Календарно-тематическое планирование уроков по литературе 11 класс профильный уровень
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
15.02.2018
Данная разработка поможет каждому учителю в планировании своей работы. Создать интересные уроки, завлечь обучающихся, охватить весь материал русской литературы разных периодов, вплоть до современнейшей литературы, которой так интересуются сейчас подростки. И что не маловажно сыкономить драгоценное время, которого так не хватает каждому учителю.
программа литература 11 проф.docx
1.
2.
3.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе
(профильный уровень).
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень).
Программы по литературе для 1011 классов (авторысоставители С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). – М.: ООО «ТИД
«Русское слово – РС», 2009.
Учебник:
Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Чалмаев В.А., Зинин С.А.
8е изд. М.: 2009. Ч.1 456с.; Ч.2 464с.
Учебник для 11 класса содержит развернутую картину развития отечественной литературы в XX столетии. Книга
имеет двухуровневую структуру, обеспечивающую изучение предмета на базовом и профильном уровнях.
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого
поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в
формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература
эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она
обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственноэстетическим ценностям нации и
человечества.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для
основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и
переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение
старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный
облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности
учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная
ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития
и возрастным особенностям, а также культурноисторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и
теоретиколитературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов
поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно
тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Программа для углубленного изучения литературы (профильный уровень) представляет собой хронологический
систематический курс на историколитературной основе, который дает возможность учащимся продолжить образование в
гуманитарной области.
В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир
писателя, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучение художественного текста с использованием
знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику. В программе профильного уровня
значительно расширен круг писателей, что позволит учащимся делать обобщения на литературном материале,
сопоставлять художественные произведения разных эпох. При реализации программы углубленного изучения литературы
учитель самостоятельно определяет глубину и путь анализа конкретного произведения, учитывая как место произведения
в литературном процессе и творчестве писателя, так и возможности, потребности учащихся.
Цели
Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к
созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
развитиепредставлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия
художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности
литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературнотворческих способностей, читательских
интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоениетекстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, историколитературных
сведений и теоретиколитературных понятий; создание общего представления об историколитературном процессе и
его основных закономерностях, о множественности литературнохудожественных стилей;
совершенствование уменийанализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в
его историколитературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка
литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного
произведения; формирование умений сравнительносопоставительного анализа различных литературных
произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов;
определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в
ресурсах Интернета и др.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для
обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования (профильный
уровень). В XXIклассах выделяется по 175 часов (из расчета 5 учебных часа в неделю).
В данной рабочей программе расписано 170учебных часов (34 учебных недели в 11 классе), предусмотренный резерв
свободного учебного времени составляет 1 учебный час.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература"
на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных
причинноследственных связей,
сравнение, сопоставление, классификация,
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
осознанное беглое чтение, проведение информационносмыслового анализа текста, использование различных
видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование
выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с
коммуникативной задачей,
составление плана, тезисов, конспекта,
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей
деятельности,
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации,
включая энциклопедии, словари, Интернетресурсы и др. базы данных,
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности,
осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который
полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико
ориентированного и личностноориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической
деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться
в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится
обучающимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой:
воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и
теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные»
темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию,оценивать и сопоставлять, выделять и
формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа,строить
устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать
свою, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебноисследовательские работы, писать
рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы на профильном уровне обучающийся должен
Знать/ понимать
Уметь
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателейклассиков Х1Х – ХХ века;
основные закономерности историколитературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретиколитературные понятия.
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории
литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции,
изобразительновыразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретноисторическое
и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые
проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного
произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Основные теоретиколитературные понятия
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Историколитературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся
русских писателей ХIХ–ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: романэпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча;
поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия:
экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Авторповествователь. Образ
автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
Деталь. Символ. Подтекст.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительновыразительные средства в художественном произведении:
сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
Формы и средства контроля
Преобладающие виды контроля:
Промежуточный:
устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких
глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
выразительное чтение текста художественного произведения;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
устный или письменный ответ на вопрос;
устное словесное рисование;
комментированное чтение;
характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейнотематического
содержания произведения;
подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным
произведением;
работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников,
дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
создание сценариев литературных или литературномузыкальных композиций, киносценариев;
участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения
оппонентов.
Итоговый:
написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
творческий зачёт;
защита проектов.
Основное содержание программы Введение (2 часа) Сложность и самобытность русской литературы XX века. Реалистические традиции и модернистские
искания в литературе начала XX века.
И. А. Бунин (9 часов) Жизнь и творчество. «Окаянные дни». Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас,
звезды!..», «Последний шмель» и др. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий
лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из СанФранциско». «Темные аллеи»,
«Солнечный удар», «Легкое дыхание». Повесть «Деревня». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
Сочинение по творчеству И.А. Бунина.
Опорные понятия:лирическая проза, приемы словесной живописи.
Внутрипредметные связи:И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о творчестве И.А. Бунина; влияние реализма И.С.
Тургенева и А.П. Чехова на бунинскую прозу.
Межпредметные связи:«лирические» пейзажи М.В. Нестерова; романсы С.В. Рахманинова на стихи И.А. Бунина.
Для самостоятельного чтения:повесть «Суходол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни».
М. Горький (9 часов)Жизнь и творчество (обзор). «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» и др. Романтизм ранних рассказов
Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест герояодиночки против «бескрылого
существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне». Философскоэтическая проблематика пьесы о
людях дна. Спор героев о правде и мечте как образнотематический стержень пьесы. Публицистика Горького. Сочинение
по творчеству М .Горького.
Опорные понятия: романтизированная проза; принцип полилога и полифонии в драме.
Внутрипредметные связи:традиции романтизма в раннем творчестве М. Горького; М. Горький и писатели объединения
«Среды»; И. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений»).
Межпредметные связи:М. Горький и МХТ; сценические интерпретации пьесы «На дне».
Для самостоятельного чтения:рассказы «Мальва», «Проводник», «Бывшие люди», «Ледоход».
А.И. Куприн (5 часов)Жизнь и творчество (обзор). «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека.
«Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно
философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое
изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
Опорные понятия:очерковая проза; символическая деталь.
Внутрипредметные связи:толстовские мотивы в повести А.И. Куприна «Олеся»; повесть «Поединок» и мотив дуэли в
русской классике.
Межпредметные связи:Л.В. Бетховен. Соната 2 (ор. 2. №2) LarqoAppassionato(к рассказу «Гранатовый браслет»).
Для самостоятельного чтения:повесть «Молох», рассказы «Allez!», «Гамбринус», «Штабскапитан Рыбников».
Проза Л.Н. Андреева (3 часа) Нравственнофилософская проблематика рассказа «Иуда Искариот». Сочинение по
творчеству Куприна или Андреева.
Опорные понятия:неореализм; евангельский мотив.
Внутрипредметные связи:М. Горький и А.А. Блок о творчестве Л.Н. Андреева.
Межпредметные связи:творческие связи Л.Н. Андреева и И.Е. Репина; рисунки Л.Н. Андреева.
Для самостоятельного чтения:рассказы «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена».
Русская поэзия конца XIX – начала XX века (21 час)
В. Брюсов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, И. Анненский, А. Белый, Н. Гумилев, И. Северянин, Н. Клюев. Серебряный
век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма:
символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.
А. А. Блок.Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка»,
«О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом»,
«Скифы» и др. по выбору.
Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника
со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое
предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче
авторского мироощущения.
Поэма «Двенадцать».
Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий » в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные
трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала
«Двенадцати». Сочинение по творчеству Блока.
Опорные понятия:циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.
Внутрипредметные связи:черты философии и поэтики В. Соловьева в лирике А. Блока; творческие связи А. Блока и А.
Белого.
Межпредметные связи:лирика А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков — первый иллюстратор поэмы
«Двенадцать».
Для самостоятельного чтения:стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Фабрика», «Коршун», цикл «Кармен»,
поэма «Соловьиный сад».
А. А. Ахматова (7 часов) Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной
вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто,
мудро жить…», «Бывает так: какаято истома…».Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Тема исторической памяти. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.
Опорные понятия:исповедальность лирического произведения; микроцикл. Внутрипредметные связи:А. Ахматова и Н. Гумилев; творческий диалог А. Ахматовой и М. Цветаевой; стихи А. Ахматовой
об А.С. Пушкине.
Межпредметные связи:образ А. Ахматовой в живописи (К. ПетровВодкин, Ю. Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.);
«Реквием» А. Ахматовой и Requiem В.А. Моцарта.
Для самостоятельного чтения:«Сероглазый король», «Приморский сонет», «Поэма без героя».
М. И. Цветаева (4 часа)Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня,
кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст». Основные темы творчества
Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное
напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
Опорные понятия:поэтический темперамент; дискретность (прерывистость) стиха.
Внутрипредметные связи:пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой; посвящение поэтамсовременникам в цветаевской
лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и др.).
Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судьбе М. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и
музыка»).
Для самостоятельного чтения:«Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик».
О. Э. Мандельштам (2 часа) Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных
соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков…» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к
акмеизму. Историческая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «векуволкодаву».
Художественное мастерство поэта.
Опорные понятия: песеннолирическая ситуация; «Парижская нота» русской поэзии.
Внутрипредметные связи:образ «идеального» героя в литературе разных эпох.
Межпредметные связи:песни на стихи М. Исаковского, М. Светлова, А. Жарова и др.
Октябрьская революция и литературный процесс 20х годов (4 часа)
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюци
онных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина,
«Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б.
Пильняка и др.).
Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм,
имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).
Возникновение «гнезд рассеяния»эмигрантской части «расколотой лиры » (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А.
Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).
Характерные черты времени в повести И. Бабеля «Конармия». Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы».
Юмористическая проза 20 годов. Рассказы М. Зощенко.
В. В. Маяковский (9 часов) Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко
нервно», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне
Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное
своеобразие. Пьесы «Клоп», «Баня». Письменная работа.
Опорные понятия:образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические неологизмы.
Внутрипредметные связи:библейские мотивы в поэзии В. Маяковского; цикл стихов М. Цветаевой, посвященный В.
Маяковскому; литературные пародии на лирику В. Маяковского (А. Архангельский, М. Вольпин и др.).
Межпредметные связи:поэзия В. Маяковского и творчество художниковкубистов (К. Малевич, М. Ларионов, И. Машков и
др.); В. Маяковский и театр.
Для самостоятельного чтения:стихотворения «Ода революции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», поэмы
«Люблю», «Хорошо!».
С. А. Есенин (10 часов) Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы
теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью перелесиц ...», «В том краю,
где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь
советская» и др. по выбору.
Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое про
тивостояние города и деревни в лирике 20х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, на
роднопесенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.
Поэмы «Пугачев», «Анна Снегина».
Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы
революционной эпохе.
Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственнофилософская проблематика.
Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина. Сочинение. Контрольная работа.
Опорные понятия:имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.
Внутрипредметные связи:С. Есенин и А. Блок; творческая полемика С. Есенина и В. Маяковского; пушкинские традиции в
лирике Есенина.
Межпредметные связи:С. Есенин в музыке (лирические циклы и романсы Г. Свиридова, 3. Левиной, В. Липатова, В.
Веселова и др.).
Для самостоятельного чтения:стихотворения «Письмо к матери», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Черный
человек», «Страна негодяев».
Литературный процесс 30х – начала 40х годов XX века (1 час) Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, иде
ализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.
Рождение новой песеннолирической ситуации.Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический
образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.
Литература на стройке:произведения 30х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Ги
дроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).
Драматургия: «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Таня» А.Арбузова.
Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина
в романе «Как закалялась сталь».
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твар
довского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественноисторическое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30е годы.Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева.
«Парижская нота» русской поэзии 30х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской, Г.
Адамовича и др.
А. Н. Толстой. (2часа) Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления исторической личности, черты
национального характера в образе Петра.
М. А. Шолохов (13 часов) Романэпопея «Тихий Дон».
Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни
донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и
святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность,
противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного
правдоискательства. Художественностилистическое своеобразие «Тихого Дона». Историческиконкретное и
вневременное в проблематике шолоховского романаэпопеи. Сочинение по творчеству Шолохова.
Опорные понятия:хронотоп романаэпопеи; гуманистическая концепция истории в литературе.
Внутрипредметные связи:продолжение традиций толстовского эпоса в «Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль се
мейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков).
Межпредметные связи:исторические источники романа «Тихий Дон» (труды В. Владимировой, А. Френкеля, М. Корчина и
др.); «Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С. Корольков, О. Верейский, Ю. Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И.
Правова и О. Преображенской (1931), С. Герасимова (1958).
Для самостоятельного чтения:рассказы «Лазоревая степь», «Шибалково семя», «Родинка».
М. А. Булгаков (10 часов) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору. Сатира Булгакова – по
выбору.
Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного самоопределения личности в
эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических
временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной
пафос романа.
«Мастер и Маргарита»как «романлабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех
повествовательных пластов в образнокомпозиционной системе романа. Нравственнофилософское звучание
«ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в
проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины. Сочинение по творчеству Булгакова.
Опорные понятия:«исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.
Внутрипредметные связи:евангельские мотивы в прозе М. Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и
Маргарите» (И.В. Гёте, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь).
Межпредметные связи:М. Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации произведений М. Булгакова; музыкальные
реминисценции в булгаковской прозе.
Для самостоятельного чтения:рассказ «Красная корона», повесть «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Дни Турбиных».
Б. Л. Пастернак (5 часов) Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В
больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии»,
«Гефсиманский сад» и др. по выбору.
Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их
взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского
противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики
Б.Л. Пастернака.
Роман «Доктор Живаго».
Черты нового лирикорелигиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема
интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки
жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.
Опорные понятия:метафорический ряд; лирикорелигиозная проза.
Внутрипредметные связи: Б. Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и шекспировская темы в лирике и
прозе поэта; Б. Пастернак и В. Маяковский.
Межпредметные связи:рисунки Л.О. Пастернака; музыкальные образы Ф. Шопена в лирике Б. Пастернака.
Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя — жизнь », «Когда разгуляется», поэма «Девятьсот пятый год».
ПрозаА. П. Платонова (6 часов) Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», повести «Сокровенный
человек», «Котлован» — по выбору. Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика,
правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого»
авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», фи
лософская многозначность ее названия. Роль «ключевых» словпонятий в художественной системе писателя.
Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия.
Внутрипредметные связи:жанр антиутопии в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Шариков А.П. Платонова и Шариков
М.А. Булгакова («Сокровенный человек» — «Собачье сердце»).
Межпредметные связи:проза А. Платонова и живопись П. Филонова.
Для самостоятельного чтения:рассказы «Родина электричества », «Старый механик», повесть «Джан ».
Жизнь и творчествоВ.В. Набокова (обзор) (2 часа) Роман «Машенька».
Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно
временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона фрау Дорн. Словесная пласти
ка Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горькоироническое звучание финала
романа.
Опорные понятия:элитарная проза; литературное двуязычие.
Внутрипредметные связи:пушкинские реминисценции и романе «Машенька»; В. Набоков и И. Бунин.
Межпредметные связи:литературное двуязычие в творчестве В. Набокова; размышления писателя о художественном
значении русского языка.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Облако, озеро, башня », роман «Защита Лужина».
Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе. Литературный процесс 50х –
начала 80х годов (обзор). (2 часа)
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И.
Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.).
Лирика военных лет.Песенная поэзия В. ЛебедеваКумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А.
Фатьянова, К. Симонова. «Моабитские тетради» Муссы Джалиля.
Жанр поэмы в литературной летописи войны(«Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и
др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа
и русского солдата в «Книге про бойца».
Проза о войне.«Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А.
Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Судьба человека» М. Шолохова и др.
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С.
Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман
Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.).
«Оттепель» 1953—1964 годов— рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и
общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского,
А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.
«Окопный реализм» писателейфронтовиков 60—70хгодов.Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В.
Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.
«Деревенская проза» 50—80х годов.Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, Ф.Абрамова, В.
Белова и др. Рождение мифофольклорного реализма (повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и
др.). Нравственнофилософская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В.Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю.
Домбровского, В. Крупина.
Историческая романистика 60—80х годов.Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произве
дениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 70—80х годов.Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А.
Башлачева.
А. Т. Твардовский (3часа) Стихотворения «Вся суть в одномединственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный
цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь
человечество вини…» и др. по выбору.
Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив
«лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных
лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.
Поэма «По праву памяти».
«По праву памяти» как поэмаисповедь, поэмазавещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической
памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
Опорные понятия:лирикопатриотический пафос; лирический эпос.
Внутрипредметные связи:И.А. Бунин о поэме «Василий Теркин»; некрасовские традиции в лирике А. Твардовского.
Межпредметные связи:литературная деятельность А. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства,
воспоминания.
Для самостоятельного чтения:стихотворения «Жестокая память», «Как после мартовских метелей...», «Полночь в мое
городское окно...», поэмы «Дом у дороги», «За далью — даль».
Герои и проблематика «военной прозы». Военная проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, Б. Васильева, В. Астафьева и
др. по выбору (2 часа) Поэтическая «оттепель». Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина. (1 час)
Н. Рубцов (2 часа)
Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В горнице», «Душа хранит» и др.
Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного очага. Одухотворенная
красота природы в лирике.
Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова.
Опорные понятия:«тихая» лирика, напевный стих.
Внутрипредметные связи:есенинские традиции в лирике Н. Рубцова.
Межпредметные связи: песни и романсы на стихи Н. Рубцова (музыка А. Морозова, А. Лобзова, А. Васина и др.).
Для самостоятельного чтения: «Звезда полей», «Первый снег», «Ферапонтово» и др.
Проза В.П. Астафьева (5 часов)Роман «Печальный детектив», повесть «Царьрыба», рассказ «Людочка» и др.
Натурфилософия В. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя.
Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества Астафьева. Синтетическая
жанровая природа крупных произведений писателя.
Опорные понятия:натурфилософская проза, новеллистический цикл.
Внутрипредметные связи:«Царьрыба» Астафьева и «Старик и море» Э. Хемингуэя.
Межпредметные связи: рассказ «Людочка» и к/ф С. Говорухина «Ворошиловский стрелок».
Для самостоятельного чтения: повести «Стародуб», «Перевал», роман «Прокляты и убиты».
«Деревенская проза» 5080х годов XX века. ТворчествоС. Залыгина, Ф. Абрамова, Ю. Казакова(обзор). Жизнь и
творчествоВ. Г. Распутина. Повесть «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений. (3 часа)
Опорные понятия:«деревенская проза», трагическое пространство.
Внутрипредметные связи:нравственная проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и повести
В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».
Межпредметные связи: экранизация повести «Прощание с Матёрой», «Василий и Василиса».
Для самостоятельного чтения: повести В.Г. Распутина «Деньги для Марии», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Пожар».
Нравственнофилософская проблематика прозы и драматургии 7080х годов (обзор). Жизнь и творчество А.
Вампилова. Пьеса «Утиная охота» (2 часа)
Жизнь и творчество В. Т. Шаламова. «Колымские рассказы»(2 часа) Нравственная проблематика «лагерной» прозы В.
Шаламова.
Н. А. Заболоцкий (2 часа) Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...»,
«Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору. Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные
вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышленияпредписания в
художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационноритмическое и образное своеобразие лирики Заболоцкого.
Опорные понятия:поэзия ОБЭРИУ; «натурфилософская» лирика.
Внутрипредметные связи:опыт переложения «Слова о полку Игореве» в творчестве Н. Заболоцкого; влияние поэзии Ф.И.
Тютчева, А. Блока, Б. Пастернака на лирику Заболоцкого.
Межпредметные связи:лирика Н. Заболоцкого и живопись Б. Кустодиева, П. Филонова, М. Шагала, П. Пикассо.
Для самостоятельного чтения:сборник «Столбцы», поэма «Торжество земледелия».
В. М. Шукшин (3 часа) Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал», «Выбираю деревню на жительство»
Колоритность и яркость шукшинских героев«чудиков». Народ и «публика» как два нравственнообщественных полюса в
прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах
писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
Опорные понятия:герой«чудик»; пародийность художественного языка.
Внутрипредметные связи:творчество В. Шукшина и произведения «деревенской» прозы (В. Распутин, В. Белов, Ф. Абра
мов, Б. Можаев и др.).
Межпредметные связи:кинодраматургия В. Шукшина (к/ф «Живет такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и
др.).
Для самостоятельного чтения:повестьсказка «До третьих петухов», киноповесть «Калина красная».
А.И.Солженицын (5 часов) Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужи
ка, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов
в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в
стилистике повести.
Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены.
Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты).
Контрольное тестирование.
Опорные понятия:двуединство героя и автора в эпосе; тип герояправедника.
Внутрипредметные связи:тема народного праведничества в творчестве А. Солженицына и его литературных пред
шественников (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев и др.).
Межпредметные связи: нравственнофилософская позиция Солженицынаисторика; язык «нутряной» России в прозе
писателя.
Для самостоятельного чтения:рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки». Русская проза и поэзия 8090х годов (5 часов)Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно
исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).
Проза Л. Бородина. Повесть «Третья правда».
И. А. Бродский. Поэзия и судьба. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…» Воссоздание
«громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.
Авторская песня. Жизнь и творчество Б. Ш. Окуджавы (обзор).
Литература последнего десятилетия (2 часа) Основные тенденции современного литературного процесса.
Постмодернизм. Рассказы Т. Толстой. Проза В. Пелевина, М.Елизарова и др.
Зарубежная литература (4 часа) Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион». Поэзия Г. Аполлинера. Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и
море».
Резерв 1 час.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по литературе 11 класс (профильный уровень)
В неделю – 5 часов
В год – 170 часов
№
Наименование разделов
1 Введение. Сложность и самобытность русской литературы 20 века. Реалистические
традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.
2 Творчество И.А. Бунина.
3 Проза и драматургия М. Горького.
4 Проза А. И. Куприна.
5 Проза Л. Н. Андреева.
6 «Серебряный век» русской поэзии. Поэзия А.А. Блока.
7 Творчество А. А. Ахматовой.
8 Творчество М.И. Цветаевой.
9 Творчество О. Э. Мандельштама.
10
Октябрьская революция и литературные процессы 20 годов.
И. Бабель. Е. Замятин. М.Зощенко.
11 Творчество В.В. Маяковского.
12 Творчество С.А. Есенина.
13 Литературный процесс 30х – начала 40х годов XX века.
14 Жизнь и творчество А.Н. Толстого (обзор) .
14 Творчество М. А. Шолохова.
15 Творчество М.А. Булгакова.
16 Творчество Б.Л. Пастернака.
17 Проза А. П. Платонова.
18 Жизнь и творчество В.В. Набокова.
19 Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе
Литературный процесс 5080х годов XX века. Общая характеристика литературы
послевоенных лет.
20 Поэзия А. Т. Твардовского.
21 Военная проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, Б. Васильева, В. Астафьева и др. по
выбору.
22 Поэтическая «оттепель». «Громкая» и «тихая» лирика. Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р.
Рождественский, Б. Ахмадулина, Н. Рубцов.
23 Проза В.П. Астафьева.
24 «Деревенская проза» 5080х годов XX века (обзор). Жизнь и творчество В. Г.
Распутина.
25 Нравственнофилософская проблематика прозы и драматургии 7080х годов (обзор).
Жизнь и творчество А. Вампилова.
Количество
часов
2
8+1 Рр
8+1 Рр
5
2+1 Рр
19+2 Рр
6+1 Рр
4
2
4
8+1 Рр
8+1 Рр+1 к.р.
1
2
12+1 Рр
9+1 Рр
5
6
2
2
3
2
3
5
3
2 26 Жизнь и творчество В. Т. Шаламова.
27 Поэзия Н.А. Заболоцкого.
28 Проза В. М. Шукшина.
29 Проза А. И. Солженицына.
30 Русская проза и поэзия 8090х годов XX века (обзор). Л. Бородин. И. Бродский. Б.
Окуджава.
31 Литература последнего десятилетия.
32 Зарубежная литература.
33 Уроки внеклассного чтения.
34 Резерв.
2
2
3
4+1 к.р.
4+1 Рр
2
6
2
1
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе 11 класс профильный уровень
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе 11 класс профильный уровень
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе 11 класс профильный уровень
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе 11 класс профильный уровень
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе 11 класс профильный уровень
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе 11 класс профильный уровень
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе 11 класс профильный уровень
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе 11 класс профильный уровень
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе 11 класс профильный уровень
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе 11 класс профильный уровень
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.