Рабочая программа внеурочной деятельности "Жизнь нашего класса"
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности "Жизнь нашего класса"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл
22.11.2022
Рабочая программа внеурочной деятельности "Жизнь нашего класса"
Рабочая программа внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности Жизнь нашего класса..docx

МБОУ Белавская ООШ

 

 

Принята на заседании

педагогического совета

МБОУ Белавская ООШ

31.08. 2018  №  1

 

Утверждена

приказом по

МБОУ Белавская ООШ

От 31.08.  2018г №  1

 

Директор школы _______ И.Н. Свириденков

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

социального направления

«Жизнь нашего класса»

для 2-4 класса

на 2018 – 2019 уч. год

 

 

 

 

 

учитель: Комарова О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрена

на заседании М.С.

31.08.2018 г.

протокол № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Белавка

 

Пояснительная записка

Рабочая программа «Жизнь нашего класса»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности.

 

Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

В процессе социализации  ребёнок становится  в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной  деятельности, социального творчества.

Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и  ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, об­щественностью.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон  обще­ственной жизни: отношений между группами школьников, под­держки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.

При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.  Самое главное он учится  делать добро и принимать его.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Жизнь нашего класса» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего социума. 

Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи:

1.      Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.

2.      Обучать  навыкам общественно-полезной деятельности.

3.      Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой де­ятельности.

4.      Развивать организационные и коммуникативные компетенции,  механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

 

Описание ценностных ориентиров содержания курса

  В процессе реализации программы «Жизнь нашего класса» преду­сматривается разработка и реализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как:

-ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности;

- ценность человека – осознание ответственности за себя, своего душевного,  физического и  социально-нравственного здоровья;

- ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;

- ценность добра направленность человека на развитие и сохранение жизни, через признание постулатов нравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви;

- ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;

- ценность природы - бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;

- ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества;

- ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.;

- ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;

- ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

- ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Общая характеристика  курса

Программа внеурочной деятельности «Жизнь нашего класса» основывается на следующих принципах.

 Принцип неадаптивной социализации, которая предполагает обеспечение возможности создания     школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняю­щихся социальных условиях. Важным усло­вием выступает создание специальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственности молодого поколения.

Принцип природосообразности предполагает, что социаль­но-преобразующая деятельность школьников должна основы­ваться на  понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно по­лу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность - одна из важнейших конкретиза­ций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это  и достижение определённого уровня физического развития, и формирование познавательных, морально­-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознания личности, её самоопреде­ление в жизни.

Принцип культуросообразности предполагает, что соци­альная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответ­ствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.

Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей  даёт опыт жизни в обще­стве, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопо­знания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-цен­ностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями.  Диалогичность воспитания не предполагает равенства меж­ду педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асиммет­ричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного пони­мания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусмат­ривает обеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников к народам России, российской культуре и исто­рии. Это предполагает исполь­зование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических, гражданско­-патриотических  явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и вы­ведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - реф­лексия.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Са­моопределение в социальной деятельности - процесс формиро­вания личностью собственного осмысленного и ответственно­го отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происхо­дит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.

На начальном этапе социально преобразующей добровольческой деятельности достижение результатов обеспе­чивается формой социальной пробы. В контексте социальной деятельности  социальная проба ­– это инициативное участие школьника в социально значимых делах, организованных взрослыми.

Обучающиеся достигают необходимого для жизни в обществе социального опыта,  формируют принимаемую обществом систему ценностей. Все это создает условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.  

В рамках программы «Жизнь нашего класса» могут использоваться  следующие формы организации внеурочной деятельности:

-        беседы;

-        встречи с  людьми различных профессий;

-        просмотр и обсуждение видеоматериала; 

-        экскурсии, поездки;

-        конкурсы;

-        выставки детских работ;

-        коллективные творческие дела;

-        праздники;

-        викторины;

-        творческие проекты, презентации;

-        мастерские подарков;

-        аукционы добрых дел;

-        трудовые десанты;

-        общественно полезные практики;

-        социально-значимые акции,

-        социальные проекты  и т.п.

Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

«Жизнь нашего класса»

   Личностными результатами освоения курса является:

• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Метапредметные результаты:

·  приобретение школьником социальных знаний,

·  понимание социальной реальности и повседневной жизни;

·  приобретение навыков групповой работы;

·   получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

·  поиск, нахождение и обработка информации  о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;

·  способность регулировать собственную деятельность;

·  освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

·  приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

·   совершенствование в умениях слышать себя  и других;

·  приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка. 

   Результаты  внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

• самостоятельность работы;

• осмысленность действий;

• разнообразие освоенных задач.

 

 

 

 

 

 

4 класс

 

Дата

предп

Дата

факт

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

 

 

1

Мой вклад в работу класса.

1

 

Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей   цветоводов, библиотекарей

 

 

2

Что значит быть бережливым?

1

Беседа о бережном отношении к школьному имуществу

 

 

 

3 - 4

Акция «Хлеб всему голова!»

2

Беседа о бережном отношении к хлебу

Виртуальная экскурсия на пекарню. Рисунок на тему «Хлеб всему голова!»

 

 

5-6

Операция «Подарок малышам»

2

 

Изготовление пособий для наглядности  первоклассникам.

 

 

7 - 8

Уход за комнатными растениями.

2

 

Полив, опрыскивание растений. Создание картотеки растений класса.

 

 

9

Операция «Чистокласс»

1

 

Генеральная уборка класса.

 

 

10 - 12

Проект «Моя будущая профессия»

3

Беседа о профессиях.

Виртуальная экскурсия на производство. Создание альбома «Профессии».

 

 

13-15

Работа в мастерской Деда Мороза

3

Беседа о Новом годе, чтение книг.

Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок.

 

 

16-17

Акция «Покормите птиц зимою»

2

Беседа  о зимующих птицах

Изготовление и установка  кормушек, кормление птиц в зимний период

 

 

18-19

Мой подарок для папы

2

 

Подготовка к празднованию 23 февраля. Изготовление открыток.

 

 

20-21

Мой подарок для мамы

2

 

Создание поздравительной газеты, открыток.

 

 

22 - 25

Проект «Наша школа – чистый и цветущий сад».

4

Беседа о цветах.

Подготовка рассады цветов, высадка на клумбу, наблюдение, полив, рыхление, прополка.

 

 

26

Трудовой десант.

1

 

Уборка класса.

 

 

27-28

Акция «Берегу воду!»

2

Беседа о бережном отношении к воде.

Создание рисунков – плакатов «Береги воду!»

 

 

29-31

Акция «Делаем корзинку на памятник своими руками»

3

Беседа о ВОв, чтение книг.

Изготовление корзинки на памятник своими руками.

 

 

32

Акция «Бессмертный полк»

1

 

Участие в акции «Бессмертный полк»

 

 

33

Экскурсия «Книга твой друг, без неё, как без рук»

1

 

Экскурсия в сельскую библиотеку.

 

 

34

Копилка добрых дел. Жизнь нашего класса.

1

 

Самоанализ деятельности данного направления.

Всего 34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МБОУ Белавская ООШ Принята на заседании педагогического совета

МБОУ Белавская ООШ Принята на заседании педагогического совета

Пояснительная записка Рабочая программа «Жизнь нашего класса» разработана в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа «Жизнь нашего класса» разработана в соответствии с требованиями

Цель программы - ф ормирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности

Цель программы - ф ормирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности

Общая характеристика курса

Общая характеристика курса

Обучающиеся достигают необходимого для жизни в обществе социального опыта, формируют принимаемую обществом систему ценностей

Обучающиеся достигают необходимого для жизни в обществе социального опыта, формируют принимаемую обществом систему ценностей

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Жизнь нашего класса»

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Жизнь нашего класса»

Дата предп Дата факт № занятия

Дата предп Дата факт № занятия

Мой подарок для папы 2

Мой подарок для папы 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2022