Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

  • docx
  • 19.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс.docx

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

Календарно-тематическое планирование составлено к рабочей программе по литературе 9 класс по УМК В.Ф.Чертова и рассчитано на 105 часов согласно учебному плану

№ урока

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Форма проведения

Дата

Кор

По разделу

Планируемые результаты

Контроль

Учебно-методическое обеспечение

1

Введение.

Художественный мир; направления

1 ч

1 четверть

Художественный мир литературной эпохи, направления

 

 

1

Беседа с элементами лекции

1.09

 

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса.

Уметь аргументировано отвечать на вопросы, отбирать необходимый материал

 

Учебник, презентация

2

3

Античная литература 4 ч

Древнегреческая литература.

Анакреонт.

Эсхил.

2

Урок-презентация, урок-лекция

2.09

4.09

 

Выразительное чтение фрагментов произведений. Повторение сведений по теории литературы (эпические, лирические и драматические жанры). Объяснение значения устаревших слов. Подбор иллюстраций к произведениям. Презентация результатов групповой работы. Конспектирование лекции учителя. Подготовка реферата.

Реферат

Учебник, иллюстрации, тексты оригиналов

4

5

Римская литература.

Квинт Гораций Флакк.

Публий Овидий Назон.

2

Урок-путешествие

8.09

9.09

 

6

7

Литература Средних веков 2 ч

Данте Алигьери. Божественная комедия

2

Комментированное чтение

11.09

15.09

 

 

 

 

Обмен впечатлениями о прочитанном. Чтение и анализ фрагментов текста. Обсуждение иллюстраций. Чтение комментариев к произведению. Подведение итогов исследовательской работы в группах.

Тест

Учебник, иллюстрации, рефераты литературоведов

8

Древнерусская литература

5 ч

Культура Древней Руси. Своеобразие древнерусской литературы

1

Урок-путешествие

16.09

 

Знать историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения.

Уметь строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части современный русский язык. Сопоставление художественного текста и фрагмента летописи. Устные ответы на вопросы о роли отдельного эпизода в произведении. Написание сочинения-эссе. Практикум. Работа над рефератом на литературную тему. Составление плана и оформление списка источников. Обсуждение вариантов вступления и заключения.

Эссе

Учебник, иллюстрации, рефераты литературоведов, памятники древнерусской литературы

9

Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве»

1

Исследование

18.09

 

Реферат

10

Образы русских князей в «Слове о полку Игореве»

1

 

22.09

 

11

Мировое значение памятника древнерусской культуры. К/р Написание эссе

1

Развитие речи

23.09

 

12

Практикум. Работа над рефератом по литературе

1

Практикум

25.09

 

13

Литература эпохи Возрождения

3 ч

Гуманисты эпохи Возрождения

1

Круглый стол

29.09

 

Анализ списка действующих лиц. Чтение и комментирование фрагментов трагедии. Чтение по ролям. Записи в тетрадях тезисов лекции учителя. Выводы об особенностях конфликта в трагедии. Отзыв о театральной или кинематографической версии трагедии.

Отзыв

Учебник, тексты, сообщения учащихся, кинопостановки трагедии

14

Трагедии У.Шекспира. Трагедия «Гамлет»

1

 

30.09

 

15

 

Образ Гамлета

1

Анализ главного героя

2.10

 

16

Зарубежная литература 17-18 веков  3 ч

Направления в зарубежной литературе 17-18 веков

1

Лекция

6.10

 

Конспектирование лекции учителя. Работа с литературоведческими словарями. Чтение и анализ фрагментов трагедии. Характеристика проблематики произведения. Выразительное чтение фрагментов. Анализ изобразительно-выразительных средств в тексте. Обращение к истории создания произведений.

Ответы на вопросы, тест

 

Учебник, иллюстративный материал, презентация, сообщения учащихся

17

Трагедия И.Гете «Фауст»

1

Комментированное чтение

7.10

 

18

Образ Фауста

1

Защита проекта

9.10

 

19

20

Жанр оды в мировой литературе  2 ч

Оды Пиндара, Ф.Малерба,

2

Лекция

13.10

14.10

 

Знать определения оды, ее особенности. Отражение политических событий в одах. Определение изобразительно-выразительных средств.

Тест

Презентации, учебник, текст

21

Русская литература 18 века      4 ч

Своеобразие русской литературы 18 века

1

Лекция

16.10

 

Знать о классицизме в русском и мировом искусстве; общую характеристику русской литературы 18 века; особенности русского классицизма.

Уметь конспектировать лекцию учителя, строить связное монологическое высказывание на определенную тему.

Знать факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

Анализ поэтического произведения

Учебник, иллюстративный материал, презентации

22

Русская сатирическая литература 18 века

1

Исследование

20.10

 

23

Лирика  Г.Р.Державина

1

Групповая работа

21.10

 

24

Тема поэта и поэзии в поэзии Державина К\Р Анализ поэтического произведения

1

 

23.10

 

25

Зарубежная литература первой половины 19 века     4 ч

 

2 четверть

Художественный мир романтизма

 

1

Лекция

6.11

 

Конспектирование лекции учителя. Чтение фрагментов произведений. Определение характерных признаков романтизма в прочитанных произведениях. Презентации рефератов об одном из поэтов-романтиков.

Тест

Учебник, иллюстративный материал, презентации

26

Новелла Э.Т.А.Гофмана «Крошка Цахес»

1

Аналитическая беседа

10.11

 

27

Поэзия Дж.Г.Байрона

1

Аналитическая беседа

11.11

 

28

Творчество Э.А.По

1

Аналитическая беседа

13.11

 

29

30

Русская литература первой половины 19 века     33 ч

В.А.Жуковский. 3 ч

Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.

2

Лекция

17.11

18.11

 

Знать факты жизни и творчества В.А.Жуковского.

Уметь выразительно читать стихотворения, выборочно пересказывать текст, участвовать в диалоге, аргументировано выражать свою точку зрения, находить в тексте стихотворения черты романтизма.

Наизусть , анализ стихотворения

Учебник, презентация, критика

31

Практикум.

Комплексный анализ лирического стихотворения

1

Практикум

20.11

 

32

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.С.Грибоедов.    9 ч

 Жизнь и творчество.  «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии «Горе от ума»

2

Семинар

25.11

25.11

 

Знать основные факты жизни и творчества А.С.Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума».

Уметь  работать с разными источниками информации, строить связное монологическое высказывание , составлять план статьи учебника, обосновывать суждения и приводить доказательства.

Знать значение понятий (экспозиция, завязка), имена внесценических персонажей, их роль в развитии конфликта.

Уметь обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты, выявлять типические черты характера, присущие представителям «века минувшего».

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала; о смысле названия комедии.

Уметь  определять основные конфликты, развернуто обосновывать суждения, объяснять понятие открытого финала.

Сочинение, анализ эпизода

Текст, учебник, критика, иллюстративный материал

34

35

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

2

Исследование

27.11

01.12

 

36

Чацкий в системе образов комедии.

1

Аналитическая беседа

2.12

 

37

РР .Особенности композиции и языка. Обучение анализу эпизода

1

Анализ эпизода

4.12

 

38

 

 

Критика о комедии.

И.А.Гончаров «Мильон терзаний»

1

Круглый стол

8.12

 

39

40

РР  Классное сочинение по комедии «Горе от ума»

2

Сочинение

9.16

9.12

 

 

41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.С.Пушкин.  20 ч

Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

 

1

Урок-беседа с элементами лекции

 

11.12

 

 

 

 

Знать  понятия: мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений; какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы.

Знать материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу поэмы.

Уметь создавать историко-культурный и биографический комментарий, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику, развернуто обосновывать суждения и приводить цитаты из текста для подтверждения точки зрения

Знать нравственно-философскую проблематику романа; смысл финала, смысл сопоставления героев.

Уметь  сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологические высказывания, выявлять авторское отношение к героям, развернуто обосновывать суждения на основе критической статьи В.Г.Белинского, определять собственное отношение к героям.

Уметь строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты.

 

Тест, анализ произведения, сочинение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник, тексты, презентация, иллюстративный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42

43

Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар»

2

Аналитическое чтение

15.12

16.12

 

 

 

 

44

Любовная лирика А.С.Пушкина «На холмах Грузии…», «Я вас любил

1

Аналитическое чтение

18.12

 

 

 

 

45

46

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…»

2

Аналитическое чтение

18.12

22.12

 

 

 

 

47

«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка

1

Исследование

23.12

 

 

 

 

48

49

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Роман в стихах

2

Комментированное чтение

25.12

29.12

 

 

 

 

50

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского

1

Исследование

30.12

 

 

 

 

51

3 четверть

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

1

Аналитическая беседа

12.01

 

52

53

Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений. Анализ двух писем

2

Аналитическое чтение

13.01

15.01

 

54

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Подготовка к проекту

1

Круглый стол

19.01

 

 

 

 

55

56

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Реализм в романе

2

Аналитическое чтение

20.01

22.01

 

 

 

57

Пушкинский роман в зеркале критики (В.Г.Белинский,

Д.И.Писарев и др)

1

Аналитическое чтение

26.01

 

 

 

 

58

59

РР. Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин»

2

 

20701

29.01

 

 

60

ВЧ «Моцарт и Сальери» -проблема «гения и злодейства»

1

Презентация

2..02

 

 

 

 

61

Практикум.

Лирические отступления в эпических произведениях

1

Практикум

3.02

 

 

 

 

62

Поэты  пушкинской поры

3 ч

Стихотворения К.Батюшкова и Е.Баратынского

1

Урок-концерт

5.02

 

 

 

Знать признаки романтизма, отличительные жанровые признаки, время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу стихотворения.

Уметь создавать историко-культурный и биографический комментарий, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику, развернуто обосновывать суждения и приводить цитаты из текста для подтверждения точки зрения.

Проект

Учебник, дидактический материал, иллюстрации, презентации учащихся, тексты

63

Стихотворения П.Вяземского и Д. Давыдова

1

Урок-исследование

9.02

 

 

 

64

Защита проекта по теме «Литература пушкинской эпохи»

1

Проект

10.02

 

 

 

 

65

66

Жанр элегии в мировой литературе  2 ч

Т.Грей. Сельское кладбище.

Н.Некрасов. Элегия

2

Беседа

12.02

16.02

 

 

 

Знать материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике

Вопросы

Учебник, дидактический материал,

67

Русская литература 19 века  28 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лирика М.Ю.Лермонтова. 13 ч Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

 

1

Урок-путешествие

17.02

 

 

 

Знать основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики.

Уметь  выразительно читать стихотворения, строить высказывания, сопоставлять творческие манеры Пушкина и Лермонтова,  давать историко-культурный и биографический комментарий.

Знать тексты стихотворений, их художественные особенности, историю создания и библейскую основу стихотворения «Пророк».

Уметь оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, давать историко-культурный и биографический комментарий.

Знать теоретические понятия: роман, психологический роман, проблематику и особенности композиции романа.

Уметь выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа.

Знать художественное своеобразие романа, его значение в истории русской литературы.

Уметь выражать отношение к прочитанному, определять жанр и художественные особенности произведения

Тест, практикум, контрольная работа, сочинение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник, тесты, презентация, иллюстративный материал, тексты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

68

Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова.

1

Аналитическая беседа

19.02

 

 

 

69

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним

1

Аналитическая беседа

24.02

 

 

 

70

Эпоха безвременья в лирике поэта.

1

Аналитическая беседа

26.02

 

 

 

71

Роман «Герой нашего времени».Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

1

Комментированное чтение

2.03

 

 

 

 

 

72

Печорин как представитель «портрета поколения».

1

Исследование

3.03

 

 

73

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.Печорин в системе образов романа.

1

Аналитическая беседа

5.03

 

 

 

74

Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение

1

Круглый стол

9.03

 

 

 

 

75

Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни

Печорина

1

Аналитическая беседа

10.03

 

 

 

76

Споры о романтизме и реализме романа\  Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского

1

Дискуссия

12.03

 

 

 

77

78

Контрольная работа

по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

2

к/р

16.03

17.03

 

 

 

 

79

Практикум.

Композиция литературного произведения

1

Практикум

19.03

 

80

4 четверть

Н.В.Гоголь. 14 ч

Страницы жизни и творчества.

1

Лекция

30.03

 

Знать основные факты жизненного и творческого пути, историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию.

Уметь  сопоставлять портреты писателя, развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения; выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков.

Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

Знать причины незавершенности поэмы, критическую оценку поэмы Белинским, темы лирических отступлений.

Уметь определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию.

 

Сочинение, тест,

эссе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст, критика, дидактический материал, презентации учащихся, проекты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

81

82

Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

2

Аналитическая беседа

31.03

2.04

 

83

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции.

1

Исследование

6.04

 

84

85

Обзор содержания.

1

1

Беседа

7.04

9.04

 

Обзор содержания

86

87

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

2

Анализ

13.04

14.04

 

89

90

Система образов поэмы.

2

Анализ

16.04

20.04

 

91

Обучение анализу эпизода

1

Практикум

21.04

 

92

93

РР Поэма в оценке Белинского.Подготовка к сочинению

2

РР

23.04

77.04

 

94

95

Практикум.

Анализ вставного текста в литературном произведении

2

Практикум

28.04

30.04

 

96

97

Жизнь души в произведениях русской литературы 19 века  5 ч

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Певцы» как выражение душевной сущности простого человека.

2

 

 

Лекция, комментированное чтение

5.05

7.05

 

Знать основные факты жизненного и творческого пути, историю создания произведения.

Уметь  сопоставлять портреты писателя, развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения; выявлять особенности авторского стиля и приемы изображения действительности.

Знать текст повести, способы создания образов главных героев.

Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы изображения действительности.

Тест

Учебная литература, текст, план анализа литературного произведения

98

99

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира

2

Лекция, комментированное чтение

11.05.12.05

 

100

Практикум.

Характеристика художественного мира литературного произведения

1

Практикум

14.05

 

101

 

Гуманистическая традиция в русской литературе 20 века 2 ч

Л.Андреев. Город.

В.Набоков. Рождество

1

Аналитическая беседа

14.05

18.05

 

Знать тексты, способы создания образов главных героев.

Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы изображения действительности.

Вопросы

Учебная литература, текст, план анализа литературного произведения

102

103

Традиции смеховой культуры в русской литературе 20 века  2 ч

А.Аверченко Корибу

Н.Тэффи. Взамен политики

2

Аналитическая беседа

19.05

21.05

 

Знать тексты, способы создания образов главных героев, способы создания смешного.

Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы изображения действительности.

Проекты

Учебная литература, текст, план анализа литературного произведения

104

105

Заключительные уроки

2 ч

К/р.  Промежуточная аттестация.

Рекомендуемый список книг на лето

2

к/р

24.05

25.05

 

 

к/р

 

 


 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

(промежуточная аттестация)

 

 

№ урока

Тема

Дата проведения

 

 

план

факт

 

 

1

11

Эссе по теме Мировое значение древнерусской литературы»

25.09

 

 

 

2

24

Анализ поэтического произведения

25.10

 

 

 

3

39

Сочинение по творчеству А.С.Грибоедова

9.12,

11.12

 

 

 

4

58

Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

31.01

3.02

 

 

 

5

77

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова

20.03

30.03

 

 

 

6

91

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

29.04

 

 

 

7

104

Промежуточная аттестация (тест)

25.05