КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Оценка 4.8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл—4 кл
13.02.2020
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Коррекционный курс в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) (1 -4 кл.)
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование.docx

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ п/п

Название раздела и темы  

Виды работы

Оборудование

Кол-во часов

Дата

  П

Ф 

1.

2.

Диагностика

Диагностические задания 

 

2

06.09

13.09

 

РАЗДЕЛ 1. Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков, ориентировки в пространстве – 10 часов

3.

Развитие общей моторики.

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела 

Игры на знакомство и сплочение детей друг с другом.   «Накинь кольцо», «Мышеловка», «Через ручеёк», «Наседка и цыплята». 

Мяч, скакалка, атрибуты для игр.

1

 

20.09

 

4.

Развитие чувства равновесия, зрительно-двигательной координации

Игры и упражнения для развития обшей моторики и координации движений

«Дорожка следов», спилы деревьев, мешочки с  наполнителями

1

 

27.09

 

5.

Различение правой и левой сторон тела, правой и левой руки,   ноги

Повороты с  движениями  рук, ходьба с изменением направления.

Мяч, кегли, «Дорожка следов», батут Ленточки-маркеры

1

 

04.10

 

6.

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции  

Развитие координации движений: игры с мячом, скакалкой, обручем. «Покажи эмоцию»

Мяч, скакалка, обруч

Карточки с изображением эмоций.

1

 

11.10

 

7.

Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Упражнения с пальчиковыми тренажерами

 Пальчиковая гимнастика. Массаж пальцев рук. Упражнения с пальчиковыми тренажерами: застегивание – расстегивание пуговиц, завязывание узелков, шнуровка  

Массажеры, шнуровки, пуговицы, мелкие игрушки, мозаики, счётные палочки «Пальчиковые тренажеры», « бассейн»,  бусины

1

18.10

 

8.

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой).

Упражнения на нормализацию мышечного тонуса. Упражнения     на развитие координированных графических движений.

Трафареты, карточки с заданиями

Дидактическая игра «Дорожки», маркеры

1

25.10

 

9.

Штриховка. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему).

Обводка по контуру и пунктирным линиям.

Выполнение штриховки по инструкции.

Трафареты  письма, карточки с заданиями

1

08.11

 

10.

Простые виды штриховки. Обводка по контуру, закрашивание и

Обводка по контуру и пунктирным линиям.

Выполнение штриховки по инструкции.

Трафареты  письма, карточки с заданиями

1

15.11

 

11.

Работа в технике «рваной» аппликации

Упражнения в поочередном загибании и разгибании пальцев, выполнение аппликации. 

Альбома, цветная бумага, клей

1

22.11

 

12.

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.

Упр. На ориентировку в пространстве листа. Вырезание ножницами прямых полос 

Ножницы, клей, предметные картинки, шаблоны

1

29.11

 

РАЗДЕЛ 2. Развитие тактильно – двигательного восприятия – 4 часа

13.

Определение на ощупь величины предмета

Определение предметов на ощупь с учетом величины (большой - маленький – самый маленький).   «Чудесный мешочек», «Найди и покажи» Составление сериационных рядов 

Наборы предметов из различных материалов, отличающиеся признаком величины,  предметные картинки.

1

06.12

 

 

 

 

14.

Определение на ощупь плоскостных фигур и объёмных предметов

Восприятие поверхности предметов на ощупь. Игры на развитие тактильной чувствительности «Найди пару»

Плоскостные геометрические фигуры и объёмные тела. Сенсорное лото. Тактильное домино

1

13.12

 

15.

Упражнения с пластилином

Работа с пластилином и соленым тестом. Лепка «Угощение»  Игры на развитие тактильной чувствительности

Пластилин, набор мелких игрушек «Овощи, фрукты». «Пальчиковый бассейн»

1

20.12

 

16.

Упражнения с крупной мозаикой

Выкладывание мозаики на время, выкладывание узоров. Составление целого из частей  на разрезном  материале

Мозаика, образцы для работы. Лабиринт из ткани, внутри которого находится мелкий предмет

1

27.12

 

РАЗДЕЛ 3. Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов – 5 ч.

17.

Выделение признака формы предмета; обозначение формы предмета словом

  Подбор  и назывании основных геометр. фигур, сравнение предметов по форме. Выбор предметов указанной формы    

Счётные палочки, верёвочки, плоскостные геометрические фигуры, шаблоны геометр. фигур

1

10.01

 

18.

Группировка предметов и их изображений по форме

Классификация. Группировка предметов и их изображений по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные. «К каждой фигуре подбери предметы  по форме».

Предметные картинки, наборы геометрических фигур.

Геометрическое лото.

1

17.01

 

19.

Работа с геометрическим конструктором.  Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

Работа с геометрическим конструктором (по показу). Дидактическая игра «Сложи картинку», «Геометрическая мозаика»

Выкладывание геометрических фигур 

Конструкторы,  модели построек.

Танграмм

Кубики Никитина

1

24.01

 

20.

Упражнения на включение в ряд по размеру на материале объемных форм и предметных картинок

Упр. на включение в ряд по размеру на материале объемных форм и предметных картинок

Предметные картинки, геометрические фигуры, игрушки. Палочки Кюзинера.

1

31.01

 

21.

Различение и обозначение основных цветов и оттенков, подбор оттенков к основным цветам. Составление сериационных рядов по цвету

  Выделение цвета в предмете.  Группировка и классификация предметов по цвету. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» Составление сериационных рядов по цвету.

Карточки с различными цветами, материалы для дидактических игр, цветные карандаши. орнаменты

1

07.02

 

РАЗДЕЛ 4. Развитие зрительного, слухового восприятия и восприятия особых свойств  предметов – 6 ч

22.

Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов, сюжетных картинок

Обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога

Упр. «Сравни предметы», «Найди ошибку».

Игрушки, предметы быта.

Предметные и сюжетные картинки, отличающиеся рядом деталей.

1

14.02

 

23.

Упражнения на развитие глазомера

Подбор недостающих фрагментов изображения.   «Кто больше увидит?», «Найди ошибку». «Какой детали не хватает» 

Картинки наложенных контурных и «зашумленных» изображений.

1

28.02

 

24.

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения), обозначение словом

Различение контрастных температурных ощущений: холодный – горячий

Дидактическая игра «Три стакана»

Стаканы, утюг, лёд и др. предметы, предметные картинки, стаканы,  с водой разной температуры

1

06.03

 

25.

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжёлый - лёгкий)

 Сравнение различных предметов по тяжести. Составление целого из частей  на разрезном наглядном материале  «Противоположности»

Предметы различные по массе тела, предметные картинки

1

13.03

 

26.

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин) Определение направления звука в пространстве

различение неречевых звуков. Прослушивание музыкальных произведений и звуков окружающей среды.   «Узнай на слух» (стон, звон, гудение, жужжание) «Кто и как голос подаёт?» (имитация крика животных)

Аудиозаписи музыки и звуков окруж. мира. Сенсорная панель

Музыкальные игрушки.

 

1

20.03

 

27.

Различение вкусовых качеств (сладкое – горькое, сырое - варёное) и обоняния (приятные – неприятные запахи)

Дидактическая игра «Узнай по вкусу», «Определи по запаху»

Наборы продуктов, тарелочки, баночки. Коробочки с запахами

1

03.04

 

РАЗДЕЛ 5. Развитие восприятия пространства и времени – 4 часа

28.

Ориентировка в помещении: понятия: близко, ближе – далеко, дальше. Движение в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад, т.д.)

Упр. на ориентировку в пространстве относительно «себя», в помещении,   определении положения предметов в пространстве. «Найди спрятанные игрушки»

Карточки-схемы, ленточки-маркеры (при необходимости), оборудование сенсорной комнаты

1

10.04

 

29.

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте…)

Упр. в расположении детей и игрушек в пространстве предметов на горизонтальном поле листе

Игрушки, фишки.

Сюжетные картинки

1

17.04

 

30.

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур

Комбинированные упражнения на развитие зрительного восприятия и воображения, формирование навыка самоконтроля.

Зрительный диктант. «Расположи верно»

Наборы геометрических фигур и полосок

1

24.04

 

31.

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Упр. на графической модели «Сутки».

Дидактическая игра «Что было? Что есть? Что будет?»

Сюжетные и предметные картинки, игра «Точное время»

1

08.05

 

32.

33.

Диагностика

Диагностические задания 

 

2

 15.05

22.05

 

Итого: количество     часов   в год - 33

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ    2 класс (пятница)

№ п/п

Название раздела и темы  

Виды работы

Оборудование

Кол-во часов

Дата

  П

Ф 

1.

2.

Диагностика

Диагностические задания 

 

2

06.09

13.09

 

РАЗДЕЛ 1. Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков, ориентировки в пространстве – 10 часов

3.

 Целенаправленность  действий и движений по инструкции педагога, состоящей из двух, трёх звеньев    

Игры на знакомство и сплочение детей друг с другом.   «Накинь кольцо», «Мышеловка», «Через ручеёк», «Наседка и цыплята». 

Мяч, скакалка, атрибуты для игр.

1

 

20.09

 

4.

Координация движений

Игры и упражнения для развития обшей моторики и координации движений

Дартс, мячи, обручи

1

 

27.09

 

5.

Пальчиковая гимнастика   с речевым сопровождением.

  «Покажи стихи руками»

 Карточки 

1

 

04.10

 

6.

Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка по трафарету.  

Обводка по контуру и пунктирным линиям.

    

 Трафареты, тренажер письма, карточки с заданиями

1

 

11.10

 

7.

Штриховка в разных направлениях.   

Выполнение штриховки по инструкции.

Трафареты, карточки с заданиями

1

18.10

 

8.

Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание).   

Упражнения     на развитие координированных графических движений.

Трафареты, пальчиковый бусы

1

25.10

 

9.

Работа с ножницами. Аппликация.   

Обводка по контуру и пунктирным линиям.

 

Ножницы, клей, предметные картинки, шаблоны

1

08.11

 

10.

Графический диктант по показу 

Упр. на ориентировку в пространстве листа

Лист тетради  в клетку

1

15.11

 

11.

Определение эмоционального состояния на наглядном материале.

Упражнения в определении эмоций 

 Картинки с эмоциями

1

22.11

 

12.

Психогимнастика и упражнения на выразительность движений.

   Упражнения на нормализацию мышечного тонуса.

карточки с заданиями, тренажер,

1

29.11

 

РАЗДЕЛ 2. Развитие тактильно – двигательного восприятия – 4 часа

13.

Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определе­ние на ощупь формы плоскостных предметов по контуру.

Определение предметов на ощупь     «Чудесный мешочек», «Найди и покажи» 

Восприятие поверхности предметов на ощупь. 

Наборы предметов из различных материалов.       Плоскостные геометрические фигуры и объёмные тела. 

1

06.12

 

14.

 Определение температурных ощущений от теплых, горячих, холодных пред­метов. Восприятие чувства тяжести от разных

предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений.

Различение контрастных температурных ощущений: холодный, тёплый, горячий

 

Сравнение различных предметов по тяжести.

Стаканы, утюг, лёд и др. предметы,  стаканы с водой

разной температуры. Предметы различные по массе тела, предметные картинки

1

13.12

 

 

 

 

15.

Ра­бота с пластилином, глиной, соленым тестом (твердое и мягкое состояние).  

Работа с пластилином и соленым тестом. Лепка «Угощение»  Игры на развитие тактильной чувствительности

Пластилин, набор мелких игрушек «Посуда». «Пальчиковый бассейн»

1

20.12

 

16.

Игры со средней мозаикой.

Выкладывание мозаики на время, выкладывание узоров. 

Мозаика, образцы для работы. 

1

27.12

 

РАЗДЕЛ 3. Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов – 5 ч.

17.

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом.

 Подбор  и назывании основных геометр. фигур, сравнение предметов по форме. Выбор предметов указанной формы    

 плоскостные геометрические фигуры,  шаблоны геометр. фигур 

1

10.01

 

18.

Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, тол­щина), обозначение словом.

Классификация. Группировка предметов и их изображений по показу 

Предметные картинки, наборы   фигур и предметов.

Геометрическое лото.

1

17.01

 

19.

Группировка предметов по одно­му-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку.

Упр. на включение в ряд по размеру на материале объемных форм и предметных картинок

Предметные картинки, геометрические фигуры, игрушки. 

1

24.01

 

20.

Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина).

Выделение цвета в предмете.  Группировка и классификация предметов по цвету.  Составление сериационных рядов по цвету

Карточки с различными цветами,   цветные карандаши. орнаменты

1

31.01

 

21.

Конструирование предметов из геометри­ческих фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали с разрезами по диагонали).

 Упр. в конструирование предметов из геометри­ческих фигур, узнавание  знакомых предметов

Карточки, пазлы

1

07.02

 

РАЗДЕЛ 4. Развитие зрительного, слухового восприятия и восприятия особых свойств  предметов – 5 ч

22.

Формирование произвольности зрительного восприятия и раз­витие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок.

Обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога

Упр. «Сравни предметы», «Найди ошибку».

Игрушки, предметы быта.

Предметные и сюжетные картинки, отличающиеся

рядом деталей.

1

14.02

 

23.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности.

Подбор недостающих фрагментов изображения.   «Кто больше увидит?», «Найди ошибку». «Какой детали не хватает» 

Картинки наложенных контурных и «зашумленных» изображений.

1

21.02

 

24.

Определение температурных ощущений от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градус­ника. 

Различение контрастных температурных ощущений: холодный – горячий

 

 Термометр, градусник, предметные картинки

1

28.02

 

25.

Вкусовые   качества   (сладкое — горькое,   сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный).

 Дидактическая игра «Узнай по вкусу», «Определи по запаху» Сравнение различных предметов по тяжести. Составление целого из частей  на разрезном наглядном материале  «Противоположности»

Наборы продуктов, тарелочки, баночки. Коробочки с запахами Предметы различные по массе тела, предметные картинки

1

06.03

 

26.

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инстру­ментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

Различение неречевых звуков. Прослушивание музыкальных произведений и звуков окружающей среды.   «Узнай на слух» (стон, звон, гудение, жужжание) «Кто и как голос подаёт?» (имитация крика животных)

Аудиозаписи музыки и звуков окруж. мира. Сенсорная панель

Музыкальные игрушки.

 

1

13.03

 

РАЗДЕЛ 5. Развитие восприятия пространства и времени – 6 часов

27.

 Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.

Упр. на ориентировку в пространстве относительно «себя», в помещении,   определении положения предметов в пространстве. «Найди спрятанные игрушки»

Карточки-схемы, ленточки-маркеры (при необходимости)

1

20.03

 

28.

Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов и вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначе­ние пространственных отношений между конкретными объектами.

Упр. в расположении детей и игрушек в пространстве предметов на горизонтальном поле листе

 Игрушки, фишки.

Сюжетные картинки

1

03.04

 

29.

Пространственная ориентировка на поверхности парты.

 

Упр. в расположении    игрушек в пространстве предметов на поверхности парты

Предметные  картинки, игрушки

1

10.04

 

30.

Определение порядка месяцев в году, последовательности времен года. Работа с графиче­ской моделью «Времена года».

 

Упр. на определение порядка месяцев в году, последовательности времен года.

Графиче­ская  модель  «Времена года», предметные картинки

1

17.04

 

31.

Измерение времени (сутки, не­деля, месяц).  

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Упр. на графической модели «Сутки».

Дидактическая игра «Что было? Что есть? Что будет?»

 Графическая модель «Сутки», предметные картинки

1

24.04

 

32.

 

Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

Упр. на определение времени по часам

Сюжетные и предметные картинки, игра «Точное время»

1

08.05

 

33.

34

Диагностика

 

 

Диагностические задания 

 

1

1

 15.05

22.05

 

 

Итого: количество     часов   в год - 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ    3 класс (среда)

 

№ п/п

Название раздела и темы  

Виды работы

Оборудование

Кол-во часов

Дата

  П

Ф 

1.

2.

Диагностика

Диагностические задания 

 

2

04.09

11.09

 

РАЗДЕЛ 1. Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков, ориентировки в пространстве – 8 часов

3.

 Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, колъцеброс, игры с мячом, обручем)

Игры и упражнения для развития обшей моторики и координации движений    «Накинь кольцо»,  «Проведи мяч»  

Мяч, колъцеброс, атрибуты для игр.

1

 

18.09

 

4.

Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инст­рукции 

 

 

1

 

25.09

 

5.

Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

Повороты с  движениями  рук, ходьба с изменением направления.

Мяч, кегли, «Дорожка следов», батут Ленточки-маркеры

1

 

02.10

 

6.

Глазодвигательные упражнения. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание).

 Упражнения на нормализацию мышечного тонуса. Упражнения     на развитие координированных графических движений

 

1

09.10

 

7.

Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур.

 

Трафареты, карточки с заданиями

1

16.10

 

8.

Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух).

 Обводка по контуру и пунктирным линиям.

 

карточки с заданиями

 

1

23.10

 

9.

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений,

Вырезание ножницами    

Трафареты, тренажер письма, карточки с заданиями

1

06.11

 

10.

Работа  в технике объёмной и рваной аппликации.

 

Упр. На ориентировку в пространстве листа, выполнение аппликации. 

Ножницы, клей, предметные картинки, цветная бумага, шаблоны

1

13.11

 

РАЗДЕЛ 2. Развитие тактильно – двигательного восприятия – 4 часа

11.

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие — крупные). Восприятие по­верхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая).

Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных.

Наборы предметов из различных материалов,  имеющих различные свойства и качества, поверхность, предметные картинки.

1

20.11

 

12.

Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание).

Работа с пластилином и соленым тестом.    Игры на развитие тактильной чувствительности

  Пластилин,   глина, соленое тесто

1

27.11

 

13.

Игры с сюжетной мозаикой. Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник).

Выкладывание мозаики на время,   выкладывание узоров.

Наборы предметов из различных материалов, отличающиеся признаком величины,  предметные картинки.

1

04.12

 

14.

Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Восприятие поверхности предметов на ощупь. Игры на развитие тактильной чувствительности «Найди пару»

Плоскостные геометрические фигуры и объёмные тела. Сенсорное лото. Тактильное домино

1

11.12

 

РАЗДЕЛ 3. Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов – 5ч.

15.

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружаю­щей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Узнавание предмета по его отдельным частям.

Подбор  и назывании основных геометр. фигур, сравнение предметов по форме. Выбор предметов указанной формы    

Наборы геометрических фигур.

Геометрическое лото.

1

18.12

 

16.

Сравнение двух объемных геометрических фи­гур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геомет­рического конструктора.

Составление целого из частей  на разрезном  материале

 Геометрических фи­гуры — круг  и овал.  Геометрический конструктор

1

25.12

 

17.

Сравнение и обозначение словом ве­личин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины.

  Классификация. Группировка предметов и их изображений по показу  «К каждой фигуре подбери предметы  по форме». Составление сериационных  рядов по   заданному признаку величины. Упр. на включение в ряд по размеру на материале объемных форм и предметных картинок

Счётные палочки, верёвочки, плоскостные геометрические фигуры, шаблоны геометр. фигур Предметные картинки

1

15.01

 

18.

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

Выделение цвета в предмете.  Группировка и классификация предметов по цвету. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»

Карточки с различными цветами,   цветные карандаши. орнаменты

1

22.01

 

19.

Составление це­лого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Упражнения с пластилином

Работа с геометрическим конструктором (по показу). Дидактическая игра «Сложи картинку», «Геометрическая мозаика»

Выкладывание геометрических фигур 

Конструкторы,  модели построек, набор мелких игрушек  

1

29.01

 

 

РАЗДЕЛ 4. Развитие зрительного, слухового восприятия и восприятия особых свойств  предметов – 5ч

 20.

Совершенствование зрительно-двигательной  координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тре­нировка зрительной памяти;

Дидактические  игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей.

Образцы бордюров 

1

05.02

 

21.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся    незначительными    качествами    или    свойствами

Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Нахождение общих и отличительных признаков 

Наглядный  материал,  предметные и сюжетные картинки, отличающиеся рядом деталей.     

1

12.02

 

22.

Развитие осязания (теплее — холоднее), определение кон­трастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначе­ние.  

Различение контрастных температурных ощущений: холодный – горячий

 Упр. «Сравни предметы», «Найди ошибку». Дидактическая игра «Узнай по вкусу», «Определи по запаху»

Стаканы с водой разной температуры, утюг, лёд и др. предметы, предметные картинки,    Наборы продуктов, тарелочки, баночки. Коробочки с запахами

1

19.02

 

23.

Определение   различных   свойств   веществ   (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сынпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощуще­ний чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Подбор недостающих фрагментов изображения.   «Кто больше увидит?», «Сравнение различных предметов по тяжести. Составление целого из частей  на разрезном наглядном материале  «Противоположности»Найди ошибку». «Какой детали не хватает» 

Картинки наложенных контурных и «зашумленных» изображений. Предметы различные по массе тела, предметные картинки

1

26.02

 

24.

Определение направления звука в пространстве (спра­ва — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по зву­ковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

различение неречевых звуков. Прослушивание музыкальных произведений и звуков окружающей среды.   «Узнай на слух» (стон, звон, гудение, жужжание) «Кто и как голос подаёт?» (имитация крика животных)

Аудиозаписи музыки и звуков окружающего  мира.

Музыкальные игрушки.

1

04.03

 

 

РАЗДЕЛ 5. Развитие восприятия пространства и времени – 8 часа

 

25.

Ориентировка в помещении по инструкции педагога, поня­тия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов.

 Упр. на ориентировку в пространстве относительно «себя», в помещении,   определении положения предметов в пространстве. «Найди спрятанные вещи»

Игрушки, предметы быта. Сюжетные картинки

1

11.03

 

26.

 Моделиро­вание пространственного расположения объектов относитель­но друг друга (мебели в комнате).

Развитие пространственного праксиса

Набор игрушек: мебель

1

18.03

 

27.

Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги.

Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части.

Листы бумаги

1

01.04

 

28.

 Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и переме­щение предметов по инструкции педагога.

Упр. в расположении детей и игрушек в пространстве предметов на горизонтальном поле,  листе бумаги

Карточки-схемы, ленточки-маркеры 

1

08.04

 

29.

 Определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин.

Определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин.

Модели часов.

Сюжетные картинки

1

15.04

 

30.

 Объемность времени (сут­ки, неделя, месяц, год). Определение длительности временных интервалов (1 ч, 1 мин, 1 с). Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

формирование навыка самоконтроля.

Дидактическая игра «Что было? Что есть? Что будет?»

Упр. на графической модели «Сутки».

Сюжетные и предметные картинки, игра «Точное время»

1

22.05

 

31.

Времена года, их закономерная смена.

 

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Сюжетные и предметные картинки

1

29.05

 

 

32.

 

Понимание событий раньше, позже и т.д.

Комбинированные упражнения на развитие зрительного восприятия и воображения, Зрительный диктант. «Расположи верно»

Наборы сюжетных и предметных картинок «Что сначала, что потом»

1

06.05.             

 

33

34

Диагностика

Диагностические задания 

 

2

13.05.

20.05.

 

Итого: количество     часов   в год - 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ    4 класс (вторник, пятница)

 

№ п/п

Название раздела и темы  

Виды работы

Оборудование

Кол-во часов

Дата

  П

Ф 

1.

2.

3.

4.

Диагностика

Диагностические задания 

 

4

03.09

06.09

10.0913.09

 

РАЗДЕЛ 1. Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков, ориентировки в пространстве – 12 часов

5.

 

 Развитие   согласованности  движений   на  разные   группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога 

Игры и упражнения для развития обшей моторики и координации движений       

Мяч, колъцеброс, атрибуты для игр.

1

17.09

 

 

6.

Выполнение целенаправленных действий по трех- и четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности.

Игры и упражнения для развития обшей моторики и координации движений   

 

1

20.09

 

7.

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом

один хлопок – бег вперед, два хлопка – бег назад и т.д. Игры: «Стоп, хоп, раз», «Слушай хлопки», «Четыре стихии».

 

1

24.09

 

 

8.

 Совершенствование точности мелких движений рук.

Игры и упражнения:  «Составь бусы», «Выложи предмет»;

 Бусинки, пуговицы, мелкие

камешки

1

27.09

 

 

9.

Обводка и штриховка изображений

Обводка по контуру и пунктирным линиям.

 

Трафареты, карточки с заданиями

1

01.10

 

10.

Штриховка изображений двумя руками.

Упражнения     на развитие координированных графических движений

 Картинки наложенных контурных и «зашумленных» изображений. 

1

04.10

 

11.

 Вычерчивание геометрических фигур 

 Черчение  геометрических фигур   

Трафареты

1

08.10

 

12.

Дорисовывание симметричной половины изо­бражения.

Упр. на ориентировку в пространстве листа

Трафареты, карточки с заданиями

 

1

11.10

 

13.

Графический диктант по клеточкам по образцу

«Графический рисунок», «Придумай и нарисуй графический узор»,

 Карточки  с заданиями

1

15.10

 

14.

Графический диктант по клеточкам по слуху

«Рисуем фигуры линиями», «Нарисуй и раскрась».

 Загадки, предметные картинки

1

18.10

 

15

Графический диктант с усложненным заданием.

(заштрихуй, раскрась, поставь знак слева, справа и т.д. от полученной фигуры).  

Трафареты, карточки с заданиями

1

22.10

 

16

Вы­резание ножницами на глаз изображений предметов.

 Елочка, снежинка, яблоко. Аппликация из вырезанных силуэтов предмета.

  Ножницы, клей, предметные картинки, цветная бумага, шаблоны

1

25.10

 

РАЗДЕЛ 2. Развитие тактильно – двигательного восприятия –8 часов

17.

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горя­чий, деревянный, круглый и т. д.).

  «Сортировка: что деревянное, металлическое, стеклянное, пластмассовое и т.д.»,

Плоскостные геометрические фигуры и объёмные тела.

1

05 .11

 

18.

Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4—5 предложенных.

 «Найди на ощупь одинаковые пары», «Найди два одинаковых среди других», «Вижу пальцами».

Игры с мелкой мозаикой: «Выложи узор».

Наборы предметов из различных материалов, отличающиеся признаком величины, 

1

08.11

 

19.

Закреп­ление тактильных ощущений при работе с пластилином

Выполнение пластилиновой аппликации

Пластилин

1

12.11

 

20.

Закреп­ление тактильных ощущений при работе с   тес­том, глиной.

Упражнения     на развитие координированных  движений

Плоскостные геометрические фигуры и объёмные тела.

1

15.11

 

21.

 Игры с мелкой мозаикой.

 Выкладывание мозаики на время,   выкладывание узоров.

Мозайка  

1

19.11

 

22.

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое) 

  Словесное  обозна­чение осязательных ощущений.

Салфетки, тряпочки, полотенце.

1

22.11

 

23.

Определение веса различных предметов на глаз.

«Весы», «Определи на глаз», «Масса предметов».

предметные картинки.

1

26.11

 

24.

Измерение веса разных предметов на весах.

«Определи вес», «Чем различаются?», «Что тяжелее?»,

Весы. Предметы различные по массе тела, предметные картинки

1

29.11

 

           Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов (12 часов)

25.

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом

«Подбери пару», «Назови предметы», «Найди такие же»,

Наборы   предметных картинок

1

03.12

 

26.

 Сравнение и группировка пред­метов по заданным параметрам формы,   цвета.

  «Группировка», «Чем похожи?»

 Геометрический конструктор

1

06.12

 

27.

Сравнение и группировка пред­метов по заданным параметрам   величины, цвета.

«Сгруппируй фигуры», «Найди одинаковые предметы»,

Наборы сюжетных и предметных картинок

1

10.12

 

28.

Со­ставление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5—6 предметов.

 Группировка предметов и их изображений по показу  «К каждой фигуре подбери предметы  по форме».   

плоскостные геометрические фигуры,   Предметные картинки

1

13.12

 

29.

Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов.

Выделение цвета в предмете.  Группировка и классификация предметов по цвету. 

Счётные палочки, полоски бумаги, ленточки, шнурки, верёвочки

1

17.12

 

30.

Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.)

«Неразлучные цвета», «Что художник раскрасил неверно?», «Что бывает зеленого, красного и т.д. цвета?», «Звезда».

 Карточки с различными цветами, материалы для дидактических игр, цветные карандаши. орнаменты

1

20.12

 

31

Смешение цветов.

«Цвета и их оттенки», «Сложи радугу», «Собери орнамент»    

Альбом, краски, цветные карандаши

1

24.12

 

32.

 

Определение предмета по   словесному   описанию

  «Догадайся, о ком (о чём) говорится», «Кто это? Что это?», «Загадки», «Узнай по описанию», «Скажи какой».

Наборы сюжетных и предметных картинок

1

27.12

 

33

 

Конструирование   сложных   форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6—8 элементов.

  Составь рисунок из геометрических фигур», «Фигура – силуэт», «Танграм», «Волшебный круг», «Нарисуй животных, используя геометрические фигуры», «Преврати геометрические фигуры в предметы», 

     «Пазлы», «Мозаичные узоры», «Геометрический конструктор».

1

10.01

 

34

Узнавание целого по одному фрагменту

«Узнай предмет», «Найди подходящий фрагмент»,

  Карточки  с заданиями

1

14.01

 

35

Составление целого из частей  на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5—7 частей).

«Найди по части целое», «Дорисуй», «Что на картинке?», «Чего не хватает?», «Зашумленные изображения», «Найди такие же части рисунка на картинке».

  Карточки  с заданиями

1

17.01

 

36

Составление целого из частей  на разрезном наглядном материале,  (5—10 частей).

«Разрезанные изображения», «Собери целое», «Сложи узор», «Составь целое из частей», «Восстанови картинку».

  Карточки  с заданиями

1

21.01

 

 

РАЗДЕЛ 4. Развитие зрительного, слухового восприятия и восприятия особых свойств  предметов – 16 ч

37

Формирование произвольности зрительного восприятии, дорисовывание незаконченных изображений   Развитие зри­тельной памяти в процессе рисования по памяти.      

  «Сложи такой же узор». «Дорисуй вторую половину», «Дорисуй до целого», «Дорисуй фигуры до предметов», «Дорисуй картинки».

 

 Раскраски

1

24.01

 

38

Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.

  Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Наборы     предметных картинок

1

28.01

 

39

 Нахождение отличительных и общих при­знаков на наглядном материале (2—3-предметные или сюжет­ные картинки).

Обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога

Упр. «Сравни предметы», «Найди ошибку». Дидактическая игра «Узнай по вкусу», «Определи по запаху»

Игрушки, предметы быта.

Предметные и сюжетные картинки, отличающиеся рядом деталей. Наборы продуктов, тарелочки, баночки. Коробочки с запахами

1

31.02

 

40

Выделение нереальных элементов нелепых кар­тинок.

 

 

1

04.02

 

41

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

 Тренировочные упражнения

Плакаты

1

07.02

 

42

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (су­хое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение.

«Сухое – влажное – мокрое», «Определи, какая рука?», «Определи на ощупь», «Ассоциации», «Белье».

Наборы сюжетных и предметных картинок

1

11.02

 

42

Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха).

  Упражнения: «Измеряем температуру тела, воды, воздуха», «Назови различия».

градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха

1

14.02

 

44

Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще )

 «Сравни вкус продуктов», «Определи на вкус»   «Продукты полезные и опасные».

Наборы сюжетных и предметных картинок

1

18.02

 

45

Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.).

 

«Определи содержимое по запаху», «Какой запах?», «Сравни запахи», «Три флакона»     «Угадай предмет по запаху», 

Наборы сюжетных и предметных картинок

1

21.02

 

46

Изме­рение веса разных предметов на весах.

Измерение веса разных предметов на весах. Измерение «Весы», «Определи вес», «Чем различаются?», «Что тяжелее?», «Определи на глаз», «Масса предметов» 

Весы

1

25.02

 

47

Измерение объема жидких тел с помощью условной меры.

объема жидких тел с помощью условной меры. «Измеряем объем воды», «В какую емкость поместится больше воды?».

Стаканы, банки

1

28.02

 

48

Противоположные качества пред­метов (чистый-грязный, темный-светлый, вредный-полезный) и   действия, совершаемые с предметами (открыть - закрыть, одеть -раздеть, расстегнуть - застегнугь).

«Скажи наоборот» «Измеряем и сравниваем», «Что короче, что длиннее?», «Что уже, что шире?», «Что толще, что тоньше?», «Что выше, что ниже?», «Дальше – ближе»,   «Нарисуй две дорожки – одну длиннее другой, шире другой и т.д 

Наборы сюжетных и предметных картинок

1

03.03

 

49

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона.

«Высокий – низкий звук», «Громкий – тихий», Определи самый громкий (высокий) звук», «Слушай и выполняй»

  Аудиозаписи музыки и звуков окружающего мира.

1

06.03

 

50

Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.

«Какой музыкальный инструмент звучит?», «Угадай эмоции человека», «Угадай по голосу».

Аудиозаписи музыки и звуков окружающего мира.

1

10.03

 

51

Формирование чувства ритма.

 «Отхлопай ритмический рисунок»; ходьба и бег под бубен, барабан.

Бубен , барабан.

1

13.03

 

52

Различение по голосу ребенка и взрослого.

«Будь внимателен»

Аудио записи

1

17.03

 

 

РАЗДЕЛ 5. Развитие восприятия пространства и времени – 12 ч.

 

53

Ориентировка в помещении,   вербализация пространственных отношений.

Упр. на ориентировку в пространстве   в помещении,   определении положения предметов в пространстве. 

Предметы и игрушки

1

20.04

 

54

Ориентировка   на улице, вербализация пространственных отношений

 «Куда ты хочешь пойти? Что ты хочешь найти?»,   «Назови ориентиры, противоположные по значению»,

 

1

31.03

 

55

Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета

«Выполни задания», «Отгадай – где»

Наборы сюжетных и предметных картинок

1

03.04

 

56

Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем  пространстве.

Развитие пространственного праксиса

Сюжетные и предметные картинки

1

07.04

 

57

Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в   дальнем пространстве.

 Комбинированные упражнения на развитие зрительного восприятия и воображения, Зрительный диктант. «Расположи верно»

Сюжетные и предметные картинки

1

10.04

 

58

 

Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета

«Расстановка мебели в кукольной комнате», «Сервировка стола», «Составим рисунок-схему комнаты» 

Карточки-схемы    

1

14.04

 

59

Составление простейших схем-планов комнаты.

 

 «Ориентировка по рисунку-схеме» 

Модели часов.

Сюжетные картинки

1

17.04

 

60

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.

 

Формирование навыка самоконтроля.

Дидактическая игра «Что было? Что есть? Что будет?», «Выполни задания», Внимательно слушай и рисуй»

 

Сюжетные и предметные картинки,  

1

21.04

 

61

Определение времени по часам.

 

«Часы», «Определяем время по часам», «Азбука чтения минут»,  «Покажи».

Сюжетные и предметные картинки

1

24.05

 

62

Определение длительности различных вре­менных интервалов

«Береги минутку», «Сколько времени мы тратим», «Цена минуты», «Сколько кругов сделает стрелка на секундомере за 1 мин, 5 мин, 10 мин, 1 час?».

Наборы сюжетных и предметных картинок «Что сначала, что потом»

1

28.05

 

63

Работа с календарем и моделью календарного года.

 

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Календари

1

08.05

 

 

64

Понимание последовательности основных жизненных событий, возраст людей.

 

«Кто старше (младше?), «Определяем возраст».

Наборы сюжетных и предметных картинок

1

12.05

 

 

65

66

67

68

Диагностика

Диагностические задания 

 

4

15.05.          19.05.  22.05.

26.05.

 

Итого: количество     часов   в год - 68

 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс № п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс № п/п

Определение на ощупь плоскостных фигур и объёмных предметов

Определение на ощупь плоскостных фигур и объёмных предметов

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения), обозначение словом

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения), обозначение словом

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс (пятница) № п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс (пятница) № п/п

Различение контрастных температурных ощущений: холодный, тёплый, горячий

Различение контрастных температурных ощущений: холодный, тёплый, горячий

Пространственная ориентировка на поверхности парты

Пространственная ориентировка на поверхности парты

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс (среда) № п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс (среда) № п/п

Игры с сюжетной мозаикой. Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник)

Игры с сюжетной мозаикой. Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник)

Рисование бордюров по наглядному образцу

Рисование бордюров по наглядному образцу

Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и переме­щение предметов по инструкции педагога

Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и переме­щение предметов по инструкции педагога

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс (вторник, пятница) № п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс (вторник, пятница) № п/п

Вы­резание ножницами на глаз изображений предметов

Вы­резание ножницами на глаз изображений предметов

Со­ставление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5—6 предметов

Со­ставление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5—6 предметов

Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности

Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности

Скажи наоборот» «Измеряем и сравниваем», «Что короче, что длиннее?», «Что уже, что шире?», «Что толще, что тоньше?», «Что выше, что ниже?», «Дальше – ближе», «Нарисуй…

Скажи наоборот» «Измеряем и сравниваем», «Что короче, что длиннее?», «Что уже, что шире?», «Что толще, что тоньше?», «Что выше, что ниже?», «Дальше – ближе», «Нарисуй…

Составление простейших схем-планов комнаты

Составление простейших схем-планов комнаты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2020