Календарно-тематическое планирование по риторике для 1 класса
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +1
docx
классное руководство
1 кл
31.10.2019
Данная программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 55 п.4 от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года за № 373.
Основная образовательная Программа: Приказ Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2019- 2020 учебный год:
Образовательная программа образовательного учреждения МКОУ СОШ №3
Учебный план образовательного учреждения МКОУ СОШ №3 2019 – 2020 учебный год.
раб пр риторика. 1.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская
(Образовательная система «Школа России». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна.
изд. 2е, доп. – М.:Баласс, 2009).
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических показателей учащиеся слабо владеют коммуникативными умениями;
обеспечение преемственности, так как по учебному плану данный предмет изучается со второго класса.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом, обучающимися
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены
методики, предложенные Асмоловым А.Г.
6. В основе организации работы с детьми положен системнодеятельностный подход.
7. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Описание места Рабочей программы в структуре основной образовательной программы ОО.
На изучение отведено 33 часа в год (1 час в неделю). Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям.
Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших
школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама
жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область
школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны,
затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практикоориентированный предмет помогает
решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих
требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе
толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими
школьниками системы ценностей. Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность
за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов
культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании
постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел,
чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней;
уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна
любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим
людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе
своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Особенности организации учебного процесса:
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором
говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какомунибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны
как можно больше сами говорить и писать.
Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д.
Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий;
• что хотел сказать;
• что сказал ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную
задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– кому говорит – пишет (адресат);
– почему (причина); – для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
– когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие –
роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в
воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят,
извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному
речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было
эффективным.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая
команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические
игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
Занятие по риторике имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные
(но не обязательно все на каждом уроке):
Пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задули свечу» (для развития дыхания); «Пусть
сейчас прожужжит жук: «Жжж»; комар: «Ззз»; «Вспомним грустные стихи. Кто почитает?» и т.д.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1м классе является формирование следующих умений:
Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка;
Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.
Эти сквозные виды работ, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяет переключить ребят с одного вида
деятельности на другой, снимает усталость. Поэтому, естественно, проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода
мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.
В факультативном курсе «Риторика» осуществляются тесные межпредметные связи
с литературой, так как широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, в составлении устных и
письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение,
повествование);
с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных
историй);
с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм учитель опирается на те
знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся,
выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент
зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования
различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных
ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям
общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Прогнозируемые результаты освоения Рабочей программы по курсу
В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные
результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в
защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном
действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не
обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем,
гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к
поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В 1 классе возможно достижение результатов 1 уровня и частично второго.
Содержание учебного предмета
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её
успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не
жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки,
сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем
видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному
решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а
теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития
коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы,
организовать игру. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной
речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила
разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная
строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по
телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих
текстов.
Тема учебного занятия
Учебнотематический план
Всего
часов
Содержание деятельности
Теоретическая часть
занятия
Практическая часть занятия
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
I четверть – 8ч
ОБЩЕНИЕ
Что такое риторика.
Речь в жизни человека.
Учимся вежливости.
Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.
Вывески, их информационная роль.
1
1
1
1
1
1
1
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА
Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает.
Слово. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.
Давайте договоримся
1
1
1
1
2 четверть – 8ч
РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
Говорим – слушаем, читаем – пишем.
9
10 Устная речь. Громко – тихо.
1
1
1
1
1
1
1
1
1 11 Устная речь. Быстро – медленно.
12 Правила разговора по телефону.
13 Несловесные средства устного общения: мимика и жесты
14 Прощаемся в разных ситуациях общения.
15 Правила вежливого поведения во время разговора.
16 Правила вежливого поведения во время разговора.
1
1
1
1
1
1
17 Благодарим за подарок, услугу.
18 Повторение и обобщение.
19 Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста).
3 четверть – 9ч
1
1
ТЕКСТ
1
20 Текст. Заголовок. Разные заголовки
21 Ключ к тексту (основная мысль текста).
22 Оформление текста на письме.
23 Знаки в тексте. Абзацы.
24 Как построен текст.
25 Этикетные речевые жанры
Приветствие.
26 Этикетные речевые жанры
Прощание.
27 Этикетные речевые жанры
Благодарность.
1
1
1
1
1
ЭТИКЕТНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
1
4 четверть – 8ч
28 Этикетные речевые жанры Извинение.
29 Очень важные слова.
30 Знакомые незнакомцы.
31 Обращение.
32 Этикетные диалог, его особенности (на примере разговора по
телефону).
33 Повторение и обобщение.
Итого в год
1
1
1
1
1
1
1
1
33
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
1
1
1
1
1
1
9 Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения курса по внеурочной деятельности.
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
Описание учебнометодического иматериальнотехнического обеспечения курса по внеурочной деятельности.
Технические средства обучения:
классная магнитная доска;
мультимедийный проектор;
ноутбук для учителя;
звуковые колонки.
Экраннозвуковые пособия:
мультимедийные образовательные ресурсы.
Оборудование класса:
ученические столы 1местные с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
Технические средства обучения:
классная магнитная доска;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска Interwrite DualBoard;
документ камера;
ноутбук для учителя;
ноутбуки для детей;
звуковые колонки.
Экраннозвуковые пособия:
мультимедийные образовательные ресурсы.
Печатные пособия:
репродукции картин;
портреты поэтов и писателей.
Оборудование класса:
ученические столы 1местные с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
№
1
Автор, год издания
Т.А Ладыженская М.:Баласс
Название пособий
“Детская риторика. В
Вид пособия
Учебник для 1 класса 2
3.
4.
5
рассказах и рисунках”
“Уроки риторики в
школе»
2010 г
Т.А. Ладыженская М.:Баласс
2009 г
Образовательная система «Школа 2100». Сборник
программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под
науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2е, доп. – М.: Баласс,
2009. – 400 с.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников
[Текст]: методический конструктор: пособие для учителя /
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. –
223 с. – (Стандарты второго поколения)
Оценка достижения планируемых результатов в начальной
школе [Текст]: система заданий. В 2х ч. Ч.1. / М.Ю.
Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.
Логиновой. 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. –
(Стандарты второго поколения)
Книга для учителя
Сборник программ
Пособие для учителя
Пособие для учителя
Календарно-тематическое планирование по риторике для 1 класса
Календарно-тематическое планирование по риторике для 1 класса
Календарно-тематическое планирование по риторике для 1 класса
Календарно-тематическое планирование по риторике для 1 класса
Календарно-тематическое планирование по риторике для 1 класса
Календарно-тематическое планирование по риторике для 1 класса
Календарно-тематическое планирование по риторике для 1 класса
Календарно-тематическое планирование по риторике для 1 класса
Календарно-тематическое планирование по риторике для 1 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.