Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса
Оценка 5

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
4 кл
04.06.2017
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Грамотей" для 4 класса
Цель: • развитие речевой культуры, грамотности, привитие интереса к родному языку; • расширение, углубление и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку; показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.Программа кружка внеурочной деятельности «Грамотей»(далее – программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Программа имеет общеинтеллектуальную направленность и составлена на основе авторской программы Беркутовой Г.И. и Пантелеевой Т.И. Востребованность общества в ителлектуально-развитых людях, обладающих речевой и письменной грамотностью, как неотъемлемой части культуры духовной, определила значимость и актуальность программы «Грамотей».
моя таблица внеурочка4 Г.docx

п/п

Наименование раздела и  темы урока

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся

Примерные календарные сроки

Предметные умения

УУД

план

факт

1

  Что такое орфоэпия?

 Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

 

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации:

Личностные:

смыслообразование и нравственно-этическая ориентация

Наблюдать над звуками;  

Анализировать звуковой и буквенный  состав слов;  звуки на письме обозначаются  буквами.

08.09

 

 

2

Что такое фонография или звукозапись?

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

                                                                           

Познавательные:

(знаково-символические): моделирование

Личностные:

смыслообразование и нравственно-этическая ориентация

 Сравнивать слова-названия предметов, слова-названия признаков, слова- названия действий;

15.09

 

 

3

Звуки -  не буквы!

 Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

 

 

Личностные:

смыслообразование и нравственно-этическая ориентация Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество

Наблюдать  за звуками и буквами;  работа над транскрипцией слов

22.09

 

 

4

Звучащая строка.

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

 

 

 

Личностные:

смыслообразование и нравственно-этическая ориентация Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество

Наблюдать  за звуками и буквами;  работа над транскрипцией слов Развитие культуры речи.

29.09

 

 

5

Банты и шарфы.

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты  и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

 

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество

Уметь пользоваться Толковым словарем;
Наблюдать за произношением 

06.10

 

 

6

 «Пигмалион» учит орфоэпии.

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

 

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации:

Личностные:

смыслообразование и нравственно-этическая ориентация

Наблюдать за ударением в словах; уметь правильно расставлять ударение в словах  

Развитие культуры речи.

13.10

 

 

7

  Кис- кис! Мяу!, или кое- что о звукоподражаниях.

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

 

 

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации:

Регулятивные:

контроль и самоконтроль процесса.

Познакомиться со звукоподражаниями; с образованием звукоподражаний

20.10

 

 

8

Имена вещей.

Знакомство с   термином

 « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение  словарного запаса  учащихся.

 

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации:

Регулятивные:

контроль и самоконтроль процесса.

Уметь пользоваться толковыми словарями.

Обогащение  словарного запаса  учащихся.

 

27.10

 

 

 

 

 

 

 

 

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

 Дать представление  о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

 

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество

  Уметь пользоваться толковыми словарями.

Обогащение  словарного запаса  учащихся.

 

10.11

 

 

10

  В царстве смыслов много дорог.

Знакомство с  многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

 

 

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество

Наблюдение  за многозначностью слова.

17.11

 

 

11

 Как и почему появляются новые слова?

 Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование

 

Уметь  пользоваться толковыми словарями.

24.11

 

 

12

  Многозначность слова.

Рассказ о свойстве

«многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество

Различать  признаки многозначности и слова-омонимы.

01.12

 

 

13

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

 Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

 

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество

Уметь  пользоваться толковыми словарями; определение первоисточников слова

08.12

 

 

14

Об одном и том же - разными словами.

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

 

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации:

Регулятивные:

контроль и самоконтроль процесса.

Уметь  выделять слова-синонимы;  использовать слова-синонимы в речи

15.12

 

 

15

  Как возникают названия.

 Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации:

Регулятивные:

контроль и самоконтроль процесса.

Уметь пользоваться этимологическими и историческими  словарями;
 

12.01

 

 

16-17

Фразеологические обороты

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

 

 

 

Познавательные:

(знаково-символические): моделирование

Личностные:

смыслообразование и нравственно-этическая ориентация

 Уметь находить фразеологизмы в литературных произведениях. Употреблять в речи фразеологические обороты

19.01-26.01

 

 

18

  Словари «чужих» слов.

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

 

 

Познавательные:

(знаково-символические): моделирование

Личностные:

смыслообразование и нравственно-этическая ориентация

 Уметь определять значение иностранных слов

02.02

 

 

19-20

«Он весь свободы торжество».

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

 

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество

Наблюдение  над стихами А.С.Пушкина и умение находить строки народной речи в произведениях А.С.Пушкина. Развивать культуру речи.

09.02-16.02

 

 

 

 

21

  Мы говорим его стихами.

 Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

 

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество

Уметь  находить крылатые выражения и афоризмы в произведениях А.С.Пушкина.

02.03

 

 

22

Слова, придуманные писателями.

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

 

 

Познавательные:

(знаково-символические): моделирование

Личностные:

смыслообразование и нравственно-этическая ориентация

Уметь  находить индивидуально-авторских неологизмов в произведениях А.С.Пушкина

09.03

 

 

23

Слова-  уходящие и слова – новички.

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

 

 

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество

Уметь находить устаревшие слова и правильно употреблять их в речи

16.03

 

 

24-25

Словарь языка Пушкина.

  Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

 

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество

Уметь пользоваться «Словарем языка Пушкина»

23.03-06.04

 

 

26

Смуглая Чернавка.

 Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

 

 

Познавательные:

(знаково-символические): моделирование

Личностные:

смыслообразование и нравственно-этическая ориентация

 Уметь находить в тексте первые русские имена; знать значение древнерусских имен

13.04

 

 

27

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

 

 

Познавательные:

(знаково-символические): моделирование

Личностные:

смыслообразование и нравственно-этическая ориентация

Уметь  находить паронимы в тексте и правильно их употреблять

20.04

 

 

28-29

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

 Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество

Уметь подбирать родственные слова;

Уметь пользоваться словообразовательным словарем

 

27.04.-04.05

 

 

30

Какой словарь поможет избежать ошибок?

 Знакомство со словарной статьей  «Словарь  паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

 

Познавательные (информационные)

обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество

Наблюдать  словарями паронимов; употреблять паронимы в устной и письменной речи

11.05

 

 

31-32

 Словарь- грамотей.

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

 

 

 

Познавательные:

(знаково-символические): моделирование

Личностные:

смыслообразование и нравственно-этическая ориентация

Уметь пользоваться орфографическим словарем

18.05

 

 

33-34

 КВН по русскому языку.

Обобщающее занятие.

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами.  

 

Познавательные:

(знаково-символические): моделирование

Личностные:

смыслообразование и нравственно-этическая ориентация

Наблюдение за словами противоположными и близкими  по значению. Применять в речи такие слова

25.05

 

 

 


 

Наименование раздела и темы урокаПланируемые результаты обученияВозможные виды деятельности учащихсяПримерные календарные сроки

Наименование раздела и темы урокаПланируемые результаты обученияВозможные виды деятельности учащихсяПримерные календарные сроки

Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука»

Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука»

Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование

Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование

Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации:

Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации:

Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов»

Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов»

Определение первоисточников слова,

Определение первоисточников слова,

Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести

Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести

Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование

Познавательные (информационные) обучение работе с разными видами информации – (знаково-символические), моделирование

Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов

Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов

Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи

Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи

Работа с орфографическим словарем

Работа с орфографическим словарем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017