Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год
Оценка 4.7

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
11.09.2019
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год
Курс «Биология. 5 класс» начинает систематическое изучение дисциплины «Биология» в общем образовании. Авторская линия, реализующая курс, представлена учебником «Биология. 5 класс» (авторы В. И. Сивоглазов, А. А. Плешаков). Учебник включает три раздела: «Введение», «Строение организма», «Многообразие живых организмов». Рабочая программа, согласно учебному плану рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
5 класс Сивоглазов.docx
Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основании следующих нормативно­правовых документов: ­ Федеральный Закон от 29.12.2012г № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ­   Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   17   декабря   2010   года   №1897   «Об   утверждении   федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями). ­ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин   2.4.2.2821­10   «Санитарно­   эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в   общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями). ­ Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 №08­1786 «О рабочих программах учебных предметов». ­   Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   №   253   от   31   марта   2014   года   «Об   утверждении   федерального   перечня   учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями). ­ Примерные программы общеобразовательных учреждений по биологии М., Просвещение, 2019 год. Серия «Стандарты второго поколения». Предметная линия учебников В. И. Сивоглазова. 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций Рабочая программа, согласно учебному плану рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Курс  «Биология.   5   класс»   начинает   систематическое   изучение   дисциплины   «Биология»   в   общем   образовании. Основой   для   его   изучения   является   интегрированный   курс   «Окружающий   мир»,   который   учащиеся   проходят   в начальной   школе.   В  ходе  изучения   предмета   они   познакомились   с   основными   компонентами   природы,   её разнообразием, с природой родного края, страны и подготовлены к более детальному изучению мира живой природы. Курс биологии в 5 классе предполагает изучение многообразия природы, а также научных методов и путей познания её человеком. Данный курс реализует следующие цели: — систематизация знаний, полученных в ходе  изучения предмета«Окружающий мир» в 1—4 классах; — углубление знаний о живой природе; — расширение познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; — формирование первичных умений, связанных с выполнением  лабораторных и практических работ; — воспитание   ответственного   и   бережного   отношения   к   окружающей   природе,   формирование   экологического мышления. Авторская линия, реализующая курс, представлена учебником «Биология. 5  класс» (авторы В. И. Сивоглазов, А. А. Плешаков). Учебник включает три раздела: «Введение»,  «Строение  организма»,  «Многообразие живых  организмов». Раздел   «Введение»   содержит   сведения   о   науках,   изучающих   природу,   методах   научного   познания,   лабораторных инструментах     и     приборах.    Также  даются   элементарные   сведения   об   основных   царствах   живой     при­   роды   и   их представителях, экологических факторах и  среде  обитания  живых организмов, показано значение биологических знаний для современного  человека. Материал раздела «Строение организма» даёт представление об особенностях строения растительного и животного организма, способствует формированию целостного взгляда на мир. Содержание раздела «Многообразие живых организмов» даёт учащимся представление о возникновении и развитии жизни на Земле, её многообразии, предлагает изучение царств Бактерии, Грибы и Растения. Учащиеся получают системные знания об особенностях строения и жизнедеятельности типичных представителей этих   царств,   их   среде   обитания,   значении   в   природе,   жизни   человека.   Усвоение   материала   раздела   способствует формированию целостного взгляда на мир, ответственного отношения к окружающей среде и её обитателям. Изучение  предмета   по   учебнику   «Биология.   5 класс»   (авторы   В. И. Сивоглазов, А. А. Плешаков) на базовом уровне  рассчитано  на1 час преподавания в неделю, но возможно и расширенное изучение предлагаемого материала. В основе   данного   курса   лежит   деятельностный   подход,   он   предполагает   проведение   наблюдений,   демонстраций, лабораторных работ, экскурсий. В учебнике представлено больше лабораторных работ, чем указано в программе. Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи: ­ систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий  мир.1­4 классы»; ­ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; ­ формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ; ­ воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления. В основу данного курса положен системно ­ деятельностный подход.  Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.  Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно­ориентированные, проектные и групповые  педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в  регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите  и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды. Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе: Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:  Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.  Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.  Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.  Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения  окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД). Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства  достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;  строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации.  Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее  достоверность.  Коммуникативные УУД:Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,  договариваться друг с другом и т.д.). Учебно – тематический план Наименование разделов Количество часов Лаб.р. № 1. 2. Введение  Строение организма  3. Многообразие живых организмов 7 11 16 1 6                    7 Тематический план на 2019/2020 учебный год Предмет «Биология» Класс  5 Тема №  п/п Тип  урока Основные  вопросы  содержания Планируемые результаты обучения Предметные Метапредметные Личностные Ресурсы  педагога Д/з Дата  проведения план факт 2 1 Введение  (7 ч) 1 Биология  — наука о  живой  природе 3 4 5.1 5.2 5.3 6 7 8 9 Урок  обще­ методо логичес кой  направ­ ленност и Биология —  наука о живой  природе. Из  истории  биологии.  Развитие  биологических  знаний. Система  биологических  Выявлять взаимосвязь  человека и других  живых организмов,  оценивать её значение. Приводить примеры  знакомых культурных  растений и домашних  животных. Характеризовать  Регулятивные­ самостоятельно  обнаруживать и формулировать  учебную проблему, определять  цель учебной деятельности,  выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения  проблемы, осознавать конечный  результат, выбирать из  предложенных и искать  Осознавать  единство и  целостность  окружающего  мира,  возможности  его  познаваемост и и  Мультим едийный  комплекс §1  задание  на с.10 наук. Значение  биологии в  жизни человека особенности и значение  науки биологии. Анализировать задачи,  стоящие перед учёными­ биологами. 2 Методы  изучения  биологии Различать  и  характеризовать методы изучения живой  природы.  Осваивать способы  оформления результатов исследования Урок  обще­ методо логичес кой  направ­ ленност и Методы  исследования:  наблюдение,  эксперимент,  измерение.  Приборы и  инструменты.  Биологические  приборы и  инструменты, их использование.  Этапы научного  исследования.  Правила работы  в лаборатории самостоятельно средства  достижения цели. Познавательные­  анализировать, сравнивать,  классифицировать и обобщать  факты и явления. Выявлять  причины и следствия простых  явлений. Коммуникативные­умение  выражать свою точку зрения по  данной проблеме,  самостоятельно организовывать  учебное взаимодействие в  группе (определять общие цели, распределять роли,  договариваться друг с другом и  т.д.). Регулятивные­ самостоятельно  обнаруживать и формулировать  учебную проблему, определять  цель учебной деятельности,  выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения  проблемы, осознавать конечный  результат, выбирать из  предложенных и искать  самостоятельно средства  достижения цели. Познавательные­ умение  работать с разными  источниками биологической  информации.  объяснимости на основе  достижений  науки. Постепенно  выстраивать  собственное  целостное  мировоззрени е. Осознавать  потребность и готовность к  самообразова нию, в том  числе и в  рамках  самостоятель ной  деятельности  вне школы.  Мотивация  обучения. Осознавать  единство и  целостность  окружающего  мира,  возможности  его  познаваемост и и  объяснимости на основе  достижений  науки. Постепенно  выстраивать  Мультим едийный  комплекс §2    стр.12­ 13 зад. Коммуникативные­  самостоятельно организовывать  учебное взаимодействие в  группе (определять общие цели, распределять роли,  договариваться друг с другом и  т.д.). Регулятивные­определение  последовательности действий  для получения конечного  результата. Коммуникативные­постановка  проблемных вопросов и их  решение.  Познавательные ­поиск и  выделение информации,  установление причинно­ следственных связей по данной проблеме,  моделирование  с помощью  систематических единиц. 3 Разнообрази е живой  природы.  Царства жи­  вой природы Классификаци я  живых   организмов.  Роль К.  Линнея в  создании   систематики  живых  организмов.  Систематика  — раздел  биологии. Вид  — единица  классификаци и. Царства  живой  природы.  Вирусы  —  неклеточная  форма  жизни Объяснять сущность  термина  «классификация». Определять предмет  науки систематики. Различать основные  таксоны классификации  – «царство»  и «вид». Характеризовать вид  как наименьшую  единицу классификации. Устанавливать связь  между царствами живой  природы  на схеме,  приведённой в учебнике. Выделять  отличительные  особенности строения  и жизнедеятельности  вирусов. 4 Среда  обитания.  Экологическ ие факторы Среды обитания: водная, наземно­ воздушная,  почвенная,  организменная.  Экологические  Характеризовать  особенности условий  сред жизни на Земле.  Характеризовать  организмов­паразитов,  изображённых на  Регулятивные­ выдвигать  версии решения проблемы,  осознавать конечный результат,  выбирать из предложенных и  искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять  собственное  целостное  мировоззрени е. Оценка  усваиваемого  содержания. Осознавать  единство и  целостность  окружающего  мира,  возможности  его  познаваемост и и  объяснимости на основе  достижений  науки. Постепенно  выстраивать  собственное  целостное  мировоззрени е. Мотивация  обучения при  использовании демонстрацио нного  материала. Осознавать  потребность и готовность к  самообразова нию, в том  числе и в  Мультим едийный  комплекс §3  задание  на с.18 Мультим едийный  комплекс §4  сообщен ия по  группам рисунке учебника. Приводить примеры  обитателей  организменной среды –  паразитов и симбионтов, объяснять их  воздействие на организм хозяина. Различать  понятия:  «экологический  фактор», «фактор  неживой природы»,  «фактор живой  природы»,   «антропогенный  фактор». Характеризовать  действие различных  факторов среды на  организмы, приводить  примеры собственных  наблюдений. Аргументировать  деятельность человека в  природе как  антропогенный фактор.  (индивидуально или в группе)  план решения проблемы  (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои  действия с целью и, при  необходимости, исправлять  ошибки самостоятельно. Познавательные­  анализировать, сравнивать,  классифицировать и обобщать  факты и явления. Выявлять  причины и следствия простых  явлений. анализировать,  сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.  Выявлять причины и следствия  простых явлений. Коммуникативные­умение  выражать свою точку зрения по  данной проблеме.  Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в  группе (определять общие цели, распределять роли,  договариваться друг с другом и  т.д.). факторы.  Факторы  неживой  природы.  Факторы живой  природы.  Деятельность  человека как  экологический  фактор.  Лабораторная  работа «Влияние  света на рост и развитие  растения» Среда  обитания.  Места  обитания.  Особенности  водной и  наземно­ воздушной сред обитания Особенности  почвенной и  организменной  сред обитания Понятия раздела Имеют первоначальные  представления о  многообразии растений  и животных, об осенних  Регулятивные: постановка  новых целей. Познавательные: развивается  умение проводить наблюдение в рамках  самостоятель ной  деятельности  вне школы.  Мотивация  обучения.  Формировать  экологическое мышление:  умение  оценивать  свою  деятельность  и поступки  других людей  с точки  зрения  сохранения  окружающей  среды –  гаранта жизни и  благополучия  людей на  Земле. Оценка  содержания  материала, мотивация  обучения,  умение  работать в  парах. Формируется  любовь и  бережное  отношение к  Мультим едийный  комплекс §5  задание  на с.30 Мультим едийный  комплекс §6  задание  на с.34 Мультим едийный  комплекс Оформи ть  результа ты 5 Среда  обитания  (водная,  наземно­ воздушная) 6 Среда  обитания  (почвенная,  организменн ая) 7 Обобщающи й урок.  Экскурсия.  Многообраз ие живых  организмов, осенние  явления в  жизни  растений и  животных живой  организм Раздел 1. Строение организма (11 ч) 8 Что такое  Урок  обще­ методо логичес кой  направ­ ленност и Основные  признаки  живых  организмов:  обмен веществ и энергии,  рост, развитие, раздражимость , движение,  размножение,  постоянство  внутренней  среды Мультим едийный  комплекс §7  задание  на с.40 явлениях в их жизни живой природе, фиксировать и  оформлять их результаты. Коммуникативные: умение  подбирать аргументы,  формулировать выводы. родной  природе,  элементы  экологичес­ кой культуры Характеризовать   свойства живых  организмов. Сравнивать  проявление свойств  живого и неживого.   Анализировать стадии  развития растительных и животных организмов,  используя рисунок  учебника.  Характеризовать органы живого организма и их  функции, используя  рисунок учебника.  Формулировать вывод о  значении  взаимодействия органов  живого организма Регулятивные­ самостоятельно  обнаруживать и формулировать  учебную проблему, определять  цель учебной деятельности,  выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения  проблемы, осознавать конечный  результат, выбирать из  предложенных и искать  самостоятельно средства  достижения цели. Познавательные­  анализировать, сравнивать,  классифицировать и обобщать  факты и явления. Выявлять  причины и следствия простых  явлений. Коммуникативные­умение  выражать свою точку зрения по  данной проблеме,  самостоятельно организовывать  учебное взаимодействие в  группе (определять общие цели, распределять роли,  договариваться друг с другом и  т.д.). Осознавать  единство и  целостность  окружающего  мира,  возможности  его  познаваемост и и  объяснимости на основе  достижений  науки. Постепенно  выстраивать  собственное  целостное  мировоззрени е. Осознавать  потребность и готовность к  самообразова нию, в том  числе и в  рамках  самостоятель ной  деятельности Урок  обще­ методо логичес кой  направ­ ленност и 9 Строение  клетки 1 0 Приготовле ние  микропрепа рата кожицы чешуи лука Открытие  клетки.  Строение  клетки.  Основные  органоиды  клетки, их  значение.  Одноклеточны е,  колониальные  и  многоклеточн ые организмы.  Лабораторные  работы  «Изучение  устройства  увеличительны х приборов и  правил работы с ними» и  «Приготовлен ие  микропрепара та кожицы  чешуи лука» 1 Химически Химический  Выявлять  части клетки  на рисунках учебника,  характеризовать их  значение. Сравнивать животную и  растительную клетки,  находить черты их  сходства и различия.  Различать ткани  животных и растений на  рисунках учебника,   характеризовать их  строение,  объяснять их  функции. Наблюдать части и  органоиды клетки на  готовых  микропрепаратах под  малым и большим  увеличением  микроскопа и   описывать их.  Различать отдельные  клетки, входящие в  состав ткани. Обобщать и  фиксировать результаты наблюдений, делать  выводы. Соблюдать правила  работы в кабинете  биологии, обращения с   лабораторным  оборудованием. Различать  Познавательные­ поиск и  выделение информации,  установление причинно­ следственных связей. Коммуникативные­умение  выражать свою точку зрения по  данной проблеме,  самостоятельно организовывать  учебное взаимодействие в  группе (определять общие цели, распределять роли,  договариваться друг с другом и  т.д.). Регулятивные­ выдвигать  версии решения проблемы,  осознавать конечный результат,  выбирать из предложенных и  искать самостоятельно средства достижения цели. вне школы.  Мотивация  обучения. Осознавать  единство и  целостность  окружающего  мира,  возможности  его  познаваемост и и  объяснимости на основе  достижений  науки. Постепенно  выстраивать  собственное  целостное  мировоззрени е. Мультим едийный  комплекс §8  задание  на с.44 Мультим едийный  комплекс Оформи ть отчет Познавательные­ построение  Осознавать  Мультим §9 1 й состав  клетки состав клетки.  Неорганически е и  органические  вещества, их  роль   в  жизнедеятельн ости клетки.  Лабораторная  работа  «Химический  состав  клетки» неорганические и  органические вещества  клетки, минеральные  соли, объяснять их  значение для  организма.Наблюдать  демонстрацию опытов  учителем, анализировать их результаты, делать  выводы. Анализировать  представленную на  рисунках учебника  информацию о  результатах опыта,  работая в паре. логической цепи рассуждений. Коммуникативные­ определение способов  взаимодействия со  сверстниками и учителем. Регулятивные­ самостоятельно  обнаруживать и формулировать  учебную проблему, определять  цель учебной деятельности,  выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения  проблемы, осознавать конечный  результат, выбирать из  предложенных и искать  самостоятельно средства  достижения цели. 1 2 Жизнедеят ельность  клетки Процессы  жизнедеятельн ости клетки.  Обмен  веществ  (питание,  дыхание),  транспорт  веществ,  раздражимость , размножение. Клетка —  живая  Оценивать значение  питания, дыхания,  размножения  для  жизнедеятельности  клетки.  Характеризовать  биологическое значение  понятия «обмен  веществ». Объяснять сущность  процесса деления  клетки,  анализировать  его основные события. Познавательные ­поиск и  выделение информации,  установление причинно­ следственных связей. Регулятивные­ самостоятельно  обнаруживать и формулировать  учебную проблему, определять  цель учебной деятельности,  выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения  проблемы, осознавать конечный  результат, выбирать из  предложенных и искать  едийный  комплекс задание  на с.51 Мультим едийный  комплекс §10  задание  на с.55 единство и  целостность  окружающего  мира,  возможности  его  познаваемост и и  объяснимости на основе  достижений  науки. Постепенно  выстраивать  собственное  целостное  мировоззрени е. Мотивация  обучения при  использовании демонстрацио нного  материала. Осознавать  единство и  целостность  окружающего  мира,  возможности  его  познаваемост и и  объяснимости на основе  достижений  науки. Устанавливать  последовательность  деления ядра и   цитоплазмы клетки,  используя рисунок  учебника.   Аргументировать вывод о том, что клетка ­  живая система  (биосистема). Имеют первоначальные  представления о тканях  и выполняемых ими  функциях в  растительном и  животном организме. самостоятельно средства  достижения цели. Коммуникативные­умение  выражать свою точку зрения по  данной проблеме,  самостоятельно организовывать  учебное взаимодействие в  группе (определять общие цели, распределять роли,  договариваться друг с другом и  т.д.). Иметь навыки заполнения  таблицы. Регулятивные: работая по  плану, сверяют свои действия с  целью, Познавательные: развивается  умение работать с текстом и  иллюстрациями учебника Коммуникативные: доносят  свою позицию до других, владея приемами монологической и  диалогической речи Постепенно  выстраивать  собственное  целостное  мировоззрени е. Мотивация  обучения при  использовании демонстрацио нного  материала. Формируется  научное  мировоззрени е в связи с  развитием у  учащихся  представлени я о ткани как  следующем  уровне  организации  организмов из  клеток Мультим едийный  комплекс §11  задание  на с.59 Мультим едийный  комплекс §12  задание  на с.61 система.  Лабораторная  работа  «Движение  цито­ плазмы» Что такое  ткань.  Особенности  строения  растительных  тканей  (образовательн ой, покровной, основной,  механической,  проводящей,  выделительной ). Особенности строения и  выполняемые  функции  Особенности  строения  животных  тканей  (эпителиально й,  соединительно й, мышечной,  нервной).  Особенности  1 3 Ткани  растений 1 4 Ткани  животных 1 5 Органы  растений 1 6 Системы  органов  животных строения и  выполняемые  функции.  Лабораторная  работа  «Животные  ткани» Что такое орган. Органы  цветкового  растения.  Вегетативные  органы (корень,  побег).  Генеративные  органы (цветок,  плод, семя).  Основные  функции  органов  цветкового  растения.  Лабораторная  работа «Органы  цветкового  растения» Системы  органов  животных:  покровная,  пищеварительна я, кровеносная,  дыхательная,  выделительная,  регуляторная,  опорно­ двигательная, система органов Мультим едийный  комплекс §13  задание  на с.65 Имеют первоначальные  представления об  органах и выполняемых  ими функциях в  растительном и  животном организме. Иметь навыки заполнения  таблицы. Регулятивные: работая по  плану, сверяют свои действия с  целью, Познавательные: развивается  умение работать с текстом и  иллюстрациями учебника Коммуникативные: доносят  свою позицию до других, владея приемами монологической и  диалогической речи. Формировать  научное  мировоззре­ ние в связи с  развитием у  учащихся  представлени я об органах  растений и  животных как  следующем  уровне  организации  организмов из  клеток Мультим едийный  комплекс §14  задание  на с.70 Организм  —  биологиче ская  система размножения Что такое  система.  Биологические системы  (клетка,  организм) Правильно использовать  биологическую  терминологию и  символику   Анализировать и  оценивать информацию,  преобразовывать  информацию из одной  формы в другую. Регулятивные : умение  контролировать   время                Познавательные: развивается  умение анализировать и  обобщать имеющиеся знания.        Коммуникативные: умение  подбирать аргументы,  формулировать выводы 1 7 1 8 Обобщающи й урок по  теме  «Строение  организма» Урок  обработ ки  умений  и  рефлек сии Понятия раздела сформированы  первоначальные  представления о единстве живых организмов Раздел 2. Многообразие живых организмов  (16 ч) 1 9 Как  развивалас ь жизнь на  Земле Урок  обще­ методо логичес кой  направ­ ленност и Развитие  представлений о  возникновении Солнечной  системы,  Земли и жизни  на Земле.  Гипотеза А. И. Опарина о  возникновении жизни на  Земле Анализировать и  сравнивать  представления о  возникновении  Солнечной системы и происхождении  жизни на Земле в  разные исторические  периоды. Описывать  современные взгляды учёных на  возникновение  Солнечной системы.  Участвовать  в   обсуждении   гипотезы  А. И.  Опарина о  Мультим едийный  комплекс §15  задание  на с.75 Стр.76 Мультим едийный  комплекс Мультим едийный  комплекс §16  задание  на с.81 Формировать  научное  мировоззрени е в связи с  развитием у  учащихся  представлени я о единстве  живого Способность  выбирать  целевые и  смысловые  установки в  своих  действиях. Формировани е  познавательно го интереса к  изучению  биологии;  понимания  истинных  причин  успехов и  неудач в  деятельности; осознание  необходимост и повторения  для  закрепления  Регулятивные­ выдвигать  версии решения проблемы,  осознавать конечный результат,  выбирать из предложенных и  искать самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные­умение  выражать свою точку зрения по  данной проблеме. Познавательные:  воспроизводить информацию по памяти, строить высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: организовывать  выполнение заданий по  готовому плану Коммуникативные: работать в  группах, вести диалог в  доброжелательной и открытой  форме 2 0 2 1 2 2 Строение  и  жизнедея­  тельность  бактерий Урок  обще­ методо логичес кой  направ­ ленност и Бактерии  в природе  и жизни  человека Грибы.  Общая  характери стика Бактерии,  общая  характеристик а. Строение  бактерий.  Многообразие  форм  бактерий.  Распространен ие бактерий.  Особенности  жизнедеятельн ости бактерий. Размножение  бактерий.  Образование  спор Роль бактерий  в природе.  Роль бактерий  в жизни  человека.  Болезнетворн ые бактерии Грибы, общая  характеристик а.  Особенности  строения  грибов  (грибница,  гифы).  Особенности  жизнедеятельн ости грибов:  возникновении   жизни на  Земле Характеризовать   особенности строения  бактерий.  Описывать  разнообразные формы    бактериальных клеток  на рисунке учебника.  Различать понятия:  «автотрофы»,  «гетеротрофы»,  «прокариоты»,  «эукариоты». Характеризовать  процессы  жизнедеятельности  бактерий как прокариот. Сравнивать и оценивать  роль, делать выводы о  значении бактерий. Коммуникативные­умение  выражать свою точку зрения по  данной проблеме,  самостоятельно организовывать  учебное взаимодействие в  группе (определять общие цели, распределять роли,  договариваться друг с другом и  т.д.). Регулятивные­определение  последовательности действий  для получения конечного  результата. Познавательные­  поиск и выделение информации, установление причинно­ следственных связей по данной проблеме,  моделирование  с помощью  систематических единиц. Устанавливать сходство  грибов с растениями  и  животными.  Описывать  внешнее  строение тела гриба,  называть его части. Определять место  представителей царства  Грибы среди эукариот.  Называть знакомые виды грибов. Регулятивные­ самостоятельно  обнаруживать и формулировать  учебную проблему, определять  цель учебной деятельности,  выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения  проблемы, осознавать конечный  результат, выбирать из  предложенных и искать  самостоятельно средства  Мультим едийный  комплекс §17  задание  на с.87 Мультим едийный  комплекс §18  задание  на с.91 Мультим едийный  комплекс §19  задание  на с.96­ 97 знаний Осознавать  единство и  целостность  окружающего  мира,  возможности  его  познаваемост и и  объяснимости на основе  достижений  науки. Постепенно  выстраивать  собственное  целостное  мировоззрени е. Мотивация  обучения при  использовании демонстрацио нного  материала. Осознавать  единство и  целостность  окружающего  мира,  возможности  его  познаваемост и и  объяснимости на основе 2 3 Многообра зие и  значение  грибов питание,  размножение,  расселение Шляпочные  грибы.  Плесневые  грибы. Дрожжи.  Грибы­паразиты. Значение грибов  в природе и  жизни человека.  Лабораторные  работы  «Плесневые  грибы» и  «Дрожжи» 2 4 Царство  растений Основные  признаки  растений.  Фотосинтез.  Особенности  строения расти­  тельной клетки.  Характеризовать  питание грибов.  Различать понятия:   «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт»,  «грибокорень»,   пояснять их примерами.  Характеризовать  строение шляпочных  грибов.  Подразделять  шляпочные грибы на  пластинчатые и  трубчатые.  Описывать строение  плесневых грибов по  рисунку учебника.  Объяснять термины   «антибиотик» и  «пенициллин». Распознавать съедобные  и ядовитые грибы на  таблицах и рисунках  учебника.  Участвовать в  совместном обсуждении  правил сбора и  использования грибов.  Объяснять значение  грибов для человека и  для природы. имеют представления о  многообразии растений,  их характерных  признаках, о высших и  низших растениях. Мультим едийный  комплекс §20  задание  на с.103 достижения цели. Познавательные­ поиск и  выделение информации,  установление причинно­ следственных связей по данной проблеме,  моделирование  с помощью  систематических единиц. Коммуникативные­  самостоятельно организовывать  учебное взаимодействие в  группе (определять общие цели, распределять роли,  договариваться друг с другом и  т.д.). достижений  науки. Постепенно  выстраивать  собственное  целостное  мировоззрени е. Оценка  содержания  материала, мотивация  обучения,  умение  работать в  парах. Регулятивные­ составлять  (индивидуально или в группе)  план решения проблемы  (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои  действия с целью и, при  необходимости, исправлять  Формирует­ся экологичес­ кая культура  на основе  понимания  важности  охраны  Мультим едийный  комплекс §21  задание  на с.110 ошибки самостоятельно. Познавательные­ создавать  схематические модели с  выделением существенных  характеристик объекта. Коммуникативные­  самостоятельно организовывать  учебное взаимодействие в  группе (определять общие цели, распределять роли,  договариваться друг с другом и  т.д.). П: работать с различными  источниками информации;  давать описание и  характеризовать объекты. Р: работать по предложенному  плану; оценивать результаты  работы К: отвечать на вопросы,  слушать учителя и  одноклассников растений Формировани е  познавательно го интереса к  изучению  биологии;  представлени я о  водорослях,  осознание их  роли. Научиться  характеризовать  особенности строения и  жизнедеятельности  водорослей как низших  растений; различать на  рисунках и таблицах  представителей  водорослей, приводить  примеры, знать значение в природе Среда обитания  растений.  Ботаника —  наука о  растениях.  Теофраст —  основатель  ботаники.  Классификация  растений.  Низшие и  высшие растения Водоросли,  общая  характеристика.  Среда обитания.  Строение  водорослей.  Одноклеточные,  колониальные и  многоклеточные  водоросли.  Особенности  жизнедеятельнос ти водорослей:  питание,  дыхание,  размножение.  Лабораторная  работа  «Строение  хламидомонады » Одноклеточные  и  многоклеточные  зелёные  водоросли.  2 5 Водоросли . Общая  характери стика 2 6 Многообра зие  водоросле й Мультим едийный  комплекс §22  задание  на с.114 Мультим едийный  комплекс §23  задание  на с.119 Лишайники 2 7 Мхи 2 8 Бурые  водоросли.  Красные  водоросли, или  багрянки.  Значение  водорослей в  природе и жизни человека Лишайники,  общая  характеристика . Среда  обитания  лишайников.  Многообразие  лишайников.  Особенности  жизнедеятельно сти  лишайников:  внутреннее  строение,  питание,  размножение.  Значение  лишайников в  природе и  жизни человека Мхи, общая  характеристик а. Среда  обитания.  Особенности  строения  печёночных и  листостебельн Называть  представителей  лишайников по  рисункам учебника,  знать  особенности  строения и  жизнедеятельности   лишайников. Объяснять, почему лишайники  называют  симбиотическими  организмами. Р: умение  аргументировано  отвечать на вопросы П: развивается умение  проводить наблюдения в  природе и на их основании де­ лать выводы К: доносят свою позицию до  других, используя  монологическую и  диалогическую речь Формировать  научное  мировоззре­ ние на основе  сравнения  низших и  высших  растений и  установления  усложнений в  их строении Мультим едийный  комплекс §24  задание  на с.123 Давать характеристику  мхов как высших  споровых растений.  Уметь работать по  гербарным материалам  при выполнении  лабораторной работы.  Знать практическое  Составлять ответ на  поставленный вопрос, работая в парах. Р: работая по плану, сверяют  свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки высших  споровых растений и на этом  Формировать  научное  мировоззре­ ние на основе  сравнения  низших и  высших  растений и  Мультим едийный  комплекс §25зада ние на  с.128 2 9 Папоротни кообразны е. Плауны.  Хвощи.  Папоротни ки 3 0 Голосемен ные  растения ых мхов.  Размножение  мхов. Значение мхов в  природе и  жизни  человека.  Лабораторная  работа «Внешнее  строение мхов» Общая  характеристика  группы.  Особенности  строения и  жизнедеятельнос ти плаунов,  хвощей и  папоротников.  Лабораторная  работа  «Изучение  внешнего  строения  папоротниковид ных» Голосеменные  растения, общая  характеристика. Многообразие голосеменных  растений.  Хвойные  растения,  особенности  строения и  жизнедеятельнос использование мхов. основании относить мхи к  высшим споровым растениям К:  умение участвовать в  диалоге Давать характеристику  папоротниковидных как  высших споровых  растений. Различать на  рисунках и гербариях  хвощи, плауны и  папоротники. Иметь  представление о группе  папоротниковидных  как этапе эволюционного  развития растений, их  роли в образовании  каменного угля. Выполнять лабораторную  работу в парах, пользуясь  готовой инструкцией. Р:  планировать свою  индивидуальную  образовательную траекторию П: развивается умение выделять существенные признаки высших  споровых растений   К:Самостоятельно организуют  учебное взаимодействие в  группе установления  усложнений в  их строении в  процессе  эволюции. Формировать  научное  мировоззре­ ние на основе  сравнения  голосеменных и высших  растений и  установления  усложнений в  их строении Мультим едийный  комплекс §26  задание  на с.134­ 135 Иметь представление о  голосеменных как  высших семенных  растениях. Знать  основных  представителей  голосеменных, называть  их основные  особенности, различать  на рисунках. Выполнять  лабораторную работу по Уметь самостоятельно и  творчески выполнять задания  раздела «Для любознательных» Р: формулируют учебную  проблему совместно с  учителем.                          П: развитие умения выделять    признаки семенных растений и  устанавливать их преимущества перед высшими споровыми  растениями Формировать  научное  мировоззре­ ние на основе  сравнения  голосеменных и покрытосе­ менных  растений и  установления  усложнений в  Мультим едийный  комплекс §27  задание  на с.140 ти. Значение  голосеменных  растений в  природе и жизни человека.  Лабораторная  работа «Изучени е внешнего строения шишек, хвои и семени  голосеменных  растений» Покрытосеменн ые (Цветковые)  растения, общая  характеристика.  Многообразие  покрытосеменны х растений,  разнообразие  жизненных  форм. Значение  покрытосеменны х растений в  природе и жизни человека.  Лабораторная  работа«Изучени е внешнего  строения  покрыто­  семенных  растений» Понятие об  эволюции  живых  организ­ мов.  Чарлз Дарвин  3 1 Покрытосе менные  (Цветковы е)  растения 3 2 Основные  этапы  развития  растений  на Земле природному  раздаточному  материалу, отражая  результаты в  сравнительной таблице К: умение подбирать  аргументы, делать выводы их строении Мультим едийный  комплекс §28  задание  на с.145­ 146 Иметь представление о  покрытосеменных как  самой молодой и  высокоорганизованной  группе высших  семенных растений  Объяснять причину  многообразия  покрытосеменных,  понимать их значение в  жизни человека. Строить последовательный и  логичный ответ по рисункам  учебника. Р: работая по плану, сверяют  свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки  покрытосеменных растений и  проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам. К:самостоятельно организуют  учебное взаимодействие в  группе Формировать  научное  мировоззре­ ние на основе  изучения  основных  этапов  развития  растительного мира и  установления  усложнений в  строении  растений в  процессе  эволюции Самостоятельно  готовить краткие  сообщения,  характеризуя сущность  науки палеонтологии.  Расшифровывать и грамотно  характеризовать схемы  учебника. Р: умение оценивать конечный  результат Формировать  навыки  логического  мышления Мультим едийный  комплекс §29  задание  на с.152 — основатель  эво­  люционного  учения.  Палеонтологи я. Появление  первых  растительных  организмов.  Выход  растений на  сушу. История развития  растительного  мира Значений  растений в  природе и  жизни  человека.  Охрана  растений 3 3 Значение и охрана  растений Иметь представление о  процессах  возникновения растений  на планете, появлении  низших растений,  причинах выхода  растений на сушу. П: развивается умение  анализировать К:самостоятельно организуют  учебное взаимодействие в  группе Учащиеся  систематизировали и  обобщили знания о  строении и роли  растений в природе и  жизни человека Мультим едийный  комплекс §30  задание  на с.156 П: развивается умение сравнивать  объекты и на основе обобщения  знаний делать Р: умение организовать  выполнение заданий учителя  согласно установ­ ленным правилам работы в  кабинете К:умение слушать учителя и  отвечать на вопросы, работать в составе творческих  групп, обсуждать вопросы со  сверстниками Формируется  научное  мировоззрени е на основе  выделения  существенных признаков представителе й разных  отделов  Царства  Растения,  потребность в справедливом  оценивании  своей работы  и работы  одноклассник ов 3 Обобщение  систематиче Понятия раздела Подводить итоги  изучения биологии в 5  Уметь продуктивно общаться и  взаимодействовать в процессе  Формировать  навыки  Мультим едийный  Стр159 4 ских знаний классе; Планировать  содержание и методы  выполнения летних  заданий. логического  мышления комплекс совместной  деятельности при  обобщении знаний по изученной  главе. Совершенствовать  навыки тестирования. Р : обнаруживают и  формулируют учебную  проблему совместно с  учителем.                          П: развивается умение приво­ дить доказательства того, что  многообразие растительного  мира — результат длительного  исторического развития  (эволюции). К: умение подбирать  аргументы, формулировать  выводы

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс на 2091-2020 учебный год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2019