№ п/п |
Наименование раздела и темы урока |
Планируемые результаты обучения |
Возможные виды деятельности учащихся |
Примерные календарные сроки |
|||||||||
Предметные умения |
УУД |
план |
факт |
||||||||||
1 |
Что такое орфоэпия? |
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации: Личностные: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация |
Наблюдать над звуками; Анализировать звуковой и буквенный состав слов; звуки на письме обозначаются буквами. |
08.09 |
|
|
||||||
2 |
Что такое фонография или звукозапись? |
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
|
Познавательные: (знаково-символические): моделирование Личностные: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация |
Сравнивать слова-названия предметов, слова-названия признаков, слова- названия действий; |
15.09 |
|
|
||||||
3 |
Звуки - не буквы! |
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
|
Личностные: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация Коммуникативные: Инициативное сотрудничество |
Наблюдать за звуками и буквами; работа над транскрипцией слов |
22.09 |
|
|
||||||
4 |
Звучащая строка. |
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
|
Личностные: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация Коммуникативные: Инициативное сотрудничество |
Наблюдать за звуками и буквами; работа над транскрипцией слов Развитие культуры речи. |
29.09 |
|
|
||||||
5 |
Банты и шарфы. |
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование Коммуникативные: Инициативное сотрудничество |
Уметь пользоваться
Толковым словарем; |
06.10 |
|
|
||||||
6 |
«Пигмалион» учит орфоэпии. |
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации: Личностные: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация |
Наблюдать за ударением в словах; уметь правильно расставлять ударение в словах Развитие культуры речи. |
13.10 |
|
|
||||||
7 |
Кис- кис! Мяу!, или кое- что о звукоподражаниях. |
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации: Регулятивные: контроль и самоконтроль процесса. |
Познакомиться со звукоподражаниями; с образованием звукоподражаний |
20.10 |
|
|
||||||
8 |
Имена вещей. |
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации: Регулятивные: контроль и самоконтроль процесса. |
Уметь пользоваться толковыми словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.
|
27.10
|
|
|
||||||
9 |
О словарях энциклопедических и лингвистических. |
Дать представление о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование Коммуникативные: Инициативное сотрудничество |
Уметь пользоваться толковыми словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.
|
10.11 |
|
|
||||||
10 |
В царстве смыслов много дорог. |
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование Коммуникативные: Инициативное сотрудничество |
Наблюдение за многозначностью слова. |
17.11 |
|
|
||||||
11 |
Как и почему появляются новые слова? |
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование
|
Уметь пользоваться толковыми словарями. |
24.11 |
|
|
||||||
12 |
Многозначность слова. |
Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование Коммуникативные: Инициативное сотрудничество |
Различать признаки многозначности и слова-омонимы. |
01.12 |
|
|
||||||
13 |
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. |
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование Коммуникативные: Инициативное сотрудничество |
Уметь пользоваться толковыми словарями; определение первоисточников слова |
08.12 |
|
|
||||||
14 |
Об одном и том же - разными словами. |
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации: Регулятивные: контроль и самоконтроль процесса. |
Уметь выделять слова-синонимы; использовать слова-синонимы в речи |
15.12 |
|
|
||||||
15 |
Как возникают названия. |
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации: Регулятивные: контроль и самоконтроль процесса. |
Уметь
пользоваться
этимологическими и историческими словарями; |
12.01 |
|
|
||||||
16-17 |
Фразеологические обороты |
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
|
Познавательные: (знаково-символические): моделирование Личностные: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация |
Уметь находить фразеологизмы в литературных произведениях. Употреблять в речи фразеологические обороты |
19.01-26.01 |
|
|
||||||
18 |
Словари «чужих» слов. |
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
|
Познавательные: (знаково-символические): моделирование Личностные: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация |
Уметь определять значение иностранных слов |
02.02 |
|
|
||||||
19-20 |
«Он весь свободы торжество». |
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование Коммуникативные: Инициативное сотрудничество |
Наблюдение над стихами А.С.Пушкина и умение находить строки народной речи в произведениях А.С.Пушкина. Развивать культуру речи. |
09.02-16.02
|
|
|
||||||
21 |
Мы говорим его стихами. |
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование Коммуникативные: Инициативное сотрудничество |
Уметь находить крылатые выражения и афоризмы в произведениях А.С.Пушкина. |
02.03 |
|
|
||||||
22 |
Слова, придуманные писателями. |
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
|
Познавательные: (знаково-символические): моделирование Личностные: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация |
Уметь находить индивидуально-авторских неологизмов в произведениях А.С.Пушкина |
09.03 |
|
|
||||||
23 |
Слова- уходящие и слова – новички. |
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование Коммуникативные: Инициативное сотрудничество |
Уметь находить устаревшие слова и правильно употреблять их в речи |
16.03 |
|
|
||||||
24-25 |
Словарь языка Пушкина. |
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование Коммуникативные: Инициативное сотрудничество |
Уметь пользоваться «Словарем языка Пушкина» |
23.03-06.04 |
|
|
||||||
26 |
Смуглая Чернавка. |
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
|
Познавательные: (знаково-символические): моделирование Личностные: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация |
Уметь находить в тексте первые русские имена; знать значение древнерусских имен |
13.04 |
|
|
||||||
27 |
Паронимы, или «ошибкоопасные слова». |
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
|
Познавательные: (знаково-символические): моделирование Личностные: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация |
Уметь находить паронимы в тексте и правильно их употреблять |
20.04 |
|
|
||||||
28-29 |
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». |
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование Коммуникативные: Инициативное сотрудничество |
Уметь подбирать родственные слова; Уметь пользоваться словообразовательным словарем
|
27.04.-04.05 |
|
|
||||||
30 |
Какой словарь поможет избежать ошибок? |
Знакомство со словарной статьей «Словарь паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
|
Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование Коммуникативные: Инициативное сотрудничество |
Наблюдать словарями паронимов; употреблять паронимы в устной и письменной речи |
11.05 |
|
|
||||||
31-32 |
Словарь- грамотей. |
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
|
Познавательные: (знаково-символические): моделирование Личностные: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация |
Уметь пользоваться орфографическим словарем |
18.05 |
|
|
||||||
33-34 |
КВН по русскому языку. Обобщающее занятие. |
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами.
|
Познавательные: (знаково-символические): моделирование Личностные: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация |
Наблюдение за словами противоположными и близкими по значению. Применять в речи такие слова |
25.05 |
|
|
||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.