Календарный тематический план по развитию речи

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В материала представлен план основанный на тематике с ориентировкой на осенний сезон и праздники. в плане представлена как непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, так и совместная, самостоятельная деятельность. Для созднаия системы работы по той или иной теме предлагаются игры и упражнения.
Иконка файла материала лаптева планирование развитие речи .docx
Календарно­ тематическое планирование  образовательное области «Речевое развитие» подготовительная группа Выполнила: воспитатель Лаптева С.Н.  Сентябрь Внимание, дети! (безопасность в природе, безопасность на дороге, безопасность дома и в детском саду)  №  п /п    недел я 1 I Непосредственно образовательная деятельность  Совместная деятельность Самостоятельная  деятельность Интегр. Образовательна я область,  раздел   Развитие речи  Тема Задачи, содержание  Мы водители, Затулина стр.  7  Обогащать  представления детей о  видах транспорта:  наземном, подземном  воздушном, водном.  Учить понимать смысл  обобщающих слов.  Воспитывать интерес  детей к профессиям  людей, работающих на  транспорте, дать  представление о  значении их труда для  общества.  Дыхательная гимнастика.  Цель: учить расслаблять и  восстанавливать организм  после физической  нагрузки. «Послушаем  свое дыхание», Рудик, стр.  107  Д/и «Для кого огонь друг». Цель: знакомить детей с   правилами пожарной  безопасности и  осторожному обращению с огнём. П/и «Пожарные на учении» Цель: развивать у детей  чувство коллективизма,  умение выполнять  движения по сигналу.  ОО «С­ к/р», ОО  «Х/э/р» ОО  «Ф/р» Рассматривание  изготовленных  книжек­малышек,  иллюстраций по  пожарной тематике,  рассматривание книг  с потешкой Кошкин  дом  С/р игра  «Дом­ больница»2 Развитие речи и  подготовка к  грамоте  Анализ слова  «Дорога»,   Журова,  Занятие 1.   ОО «С­ к/р», ОО  «Х/э/р» ОО  «П/р» ОО  «Ф/р» Схематическое  изображение  человека с помощью  счетных палочек,  бумажных полосок Д/и «Добрые и злые  герои в сказках» Просмотр  энциклопедии по  правилам пожарной  безопасности. Игра «Чья машина  доедет быстрее» Игровая задача:  развивать ловкость,  смекалку, быстроту  реакций Составить  слово  «Дорога»  Формирование умения  находить буквы «А»,  среди других букв  алфавита. Развитие  фонематических  представлений,  зрительного и звукового  внимания, общей и  тонкой моторики.  Воспитание навыков  сотрудничества,  доброжелательности,  инициативности,  ответственности. Упражнять в лазании и в  построении в колонну. Артикуляционная  гимнастика. Тренировка  нижней челюсти.  Упражнение 1. Стр.  107.Рудик.   Дидактическая игра  «Расскажи и объясни». Цель изучить правила  поведения в  экстремальных условиях. Обыгрывание ситуаций  «Осторожно –  незнакомец!» Наблюдение за  специальным транспортом Игра в поездку в  напольную железную  дорогу.  П/и «Пешеходы и машины» Цель: закреплять знания  дорожного движения,  знания детей о  транспортных средствах,  дорожных знаках.  Воспитывать  дисциплинированного  пешехода.Детский сад. Профессии 4 II Развитие речи Дыхательная гимнастика.  Цель: учить регулировать  процесс дыхания. Рудик,  стр. 111.   Плакаты «профессии детского сада »,  «Наш луг», «Детский сад» ОО «С­ к/р», ОО  «Х/э/р» Новенькие,  Затулина стр. 4  Продолжать учить  детей ориентироваться  в окружающей  обстановке, уметь  описывать место,  называть характерные  особенности  помещений в детском  саду и их назначение.  Продолжать  формировать навыки  диалогической и  монологической речи.  Подвести детей к  пониманию слова как  единице речи.3 Развитие речи  и подготовка к  грамоте  Слово  «Повар»,  Журова ,  занятие 2. Осень. Овощи и фрукты. Сад и огород. 4 Развитие речи III Фрукты.  Б.Щербаков.  Натюрморт.  Затулина, стр. 18.   Артикуляционная  гимнастика. Тренировка  губных мышц. Рудик, стр.  107.  Рассматривание альбома  «Профессии детского  сада», беседа по  картинкам.  Беседа «Чем я люблю  играть  в детском саду», Лепка «Моя игрушка»  С/р игра «Детский  сад», схемы для лепки и  рисования «игрушки  детского сада»  Рассматривание  иллюстраций в  детских книжка  «Дети на качелях» П/и «Качели –  карусели»  ОО «С­ к/р», ОО  «Х/э/р» ОО  «Ф/р» Дыхательная гимнастика.  Цель: учить укреплять  мышцы дыхательной  системы, носоглотки и  верхних дыхательных  путей. стр. 111. Рудик  Презентация «Натюрморт  в живописи» Д/и «Весёлый натюрморт»  Д/и «Сложи  натюрморт» Вырезание округлых  форм по трафарету ОО «С­ к/р», ОО «Х­ э/р» ОО  «Х/э/р» Составить слово  «Повар» Формирование умения находить букву  «О», среди других букв алфавита. Развитие  фонематических  представлений,  зрительного и  звукового внимания,  общей и тонкой  моторики. Воспитание  навыков  сотрудничества,  доброжелательности,  инициативности,  ответственности. Продолжать развивать  художественное  восприятие   произведения  изобразительного  искусства: натюрморт.  Развивать умение  выражать речью свои  впечатления,  высказывать суждения,  оценки. Развивать  эстетические чувства,  эмоции. ВоспитыватьРазвитие речи  и подготовка к  грамоте  Слово «Лук»,  Журова,  занятие 3.  интерес к  изобразительному  творчеству  художников. Составить слово «Лук», Формирование умения  находить новую букву  среди других букв.  Чтение слияний Ау, уа.  Развитие  фонематических  представлений,  зрительного и  звукового внимания,  общей и тонкой  моторик, координации  речи с движением,  творческого  воображения.  Формирование навыков  сотрудничества,  положительной  установки на участие в  занятии,  инициативности,  самостоятельности,  ответственности. ОО «С­ к/р», ОО  «Х/э/р» Иллюстрации  деревьев: рябины,  березы, тополя и др.  С/р игра «Магазин  овощей и фруктов» Лепка овощей и  фруктов по схемам и таблицам Артикуляционная  гимнастика. Тренировка  губных мышц. Упражнение 1. стр. 107.Рудик.    Наблюдения за  особенностями осенних  деревьев Д/и «С какого дерева  лист» Вечер загадок «Фрукты,  овощи» Осень. Мир растений (лес, грибы, ягоды) 5 Развитие речи IV За ягодами. Рассказ по  серии  Продолжать учить  детей составлять  рассказы творческого  Дыхательная гимнастика.   Дыхательная гимнастика.  Цель: учить укреплять  Рассматривание  изображений в  иллюстративных  ОО  «П/р», ООсюжетных  картин, стр.  22. Затулина   6  Развитие речи  и подготовка к  грамоте  Золотая  осень. И.  Левитан.  Рассказывани е по картине,  стр.39.  Затулина.  мышцы дыхательной  системы, носоглотки и  верхних дыхательных  путей. Рудик, стр. 111.  Беседа о пластинчатых и  трубчатых грибах.  научно­популярных  изданий для детей.  Рисование грибов с  опорой на  фотографию. «Х/э/р» Артикуляционная  гимнастика. Тренировка  губных мышц. Упражнение 2. стр. 107.Рудик.   Беседы: «Хвойные и  лиственные деревья»  Чтение Л.Толстого «Дуб и  орешник». Загадывание загадок о  деревьях.   Рассматривания  репродукций картин  с ленными  пейзажами.  ОО  «П/р», ОО  «Х/э/р» Технологические  карты «Рисование  дерева»,  Конструирование  леса  из  стройматериала. характера по серии  сюжетных картинок.  Продолжать упражнять  детей в согласовании  слов в предположении,  в составлении  предложений по  опорным словам. Учить выполнять  предложения из  рассказа. Развивать  наблюдательность,  память, воображение.  Воспитывать любовь к  природе.  Развивать у детей  художественное  восприятие  произведений  изобразительного  искусства. Продолжать  вводить в речь детей  эмоционально­ оценочную лексику.  Совершенствовать  умения составлять  рассказы о содержании  картины. Воспитывать  любовь и бережное  отношение к  произведениям  искусства.Октябрь  Осень. Домашние животные и птицы №  п /п неде ля Непрерывная непосредственно образовательная  деятельность    Образовател ьная область, раздел   Тема Совместная деятельность  Интег.  Самостоятель ная  деятельность  Задачи, содержание7 Развитие  речи Домашние  животные,  Зырянова, стр.  81 ОО «С­ к/р» ОО  «П/р», ОО  «Х/э/р» Альбом  «Домашние  птицы»  Мозаика  и  пазлы с  изображением   домашних птиц и животных  Лепбук  «Домашние  животные»  Совершенствовать  грамматический  строй  речи (образование  притяжательных  прилагательных),  развивать связную речь.  Формировать общие  речевые навыки. Продолжать учить детей  обобщать понятие  «домашние животные».  Формировать закреплять  знание детей о домашних  животных. Развивать у  детей мышление через    отгадывание загадок Воспитывать  у   детей  представление, что  домашние  животные  приносят человеку  пользу.   Дыхательная гимнастика.  Воздушный шар.  Цель: Учить  укреплять мышцы грудной клетки.  Рудик, стр. 111   Чтение рассказы К.Д. Ушинского  «Петушок с семьей» Д/и «Дикие, домашние птицы»  Цель: Упражнять в различении  домашних и диких птиц, называть  характерные признаки.  П/и  «Гуси» Цель: Развитие  навыков общения со сверстниками.  Развитие ловкости, выносливости,  умения бегать П/и «Поймай хвост» Цель: Научить бегу в колонне,  держась правой рукой за плечо  впереди стоящего.  Чтение худ литературы Г.Х.  Андерсена «Гадкий утёнок»,  заучивание стихотворения «Как  живёте, что жуёте?» П/и «Поймай хвост»8 Развитие  речи и  подготовка к  грамоте  Слово  «Курица»,  Журова, занятие 4.  Артикуляционная гимнастика.  Тренировка губных мышц.  Упражнение 3. Рудик, стр. 108.  Знакомство с текстом  сказки «Сивка – бурка» Беседа об окраске шерсти  животных (лошадей) П/и «Всадники» Цель:  закрепить  умение действовать по сигналу,  согласовывать свои действия с  действиями партнера в беге  парами.  Иллюстрации  разных  художников и  рисунками  мультипликато ров (по  желанию ­  просмотр  мультфильма) ОО  «П/р» ОО  «Х­ э/р», ОО  «Х/э/р» Составить  слово   «Курица». Формирование  умения находить новую  букву среди других букв  алфавита.  Совершенствование  навыка чтения слияния  гласных.  Совершенствование  фонематических  представлений,  воспитание мягкого  голоса  начала на  материале гласного звука  (и) , развитие зрительного  и слухового внимания,  общей, тонкой и  артикуляционной  моторики, координация  речи с движением,  творческого воображения. Формирование навыков  сотрудничества,  взаимодействия,  доброжелательности,  ответственности,  самостоятельностиОсень. Дикие животные и лесные птицы 9 II Развитие  речи Царевна –  лягушка,  чтение,  Затулина,  стр. 24 Плакаты  «Еловый лес»,  книга  «Заповедники  России»  ОО  «П/р» ОО  «Х/э/р» Познакомить детей с новым  художественным произведением,  обратить внимание детей на образные   слова и выражения характерные для  русских народных сказок. Грамота –  продолжать знакомить детей с  предложением: бывают длинные и  короткие, несколько предложений на  одну тему – это рассказ. Учить  вычленять предложение  из рассказа,  определять их порядок в рассказе.  Составлять предложение по набору  слов. Воспитывать интерес и любовь к  сказкам.   Дыхательная гимнастика  Цель: учить укреплять  мышцы дыхательной  системы,  носоглотки и  верхних дыхательных  путей. Рудик  стр. 111.   Логокуб «Дикие  животные» Цель:   развивать логическое  мышление, внимание, связ ную речь; закреплять  навык классификации  предметов.1 0 Развитие  речи и  подготовка  к грамоте  Слово  «Дятел»,  Журова,  занятие 5. Дружат девочки и мальчики. Мои друзья Ознакомление с буквой Яя. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Яя. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Формирование навыка анализа предложения с предлогом. Совершенствование навыков Артикуляционная  гимнастика. Тренировка  губных мышц.  Упражнение 3. стр.  108.Рудик.   Беседа: Как животные  приспосабливаются к  зиме» Чтение Н. Сладков  «Медведь и солнце» Чтение сказки «Лягушка – путешественница» М.  Гаршина   Дидактические игры  “Назови перелётную  птицу”, «Кто улетел? »; П/ и «Перелёт птиц» Цель: Упражнять в умении   двигаться в одном  направлении, быстро  ОО  «П/р» ОО  «Х/э/р» Технологическ ие карты  «Дикие  животные»,  С/р игра  «Цирк» Выставка книг,  иллюстраций  «Перелётные  птицы» Настольная  игра «Кто как  устроен? »; Д/ и «Улетает – не улетает»III 1 1 Развитие  речи Мы  играем,  Затулина стр. 141  Совершенствовать умение составлять  рассказы из опыта. Анализ рассказа,  сколько в нём предложений. Анализ  предложений, словесный состав.  Вычленение слогов в слове,  определение ударного слога. Звуковой анализ слов. Развивать память,  мышление, умение правильно строить  сложноподчиненные предложения.  Воспитывать познавательные интересы детей через современные игры.  1 2 Мой город, мой край Развитие  речи и  подготовка  к грамоте  Слово  «Танец», Журова,  занятие   Формировать умение находить букву  Т среди других букв алфавита, читать  и составлять слоги и двусложные  слова с ней. Развитие фонематических  Дыхательная  гимнастика  Цель: учить укреплять  мышцы дыхательной  системы,  носоглотки и  верхних дыхательных  путей стр. 111 Рудик  Беседа «Мои друзья»  Коммуникативные игры  «Угадай кто» Цель:  Развивать внимание,  наблюдательность, памя ть, коммуникативные  навыки. Разучивание  песен о дружбе Артикуляционная  гимнастика. Тренировка губных мышц Рудик,  стр. 108..  Просмотр  мультфильмов о  дружбе, игры в  кукольном домике, П/и «Изобрази  движение» С/и «Детский сад»  ОО «С­ к/р» ОО  «Х/э/р» ОО  «Ф/р» Д/и «География тела»  Изготовление открытки для друга. Д/и «Собери мимику» ОО «С­ к/р» ОО  «Х/э/р»,IV 1 3 Развитие  речи Лучше  нет  родного  края,  Затулина , стр. 50  продолжать совершенствовать  художественно­речевые навыки детей  при чтении стихотворений.  Составление предложений по опорным схемам, анализ словесного состава  предложений, составление схем,  нахождение места слова в  предложении. Развивать память,  логику, мышление. Воспитывать  любовь к малой родине, эстетические  чувства.  Развитие  речи и  подготовка  к грамоте  Слова  «Родина »,  «Мир»,  Журова,  занятие  7.  Составить слова «Мир», «Родина» . Повторение правил написания гласных и согласных букв. Закрепление действий звукового анализа и словоизменения. Дидактическая игра  «Кто больше знает о  своей улице?» (название улиц находящихся  рядом, школа, детская  площадка и т.д.) ОО  «П/р» ОО  «Х/э/р», ОО «С­ к/р» ЛЕГО –  конструирование  «Микрорайон» ОО  «П/р» ОО  «Х/э/р», ОО «С­ к/р» Дыхательная  гимнастика. Цель: учить укреплять и  стимулировать верхние  дыхательные пути,  обеспечивая вентиляцию верхних отделов легкий. Рассматривание схемы  микрорайона города  Беседы с детьми по  темам:  «Моя Родина», «Край, в  котором мы живем», и  др.,  Артикуляционная  гимнастика. Тренировка губных мышц.  Упражнение 4. Рудик,  стр. 108.  Чтение художественной  литературы: «Моя  страна» В. Лебедь –  Кумач, «Родина» З.  Александрова,Моя страна. День народного единства   Ноябрь 1 4 Россия. Г.  Циферов. I Развитие  речи 1 5 Журова,  занятие 8. Развитие  речи и  подготовка  к грамоте  Одежда, головные уборы, обувь Познакомить детей с названием  нашей страны – «Россия», с её  флагом, дать детям  представление о некоторых  особенностях природы родной  страны, о её разнообразии,  богатстве, красоте на основе  рассказа Г. Цыферова «Россия»,  воспитывать любовь и бережное  отношение к природе родного  края, закреплять навык правильно строить предложения, отвечать на вопросы полным предложением,  развивать фонематическое  восприятие, память.   Закрепить действия звукового  анализа. Повторить правила  написания гласных букв.  Познакомить детей с действием  словоизменения на примере слов,  состоящих из трех звуков. Учить  детей при отгадывании слова по  схеме задавать вопросы  воспитателю, которые бы подвели к отгадке. Беседа «Символы  большой и малой  Родины» Иллюстрации  «Символика различных  стран», монеты.  Карта России с  отмеченными  богатствами.   Лепбук «Моя страна –  моя отчизна»  Чтение худ литературы   С. Баруздин «Главный  город» ­закреплять  знания о главном городе нашей страны. Беседа на тему:  «Подземный город» с  чтением «Песенка о  метро Н. Саконской Цель: познакомить с  метро и его  назначением. ОО  «П/р» ОО  «Х­ э/р», ОО  «С­ к/р» ОО  «П/р» ОО  «Х­ э/р», ОО  «С­ к/р»Чтение Ф.Макдональд  «Одежда и украшение».  Сюжетно –  дидактическая игра  «Ателье». Составление  описательных рассказов  по данной теме.  Дидактические игры:  «Угадай по описанию»,  «Узнай и назови  одежду». Рассматривание картинок с изображением одежды:  летней, зимней,  демисезонной. Д/и «Чего не хватает»  ОО  «П/р» ОО  «Х­ э/р», ОО  «С­ к/р» II 1 6 Развитие  речи Мой  гардероб, Затулина,  стр. 127.  Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных тканей. Продолжать работу по обогащению бытового словаря детей. Совершенствоват ь фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этимзвуком в предложении, определять место звука в слове. Составлять рассказы о предметах.  Повторить пройденный материал. Учить детей производить  действие словоизменения на  четырех звуковых словах. Способствовать развитию звукобуквенного анализа, фонематического слуха, памяти, внимания, формировать умение соотносить схему слова с названием изображенного предмета 1 7 Журова,  занятие 9. Развитие  речи и  подготовка  к грамоте  Посуда  Наблюдение «Головные уборы»;  Беседа: «Какие головн ые уборы носят  люди?»;  Сказки «Красная  Шапочка», «Золушка», « Кот в сапогах», В. В.  Маяковский «Кем  быть», Н. Носов «Живая шляпа», Н.  Кончаловская «Дело в  шляпе». ОО  «П/р» ОО  «Х­ э/р», ОО  «С­ к/р» «Х­ э/р» Рассматривание  иллюстраций к сказкам;  рассматривание картинок по теме «Головные  уборы в профессиях»;  исследовательская  деятельность «Ткани»;  загадывание загадок  о головных уборах;  обсуждение пословиц и  поговорок о головных  уборах. С/р игра  «Салон  шляп», «Фотосалон»,III 1 8 Развитие  речи 1 9 Развитие  речи и  подготовка  к грамоте  Посуда,  Зырянова,  стр. 105.  Активизировать словарь детей по теме «Посуда», учить детей  классифицировать посуду по  назначению; образовывать  существительные с помощью  суффикса – ниц – закреплять  умение образовывать  существительные с  уменьшительно­ласкательными  суффиксами; упражнять в  составлении сложных  предложений с союзом а, развитие памяти и внимания.  Журова,  занятие 10. Повторить правила написания заглавных букв. Закрепить правило о звуке ш. Закрепить действие звукового анализа. Учить детей производить Беседа о посуде,  музыкальная  инсценировка  сказки  К.Чуковского  «Федорино горе». Открытки  «Глиняная  посуда» С/р игра «Семья. Гости»  Слайды  с изображением  изделий,  расписанных хохломски ми мастерами Х/и «По малину в лес  пойду»  Хохломская посуда,  подборка иллюстраций,  фото, открыток с  художественной  росписью.  ОО  «П/р» ОО «Х­ э/р», ОО  «С­ к/р» ОО  «П/р» ОО  «Х­ э/р», ОО  «С­ к/р» ОО  «Ф/р»Я и моя семья. День матери 2 0 Развитие  речи IV Моя семья,  Затулина стр. 35.  Книжки – раскраски  «Прогулки с семьей», д/и  «Семейное поколение»   приготовить веточки  дерева, полотно с  изображением дерева с  прорезями для  фотографий в  горизонтальном  расположении,  кружочки красного и  зеленого цвета. Выучить  индивидуально стихи.  ОО  «П/р» ОО  «Х­ э/р», ОО  «С­ к/р» ОО  «Ф/р» словоизменение в пяти звуковых словах. Поддерживать интерес детей к своей семье, закреплять желание изображать генеологическое детей. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Словарь – обогащать речь детей словами бытового характера. Воспитывать2 1 Журова,  занятие 11. Развитие  речи и  подготовка  к грамоте  любовь к близким людям, родственниками Закрепление действия звукового  анализа и правил написания  заглавных букв. Закрепление  действия словоизменения на  пятизвуковых словах. Игра «Кто быстрее  приготовит суп» С/р игра «Банный день  кукол» Фотоальбом «С семьёй на прогулке» Наблюдение за  прогулкой родителей с  детьми  Чтение стихотворения  Э. Мошковской «Я маму мою обидел…». Беседа  по прочитанному.  Словесная игра  «Придумай  предложение со словом  «Мама». Лепка: Взрослые и дети  на прогулке»  Мебель. Квартира  Развитие  речи 2 2 Мебель,  квартира Беседа: как украсить  интерьер квартиры. Презентация: «Малая  скульптура в интерьере  квартиры»   Конструирование ЛЕГО «Моя квартира» С/р игра «Дизайнеры  квартиры»   Уточнить названия  видов мебели, ее составных  частей и назначения. ­  Формировать  навыки словообразования:  образование слов с  уменьшительно­  ласкательным суффиксом;  образование прилагательных  от существительных;  образование существительных в родительном падеже;  подбор слов­ антонимов. ­  ОО  «П/р» ОО  «Х­ э/р», ОО  «С­ к/р» ОО  «П/р» ОО  «Х­ э/р», ОО  «С­ к/р»Совершенствовать  грамматический строй речи:  составление предложений с  предлогами.  Развивать  мыслительную деятельность,  умение обобщать и делать  выводы, зрительное внимание  и мелкую моторику. ­  Воспитывать у детей навык  самоконтроля за речью,  культуру быта.   Познакомить детей с буквой  м.  Учить пользоваться  «окошечком». Учить  пользоваться кассой букв.   Учить слоговому чтению  прямых открытых слогов и  слов с открытыми слогами. 2 3 Журова,  занятие 12 Развитие  речи и  подготовка  к грамоте  Беседа «Расскажи, на чем ты спишь (ешь, сидишь….)»,   «Как жили в старину». ОО  «П/р» ОО  «Х­ э/р», ОО  «С­ к/р» Открытки «Дизайн  мебели по мотивам  городецкой росписи»  Д/и «Составить узор». Цель:  уметь ритмично  составлять и располагать  узор из элементов  растительного орнамента. Умение соотносить  цветовые сочетания.  Развить ориентировку на  листе, творческий  подход, воображение.

Посмотрите также