КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п |
Название раздела и темы |
Виды работы |
Оборудование |
Кол-во часов |
Дата |
|
П |
Ф |
|||||
1. 2. |
Диагностика |
Диагностические задания |
|
2 |
06.09 13.09 |
|
РАЗДЕЛ 1. Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков, ориентировки в пространстве – 10 часов |
||||||
3. |
Развитие общей моторики. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела |
Игры на знакомство и сплочение детей друг с другом. «Накинь кольцо», «Мышеловка», «Через ручеёк», «Наседка и цыплята». |
Мяч, скакалка, атрибуты для игр. |
1 |
20.09 |
|
4. |
Развитие чувства равновесия, зрительно-двигательной координации |
Игры и упражнения для развития обшей моторики и координации движений |
«Дорожка следов», спилы деревьев, мешочки с наполнителями |
1 |
27.09 |
|
5. |
Различение правой и левой сторон тела, правой и левой руки, ноги |
Повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления. |
Мяч, кегли, «Дорожка следов», батут Ленточки-маркеры |
1 |
04.10 |
|
6. |
Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции |
Развитие координации движений: игры с мячом, скакалкой, обручем. «Покажи эмоцию» |
Мяч, скакалка, обруч Карточки с изображением эмоций. |
1 |
11.10 |
|
7. |
Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Упражнения с пальчиковыми тренажерами |
Пальчиковая гимнастика. Массаж пальцев рук. Упражнения с пальчиковыми тренажерами: застегивание – расстегивание пуговиц, завязывание узелков, шнуровка |
Массажеры, шнуровки, пуговицы, мелкие игрушки, мозаики, счётные палочки «Пальчиковые тренажеры», « бассейн», бусины |
1 |
18.10 |
|
8. |
Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой). |
Упражнения на нормализацию мышечного тонуса. Упражнения на развитие координированных графических движений. |
Трафареты, карточки с заданиями Дидактическая игра «Дорожки», маркеры |
1 |
25.10 |
|
9. |
Штриховка. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему). |
Обводка по контуру и пунктирным линиям. Выполнение штриховки по инструкции. |
Трафареты письма, карточки с заданиями |
1 |
08.11 |
|
10. |
Простые виды штриховки. Обводка по контуру, закрашивание и |
Обводка по контуру и пунктирным линиям. Выполнение штриховки по инструкции. |
Трафареты письма, карточки с заданиями |
1 |
15.11 |
|
11. |
Работа в технике «рваной» аппликации |
Упражнения в поочередном загибании и разгибании пальцев, выполнение аппликации. |
Альбома, цветная бумага, клей |
1 |
22.11 |
|
12. |
Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. |
Упр. На ориентировку в пространстве листа. Вырезание ножницами прямых полос |
Ножницы, клей, предметные картинки, шаблоны |
1 |
29.11 |
|
РАЗДЕЛ 2. Развитие тактильно – двигательного восприятия – 4 часа |
||||||
13. |
Определение на ощупь величины предмета |
Определение предметов на ощупь с учетом величины (большой - маленький – самый маленький). «Чудесный мешочек», «Найди и покажи» Составление сериационных рядов |
Наборы предметов из различных материалов, отличающиеся признаком величины, предметные картинки. |
1 |
06.12 |
|
14. |
Определение на ощупь плоскостных фигур и объёмных предметов |
Восприятие поверхности предметов на ощупь. Игры на развитие тактильной чувствительности «Найди пару» |
Плоскостные геометрические фигуры и объёмные тела. Сенсорное лото. Тактильное домино |
1 |
13.12 |
|
15. |
Упражнения с пластилином |
Работа с пластилином и соленым тестом. Лепка «Угощение» Игры на развитие тактильной чувствительности |
Пластилин, набор мелких игрушек «Овощи, фрукты». «Пальчиковый бассейн» |
1 |
20.12 |
|
16. |
Упражнения с крупной мозаикой |
Выкладывание мозаики на время, выкладывание узоров. Составление целого из частей на разрезном материале |
Мозаика, образцы для работы. Лабиринт из ткани, внутри которого находится мелкий предмет |
1 |
27.12 |
|
РАЗДЕЛ 3. Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов – 5 ч. |
||||||
17. |
Выделение признака формы предмета; обозначение формы предмета словом |
Подбор и назывании основных геометр. фигур, сравнение предметов по форме. Выбор предметов указанной формы |
Счётные палочки, верёвочки, плоскостные геометрические фигуры, шаблоны геометр. фигур |
1 |
10.01 |
|
18. |
Группировка предметов и их изображений по форме |
Классификация. Группировка предметов и их изображений по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные. «К каждой фигуре подбери предметы по форме». |
Предметные картинки, наборы геометрических фигур. Геометрическое лото. |
1 |
17.01 |
|
19. |
Работа с геометрическим конструктором. Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу |
Работа с геометрическим конструктором (по показу). Дидактическая игра «Сложи картинку», «Геометрическая мозаика» Выкладывание геометрических фигур |
Конструкторы, модели построек. Танграмм Кубики Никитина |
1 |
24.01 |
|
20. |
Упражнения на включение в ряд по размеру на материале объемных форм и предметных картинок |
Упр. на включение в ряд по размеру на материале объемных форм и предметных картинок |
Предметные картинки, геометрические фигуры, игрушки. Палочки Кюзинера. |
1 |
31.01 |
|
21. |
Различение и обозначение основных цветов и оттенков, подбор оттенков к основным цветам. Составление сериационных рядов по цвету |
Выделение цвета в предмете. Группировка и классификация предметов по цвету. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» Составление сериационных рядов по цвету. |
Карточки с различными цветами, материалы для дидактических игр, цветные карандаши. орнаменты |
1 |
07.02 |
|
РАЗДЕЛ 4. Развитие зрительного, слухового восприятия и восприятия особых свойств предметов – 6 ч |
||||||
22. |
Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов, сюжетных картинок |
Обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога Упр. «Сравни предметы», «Найди ошибку». |
Игрушки, предметы быта. Предметные и сюжетные картинки, отличающиеся рядом деталей. |
1 |
14.02 |
|
23. |
Упражнения на развитие глазомера |
Подбор недостающих фрагментов изображения. «Кто больше увидит?», «Найди ошибку». «Какой детали не хватает» |
Картинки наложенных контурных и «зашумленных» изображений. |
1 |
28.02 |
|
24. |
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения), обозначение словом |
Различение контрастных температурных ощущений: холодный – горячий Дидактическая игра «Три стакана» |
Стаканы, утюг, лёд и др. предметы, предметные картинки, стаканы, с водой разной температуры |
1 |
06.03 |
|
25. |
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжёлый - лёгкий) |
Сравнение различных предметов по тяжести. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале «Противоположности» |
Предметы различные по массе тела, предметные картинки |
1 |
13.03 |
|
26. |
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин) Определение направления звука в пространстве |
различение неречевых звуков. Прослушивание музыкальных произведений и звуков окружающей среды. «Узнай на слух» (стон, звон, гудение, жужжание) «Кто и как голос подаёт?» (имитация крика животных) |
Аудиозаписи музыки и звуков окруж. мира. Сенсорная панель Музыкальные игрушки.
|
1 |
20.03 |
|
27. |
Различение вкусовых качеств (сладкое – горькое, сырое - варёное) и обоняния (приятные – неприятные запахи) |
Дидактическая игра «Узнай по вкусу», «Определи по запаху» |
Наборы продуктов, тарелочки, баночки. Коробочки с запахами |
1 |
03.04 |
|
РАЗДЕЛ 5. Развитие восприятия пространства и времени – 4 часа |
||||||
28. |
Ориентировка в помещении: понятия: близко, ближе – далеко, дальше. Движение в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад, т.д.) |
Упр. на ориентировку в пространстве относительно «себя», в помещении, определении положения предметов в пространстве. «Найди спрятанные игрушки» |
Карточки-схемы, ленточки-маркеры (при необходимости), оборудование сенсорной комнаты |
1 |
10.04 |
|
29. |
Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте…) |
Упр. в расположении детей и игрушек в пространстве предметов на горизонтальном поле листе |
Игрушки, фишки. Сюжетные картинки |
1 |
17.04 |
|
30. |
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур |
Комбинированные упражнения на развитие зрительного восприятия и воображения, формирование навыка самоконтроля. Зрительный диктант. «Расположи верно» |
Наборы геометрических фигур и полосок |
1 |
24.04 |
|
31. |
Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» |
Дидактическая игра «Когда это бывает?» Упр. на графической модели «Сутки». Дидактическая игра «Что было? Что есть? Что будет?» |
Сюжетные и предметные картинки, игра «Точное время» |
1 |
08.05 |
|
32. 33. |
Диагностика |
Диагностические задания |
|
2 |
15.05 22.05 |
|
Итого: количество часов в год - 33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс (пятница)
№ п/п |
Название раздела и темы |
Виды работы |
Оборудование |
Кол-во часов |
Дата |
|||||
П |
Ф |
|||||||||
1. 2. |
Диагностика |
Диагностические задания |
|
2 |
06.09 13.09 |
|
||||
РАЗДЕЛ 1. Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков, ориентировки в пространстве – 10 часов |
||||||||||
3. |
Целенаправленность действий и движений по инструкции педагога, состоящей из двух, трёх звеньев |
Игры на знакомство и сплочение детей друг с другом. «Накинь кольцо», «Мышеловка», «Через ручеёк», «Наседка и цыплята». |
Мяч, скакалка, атрибуты для игр. |
1 |
20.09 |
|
||||
4. |
Координация движений |
Игры и упражнения для развития обшей моторики и координации движений |
Дартс, мячи, обручи |
1 |
27.09 |
|
||||
5. |
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. |
«Покажи стихи руками» |
Карточки |
1 |
04.10 |
|
||||
6. |
Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка по трафарету. |
Обводка по контуру и пунктирным линиям.
|
Трафареты, тренажер письма, карточки с заданиями |
1 |
11.10 |
|
||||
7. |
Штриховка в разных направлениях. |
Выполнение штриховки по инструкции. |
Трафареты, карточки с заданиями |
1 |
18.10 |
|
||||
8. |
Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). |
Упражнения на развитие координированных графических движений. |
Трафареты, пальчиковый бусы |
1 |
25.10 |
|
||||
9. |
Работа с ножницами. Аппликация. |
Обводка по контуру и пунктирным линиям.
|
Ножницы, клей, предметные картинки, шаблоны |
1 |
08.11 |
|
||||
10. |
Графический диктант по показу |
Упр. на ориентировку в пространстве листа |
Лист тетради в клетку |
1 |
15.11 |
|
||||
11. |
Определение эмоционального состояния на наглядном материале. |
Упражнения в определении эмоций |
Картинки с эмоциями |
1 |
22.11 |
|
||||
12. |
Психогимнастика и упражнения на выразительность движений. |
Упражнения на нормализацию мышечного тонуса. |
карточки с заданиями, тренажер, |
1 |
29.11 |
|
||||
РАЗДЕЛ 2. Развитие тактильно – двигательного восприятия – 4 часа |
||||||||||
13. |
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. |
Определение предметов на ощупь «Чудесный мешочек», «Найди и покажи» Восприятие поверхности предметов на ощупь. |
Наборы предметов из различных материалов. Плоскостные геометрические фигуры и объёмные тела. |
1 |
06.12 |
|
||||
14. |
Определение температурных ощущений от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. |
Различение контрастных температурных ощущений: холодный, тёплый, горячий
Сравнение различных предметов по тяжести. |
Стаканы, утюг, лёд и др. предметы, стаканы с водой разной температуры. Предметы различные по массе тела, предметные картинки |
1 |
13.12 |
|
||||
15. |
Работа с пластилином, глиной, соленым тестом (твердое и мягкое состояние). |
Работа с пластилином и соленым тестом. Лепка «Угощение» Игры на развитие тактильной чувствительности |
Пластилин, набор мелких игрушек «Посуда». «Пальчиковый бассейн» |
1 |
20.12 |
|
||||
16. |
Игры со средней мозаикой. |
Выкладывание мозаики на время, выкладывание узоров. |
Мозаика, образцы для работы. |
1 |
27.12 |
|
||||
РАЗДЕЛ 3. Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов – 5 ч. |
||||||||||
17. |
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. |
Подбор и назывании основных геометр. фигур, сравнение предметов по форме. Выбор предметов указанной формы |
плоскостные геометрические фигуры, шаблоны геометр. фигур |
1 |
10.01 |
|
||||
18. |
Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. |
Классификация. Группировка предметов и их изображений по показу |
Предметные картинки, наборы фигур и предметов. Геометрическое лото. |
1 |
17.01 |
|
||||
19. |
Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. |
Упр. на включение в ряд по размеру на материале объемных форм и предметных картинок |
Предметные картинки, геометрические фигуры, игрушки. |
1 |
24.01 |
|
||||
20. |
Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). |
Выделение цвета в предмете. Группировка и классификация предметов по цвету. Составление сериационных рядов по цвету |
Карточки с различными цветами, цветные карандаши. орнаменты |
1 |
31.01 |
|
||||
21. |
Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали с разрезами по диагонали). |
Упр. в конструирование предметов из геометрических фигур, узнавание знакомых предметов |
Карточки, пазлы |
1 |
07.02 |
|
||||
РАЗДЕЛ 4. Развитие зрительного, слухового восприятия и восприятия особых свойств предметов – 5 ч |
||||||||||
22. |
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. |
Обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога Упр. «Сравни предметы», «Найди ошибку». |
Игрушки, предметы быта. Предметные и сюжетные картинки, отличающиеся рядом деталей. |
1 |
14.02 |
|
||||
23. |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. |
Подбор недостающих фрагментов изображения. «Кто больше увидит?», «Найди ошибку». «Какой детали не хватает» |
Картинки наложенных контурных и «зашумленных» изображений. |
1 |
21.02 |
|
||||
24. |
Определение температурных ощущений от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. |
Различение контрастных температурных ощущений: холодный – горячий
|
Термометр, градусник, предметные картинки |
1 |
28.02 |
|
||||
25. |
Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). |
Дидактическая игра «Узнай по вкусу», «Определи по запаху» Сравнение различных предметов по тяжести. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале «Противоположности» |
Наборы продуктов, тарелочки, баночки. Коробочки с запахами Предметы различные по массе тела, предметные картинки |
1 |
06.03 |
|
||||
26. |
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей. |
Различение неречевых звуков. Прослушивание музыкальных произведений и звуков окружающей среды. «Узнай на слух» (стон, звон, гудение, жужжание) «Кто и как голос подаёт?» (имитация крика животных) |
Аудиозаписи музыки и звуков окруж. мира. Сенсорная панель Музыкальные игрушки.
|
1 |
13.03 |
|
||||
РАЗДЕЛ 5. Развитие восприятия пространства и времени – 6 часов |
||||||||||
27. |
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. |
Упр. на ориентировку в пространстве относительно «себя», в помещении, определении положения предметов в пространстве. «Найди спрятанные игрушки» |
Карточки-схемы, ленточки-маркеры (при необходимости) |
1 |
20.03 |
|
||||
28. |
Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов и вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. |
Упр. в расположении детей и игрушек в пространстве предметов на горизонтальном поле листе |
Игрушки, фишки. Сюжетные картинки |
1 |
03.04 |
|
||||
29. |
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
|
Упр. в расположении игрушек в пространстве предметов на поверхности парты |
Предметные картинки, игрушки |
1 |
10.04 |
|
||||
30. |
Определение порядка месяцев в году, последовательности времен года. Работа с графической моделью «Времена года».
|
Упр. на определение порядка месяцев в году, последовательности времен года. |
Графическая модель «Времена года», предметные картинки |
1 |
17.04 |
|
||||
31. |
Измерение времени (сутки, неделя, месяц). |
Дидактическая игра «Когда это бывает?» Упр. на графической модели «Сутки». Дидактическая игра «Что было? Что есть? Что будет?» |
Графическая модель «Сутки», предметные картинки |
1 |
24.04 |
|
||||
32.
|
Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа). |
Упр. на определение времени по часам |
Сюжетные и предметные картинки, игра «Точное время» |
1 |
08.05 |
|
||||
33. 34 |
Диагностика
|
Диагностические задания |
|
1 1 |
15.05 22.05 |
|
||||
Итого: количество часов в год - 34 |
||||||||||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс (среда)
№ п/п |
Название раздела и темы |
Виды работы |
Оборудование |
Кол-во часов |
Дата |
|
П |
Ф |
|||||
1. 2. |
Диагностика |
Диагностические задания |
|
2 |
04.09 11.09 |
|
РАЗДЕЛ 1. Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков, ориентировки в пространстве – 8 часов |
||||||
3. |
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, колъцеброс, игры с мячом, обручем) |
Игры и упражнения для развития обшей моторики и координации движений «Накинь кольцо», «Проведи мяч» |
Мяч, колъцеброс, атрибуты для игр. |
1 |
18.09 |
|
4. |
Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции |
|
|
1 |
25.09 |
|
5. |
Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением |
Повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления. |
Мяч, кегли, «Дорожка следов», батут Ленточки-маркеры |
1 |
02.10 |
|
6. |
Глазодвигательные упражнения. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). |
Упражнения на нормализацию мышечного тонуса. Упражнения на развитие координированных графических движений |
|
1 |
09.10 |
|
7. |
Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. |
|
Трафареты, карточки с заданиями |
1 |
16.10 |
|
8. |
Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). |
Обводка по контуру и пунктирным линиям.
|
карточки с заданиями
|
1 |
23.10 |
|
9. |
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений, |
Вырезание ножницами |
Трафареты, тренажер письма, карточки с заданиями |
1 |
06.11 |
|
10. |
Работа в технике объёмной и рваной аппликации.
|
Упр. На ориентировку в пространстве листа, выполнение аппликации. |
Ножницы, клей, предметные картинки, цветная бумага, шаблоны |
1 |
13.11 |
|
РАЗДЕЛ 2. Развитие тактильно – двигательного восприятия – 4 часа |
||||||
11. |
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие — крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). |
Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных. |
Наборы предметов из различных материалов, имеющих различные свойства и качества, поверхность, предметные картинки. |
1 |
20.11 |
|
12. |
Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). |
Работа с пластилином и соленым тестом. Игры на развитие тактильной чувствительности |
Пластилин, глина, соленое тесто |
1 |
27.11 |
|
13. |
Игры с сюжетной мозаикой. Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). |
Выкладывание мозаики на время, выкладывание узоров. |
Наборы предметов из различных материалов, отличающиеся признаком величины, предметные картинки. |
1 |
04.12 |
|
14. |
Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз. |
Восприятие поверхности предметов на ощупь. Игры на развитие тактильной чувствительности «Найди пару» |
Плоскостные геометрические фигуры и объёмные тела. Сенсорное лото. Тактильное домино |
1 |
11.12 |
|
РАЗДЕЛ 3. Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов – 5ч. |
||||||
15. |
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Узнавание предмета по его отдельным частям. |
Подбор и назывании основных геометр. фигур, сравнение предметов по форме. Выбор предметов указанной формы |
Наборы геометрических фигур. Геометрическое лото. |
1 |
18.12 |
|
16. |
Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. |
Составление целого из частей на разрезном материале |
Геометрических фигуры — круг и овал. Геометрический конструктор |
1 |
25.12 |
|
17. |
Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины. |
Классификация. Группировка предметов и их изображений по показу «К каждой фигуре подбери предметы по форме». Составление сериационных рядов по заданному признаку величины. Упр. на включение в ряд по размеру на материале объемных форм и предметных картинок |
Счётные палочки, верёвочки, плоскостные геометрические фигуры, шаблоны геометр. фигур Предметные картинки |
1 |
15.01 |
|
18. |
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. |
Выделение цвета в предмете. Группировка и классификация предметов по цвету. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» |
Карточки с различными цветами, цветные карандаши. орнаменты |
1 |
22.01 |
|
19. |
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали). Упражнения с пластилином |
Работа с геометрическим конструктором (по показу). Дидактическая игра «Сложи картинку», «Геометрическая мозаика» Выкладывание геометрических фигур |
Конструкторы, модели построек, набор мелких игрушек |
1 |
29.01 |
|
|
РАЗДЕЛ 4. Развитие зрительного, слухового восприятия и восприятия особых свойств предметов – 5ч |
|||||
20. |
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; |
Дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. |
Образцы бордюров |
1 |
05.02 |
|
21. |
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Нахождение общих и отличительных признаков |
Наглядный материал, предметные и сюжетные картинки, отличающиеся рядом деталей. |
1 |
12.02 |
|
22. |
Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. |
Различение контрастных температурных ощущений: холодный – горячий Упр. «Сравни предметы», «Найди ошибку». Дидактическая игра «Узнай по вкусу», «Определи по запаху» |
Стаканы с водой разной температуры, утюг, лёд и др. предметы, предметные картинки, Наборы продуктов, тарелочки, баночки. Коробочки с запахами |
1 |
19.02 |
|
23. |
Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сынпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз. |
Подбор недостающих фрагментов изображения. «Кто больше увидит?», «Сравнение различных предметов по тяжести. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале «Противоположности»Найди ошибку». «Какой детали не хватает» |
Картинки наложенных контурных и «зашумленных» изображений. Предметы различные по массе тела, предметные картинки |
1 |
26.02 |
|
24. |
Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма. |
различение неречевых звуков. Прослушивание музыкальных произведений и звуков окружающей среды. «Узнай на слух» (стон, звон, гудение, жужжание) «Кто и как голос подаёт?» (имитация крика животных) |
Аудиозаписи музыки и звуков окружающего мира. Музыкальные игрушки. |
1 |
04.03 |
|
|
РАЗДЕЛ 5. Развитие восприятия пространства и времени – 8 часа |
|
||||
25. |
Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. |
Упр. на ориентировку в пространстве относительно «себя», в помещении, определении положения предметов в пространстве. «Найди спрятанные вещи» |
Игрушки, предметы быта. Сюжетные картинки |
1 |
11.03 |
|
26. |
Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате). |
Развитие пространственного праксиса |
Набор игрушек: мебель |
1 |
18.03 |
|
27. |
Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. |
Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. |
Листы бумаги |
1 |
01.04 |
|
28. |
Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. |
Упр. в расположении детей и игрушек в пространстве предметов на горизонтальном поле, листе бумаги |
Карточки-схемы, ленточки-маркеры |
1 |
08.04 |
|
29. |
Определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин. |
Определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин. |
Модели часов. Сюжетные картинки |
1 |
15.04 |
|
30. |
Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Определение длительности временных интервалов (1 ч, 1 мин, 1 с). Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» |
формирование навыка самоконтроля. Дидактическая игра «Что было? Что есть? Что будет?» Упр. на графической модели «Сутки». |
Сюжетные и предметные картинки, игра «Точное время» |
1 |
22.05 |
|
31. |
Времена года, их закономерная смена.
|
Дидактическая игра «Когда это бывает?» |
Сюжетные и предметные картинки |
1 |
29.05
|
|
32.
|
Понимание событий раньше, позже и т.д. |
Комбинированные упражнения на развитие зрительного восприятия и воображения, Зрительный диктант. «Расположи верно» |
Наборы сюжетных и предметных картинок «Что сначала, что потом» |
1 |
06.05. |
|
33 34 |
Диагностика |
Диагностические задания |
|
2 |
13.05. 20.05. |
|
Итого: количество часов в год - 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс (вторник, пятница)
№ п/п |
Название раздела и темы |
Виды работы |
Оборудование |
Кол-во часов |
Дата |
|
П |
Ф |
|||||
1. 2. 3. 4. |
Диагностика |
Диагностические задания |
|
4 |
03.09 06.09 10.0913.09 |
|
РАЗДЕЛ 1. Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков, ориентировки в пространстве – 12 часов |
||||||
5.
|
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога |
Игры и упражнения для развития обшей моторики и координации движений |
Мяч, колъцеброс, атрибуты для игр. |
1 |
17.09
|
|
6. |
Выполнение целенаправленных действий по трех- и четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. |
Игры и упражнения для развития обшей моторики и координации движений |
|
1 |
20.09 |
|
7. |
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом |
один хлопок – бег вперед, два хлопка – бег назад и т.д. Игры: «Стоп, хоп, раз», «Слушай хлопки», «Четыре стихии». |
|
1 |
24.09
|
|
8. |
Совершенствование точности мелких движений рук. |
Игры и упражнения: «Составь бусы», «Выложи предмет»; |
Бусинки, пуговицы, мелкие камешки |
1 |
27.09
|
|
9. |
Обводка и штриховка изображений |
Обводка по контуру и пунктирным линиям.
|
Трафареты, карточки с заданиями |
1 |
01.10 |
|
10. |
Штриховка изображений двумя руками. |
Упражнения на развитие координированных графических движений |
Картинки наложенных контурных и «зашумленных» изображений. |
1 |
04.10 |
|
11. |
Вычерчивание геометрических фигур |
Черчение геометрических фигур |
Трафареты |
1 |
08.10 |
|
12. |
Дорисовывание симметричной половины изображения. |
Упр. на ориентировку в пространстве листа |
Трафареты, карточки с заданиями
|
1 |
11.10 |
|
13. |
Графический диктант по клеточкам по образцу |
«Графический рисунок», «Придумай и нарисуй графический узор», |
Карточки с заданиями |
1 |
15.10 |
|
14. |
Графический диктант по клеточкам по слуху |
«Рисуем фигуры линиями», «Нарисуй и раскрась». |
Загадки, предметные картинки |
1 |
18.10 |
|
15 |
Графический диктант с усложненным заданием. |
(заштрихуй, раскрась, поставь знак слева, справа и т.д. от полученной фигуры). |
Трафареты, карточки с заданиями |
1 |
22.10 |
|
16 |
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов. |
Елочка, снежинка, яблоко. Аппликация из вырезанных силуэтов предмета. |
Ножницы, клей, предметные картинки, цветная бумага, шаблоны |
1 |
25.10 |
|
РАЗДЕЛ 2. Развитие тактильно – двигательного восприятия –8 часов |
||||||
17. |
Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.). |
«Сортировка: что деревянное, металлическое, стеклянное, пластмассовое и т.д.», |
Плоскостные геометрические фигуры и объёмные тела. |
1 |
05 .11 |
|
18. |
Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4—5 предложенных. |
«Найди на ощупь одинаковые пары», «Найди два одинаковых среди других», «Вижу пальцами». Игры с мелкой мозаикой: «Выложи узор». |
Наборы предметов из различных материалов, отличающиеся признаком величины, |
1 |
08.11 |
|
19. |
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином |
Выполнение пластилиновой аппликации |
Пластилин |
1 |
12.11 |
|
20. |
Закрепление тактильных ощущений при работе с тестом, глиной. |
Упражнения на развитие координированных движений |
Плоскостные геометрические фигуры и объёмные тела. |
1 |
15.11 |
|
21. |
Игры с мелкой мозаикой. |
Выкладывание мозаики на время, выкладывание узоров. |
Мозайка |
1 |
19.11 |
|
22. |
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое) |
Словесное обозначение осязательных ощущений. |
Салфетки, тряпочки, полотенце. |
1 |
22.11 |
|
23. |
Определение веса различных предметов на глаз. |
«Весы», «Определи на глаз», «Масса предметов». |
предметные картинки. |
1 |
26.11 |
|
24. |
Измерение веса разных предметов на весах. |
«Определи вес», «Чем различаются?», «Что тяжелее?», |
Весы. Предметы различные по массе тела, предметные картинки |
1 |
29.11 |
|
Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов (12 часов) |
||||||
25. |
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом |
«Подбери пару», «Назови предметы», «Найди такие же», |
Наборы предметных картинок |
1 |
03.12 |
|
26. |
Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, цвета. |
«Группировка», «Чем похожи?» |
Геометрический конструктор |
1 |
06.12 |
|
27. |
Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам величины, цвета. |
«Сгруппируй фигуры», «Найди одинаковые предметы», |
Наборы сюжетных и предметных картинок |
1 |
10.12 |
|
28. |
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5—6 предметов. |
Группировка предметов и их изображений по показу «К каждой фигуре подбери предметы по форме». |
плоскостные геометрические фигуры, Предметные картинки |
1 |
13.12 |
|
29. |
Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. |
Выделение цвета в предмете. Группировка и классификация предметов по цвету. |
Счётные палочки, полоски бумаги, ленточки, шнурки, верёвочки |
1 |
17.12 |
|
30. |
Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.) |
«Неразлучные цвета», «Что художник раскрасил неверно?», «Что бывает зеленого, красного и т.д. цвета?», «Звезда». |
Карточки с различными цветами, материалы для дидактических игр, цветные карандаши. орнаменты |
1 |
20.12 |
|
31 |
Смешение цветов. |
«Цвета и их оттенки», «Сложи радугу», «Собери орнамент» |
Альбом, краски, цветные карандаши |
1 |
24.12 |
|
32.
|
Определение предмета по словесному описанию |
«Догадайся, о ком (о чём) говорится», «Кто это? Что это?», «Загадки», «Узнай по описанию», «Скажи какой». |
Наборы сюжетных и предметных картинок |
1 |
27.12 |
|
33
|
Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6—8 элементов. |
Составь рисунок из геометрических фигур», «Фигура – силуэт», «Танграм», «Волшебный круг», «Нарисуй животных, используя геометрические фигуры», «Преврати геометрические фигуры в предметы», |
«Пазлы», «Мозаичные узоры», «Геометрический конструктор». |
1 |
10.01 |
|
34 |
Узнавание целого по одному фрагменту |
«Узнай предмет», «Найди подходящий фрагмент», |
Карточки с заданиями |
1 |
14.01 |
|
35 |
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5—7 частей). |
«Найди по части целое», «Дорисуй», «Что на картинке?», «Чего не хватает?», «Зашумленные изображения», «Найди такие же части рисунка на картинке». |
Карточки с заданиями |
1 |
17.01 |
|
36 |
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, (5—10 частей). |
«Разрезанные изображения», «Собери целое», «Сложи узор», «Составь целое из частей», «Восстанови картинку». |
Карточки с заданиями |
1 |
21.01 |
|
|
РАЗДЕЛ 4. Развитие зрительного, слухового восприятия и восприятия особых свойств предметов – 16 ч |
|||||
37 |
Формирование произвольности зрительного восприятии, дорисовывание незаконченных изображений Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. |
«Сложи такой же узор». «Дорисуй вторую половину», «Дорисуй до целого», «Дорисуй фигуры до предметов», «Дорисуй картинки».
|
Раскраски |
1 |
24.01 |
|
38 |
Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. |
Наборы предметных картинок |
1 |
28.01 |
|
39 |
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2—3-предметные или сюжетные картинки). |
Обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога Упр. «Сравни предметы», «Найди ошибку». Дидактическая игра «Узнай по вкусу», «Определи по запаху» |
Игрушки, предметы быта. Предметные и сюжетные картинки, отличающиеся рядом деталей. Наборы продуктов, тарелочки, баночки. Коробочки с запахами |
1 |
31.02 |
|
40 |
Выделение нереальных элементов нелепых картинок. |
|
|
1 |
04.02 |
|
41 |
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. |
Тренировочные упражнения |
Плакаты |
1 |
07.02 |
|
42 |
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. |
«Сухое – влажное – мокрое», «Определи, какая рука?», «Определи на ощупь», «Ассоциации», «Белье». |
Наборы сюжетных и предметных картинок |
1 |
11.02 |
|
42 |
Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). |
Упражнения: «Измеряем температуру тела, воды, воздуха», «Назови различия». |
градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха |
1 |
14.02 |
|
44 |
Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще ) |
«Сравни вкус продуктов», «Определи на вкус» «Продукты полезные и опасные». |
Наборы сюжетных и предметных картинок |
1 |
18.02 |
|
45 |
Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.).
|
«Определи содержимое по запаху», «Какой запах?», «Сравни запахи», «Три флакона» «Угадай предмет по запаху», |
Наборы сюжетных и предметных картинок |
1 |
21.02 |
|
46 |
Измерение веса разных предметов на весах. |
Измерение веса разных предметов на весах. Измерение «Весы», «Определи вес», «Чем различаются?», «Что тяжелее?», «Определи на глаз», «Масса предметов» |
Весы |
1 |
25.02 |
|
47 |
Измерение объема жидких тел с помощью условной меры. |
объема жидких тел с помощью условной меры. «Измеряем объем воды», «В какую емкость поместится больше воды?». |
Стаканы, банки |
1 |
28.02 |
|
48 |
Противоположные качества предметов (чистый-грязный, темный-светлый, вредный-полезный) и действия, совершаемые с предметами (открыть - закрыть, одеть -раздеть, расстегнуть - застегнугь). |
«Скажи наоборот» «Измеряем и сравниваем», «Что короче, что длиннее?», «Что уже, что шире?», «Что толще, что тоньше?», «Что выше, что ниже?», «Дальше – ближе», «Нарисуй две дорожки – одну длиннее другой, шире другой и т.д |
Наборы сюжетных и предметных картинок |
1 |
03.03 |
|
49 |
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. |
«Высокий – низкий звук», «Громкий – тихий», Определи самый громкий (высокий) звук», «Слушай и выполняй» |
Аудиозаписи музыки и звуков окружающего мира. |
1 |
06.03 |
|
50 |
Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. |
«Какой музыкальный инструмент звучит?», «Угадай эмоции человека», «Угадай по голосу». |
Аудиозаписи музыки и звуков окружающего мира. |
1 |
10.03 |
|
51 |
Формирование чувства ритма. |
«Отхлопай ритмический рисунок»; ходьба и бег под бубен, барабан. |
Бубен , барабан. |
1 |
13.03 |
|
52 |
Различение по голосу ребенка и взрослого. |
«Будь внимателен» |
Аудио записи |
1 |
17.03 |
|
|
РАЗДЕЛ 5. Развитие восприятия пространства и времени – 12 ч. |
|
||||
53 |
Ориентировка в помещении, вербализация пространственных отношений. |
Упр. на ориентировку в пространстве в помещении, определении положения предметов в пространстве. |
Предметы и игрушки |
1 |
20.04 |
|
54 |
Ориентировка на улице, вербализация пространственных отношений |
«Куда ты хочешь пойти? Что ты хочешь найти?», «Назови ориентиры, противоположные по значению», |
|
1 |
31.03 |
|
55 |
Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета |
«Выполни задания», «Отгадай – где» |
Наборы сюжетных и предметных картинок |
1 |
03.04 |
|
56 |
Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем пространстве. |
Развитие пространственного праксиса |
Сюжетные и предметные картинки |
1 |
07.04 |
|
57 |
Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в дальнем пространстве. |
Комбинированные упражнения на развитие зрительного восприятия и воображения, Зрительный диктант. «Расположи верно» |
Сюжетные и предметные картинки |
1 |
10.04 |
|
58
|
Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета |
«Расстановка мебели в кукольной комнате», «Сервировка стола», «Составим рисунок-схему комнаты» |
Карточки-схемы |
1 |
14.04 |
|
59 |
Составление простейших схем-планов комнаты.
|
«Ориентировка по рисунку-схеме» |
Модели часов. Сюжетные картинки |
1 |
17.04 |
|
60 |
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.
|
Формирование навыка самоконтроля. Дидактическая игра «Что было? Что есть? Что будет?», «Выполни задания», Внимательно слушай и рисуй»
|
Сюжетные и предметные картинки, |
1 |
21.04 |
|
61 |
Определение времени по часам.
|
«Часы», «Определяем время по часам», «Азбука чтения минут», «Покажи». |
Сюжетные и предметные картинки |
1 |
24.05 |
|
62 |
Определение длительности различных временных интервалов |
«Береги минутку», «Сколько времени мы тратим», «Цена минуты», «Сколько кругов сделает стрелка на секундомере за 1 мин, 5 мин, 10 мин, 1 час?». |
Наборы сюжетных и предметных картинок «Что сначала, что потом» |
1 |
28.05 |
|
63 |
Работа с календарем и моделью календарного года.
|
Дидактическая игра «Когда это бывает?» |
Календари |
1 |
08.05
|
|
64 |
Понимание последовательности основных жизненных событий, возраст людей.
|
«Кто старше (младше?), «Определяем возраст». |
Наборы сюжетных и предметных картинок |
1 |
12.05
|
|
65 66 67 68 |
Диагностика |
Диагностические задания |
|
4 |
15.05. 19.05. 22.05. 26.05. |
|
Итого: количество часов в год - 68 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.