Календарно-тематическое планирование для 4 класса

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 02.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала КТП окружающий 4 класс.doc
КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ 4 КЛАСС № п/п Тема учебного занятия Основные виды учебной деятельности обучающихся Планируемые результаты  Ресурсное обеспечение Коррекцио нная работа Сроки1                                                                Раздел «Земля и человечество» (9 часов) Предметны Метапредметн е ые Личностные 1 Мир глазами  астронома. Изучение  схемы  строения  Солнечной  системы. Знакомиться с учебником и учебными  пособиями, с целями и задачами раздела.  Извлекать из текста учебника цифровые  данные о Солнце, выписывать их в  рабочую тетрадь. Изучать по схеме  строение Солнечной системы,  перечислять планеты в правильной  последовательности, моделировать  строение Солнечной системы. Работать  со взрослыми; находить в  дополнительной литературе, Интернете  научные сведения о Солнце и Солнечной  системе, кометах, астероидах, готовить  сообщения   Объяснять  значения  слов:  «астрономи я»,  «астроном». Понимать  учебную  задачу  урока и  стремиться  её  выполнить.  Рассказывать о  мире с точки  зрения  астронома.  Расширять  кругозор  обучающего ся. Презентация  по теме,  карточки с  названием  планет  солнечной  системы. Извлечение  информации из  учебника.  Преобразование  модели с целью  выявления  общих законов,  определяющих  данную  предметную  область.  Построение  логической  цепочки  рассуждений,  анализ  истинности  утверждений.  Работа в паре.  Формулировать  выводы из  изученного  материала,  отвечать на  итоговые  вопросы и  1 В связи с тем, что в классе обучается ученик по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР, в планировании предусмотрена коррекционная работа2 Планеты  Солнечной  системы. Практическая  работа № 1  «Движение  Земли вокруг  своей оси и  вокруг  Солнца»  Понимать учебную задачу урока и  стремиться её выполнить. На основе  схемы строения Солнечной системы  характеризовать планеты, перечислять их  в порядке увеличения и уменьшения  размеров, осуществлять самопроверку.  Различать планеты и их спутники.  Анализировать схемы вращения Земли  вокруг своей оси и обращения вокруг  Солнца. Устанавливать причинно­ следственные связи между движением  Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Работать со взрослыми: наблюдать  луну невооружённым глазом и с помощью  бинокля (телескопа). Извлекать из  дополнительной литературы, Интернета  информацию об исследованиях  астрономов и готовить сообщения 3 Звёздное небо  – Великая  Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с  Моделирование объектов окружающего мира. Презентация  по теме,  пластилин,  картон. Учить  проводить  наблюдения  в  окружающе м мире с  помощью  взрослого оценивать  достижения на  уроке  Постановка  учебной задачи  на основе  соотнесения  того, что уже  известно и  усвоено  учащимися, и  того, что ещё  неизвестно.  Поиск и  выделение  необходимой  информации,  структурирован ие знаний;  представление  полученной  информации;  оценка  результатов  работы.  Сотрудничество с   учителем   и учащимися  Моделирование  объектов  Моделирование объектов Презентация  по теме,  Учить  наблюдать  Характеризо вать  планеты  Солнечной  системы.  Называть  естественны е спутники  планет. Рассказыват ь об  изучении  планет  астрономам и, об  особенностя х движения  Земли в  космическо м  пространств е. Называть  причины  смены дня и  ночи и  времён года. Моделирова ть движение Земли  вокруг  своей оси и  вокруг  Солнца  Называть  правилаокружающего мира. пластилин,  картон. за звёздным  небом. Объяснять  значения слов:  «география»,  «географ». Презентация  по теме,  карта  полушарий,  глобус. Развивать  умение  защищать  свою работу словесно книга  Природы. Практическая  работа №2  «Знакомство с картой  звёздного  мира»  собственным практическим опытом,  находить на карте звёздного неба  знакомые созвездия. Моделировать  изучаемые созвездия. Определять  направление на север по Полярной звезде. Выполнять задания электронного  приложения к учебнику. Работать с  терминологическим словариком  4 Мир глазами  географа. Практическая  работа №3  «Поиск и  показ  изучаемых  объектов на  глобусе и  географическо й карте»  Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте  полушарий. Обсуждать значение глобуса  и карт в жизни человечества. Составлять  рассказ о географических объектах с  помощью глобуса и карты полушарий. Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников  и Интернета и готовить сообщения о них.  Работать с терминологическим  словариком  наблюдения  звёздного  неба.  Называть  созвездия:  Малая  Медведица,  Большой  Пёс, Телец.  Называть  звёзды:  Полярная  звезда,  Сириус,  Альдебаран, Плеяды –  скопления  звёзд в  созвездии  Тельца  Рассказыват ь об истории создания карт в  мире и   в   России, об   истории создания глобуса. Понимать,  что изучает  география.  Работать с  картами  полушарий.  Показывать  на карте,  глобусе  материки и  окружающего  мира.  Выражение с  достаточной  полнотой и  точностью своих мыслей в  соответствии с  задачами и  условиями  коммуникации.  Сотрудничество с учителем и  сверстниками  Поиск и  выделение  необходимой  информации, в  том числе  решение  рабочих задач с  использованием  общедоступных  источников  информации.  Постановка  учебной задачи  на основе  соотнесения  того, что уже  известно и  усвоено5 Мир глазами  историка. Музейный  урок. Составлять рассказы о мире с точки  зрения историка. Характеризовать роль  исторических источников для понимания  событий прошлого. Обсуждать роль  бытовых предметов для понимания  событий прошлого. Посещать  краеведческий музей и готовить рассказ  на основании его экспонатов о прошлом  своего региона, города (села). Работать с  терминологическим словариком.  Готовить сообщение о прошлом своего  региона, города (села)  океаны,  горы,  равнины,  моря,  тепловые  пояса  Земли.  Понимать,  что история  – это наука,  которая  изучает то,  что было в  прошлом  людей.  Называть  источники  исторически х сведений.  Понимать  значение  летописей и  археологии,  архивов и  музеев для  изучения  истории.  6 Когда и где? Практическая  Определять по «ленте времени» век, в  котором происходили упоминавшиеся  Понимать,  что  учащимися, и  того, что ещё  неизвестно.  Поиск и  выделение  необходимой  информации,  структурирован ие знаний;  представление  полученной  информации;  оценка  результатов  работы  Достаточно  полно и точно  выражать свои  мысли в  соответствии с  задачами и  условиями  коммуникации.  Поиск и  выделение  необходимой  информации, в  том числе  решение  рабочих задач с  использованием  общедоступных  источников  информации.  Сотрудничество с учителем и  сверстниками  Постановка и  формулировани Презентация  по теме,  предметы  старины. Научить  правилам  этикета Объяснять  значения слов:  «история»,  «историк»,  «исторический  источник»,  «архив»,  «летопись»,  «археология»,  «археолог». Работать с  «лентой  Презентация  по теме,  Развивать  умениеработа №4  «Знакомство с историческим и картами»  ранее исторические события. Обсуждать  сроки начала года в разных  летоисчислениях. Анализировать  историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях  означают  слова и  выражения:  «век»,  «тысячелети е», «наша  эра», «до  нашей эры».  Рассказыват ь о  летоисчисле нии в  древности и  в наши дни.  7 Мир глазами  эколога . Рассказывать о мире с точки зрения  эколога. Анализировать современные  экологические проблемы, предлагать  меры по их решению. Знакомиться с  международным сотрудничеством в  области охраны окружающей среды.  Находить в Интернете информацию о  способах решения экологических  проблем и экологических организациях в  России, готовить сообщения. Изучать  экологический календарь  если Понимать, что   люди погубят окружающу ю   природу, то и сами не выживут. Рассказыват ь о развитии человечеств а во взаимодейст вии с природой. Называть  экологическ ие проблемы и пути их  решения.  Называть  международ ные      времени».  Работать с  исторической  картой лента  времени. называть  формулиров ки правил Научить  бережному  отношению  к природе Презентация  по теме,  альбомные  листы,  фломастеры,  карандаши. Использовать  приобретенные  знания для  оценки  воздействия  человека на  природу,  выполнение  правил  поведения в  природе и  участие в её  охране. е проблемы,  самостоятельно е создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  поискового  характера;  анализ объектов с целью  выделения  признаков  (существенных,  несущественных )  Построение  логической  цепочки  рассуждений,  анализ  истинности  утверждений.  Интегрироватьс я в группу  сверстников и  строить  продуктивное  взаимодействие  и  сотрудничество  со  сверстниками.  Моделирование  связей  организмов с  окружающей  средой,  обсуждение и8  Сокровища  Земли под  охраной  человечества. Рассказывать о причинах появления  Списка Всемирного наследия. Различать  объекты Всемирного природного и  культурного наследия. Знакомиться по  карте­схеме с наиболее значимыми  объектами Всемирного наследия,  определять их по фотографиям. Читать в  учебнике текст об одном из объектов  Всемирного наследия, использовать его  как образец для подготовки собственных  сообщений. Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета информацию об  объектах Всемирного наследия и  готовить о них сообщения  соглашения  по охране  окружающе й среды,  международ ные  экологическ ие  организации .  Понимать,  что такое  всемирное  наследие.  Рассказыват ь о  составных  частях  Всемирного  наследия:  природном  и  культурном  наследиях.  Называть  объекты  Всемирного  наследия,  используя  карту.  оценивание  предложенных  моделей.  Инициативное  сотрудничество  в поиске и сборе информации  Построение  логической  цепочки  рассуждений,  анализ  истинности  утверждений.  Определение  последовательн ости  промежуточных  целей с учётом  конечного  результата;  составление  плана и  последовательн ости действий. Инициативное  сотрудничество  в поиске и сборе информации  Называть  объекты  Всемирного  наследия,  которые  находятся в  России. Презентация  по теме,  слайды  Всемирного  наследия. Развивать  навыки  самостоятел ьности,  упорства,  терпения 9 Международн ая Красная  книга.  Проверим  себя и оценим  свои  Знакомиться по рисунку учебника с  животными из Международной Красной  книги. Читать в учебнике текст о  животном из Международной Красной  книги и использовать его как образец для  подготовки собственных сообщений.  Рассказыват ь о  Междунаро дной  Красной  книге.  Постановка  учебной задачи  на основе  соотнесения  того, что уже  известно и  Объяснять,  почему  животные  оказались под  угрозой  исчезновения.  Презентация  слайдов,  Красная  книга, тест  по разделу. Познакомит ь с  основными  понятиямидостижения по разделу  «Земля и  человечество» Рассказыват ь о том, что  нужно  сделать для  спасения  каждого  вида.  Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета информацию о  животных из Международной Красной  книги и готовить о них сообщения.  Подготовка сообщения о животных из  Международной Красной книги.  Моделирование в виде схемы воздействие человека на природу. Обсуждение, как  каждый может помочь природе  усвоено  учащимися, и  того, что ещё  неизвестно.  Поиск и  выделение  необходимой  информации,  структурирован ие знаний;  представление  полученной  информации;  оценка  результатов  работы.  Сотрудничество с учителем,  другими  взрослыми и  учащимися                                                                Раздел «Природа России» (10 часов) 10 Равнины и  горы России. Практическая  работа №5  «Поиск и  показ на  физической  карте равнин и гор России»  Находить и показывать на физической  карте России изучаемые географические  объекты, рассказывать о них по карте. Различать холмистые и плоские равнины.  Характеризовать формы земной  поверхности России, рассказывать о них  по личным впечатлениям. Извлекать из  дополнительной литературы, Интернета  сведения об изучаемых географических  объектах, готовить сообщения.  Выполнять на компьютере задания из  электронного приложения к учебнику.  Готовить материалы к выставке «Где мы  были»  Называть  формы  земной  поверхности .  Показывать  на карте  наиболее  крупные  равнины и  горы.  Рассказыват ь о вулканах Камчатки –  объекте  Всемирного  наследия.  Выделение  необходимой  информации;  установление  причинно­ следственных  связей,  представление  цепочек  объектов и  явлений; умение с достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  Осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в устной и  письменной  форме. Презентация  по теме,  физическая  карта России Учить  различать  земную  поверхность и находить  сходство.11 Моря, озёра и  реки России. Практическая  работа № 6  «Поиск и  показ на  физической  карте морей,  озёр и рек  России»  Находить и показывать на физической  карте России изучаемые моря, озёра,  реки, рассказывать о них по карте. Различать моря Северного Ледовитого,  Тихого и Атлантического океанов.  Характеризовать особенности изучаемых  водных объектов. Находить в Интернете  сведения о загрязнении воды в морях,  озёрах, реках и о мерах борьбы с  загрязнениями. Готовить и оформлять  выставку «Где мы были». Готовить  сочинения по теме урока  12 Природные  зоны России. Практическая  работа № 7  «Поиск и  показ на карте Знакомиться   с   картой   природных   зон России,   сравнивать   её   с   физической картой   России;   определять   на   карте природные   зоны   России,   высказывать предположения   о   причинах   их   смены, осуществлять самопроверку. Рассказыват ь об  Ильменском заповеднике Показывать  на карте и  рассказыват ь о морях  Северного  Ледовитого, Тихого и  Атлантичес кого  океанов.  Показывать  на карте  озёра:    Байкал,  Ладожское,  Онежское  Каспийское  .  Показывать  на карте  реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Рассказыват ь о  Дальневосто чном  морском  заповеднике Называть природные зоны России. Объяснять  причины    Презентация по теме, физическая карта России Учить  правилам  охраны  природы. Подготовка сообщения   о загрязнении воды   в   морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями. задачами и  условиями  коммуникации.      и Поиск выделение необходимой информации, структурирован ие знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с   учителем   и учащимися.  Постановка  учебной задачи  на основе  соотнесения  того, что уже  известно и  Показывать  на карте природных   зон области высотной поясности  Презентация  по теме,  карта   природных  зон России. Учить  правилам  охраны  природы и  природных  объектов.природные  зоны России»  Устанавливать   причинно­следственные связи   между   освещённостью   Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон;   работать   со   схемой   освещённости Земли солнечными лучами. Находить   на   карте   природных   зон области высотной поясности  смены  природных  зон с севера  на юг. 13 Зона  арктических  пустынь. Практическая  работа №8  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  растений,  выявление  признаков их  приспособлен ности к  условиям  жизни в  Арктике»  Находить и показывать на карте зону  арктических пустынь, осуществлять  взаимопроверку. Выявлять взаимосвязь природных  особенностей зоны арктических пустынь  и её оснащённости солнечными лучами. Определять по рисунку учебника, какие  организмы обитают в зоне арктических  пустынь, объяснять, как они  приспособлены к условиям жизни;  рассказывать по рисунку об  экологических связях в изучаемой  природной зоне, моделировать  характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных  богатств в зоне арктических пустынь и  возникших вследствие этого  Показывать  на карте  природных  зон зону  арктических пустынь. Рассказыват ь о  зависимости природных  особенносте й Арктики  от  освещённост и её  Солнцем, о  полярном  усвоено  учащимися, и  того, что ещё  неизвестно.  Самостоятельно е создание  способов  решения  проблем  поискового  характера;  умение с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  задачами и  условиями  коммуникации  Постановка  учебной задачи  на основе  соотнесения  того, что уже  известно и  усвоено  учащимися, и  того, что ещё  неизвестно.  Поиск и  выделение  необходимой  информации,  структурирован ие знаний;  представление  Научить  работать с  картой. Рассказывать  об  экологических  проблемах и  охране  природы в зоне  арктических  пустынь. Презентация  по теме,  карта   природных  зон России,  слайды  гербария.экологических проблемах, о  природоохранных мероприятиях и  заповедниках. Характеризовать зону арктических  пустынь по плану. Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета сведения о  животном мире изучаемой зоны, готовить  сообщения  14 Тундра. Практическая  работа №9  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  растений,  выявление  признаков их  приспособлен ности к  условиям  жизни в  тундре»  Сравнивать общий вид тундры и  арктической пустыни, описывать тундру  по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры,  рассказывать о ней по карте. Выявлять взаимосвязь природных  особенностей зоны тундры и её  освещённости солнечными лучами. Рассматривать в гербарии и на рисунке  растения тундры, выявлять черты их  приспособленности к условиям жизни;  знакомиться по рисунку учебника с  животным миром тундры, обнаруживать  экологические связи в зоне тундры,  рассказывать о них, моделировать  характерные цепи питания. дне и  полярной  ночи. Называть  условия,  необходимы е для жизни  живых  организмов.  Приводить  примеры  представите лей разных  групп  растений и  животных  арктических пустынь. Рассказыват ь о  заповеднике «Остров  Врангеля»  Показывать  на карте  природных  зон зону  тундры. Называть  природные  особенности зоны  тундры. Называть  общие  условия,  необходимы е для жизни  живых  полученной  информации;  оценка  результатов  работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися  Построение  логической  цепочки  рассуждений,  анализ  истинности  утверждений.  Инициативное  сотрудничество  в поиске и сборе информации. Продуктивное  взаимодействие  и  сотрудничество  со  Называть  экологические  проблемы  рассказывать  об охране  природы в зоне  тундры. Презентация  по теме,  карта   природных  зон России,  слайды  гербария. Научить  бережному  отношению  к  природным  ресурсамРассказывать об освоении природных  богатств в зоне тундры и возникших  вследствие этого экологических  проблемах, о природоохранных  мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону тундры по плану;  сравнивать природу тундры и  арктических пустынь. Изготавливать макет участка тундры. Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета информацию о  растениях и животных тундры, готовить  сообщения  15 Леса России. Практическая  работа №10  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  растений,  выявление  признаков их  приспособлен ности к  условиям  жизни в зоне  лесов»  Находить и показывать на карте зону  тайги, зону смешанных и  широколиственных лесов, рассказывать о  них по карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Знакомиться с природой лесных зон;  определять с помощью атласа­ определителя растения лесов;  моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу тундры и лесных зон. Находить в Интернете информацию о  растениях и животных лесных зон,  готовить сообщения  организмов  в тундре.  Приводить  примеры  представите лей разных  групп  растений и  животных  тундры. Рассказыват ь о занятиях местного  населения. Рассказыват ь о  Таймырском заповеднике Показывать  на карте  природных  зон зону  тайги,  смешанных  и  широколист венных  лесов. Рассказыват ь о  зависимости природы  лесов от  распределен ия тепла и  влаги. Приводить  примеры  сверстниками.  Моделирование  связей  организмов с  окружающей  средой,  обсуждение и  оценивание  предложенных  моделей  Определение  последовательн ости  промежуточных  целей с учётом  конечного  результата;  составление  плана и  последовательн ости действий. Осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в  устной и  письменной  форме. Планирование Называть  экологические  связи в лесах  Учить  ориентироват ься на  местности. Презентация  по теме,  карта   природных  зон России,  слайды  гербария.16 Лес и человек. С помощью схемы и текста учебника  раскрывать роль леса в природе и жизни  людей. Обсуждать экологические проблемы  леса, предлагать меры по его охране. Обсуждать правила поведения в лесу с  использованием книги «Великан на  поляне». Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и  животных из Красной книги России.  Готовить сообщения. Совершать виртуальную экскурсию с  помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать  экологические проекты этого парка. Характеризовать лесные зоны по плану  учебного сотрудничества с   учителем   и сверстниками  представите лей разных  групп  растений и  животных  леса.   Рассказыват ь   о   роли леса в природе   и жизни людей. Называть  экологическ ие проблемы зоны лесов. Называть растения   и животных леса, которые занесены   в Красную книгу России. Называть заповедники и национальн ые   парки лесных зон. Рассказыват ь о Приокско­ Террасном заповеднике     Рассказывать о правилах поведения   в лесу. Презентация  по теме,  альбомные  листы,  фломастеры и карандаши. Учить  различать  растения и  находить  сходство. Построение  рассуждения в  форме связи  простых  суждений об  объекте, его  строении,  свойствах и  связях.  Выделение  необходимой  информации;  установление  причинно­ следственных  связей,  представление  цепочек  объектов и  явлений; умение с достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  задачами и  условиями  коммуникации.17 Зона степей. Практическая  работа №11  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  растений,  выявление  признаков их  приспособлен ности к  условиям  жизни в зоне  степей»   Показывать  на карте  природных  зон зону  степей. Рассказыват ь о  природных  особенностя х зоны  степей. Называть  экологическ ие проблемы степной  зоны и пути  их решения. Сравнивать общий вид леса и степи,  описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте  природных зон зону степей, рассказывать  о ней по карте. Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и  влаги. Знакомиться с растительным и животным  миром степей, рассказывать об  экологических связях в степи,  моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны степей с  природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и  животных степей, готовить сообщения. Совершать виртуальные экскурсии с  помощью Интернета в степные  заповедники, обсуждать экологические  проекты учёных в этих заповедниках  18 Пустыни. Практическая  работа №12  «Рассматриван ие гербарных  Сравнивать общий вид степи и пустыни,  описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте  природных зон полупустыни и пустыни,  рассказывать о них по карте. Показывать  на карте  природных  зон зону  пустынь. Инициативное  сотрудничество  в поиске и сборе информации. Построение  рассуждения в  форме связи  простых  суждений об  объекте, его  строении,  свойствах и  связях.  Построение  логической  цепочки  рассуждений,  анализ  истинности  утверждений. Структурирован ие знаний;  постановка и  формулировани е проблемы,  самостоятельно е создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  творческого и  поискового  характера  Инициативное  сотрудничество  в поиске и сборе информации. Постановка и  Называть  заповедники  степной зоны. Рассказывать  о питомниках  для редких  животных  Презентация  по теме, карта природных  зон России,  слайды  гербария. Познакомит ь с пользой  природных  объектов Называть  экологические  проблемы зоны  пустынь и пути  их решения. Презентация  по теме, карта природных  зон России,  слайды  Научить  основным  понятиям по теме.гербария. Рассказывать  о курортах  Черноморского побережья  Кавказа. Презентация  по теме, карта природных  зон России,  слайды  гербария. Учить  бережному  отношению  к природе. экземпляров  растений,  выявление  признаков их  приспособлен ности к  условиям  жизни в зоне  пустынь»  Устанавливать зависимость природы  полупустынь от распределения тепла и  влаги. Знакомиться с растительным и животным  миром пустынь, рассказывать об  экологических связях в пустыне,  моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны пустынь с  природой степей. Обсуждать экологические проблемы  полупустынь и пустынь и пути их  решения. Изготавливать макет участка пустынь  19 У Чёрного  моря. Практическая  работа №13  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  растений,  выявление  признаков их  приспособлен ности к  условиям  жизни в зоне  субтропиков». Находить и показывать на карте  природных зону субтропиков,  рассказывать о них по карте. Устанавливать причины своеобразия  природы субтропической зоны. Знакомиться с растительным и животным  миром Черноморского побережья  Кавказа, рассказывать об экологических  связях, моделировать характерные цепи  питания. Обсуждать правила безопасности во  время отдыха у моря, экологические  проблемы Черноморского побережья  Кавказа. Совершать виртуальные экскурсии с  помощью Интернета на курорты  Черноморского побережья Кавказа, в  Дендрарий  г. Сочи, в национальный парк  «Сочинский». Рассказыват ь о  природных  особенностя х зоны  пустынь. Рассказыват ь об  освоении  полупустын ь и пустынь  человеком. Рассказыват ь о заповеднике «Чёрные Земли»    Показывать  на карте  природных  зон зону  субтропиков . Называть  правила  безопасност и во время  отдыха у  моря. Называть  экологическ ие проблемы Черноморск ого  побережья  Кавказа. формулировани е проблемы,  самостоятельно е создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  поискового  характера;  умение с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  задачами и  условиями  коммуникации  Инициативное  сотрудничество  в поиске и сборе информации. Структурирован ие знаний;  постановка и  формулировани е проблемы,  самостоятельно е создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  творческого и  поискового  характераОбсуждать рассказ «В пещере» из книги  «Великан на поляне». Работать с терминологическим  словариком  Проверить знания и умения по данному  разделу; формировать адекватную оценку своих достижений  Проверим  себя и оценим  свои  достижения по разделу  «Природа  России» Называть  растения и  животных,  которые  занесены в  Красную  книгу  России. Объяснять  значения  слов:  «Черноморс кое  побережье  Кавказа»,  «субтропик и»  Понимать  информаци ю,  представлен ную в  изобразител ьной,  схематичной , модельной  форме;, Осознавать свои трудности и  стремиться к их  преодолению. Адекватно  оценивать  собственные  достижения Наш край.                                                                                    Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов) Наблюдать  объекты и  явления  природы Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с  помощью атласа­определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений,  сделанных в разных природных  сообществах  Рассказыват ь о  природных  сообществах ,  характерных для края. Анализ  объектов с  целью  выделения  признаков  (существенных,  несущественных ); установление  причинно­ 20 21 Тест по теме. Учить  находить  правильный  ответ в  тесте по  изученным  темам. Учить  работать в  группе. Презентация  по теме,  политико­ администрати вная карта  России.22 Поверхность  нашего края. Практическая  работа №14  «Знакомство с картой  родного края» Знакомиться с политико­ административной картой России;  находить на политико­административной  карте России свой регион; знакомиться с  картой своего региона, рассказывать по  ней о родном крае. Характеризовать родной край по  предложенному плану  23 Поверхность  нашего края  Экскурсия Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края;  находить на карте региона основные  формы земной поверхности, крупные  овраги и балки; извлекать из  краеведческой литературы необходимую  информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности  своего края. Изготавливать макет знакомого участка  поверхности родного края. Интервьюировать взрослых о формах  поверхности рядом с городом (селом), о  наличии оврагов и истории их  возникновения  следственных  связей,  представление  цепочек  объектов и  явлений  Инициативное  сотрудничество  в поиске и сборе информации. Определение  последовательн ости  промежуточных  целей с учётом  конечного  результата;  составление  плана и  последовательн ости действий  Постановка  учебной задачи  на основе  соотнесения  того, что уже  известно и  усвоено  учащимися, и  того, что ещё  неизвестно.  Поиск и  выделение  необходимой  информации,  структурирован ие знаний;  представление  полученной  Показывать  на  политико­ администрат ивной карте  России  родной  край. Знакомиться с картой  родного  края. Называть  формы  земной  поверхности родного  края. Находить на карте  региона  основные  формы  земной  поверхности , крупные  овраги и  балки. Объяснять  значения  Рассказывать  о родном крае Презентация  по теме,  картон,  пластилин,  карандаши,  фломастеры. Учить  навыкам  защиты  своего  труда. Компасы Рассказывать  об охране  поверхности  края. Научить  основным  понятиям по теме.24 Водные  богатства  нашего края  Составлять список водных объектов  своего региона; описывать одну из рек по  плану; составлять план описания другого  водного объекта (озера, пруда). Моделировать значение водных богатств  в  жизни людей. Выявлять источники загрязнения  близлежащих водоёмов. Участвовать в  водоохранных   мероприятиях в городе (селе)  слов:  «овраг»,  «балка»  Называть  водные  объекты  своего  региона,  рассказыват ь об их  значении  для жизни  края. Называть  источники  загрязнения  вод в  регионе. 25 Наши  подземные  богатства. Практическая  работа №15  «Рассматриван ие образцов  полезных  ископаемых,  определение  их свойств»  Находить на физической карте России  условные обозначения полезных  ископаемых. Определять полезное ископаемое,  изучать его свойства, находить  информацию о применении, местах и  способах добычи полезного ископаемого;  описывать изученное полезное  ископаемое по плану; готовить  сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные  ископаемые. Выяснять в краеведческом музее, какие  Называть  важнейшие  полезные  ископаемые  родного  края, их  свойства,  способы  добычи,  использован ие. Рассказыват ь об охране  информации;  оценка  результатов  работы.  Сотрудничество с учителем,  родителями и  учащимися  Постановка и  формулировани е проблемы,  самостоятельно е создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  творческого и  поискового  характера.  Поиск и  выделение  необходимой  информации.  Структурирован ие знаний  Структурирован ие знаний;  постановка и  формулировани е проблемы,  самостоятельно е создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  творческого и  поискового  Называть  правила  поведения на  воде. Презентация  по теме,  картон,  пластилин. Учить  бережному  отношению  к водным  объектам. Поиск и  выделение  необходимой  информации Презентация  по теме,  коллекция  полезных  ископаемых,  слайды. Познакомит ь с  разновиднос тями  полезных  ископаемых.26 Земля ­  кормилица. Виды  почв и  их состав. полезные ископаемые имеются в регионе. Извлекать из краеведческой литературы  сведения о предприятиях региона по  переработке полезных ископаемых  Различать типы почв на иллюстрациях  учебника и образцах. Извлекать из краеведческой литературы  информацию о типах почв своего  региона; изготавливать макет разреза  почвы; доказывать огромное значение  почвы для жизни на Земле, осуществлять  самопроверку. Извлекать из краеведческой литературы  информацию об охране почв в регионе  27 Заочная  экскурсия в  лес  и на луг.  Ознакомление  с  разнообразием растений. Знакомство с разнообразием растений  луга. Учить распознавать на практике деревья,  кусты, травянистые растения и мхи,  различать ярусы леса. Учить ценить красоту природы и беречь  ее. Выполнять  учебно­ познаватель ные  действия. подземных  богатств  характера.  Рассказыват ь о  разнообрази и почв  России, о  наиболее  распростран ённых типах почв. Рассказыват ь об охране  почв  Различать  типы почв  родного края. Презентация  по теме,  слайды  с  типами почв. Развивать  внимание,  память,  мышление Действовать   по  плану. Презентация  по теме,  слайды с  изображением растений. Учить  наблюдать  за  объектами  природы. Анализ  объектов с  целью  выделения  признаков  (существенных,  несущественных ); установление  причинно­ следственных  связей,  представление  цепочек  объектов и  явлений.  Осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания,  аргументация  своего мнения и  позиции в  коммуникации  Делать  обобщения,  выводы.  Работать в  парах и малых  группах,  контролировать процесс и  результаты  деятельности,  вноситьПоиск и  выделение  необходимой  информации.  Структурирова ние знаний  Презентация  по теме,  слайды  гербария. Учить  различать  растения  леса. 28 Жизнь леса. Представлени е  о лесе как  природном  сообществе. Практическая  работа №16  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  растений леса  и их  распознавание »  Определять с помощью атласа­ определителя растения смешанного леса  в гербарии; узнавать по иллюстрациям в  учебнике представителей лесного  сообщества; выявлять экологические  связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о  том, какие растения, животные, грибы  встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания,  характерные для лесного сообщества  региона. Обсуждать нарушения экологических  связей в лесном сообществе по вине  человека, предлагать пути решения  экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество  региона по данному в учебнике плану. Наблюдать за жизнью леса, определять  его обитателей с помощью атласа­ определителя  необходимые  коррективы,  адекватно  оценивать свои  достижения Постановка и  формулировани е проблемы,  самостоятельно е создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  творческого и  поискового  характера.  Давать аргументирован ный   ответ   на поставленный вопрос.   Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных ). Поиск и  выделение  необходимой  информации.  Структурирован ие знаний    Понимать,  что лес –  сложное  единство  живой и  неживой  природы. Объяснять  значение  выражения  «природное  сообщество ». Рассказыват ь о  природном  сообществе  смешанного  леса. Определять  обитателей  леса с  помощью  атласа­ определител я. Использоват ь  полученные  знания для  удовлетворе ния  познаватель ныхинтересов,  поиска  дополнитель ной  информации о родном  крае, о  жизни леса.  Приводить  примеры  представите лей разных  групп  растений и  животных  (2–3  представите ля из  изученных ), леса,  раскрывать  особенности их внешнего вида и  жизни,  различать  части  растения,  отображать  их в рисунке (схеме). Моделирова ть цепи  питания  Рассказыват ь о  природном  сообществе  луга. 29 Жизнь луга. Представлени е  о луге как  природном  сообществе. Описывать луг по фотографии,  определять растения луга в гербарии;  знакомиться с животными луга по  иллюстрации учебника; выявлять  экологические связи на лугу. Инициативное  сотрудничество  в поиске и сборе информации.  Выделение  Рассказывать  о влиянии  человека на  жизнь луга. Рассказывать  об охране лугов Презентация  по теме,  слайды  гербария. Научить  определять  растения  луга.Практическая  работа №17  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  растений луга  и их  распознавание »  Рассказывать по своим наблюдениям о  луговых растениях, животных и грибах  своего региона. Моделировать цепи питания на лугу,  осуществлять взаимопроверку и  коррекцию. Характеризовать луговое сообщество по  плану. Сравнивать природные особенности леса  и луга. Приводить примеры правильного и  неправильного поведения человека на  лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути  решения экологических проблем. Составлять памятку «Как вести себя на  лугу». Наблюдать за жизнью луга, определять  его обитателей с помощью атласа­ определителя  30 Жизнь в  пресных  водах. Описывать водоём по фотографии;  определять с помощью атласа­ определителя растения пресного  Использоват ь  полученные  знания для  удовлетворе ния  познаватель ных  интересов,  поиска  дополнитель ной  информации о жизни  луга. Приводить  примеры  представите лей разных  групп  растений и  животных  (2–3  представите ля из   изученных )  луга,  раскрывать  особенности их внешнего вида и  жизни. Моделирова ть цепи  питания.   Рассказыват ь о  природном  необходимой  информации;  установление  причинно­ следственных  связей,  представление  цепочек  объектов и  явлений  Извлечение  необходимой  информации из  Моделировать  цепи питания. Называть  правила  Презентация  по теме,  картон,  Уметь  рассказать о жизниповедения у  водоёма. пластилин. пресного  водоёма. текстов;  постановка и  формулировани е проблемы,  самостоятельно е создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  поискового  характера  Представлени е  о жизни  пресного  водоема. Практическая  работа №18  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  растений  пресных вод и  их  распознавание »  водоёма; узнавать по иллюстрациям  учебника живые организмы пресных вод;  выявлять экологические связи в пресном  водоёме. Рассказывать по своим наблюдениям об  обитателях пресных вод родного края. Моделировать цепи питания в  пресноводном сообществе своего  региона. Характеризовать пресноводное  сообщество своего региона по плану. Обсуждать способы приспособления  растений и животных к жизни в воде. Наблюдать за жизнью пресного водоёма,  определять его обитателей с помощью  атласа­определителя  сообществе  пресных  вод. Использоват ь  полученные  знания для  удовлетворе ния  познаватель ных  интересов,  поиска  дополнитель ной  информации о жизни в  пресных  водах. Приводить  примеры  представите лей разных  групп  растений и  животных  (2–3  представите ля из  изученных)  пресных  вод,  раскрывать  особенности их внешнего вида и  жизни. Рассказыват ь об охране  пресноводн31 32 Познакомить с обитателями водоема. Воспитывать бережное отношение к  природе. Заочная  экскурсия к  водоему. Знакомство с  обитателями  водоема. Растениеводст во в нашем  крае. Практическая  работа №19  «Рассматриван ие гербарных  экземпляров  полевых  культур и их  распознавание »  Выявлять зависимость растениеводства в  регионе от природных условий. Знакомиться по материалам учебника и  краеведческой литературе с одной из  отраслей растениеводства, готовить  сообщения, представлять их классу. Определять с помощью иллюстраций  учебника полевые культуры в гербарии;  различать зёрна зерновых культур. Различать сорта культурных растений (на  примерах, характерных для региона)  Наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной  работе по выращиванию растений  ых растений и животных. Рассказыват ь о болотах  и об их  охране  Выполнять  учебно­ познаватель ные  действия,  делать  обобщения,  выводы. Рассказыват ь о  растениевод стве как об  отрасли  сельского  хозяйства. Называть  сорта  культурных  растений. Называть  отрасли  растениевод ства в  родном  крае. Работать в  парах и малых  группах. Действовать по  плану,  контролировать  процесс и  результаты  деятельности,  вносить  необходимые  коррективы Постановка  учебной задачи  на основе  соотнесения  того, что уже  известно и  усвоено  учащимися, и  того, что ещё  неизвестно.  Поиск и  выделение  необходимой  информации,  структурирован ие знаний;  представление  полученной  информации;  оценка  результатов  Адекватно  оценивать свои  достижения Уметь  распознават ь обитателей водоёма. Презентация  по теме,  слайды с  изображением обитателей  водоёма. Называть  правила ухода  за культурными растениями Презентация  по теме,  слайды  «Отрасли  растениеводс тва» Уметь  называть  отрасли  растениевод ства33 Животноводст во в нашем  крае.  Выявлять зависимость животноводства в  регионе от природных условий. Знакомиться по материалам учебника и  краеведческой литературе с одной из  отраслей животноводства, готовить  сообщения, представлять их классу. Различать породы домашних животных  (на примерах, характерных для региона). Наблюдать за трудом животноводов,  участвовать в посильной работе по уходу  за домашними сельскохозяйственными  животными  Рассказыват ь о  животновод стве как об  отрасли  сельского  хозяйства. Называть  породы  домашних  животных. 34 Проверим  себя и оценим  свои  достижения по разделу  «Родной край  – часть  большой  страны» Презентация  проектов. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность  предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в  соответствии с набранными баллами  Извлекать информацию из  дополнительных источников. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи,  других взрослых. Готовить иллюстрации для презентации  проекта (фотографии, слайды, рисунки). Готовить тексты сообщений. Оценивать  свои  достижения  Выполнять  презентацию проектов с  демонстрац ией  иллюстраци й и других  подготовлен ных  материалов Называть  отрасли  животноводств а в регионе и  рассказывать  об их развитии Презентация  по теме,  слайды  «Отрасли  животноводст ва» Уметь  называть  отрасли  животновод ства.  Тест по теме, проекты   обучающихся. Осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в устной речи. Учить  находить  правильный  ответ в  тесте по  изученным  темам. работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися  Поиск и  выделение  необходимой  информации,  структурирован ие знаний;  представление  полученной  информации;  оценка  результатов  работы.  Осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания,  аргументация  своего мнения и  позиции в  коммуникации  Поиск и  выделение  необходимой  информации;  структурирован ие знаний. Постановка  учебной задачи  на основе  соотнесения  того, что уже  известно и  усвоено  учащимися, иВыступать с сообщением в классе. Оценивать свои достижения по  выполнению проекта и достижения  товарищей того, что ещё  неизвестно.  Поиск и  выделение  необходимой  информации,  структурирован ие знаний;  представление  полученной  информации;  оценка  результатов  работы.  Сотрудничество с учителем,  другими  взрослыми и  учащимися и  письменной  форме                                                                                    Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов) 35 Начало  истории  человечества.  Жизнь   первобытных  людей. Знакомиться с разворотом «Наши  проекты», выбирать проекты для  выполнения. Определять по «ленте времени»  длительность периода первобытной  истории. Обсуждать роль огня и приручения  животных. Рассказывать на основе экскурсии в  краеведческий музей о жизни, быте и  культуре первобытных людей на  территории региона  Рассказыват ь о  первобытно м обществе,  о  первобытно м искусстве. Понимать  роль  археологии  в изучении  первобытног о общества.   Постановка и  формулировани е проблемы,  самостоятельно е создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  творческого и  поискового  характера.  Поиск и  выделение  необходимой  информации.  Структурирован Презентация  по теме,  «лента  времени» Научить  работать с  «лентой  времени» Объяснять  значение  выражения  «первобытные  люди». Использовать  «ленту  времени»36 Мир  древности:  далёкий и  близкий  Знакомство с  Древним  Египтом,  Грецией и  Римом Определять по «ленте времени»  длительность Древнего мира. Находить на карте местоположение  древних государств. Извлекать информацию из учебника,  анализировать иллюстрации, готовить  сообщения и презентовать их в классе. Обобщать сведения о древних  государствах, их культуре, религиях,  выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития  письменности в древности для развития  человечества, сопоставлять алфавиты  древности  37 Средние века:  время рыцарей и замков.  Сопоставлять длительность исторических  периодов Древнего мира и средневековья,  определять по «ленте времени»  длительность средневековья. Находить на карте местоположение  крупных городов, возникших в  средневековье. Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных  городов. Сопоставлять исторические источники по  изучению Древнего мира и средневековья. Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять  их сходство и различия: место и время их  Рассказыват ь о Древнем  Египте,  Древней  Греции,  Древнем  Риме, об их  культуре и  религии. Использоват ь «ленту  времени». Понимать  роль  археологиче ских  находок для изучения  истории  древних  государств. Рассказыват ь о Средних  веках в  истории  Европы, о  возникновен ии городов. Понимать  важность  изобретения книгопечата ния для  человечеств а. Объяснять  значения  ие знаний  Поиск и  выделение  необходимой  информации,  структурирован ие знаний;  представление  полученной  информации;  оценка  результатов  работы.  Сотрудничество с учителем,  другими  взрослыми и  учащимися  Поиск и  выделение  необходимой  информации,  установление  причинно­ следственных  связей,  структурирован ие знаний;  представление  полученной  информации;  оценка  результатов  работы.  Объяснять  значения слов и выражений:  «Древний мир», «иероглифы»,  «пирамиды» Презентация  по теме,  блокнот,  фломастеры,  карандаши. Научить  владеть  основными  понятиями  историческо го времени. Сопоставлять  мировые  религии. Рассказывать  о рыцарях и  замках. Презентация  по теме,  альбомные  листы,  фломастеры,  карандаши. Научить  владеть  исторически ми  событиями.возникновения, особенности храмов  38 Новое время:  встреча  Европы и  Америки  Определять по «ленте времени»  длительность периода Нового времени,  сопоставлять её с длительностью  Древнего мира и средневековья. Сопоставлять жизненную философию  людей в средневековье и в Новое время. Обсуждать методы изучения истории  Древнего мира и Нового времени. Выявлять по фотографиям различия в  архитектуре городов Древнего мира,  средневековья и Нового времени. Обсуждать роль великих географических  открытий в истории человечества. Развивать воображение, реконструируя  историю технических изобретений в  Новое время  Сотрудничество с учителем,  другими  взрослыми и  учащимися  Определение  последовательн ости  промежуточных  целей с учётом  конечного  результата;  составление  плана и  последовательн ости действий. Осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в  устной и  письменной  форме  слов и  выражений:  «Средние  века»,  «христианст во»,  «ислам»,  «буддизм»,  «рыцарь»,  «замок»  Рассказыват ь о Новом  времени в  истории  Европы,  Понимать  значение  развития  предприним ательства. Характеризо вать  научные  открытия и  технические изобретения Нового  времени. Прослежива ть по карте  маршруты  Великих  географичес ких  открытий.   Называть  выдающихся  людей Нового  времени. Работать с  географическо й картой. Презентация  по теме,  слайды  технических  изобретений. Учить  определять  технические изобретения . 39 Новейшее  время:  Находить на «ленте времени» начало  Новейшего времени. Рассказыват ь об  Определение  последовательн Осознанное и  произвольное  Презентация  по теме,  Уметь  называтьпостроение  речевого  высказывания в устной и  письменной  форме  рабочая  тетрадь, тест  по теме. имена  путешествен ников,  работать с  тестом. ости  промежуточных  целей с учётом  конечного  результата;  составление  плана и  последовательн ости действий. Характеризовать значение исследования  Арктики и Антарктики для развития  науки. Рассказывать о развитии  парламентаризма и республиканской  формы правления. Рассказывать о об освоении космоса, об  изобретении ядерного оружия, Первой и  Второй мировой войнах  история  продолжается  сегодня. Ознакомление  с  достижениями в данный  период.  Проверим  себя и оценим  свои  достижения по разделу  «Страницы  всемирной  истории» исследовани ях Арктики  и  Антарктики. Характеризо вать  изменения в  политическо м  устройстве  стран мира. Называть  научные  открытия и  технические изобретения ХХ – ХХI  веков. Называть  выдающихся людей  Новейшего  времени. Понимать,  что ХХ  столетие –  это время  двух самых  кровопроли тных войн                                                                   Раздел «Страницы истории России» (20 часов) 40 Жизнь  древних  славян  Анализировать карту расселения племён  древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних  славян и их занятий с природными  условиями того времени. Характеризовать верования древних  славян. Моделировать древнеславянское жилище  Показывать  на карте  территории  расселения  древних  славян. Рассказыват ь о жизни  Определение  последовательн ости  промежуточных  целей с учётом  конечного  результата;  составление  Осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в устной и  письменной  форме  Презентация  по теме,  историческая карта,  альбомный  лист,  фломастеры,  карандаши. Учить  передавать  свои мысли  в рисунке.41 Во времена  Древней Руси древних  славян  Называть  столицу  Древней  Руси. Понимать  значение  принятия  Русью  христианств а. Прослеживать по карте Древней Руси  путь «из варяг в греки» и расширении  территории государства в IХ – ХI веках. Характеризовать систему  государственной власти в IХ – ХI веках в  Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату  Крещения Руси.  Обсуждать причину введения на Руси  христианства и значение Крещения. Анализировать былину об Илье Муромце  как отражение борьбы Древней Руси с  кочевниками  42 Страна  городов . Анализировать карты Древнего Киева и  Древнего Новгорода, характеризовать их  местоположение, оборонительные  сооружения, занятия горожан, систему  правления, находки берестяных грамот в  Новгороде. Развивать воображение, реконструируя  жизнь древних новгородцев. Обсуждать, почему былина о Садко  могла появиться только в Новгороде. Характеризовать значение летописи об  основании Москвы как исторического  источника  Объяснять  важность  находок  археологами берестяных  грамот. Объяснять  значение  летописи об  основании  Москвы. плана и  последовательн ости действий. Определение  последовательн ости  промежуточных  целей с учётом  конечного  результата;  составление  плана и  последовательн ости действий. Осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в  устной и  письменной  форме  Поиск и  выделение  необходимой  информации,  установление  причинно­ следственных  связей,  структурирован ие знаний;  представление  полученной  информации;  оценка  результатов  Объяснять  значения слов и выражений:  «великий  князь»,  «бояре»,  «дружина»,  «Крещение» Презентация  по теме,  историческая карта,  былина  «Илья  Муромец» Учить  передавать  смысл  прочитанног о,  прослушанн ого. Сопоставлять  жизнь двух  главных  городов  Древней Руси  Презентация  по теме,  историческая карта, схемы  древних  городов. Учить  работать со  схемами.43 Из книжной  сокровищницы Древней Руси  44 Трудные  времена на  Русской земле. Обсуждать роль создания славянской  письменности для распространения  культуры в Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности  на Руси после создания славянской  азбуки. Выявлять роль летописей для изучения  истории России. Характеризовать оформление  рукописных книг как памятников  древнерусского искусства. Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными. Обсуждать роль рукописной книги в  развитии русской культуры  Называть  имена  создателей  славянской  азбуки. Объяснять  значение  слова  «летопись». Объяснять  роль  летописей  для  изучения  истории  России. Прослеживать по карте нашествие Батыя  на Русь. Обсуждать причины поражения Древней  Руси в ходе монгольского нашествия. Описывать по иллюстрациям учебника  вооружение древнерусских и  монгольских воинов. Находить на карте места сражений  Александра Невского со шведскими и  немецкими захватчиками. По иллюстрациям учебника сравнивать  вооружение русских и немецких рыцарей. Выказывать своё отношение к личности  Рассказыват ь о  монгольско м  нашествии. Объяснять  значения  слов и  выражений:  «дань»,  «хан»,  «Золотая  Орда». работы.  Сотрудничество  с учителем,  другими  взрослыми и  учащимися  Извлечение  необходимой  информации из  текстов;  постановка и  формулирование проблемы,  самостоятельное создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  поискового  характера.  Сотрудничество  с учителем,  другими  взрослыми и  учащимися  Определение  последовательн ости  промежуточных  целей с учётом  конечного  результата;  составление  плана и  последовательн ости действий. Осознанное и  произвольное  Объяснять  роль  рукописной  книги в  развитии  русской  культуры  Презентация  по теме,  альбомный  лист,  фломастеры,  карандаши. Учить  оформлять  лист  рукописной  книги. Описывать  вооружение  воинов:  древнерусских, монголо­ татарских,  рыцарей­ крестоносцев. Презентация  по теме,  историческая карта,  рабочая  тетрадь,  фломастеры,  карандаши. Учить  описывать  вооружение  воинов.Александра Невского  45 Русь  расправляет  крылья.  Приводить факты возрождения северо­ восточных земель Руси. Рассказывать о Москве Ивана Калиты. Прослеживать по карте объединение  русских земель вокруг Москвы. Обсуждать, какие личные качества Ивана  Калиты сыграли роль в успехе его  правления  Рассказыват ь об  Александре  Невском. Приводить  факты,  свидетельст вующие о  возрождени и Северо­ Восточной  Руси. Рассказыват ь, чем  известен в  истории  Иван  Калита. 46 Куликовская  битва.  Прослеживать по карте передвижения  русских и ордынских войск. Составлять план рассказа о Куликовской  битве. Отмечать на «ленте времени» дату  Куликовской битвы. Обсуждать, почему была так важна для  Дмитрия Донского поддержка Сергия  Радонежского. Рассказывать о поединках богатырей  Рассказыват ь о  Куликовско й битве по  составленно му плану. Моделирова ть ход  Куликовско й битвы. построение  речевого  высказывания,  аргументация  своего мнения и  позиции в  коммуникации  Поиск и  выделение  необходимой  информации,  установление  причинно­ следственных  связей,  структурирован ие знаний;  представление  полученной  информации;  оценка  результатов  работы   Извлечение  необходимой  информации из  текстов;  постановка и  формулировани е проблемы,  самостоятельно е создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  поискового  Объяснять  значение слова  «монастырь» Учить  описывать  иллюстраци ю. Презентация  по теме,  историческая  карта,  иллюстрация  учебника. Осознавать  роль  Куликовской  битвы в  истории России Презентация  по теме,  историческая  карта,  рабочая  тетрадь,  фломастеры,  карандаши. Учить  описывать  исторически е события.47 Иван  Третий.  Рассказывать об изменении политики в  отношении Золотой Орды. Описывать по иллюстрациям в учебнике  изменения в облике Москвы. Обсуждать значение освобождения от  монгольского ига. Отмечать на «ленте времени» даты  освобождения от монгольского ига,  венчания Ивана Грозного на царство  48 Мастера  печатных дел.  Обсуждать, как повлияло начало  книгопечатания на развитие просвещения  и культуры в России. Сопоставлять современные и  первопечатные учебники по  иллюстрациям. Развивать воображение, «обучая грамоте» учеников ХVII века  Понимать  значение  освобождения  от  монгольского  ига. Презентация  по теме,  историческая  карта,  карточки для  ролевой игры. Учить  описывать  исторически е события. Объяснять  значение слов:  «книгопечатани е»,  «первопечатни ки» Презентация  по теме,  слайды,  блокнот,  карандаши. Познакомит ь с  основными  понятиями. Рассказыват ь о  возникновен ии единого  независимог о  Российского государства  со столицей  в Москве,  об  укреплении  экономики. Рассказыват ь о  первопечатн ике Иване  Фёдорове и  изданиях  первых  русских  учебников. характера. Сотрудничество с учителем,  другими  взрослыми и  учащимися  Постановка и  формулировани е проблемы,  самостоятельно е создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  творческого и  поискового  характера  Постановка и  формулировани е проблемы,  самостоятельно е создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  творческого и  поискового  характера.  Поиск и  выделение  необходимой  информации.  Структурирован ие знаний  49 Патриоты  Обсуждать значение организации  Осознавать  Извлечение  Самостоятельн Презентация  УметьРоссии . народного ополчения и освобождения  Москвы от польской интервенции. Отмечать на «ленте времени» год  освобождения Москвы. Рассказывать об этом событии от имени  участника ополчения  50 Пётр Великий. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I,  которой нет в учебнике. Описывать достопримечательности  Санкт­Петербурга. Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал  называться Великим. Отмечать на «ленте времени» год  основания Санкт­Петербурга, год, когда  Россия стала империей. Находить на карте приобретения города,  основанные Петром I. Выказывать своё отношение к личности  Петра Великого  роль борьбы за  независимос ть в начале  ХVI века в  истории  России. Объяснять  значение  выражения  «народное  ополчение»  Рассказыват ь о  реформах  Петра I на  основе  материала  учебника.   51 Михаил  Васильевич   Ломоносов.  Составлять план рассказа о М.В.  Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В.  Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги  М.В. Ломоносова в развитии науки и  культуры Рассказыват ь о М.В.  Ломоносове. Понимать  заслуги М.В. Ломоносова  в развитии  необходимой  информации из  текстов;  постановка и  формулирование проблемы.  Сотрудничество  с учителем,  другими  взрослыми и  учащимися  Определение  последовательн ости  промежуточных  целей с учётом  конечного  результата;  составление  плана и  последовательн ости действий.  Осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания,  аргументация  своего мнения и  позиции в  коммуникации  Извлечение  необходимой  информации из  текстов;  постановка и  формулировани е проблемы. по теме. называть  имена героев того  времени. ое создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  поискового  характера. Понимать,  почему Пётра I  называют  Великим. Рассказывать  об основании  града Петра Презентация  по теме,  историческая  карта, слайды памятников  истории и  культуры  Санкт­ Петербурга. Учить  называть  памятники  истории и  культуры. Презентация  по теме. Учить  называть   достижения  учёного. Самостоятельн ое создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  поискового52 Екатерина  Великая. Отмечать на «ленте времени» дату  основания Московского университета. Извлекать из Интернета сведения о  современном МГУ им. М.В. Ломоносова  Обсуждать, заслуженно ли Екатерина  Вторая стала называться Великой. Описывать достопримечательности  Петербурга. Сравнивать положение разных слоёв  российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва. Прослеживать по карте рост территории  государства. Рассказывать по учебнику о  Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове. Извлекать из Интернета сведения о  Петербурге, Москве, других городах  России в ХVIII веке  науки и  культуры Понимать, почему Екатерина Вторая стала называться Великой. Рассказыват ь о  знаменитых  военачальни ках Ф.Ф.  Ушакове и  А.В.  Суворове  53 Отечественная война 1812  года.  Отмечать на «ленте времени»  Отечественную войну 1812 года. Обсуждать, почему война 1812 года  называется Отечественной. Обсуждать, почему после Отечественной  войны 1812 года был воздвигнут на  Красной площади памятник Кузьме  Минину и Дмитрию Пожарскому. Извлекать из Интернета сведения о  биографии героев Отечественной войны  1812 года, готовить доклады,  презентовать их в классе  Рассказыват ь о  Бородинско м сражении. Рассказыват ь о М.И.  Кутузове. Понимать,  почему  война 1812  года  называется  Отечественн ой. Рассказыват         Выделение необходимой информации; установление причинно­ следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с   достаточной полнотой и точностью выражать   свои мысли в соответствии   с задачами и условиями коммуникации  Определение  последовательн ости  промежуточных  целей с учётом  конечного  результата;  составление  плана и  последовательн ости действий. Осознанное и  произвольное  построение  речевого  характера Рассказывать  о Екатерине  Второй. теме, Презентация по   слайды великих военачальник ов. Учить называть достижения Екатерины Великой   и военачальни ков. Объяснять  значение  выражения  «Отечественна я война» Презентация  по теме,  иллюстрация  «Бородинская битва» Учить  называть  героев того  времени.54 Страницы  истории XIX  века. 55 Россия  вступает в XX век.  В ходе самостоятельной работы (по  группам) над темами «Декабристы»,  «Освобождение крестьян», «Петербург и  Москва» изучать текст учебника,  готовить сообщения и презентовать их на  уроке. Работать с историческими картами,  находить на карте Транссибирскую  магистраль. Сопоставлять исторические источники. Извлекать из краеведческой литературы  сведения о технических новшествах,  появившихся в XIX веке в регионе  Отмечать на «ленте времени» начало  Первой мировой войны, Февральской и  Октябрьской революций. Составлять план рассказа о событиях  начала XX века и рассказывать о них по  плану. Интервьюировать взрослых членов семьи  о том, какую роль сыграли Октябрьская  революция и Гражданская война в судьбе  семьи. Развивать воображение, составляя от  лица журналиста начала XX века  интервью с учёным, каким он видит  наступивший век  ь о Кузьме  Минине и  Дмитрии  Пожарском. Называть  технические новшества,  которые  изменили  жизнь  людей. Понимать  значение  освобожден ия крестьян  от  крепостной  зависимости . Объяснять  значение  выражения  «Гражданск ая война». Рассказыват ь о  Первой  мировой  войне,  Февральско й и  Октябрьско й  революциях  высказывания,  аргументация  своего мнения и  позиции в  коммуникации  Определение  последовательн ости  промежуточных  целей с учётом  конечного  результата;  составление  плана и  последовательн ости действий. Сотрудничество с учителем,  другими  взрослыми и  учащимися  Постановка  учебной задачи  на основе  соотнесения  того, что уже  известно и  усвоено  учащимися, и  того, что ещё  неизвестно.  Поиск и  выделение  необходимой  информации,  структурирован ие знаний.  Сотрудничество с учителем,  Рассказывать  о Петербурге и  Москве после  1861 года. Презентация  по теме,  сообщения  обучающихся. Уметь  работать в  группе. Представление  полученной  информации;  оценка  результатов  работы. Презентация  «Гражданская война»,  карточки для  ролевой игры. Учить  выступать в  роли  журналиста.56 Страницы  истории 1920  – 1930­х  годов. 57 Великая война и великая  Победа . Знакомиться по карте СССР с  административно­территориальным  устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР по  иллюстрациям, знакомиться с  символикой герба СССР. Сравнивать тексты гимнов  дореволюционной России, СССР и  Российской Федерации. Знакомиться по фотографиям в  Интернете с обликом довоенных станций  метро. Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану. Обсуждать, в чём значение Победы в  Великой Отечественной войне для нашей  страны и всего мира. Прослушивать в записи песню «Вставай,  страна огромная» и другие песни времён  войны. Делиться впечатлениями от фотографий  военных лет и от картин на тему войны и  Парада Победы  Рассказыват ь о переходе предприяти й в  собственнос ть  государства, о борьбе с  неграмотнос тью, об  изменениях  в жизни  города и  деревни  Понимать в  чём  значение  Победы в  Великой  Отечественн ой войне  для нашей  страны и  всего мира. Объяснять  значение  выражения  «Великая  Отечественн ая война»  58 Великая война и великая  Победа . Выяснять в краеведческом музее, какой  вклад внёс город (село) в Победу. Интервьюировать старших членов семьи  Понимать в  чём  значение  родителями и  учащимися  Определение  последовательн ости  промежуточных  целей с учётом  конечного  результата;  составление  плана и  последовательн ости действий. Сотрудничество с учителем,  другими  взрослыми и  учащимися  Постановка и  формулировани е проблемы,  самостоятельно е создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  поискового  характера;  анализ объектов с целью  выделения  признаков  (существенных,  несущественных )  Анализ  объектов с  целью  Рассказывать  об образовании  СССР. Учить  работать с  картой. Презентация  по теме,  историческая  карта, карта  СССР. Рассказывать  о ходе Великой Отечественной  войны. Презентация  по теме,  сообщения  обучающихся. Учить  представлят ь и  защищать  свою  работу. Рассказывать  о ходе Великой Отечественной  Презентация  по теме,  сообщения  Учить  представлят ь ивойны. обучающихся. защищать  свою  работу. Называть  события,  которые  произошли в  нашей стране в  1991 году  Презентация  по теме,  карточки для  ролевой игры, тест по  разделу. Учить  выступать в  роли  историка,  работать с  тестом. Знакомство с  героями ВОВ. об их участии в войне, как они встретили  День Победы в 1945 году  Страна,  открывшая  путь в космос. Проверим  себя и оценим  свои  достижения по разделу  «Страницы  истории  России». Извлекать из дополнительной  литературы, Интернета информацию об  освоении космоса. Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля  1961 года. Прослушивать в записи песни,  посвящённые полёту Юрия Гагарина. Знакомиться с репродукциями картин  космонавта А.Леонова на космическую  тему. Интервьюировать старших членов своей  семьи о послевоенной истории страны и  их участии в развитии страны, о  проблемах страны и семьи, отбирать в  семейном архиве необходимые  фотографии, готовить сообщение и  презентовать его в классе  выделения  признаков  (существенных,  несущественных ); установление  причинно­ следственных  связей,  представление  цепочек  объектов и  явлений  Выделение  необходимой  информации;  установление  причинно­ следственных  связей,  представление  цепочек  объектов и  явлений; умение с достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  задачами и  условиями  коммуникации  Победы в  Великой  Отечественн ой войне  для нашей  страны и  всего мира  Рассказыват ь о  достижения х нашей  страны в  освоении  космоса, о  полёте в  космос  Юрия  Гагарина. Рассказыват ь о крупных  стройках  послевоенно го времени в СССР. Называть  экологическ ие проблемы того  времени. Основной  закон России и права                                                               Раздел «Современная Россия» (9 часов) Постановка и  формулировани е проблемы,  Находить на политико­административной  карте РФ края, области, республики,  автономные округа, автономные области,  Рассказыват ь о  федерально Извлечение  необходимой  информации из  Презентация  по теме,  конституция,  Учить  называть  законы о  59 60человека.  города федерального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции  права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека  соотносятся с правами других людей. Готовить проекты «Декларации прав»  (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе  61 Мы –  граждане  России . Различать прерогативы Президента,  Федерального Собрания и Правительства. Следить за государственными делами по  программам новостей ТВ и печатным  средствам массовой информации. Моделировать деятельность депутата  (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры)  текстов карта  Российской  Федерации. правах  ребёнка. Презентация  по теме,  конституция. Познакомит ь с  основными  понятиями. Строить  рассуждения в  форме связи  простых  суждений об  объекте, его  строении,  свойствах и  связях. м  устройстве  России. Понимать,  что такое  Конституци я, о чём  говорится  во Всеобщей Декларации  прав  человека. Объяснять  значение  слов:  «федерация »,  «конституци я»,  «конвенция» Называть  права и  обязанности гражданина. Различать  права и  обязанности гражданина, устанавлива ть их  взаимосвязь  самостоятельно е создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  поискового  характера. Сотрудничество с учителем,  другими  взрослыми и  учащимися  Извлечение  необходимой  информации из  текстов;  постановка и  формулировани е проблемы,  самостоятельно е создание  алгоритмов  деятельности  при решении  проблем  поискового  характера. 62 Славные  символы  Знакомиться с особенностями герба  Российской Федерации, его историей,  Объяснять  значение  Постановка  учебной задачи  Понимать, что такое «символ» Презентация  по теме,  Учить  называтьРоссии.  символов  России в  жизни  государства  и общества  символикой, отличать герб России от  гербов других государств. Знакомиться с Государственным флагом  России. Его историей, с Красным  знаменем Победы. Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей  гимна России, отличать гимн Российской  Федерации от гимнов других государств. Обсуждать, зачем государству нужны  символы. Моделировать символы своего класса,  семьи  63 Такие разные  праздники . Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина. Выяснять, используя краеведческую  литературу, какие праздники отмечаются  в крае. Рассказывать о своих любимых  праздниках. Работать со взрослыми: составлять  календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей  Различать  праздники  государстве нные,  профессион альные,  церковные,  народные,  семейные. на основе  соотнесения  того, что уже  известно и  усвоено  учащимися, и  того, что ещё  неизвестно.  Поиск и  выделение  необходимой  информации,  структурирован ие знаний;  представление  полученной  информации;  оценка  результатов  работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися  Самостоятельно е выделение и  формулировани е  познавательной  цели;  структурирован ие знаний;  осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в  устной и  письменной  форме и называть  символы  России. символика  РФ. государстве нные  символы РФ. Приводить  примеры  праздников  Презентация  по теме,  календарь. Учить  называть  праздники и  находить их  в календаре.64 Путешествие  по России (по Дальнему  Востоку, на  просторах  Сибири, по  Уралу, по  северу  европейской  России).  Рассказыват ь об  обычаях и  традициях  народов  России. Рассказыват ь о городах  России  Знакомиться по материалам учебника и  дополнительной литературе с регионами,  городами, народами России. Совершать виртуальные экскурсии по  Дальнему Востоку, по просторам Сибири, по Уралу, по северу европейской России  с  помощью Интернета, посещать музеи,  осматривать памятники истории и  культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о  разных уголках России, демонстрировать  фотографии, сувениры. Пользуясь информацией из различных  источников, готовить сообщения  (сочинения) о регионах, городах, народах  России, знаменитых соотечественниках  65 Путешествие  по России (по Волге, по  югу России) . Проверим  себя и оценим  свои  достижения.  Совершать виртуальные экскурсии по  Волге, по югу России с помощью  Интернета, посещать музеи, осматривать  памятники истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о  разных уголках России, демонстрировать  фотографии, сувениры. Анализировать и сравнивать гербы городов  России, выяснять их символику. Пользуясь информацией из различных  источников, готовить сообщения  (сочинения) о регионах, городах, народах  России, знаменитых соотечественниках  Называть  народы  России. Рассказыват ь об  обычаях и  традициях  народов  России. Рассказыват ь о городах  России  Называть  народы России. Структурирова ние знаний;  представление  полученной  информации; Постановка  учебной задачи  на основе  соотнесения  того, что уже  известно и  усвоено  учащимися, и  того, что ещё  неизвестно.  Поиск и  выделение  необходимой  информации,  структурирован ие знаний;  представление  полученной  информации;  оценка  результатов  работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися  Постановка  учебной задачи  на основе  соотнесения  того, что уже  известно и  усвоено  учащимися, и  того, что ещё  неизвестно.  Поиск и  выделение  необходимой  информации,66 Итоговая  комплексная  работа. Выполнять задания итоговой  комплексной работы. Находить  правильный  вариант  ответа.  67 68 Проверять свои знания, уметь исправлять ошибки. Анализ  ошибок,  допущенных в  итоговой  работе. Адекватно  оценивать и  анализирова ть свои  знания/незна ния  Презентация  проектов  Представлени е результатов  проектной  деятельности. Извлекать информацию из  дополнительных источников и Интернета. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи,  других взрослых. Выступать с подготовленными  Представля ть  результаты  проектной  деятельност и.  Формироват оценка  результатов  работы.  Сотрудничество с учителем и  учащимися  Поиск и  выделение  необходимой  информации,  структурирован ие знаний;  представление  полученной  информации;  оценка  результатов  работы.  Сотрудничество с учителем. Оценка —  выделение и  осознание  обучающимся  того, что уже  усвоено и что  ещё нужно  усвоить,  осознание  качества и  уровня  усвоения.  Моделирование  —  преобразование  объекта из  чувственной  формы в  модель, где  Проверка   результатов   своей работы  Бланки  комплексной  работы Уметь  выполнять  работу. Оценка  результатов  работы Бланки  комплексной  работы. Учить  находить и  исправлять  свои  ошибки. Умение с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  Проекты  обучающихся, выставка  работ. Учить  представлят ь свою  работу и  защищать её.сообщениями, иллюстрировать их  наглядными материалами.  Обсуждать выступления учащихся.  Оценивать свои достижения и  достижения других учащихся  ь  адекватную  оценку  своих  достижений  задачами и  условиями  коммуникации   выделены  существенные  характеристики  объекта  (пространственн о­графическая  или знаково­ символическая)