Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
Календарно-тематическое планирование составлено к рабочей программе по литературе 9 класс по УМК В.Ф.Чертова и рассчитано на 105 часов согласно учебному плану
№ урока |
Раздел |
Тема урока |
Кол-во часов |
Форма проведения |
Дата |
Кор |
По разделу |
|||||||||
Планируемые результаты |
Контроль |
Учебно-методическое обеспечение |
||||||||||||||
1 |
Введение. Художественный мир; направления 1 ч |
1 четверть Художественный мир литературной эпохи, направления |
1 |
Беседа с элементами лекции |
1.09 |
|
Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса. Уметь аргументировано отвечать на вопросы, отбирать необходимый материал |
|
Учебник, презентация |
|||||||
2 3 |
Античная литература 4 ч |
Древнегреческая литература. Анакреонт. Эсхил. |
2 |
Урок-презентация, урок-лекция |
2.09 4.09 |
|
Выразительное чтение фрагментов произведений. Повторение сведений по теории литературы (эпические, лирические и драматические жанры). Объяснение значения устаревших слов. Подбор иллюстраций к произведениям. Презентация результатов групповой работы. Конспектирование лекции учителя. Подготовка реферата. |
Реферат |
Учебник, иллюстрации, тексты оригиналов |
|||||||
4 5 |
Римская литература. Квинт Гораций Флакк. Публий Овидий Назон. |
2 |
Урок-путешествие |
8.09 9.09 |
|
|||||||||||
6 7 |
Литература Средних веков 2 ч |
Данте Алигьери. Божественная комедия |
2 |
Комментированное чтение |
11.09 15.09
|
|
Обмен впечатлениями о прочитанном. Чтение и анализ фрагментов текста. Обсуждение иллюстраций. Чтение комментариев к произведению. Подведение итогов исследовательской работы в группах. |
Тест |
Учебник, иллюстрации, рефераты литературоведов |
|||||||
8 |
Древнерусская литература 5 ч |
Культура Древней Руси. Своеобразие древнерусской литературы |
1 |
Урок-путешествие |
16.09 |
|
Знать историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения. Уметь строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части современный русский язык. Сопоставление художественного текста и фрагмента летописи. Устные ответы на вопросы о роли отдельного эпизода в произведении. Написание сочинения-эссе. Практикум. Работа над рефератом на литературную тему. Составление плана и оформление списка источников. Обсуждение вариантов вступления и заключения. |
Эссе |
Учебник, иллюстрации, рефераты литературоведов, памятники древнерусской литературы |
|||||||
9 |
Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве» |
1 |
Исследование |
18.09 |
|
Реферат |
||||||||||
10 |
Образы русских князей в «Слове о полку Игореве» |
1 |
|
22.09 |
|
|||||||||||
11 |
Мировое значение памятника древнерусской культуры. К/р Написание эссе |
1 |
Развитие речи |
23.09 |
|
|||||||||||
12 |
Практикум. Работа над рефератом по литературе |
1 |
Практикум |
25.09 |
|
|||||||||||
13 |
Литература эпохи Возрождения 3 ч |
Гуманисты эпохи Возрождения |
1 |
Круглый стол |
29.09 |
|
Анализ списка действующих лиц. Чтение и комментирование фрагментов трагедии. Чтение по ролям. Записи в тетрадях тезисов лекции учителя. Выводы об особенностях конфликта в трагедии. Отзыв о театральной или кинематографической версии трагедии. |
Отзыв |
Учебник, тексты, сообщения учащихся, кинопостановки трагедии |
|||||||
14 |
Трагедии У.Шекспира. Трагедия «Гамлет» |
1 |
|
30.09 |
|
|||||||||||
15 |
|
Образ Гамлета |
1 |
Анализ главного героя |
2.10 |
|
||||||||||
16 |
Зарубежная литература 17-18 веков 3 ч |
Направления в зарубежной литературе 17-18 веков |
1 |
Лекция |
6.10 |
|
Конспектирование лекции учителя. Работа с литературоведческими словарями. Чтение и анализ фрагментов трагедии. Характеристика проблематики произведения. Выразительное чтение фрагментов. Анализ изобразительно-выразительных средств в тексте. Обращение к истории создания произведений. |
Ответы на вопросы, тест
|
Учебник, иллюстративный материал, презентация, сообщения учащихся |
|||||||
17 |
Трагедия И.Гете «Фауст» |
1 |
Комментированное чтение |
7.10 |
|
|||||||||||
18 |
Образ Фауста |
1 |
Защита проекта |
9.10 |
|
|||||||||||
19 20 |
Жанр оды в мировой литературе 2 ч |
Оды Пиндара, Ф.Малерба, |
2 |
Лекция |
13.10 14.10 |
|
Знать определения оды, ее особенности. Отражение политических событий в одах. Определение изобразительно-выразительных средств. |
Тест |
Презентации, учебник, текст |
|||||||
21 |
Русская литература 18 века 4 ч |
Своеобразие русской литературы 18 века |
1 |
Лекция |
16.10 |
|
Знать о классицизме в русском и мировом искусстве; общую характеристику русской литературы 18 века; особенности русского классицизма. Уметь конспектировать лекцию учителя, строить связное монологическое высказывание на определенную тему. Знать факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст |
Анализ поэтического произведения |
Учебник, иллюстративный материал, презентации |
|||||||
22 |
Русская сатирическая литература 18 века |
1 |
Исследование |
20.10 |
|
|||||||||||
23 |
Лирика Г.Р.Державина |
1 |
Групповая работа |
21.10 |
|
|||||||||||
24 |
Тема поэта и поэзии в поэзии Державина К\Р Анализ поэтического произведения |
1 |
|
23.10 |
|
|||||||||||
25 |
Зарубежная литература первой половины 19 века 4 ч
|
2 четверть Художественный мир романтизма |
1 |
Лекция |
6.11 |
|
Конспектирование лекции учителя. Чтение фрагментов произведений. Определение характерных признаков романтизма в прочитанных произведениях. Презентации рефератов об одном из поэтов-романтиков. |
Тест |
Учебник, иллюстративный материал, презентации |
|||||||
26 |
Новелла Э.Т.А.Гофмана «Крошка Цахес» |
1 |
Аналитическая беседа |
10.11 |
|
|||||||||||
27 |
Поэзия Дж.Г.Байрона |
1 |
Аналитическая беседа |
11.11 |
|
|||||||||||
28 |
Творчество Э.А.По |
1 |
Аналитическая беседа |
13.11 |
|
|||||||||||
29 30 |
Русская литература первой половины 19 века 33 ч |
В.А.Жуковский. 3 ч Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. |
2 |
Лекция |
17.11 18.11 |
|
Знать факты жизни и творчества В.А.Жуковского. Уметь выразительно читать стихотворения, выборочно пересказывать текст, участвовать в диалоге, аргументировано выражать свою точку зрения, находить в тексте стихотворения черты романтизма. |
Наизусть , анализ стихотворения |
Учебник, презентация, критика |
|||||||
31 |
Практикум. Комплексный анализ лирического стихотворения |
1 |
Практикум |
20.11 |
|
|||||||||||
32 33 |
|
А.С.Грибоедов. 9 ч Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии «Горе от ума» |
2 |
Семинар |
25.11 25.11 |
|
Знать основные факты жизни и творчества А.С.Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума». Уметь работать с разными источниками информации, строить связное монологическое высказывание , составлять план статьи учебника, обосновывать суждения и приводить доказательства. Знать значение понятий (экспозиция, завязка), имена внесценических персонажей, их роль в развитии конфликта. Уметь обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты, выявлять типические черты характера, присущие представителям «века минувшего». Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала; о смысле названия комедии. Уметь определять основные конфликты, развернуто обосновывать суждения, объяснять понятие открытого финала. |
Сочинение, анализ эпизода |
Текст, учебник, критика, иллюстративный материал |
|||||||
34 35 |
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» |
2 |
Исследование |
27.11 01.12 |
|
|||||||||||
36 |
Чацкий в системе образов комедии. |
1 |
Аналитическая беседа |
2.12 |
|
|||||||||||
37 |
РР .Особенности композиции и языка. Обучение анализу эпизода |
1 |
Анализ эпизода |
4.12 |
|
|||||||||||
38 |
|
Критика о комедии. И.А.Гончаров «Мильон терзаний» |
1 |
Круглый стол |
8.12 |
|
||||||||||
39 40 |
РР Классное сочинение по комедии «Горе от ума» |
2 |
Сочинение |
9.16 9.12
|
|
|||||||||||
41 |
|
А.С.Пушкин. 20 ч Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина |
1 |
Урок-беседа с элементами лекции |
11.12
|
|
Знать понятия: мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений; какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы. Знать материал по данному разделу. Уметь применять его на практике. Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу поэмы. Уметь создавать историко-культурный и биографический комментарий, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику, развернуто обосновывать суждения и приводить цитаты из текста для подтверждения точки зрения Знать нравственно-философскую проблематику романа; смысл финала, смысл сопоставления героев. Уметь сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологические высказывания, выявлять авторское отношение к героям, развернуто обосновывать суждения на основе критической статьи В.Г.Белинского, определять собственное отношение к героям. Уметь строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты. |
Тест, анализ произведения, сочинение
|
Учебник, тексты, презентация, иллюстративный материал
|
|||||||
42 43 |
Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар» |
2 |
Аналитическое чтение |
15.12 16.12
|
|
|||||||||||
44 |
Любовная лирика А.С.Пушкина «На холмах Грузии…», «Я вас любил |
1 |
Аналитическое чтение |
18.12
|
|
|||||||||||
45 46 |
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…» |
2 |
Аналитическое чтение |
18.12 22.12
|
|
|||||||||||
47 |
«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка |
1 |
Исследование |
23.12
|
|
|||||||||||
48 49 |
«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Роман в стихах |
2 |
Комментированное чтение |
25.12 29.12
|
|
|||||||||||
50 |
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского |
1 |
Исследование |
30.12
|
|
|||||||||||
51 |
3 четверть Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина |
1 |
Аналитическая беседа |
12.01 |
|
|||||||||||
52 53 |
Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений. Анализ двух писем |
2 |
Аналитическое чтение |
13.01 15.01 |
|
|||||||||||
54 |
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Подготовка к проекту |
1 |
Круглый стол |
19.01
|
|
|||||||||||
55 56 |
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Реализм в романе |
2 |
Аналитическое чтение |
20.01 22.01
|
|
|||||||||||
57 |
Пушкинский роман в зеркале критики (В.Г.Белинский, Д.И.Писарев и др) |
1 |
Аналитическое чтение |
26.01
|
|
|||||||||||
58 59 |
РР. Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин» |
2 |
|
20701 29.01
|
|
|||||||||||
60 |
ВЧ «Моцарт и Сальери» -проблема «гения и злодейства» |
1 |
Презентация |
2..02
|
|
|||||||||||
61 |
Практикум. Лирические отступления в эпических произведениях |
1 |
Практикум |
3.02
|
|
|||||||||||
62 |
Поэты пушкинской поры 3 ч |
Стихотворения К.Батюшкова и Е.Баратынского |
1 |
Урок-концерт |
5.02
|
|
Знать признаки романтизма, отличительные жанровые признаки, время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу стихотворения. Уметь создавать историко-культурный и биографический комментарий, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику, развернуто обосновывать суждения и приводить цитаты из текста для подтверждения точки зрения. |
Проект |
Учебник, дидактический материал, иллюстрации, презентации учащихся, тексты |
|||||||
63 |
Стихотворения П.Вяземского и Д. Давыдова |
1 |
Урок-исследование |
9.02
|
|
|||||||||||
64 |
Защита проекта по теме «Литература пушкинской эпохи» |
1 |
Проект |
10.02
|
|
|||||||||||
65 66 |
Жанр элегии в мировой литературе 2 ч |
Т.Грей. Сельское кладбище. Н.Некрасов. Элегия |
2 |
Беседа |
12.02 16.02
|
|
Знать материал по данному разделу. Уметь применять его на практике |
Вопросы |
Учебник, дидактический материал, |
|||||||
67 |
Русская литература 19 века 28 ч
|
Лирика М.Ю.Лермонтова. 13 ч Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. |
1 |
Урок-путешествие |
17.02
|
|
Знать основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики. Уметь выразительно читать стихотворения, строить высказывания, сопоставлять творческие манеры Пушкина и Лермонтова, давать историко-культурный и биографический комментарий. Знать тексты стихотворений, их художественные особенности, историю создания и библейскую основу стихотворения «Пророк». Уметь оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, давать историко-культурный и биографический комментарий. Знать теоретические понятия: роман, психологический роман, проблематику и особенности композиции романа. Уметь выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа. Знать художественное своеобразие романа, его значение в истории русской литературы. Уметь выражать отношение к прочитанному, определять жанр и художественные особенности произведения |
Тест, практикум, контрольная работа, сочинение
|
Учебник, тесты, презентация, иллюстративный материал, тексты
|
|||||||
68 |
Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова. |
1 |
Аналитическая беседа |
19.02
|
|
|||||||||||
69 |
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним |
1 |
Аналитическая беседа |
24.02
|
|
|||||||||||
70 |
Эпоха безвременья в лирике поэта. |
1 |
Аналитическая беседа |
26.02
|
|
|||||||||||
71 |
Роман «Герой нашего времени».Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. |
1 |
Комментированное чтение |
2.03
|
|
|||||||||||
72 |
Печорин как представитель «портрета поколения». |
1 |
Исследование |
3.03
|
|
|||||||||||
73 |
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.Печорин в системе образов романа. |
1 |
Аналитическая беседа |
5.03
|
|
|||||||||||
74 |
Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение |
1 |
Круглый стол |
9.03
|
|
|||||||||||
75 |
Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина |
1 |
Аналитическая беседа |
10.03
|
|
|||||||||||
76 |
Споры о романтизме и реализме романа\ Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского |
1 |
Дискуссия |
12.03
|
|
|||||||||||
77 78 |
Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени» |
2 |
к/р |
16.03 17.03
|
|
|||||||||||
79 |
Практикум. Композиция литературного произведения |
1 |
Практикум |
19.03 |
|
|||||||||||
80 |
4 четверть Н.В.Гоголь. 14 ч Страницы жизни и творчества. |
1 |
Лекция |
30.03 |
|
Знать основные факты жизненного и творческого пути, историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию. Уметь сопоставлять портреты писателя, развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения; выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности. Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков. Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности. Знать причины незавершенности поэмы, критическую оценку поэмы Белинским, темы лирических отступлений. Уметь определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию. |
Сочинение, тест, эссе
|
Текст, критика, дидактический материал, презентации учащихся, проекты
|
||||||||
81 82 |
Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». |
2 |
Аналитическая беседа |
31.03 2.04 |
|
|||||||||||
83 |
Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. |
1 |
Исследование |
6.04 |
|
|||||||||||
84 85 |
Обзор содержания. |
1 1 |
Беседа |
7.04 9.04 |
|
|||||||||||
Обзор содержания |
||||||||||||||||
86 87 |
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. |
2 |
Анализ |
13.04 14.04 |
|
|||||||||||
89 90 |
Система образов поэмы. |
2 |
Анализ |
16.04 20.04 |
|
|||||||||||
91 |
Обучение анализу эпизода |
1 |
Практикум |
21.04 |
|
|||||||||||
92 93 |
РР Поэма в оценке Белинского.Подготовка к сочинению |
2 |
РР |
23.04 77.04 |
|
|||||||||||
94 95 |
Практикум. Анализ вставного текста в литературном произведении |
2 |
Практикум |
28.04 30.04 |
|
|||||||||||
96 97 |
Жизнь души в произведениях русской литературы 19 века 5 ч |
И.С.Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Певцы» как выражение душевной сущности простого человека. |
2 |
Лекция, комментированное чтение |
5.05 7.05 |
|
Знать основные факты жизненного и творческого пути, историю создания произведения. Уметь сопоставлять портреты писателя, развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения; выявлять особенности авторского стиля и приемы изображения действительности. Знать текст повести, способы создания образов главных героев. Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы изображения действительности. |
Тест |
Учебная литература, текст, план анализа литературного произведения |
|||||||
98 99 |
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира |
2 |
Лекция, комментированное чтение |
11.05.12.05 |
|
|||||||||||
100 |
Практикум. Характеристика художественного мира литературного произведения |
1 |
Практикум |
14.05 |
|
|||||||||||
101
|
Гуманистическая традиция в русской литературе 20 века 2 ч |
Л.Андреев. Город. В.Набоков. Рождество |
1 |
Аналитическая беседа |
14.05 18.05 |
|
Знать тексты, способы создания образов главных героев. Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы изображения действительности. |
Вопросы |
Учебная литература, текст, план анализа литературного произведения |
|||||||
102 103 |
Традиции смеховой культуры в русской литературе 20 века 2 ч |
А.Аверченко Корибу Н.Тэффи. Взамен политики |
2 |
Аналитическая беседа |
19.05 21.05 |
|
Знать тексты, способы создания образов главных героев, способы создания смешного. Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы изображения действительности. |
Проекты |
Учебная литература, текст, план анализа литературного произведения |
|||||||
104 105 |
Заключительные уроки 2 ч |
К/р. Промежуточная аттестация. Рекомендуемый список книг на лето |
2 |
к/р |
24.05 25.05 |
|
|
к/р |
|
|||||||
|
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ(промежуточная аттестация) |
|
||||||||||||||
|
№ |
№ урока |
Тема |
Дата проведения |
|
|||||||||||
|
план |
факт |
|
|||||||||||||
|
1 |
11 |
Эссе по теме Мировое значение древнерусской литературы» |
25.09 |
|
|
||||||||||
|
2 |
24 |
Анализ поэтического произведения |
25.10 |
|
|
||||||||||
|
3 |
39 |
Сочинение по творчеству А.С.Грибоедова |
9.12, 11.12 |
|
|
||||||||||
|
4 |
58 |
Сочинение по творчеству А.С.Пушкина |
31.01 3.02 |
|
|
||||||||||
|
5 |
77 |
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова |
20.03 30.03 |
|
|
||||||||||
|
6 |
91 |
Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя |
29.04 |
|
|
||||||||||
|
7 |
104 |
Промежуточная аттестация (тест) |
25.05 |
|
|
||||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.