 

Описывать основные особенности оплодотворения у цветковых растений.  Сравнивать и классифицировать сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды.

Устанавливать взаимосвязь между цветением, опылением и оплодотворением. Определять сочные и сухие плоды в процессе выполнения лабораторной работы. Фиксировать результаты в виде таблиц, рисунков.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии

§ 48

 

 

29

Размножение многоклеточных животных

 

1

Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие нового организма.

Птицы и млекопитающие нашего края. Сезонные изменения в жизни животных

Описывать способы бесполого размножения животных.

Сравнивать бесполое размножение животных с половым, приводить примеры. Выявлять основные закономерности развития животных, используя иллюстрации и электронное приложение.

Делать вывод об эволюционном преимуществе животных с внутриутробным развитием

§ 49

 

 

30

 

Индивидуальное развитие растений

 

1

Начало индивидуального развития. Развитие после образования семян.

Описывать периоды индивидуального развития растений. Объяснять роль зародыша семени в развитии растений. Сравнивать процессы роста и развития растений.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

§ 50

 

 

31

Индивидуальное развитие животных

 

1

Зародышевый период. Период формирования и роста организма. Периоды зрелости и старости. Промысловые и опасные животные области. Правила поведения в природе. Охраняемые животные нашего края

Описывать периоды индивидуального развития животных.

Выявлять особенности эмбрионального развития животных.

Сравнивать непрямое и прямое развитие, развитие С полным и неполным превращением

§ 51

 

 

32

Расселение и распространение живых организмов

 

1

Расселение бактерий и грибов. Распространение растений. Расселение животных. Экологические факторы и среда обитания. Природное сообщество. Наземные природные сообщества. Водные природные сообщества

Описывать различные способы расселения и распространения живых организмов.

Выяснять особенности распространения растений.

Объяснять способность к расселению и освоению новых территорий как общее свойство живых организмов.

Понимать причины и значение миграций для животных.

Прогнозировать последствия изменений в природе для распространения живых организмов

§ 52

 

 

33

 Итоговая контрольная работа

1

 

Устанавливать взаимосвязь дыхания, фотосинтеза и почвенного питания растений.

Обосновывать участие процессов питания, дыхания, выделения в обмене веществ.

Понимать роль процесса деления клеток для роста и развития организма.

Находить черты сходства в размножении и развитии растений, животных.

Делать выводы о средообразующей роли живых организмов, единстве живого мира

 

 

 

34

Сезонные изменения в природе и жизнедеятельности организмов

1

Ритмичность – важнейшее свойство живых организмов. Весенние и осенние явления в живой природе. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, их практическое значение

Устанавливать взаимосвязь между длиной светового дня и приспособительными реакциями живых организмов.

Обосновывать значение листопада, видоизменённых надземных и подземных побегов, корней для перенесения растениями неблагоприятных сезонных изменений; значение явлений анабиоза, зимнего сна жизни животных.

Понимать практическое значение фенологических наблюдений.

Наблюдать за сезонными изменениями в природе, описывать, делать выводы

§ 53