рабочая программа по географии 8 класса к учебно-методическому комплексу А.И. Алексеев, Е.К. Липкина издательства "Полярная звезда". материал содержит календарно-тематическое планирование, планируемые результаты освоения учебного предмета "География" (личностные, метапредметные и др.), а также основной инструментарий для оценивания результатов и блок посвященный национально-региональному компоненту.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии России за 8 класс линии « Полярная звезда»
соответствует Федеральному государственному образовательному Стандарту
общего образовании, требованиям к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, фундаментальному
ядру содержания общего образования, примерной программе по географии. В
рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и
формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают
формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного
образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного
развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Рабочая программа курса «География. Россия» составлена на основе рабочей
программы по географии России авторов А. И. Алексеева, Е.К.Липкиной,
В.В.Николиной для 8 класса к УМК линии «Полярная звезда». Существенных
изменений в структуре авторской программы нет Внесенные изменения,
незначительно поменяли количество часов внутри разделов программы.
Содержание разных разделов курса насыщено аспектами, которые помогут
учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных
дисциплин, природы и общества в целом. В этом образовательное, развивающее и
воспитательное значение данного курса.
Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в системе школьной
географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что
определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных
знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.
Основными целями курса являются:
формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства
России, о месте нашей страны в современном мире;
воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины
и населяющих ее народов;
формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином,
патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
Основные задачи данного курса:
формирование географического образа своей страны, представления о России как
целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального
географического пространства;
формирование позитивного географического образа России как огромной территории с
уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями
населяющих ее народов;развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни
информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных,
интернетресурсов;
развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать
простейшие меры по защите и охране природы; создание образа своего родного края.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для
изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей
школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое
звено в системе непрерывного географического образования и является основой для
последующей уровневой и профильной дифференциации.
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных,
культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии: – ценностные ориентации
выпускников основной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического
пространства, еѐ месте и роли в современном мире; осознание единства географического
пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов,
определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности
глобальных проблем человечества; гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других
людей; эмоциональноценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему
региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям,
традициям и образу жизни других народов, толерантность; готовность к осознанному
выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными
интересами и возможностями; – образовательные результаты – овладение на уровне общего
образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях. Средством развития личностных
результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника,
нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных
качеств: – умение формулировать своѐ отношение к актуальным проблемным ситуациям; –
умение толерантно определять своѐ отношение к разным народам; – умение использовать
географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; – уменияорганизовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять
(индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Подбирать к
каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. Работая по
предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными
и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и
Интернет). Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. В ходе
представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать
причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия; – умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством географического знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; –
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий: 7–9 классы. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать
понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах
учебного материала; – осуществлять логическую операцию установления родовидовых
отношений; – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от
понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом. Строить логическое
рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Создавать модели
с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью
выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Представлять
информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной
форме в зависимости от адресата. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого
самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое,
ознакомительное, поисковое), приѐмы слушания. Самому создавать источники информации
разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные
технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные
задаче инструментальные программноаппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные:– осознание роли географии в познанииокружающего мира и его устойчивого развития; – освоение системы географических
знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых
формируется географическое мышление учащихся; – использование географических
умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и
проектирования путей их решения; использование карт как информационных образно
знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД: цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии
уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен). Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая
позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и
договариваться с людьми иных позиций. Средством формирования коммуникативных УУД
служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и
организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов
технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие
умения:– осознание роли географии в познании окружающего мира: объяснять основные
географические закономерности взаимодействия общества и природы; объяснять роль
географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития. –
Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от
природных условий территории; определять причины и следствия геоэкологических
проблем; приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
оценивать особенности географического положения, природноресурсного потенциала,
демографической ситуации, степени урбанизации.– использование географических умений:
анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения; составлять
рекомендации по решению географических проблем.– использование карт как моделей:
пользоваться различными источниками географической информации: картографическими,
статистическими и др.; определять по картам местоположение географических
объектов.– понимание смысла собственной действительности: формулировать своѐ
отношение к культурному и природному наследию; выражать своѐ отношение к идее
устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни
населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и
государственной региональной политике.
Основной инструментарий для оценивания результатов.
Устный ответ Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,
фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы.
Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал;
давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основныхпонятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать
материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные
вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия,
справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять
систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко
исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами,
чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие
ответ, соответствуют требованиям.
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
5. Отличное знание географической номенклатуры.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности,
при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные
связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать
основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать
научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя
восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых
географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
12. Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала,
не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения
понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов,
опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие
важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя,
допуская однудве грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы
в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
13. Значительные ошибки в знании географической номенклатуры.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
7. Не знание географической номенклатуры.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
Отметка «5»
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно:
подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали
необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические
знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими
учащимися.
Отметка «4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и
самостоятельно.Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на
правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при
характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из
приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание
основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для
самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо
подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На
выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу
дома). Учащиеся показали знания теоретического материла, но испытывали затруднения
при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами,
географическими инструментами.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению
этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и
полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического
материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и
хорошо подготовленных учащихся неэффективны изза плохой подготовки учащегося.
Требования к работе в контурных картах:
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою
фамилию и класс.
1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу
карты подписывают номер и название практической работы.
2. Все надписи на контурной карте делают черной пастой, мелко, четко, красиво,
желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль
хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно
подписывать синей пастой.
3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу
карты пишут, что означает данная цифра.
4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже
подписывают географические названия.
5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми
карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают
ошибки.
Примечание.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание
не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их
выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой
оценки вашего труда.
Критерии оценки контурных карт.
«Отлично»
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно.
Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана
на проверку своевременно.
«Хорошо»Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и
аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двухтрёх
объектов.
«Удовлетворительно»
Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно
указаны основные географические объекты.
«Неудовлетворительно»
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал
её на проверку учителю.
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
ли не более двух недочетов.
е более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двухтрех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырехпяти недочетов.
Оценка самостоятельных письменных и проверочных (контрольных) работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1
2
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1
2
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или
допустил:
1
2
3
4
5
Оценка "2" ставится, если ученик:
1
выставлена оценка "3";
2
Примечание.
1
нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2
уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
1
Оценка «5» 10 правильных ответов, «4» 79, «3» 56, «2» менее 5 правильных
ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 3040 мин.
Оценка «5» 1820 правильных ответов, «4» 1417, «3» 1013, «2» менее 10 правильных
ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс /
Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем
время выполнения работы: 1015 мин.
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
или если правильно выполнил менее половины работы.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотренаОбщая характеристика учебного предмета
География России учебный предмет, формирующий у учащихся систему
комплексных социальноориентированных знаний о закономерностях развития
природы России, размещения населения и хозяйства, об особенностях природных
зон, динамике и территориальных следствиях главных природных,
экологических, социально экономических и иных процессов, протекающих в
географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы,
о географических подходах к устойчивому развитию России. Это наиболее
эффективный путь формирования системы геоэкологических,
геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся
не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в
основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды
для жизни и деятельности человека с учетом природных условий России.
Изучение Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная
познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в
окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей
страны в целом. Изучение курса «География. Россия. 8 класс», позволяет
ориентировать будущую деятельность учащихся по освоению, изменению и
преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармоничного
взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого
человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, при этом формирует
бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре России.
Цель изучения курса «География. Россия.» в основной школе является:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины
мира; познание на конкретных примерах многообразия современного
географического пространства на разных его уровнях, что позволяет
сформировать географическую картину от локального до глобального;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических,
социальноэкономических, геополитических и других процессов, происходящих
в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества и
рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого
развития в масштабах России и мира;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды
ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы,
особенности природопользования в их взаимозависимости;
овладение умениями использовать «языков» международного общения —
географическую карту, статистические материалы, современные
геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации
различных географических данных; применять географические знания для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, сопутствующих
хозяйственной деятельности населения России;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения
географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,
взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного
отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических
знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и
социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания
на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня
безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Реализуется программа с помощью учебнометодического комплекта: учебно
методический комплект линии «Полярная звезда»
А.И. Алексеев и др., «География. Россия. 8 класс» учебник для
общеобразовательных школ, Москва. Просвещение, 2017 г.
В.В Николина. Рабочая тетрадь « Мой тренажер» 8 класс , Москва,
Просвещение, 201415 гг. В.В Николина. Пособие для учителей
общеобразовательных школ, Москва Просвещение, 2014г.
Атлас с комплектом контурных карт География России 89 класс Федеральная
служба геодезии и картографии России, Москва, 2012 2015 гг.
УМК по новому образовательному стандарту (второго поколения):
И.И. Баринова Р.М.Елисеева Тесты по географии России издательство
«Экзамен» Москва 2014г.
В.И. Евдокимов. Тесты по географии России. «Экзамен» , Москва, 201214 г.
Место предмета в учебном плане.Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для уровня
основного общего образовании. География России в основной школе изучается в
8 и в 9 классах. В 8 классе программой предусмотрено углубление знаний о
природе и хозяйстве регионов России. Общее число учебных часов за 8ой класс
составляет 68 часов – 2 часа в неделю.
Используемые технологии для обучения.
Данная рабочая программа предназначена для обучения учащихся 8 классов,
ученический состав которых отличается достаточно высоким уровнем
мотивации, умением работать с источниками географической информации,
степенью восприятия и активности. Основная форма обучения организация
познавательной деятельности направлена на достижение триединой задачи и цели
урока. При работе с учащимися 8х классов возможно использование
следующих технологий:
личностноориентированная технология (межсубъектные отношения,
оптимистичность оценивания, свобода выбора); технология мыследеятельности
(практически на каждом занятии используются задания на анализ, сравнение,
синтез изучаемого материала); технология проблемного обучения (решение
исследовательских, проблемных, творческих задач по проблемам регионов
России); технология коллективной творческой деятельности; технология
проектов (подготовка индивидуальных творческих работ); технология
интегрированного обучения (интеграция с курсами географии 7 8 классов,
биологии, химии); информационные технологии (презентации, видеоэкскурсии,
интерактивные карты, видеофрагменты, видеоуроки).
В качестве важнейших методов обучения в курсе «География. 8 класс» можно
назвать такие, как: 1) игровой (организация игровых ситуаций); 2) проектный
(организация деятельности, направленной на решение конкретной задачи
(проблемы) и создание определенного продукта); 3) дискуссионный (организация
дискуссии, в процессе которой у обучающихся формируется собственная точка
зрения); 4) исследовательский (организация деятельности, обеспечивающей
обучающимся возможность самостоятельного изучения ряда вопросов,
выполнения действий поискового характера); 5) практический (организация
деятельности, способствующей формированию умений работать с картой,
диаграммами, Интернетресурсами).Наиболее эффективные учебные приёмы обучения: – синтез и анализ схем,
диаграмм и таблиц, анализ картографических, статистических, табличных
данных, написание краткого рассказа или эссе, применение кейсметода,
создание рекламных проспектов и рисунков. Такие учебные приёмы
способствуют формированию эмоционального восприятия (эмоциональная
составляющая) и познавательной активности (когнитивная составляющая).
Возможные формы контроля при изучении географии в 8
классе:фронтальный опрос, письменная проверочная работа, устный
индивидуальный опрос, выполнение заданий в тренажёрах, самостоятельная
работа, практическая работа, работа с карточками, тестовая работа, проектная
работа, создание модели, составление схем, графиков и таблиц, вопросы и
задания в рубриках «Это я знаю», «Это я могу», «Это мне интересно»,
компьютерная презентация, составление эссе, рассказов, минисочинения,
письменное или устное описание, ведение дневника, подготовка докладов и
рефератов. В классах, в которых дети лучше усваивают материал, в проверочные
работы будут включены задания повышенной сложности, в отличие от работ,
которые будут проводиться в более слабых классах.
Учебно методическое обеспечение: Атлас с комплектом контурных карт 8
класс – М. Просвещение, 2014 г Детские энциклопедии. Хочу всё знать: альманах
для младшего и среднего возраста; Научнопопулярные издания.Мультимедиа
поддержка предмета: Мультимедийное приложение к учебнику «География. 8
класс» М. Просвещение, 2014 г., электронный оптический диск. Цифровые
образовательные ресурсы. Средства обучения: Печатные пособия:
тематические карты, портреты, таблицы, схемы, плакаты, рисунки,
фотографии. Технические средства: компьютер, экран проекционный, телевизор,
мультимедийный проектор. Натуральные объекты: глобусы, модели,
коллекции, муляжи, диапозитивы, макеты. Учебнопрактическое оборудование:
приборы, приспособления, материалы.Информационно – коммуникационные
средства: мультимедийное приложение, материалы ЦОР.
Примерные темы проектных работ: 1) «Преобразование рек человеком» 2)
«Что мы оставим потомкам» 3) «Сфера услуг моего района: за и против» 4)
«Глазами главного агронома» 5) «Прокладываем экологическую тропу»
Обучающийся научится:
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных
частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для
решения практикоориентированных задач по определению различий в поясном
времени территорий в контексте реальной жизни;
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
различать географические процессы и явления, определяющие
особенности природы России, и ее отдельных регионов;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий России;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами
отдельных территорий России;
использовать знания об особенностях компонентов природы России, и ее
отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в
пределах отдельных территорий России для решения практикоориентированных
задач в контексте реальной жизни;
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы
и явления, характеризующие динамику численности населения России и
отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России,
половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории
страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни
населения;
использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,
этническом и религиозном составе населения России для решения практико
ориентированных задач в контексте реальной жизни;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях
повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных
демографических и социальных процессов или закономерностей;
различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую;
функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях
размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей
отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на
основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных
предприятий по территории страны;
объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства
отдельных регионов России;
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней
продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями
и показателями других стран;
приводить примеры современных видов связи, применять современные
виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать возможные в будущем изменения географического положения
России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и
геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной
коммуникационной системы;
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во
времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в
результате изменения их компонентов;
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
давать характеристику климата своей области (края, республики);
показывать на карте артезианские бассейны и области распространения
многолетней мерзлоты;
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об
изменении численности населения России, его половозрастной структуры,
развитии человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных
регионов России
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников
информации, гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры
хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства
России;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой
экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных
проблем человечества;
оценивать социальноэкономическое положение и перспективы развития
России.
Планируемые результаты обучения.
Личностными результатами обучения географии является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей
системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций,
идейнонравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и
норм поведения. Изучение географии в 8ом классе предполагает достижение
следующих результатов личностного развития: 1) воспитание российской
гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального
народа России; воспитание чувства долга перед Родиной; 2) формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 3)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному,
культурному, языковому и духовному многообразию современному мира; 4)
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами,
доступными инструментами и техническими средствами информационных
технологий; 5) освоение социальных норм и правил поведения в группах и
сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному
статусу, формирование основ социальнокритического мышления; 6)
формирование коммуникативной компетентности в образовательной,
общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах
деятельности; 7) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам; 8) формирование основ экологического сознания на
основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного отношения к окружающей среде; 9) формирование ценности
здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях; 10) развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами обучения являются: 1) овладение
навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, поиска средств её осуществления; 2) умение планировать пути
достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их
достижения; 3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу,давать определения понятиям, классифицировать, устанавливать причинно
следственные связи, логически рассуждать, делать умозаключения и выводы,
выполнять практические и познавательные задания; 4) умение организовать и
планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать
общие способы работы; 5) формирование и развитие компетентности в области
использования технических средств ИКТ; 6) умение извлекать информацию из
различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой,
в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной
избирательности, этики; 7) умение работать в группе – эффективно
сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций
при выработке общего решения в совместной деятельности; 8) умение
пользоваться методами наблюдения, моделирования, объяснения,
прогнозирования; 9) умение организовывать свою жизнь в соответствии с
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия; 10) формирование
осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения
самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников,
аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и
способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели
определённой сложности.
Предметными результатами обучения являются: 1) формирование
представлений о географических знаниях и их необходимости для решения
современных практических задач своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального природопользования; 2) формирование
навыков использования территориального подхода как основы географического
мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; 3) формирование
представлений и основополагающих теоретических знаний о географии России,
об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
страны; 4) овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды, в том числе её
экологических параметров; 5) овладение основами картографической
грамотности и использования географической карты как одного из языков
международного общения; 6) овладение основными навыками нахождения,
использования и презентации географической информации; 7) формирование
умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к условиям территории проживания; 8) создание основы для
формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению
географических знаний и выбора географии как профильного предмета наступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей
профессиональной деятельности. В результате изучения географии на базовом
уровне ученик должен знать/понимать: основные географические понятия и
термины, традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику
населения России и её отдельных районов; различия в уровне и качестве жизни
населения, основные направления миграции, проблемы современной
урбанизации; особенности современного положения экономики России в мире.
Роль России в международном географическом разделении труда; тенденции
развития природных, социальноэкономических и геоэкологических объектов,
процессов и явлений
Содержание курса « География. Россия. 8 класс»
Тема 1. Россия в мире ( 8 часов) Россия на карте мира. Географическое
положение России. Место России среди других стран мира. Место России в
Европе и Азии. Государственная граница России. Россия на карте часовых
поясов. Карты часовых поясов. Разница во времени по карте часовых поясов.
Основные природные объекты России. Географические районы России.
Административнотерриториальное деление России. Формирование и заселение
территорий России. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Вклад
исследователей, путешественников в освоение территории России. Природа –
часть нашего наследия. Главная ценность – человек. Всемирное природное и
культурное наследие. ЮНЕСКО. Семь чудес России. Объекты Всемирного
культурного наследия России.
Тема 2. Россияне ( 10 часов)
Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост.
Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и
современный типы воспроизводства.
Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический
кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация.
Половозрастная структура населения России.Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически
активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда
родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия
— многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья.
Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения.
Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов
в размещении населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни.
Влияние урбанизации на окружающую среду.
Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции
сельской местности.
Тема 3. Природа России ( 17 часов)
История развития земной коры. Геологическое летосчисление.
Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и
геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание.
Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой
деятельности на рельеф и ее последствия. Минеральные ресурсы России.
Полезные ископаемые. Месторождения полезных ископаемых. Стихийные
явления в России. Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция.
Атмосферный фронт. Антициклон. Зима и лето в нашей стране. Карта
климатических поясов. Климатические особенности России. Наши моря. Наши
реки. Где спрятана вода. Водные дороги и перекрёстки. Почва – особое
природное тело и основа сельского хозяйства.
Тема 4. Природнохозяйственные зоны ( 7 часов)
Зональность в природе и жизни людей. Природная зона. Северные безлесные
зоны. Тундра и лесотундра. Лесные зоны. Зона тайги. Население таёжной зоны.
Смешанный и широколиственный лес. Степи и лесостепи. АПК степной зоны.
Чернозёмы – самые плодородные почвы в мире. Южные безлесные зоны.
Полупустыни пустыни. Жители полупустынь. Оазис. Субтропики. Черноморское
побережье Кавказа и южный берег Крыма. Высотная поясность в горах. Жизнь и
хозяйство людей в горах.
Тема 4. Хозяйство ( 23 часа)Понятия «экономика» и «хозяйство». Развитие хозяйства. Секторы хозяйства.
Особенности экономики России. Циклы Кондратьева. Топливноэнергетический
комплекс. Угольная промышленность. Угольные бассейны. Проблемы
Печорского бассейна. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика.
Размещение электростанций. Металлургия: чёрная и цветная. Машиностроение.
Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Растениеводство.
Животноводство. Практикум. Изучение АПК своего района; выявление
экологических проблем, связанных с АПК; составление и дополнение схемы
«структура АПК»; нанесение на к/к районов отраслей хозяйства.
Сухопутный транспорт. Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы.
Сфера услуг.
Примерные темы практических работ 1. Определение ГП и оценка его
влияния на природу и жизнь людей в России.
2. Оценивание динамики изменения границ России и их значения.
3. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий
России.
4. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа,
полезных ископаемых на территории России.
5. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа
России.
6. Построение профиля своей местности.
7. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии
России .
8. Распределение количества осадков на территории России, работа с
климатограммами.
9. Описание характеристики климата своего региона.
10. Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.
11. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста
населения в разных частях России.
12. Чтение и анализ половозрастных пирамид.
13. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм,
графиков, схем, карт и статистических материалов для определения
особенностей хозяйства России. 14. Определение величины миграционного
прироста населения в разных частях России.Нормы оценок по географии: Отметка «5» ответ полный, правильный,
отражающий основной материал курса;
правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических
взаимосвязей и конкретизация их примерами;
правильное использование карты и других источников знаний; ответ
самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные
сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4»
ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть
неточности в изложении основного географического материала или выводах,
легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3»
ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко не
определяет понятия и закономерности;
затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно
излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2»
ответ неправильный;
нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на
вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий;
неумение работать с картой.
Оценка практических умений учащихся
Оценка за умение работать с картой и другими источниками
географических знаний
Отметка «5» правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их
использование в определённой последовательности соблюдение логики в
описании или характеристике географических территорий или объектов;
самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической
деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» правильный и полный отбор источников знаний; допускаются
неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении
результатов.
Отметка «3» правильное использование основных источников знаний;
допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление
результатов.
Отметка «2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний;
допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении
результатов.
Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве
Отметка «5» правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное
отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках,
диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное
оформление наблюдений. Отметка «4» правильное, по плану проведённоенаблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная
формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «3» допускаются неточности в проведении наблюдений по плану;
выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в
формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении
наблюдений.
Отметка «2» неправильное выполнение задания, неумение делать выводы на
основе наблюдений.