Календарно-тематическое планирование
Оценка 4.7

Календарно-тематическое планирование

Оценка 4.7
docx
26.01.2020
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематический план 3 этап.docx

Календарно-тематическое планирование

(3 этап)

 

                                                                                   ЛИТЕРАТУРА

1. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2005.

3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.

4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2206.

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.

6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – С.-Пб, 2006.

7. Ишимова О.А., Шаховская С. Н. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: пособие для учителя -.М.,Просвещение, 2014.

8. Воробьева В.К. Методика развития связной речи детей с системным недоразвитием речи – М., Астраль, 2005

9. Ишимова О.А, Развитие речемыслительных способностей детей –М., Просвещение, 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Характерные особенности в учебной  деятельности данной группы детей.

Эти особенности могут проявляться в процессе достижения личностных, метапредметных и предметных   результатов:

1. Снижение познавательных мотивов;

2. Трудности формирования способности к организации своей деятельности (в формировании умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей);

3. Трудности умения понимать причины неуспехов в учебной деятельности и способности конструктивно действовать, особенно в ситуациях неуспеха;

4. Трудности овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

5. Трудности в установлении причинно-следственных связей;

6. Трудности в построении рассуждений, отнесения к известным понятиям;

7. Затруднение в овладении представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических);

8. Медленное овладение учебными действиями с языковыми единицами;

9. Затруднения в использовании знаний для решения познавательных, практических задач;

10. Сложности выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

 

 

Программа обеспечивает достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные УУД:

- Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

-Ученик умеет делать нравственный выбор;

-Ученик способен к волевому усилию;

-У ребенка развита рефлексия;

-У ребенка сформирована учебная мотивация;

-Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку;

- Ученик способен к саморазвитию;

- Ученик понимает ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-У ученика сформировано ценностное отношение в природному миру, здоровьесберегающему миру;

-  Ученик способен к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;

- Ученик уважительно относится к иному мнению;

- Ученик владеет навыками сотрудничества в разных ситуациях, имеет не создавать конфликты, находить выходы их спорных ситуаций.

Метапредметными результатами логопедических занятий является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

 

Регулятивные УУД:

-Ученик умеет составлять план действий;

-Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;

-Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно;

-Ученик способен к волевому усилию для преодоления интеллектуальных затруднений;

- Ученик способен стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач;

-У ученика развита рефлексия;

-Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;

-У ученика сформирован внутренний план действий;

-Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий;

- Ученик адекватно использует речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- Ученик способен выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;

- Ученик умеет вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

- Ученик адекватно воспринимает предложение учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок;

- Ученик способен устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

 

Познавательные УУД:

-Ребенок умеет слушать и слышать;

-Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

-Ученик владеет анализом информации;

-Может создавать устные и письменные высказывания;

-Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

-Ребенок владеет операциями сериация, классификация, умеет устанавливать причинно-следственные связи;

-Ребенок может проанализировать ход и способ действий;

-У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

-Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию;

- Ученик умеет построить рассуждение и обобщить.

 

Коммуникативные УУД:

-Ученик умеет составлять план действий;

-Ученик умеет договариваться несиловыми методами;

-Ученик умеет вступать в диалог;

-Ребенок может сотрудничать с другими людьми;

-Ребенок умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы;

-Ученик может отслеживать действия партнера;

-Ребенок умеет слушать и слышать;

-Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

-Ребенок может осуществлять продуктивное взаимодействия с детьми и взрослыми;

-Ребенок может интегрироваться в группу сверстников;

- Ученик может формулировать собственное мнение и задавать вопросы;

- Ученик может строить понятные для партнера высказывания;

 

№ п/п

Тема

кол-во часов

Содержание и виды работы

Требования к уровню подготовки учащихся

1

Предложение

1

1. Восстанови «цепочку» (звук, слог, слово, предложение).

2. На  доске логопед делает запись, чтение записи, ее пояснение.

3. Выяснение совместно с детьми, что из четырех вариантов является предложением.

4. Определение основных признаков предложения, делается вывод ( правило).

5. Придумывание предложений по заданной схеме и сюжетной картинке.

6. Подобрать схему к заданному предложению.

7. Игра «Слово и предложение». Логопед называет вперемешку слова, или набор слов, предложения. Дети сигнализируют условной карточкой.

Дети должны уметь:

- знать понятие «предложение»;

- уметь дифференцировать понятия «звук», «слово», «предложение»;

-использовать в речи предложения различных синтаксических конструкций;

- уметь отвечать двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы.

2

Виды предложений по интонационной законченности

1

1. Упражнение на развитие речемыслительной деятельности «Исправь предложение» (устно).

2. Логопед читает текст, не делая остановок или делая неправильные паузы. Дети объясняют, почему рассказ непонятен.

3. Логопед обобщает ответы детей, делая вывод о необходимости интонации.

4. Логопед с помощью схемы показывает повышение или понижение интонации в предложении.

5. Упр. Дети вслушиваются в интонацию логопеда при чтении предложений, поднимая нужную карточку (знаки препинания).

Дети должны уметь:

- различать интонационные оттенки предложений и уметь передавать их голосом (повествовательная, вопросительная и восклицательная интонация);

- овладеть определенными орфограммами  ( пунктуация);

- владеть навыками языкового анализа и синтеза.

3

Предложения распространенные. Предложения с использованием однородных членов, союзов (И, А, НО)

1

1. Игра «Самый наблюдательный». Учащиеся рассказывают, что они видели на прогулке (строя предложения с перечислениями).

2. Составить схемы предложений (по своим ответам).

3. Составить предложения по сюжетным картинкам сначала из двух, затем из 3, 4, 5 и более слов. Выделить главные слова в предложении (при затруднении логопед помогает вопросами).

4. Игра «Лесенка предложений». Придумать предложение по заданной теме. Кто быстрее дойдет до конца лесенки (даны схемы предложений на доске с постепенным увеличением на одно слово).

5. Из двух предложений составить 1 предложение, используя союзы (КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ПОЭТОМУ).

Дети должны уметь:

- определять количество и последовательность слов в предложении,

составлять схемы предложения, подготавливая учащихся к раздельному написанию слов с учетом правил пунктуации (точка,!, ?);

- уметь сочетать слова в предложении, осознанно строить предложение;

 - уметь устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- овладеть интонацией перечисления при чтении предложений с однородными членами;

- наблюдать за использованием в речи синонимов и антонимов, омонимов;

- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.

 

4

Предложение. Работа с деформированным предложением.

1

1. Игра на развитие речемыслительной деятельности «Перестрой предложение».

2. Составление предложений с дополнением недостающих слов.

3. Составление предложений из слов, данный вразбивку.

4. Слова, составляющие предложение, даются вперемешку с другими, произвольно взятыми.

5. Составление сложносочиненных предложений из слов, данных вразбивку с использованием союзов (И, А, НО).

6. Составление предложений из слов, данных в начальной грамматической форме.

7. После анализа предложений упражнение выполняется письменно со взаимопроверкой.

Дети должны уметь:

- грамматически правильно строить предложение;

- правильно согласовывать слова в предложении;

- составлять схемы предложения соблюдая правильную последовательность слов в предложении;

- строить внутреннюю программу высказывания.

5

Предложение. Составление предложения из разбросанных слов и рассказа из этих предложений.

1

1. Упражнение «Найди предложение» ( на доске предложения: деформированные и правильные). Найти и выписать правильно построенное предложение.

2. Учащиеся получают по одной карточке и из «рассыпанных» слов составляют предложения. Логопед в случае затруднения руководит работой по составлению предложений: «Какое слово должно быть первым в этом предложении? Назовите второе слово…Прочитайте все предложение».

3. Работа по составлению текста:                      « Прочитайте предложения на карточках. Найдите среди них заглавие рассказа. Почему вы думаете, что это заглавие? Подумайте, из скольких частей состоит рассказ? Найдите предложения, которые относятся к первой части рассказа. Сколько их? Прочитайте. Сколько предложений относится ко 2 части рассказа? Прочитайте)» и т.д.

Дети должны уметь:

- овладеть практическими представлениями о предложении;

- узнавать существенные признаки связного высказывания путем сравнения его с набором слов, предложений, различных вариантов его искажения;

- владеть навыками языкового анализа и синтеза;

- использовать в речи предикативный словарь;

- понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово.

6

Текст. Составление рассказа из отдельных предложений. Пересказ по сюжетной картинке.

2

1. Беседа (понятие о тексте, его частях, заголовке).

2. Чтение отдельных предложений.

3. Составление рассказа из предложений.

4. Проверка последовательности предложений по смыслу в рассказе.

5. Чтение полученного текста.

6. Нахождение «лишнего» предложения (не подходящего по смыслу).

7. Подбор заголовка к тексту.

8. Пересказ текста (по опорным словам).

 

Дети должны уметь:

- владеть практическим представлением о тексте, его частях;

- последовательно излагать свои мысли;

-  анализировать и корректировать текст с нарушенным  порядком предложений, частей текста;

- практически владеть устными монологическими высказываниями с использованием разных типов речи            (описание, повествование с элементами рассуждения);

7

Текст. Рассказ по вопросам.

1

1. Подведение к теме занятия с помощью загадок.

2. Устные ответы на вопросы (по картинкам).

3. Полный пересказ с опорой на рисунки-схемы (мнемоопоры).

4. Полный пересказ без опор.

Дети должны уметь:

- владеть диалогической формой речи;

- выражать собственное мнение и аргументировать его (владеть основными умениями ведения разговора: начать, поддержать и закончить разговор);

- правильно выбирать языковые средства устного общения;

- владеть навыком полных ответов на поставленные вопросы, объединенные общей темой.

8

Рассказ-описание своей деятельности.

1

1. Определение совместно с учащимися темы-описания своей деятельности (режим дня, экскурсии, праздники).

2. Передача впечатлений о последней экскурсии, школьном празднике и т.д. с помощью вопросов логопеда.

3. Самостоятельное рисование детьми серии опорных рисунков (с опорой на жизненный опыт учащихся и поэтапность действий, сюжета).

4. Составление самостоятельно рассказа-описания своей деятельности с опорой на рисунки.

Дети должны уметь:

- подробно рассказывать о своей деятельности с помощью наводящих вопросов логопеда (с учетом интересов и склонностей учащихся);

- строить и перестраивать предложения адекватно замыслу;

- владеть инициативными формами речи;

- соблюдать правила устного общения (умение слышать, адекватно реагировать на реплики, поддерживать разговор).

9

Составление плана-рассказа и краткий пересказ.

1

1.Подведение к теме рассказа.

2. Чтение рассказа учащимися по частям.

3. Вопросы логопеда по тексту.

4. Пересказ рассказа по контурным рисункам (контурные изображения героев текста).

5. Совместное составление плана пересказа по частям.

6. Пересказ рассказа по плану целиком.

7. Пересказ цепочкой и индивидуально.

8. Сравнение 1 и последнего варианта рассказов.

Дети должны уметь:

- составлять план и кратко пересказывать по составленному плану;

- владеть навыками анализа текста;

- строить предложения различных синтаксических конструкций;

-  использовать в речи предикативный словарь;

- взаимно контролировать действия друг друга;

- слышать, слущать и понимать друг друга.

10

Пересказ с опорой на иллюстрацию к тексту.

1

1. Подведение к теме занятия.

2. Знакомство с рассказом.

3. Чтение детьми рассказа по цепочке, по частям.

4. Беседа по содержанию и подбор картинок к каждой части рассказа, их анализ.

5. Пересказ текста по частям.

6. Пересказ всего текста.

Дети должны уметь:

- пересказывать текст с опорой на зрительные образы;

- анализировать текст ознакомившись с его смысловой и выразительной сторонами;

- уметь сочетать слова друг с другом, сравнивать с синонимами, антонимами;

-  правильно использовать предложно-падежные формы;

- уметь устанавливать логико- смысловые и грамматические связи между словами при составлении предложений и между предложениями при составлении текста.

11

Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок.

1

1. Чтение пословиц на тему дружбы. Беседа о нравственном значении пословиц.

2. Рассматривание картинок, стоящих в беспорядке.

3. Восстановление последовательности событий путем логических рассуждений и восстановление смысла.

4. По ходу выяснения содержания каждой картинки, по вопросам логопеда составление предложений по каждой картинке (О чем эта картинка? Когда происходит действие? Где?  Кто участвует? и т.д).

5. Знакомство и чтение рассказа.

6. Пересказ по частям (по серии картинок) учащимися.

7. Пересказ всего текста.

8. Работа над пересказом заканчивается беседой, которая подводит детей к выводу о необходимости помогать друг другу и т.д.

Дети должны уметь:

- связно и последовательно пересказывать текст с опорой на иллюстративный материал;

- уметь устанавливать логико- смысловые и грамматические связи между словами при составлении предложений и между предложениями при составлении текста;

- владеть фразовой речью, составлять фразовые высказывания разной структуры;

- использовать в речи предикативный словарь.

12

Составление рассказа по серии картинок.

1

1. Вводная беседа о зимующих птицах, о помощи им.

2. Игра «Четвертый лишний» (птицы зимующие, перелетные).

3. Рассматривание и восстановление последовательности сюжетных картинок.

4. Составление предложений по отдельным картинкам, по вопросам логопеда и их озаглавливание (из предложенных заголовков выбор лучшего, точно передающего смысл).

5. Целостный рассказ по серии картин детьми.

6. По усмотрению логопеда отдельные предложения записать в тетрадь.

Дети должны уметь:

- составлять связный последовательный рассказ по серии картинок с подробным развитием сюжетного действия;

- объяснять действия, изображенные на картинках в общую сюжетную ситуация, путем установления причинно-следственных связей, событий;

- пользоваться фразовой грамматически правильно оформленной речью в учебном процессе;

- актуализировать словарь по теме.

13

Составление рассказа-описания с опорой на план-схему.

1

1. Подведение к теме занятия. Игра «Четвертый лишний» (исключение лишнего животного).

2. Чтение рассказа о животном.

3. Беседа по содержанию текста.

4. Подготовка к составлению рассказа-описания.

5. Составление рассказа-описания о животном с использованием схем или мнемоопор.

6. Прослушивание ответов, выбор лучших рассказов и обоснование своего выбора.

Дети должны уметь:

- составлять рассказ-описание;

- пользоваться фразовой грамматически правильно оформленной речью в учебном процессе, употреблять предлоги и образовывать формы косвенных падежей имен существительных;

- актуализировать словарь по теме «дикие животные»;

- объяснять значения непонятных слов, в том числе объяснение мотивированных названий.

14

Составление рассказа по сюжетной картине.

1

1. Произношение чистоговорок с диалогом, соблюдая правильную интонацию, например: «Егор, Егор, укажи свой двор.-А вот мой двор- голубой забор».

2. Предложить рассмотреть сюжетную картину.

3. Вопросы к учащимся по содержанию картины (Какое время года? Почему? Где происходит действие? Какое настроение у героев? Почему? и т.д.).

4. Подвести детей к задаче: озвучить картинку с использованием части диалога одного персонажа и формирование ответов других учащихся (в процессе коллективной работы).

5. Прослушивание вариантов диалога по сюжетной картине с передачей интонации двух персонажей картины.

6. Анализ и обсуждение составленных рассказов. Обоснование ответов.

Дети должны уметь:

- составлять рассказ по сюжетной картине с использованием диалогической формы речи;

- составлять связное высказывание путем инициативных форм речи, формулировать и задавать вопросы, строить развернутые диалоги;

- владеть четкостью дикции, интонационной выразительностью;

- усвоить значение слов и правильное их употребление

15

Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

1

1. Беседа, выявляющая знания   учащихся об осени (или другом времени года), последовательности месяцев (Игра «Четвертый лишний»).

2 Чтение короткого   рассказа об осени или чтение стихов наизусть. Беседа основанная на личном опыте, наблюдении детей.

3. Назвать признаки осени. Подбор к слову-предмету слова-признака: небо (какое?), солнце? Погода? Трава? Цветы?

4. Сопоставление прочитанного и изображенного на картинке. Вопросы: Что изображено на картине? Дайте название. Прочитайте имя художника и название картины. Докажите, что здесь изображена осень. Что изображено на переднем плане? Что изображено на заднем плане?  и т.д.

5. Прослушивание рассказов учащихся.

6. Анализ, оценка учащимися рассказов, обоснование.

Дети должны уметь:

- составлять связное высказывание посредством составления описания;

- владеть моделями различных синтаксических конструкций;

- сравнивать два предмета по 2-3 признакам;

- подбирать слова, противоположные по значению;

- подбирать существительные к прилагательным и следить за правильностью лексико-грамматической связи слов в словосочетании;

- объяснять смысл устойчивого выражения;

- отгадывать явления на основе иносказательного описания;

- следить за правильностью произнесения фразы, интонационной выразительности, звучности и модуляции голоса;

- актуализировать словарь по теме «Времена года».

16

Рассказ по началу (без опоры на наглядность).

1

1. Предложить учащимся упражнение н понимание логико-грамматических конструкций: «Исправь предложение».

2. Игра «Кормушка» (употребление предлогов), комментирование действий логопеда, составление предложений с предлогами.

3. Подведение к теме и цель занятия. Актуализация знаний о тексте.

4. Чтение предложений на карточках (дано начало текста), задать вопрос о том, чего нет в тексте. Что нужно сделать, чтобы текст был полным?

5. Составление с детьми основной части и концовки текста.

6. Прослушивание составленных рассказов.

7. Запись в тетради некоторых предложений (по выбору детей).

8. Анализ, оценка учащимися рассказов, обоснование.

Дети должны уметь:

- составлять творческий рассказ, опираясь на наличие у учащихся жизненных впечатлений и опыта по данной теме;

- определять свое отношение к данной теме;

- уметь делить тексты на части, придумывать название;

- актуализировать словарь по теме «Птицы»;

- использовать в речи предложения различных синтаксических конструкций;

- исправлять и объяснять ошибку в предложении;

- следить за правильностью использования предлогов;

- составлять предложения по заданному началу;

 - выбирать правильно составленное предложение и объяснять свой выбор.

17

Итоговое занятие.

1

С учетом уровня сформированности связной речи, логопед дифференцированно подходит к выбору темы для каждого учащегося.

Дети должны уметь:

- владеть навыками построения связного самостоятельного высказывания  последовательного характера                 (определять замысел, последовательность изложения материала, подбирать языковые средства, составлять план высказывания, выбирать слова для предложения с учетом синтаксической и лексической сочетаемости).

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Календарно-тематическое планирование (3 этап)

Календарно-тематическое планирование (3 этап)

Характерные особенности в учебной деятельности данной группы детей

Характерные особенности в учебной деятельности данной группы детей

Ученик способен к саморазвитию; -

Ученик способен к саморазвитию; -

Познавательные УУД : -Ребенок умеет слушать и слышать; -Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации; -Ученик владеет анализом информации; -Может создавать…

Познавательные УУД : -Ребенок умеет слушать и слышать; -Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации; -Ученик владеет анализом информации; -Может создавать…

Тема кол-во часов Содержание и виды работы

Тема кол-во часов Содержание и виды работы

Предложение. Работа с деформированным предложением

Предложение. Работа с деформированным предложением

Устные ответы на вопросы (по картинкам)

Устные ответы на вопросы (по картинкам)

По ходу выяснения содержания каждой картинки, по вопросам логопеда составление предложений по каждой картинке (О чем эта картинка?

По ходу выяснения содержания каждой картинки, по вопросам логопеда составление предложений по каждой картинке (О чем эта картинка?

Анализ и обсуждение составленных рассказов

Анализ и обсуждение составленных рассказов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2020