I. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по Ставропольскому краю, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (п. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
5. Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)
6. Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2010 г. №373
7. Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).
8. Учебного плана МОУ « СОШ № 9» на 2019-2020 учебный год.
9. Примерной (М.: «Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой «Окружающий мир» («Программы четырехлетней начальной школы», М. Академкнига/Учебник, 2013 г.)
Цель курса окружающего мира в начальной школе - формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:
· сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта (опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации и опыта сельской жизни - с естественно-природным ритмом жизни);
· последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
· изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
· воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
· охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания. Имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка и, прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование самоконтроль, самооценка и др.).
На изучение окружающего мира в 4 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
1.1 Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
· Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
· Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
· Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
· В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
· Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
· Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
· В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
· Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
· Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
· Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
· Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
· Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
· Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:
· объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
· применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
· называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
· объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
· объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
· находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
· оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
· доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
· по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
· отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
· объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
· объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
· замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
В результате освоения курса «Окружающий мир» учащиеся должны знать/понимать:
· Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);
· климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;
· строение тела человека, название важнейших органов организма человека;
· основы личной гигиены;
· влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
· способы сохранения и укрепления здоровья;
· дата важнейших событий в истории в соответствии с программой.
В результате освоения курса «Окружающий мир» учащиеся должны уметь:
· соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
· устно описывать объекты природы;
· вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;
· в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;
· пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека;
· лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;
· устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;
· соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
· описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
· постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
· выполнять правила поведения в природе;
· рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
1.2 Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания
Текущий и итоговый контроль уровня усвоения учащимися учебного материала осуществляется в виде индивидуальных и фронтальных устных опросов учащихся, письменных работ, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, тестовых заданий, самостоятельных, практических (работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием) и творческих работ.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
1. неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несуще ственной;
2. нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
3. неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
4. ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
5. незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
6. отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
7. ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
8. неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
1. преобладание при описании объекта не существенных его признаков;
2. неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
3. отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
4. неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
5. неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
1.3 Перечень учебно-методических средств обучения
Для реализации программного содержания используются.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012.
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012.
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир» ПНШ в 4 классе
Авторы- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.( в год -68ч, в неделю – 2 часа)
№ п/п |
Тема урока |
Планируемые результаты, формируемые УУД |
Виды / формы контроля |
Кол – во часов |
Дата (план) |
Дата (факт) |
Примечание. Причина корректировки |
Раздел 1 История Отечества.- 7 ч |
|||||||
1 |
Древние славяне ПДД Дорога домой |
Личностные УУД: базовые историко-культурные представления Регулятивные УУД: управление познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала Коммуникативные УУД: участие в диалоге, слушание и понимание других, высказывание своей точки зрения на события, поступки Познавательные УУД: единство духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различие в обрядовой практике Предметные УУД: ознакомление с историей Отечества, наиболее важными и яркими историческими картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена, представление о мировых религиях |
Текущий
Фронтал опрос
|
1 |
|
|
|
2 |
Древняя Русь. Практическая работа№1 «Историческая карта» |
Практическая работа
|
1 |
|
|
|
|
3 |
Крещение Руси.
|
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
|
4 |
Борьба Руси с западными завоевателями. ПДД Перекрёстки и их виды.
|
Письменный диктант краткими ответами.
|
1 |
|
|
|
|
5 |
Возникновение Москвы. Первые Московские князья Практическая работа№2 с детской исторической литературой. ПДД Я- велосипедист. |
Практическая работа
|
1 |
|
|
|
|
6
|
Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости.
|
|
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
7 |
Обобщение по теме «История Отечества» Входной срез№1 |
контрол срез |
1 |
|
|
|
|
Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы. -3 ч |
|||||||
8
|
Солнечная система.Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца. Практическая работа №3 «Работа с глобусом». |
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, умение находить ответ на вопрос Регулятивные УУД: организация учащимся собственной учебной деятельности Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи Познавательные УУД: смысловое чтение художественных и познавательных текстов, с выделением существенной информации Предметные УУД: представление о Солнечной системе, определять время года в Северном полушарии по рисунку, по высоте Солнца над горизонтом определять время года. |
Текущий
Фронтал опрос
|
1 |
|
|
|
9 |
Природные зоны нашей страны Практическая работа №4с картой природных зон России |
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
|
10 |
Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы» Проверочная работа . |
Тематический,
динамичн сам раб
|
1 |
|
|
|
|
Раздел 3 Путешествие по природным зонам России. – 13 ч |
|||||||
11 |
Зона арктических пустынь. ОБЖ Первая помощь при переохлаждениях и обморожениях организма. |
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникативные УУД: аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные УУД: выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу Предметные УУД: работать с картой «Природные зоны России», называть природную зону, в которой мы живем, знать растения и животные разных природных зон, сравнивать особенности приспособления к условиям жизни животных и растений |
Текущий Фронтал опрос
|
1 |
|
|
|
12 |
Деятельность людей в зоне арктических пустынь. Охрана природной зоны |
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
|
13 |
Зона тундры
|
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
|
14 |
Деятельность людей в зоне тундры. Охрана природной зоны ПДД Правила перехода улиц и дорог. |
динамичн сам раб
|
1 |
|
|
|
|
15 |
Зона лесов ОБЖ Ориентирование на местности. |
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
|
16 |
Деятельность людей в зоне лесов. Охрана природной зоны. Контрольная работа №2 |
контрол срез |
1 |
|
|
|
|
17 |
Зона степей. |
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
|
18 |
Деятельность людей в зоне степей. Охрана природной зоны ОБЖ Грызуны разносчики заболеваний |
динамичн сам раб
|
1 |
|
|
|
|
19 |
Зона пустынь ОБЖ Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. |
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
|
20 |
Деятельность людей в зоне пустынь. Охрана природной зоны |
динамичн сам раб
|
1 |
|
|
|
|
21 |
Субтропическая зонаЧерноморское побережье Кавказа. ОБЖ Правила поведения в водоёмах. |
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
|
22 |
Деятельность людей в субтропической зоне. Охрана природной зоны ПДД Я и крупный город. |
динамичн сам раб
|
1 |
|
|
|
|
23 |
Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России» Проверочная работа |
Тематичский,
граф раб
|
1 |
|
|
|
|
Раздел 4. Родной край – часть великой России. -10ч |
|||||||
24 |
Родной край – часть великой России Практическая работа№5 с картой Ставропольского края. |
Личностные УУД: гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края) Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные УУД: способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы Предметные УУД: знать историю и достопримечательности родного края, растения и животные родного края, заповедные места. |
Текущий Фронтал опрос
|
1 |
|
|
|
25 |
Московское время, часовые пояса ОБЖ Важность режима дня для школьника |
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
|
26 |
Поверхность и водоемы твоего края ОБЖ Правила поведения на льду. Экскурсия№1 к реке Мокрая Буйвола. |
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
|
27 |
Влияние человека на природу. Охрана природных богатств ОБЖ Если ты заблудился в лесу |
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
|
28 |
Полезные ископаемые твоего края Практическая работа № 6 «Коллекция полезных ископаемых Ставропольского края. Рассматривание пород под микроскопом» |
Практическая работа |
1 |
|
|
|
|
29 |
Растительный мир твоего края ОБЖ Ядовитые растения. |
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
|
30 |
Животный мир твоего края ОБЖ Опасные животные |
динамичн сам раб
|
1 |
|
|
|
|
31 |
Деятельность людей. Народные промыслы. Контрольная работа № 3 |
Итоговый контроль , промежуточный срез |
1 |
|
|
|
|
32 |
Заказники и заповедники Ставрополья. ОБЖ Человек в лесу и горах. |
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
|
33 |
Обобщение по теме «Родной край - часть великой России». Экскурсия№2 в городской музей. |
|
|
1 |
|
|
|
Раздел 5. Человеческий организм.- 11ч |
|||||||
34 |
Как устроен организм человека Практическая работа №7 «Составление режима дня школьника». |
Личностные УУД: использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других Познавательные УУД: осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта Предметные УУД: представление о строении человека (опорно-двигательный аппарат, органы пищеварения, кровообращения, дыхания, нервная система), о первой помощи при ожогах, ушибах, порезах.
|
Практическая работа |
1 |
|
|
|
35 |
Путешествие в мир клеток ОБЖ Остановка кровотечения. |
Текущий Фронтал опрос
|
1 |
|
|
|
|
36 |
Самый большой орган чувств Практическая работа №8 «Рассматривание кожи через микроскоп». ОБЖ Первая помощь при ожогах. |
Практическая работа |
1 |
|
|
|
|
37 |
Двигательная функция человека ПДД Переход нерегулируемого пешеходного перехода. |
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
|
38 |
Пищеварительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека ОБЖ Важность горячего питания для школьника. |
Индивид опрос, динамичн сам раб
|
1 |
|
|
|
|
39 |
Система кровообращения. Ее роль в жизнедеятельности человека Лабораторная работа №1 «Работа с датчиком частоты сердечных сокращений» ОБЖ Ушибы и порезы – первая помощь |
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
|
40
41 |
Дыхательная система Ее роль в жизнедеятельности человек Экскурсия № 3 в зимний парк.
|
Фронтал опрос |
2 |
|
|
|
|
41 |
Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека ОБЖ Вредные привычки. |
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
|
42 |
Выделительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека |
Индивид опрос, динамичн сам раб
|
1 |
|
|
|
|
43 |
Нервная система. Режим труда и отдыха – основа сохранения и восстановления нервной системы |
Индивид опрос
|
1 |
|
|
|
|
44 |
Обобщение .Проверочная работа по теме: «Человеческий организм» ОБЖ Правила поведения с незнакомыми людьми. |
Тематический, тестовые задания
|
1 |
|
|
|
|
Раздел 6 Изучаем органы чувств.- 7 ч |
|||||||
45 |
Органы чувств. Нос – орган обоняния ОБЖ Как уберечься от простуды |
Личностные УУД: оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей Регулятивные УУД: самостоятельное определение цели учебной деятельности и способов ее достижения Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Познавательные УУД: построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях Предметные УУД: Представление о строении человека (органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения, строение глаза, строение органов чувств). |
Текущий, индивид опрос |
1 |
|
|
|
46 |
Органы чувств. Язык - орган вкуса |
Индивид опрос, динамичн сам раб
|
1 |
|
|
|
|
47 |
Органы чувств. Глаза ОБЖ Береги глаза ПДД Что мешает вовремя увидеть опасность на дороге. |
Индивид опрос |
1 |
|
|
|
|
48 |
Ухо - орган слуха и орган равновесия
|
Индивид опрос, динамичн сам раб
|
1 |
|
|
|
|
49 |
Распознавание предметов путем соприкосновения с ними
|
Индивид опрос |
1 |
|
|
|
|
50 |
Охрана здоровья человека Практическая работа №9 по оказанию первой медицинской помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок |
Практическая работа |
1 |
|
|
|
|
51 |
Обобщение по теме «Органы чувств» Контрольная работа№4 |
Тематический, тестовые задания
|
1 |
|
|
|
|
Раздел 7. Путешествие по странам мира. – 6 ч |
|||||||
52 |
Российская Федерация Практическая работа №10с картой мира |
Личностные УУД: гражданская идентичность (восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий) Регулятивные УУД: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве Коммуникативные УУД: активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом Познавательные УУД: умение грамотно отвечать на простые и сложные вопросы учителя и одноклассников по теме, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике Предметные УУД: Представление о крупнейших странах мира, их границах, расположении на карте, соседях, граничащих с Россией |
Практическая работа |
1 |
|
|
|
53 |
Российская Федерация Практическая работа с картой мира (продолжение) |
Практическая работа динамичн сам раб
|
1 |
|
|
|
|
54 |
Соединенные штаты Америки Практическая работа с картой мира (продолжение) |
Практическая работа Индивид опрос |
1 |
|
|
|
|
55 |
Великобритания ПДД Когда ты становишься водителем. |
динамичн сам раб
|
1 |
|
|
|
|
56 |
Франция Практическая работа с картой мира (продолжение) |
Индивид опрос |
1 |
|
|
|
|
57 |
Обобщение по теме «Путешествие по странам мира» Проверочная работа
ПДД Правила безопасного перехода железнодорожного переезда.
|
|
Тематический, письменный диктант , |
1 |
|
|
|
Раздел 8 Москва как летопись истории России.- 5 ч |
|||||||
58 |
День Народного единства ПДД Дорожные знаки, относящиеся к велосипедисту. |
Личностные УУД: личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия Регулятивные УУД: ценностно-смысловая ориентация учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми нравственно-этическими принципами и нормами поведения) Коммуникативные УУД: активно участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки Познавательные УУД: изучение исторической информации, осуществление ее анализа, синтеза, установление причинно-следственные связей исторических событий Предметные УУД: история нашей страны, важных событиях |
Текущий, фронт опрос |
1 |
|
|
|
59 |
Отечественная война 1812 года |
индивид опрос |
1 |
|
|
|
|
60 |
Великая Отечественная война |
индивид опрос |
1 |
|
|
|
|
61 |
Освоение космического пространства |
индивид опрос |
1 |
|
|
|
|
62 |
Обобщение по теме «Москва как летопись истории России» Самостоятельная работа |
Тематический, Сам раб
|
1 |
|
|
|
|
Раздел 9 Мы – граждане России. – 6ч |
|||||||
63-64 |
Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация . Основной закон страны – Конституция России. Итоговая контрольная работа №5 |
Личностные УУД: гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, своей этнической и национальной принадлежности) Регулятивные УУД: планирование и организация учебных действий в соответствии с целью Коммуникативные УУД: способность передать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде Познавательные УУД: самостоятельный выбор необходимой информации для решения учебной задачи Предметные УУД: государственная символика России, основной закон РФ, государственная власть |
Текущий, фронт опрос
итоговый, контр срез |
2 |
|
|
|
65 |
Экскурсия № 4в весенний парк. ОБЖ Осторожно, КГЛ. |
фронт опрос |
1 |
|
|
|
|
66-67
|
Государственная власть в России. Президент России. Обобщение по теме «Мы - граждане России» Проверочная работа |
индивид опрос
тематический
тест |
2 |
|
|
|
|
68 |
Викторина по пройденному материалу. ОБЖ Укусы комаров, змей небезопасны. |
фронт опрос
|
1 |
|
|
|
ОБЖ – 20 ПДД – 10 Практические работы – 10 Лабораторные работы – 1 Экскурсии - 4
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.