Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Планируемые предметные результаты
|
Ресурсное обеспечение |
Сроки |
||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||
Повторение изученного в 1-3 классах |
|||||||||||
1 |
Знакомство с учебником Русский язык». Наша речь и наш язык. Уточнение представления о речи и ее значении.
|
Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.
|
Различать язык и речь. Различать диалогическую и монологическую речь. Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке. Писать правильно слово: «человек». |
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера |
Умение составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.
|
Презентация по теме, высказывания о русском языке |
|
||||
2 |
Текст и его план. Уточнение представления об особенностях текста. |
Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы |
Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составлять планы к данным текстам. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Писать правильно слово «каникулы»
|
Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критерия успешности |
Умение составлять план текста.
|
Раздатка текстов |
|
||||
3 |
Изложение повествовательного текста «Первая вахта» |
Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного |
Излагать содержание повествовательного текста |
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Развитие умения передавать содержание теста с опорой на вопросы плана. |
Текст изложения |
|
||||
4 |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. Типы текстов.
|
Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста». Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой |
Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи |
Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами |
Умение распознавать типы текста.
|
Текст изложения, слайды с текстами для определения типов текста |
|
||||
5
|
Предложение как единица речи.
|
Составлять из каждой группы слов предложение. Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст |
Составлять из слов предложения Писать правильно слова на изученные орфограммы; определять границы предложений |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. Самооценка на основе критерия успешности Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату |
Умение списывать текст без ошибок, выполняя при этом задание к тексту. |
Карточки с деформированными предложениями |
|
||||
6 |
Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
|
Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения |
Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Писать правильно слова: «хозяин», «хозяйство»
|
Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Умение классифицировать предложения по цели высказывания и интонации. |
Слайды с предложениями для определения видов предложений |
|
||||
7 |
Диалог. Обращение. |
Находить в предложении обращения в начале, середине, конце. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме |
Находить обращение в предложении. Ставить знаки препинания в предложениях с обращениями |
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Умение понимать и определять данные понятия |
Презентация по теме |
|
||||
8 |
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
|
Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения |
Находить главные и второстепенные члены предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения |
Планирование своих действий при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма |
Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.
|
Индивидуальные карточки для разбора |
|
||||
9 |
Входная контрольная работа |
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв |
Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи |
Умение выполнить работу самостоятельно или с минимальной помощью педагога |
Бланки с контрольной работой |
|
||||
10 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Словосочетание.
|
Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения |
Определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса. Писать правильно слово «горизонт»
|
Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе. Уметь определять словосочетания из предложений. |
Бланки с контрольной работой, презентация по теме |
|
||||
11 |
Однородные члены предложения. Ознакомление с особенностями однородных членов предложения. |
Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами
|
Находить в предложении однородные члены предложения. Писать правильно слова: «комбайн», «комбайнёр»
|
Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Умение находить однородные члены предложения |
Презентация по теме, таблицы – схемы «Однородные члены предложения» |
|
||||
12 |
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Ознакомление с видами связи. |
Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение |
Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления
|
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
Умение расставлять знаки препинания при однородных членах предложения |
Индивидуальные карточки предложений с однородными членами для постановки знаков препинания. |
|
||||
13 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. . Словарный диктант. |
Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами
|
Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами. Писать правильно слово «календарь» |
Планирование своих действий при постановке запятых в предложении с однородными членами |
Умение безошибочно написать словарный диктант. Развитие умения находить однородные члены в предложении |
Подборка слов для словарного диктанта. |
|
||||
14 |
Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
|
Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану |
Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами
|
Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Умение составлять текст с однородными членами. |
Репродукция картины Левитана «Золотая осень» |
|
||||
15 |
Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Наши проекты «Похвальное слово знакам препинания» |
Собирать информацию и на ее основе создавать сборник по теме проекта. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Анализировать и оценивать свои результаты. |
Определять цель проекта собирать дополнительный материал. |
Постановка и формулирование проблемы, поиск необходимой информации. |
Умение найти и исправить свои ошибки. Умение оформить собранный материал в готовый продукт |
Тексты сочинений, подборка материала для проекта |
|
||||
16 |
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.
|
Выделять в сложном предложении его основы |
Различать простое и сложное предложения
|
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Уметь сравнивать простые и сложные предложения.
|
Презентация по теме, слайды с предложениями |
|
||||
17 |
Сложное предложение и предложение с однородными членами.
|
Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного
|
Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Писать правильно слово «прекрасный» |
Планирование своих действий при постановке знаков препинания в сложном предложении на основе заданного алгоритма |
Формирование умения различать сложные предложения и предложения с однородными членами.
|
Индивидуальные карточки для расстановки знаков препинания в предложениях |
|
||||
18 |
Контрольная работа по теме «Предложение» |
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв |
Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи |
Умение выполнять работу без ошибок или с минимальной помощью педагога |
Бланк контрольной работы |
|
||||
19 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Слово и его лексическое значение.
|
Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи
|
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Писать правильно слова: «библиотека», «библиотекарь» |
Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения.
|
Бланк контрольной работы, презентация по теме |
|
||||
20 |
Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.
|
Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове
|
Углублять представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов. Писать правильно слово «шофёр» |
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении.
|
Презентация по теме |
|
||||
21 |
Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.
|
Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи
|
Распознавать синонимы, антонимы, омонимы. Писать правильно слово «ещё» Распознавать фразеологизмы, устаревшие слова
|
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Умение определять лексические группы слов |
Презентация по теме, слайды с заданиями |
|
||||
22 |
Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
|
Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями |
Называть значимые части слова. Находить в словах корень. Писать правильно слово «корабль» |
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Называть значимые части слова.
|
Таблица «Разбор слов по составу» |
|
||||
23 |
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Развитие навыков разбора слов по составу. |
Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. Моделировать слова |
Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу
|
Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Работать с памяткой «Разбор слова по составу».
|
Карточки для работы в группах |
|
||||
24 |
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
|
Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове . Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы |
Находить в словах изученные орфограммы и выполнять проверку. Писать правильно слово «железо» |
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Развитие умения проверять орфограммы данного вида. |
Алфавит, лента букв, таблица «Звуки и буквы» |
|
||||
25 |
Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.
|
Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов
|
Выполнять звуко-буквенный анализ слова. Писать правильно слова: «вокзал», «пассажир», «пассажирский» |
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
Совершенствование умения проверять данные орфограммы. |
Слайды с заданиями |
|
||||
26 |
Правописание приставок и суффиксов.
|
Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы |
Объяснять написание приставок и суффиксов |
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Умение находить и определять орфограммы в словах |
Презентация по теме |
|
||||
27 |
Разделительные твердый и мягкий знаки.
|
Работать с орфографическим словарём. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Сочинять объявление |
Объяснять, когда в словах пишется мягкий знак, а когда твёрдый разделительный знак |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации |
Повторение правила написания слов с данными орфограммами. |
Презентация по теме |
|
||||
28 |
Изложение повествовательного текста.
|
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану |
Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного
|
Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Развитие умения передавать содержание теста с опорой на вопросы плана. |
Текст изложения |
|
||||
29 |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. Части речи. Морфологические признаки частей речи.
|
Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи |
Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные. Писать правильно слово «двенадцать» |
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Актуализация знаний о частях речи. |
Текст изложения, таблица «Части речи» |
|
||||
30 |
Склонение имен существительных и имен прилагательных.
|
Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи |
Находить изученные части речи в тексте. Объяснять, по каким признакам определяют части речи |
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
Развитие умения распознавать части речи и определять их признаки. |
Слайды с заданиями |
|
||||
31 |
Наречие как часть речи. Ознакомление с существенными признаками наречия как части речи |
Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте |
Находить в тексте наречия. Писать правильно слова: «впереди», «медленно»
|
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Умение определять наречие среди других частей речи |
Презентация по теме |
|
||||
32 |
Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» .
|
Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника |
Составлять предложения и текст по репродукции картины |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
Умение соотносить текст и содержание картины. |
Репродукция картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» .
|
|
||||
33 |
Контрольная работа по теме «Части речи» |
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв |
Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи |
Умение безошибочно выполнять работу или с минимальной помощью педагога |
Бланк контрольной работы |
|
||||
Имя существительное |
|||||||||||
34 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Распознавание падежей имен существительных.
|
Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам |
Изменять имена существительные по падежам |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Умение распознавать падежи имен существительных.
|
Бланк контрольной работы, презентация по теме |
|
||||
35 |
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных. |
Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим. Различать именительный и винительный падежи |
Определять падеж, в котором употреблено имя существительное
|
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой.
|
Карточки для работы в группах для определения падежей |
|
||||
36 |
Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. |
Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах |
Определять падеж, в котором употреблено имя существительное
|
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой.
|
Карточки для работы в парах для определения падежей |
|
||||
37 |
Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложных падежах. |
Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах |
Определять падеж, в котором употреблено имя существительное
|
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой.
|
Индивидуальные карточки для определения падежей |
|
||||
38 |
Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.
|
Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных |
Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Называть имена существительные, которые употребляются в одной форме. Писать правильно слова: «телепередача», «телефон», «аллея».
|
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Развитие умения определять падеж |
Презентация по теме |
|
||||
39 |
Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных.
|
Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения
|
Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Писать правильно слова: «беседа», «беседовать» |
Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
Знакомство с общими представлениями о трех типах склонения. |
Презентация по теме |
|
||||
40 |
Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Ознакомление с признаками имен существительных 1-го склонения. |
Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения |
Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Классифицировать имена существительные по склонениям |
Подборка слов для определения склонения |
|
||||
41 |
2-е склонение имён существительных Ознакомление с признаками имен существительных 2-го склонения. |
Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.
|
Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонения: находить сходство и различие
|
Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
Классифицировать имена существительные по склонениям |
Презентация по теме |
|
||||
42 |
Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.
|
Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения |
Определять, относится ли имя существительное к 2-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 2-го склонения. Писать правильно слово «агроном» |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Умение распознавать существительные 1-го и 2-го склонения |
Подборка слов для определения склонения |
|
||||
43 |
3-е склонение имён существительных. Ознакомление с признаками имен существительных 3-го склонения. |
Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.
|
Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие
|
Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
Классифицировать имена существительные по склонениям |
Презентация по теме |
|
||||
44 |
Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
|
Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения |
Определять, относится ли имя существительное к 3-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Писать правильно слово «пейзаж» |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Умение распознавать существительные 1-го, 2-го и 3-го склонения. |
Подборка слов для определения склонения |
|
||||
45 |
Изложение повествовательного текста.
|
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану |
Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного
|
Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Развитие умения передавать содержание теста с опорой на план. |
Текст изложения |
|
||||
46 |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.
|
Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова |
Сравнивать падежные окончания имён существительных трёх склонений. Называть способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Писать правильно слово «портрет» |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Умение исправлять допущенные ошибки, определять склонение по окончанию существительных |
Текст изложения, презентация по теме |
|
||||
47 |
Именительный и винительный падежи.
|
Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного. Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах |
Определять именительный и винительный падежи имени существительного. Различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи имён существительных единственного числа) |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
|
Таблица - памятка «Падежи» |
|
||||
48 |
Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.
|
Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже. |
Определять родительный падеж имени существительного. Писать правильно слово «инженер» |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
|
Таблица - памятка «Падежи», презентация |
|
||||
49 |
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.
|
Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения
|
Находить в предложении одушевлённые имена Аеествительные в родительном и винительном падежах. Писать правильно слово «хлебороб» |
Постановка и формулирование проблемы, Амостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Развитие умения различать падежи имен существительных с одинаковыми окончаниями |
Таблица - памятка «Падежи» |
|
||||
50 |
Правописание окончаний имен прилагательных в дательном падеже.
|
Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки |
Определять дательный падеж имени существительного. Составлять словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа
|
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Развитие умения распознавать существительные в дательном падеже. |
Таблица - памятка «Падежи», слайды с заданием |
|
||||
51 |
Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.
|
Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж, дательный падеж имени существительного. Ставить имена существительные в форму родительного, дательного падежа. Доказывать, что окончание написано правильно
|
Доказывать правильность написания падежного окончания. Писать правильно слово «адрес»
|
Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Развитие умения определять падеж. |
Материал учебника |
|
||||
52 |
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.
|
Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц
|
Определять творительный падеж имени существительного. Писать правильно слова: «вчера», «сегодня» |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Развитие умения распознавать существительные в творительном падеже. |
Слайды с заданием для выборочной работы |
|
||||
53 |
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.
|
Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и |
Определять предложный падеж имени существительного
|
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
Развитие умения распознавать существительные в предложном падеже. |
Слайды с заданием для выборочной работы |
|
||||
54 |
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.
|
Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа |
Определять падеж имён существительных в единственном числе |
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
Отработка умения правильно писать безударные падежные окончания. |
Слайды с заданием для выборочной работы |
|
||||
55 |
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.
|
Указывать падеж и склонение имён существительных |
Определять падеж имён существительных в единственном числе |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане |
Отработка умения правильно писать безударные падежные окончания. |
Карточки с пропущенными окончаниями в словах |
|
||||
56 |
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» |
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв |
Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи |
Умение выполнить работу правильно и без ошибок |
Бланки с контрольной работой |
|
||||
57 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Ознакомление с изменением имен существительных по падежам во множественном числе. |
Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Определять границы предложений
|
Писать правильно слово «директор». Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном падеже |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
|
Бланки с контрольной работой, презентация по теме |
|
||||
58 |
Именительный падеж имен существительных множественного числа.
|
Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Определять границы предложений
|
Писать правильно слово «директор». Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном падеже |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Развитие умения распознавать именительный и винительный падежи имен существительных во множественном числе. |
Слайды с заданиями |
|
||||
59 |
Родительный падеж множественного числа. . |
Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки |
Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (нет яблок, но апельсинов и др.) в родительном падеже. Писать правильно слова: «килограмм», «грамм», «газета» |
Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
Развитие умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных в родительном падеже |
Слайды с заданиями |
|
||||
60 |
Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа.
|
Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки |
Определять падеж имён существительных во множественном числе с одинаковыми окончаниями |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации |
Отработка навыков правописания. |
Презентация по теме |
|
||||
61 |
Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа.
|
Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки
|
Определять падеж имени существительного во множественном числе |
Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
Развитие умения изменять существительные множественного числа по падежам. |
Таблица «Падежи» |
|
||||
62 |
Изложение повествовательного текста.
|
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану |
Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного
|
Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Развитие умения передавать содержание теста с опорой на план. |
Текст изложения |
|
||||
63 |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
|
Указывать падеж имён существительных. Правильно писать падежные окончания. |
Определять падеж и правильно писать окончания имён существительных в единственном и множественном числе |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане |
|
Текст изложения, презентация по теме |
|
||||
64 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами |
Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы |
Умение правильно и безошибочно выполнить работу |
Бланки с контрольной работой |
|
||||
65 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Обобщение знаний о формах множественного числа имен существительных. |
Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже |
Проводить исследование, делать выводы, представлять работу |
Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Умение найти и исправить допущенные ошибки |
Бланки с контрольной работой, материал учебника |
|
||||
|
Имя прилагательное |
||||||||||
66 |
Имя прилагательное как часть речи.
|
Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов |
Образовывать от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов. Писать правильно слово «автомобиль» |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации |
Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.
|
Презентация по теме |
|
||||
67 |
Род и число имён прилагательных.
|
Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное» |
Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Писать правильно слова: «семена», «электростанция», «электровоз», «электричество», «электрический» |
Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Актуализация знаний о взаимосвязи имен прилагательных и имен существительных. |
Подборка слов для определения рода и числа имён прилагательных |
|
||||
68 |
Описание игрушки. Обучение составлению текста-описания. |
Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке |
Определять тему и главную мысль текста. Составлять рассказ по заданной теме. Писать правильно слово «сейчас» |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
Умение составлять текст – описание на примере своей игрушки |
Игрушки детей |
|
||||
69 |
Склонение имен прилагательных. Обучение определению падежа имени прилагательного. |
Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения |
Изменять по падежам имена прилагательные в единственном числе. Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации |
Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе».
|
Презентация по теме |
|
||||
70 |
Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов»
|
Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения».
|
Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
|
Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины |
Репродукция картины В.А.Серова «Мика Морозов» |
|
||||
71 |
Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
|
Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице
|
Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Умение определять склонение прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
|
Тексты сочинений, презентация по теме |
|
||||
72 |
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.
|
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже, проверять правильность написанного |
Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Писать правильно слово «правительство» |
Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Умение определять падежные окончания |
Карточки с пропущенными окончаниями для работы в парах |
|
||||
73 |
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
|
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, проверять правильность написанного |
Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Писать правильно слово «аппетит» |
Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Умение определять падежные окончания |
Карточки с пропущенными окончаниями для работы в парах |
|
||||
74 |
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
|
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного |
Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже
|
Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Умение определять падежные окончания |
Карточки с пропущенными окончаниями для работы в группах |
|
||||
75 |
Именительный, винительный, родительный падежи. Закрепление правил правописания. |
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного
|
Называть падеж имён прилагательных, выделять окончания имён прилагательных |
Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Совершенствовать навыки правописания |
Подборка слов для определения падежей |
|
||||
76 |
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.
|
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного |
Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах
|
Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Умение определять падежные окончания |
Карточки с пропущенными окончаниями для работы в группах |
|
||||
77 |
Выборочное изложение описательного текста.
|
Находить имена прилагательные и определять их роль
|
Проводить лексический анализ слов – имён прилагательных |
Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Развитие навыков письменного пересказа описательного текста. |
Текст изложения |
|
||||
78 |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. Наши проекты «Имена прилагательные в сказках» |
Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?» |
Ставить имена прилагательные в нужном падеже |
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму |
Уметь находить свои ошибки, допущенные в работе. Умение оформить работу на основе подобранного материала |
Тексты изложений, подборка материала для проекта |
|
||||
79 |
Склонение имен прилагательных женского рода.
|
Определять падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице
|
Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Умение склонять имена прилагательные |
Презентация по теме |
|
||||
80 |
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.
|
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного |
Выделять окончания имён прилагательных в именительном и винительном падежах
|
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Умение определять падежи имён прилагательных женского рода |
Таблица – памятки «Падежи» |
|
||||
81 |
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.
|
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного |
Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных |
Актуализировать свои знания для решения учебной задачи. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
Умение определять падежи имён прилагательных женского рода |
Таблица – памятки «Падежи» |
|
||||
82 |
Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных.
|
Определять падежные окончания имён прилагательных женского рода.
|
Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Развитие умения определять падеж |
Материал учебника |
|
||||
83 |
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
|
Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные женского рода?» |
Ставить имена прилагательные в нужном падеже |
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму |
Умение склонять имена прилагательные |
Текст с пропущенными окончаниями |
|
||||
84 |
Склонение имён прилагательных во множественном числе.
|
Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.
|
Называть вопросы и окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Склонять имена прилагательные, пользуясь таблицей. Писать правильно слово «салют» |
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Отработка умения правильно писать падежные окончания имен прилагательных во множественном числе. |
Презентация по теме |
|
||||
85 |
Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости».
|
Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам
|
Составлять текст по репродукции картины.
|
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Развитие умения описывать картину, передавать свое отношение.
|
Репродукция картины Н.К.Рериха «Заморские гости».
|
|
||||
86 |
Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа .
|
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями |
Различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах. Определять падеж имён прилагательных множественного числа. Писать правильно слово «ботинки»
|
Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Умение определять падежи имён прилагательных множественного числа |
Тексты сочинений, презентация по теме |
|
||||
87 |
Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.
|
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями |
Писать правильно слово «богатство». Сравнивать окончания родительного и предложного падежей имён прилагательных. Определять падеж имён прилагательных множественного числа |
Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Умение определять падежи имён прилагательных множественного числа |
Таблица – памятка «Падежи» |
|
||||
88 |
Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.
|
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями.
|
Определять падеж имён прилагательных множественного числа. Называть окончания имён прилагательных множественного числа. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме
|
Осознание эстетической стороны речевого высказывания при анализе художественных текстов. Понимание текста, извлечение необходимой информации |
Умение определять падежи имён прилагательных множественного числа |
Таблица – памятка «Падежи» |
|
||||
89 |
Обобщение по теме «Имя прилагательное».
|
Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного
|
Называть грамматические признаки имён прилагательных. Выполнять морфологический разбор имени прилагательного |
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Развитие умения определять падеж имен прилагательных
|
Тестовая работа |
|
||||
90 |
Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
|
Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам
|
Составлять текст по репродукции картины.
|
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Развитие умения описывать картину, передавать свое отношение. |
Репродукция картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
|
|
||||
91 |
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» |
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв |
Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи |
Умение правильно и безошибочно выполнить работу |
Бланки с контрольной работой |
|
||||
92 |
Анализ ошибок, допущенных в сочинении и контрольном диктанте. Повторение изученного об имени прилагательном. |
Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного
|
Называть грамматические признаки имён прилагательных. Выполнять морфологический разбор имени прилагательного |
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Исправлять допущенные ошибки. Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». |
Бланки с контрольной работой, материал учебника |
|
||||
Местоимение |
|||||||||||
93 |
Ознакомление с особенностями местоимения как части речи |
Находить местоимения среди других частей речи.
|
Понимать, что такое местоимение. Распознавать местоимения среди других частей речи
|
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму |
Умение определять наличие в тексте местоимений |
Презентация по теме |
|
||||
94 |
Личные местоимения. Ознакомление с грамматическими признаками личных местоимений. |
Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений |
Указывать грамматические признаки местоимений. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица
|
Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
Умение называть личные местоимения |
Таблица-памятка |
|
||||
95 |
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.
|
Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Раздельно писать предлоги с местоимениями. |
Определять лицо, число и падеж местоимений. Составлять тексты с включением в них диалога. Писать правильно слова: «металл», «металлический»
|
Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.
|
Слайды - задания |
|
||||
96 |
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.
|
Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Раздельно писать предлоги с местоимениями. |
Определять лицо, число и падеж местоимений. Составлять тексты с включением в них диалога. Писать правильно слова: «металл», «металлический»
|
Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.
|
Слайды - задания |
|
||||
97 |
Изменение личных местоимений по падежам.
|
Раздельно писать предлоги с местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей. |
Определять лицо, число и падеж местоимений. Писать правильно слова: «победа», «председатель»
|
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях |
Развитие умения склонять личные местоимения, определять лицо, число, падеж. |
Индивидуальные листы для проверки знаний |
|
||||
98 |
Изложение повествовательного текста с элементами описания.
|
Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста
|
Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания |
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Развитие умения передавать содержание теста с опорой на план. |
Текст изложения |
|
||||
99 |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. Обобщение по теме «Местоимение». Закрепление изученного. |
Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
Выполнять морфологический разбор местоимения Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами |
Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы |
Умение находить и исправлять ошибки и обобщать полученные знания |
Текст изложения, материал учебника |
|
||||
100 |
Контрольная работа по теме «Местоимение» |
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв |
Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи |
Умение выполнить работу правильно и самостоятельно |
Бланки с контрольной работой |
|
||||
101 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Повторение изученного о местоимении.
|
Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
Выполнять морфологический разбор местоимения Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами |
Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы |
Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи».
|
Бланки с контрольной работой, материал учебника |
|
||||
|
Глагол |
||||||||||
102 |
Роль глаголов в языке.
|
Различать глаголы среди других слов в тексте
|
Объяснять роль глаголов в нашем языке. Называть, что обозначают глаголы. Называть вопросы, на которые отвечают глаголы. Писать правильно слова: «гореть», «сверкать»
|
Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Знать определение части речи глагол |
Презентация по теме |
|
||||
103 |
Изменение глаголов по временам.
|
Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении) |
Называть время, число глагола. Объяснять роль глагола в предложении |
Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
Развитие умения определять время глаголов и изменять по временам. |
Слайды с заданием |
|
||||
104 |
Неопределённая форма глагола.
|
Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь) |
Объяснять, что такое неопределённая форма глагола. Называть глаголы в неопределённой форме. Писать правильно слова: «лучше», «расстояние» |
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
Развитие умения распознавать глаголы в неопределенной форме. |
Таблица - памятка |
|
||||
105 |
Изменение глаголов по временам. Обучение образованию разных временных форм глаголов. |
Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола
|
Называть глаголы в неопределённой форме. Образовывать временные формы от глагола в неопределенной форме |
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму |
Развитие умения определять время глаголов и изменять по временам. |
Презентация по теме |
|
||||
106 |
Изложение повествовательного текста по цитатному плану. |
Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств |
Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. Писать правильно слова: «сверху», «снизу» |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
|
Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.
|
Текст изложения |
|
||||
107 |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. Спряжение глаголов. Ознакомление с изменением глаголов по лицам и числам. |
Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.) |
Изменять глаголы по лицам и числам, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени |
Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
|
Текст изложения, презентация по теме |
|
||||
108 |
Спряжение глаголов.
|
Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.) |
Изменять глаголы по лицам и числам, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени |
Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
Умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени. |
Презентация по теме |
|
||||
109 |
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.
|
Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени |
Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу |
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
|
Таблица - памятка |
|
||||
110 |
Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода».
|
Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины |
Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. |
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Развитие умения описывать картину, передавать свое отношение. |
Репродукция картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».
|
|
||||
111 |
Анализ ошибок, допущенных в сочинении.Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего времени.
|
Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» |
Понимать, что глаголы одного и тоже спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одном и том же лице и числе |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Умение определять спряжение глаголов.
|
Карточки с заданиями для определения спряжения глаголов |
|
||||
112 |
I и II спряжение глаголов в будущего времени.
|
Работать с таблицами спряжений глаголов в будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» |
Понимать, что глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени. Писать правильно слова: «назад», «вперёд» |
Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
Умение определять спряжение глаголов.
|
Карточки с заданиями для определения спряжения глаголов |
|
||||
113 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.
|
Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола |
Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Называть глаголы-исключения |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.
|
Индивидуальные карточки «Вставь окончания глаголов» |
|
||||
114 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.
|
Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола
|
Называть систему личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений. Понимать, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок |
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму |
Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме. |
Индивидуальные карточки «Вставь окончания глаголов» |
|
||||
115 |
Возвратные глаголы. Ознакомление с понятием. |
Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени |
Обосновывать правильность написания изученных орфограмм. Распознавать форму 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и неопределенную форму возвратных глаголов. Писать правильно -тся и -ться в возвратных глаголах |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Умение определять возвратные глаголы |
Презентация по теме |
|
||||
116 |
Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах.
|
Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени |
Распознавать форму 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и неопределенную форму возвратных глаголов. Писать правильно -тся и -ться в возвратных глаголах |
Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Развивать умение распознавать глаголы формы 3-го лица и в неопределенной форме. |
Презентация по теме |
|
||||
117 |
Составление рассказа по серии картинок. Закрепление изученного о глаголе. |
Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы) |
Излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания |
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Умение составлять текст |
Слайды с сериями картинок |
|
||||
118 |
Правописание глаголов в прошедшем времени.
|
Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов |
Объяснять, почему окончания глаголов единственного числа в форме прошедшего времени называют родовыми |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Развитие умения распознавать глаголы прошедшего времени. |
Индивидуальные листы для самостоятельной работы |
|
||||
119 |
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.
|
Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы |
Называть суффикс, с помощью которого образованы формы прошедшего времени. Писать правильно слова: «свобода», «здесь» |
Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Развитие умения правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени. |
Материал учебника |
|
||||
120 |
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.
|
Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.
|
Называть суффикс, с помощью которого образованы формы прошедшего времени.
|
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
Развитие умения правильно писать глаголы с данной орфограммой |
Карточки – задания для работы в парах |
|
||||
121 |
Изложение повествовательного текста по вопросам.
|
Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств |
Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. Писать правильно слова: «сверху», «снизу» |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
|
Развитие умения составлять план текста. |
Текст изложения |
|
||||
122 |
Контрольная работа по теме «Глагол» |
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв |
Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи |
Умение выполнить работу самостоятельно и правильно |
Бланки с контрольной работой |
|
||||
123 |
Анализ ошибок, допущенных контрольной работе и изложении. Повторение изученного о глаголе.
|
Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь).
|
Находить в предложении глаголы в неопределённой форме |
Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
Умение найти и справить свои ошибки. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос |
Бланки с контрольной работой, материал учебника |
|
||||
124 |
Обобщение по теме «Глагол».
|
Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос |
Находить в предложении глаголы в неопределённой форме |
Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных |
Отработка умения применять полученные знания. |
Материал для проверочной работы |
|
||||
Повторение |
|||||||||||
125 |
Язык. Речь. Текст. Закрепление знаний о языке и речи. |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
Различать язык и речь. Называть виды речи. Объяснять назначение речи |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Умение понимать определённые понятия |
Слайды с заданиями |
|
||||
126 |
Предложение и словосочетание. Повторение признаков предложения. |
Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Разбирать предложение по членам. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации |
Объяснять, что такое предложение. Находить границы предложений. Определять тип предложения |
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
Умение определить предложение и словосочетание в тексте |
Тексты для индивидуальной работы |
|
||||
127 |
Лексическое значение слова.
|
Собирать информацию. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Анализировать и оценивать свои результаты. |
Объяснять значения слов |
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Развитие умения объяснять лексическое значение слов. |
Толковые словари |
|
||||
128 |
Итоговая комплексная контрольная работа |
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами |
Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы |
Умение выполнить работу самостоятельно и безошибочно или при минимальной помощи педагога |
Бланки итоговой комплексной контрольной работы |
|
||||
129 |
Анализ ошибок, допущенных в итоговой контрольной работе. Состав слова.
|
Знание всех орфограмм, изученных в 4 классе. Разбирать слова по составу с опорой на таблицу - памятку |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами |
Умение контролировать процесс и результат деятельности |
Умение найти и исправить ошибки. Умение разбирать слова по составу. |
Карточки для индивидуальной работы |
|
||||
130 |
Состав слова. Закрепление знаний о правописании приставок и предлогов. |
Применять свои знания для выполнения заданий
|
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами |
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
Совершенствовать полученные знания |
Индивидуальные карточки для самостоятельной |
|
||||
131 |
Годовая контрольная работа |
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв |
Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи |
Применить свои знания для выполнения заданий |
Бланки с контрольной работой |
|
||||
132 |
Анализ ошибок, допущенных в годовой контрольной работе. Части речи. Повторение признаков частей речи. |
Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания
|
Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания |
Бланки с контрольной работой, тексты для определения частей речи |
|
||||
133 |
Части речи. Распознавание орфограмм в словах различных частей речи |
Применить свои знания для выполнения заданий |
Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Умение распознавать части речи и определять орфограммы в словах |
Таблица «Части речи», слайды с заданием |
|
||||
134 |
Звуки и буквы.
|
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах |
Различать звуки и буквы
|
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами |
Таблица «Звуки и буквы», слайды с заданием |
|
||||
135 |
Игра «По галактике Частей Речи».
|
Применять свои знания для выполнения заданий |
Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Обобщить полученные знания и проявить себя в игре |
Материал для игры |
|
||||
136 |
Итоговое повторение. Что мы узнали. Чему научились. |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах |
Называть правила правописания слов на изученные темы |
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
Умение ответить на поставленные вопросы |
Подборка вопросов для обобщения |
|
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.