Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 9 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС, утвержденные приказом МО и науки РФ от 31.01.2012 №69, на основе Примерной программы основного общего образования по математике (базовый уровень), соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Алгебра. Программы для общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы/ сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: «Просвещение», 2014.
2. Алгебра. 9 класс: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ [Ю.М. Колягин, М.В Ткачёва, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин.]. - М.: Просвещение, 2015.
3. Рабочая тетрадь для 9 класса (авторы Ю.М. Колягин, М.В Ткачёва, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин.)
По базисному учебному плану – 3 часа в неделю, 102 часа в год. В течение учебного года предусмотрены входная и итоговая контрольные работы.
Бюджетное общеобразовательное учреждение
Полтавского муниципального района Омской области
«Соловьевская средняя школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор БОУ «Соловьевская СШ»
Протокол № 1 от ___________ Дрейхель С.В. ___________ Радионова Л.Ю.
«29» августа 2017г. «30» августа 2017г. от «31» августа 2017г.
Руководитель МО
_________ Какорина М.В.
Рабочая программа
2017 – 2018 учебный год
по алгебре
9 класс
На курс отводится 102 часов, по 3 часа в неделю.
Составитель: учитель математики Валькова Екатерина Сергеевна,2017г.Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 9 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС, утвержденные приказом МО и науки РФ от
31.01.2012 №69, на основе Примерной программы основного общего образования по математике (базовый уровень), соответствующей
федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, и ориентирована на использование учебно
методического комплекта:
1. Алгебра. Программы для общеобразовательных учреждений. Алгебра. 79 классы/ сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: «Просвещение», 2014.
2. Алгебра. 9 класс: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ [Ю.М. Колягин, М.В Ткачёва, Н.Е. Федорова, М.И.
Шабунин.]. М.: Просвещение, 2015.
3. Рабочая тетрадь для 9 класса (авторы Ю.М. Колягин, М.В Ткачёва, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин.)
По базисному учебному плану – 3 часа в неделю, 102 часа в год. В течение учебного года предусмотрены входная и итоговая контрольные
работы.
Общая характеристика учебного предмета
В ходе освоения курса, учащиеся получают возможность:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных,
письменных, интеллектуальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формальнооперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению
математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функциональнографические представления для описания и
анализа реальных зависимостей;
развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить
примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказательства;сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных
процессов и явлений.
Цели:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных
дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе,
свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления,
элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования
явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном
развитии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания алгебры, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать
внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики
(словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации
и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая
учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно
пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией; закрепление в процессе практикумов, тренингов и
итоговых собеседований; будут использоваться урокисоревнования, уроки консультации, зачеты.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуальногрупповые;
фронтальные;
практикумы.
Изучение алгебры в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
в личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития
цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования
явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной
форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной
формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей
между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций; интерпретации
графиков реальных зависимостей между величинами;
решать следующие жизненнопрактические задачи:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.Формы контроля.
Основными видами классных и домашних письменных работ, обучающихся являются обучающие работы.
По алгебре в 9 классе проводятся текущие и итоговая письменные контрольные работы, самостоятельные работы, контроль знаний в форме
теста. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения, изучаемого и проверяемого программного материала. На контрольные
работы отводится 1 час. Итоговая контрольная работа проводится в конце учебного года.
Самостоятельные работы и тестирование рассчитаны на часть урока (1525 мин), в зависимости от цели проведения контроля.
№
Содержание материала
Повторение курса алгебры 8 класса
1
Степень с рациональным показателем
2
Степенная функция
3
Прогрессии
4
Случайные события
5
6
Случайные величины
7 Множества. Логика
8
Повторение курса алгебры
Итого
1.Повторение курса алгебры 8 класса (5 часов)
Учебнотематический план
Количество часов
Кол – во
контрольных
работ
5
13
15
15
14
12
16
12
102
1
1
1
1
1
1
1
7
Содержание обучения в 9 классе
Решение квадратных уравнений и неравенств. Метод интервалов. Действия с квадратными корнями. Построение графиков кв. функций
2. Степень с рациональным показателем (13 часов).
Степень с целым показателем и ее свойства. Возведение числового неравенства в степень с натуральным показателем.Основная цель — сформировать понятие степени с целым показателем; выработать умение выполнять преобразования простейших
выражений, содержащих степень с целым показателем; ввести понятия корня пй степени и степени с рациональным показателем.
Детальное изучение степени с натуральным показателем в 7 классе создает базу для введения понятия степени с целым показателем. Однако в
начале темы необходимо целенаправленное повторение свойств степени с натуральным показателем и выполнение преобразований
алгебраических выражений, содержащих степени с натуральными показателями. Такое повторение служит пропедевтикой к изучению степени
с целым показателем и ее свойств, чему в данной теме уделяется основное внимание.
Формируется понятие степени с целым отрицательным и нулевым показателями. Повторяется определение стандартного вида числа.
Доказывается свойство возведения в степень с целым отрицательным показателем произведения двух множителей. Учащиеся овладевают
умениями находить значение степени с целым показателем при конкретных значениях основания и показателя степени и применять свойства
степени для вычисления значений числовых выражений и выполнения простейших преобразований.
Учащиеся знакомятся с возведением в натуральную степень неравенств, у которых левые и правые части положительны. В дальнейшем эти
знания будут применяться при изучении возрастания и убывания функций у = х2, у = х3.
В данной теме вводятся понятие арифметического корня натуральной степени и понятие степени с рациональным показателем.
Необходимость их введения обосновывается на конкретных примерах. Формирование умения применять свойства степени с рациональным
показателем не предусматривается.
3. Степенная функция (15 часов)
Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Четность и нечетность функции. Функция у = k/x
Основная цель — выработать умение исследовать по заданному графику функции у = х2, у = х3, у=1/x, y=x1/2, y=k/x, y=ax2+bx+c.
При изучении материала данной главы углубляются и существенно расширяются функциональные представления учащихся.
На примерах функций у = х3, у = х1/2, у = 1/х рассматриваются основные свойства степенной функции, которые после изучения степени с
действительным показателем лягут в основу формирования представлений о степенной функции с любым действительным показателем. Здесь
же важно не только изучить свойства и графики конкретных функций, но и показать прикладной аспект их применения.
Учащимся предстоит овладеть такими понятиями, как область определения, четность и нечетность функции, возрастание и убывание функции
на промежутке.Понятия возрастания и убывания функции, учащиеся встречали в курсе алгебры 8 класса, но лишь при изучении данной темы формируются
определения этих понятий, а, следовательно, появляется возможность аналитически доказать возрастание или убывание конкретной функции
на промежутке. (Однако проведение подобных доказательств не входит в число обязательных умений.) Учащиеся должны научиться находить
промежутки возрастания функции с помощью графика рассматриваемой функции.
При изучении темы примеры функций с дробным показателем не рассматриваются, так как понятие степени с рациональным показателем в
данном курсе не вводится.
При изучении каждой конкретной функции (включая и функции у = kx + b, y=ax2+bx+c.) предполагается, что учащиеся смогут изобразить
эскиз графика рассматриваемой функции и по графику перечислить ее свойства.
С помощью функции у = k/x уточняется понятие обратной пропорциональности, о котором лишь упоминалось в курсе алгебры 8 класса.
При изучении данной темы особое внимание уделяется свойствам функций и отображению этих свойств на графиках. Одновременно
формируются начальные умения выполнять простейшие преобразования графиков функций.
5.Прогрессии (15 часов)
Числовая последовательность. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы nго члена и суммы л первых членов арифметической
и геометрической прогрессий.
Основная цель — познакомить учащихся с понятиями арифметической и геометрической прогрессий.
Учащиеся знакомятся с понятием числовой последовательности, учатся по заданной формуле nго члена при рекуррентном способе задания
последовательности находить члены последовательности.
Знакомство с арифметической и геометрической прогрессиями как числовыми последовательностями особых видов происходит на
конкретных практических примерах.
Формулы nго члена и суммы n первых членов обеих прогрессий выводятся учителем, однако требовать от учащихся выводить эти формулы
необязательно.
Упражнения не должны предполагать использование в своем решении формул, не приведенных в учебнике. Основное внимание уделяется
решению практических и прикладных задач.6. Случайные события (14 часов)
События невозможные, достоверные, случайные. Совместные несовместные события. Равновозможные события. Классическое определение
вероятности события. Представление о геометрической вероятности. Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики.
Противоположные события и их вероятности. Относительная частота и закон больших чисел. Тактика игр, справедливые и несправедливые
игры.
Основная цель — познакомить учащихся с различными видами событий, с понятием вероятности события и с различными подходами к
определению этого понятия; сформировать умения нахождения вероятности события, когда число равновозможных исходов испытания
очевидно; обучить нахождению вероятности I события после проведения серии однотипных испытаний.
Классическое определение вероятности события вводится и применяется в ходе моделирования опытов (испытаний) с равно возможными
исходами: бросание монет, игральных кубиков, изъятие карт из колоды, костей домино из набора и т. п. Статистическое определение
вероятности вводится после рассмотрения опытов, в которых равновозможность исходов не очевидна.
Приводится теорема о сумме вероятностей противоположных событий. Рассматриваются задачи на нахождение вероятности искомого
события через нахождение вероятности противоположного события.
Прикладной аспект вероятностных знаний иллюстрируется, в частности, при выявлении справедливых и несправедливых игр, при
планировании участия в лотереях и т. п.
7. Случайные величины (12 часов).
Таблицы распределения значений случайной величины. Наглядное представление распределения случайной величины: полигон частот,
диаграммы круговые, линейные, столбчатые, гистограмма. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативная выборка. Характеристики
выборки: размах, мода, медиана, среднее. Представление о законе нормального распределения.
Основная цель — сформировать представления о закономерностях в массовых случайных явлениях; выработать умение сбора и наглядного
представления статистических данных; обучить нахождению центральных тенденций выборки.
После знакомства с различными видами случайных величин приводятся примеры составления таблиц распределения этих величин по
вероятностям, частотам, относительным частотам. На основании таблиц распределения строятся полигоны частот и диаграммы.Формируется представление о генеральной совокупности, о произвольной и репрезентативной выборках. На учебных выборках, имеющих
небольшой размах, формируется умение находить моду, медиану и среднее значение; умение определять — какую выборку имеет смысл
характеризовать одной из центральных тенденций.
Рассматриваются дискретные и непрерывные случайные величины, демонстрируется наглядная интерпретация распределения значений
непрерывной случайной величины с помощью гистограммы. Приводятся характеристики выборки — отклонение от среднего, дисперсия,
среднее квадратичное отклонение. Формулируется правило трех сигм.
8. Множество и логика (16 часов)
Подмножества. Множество. Элементы множества, характеристическое свойство. Круги Эйлера. Разность множеств, дополнение до
множества, числовые множества, пересечение и объединение множеств, совокупность. Высказывания. Отрицание высказывания, предложение
с переменной, множество истинности, равносильные множества, символы общности и существования, прямая и обратная теорема,
необходимые и достаточные условия взаимно противоположные теоремы. Расстояния между двумя точками, формула расстояния, уравнение
фигуры, уравнение окружности. Уравнение и график прямой, угловой коэффициент прямой, взаимное расположение прямых. Фигура,
заданная уравнением или системой уравнений с двумя неизвестным. Фигура, заданная неравенством или системой неравенств с двумя
неизвестными.
Основная цель – формирование представлений о подмножестве, множестве, элементах множества, о характеристическом свойстве, о кругах
Эйлера, о разности множеств, о дополнении до множества, о числовые множества, пересечении и объединении множеств, совокупности.
9. Повторение (12 часов).
Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов.
В результате изучения курса алгебры 9го класса учащиеся:
Должны знать:
алгоритм деления многочленов, решения алгебраических уравнений и систем уравнений;
понятие степени с целым показателем;
алгоритм исследования функции по заданному графику;
понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса произвольного угла;
понятия арифметической и геометрической прогрессий;
различные виды событий, вероятность события;
о закономерностях в массовых случайных явлениях;
понятие множества и его элементов, подмножеств;
понятие высказывания, прямой и обратной теорем;
алгоритм нахождения расстояния между двумя точками, уравнения окружности, уравнения прямой;
Должны уметь (на продуктивном и творческом уровнях освоения):
выполнять деление многочленов
уметь решать алгебраические уравнения, системы уравнений;
находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак;
понимать содержательный смысл важнейших свойств функции; по графику функции отвечать на вопросы, касающиеся её свойств;
бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами; вычислять значения числовых выражений,
содержащих степени и корни;
решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными; решать текстовые задачи с помощью
составления таких систем;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких
первых членов;
вычислять значения тригонометрических функций по известному значению одной из них; выполнять несложные преобразования
тригонометрических выражений;
находить вероятность события, когда число равновозможных исходов испытания очевидно;
находить вероятность события после проведения серии однотипных испытаний;
выполнять сбор и наглядное представление статистических данных;
находить центральные тенденции выборки;
находить разность множеств, дополнение до множества, пересечение и объединение множеств;
записывать уравнение окружности, уравнение прямой по заданным данным;
с помощью графической иллюстрации определять фигуру, заданную системой уравнений или неравенством;КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема урока
Кол –
во часов
Дата проведения
План
Факт
Примечание
Повторение курса алгебры 8 класса 5 часов
Квадратные корни. Квадратные уравнения.
Неравенства с одной переменной.
Квадратные неравенства.
Квадратичная функция, её свойства и график.
Приближенные вычисления
Степень с рациональным показателем 13 часов
Степень с целым показателем.
Степень с целым показателем
Степень с целым показателем.
Арифметический корень натуральной степени.
Свойства арифметического корня.
Свойства арифметического корня.
Степень с рациональным показателем.
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
№
урока
1/1
2/2
3/3
4/4
5/5
6/1
7/2
8/3
9/4
10/5
11/6
12/7
13/8
14/9Степень с рациональным показателем.
Возведение в степень числового неравенства
Решение задач по теме «Степень с рациональным показателем»
15/10
16/11
17/12
18/13 Контрольная работа №1 по теме «Степень с рациональным
показателем»
Степенная функция 15 часов
19/1
20/2
21/3
22/4
23/5
24/6
25/7
26/8
Анализ контрольной работы. Область определения функции
Область определения функции
Область определения функции
Возрастание и убывание функции
Возрастание и убывание функции
Чётность и нечётность функции
Чётность и нечётность функции
Функция y =
Функция y = k/x
Функция y = k/x
Неравенства и уравнения, содержащие степень
Неравенства и уравнения, содержащие степень
Неравенства и уравнения, содержащие степень
Решение задач по теме «Степенная функция»
27/9
28/10
29/11
30/12
31/13
32/14
33/15 Контрольная работа №2 по теме «Степенная функция»
Прогрессии 15 часов
34/1
35/2
36/3
37/4
Анализ контрольной работы. Числовая последовательность
Арифметическая прогрессия
Арифметическая прогрессия
Сумма n первых членов арифметической прогрессии
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
138/5
39/6
40/7
41/8
42/9
43/10
44/11
Сумма n первых членов арифметической прогрессии
Сумма n первых членов арифметической прогрессии
Геометрическая прогрессия
Геометрическая прогрессия
Геометрическая прогрессия
Сумма n первых членов геометрической прогрессии
Сумма n первых членов геометрической прогрессии
Сумма n первых членов геометрической прогрессии
Решение задач по теме «Прогрессии»
45/12
46/13
47/14
48/15 Контрольная работа №3 по теме «Прогрессии»
Случайные события 14 часов
Анализ контрольной работы. События
Вероятность события
Вероятность события
Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики
Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики
49/1
50/2
51/3
52/4
53/5
54/6
55/7
56/8
57/9
58/10
59/11
60/12
61/13
62/14 Контрольная работа №4 по теме «Случайные события»
Геометрическая вероятность
Геометрическая вероятность
Относительная частота и закон больших чисел
Решение задач по теме «Случайные события»
63/1
Анализ контрольной работы. Таблицы распределения
Случайные величины 12 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
2
1
1
2
2
1
1Таблицы распределения
Таблицы распределения
Полигоны частот
Полигоны частот
Генеральная совокупность и выборка
Генеральная совокупность и выборка
Размах и центральная тенденция
Размах и центральная тенденция
Размах и центральная тенденция
Решение задач по теме «Случайные величины»
64/2
65/3
66/4
67/5
68/6
69/7
70/8
71/9
72/10
73/11
74/12 Контрольная работа №5 по теме «Случайные величины»
Множества. Логика 16 часов
Анализ контрольной работы. Множества
Уравнение окружности
Уравнение окружности
75/1
76/2
77/3
78/4
79/5
80/6
81/7
82/8
83/9
84/10 Множества точек на координатной плоскости
85/11
Множества точек на координатной плоскости
86/12
87/13
88/14
89/15
90/16 Контрольная работа №6 по теме «Множества. Логика»
Решение задач по теме «Множества. Логика»
Высказывания. Теоремы
Уравнение прямой
Уравнение прямой
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
2
3
191/1
Анализ контрольной работы. Выражения и их преобразования
Повторение курса алгебры 12 часов
92/2
Выражения и их преобразования
93/3
Уравнения и системы уравнений
94/4
Уравнения и системы уравнений
95/5
Неравенства и системы неравенств
96/6
Неравенства и системы неравенств
97/7
Текстовые задачи
98/8
Текстовые задачи
99/9
Функции и графики
100/10 Арифметическая и геометрическая прогрессии.
101/11
102/12
Итоговая контрольная работа
Анализ итоговой контрольной работы. Заключительный урок
1
1