ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АМВРОСИЕВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №4»
РЕКОМЕНДОВАНО На заседании педагогического совета _________________________
Протокол от «28» августа 2019 № 9 |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
________________ Л.Н.Белик
«29» августа 2019 г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор школы-интерната __________ О.В.Плотницкая
Приказ от «30» августа 2019 г. № 207
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по трудовому обучению
Базовый уровень
1 класс
на 2019-2020 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель начальных классов
Назарова Лариса Васильевна
Амвросиевка
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учеителя по предмету «Трудовое обучение» для 1 класса составлена в соответствии с Законом ДНР «Об образовании», «Государственного образовательного стандарта начального общего образования» (утверждён приказом Министерства образования Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года №665), Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Трудовое обучение. 1-4 кл.» / сост. Кулик М.С., Беликова И.Г., Чишко П.Н., Полякова М.А., Швецова С.Н., Пасечник Е.Е., Борзило С.А. – 4-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 29 с..
Государственный образовательный стандарт начального общего образования в рамках предметной области «Технология» определяет, что предметные результаты освоения учебного предмета «Трудовое обучение» должны быть ориентированы на формирование первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий, о многообразии предметов материальной культуры как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о материалах и их свойствах, о конструировании, моделировании.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе трудовому обучению должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.
Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.
Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение.
Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств, как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материального мира. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания.
В целом курс трудовому обучению в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Учебный материал дифференцируется по видам деятельности (сгибание, складывание, резание, лепка и т.д.) и конструкторскими материалами (бумага, картон, пластилин, природные и искусственные материалы и др.), которые усложняются в каждом классе в зависимости от наглядно-предметных характеристик изготовления изделий (по шаблону на плоскости, по шаблону на плоскости с элементами творчества; объёмные, объёмные с элементами творчества). плоскости, по шаблону на плоскости с элементами творчества; объёмные, объёмные с элементами творчества). Виды практической деятельности дифференцируются в течение учебного года в зависимости от календарных праздников (государственных и религиозных), краевых традиций и обычаев, которые усложняются в каждом классе через подборку объектов труда и с учётом возрастных особенностей учащихся.
При составлении программы учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
Календарно-тематическое планирование
уроков по предмету «Трудовое обучение» 1 класс
(1 час в неделю, всего 32 часа)
№ п/п |
№ урока в теме |
Содержание учебного материала |
Дата |
Примичание |
|
план |
факт |
||||
Раздел 1. Узнаём, как работают мастера. (1 ч.) |
|||||
1 |
1 |
Что изучают на уроках трудовому обучению. Материалы и инструменты для уроков трудовому обучению. Правила поведения и организации работы на уроках технологи. |
|
|
|
Раздел 2. Учимся работать с разными Материалами (12ч.) |
|||||
2 |
1 |
Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. |
|
|
|
3 |
2 |
Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению. |
|
|
|
4 |
3 |
Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. |
|
|
|
5 |
4 |
Правила техники безопасности при работе с ножницами. |
|
|
|
6 |
5 |
Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. |
|
|
|
7 |
6 |
Работа со схемой, графической инструкцией. |
|
|
|
8 |
7 |
Изготовление квадрата из прямоугольной полосы. |
|
|
|
9 |
8 |
Особенности работы с природными материалами. |
|
|
|
10 |
9 |
Аппликация из засушенных листьев. |
|
|
|
11 |
10 |
Работа с яичной скорлупкой. |
|
|
|
12 |
11 |
Создание образа по ассоциации с исходной формой. |
|
|
|
13 |
12 |
Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги. |
|
|
|
Раздел 3. Поднимаемся по ступенькам мастерства. (13ч.) |
|||||
14 |
1 |
Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. |
|
|
|
15 |
2 |
Приемы рациональной разметки. |
|
|
|
16 |
3 |
Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). |
|
|
|
17 |
4 |
Новые приемы работы с пластилином. |
|
|
|
18 |
5 |
Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. |
|
|
|
19 |
6 |
Перфорированная бумага как поделочный материал; приемы обработки перфорированной бумаги для создания различных форм. |
|
|
|
20 |
7 |
Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. |
|
|
|
21 |
8 |
Простые приемы работы с нитками и иглой. |
|
|
|
22 |
9 |
Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. |
|
|
|
23 |
10 |
Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. |
|
|
|
24 |
11 |
Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой. |
|
|
|
25 |
12 |
Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. |
|
|
|
26 |
13 |
Использование вторичных материалов для поделок. |
|
|
|
Раздел 4. Конструируем и решаем задачи (8ч.) |
|||||
27 |
1 |
Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. |
|
|
|
28 |
2 |
Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. |
|
|
|
29 |
3 |
Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. |
|
|
|
30 |
4 |
Декоративно-художественные аппликации. |
|
|
|
31 |
5 |
Работа с набором «Конструктор». |
|
|
|
32 |
6 |
Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). |
|
|
|
33 |
7 |
Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу. |
|
|
|
34 |
8 |
Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу. |
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Трудовое обучение. 1-4 кл.» / сост. Кулик М.С., Беликова И.Г., Чишко П.Н., Полякова М.А., Швецова С.Н., Пасечник Е.Е., Борзило С.А. – 4-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 29 с.
2.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы: «Технология. Начальная школа. Справочные материалы»; «Введение в цветоведение»; «Основы декоративно- прикладного искусства»
3.Интерактивное учебное пособие. Технология. Работа с бумагой, природными материалами, тканью, пластилином, конструирование.
Экранно-звуковые пособия
Электронно-образовательные ресурсы
http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
http://nsc.1september.ru/ - журнал Начальная школа
http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.