Календарно – тематическое планирование в подготовительной группе на 2020 – 21 гг.
Период |
Тема |
Цели |
Сентябрь 1 неделя |
Диагностика. Цикл наблюдений за цветущими растениями на территории детского сада.
|
Определение уровня экологической воспитанности детей. Расширение представлений о цветущих травянистых растениях, их строении и особенностях жизни в осенний период. |
Сентябрь 2 неделя |
Диагностика (продолжение). Цикл наблюдений за цветущими растениями на территории детского сада (продолжение).
Чтение рассказа В. Танасийчук «Экология в картинках». |
Определение уровня экологической воспитанности детей. Расширение представлений о цветущих травянистых растениях, их строении и особенностях жизни в осенний период. Знакомство с природоведческими сказками В. Бианки. Знакомство с произведением В. Танасийчука «Экология в картинках» |
Сентябрь 3 неделя |
Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. Беседа «Планета Земля в опасности!»
Беседа «Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях» |
Формирование умения замечать сезонные изменения в природе¸ фиксировать их в календаре природы. Формирование первоначальных целостных представлений о планете Земля. Формирование представлений о сезонной жизни лягушек и их приспособленности к наземно – водной среде обитания. |
Сентябрь 4 неделя |
Наблюдение за солнцем и тенью.
Беседа «Где зимуют лягушки?»
Продолжение чтение книги В. Танасийчука «Экология в картинках» |
Наблюдение за перемещением солнца в течении суток. Знакомство с тень. Закрепление представлений о жизни лягушек и их приспособленности к среде обитаний. Знакомство с произведением В. Танасийчука «Экология в картинках» |
Октябрь 1 неделя |
Создание книжки «Экология в картинках»
Беседа «Простые и ценные камни в природе»
Недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы. |
Формирование представлений о ценности книги (писателе, художнике-иллюстраторе и процессе ее изготовления). Формирование представлений о различных камнях, использовании ценных камней в строительстве и ювелирном деле. Формирование умения замечать сезонные изменения в природе. |
Октябрь 2 неделя |
Беседа «Растения в нашем уголке природы».
Беседа «Слепые землекопы»
Знакомство с глиной |
Уточнение представлений о комнатных растениях и условиях их жизни. Формирование представлений об особенностях поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни. Знакомство со свойством глины. |
Октябрь 3 неделя |
Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. Экскурсия по детскому саду.
Цикл наблюдений и оптов с песком на прогулке.
|
Определение погоды и сезонного состояния живой природы в октябре, развитие наблюдательности. Уточнение представлений о влаголюбивых и засухоустойчивых растений. Определение свойства песка, сравнение его с камнями.
|
Октябрь 4 неделя |
Чтение рассказа В. Тайнасийчука «Почему белые медведи не живут в лесу?»
Изготовление самодельной книги
Беседа «Что человек делает из глины» |
Формирование представлений об особенностях сезонного поведения белых медведей, их приспособленности к среде обитания. Формирование представлений о ценности книги (писателе, художнике-иллюстраторе и процессе ее изготовления). Расширение представлений о глине, ее использовании человеком. |
Ноябрь 1 неделя |
Беседа «Сравнение рыб и лягушек»
Занятие «Сравнение песка, глины и камней»
|
Формирование обобщенных представлений о животных, обитающих в воде, их приспособленности к водной среде обитания. Уточнение представлений о свойствах природных материалов. Развитие творчества, чувства времени.
|
Ноябрь 2 неделя |
Беседа «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения» Знакомство с углем и мелом.
Подкормка зимующих птиц. |
Формирование представлений о разных потребностях и преспособной растений к разной среде обитания. Расширение представлений о природных материалах, их свойствах и способах использования. Воспитание сочувствия к птицам, бережное отношения к природе. |
Ноябрь 3 неделя |
Беседа об осени.
Продолжение знакомства с природными материалами. Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем.
|
Формирование обобщенных представлений об осени, развитие эстетического восприятия природы. Уточнение представлений о значении природных материалов (песок, камень, уголь, мел) для жизни животных в неволе. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в ноябре, развитие наблюдательности.
|
Ноябрь 4 неделя |
«В гостях у курочки Рябы» (кошка, собака, лошадь, овца – домашние животные). Подкормка птиц на участке.
Беседа «Уходит золотая осень». |
Расширение представлений о домашних животных, их жизни рядом с человеком. Воспитание доброго и ответственного отношения к птицам ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними. Формирование обобщенных представлений об осени, развитие эстетического восприятия природы. |
Декабрь 1 неделя |
Подкормка зимующих птиц.
Беседа «Через добрые дела можно стать юным экологом». Акция «Живая елочка – зеленая иголочка» |
Формирование практических навыков по созданию необходимых условий для птиц на участке. Воспитание осознанного отношения к хорошим поступкам. Выработка отрицательного отношения к вырубке ели (долго растущего дерева) для кратковременного праздника. |
Декабрь 2 неделя |
Цикл наблюдений за елкой на участке детского сада.
«Панорама добрых дел».
Наблюдение за Луной. |
Уточнение представлений о внешнем облике и сезонной жизни хвойного дерева. Воспитание осознанного отношения к хорошим поступкам и стремления совершать добрые дела. Формирование представлений о спутнике Земли – Луне, ее видимых изменениях. |
Декабрь 3 неделя |
Подкормка птиц на участке.
Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. «Беседа о лесе» |
Воспитание доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в декабре, развитие наблюдательности. Формирование представлений о лесе как о природном сообществе, взаимосвязи всех проживающих в нем обитателей. |
Декабрь 4 неделя |
Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку – красавицу наших лесов». Подготовка и проведение новогоднего праздника.
Подкормка зимующих птиц. Наблюдения за птицами.
|
Формирование желания беречь природу.
Формирование эмоционально положительного отношения к новогоднему празднику. Формирование практических навыков по созданию необходимых условий для птиц на участке. |
Январь 1 неделя |
Цикл наблюдений за льдом, водой, снегом.
Досуг на участке детского сада «Новогодний праздник вокруг живой ели» Занятие «Солнце, Земля и другие планеты» |
Расширение представлений о воде, ее свойствах и различных состояниях. Формирование эмоционального положительного отношения к зимнему празднику; желание беречь природу (живые елки). Формирование элементарных представлений о Солнечной системы. |
Январь 2 неделя |
Беседа « Кто главный в лесу».
Завершение акции «Зеленая елочка – живая иголочка». Беседа «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу». |
Уточнение представлений о лесе как сообществе; формирование представлений о роли человека в жизни леса. Формирование желания беречь природу (живые елки). Знакомство с действиями, направленными на сохранении живых елей. Расширение представлений о лесе как о сообществе растений и животных, их приспособленности к жизни зимой. |
Январь 3 неделя |
Подкормка птиц. Наблюдения за птицами.
Недельный цикл наблюдений за явлениями природы. Работа с календарем. Беседа «Земля – живая планета». |
Развитие умения различать виды зимующих птиц, особенности их внешнего облика и поведения. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в январе, развитие наблюдательности. Расширение и уточнение представлений о планете Земля, условиях жизни на ней. |
Январь 4 неделя |
Подкормка птиц на участке.
Беседа «Волк и лиса – лесные хищники».
Беседа «Сравнение белого и бурого медведя». |
Воспитание доброго и ответственного отношения к птицам ближайшего окружения, формирование практических навыков ухода за ними. Расширение представлений о среде обитания хищных животных, их жизни зимой. Уточнение и расширение представлений об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним. |
Февраль 1 неделя |
Подкормка птиц. Наблюдения за птицами.
Посев лука. «Путешествие по зимнему лесу». |
Различение видов зимующих птиц, особенностей их внешнего облика и поведения. Формирование навыков выращивания растений. Расширение представлений о лесе, жизни его обитателей зимой. |
Февраль 2 неделя |
Подкормка птиц. Наблюдение за луком.
Беседа «Цепочки в лесу». |
Уточнение представлений о птицах. Уточнение представлений об условиях, необходимых для роста растений. Развитие наблюдательности. Уточнение представлений о лесе как сообществе и взаимосвязи его обитателей. |
Февраль 3 неделя |
Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. Цикл наблюдений за прорастающим луком, ведение календаря. |
Определение погоды и сезонного состояния живой природы в феврале, развитие наблюдательности. Развитие умения замечать изменения в росте растений. |
Февраль 4 неделя |
Подкормка птиц. «Пройдет зима холодная»
Наблюдение за луком. |
Уточнение представлений о птицах, развитие наблюдательности. Формирование представлений о сезонных изменениях в природе зимой. Уточнение представлений об условиях, необходимых для роста растений. Развитие наблюдательности. |
Март 1 неделя |
Подкормка птиц. Наблюдения за ветками в вазе. Подарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестренке». |
Уточнение представлений о птицах, развитие наблюдательности. Уточнение представлений об условиях роста и развития растения. Воспитание доброго отношения к близким людям, развитие способности творчески воспроизводить впечатления о природе. |
Март 2 неделя |
Подкормка птиц. «Что мы знаем о птицах».
«Сравнение диких и домашних животных».
|
Уточнение представлений о птицах, развитие наблюдательности. Закрепление и обобщение представлений о жизни и приспособленности птиц к наземно - воздушной среде обитания. Формирование обобщённого представления о домашних животных. |
Март 3 неделя |
Недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы.
«Сравнение кроликов и зайцев» Беседа «Когда животных в природе становится много или мало?» |
Формирование умения замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображением. Развитие наблюдательности. Уточнение представлений о диких и домашних животных. Формирование представлений о равновесии в природе и его нарушения. |
Март 4 неделя |
Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. «Олени и хищники».
Изготовление книжки малышки по рассказам из книги «Экология в картинках» |
Определение погоды и сезонного состояния живой природы в марте, развитие наблюдательности. Расширение и уточнение представлений о лесе как сообществе и взаимоотношений его обитателей. Отражение впечатлений о прочитанном в художественной деятельности, практическое участие в изготовлении книги. |
Апрель 1 неделя |
Наблюдения за ветками в вазе (продолжение).
Зеленая служба «Айболита - весенний уход за комнатными растениями». Беседа «Как черепахи живут в природе?»
|
Развитие у детей интереса к природе, бережного отношения к растениям и животным, способности замечать изменения в росте растений и связывать их с условиями жизни. Уточнение представлений о комнатных растениях, условиях их жизни в весенний период. Формирование представлений о приспособленности черепах к жизни в естественных природных условиях. |
Апрель 2 неделя |
Беседа «Морские коровы и Красная книга»
Беседа «Лес в жизни человека» Беседа о «Дне космонавтики». |
Формирование представлений о роли человека в сохранении природы. Уточнение представлений о лесе и его значении в жизни человека. Расширение представлений о космосе и его освоении человеком. |
Апрель 3 неделя |
Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. Досуг «День Земли».
Беседа «Земля с днем рождения тебя». |
Определение погоды и сезонного состояния живой природы в апреле, развитие наблюдательности. Формирование представлений о планете как доме для всех людей, воспитание любви к природе, желания ее беречь. Уточнение представлений о Земле, об условиях жизни на ней для растений, животных, человека. |
Апрель 4 неделя |
Беседа «Птичий город на деревьях». «Мой родной край: заповедные места и памятники природы». Цикл наблюдений за мать-и-мачехой и одуванчиком. |
Формирование представлений о заповедных местах России. Воспитание любви и интереса к «малой родине», ее природе.
Уточнение представлений о первоцветах, развитие умение сравнивать растения. |
Май 1 неделя |
Диагностика.
Беседа «Кому нужна вода».
Продолжение наблюдений за мать -и- мачехой и одуванчиком. |
Определение уровня экологической воспитанности в конце учебного года. Уточнение представлений о воде как необходимом условии существования всех живых организмов. Уточнение представлений о первоцветах, развитие умение сравнивать растения. |
Май 2 неделя |
Беседа «Сравнение аквариума с речкой, прудом и озером». Беседа «Море бывает в беде»
Чтение рассказа В. Тайнасийчука «Экология в картинках» |
Уточнение представлений о естественном и искусственном созданном природных сообществах, цепочках питания в них. Формирование представлений о море, о влиянии деятельности человека на жизнь моря. Развитие интереса к природе и творческому отражению впечатлений о ней. Обогащение представлений о писателях. |
Май 3 неделя |
Цикл наблюдений за одуванчиками и мать – и – мачехой. Недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы.
|
Уточнение представлений о майских дикорастущих цветах, их полезных свойствах, развитие наблюдательности. Формирование умения замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображением. Развитие наблюдательности. Расширение представлений о весенних растениях. |
Май 4 неделя |
Продолжение наблюдений за одуванчиками.
«Как человек охраняет природу». Создание Красной книги своей местности. «Весна кончается — лето начинается». |
Расширение представлений о весенних первоцветах, условиях их роста. Формирование представлений о природоохранных мероприятиях. Воспитание бережного отношения к природе родного края. Уточнение и обобщение представлений о весне — быстро меняющихся условиях жизни и приспособленности растений и животных к ним. Развитие эстетического восприятия красоты природы. |
Июнь – Август |
Продолжение наблюдений за мать-и- мачехой и одуванчиками, их сравнение. Наблюдения за цветущими растениями, насекомыми и птицами.
Наблюдения за явлениями природы (3-я неделя каждого месяца). Развлечения на темы «Наш огород».
Чтение рассказов В. Тайнасийчука «Экология в картинках». Экскурсии и походы в лес и на пруд. |
Расширение и уточнение представлений о цветущих растениях, условиях их роста. Расширение, уточнение и закрепление представлений о растениях и животных ближайшего окружения, развитие интереса к природе и наблюдательности. Определение погоды и сезонного состояния живой природы в июне, июле, августе, развитие наблюдательности. Развитие умения обращать внимание на красоту объектов природы, передавать свои впечатления. Развитие интереса к природе и творческому отражению впечатлений о ней. Обогащение представлений о писателях. Уточнение представлений о воде, воспитание бережного и экономного отношения к ней, создание радостного настроения. Уточнение представлений о летних изменениях в природе. Развитие умения замечать красоту природы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.