Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
Оценка 4.7

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс

Оценка 4.7
docx
22.11.2022
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
ктп по био 5 класс.docx

№ п.п

Тема программы  и урока

Тип урока

Практическая часть программы

Вид деятельности ученика

Домашние задание

Дата по плану

Дата по факту

Тема 1. Биология — наука о живом мире (9 ч)

 

 

 

1.

Биология – наука о живой природе»

 

 

 

 

Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов? Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Давать определение науки биологии. Называть задачи, стоящие перед учёными - биологами.

§1, записи; вопросы в конце

1 неделя сентября

 

2.

Свойства живого

 

 

 

 

Называть свойства живых организмов.

Сравнивать проявление свойств живого и не-

живого. Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника. Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции. Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма.

§2, задание в тетради

2 неделя сентября

 

3.

Методы изучения природы

 

 

 

 

Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Различать и описывать методы изучения живой природы.

Обсуждать способы оформления результатов

исследования.

§ 3, творческое задание

3 неделя сентября

 

4.

Увеличительные приборы

 

Лабораторная работа № 1

«Изучение устройства увеличительных приборов

Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение. Описывать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Находить части микроскопа и называть их. Изучать и запоминать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

§ 4, записи в тетради

4 неделя сентября

 

 

 

 

 

5.

Строение клетки. Ткани

 

Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений».

Называть части клетки по рисункам учебника. Характеризовать назначение частей клетки. Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие.

Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Изучать строение клетки на готовых микро-препаратах под малым и большим увеличением микроскопа. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Зарисовывать клетки в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

§ 5, модель-аппликация «Клетка»

1 неделя октября

 

6.

Химический состав клетки

 

 

Демонстрация

Различать неорганические и органические

вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма.

Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.

§ 6, вопросы после §

2 неделя октября

 

7.

Процессы жизнедеятельности клетки.

 

Комбинированный

 

Оценивать значение питания, дыхания, размножения.

Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение. Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события. Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема).

§ 7, рисунки по теме

3 неделя октября

 

8

Великие естествоиспытатели

 

 

Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях.

Знакомиться с именами и портретами учёных, самостоятельно работая с текстом учебника. Называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий. Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.

§ 1-6, записи в тетради

4 неделя октября

 

9.

 «Биология — наука о живом мире»

Контрольно -обобщающий урок

 

Выполнение вариантов контрольной работы в тетради. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

стр.34 учебника

2 неделя ноября

 

Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)

 

 

 

10

Царства живой природы.

 

 

 

Объяснять сущность термина «классификация». Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны классификации — «царство» и «вид».

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

§ 8, зад. в тетради

3 неделя ноября

 

11

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

 

Комбинированный

 

Называть главные особенности строения бактерий. Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника.

Объяснять сущность терминов: «автотрофы»,

«гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Различать свойства прокариот и эукариот.

Характеризовать процессы жизнедеятельности  бактерий как прокариот.

Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе.

§ 9, сообщения

4 неделя ноября

 

12

Значение бактерий в природе и для человека.

 

 

 

Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты. Различать бактерий по их роли в природе. Приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Характеризовать процесс брожения и его использование в народном хозяйстве.

Обсуждать значение бактерий для человека.

Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий.

§ 10, записи

1 неделя декабря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Растения.

Комбинированный

 

Характеризовать главные признаки растений.

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, знать термин «спора».

Определять по рисунку учебника различие

между растениями разных систематических

групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных

систематических групп в жизни человека.

§ 11, сообщения

2 неделя декабря

 

 

14

Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением

побегов растения»

 

Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением

побегов растения».

Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны.

Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием.

§ 11, записи, создать альбом фотографий хвойных растений Вологодской области

3 неделя декабря

 

 

15

Животные.

 

Комбинированный

Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передвижением животных».

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть основные части клетки. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Приводить примеры позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека

и в природе. Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных. Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении.

Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей.

Зарисовать общий облик инфузории.

Формулировать вывод о значении движения

для животных. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.

§ 12, создать список и рисунки животных, охраняемых в Кирилловском районе

4 неделя декабря

 

 

16

Грибы.

 

Комбинированный

 

 

§ 13, сообщения

2 неделя января

 

17

Многообразие и значение грибов Вологодской области и Кирилловского района

 

Комбинированный

 

 

§ 14, задания в тетради

3 неделя января

 

18

Лишайники.

 

 

 

 

§ 15, проект «Значение живых организмов в природе и жизни человека»

4 неделя января

 

19

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

 

 

 

 

§ 16

1 неделя февраля

 

20

11. Обобщение и систематизация знаний по теме 2.

 

Контрольно- обобщающий урок

 

Выполнять итоговые задания по материалам

темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.

 

2 неделя февраля

 

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)

 

 

 

21

Среды жизни планеты Земля.

 

 

 

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

§ 17, зад.5-6

3 неделя февраля

 

22

Экологические факторы среды.

 

 

 

Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».

Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора.

§ 18, модель «Экологические факторы», сообщения

4 неделя февраля

 

23

Приспособления организмов к жизни в природе.

 

 

 

Выявлять взаимосвязи между влиянием фак-

торов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов.

Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания.

§ 19. Мини-сочинение

1 неделя марта

 

24

Природные сообщества

 

Комбинированный

 

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Объяснять сущность понятий: «производите-

ли», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Различать и характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей.

§ 20. Модель-аппликация ПС «Лес», Луг»

2 неделя марта

 

24

Природные зоны России.

 

 

 

Объяснять сущность понятия «природная

зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы

§ 21, презентации по природным зонам

3 неделя марта

 

 

 

 

 

 

25

Жизнь организмов на разных материках.

 

 

 

Характеризовать и сравнивать расположение

и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов

организмов, их приспособленность к среде

обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Описывать свои впечатления от встречи с представителя ми флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

§ 22, альбом рисунков на тему «Живой мир Земли»

4 неделя марта

 

26

Жизнь организмов в морях и океанах.

 

 

 

 

Работать в паре — описывать разнообразие

Живого мира в морях и океанах по рисункам

учебника.

Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб.

Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать

роль планктона для других живых организмов.

Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.

§ 23, прект «Условия обитания организмов в океане», зад. гл.3

1 неделя апреля

 

 

 

 

 

 

 

27

Подведем итоги

«Жизнь организмов на планете Земля»

 

 

Выполнение вариантов контрольной работы в тетради. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

 

2 неделя апреля

 

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)

 

 

 

28

Как появился человек на Земле.

 

 

Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека

в природе. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития.

§ 24, зад.5-6

3 неделя апреля

 

29

Как человек изменял природу.

 

 

 

Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, до рог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.

§ 25, зад. в тетради.

4 неделя апреля

 

30

Важность охраны живого мира планеты.

 

 

 

Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть примеры животных, нуждающихся

в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

§ 26, сообщения на тему растения и животные Красной книги

1 неделя мая

 

31

Сохраним богатство живого мира.

 

 

 

Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека.

Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами.

Приводить примеры заботливого отношения

к растениям и животным.

Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).

§ 27

2 неделя мая

 

32

Экскурсия

 «Весенние явления в природе». р.к.

 

 

 

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.

 

3 неделя мая

 

33

Обобщение и систематизация знаний по теме

Комбинированный

 

Выполнение вариантов контрольной работы в тетради. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

 

4 неделя мая

 

Заключение

 

 

 

34

Итоговый контроль.

Контрольно-обобщающий

 

Выполнение вариантов контрольной работы в тетради.

Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

Выбор заданий на лето

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторных работ- 4, контрольно-обобщающих уроков - 4, неурочных занятий - 12, региональный компонент – 7.



 

Тема программы и урока

Тема программы и урока

Строение клетки. Ткани Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений»

Строение клетки. Ткани Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений»

Биология — наука о живом мире»

Биология — наука о живом мире»

Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия

Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия

Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей

Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей

Экологические факторы среды.

Экологические факторы среды.

Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков

Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков

Земле в результат длительного исторического развития

Земле в результат длительного исторического развития

Обобщение и систематизация знаний по теме

Обобщение и систематизация знаний по теме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2022