В материала представлен план основанный на тематике с ориентировкой на осенний сезон и праздники. в плане представлена как непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, так и совместная, самостоятельная деятельность. Для созднаия системы работы по той или иной теме предлагаются игры и упражнения.
Календарно тематическое планирование образовательное области «Речевое развитие» подготовительная группа
Выполнила: воспитатель Лаптева С.Н.
Сентябрь
Внимание, дети! (безопасность в природе, безопасность на дороге, безопасность дома и в детском саду)
№
п
/п
недел
я
1
I
Непосредственно образовательная деятельность
Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность
Интегр.
Образовательна
я область,
раздел
Развитие речи
Тема
Задачи, содержание
Мы водители,
Затулина стр.
7
Обогащать
представления детей о
видах транспорта:
наземном, подземном
воздушном, водном.
Учить понимать смысл
обобщающих слов.
Воспитывать интерес
детей к профессиям
людей, работающих на
транспорте, дать
представление о
значении их труда для
общества.
Дыхательная гимнастика.
Цель: учить расслаблять и
восстанавливать организм
после физической
нагрузки. «Послушаем
свое дыхание», Рудик, стр.
107
Д/и «Для кого огонь друг».
Цель: знакомить детей с
правилами пожарной
безопасности и
осторожному обращению с
огнём.
П/и «Пожарные на учении»
Цель: развивать у детей
чувство коллективизма,
умение выполнять
движения по сигналу.
ОО «С
к/р»,
ОО
«Х/э/р»
ОО
«Ф/р»
Рассматривание
изготовленных
книжекмалышек,
иллюстраций по
пожарной тематике,
рассматривание книг
с потешкой Кошкин
дом
С/р игра «Дом
больница»2
Развитие речи и
подготовка к
грамоте
Анализ слова
«Дорога»,
Журова,
Занятие 1.
ОО «С
к/р»,
ОО
«Х/э/р»
ОО
«П/р»
ОО
«Ф/р»
Схематическое
изображение
человека с помощью
счетных палочек,
бумажных полосок
Д/и «Добрые и злые
герои в сказках»
Просмотр
энциклопедии по
правилам пожарной
безопасности.
Игра «Чья машина
доедет быстрее»
Игровая задача:
развивать ловкость,
смекалку, быстроту
реакций
Составить слово
«Дорога»
Формирование умения
находить буквы «А»,
среди других букв
алфавита. Развитие
фонематических
представлений,
зрительного и звукового
внимания, общей и
тонкой моторики.
Воспитание навыков
сотрудничества,
доброжелательности,
инициативности,
ответственности.
Упражнять в лазании и в
построении в колонну.
Артикуляционная
гимнастика. Тренировка
нижней челюсти.
Упражнение 1. Стр.
107.Рудик.
Дидактическая игра
«Расскажи и объясни».
Цель изучить правила
поведения в
экстремальных условиях.
Обыгрывание ситуаций
«Осторожно –
незнакомец!»
Наблюдение за
специальным транспортом
Игра в поездку в
напольную железную
дорогу.
П/и «Пешеходы и машины»
Цель: закреплять знания
дорожного движения,
знания детей о
транспортных средствах,
дорожных знаках.
Воспитывать
дисциплинированного
пешехода.Детский сад. Профессии
4
II
Развитие речи
Дыхательная гимнастика.
Цель: учить регулировать
процесс дыхания. Рудик,
стр. 111.
Плакаты «профессии
детского сада »,
«Наш луг», «Детский
сад»
ОО «С
к/р»,
ОО
«Х/э/р»
Новенькие,
Затулина
стр. 4
Продолжать учить
детей ориентироваться
в окружающей
обстановке, уметь
описывать место,
называть характерные
особенности
помещений в детском
саду и их назначение.
Продолжать
формировать навыки
диалогической и
монологической речи.
Подвести детей к
пониманию слова как
единице речи.3
Развитие речи
и подготовка к
грамоте
Слово
«Повар»,
Журова ,
занятие 2.
Осень. Овощи и фрукты. Сад и огород.
4
Развитие речи
III
Фрукты.
Б.Щербаков.
Натюрморт.
Затулина, стр.
18.
Артикуляционная
гимнастика. Тренировка
губных мышц. Рудик, стр.
107.
Рассматривание альбома
«Профессии детского
сада», беседа по
картинкам.
Беседа «Чем я люблю
играть в детском саду»,
Лепка «Моя игрушка»
С/р игра «Детский
сад»,
схемы для лепки и
рисования «игрушки
детского сада»
Рассматривание
иллюстраций в
детских книжка
«Дети на качелях»
П/и «Качели –
карусели»
ОО «С
к/р»,
ОО
«Х/э/р»
ОО
«Ф/р»
Дыхательная гимнастика.
Цель: учить укреплять
мышцы дыхательной
системы, носоглотки и
верхних дыхательных
путей. стр. 111. Рудик
Презентация «Натюрморт
в живописи»
Д/и «Весёлый натюрморт»
Д/и «Сложи
натюрморт»
Вырезание округлых
форм по трафарету
ОО «С
к/р»,
ОО «Х
э/р»
ОО
«Х/э/р»
Составить слово
«Повар» Формирование
умения находить букву
«О», среди других букв
алфавита. Развитие
фонематических
представлений,
зрительного и
звукового внимания,
общей и тонкой
моторики. Воспитание
навыков
сотрудничества,
доброжелательности,
инициативности,
ответственности.
Продолжать развивать
художественное
восприятие
произведения
изобразительного
искусства: натюрморт.
Развивать умение
выражать речью свои
впечатления,
высказывать суждения,
оценки. Развивать
эстетические чувства,
эмоции. ВоспитыватьРазвитие речи
и подготовка к
грамоте
Слово «Лук»,
Журова,
занятие 3.
интерес к
изобразительному
творчеству
художников.
Составить слово «Лук»,
Формирование умения
находить новую букву
среди других букв.
Чтение слияний Ау, уа.
Развитие
фонематических
представлений,
зрительного и
звукового внимания,
общей и тонкой
моторик, координации
речи с движением,
творческого
воображения.
Формирование навыков
сотрудничества,
положительной
установки на участие в
занятии,
инициативности,
самостоятельности,
ответственности.
ОО «С
к/р»,
ОО
«Х/э/р»
Иллюстрации
деревьев: рябины,
березы, тополя и др.
С/р игра «Магазин
овощей и фруктов»
Лепка овощей и
фруктов по схемам и
таблицам
Артикуляционная
гимнастика. Тренировка
губных мышц. Упражнение
1. стр. 107.Рудик.
Наблюдения за
особенностями осенних
деревьев
Д/и «С какого дерева
лист»
Вечер загадок «Фрукты,
овощи»
Осень. Мир растений (лес, грибы, ягоды)
5
Развитие речи
IV
За ягодами.
Рассказ по
серии
Продолжать учить
детей составлять
рассказы творческого
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Цель: учить укреплять
Рассматривание
изображений в
иллюстративных
ОО
«П/р»,
ООсюжетных
картин, стр.
22. Затулина
6
Развитие речи
и подготовка к
грамоте
Золотая
осень. И.
Левитан.
Рассказывани
е по картине,
стр.39.
Затулина.
мышцы дыхательной
системы, носоглотки и
верхних дыхательных
путей. Рудик, стр. 111.
Беседа о пластинчатых и
трубчатых грибах.
научнопопулярных
изданий для детей.
Рисование грибов с
опорой на
фотографию.
«Х/э/р»
Артикуляционная
гимнастика. Тренировка
губных мышц. Упражнение
2. стр. 107.Рудик.
Беседы: «Хвойные и
лиственные деревья»
Чтение Л.Толстого «Дуб и
орешник».
Загадывание загадок о
деревьях.
Рассматривания
репродукций картин
с ленными
пейзажами.
ОО
«П/р»,
ОО
«Х/э/р»
Технологические
карты «Рисование
дерева»,
Конструирование
леса из
стройматериала.
характера по серии
сюжетных картинок.
Продолжать упражнять
детей в согласовании
слов в предположении,
в составлении
предложений по
опорным словам. Учить
выполнять
предложения из
рассказа. Развивать
наблюдательность,
память, воображение.
Воспитывать любовь к
природе.
Развивать у детей
художественное
восприятие
произведений
изобразительного
искусства. Продолжать
вводить в речь детей
эмоционально
оценочную лексику.
Совершенствовать
умения составлять
рассказы о содержании
картины. Воспитывать
любовь и бережное
отношение к
произведениям
искусства.Октябрь
Осень. Домашние животные и птицы
№
п
/п
неде
ля
Непрерывная непосредственно образовательная
деятельность
Образовател
ьная область,
раздел
Тема
Совместная деятельность
Интег.
Самостоятель
ная
деятельность
Задачи, содержание7
Развитие
речи
Домашние
животные,
Зырянова, стр.
81
ОО «С
к/р»
ОО
«П/р»,
ОО
«Х/э/р»
Альбом
«Домашние
птицы»
Мозаика и
пазлы с
изображением
домашних птиц
и животных
Лепбук
«Домашние
животные»
Совершенствовать
грамматический строй
речи (образование
притяжательных
прилагательных),
развивать связную речь.
Формировать общие
речевые навыки.
Продолжать учить детей
обобщать понятие
«домашние животные».
Формировать закреплять
знание детей о домашних
животных. Развивать у
детей мышление через
отгадывание загадок
Воспитывать у детей
представление, что
домашние животные
приносят человеку
пользу.
Дыхательная гимнастика.
Воздушный шар. Цель: Учить
укреплять мышцы грудной клетки.
Рудик, стр. 111
Чтение рассказы К.Д. Ушинского
«Петушок с семьей»
Д/и «Дикие, домашние птицы»
Цель: Упражнять в различении
домашних и диких птиц, называть
характерные признаки.
П/и «Гуси» Цель: Развитие
навыков общения со сверстниками.
Развитие ловкости, выносливости,
умения бегать
П/и «Поймай хвост»
Цель: Научить бегу в колонне,
держась правой рукой за плечо
впереди стоящего.
Чтение худ литературы Г.Х.
Андерсена «Гадкий утёнок»,
заучивание стихотворения «Как
живёте, что жуёте?»
П/и «Поймай хвост»8
Развитие
речи и
подготовка к
грамоте
Слово
«Курица»,
Журова, занятие
4.
Артикуляционная гимнастика.
Тренировка губных мышц.
Упражнение 3. Рудик, стр. 108.
Знакомство с текстом
сказки «Сивка – бурка»
Беседа об окраске шерсти
животных (лошадей)
П/и «Всадники» Цель: закрепить
умение действовать по сигналу,
согласовывать свои действия с
действиями партнера в беге
парами.
Иллюстрации
разных
художников и
рисунками
мультипликато
ров (по
желанию
просмотр
мультфильма)
ОО
«П/р»
ОО
«Х
э/р»,
ОО
«Х/э/р»
Составить слово
«Курица». Формирование
умения находить новую
букву среди других букв
алфавита.
Совершенствование
навыка чтения слияния
гласных.
Совершенствование
фонематических
представлений,
воспитание мягкого
голоса начала на
материале гласного звука
(и) , развитие зрительного
и слухового внимания,
общей, тонкой и
артикуляционной
моторики, координация
речи с движением,
творческого воображения.
Формирование навыков
сотрудничества,
взаимодействия,
доброжелательности,
ответственности,
самостоятельностиОсень. Дикие животные и лесные птицы
9
II
Развитие
речи
Царевна –
лягушка,
чтение,
Затулина,
стр. 24
Плакаты
«Еловый лес»,
книга
«Заповедники
России»
ОО
«П/р»
ОО
«Х/э/р»
Познакомить детей с новым
художественным произведением,
обратить внимание детей на образные
слова и выражения характерные для
русских народных сказок. Грамота –
продолжать знакомить детей с
предложением: бывают длинные и
короткие, несколько предложений на
одну тему – это рассказ. Учить
вычленять предложение из рассказа,
определять их порядок в рассказе.
Составлять предложение по набору
слов. Воспитывать интерес и любовь к
сказкам.
Дыхательная гимнастика
Цель: учить укреплять
мышцы дыхательной
системы, носоглотки и
верхних дыхательных
путей. Рудик
стр. 111.
Логокуб «Дикие
животные» Цель:
развивать логическое
мышление, внимание, связ
ную речь; закреплять
навык классификации
предметов.1
0
Развитие
речи и
подготовка
к грамоте
Слово
«Дятел»,
Журова,
занятие 5.
Дружат девочки и мальчики. Мои друзья
Ознакомление с
буквой Яя.
Формирование
навыка чтения
слогов и слов с новой
буквой Яя.
Совершенствование
навыков слогового
анализа и синтеза.
Формирование
навыка анализа
предложения с
предлогом.
Совершенствование
навыков
Артикуляционная
гимнастика. Тренировка
губных мышц.
Упражнение 3. стр.
108.Рудик.
Беседа: Как животные
приспосабливаются к
зиме»
Чтение Н. Сладков
«Медведь и солнце»
Чтение сказки «Лягушка –
путешественница» М.
Гаршина
Дидактические игры
“Назови перелётную
птицу”, «Кто улетел? »;
П/ и «Перелёт птиц» Цель:
Упражнять в умении
двигаться в одном
направлении, быстро
ОО
«П/р»
ОО
«Х/э/р»
Технологическ
ие карты
«Дикие
животные»,
С/р игра
«Цирк»
Выставка книг,
иллюстраций
«Перелётные
птицы»
Настольная
игра «Кто как
устроен? »;
Д/ и «Улетает –
не улетает»III
1
1
Развитие
речи
Мы
играем,
Затулина
стр. 141
Совершенствовать умение составлять
рассказы из опыта. Анализ рассказа,
сколько в нём предложений. Анализ
предложений, словесный состав.
Вычленение слогов в слове,
определение ударного слога. Звуковой
анализ слов. Развивать память,
мышление, умение правильно строить
сложноподчиненные предложения.
Воспитывать познавательные интересы
детей через современные игры.
1
2
Мой город, мой край
Развитие
речи и
подготовка
к грамоте
Слово
«Танец»,
Журова,
занятие
Формировать умение находить букву
Т среди других букв алфавита, читать
и составлять слоги и двусложные
слова с ней. Развитие фонематических
Дыхательная
гимнастика
Цель: учить укреплять
мышцы дыхательной
системы, носоглотки и
верхних дыхательных
путей стр. 111 Рудик
Беседа «Мои друзья»
Коммуникативные игры
«Угадай кто» Цель:
Развивать внимание,
наблюдательность, памя
ть, коммуникативные
навыки. Разучивание
песен о дружбе
Артикуляционная
гимнастика. Тренировка
губных мышц Рудик,
стр. 108..
Просмотр
мультфильмов о
дружбе, игры в
кукольном домике,
П/и «Изобрази
движение»
С/и «Детский сад»
ОО «С
к/р»
ОО
«Х/э/р»
ОО
«Ф/р»
Д/и «География тела»
Изготовление открытки
для друга.
Д/и «Собери мимику»
ОО «С
к/р»
ОО
«Х/э/р»,IV
1
3
Развитие
речи
Лучше
нет
родного
края,
Затулина
, стр. 50
продолжать совершенствовать
художественноречевые навыки детей
при чтении стихотворений.
Составление предложений по опорным
схемам, анализ словесного состава
предложений, составление схем,
нахождение места слова в
предложении. Развивать память,
логику, мышление. Воспитывать
любовь к малой родине, эстетические
чувства.
Развитие
речи и
подготовка
к грамоте
Слова
«Родина
»,
«Мир»,
Журова,
занятие
7.
Составить слова
«Мир», «Родина» .
Повторение правил
написания гласных
и согласных букв.
Закрепление
действий звукового
анализа и
словоизменения.
Дидактическая игра
«Кто больше знает о
своей улице?» (название
улиц находящихся
рядом, школа, детская
площадка и т.д.)
ОО
«П/р»
ОО
«Х/э/р»,
ОО «С
к/р»
ЛЕГО –
конструирование
«Микрорайон»
ОО
«П/р»
ОО
«Х/э/р»,
ОО «С
к/р»
Дыхательная
гимнастика. Цель: учить
укреплять и
стимулировать верхние
дыхательные пути,
обеспечивая вентиляцию
верхних отделов легкий.
Рассматривание схемы
микрорайона города
Беседы с детьми по
темам:
«Моя Родина», «Край, в
котором мы живем», и
др.,
Артикуляционная
гимнастика. Тренировка
губных мышц.
Упражнение 4. Рудик,
стр. 108.
Чтение художественной
литературы: «Моя
страна» В. Лебедь –
Кумач, «Родина» З.
Александрова,Моя страна. День народного единства
Ноябрь
1
4
Россия. Г.
Циферов.
I
Развитие
речи
1
5
Журова,
занятие 8.
Развитие
речи и
подготовка
к грамоте
Одежда, головные уборы, обувь
Познакомить детей с названием
нашей страны – «Россия», с её
флагом, дать детям
представление о некоторых
особенностях природы родной
страны, о её разнообразии,
богатстве, красоте на основе
рассказа Г. Цыферова «Россия»,
воспитывать любовь и бережное
отношение к природе родного
края, закреплять навык правильно
строить предложения, отвечать на
вопросы полным предложением,
развивать фонематическое
восприятие, память.
Закрепить действия звукового
анализа. Повторить правила
написания гласных букв.
Познакомить детей с действием
словоизменения на примере слов,
состоящих из трех звуков. Учить
детей при отгадывании слова по
схеме задавать вопросы
воспитателю, которые бы подвели
к отгадке.
Беседа «Символы
большой и малой
Родины»
Иллюстрации
«Символика различных
стран», монеты.
Карта России с
отмеченными
богатствами.
Лепбук «Моя страна –
моя отчизна»
Чтение худ литературы
С. Баруздин «Главный
город» закреплять
знания о главном городе
нашей страны.
Беседа на тему:
«Подземный город» с
чтением «Песенка о
метро Н. Саконской
Цель: познакомить с
метро и его
назначением.
ОО
«П/р»
ОО
«Х
э/р»,
ОО
«С
к/р»
ОО
«П/р»
ОО
«Х
э/р»,
ОО
«С
к/р»Чтение Ф.Макдональд
«Одежда и украшение».
Сюжетно –
дидактическая игра
«Ателье». Составление
описательных рассказов
по данной теме.
Дидактические игры:
«Угадай по описанию»,
«Узнай и назови
одежду».
Рассматривание картинок
с изображением одежды:
летней, зимней,
демисезонной.
Д/и «Чего не хватает»
ОО
«П/р»
ОО
«Х
э/р»,
ОО
«С
к/р»
II
1
6
Развитие
речи
Мой
гардероб,
Затулина,
стр. 127.
Углублять
представления о
существенных
характеристиках
предметов, о
свойствах и
качествах
различных
тканей.
Продолжать
работу по
обогащению
бытового словаря
детей.
Совершенствоват
ь
фонематический
слух: учить
называть слова с
определенным
звуком, находить
слова с этимзвуком в
предложении,
определять место
звука в слове.
Составлять
рассказы о
предметах.
Повторить пройденный материал.
Учить детей производить
действие словоизменения на
четырех звуковых словах.
Способствовать развитию
звукобуквенного анализа,
фонематического слуха,
памяти, внимания,
формировать умение
соотносить схему слова с
названием изображенного
предмета
1
7
Журова,
занятие 9.
Развитие
речи и
подготовка
к грамоте
Посуда
Наблюдение «Головные
уборы»;
Беседа: «Какие головн
ые уборы носят
люди?»;
Сказки «Красная
Шапочка», «Золушка», «
Кот в сапогах», В. В.
Маяковский «Кем
быть», Н. Носов «Живая
шляпа», Н.
Кончаловская «Дело в
шляпе».
ОО
«П/р»
ОО
«Х
э/р»,
ОО
«С
к/р»
«Х
э/р»
Рассматривание
иллюстраций к сказкам;
рассматривание картинок
по теме «Головные
уборы в профессиях»;
исследовательская
деятельность «Ткани»;
загадывание загадок
о головных уборах;
обсуждение пословиц и
поговорок о головных
уборах.
С/р игра «Салон
шляп», «Фотосалон»,III
1
8
Развитие
речи
1
9
Развитие
речи и
подготовка
к грамоте
Посуда,
Зырянова,
стр. 105.
Активизировать словарь детей по
теме «Посуда», учить детей
классифицировать посуду по
назначению; образовывать
существительные с помощью
суффикса – ниц – закреплять
умение образовывать
существительные с
уменьшительноласкательными
суффиксами; упражнять в
составлении сложных
предложений с союзом а, развитие
памяти и внимания.
Журова,
занятие 10. Повторить
правила
написания
заглавных букв.
Закрепить
правило о звуке
ш. Закрепить
действие
звукового
анализа. Учить
детей
производить
Беседа о посуде,
музыкальная
инсценировка сказки
К.Чуковского
«Федорино горе».
Открытки «Глиняная
посуда»
С/р игра «Семья. Гости»
Слайды
с изображением
изделий,
расписанных хохломски
ми мастерами
Х/и «По малину в лес
пойду»
Хохломская посуда,
подборка иллюстраций,
фото, открыток с
художественной
росписью.
ОО
«П/р»
ОО
«Х
э/р»,
ОО
«С
к/р»
ОО
«П/р»
ОО
«Х
э/р»,
ОО
«С
к/р»
ОО
«Ф/р»Я и моя семья. День матери
2
0
Развитие
речи
IV
Моя семья,
Затулина стр.
35.
Книжки – раскраски
«Прогулки с семьей», д/и
«Семейное поколение»
приготовить веточки
дерева, полотно с
изображением дерева с
прорезями для
фотографий в
горизонтальном
расположении,
кружочки красного и
зеленого цвета. Выучить
индивидуально стихи.
ОО
«П/р»
ОО
«Х
э/р»,
ОО
«С
к/р»
ОО
«Ф/р»
словоизменение в
пяти звуковых
словах.
Поддерживать
интерес детей к
своей семье,
закреплять
желание
изображать
генеологическое
детей. Развивать
умение
составлять
рассказы из
личного опыта.
Словарь –
обогащать речь
детей словами
бытового
характера.
Воспитывать2
1
Журова,
занятие 11.
Развитие
речи и
подготовка
к грамоте
любовь к близким
людям,
родственниками
Закрепление действия звукового
анализа и правил написания
заглавных букв. Закрепление
действия словоизменения на
пятизвуковых словах.
Игра «Кто быстрее
приготовит суп»
С/р игра «Банный день
кукол»
Фотоальбом «С семьёй на
прогулке»
Наблюдение за
прогулкой родителей с
детьми
Чтение стихотворения
Э. Мошковской «Я маму
мою обидел…». Беседа
по прочитанному.
Словесная игра
«Придумай
предложение со словом
«Мама».
Лепка: Взрослые и дети
на прогулке»
Мебель. Квартира
Развитие
речи
2
2
Мебель,
квартира
Беседа: как украсить
интерьер квартиры.
Презентация: «Малая
скульптура в интерьере
квартиры»
Конструирование ЛЕГО
«Моя квартира»
С/р игра «Дизайнеры
квартиры»
Уточнить названия
видов мебели, ее составных
частей и назначения.
Формировать
навыки словообразования:
образование слов с
уменьшительно
ласкательным суффиксом;
образование прилагательных
от существительных;
образование существительных
в родительном падеже;
подбор слов антонимов.
ОО
«П/р»
ОО
«Х
э/р»,
ОО
«С
к/р»
ОО
«П/р»
ОО
«Х
э/р»,
ОО
«С
к/р»Совершенствовать
грамматический строй речи:
составление предложений с
предлогами. Развивать
мыслительную деятельность,
умение обобщать и делать
выводы, зрительное внимание
и мелкую моторику.
Воспитывать у детей навык
самоконтроля за речью,
культуру быта.
Познакомить детей с буквой
м. Учить пользоваться
«окошечком». Учить
пользоваться кассой букв.
Учить слоговому чтению
прямых открытых слогов и
слов с открытыми слогами.
2
3
Журова,
занятие 12
Развитие
речи и
подготовка
к грамоте
Беседа «Расскажи, на чем ты
спишь (ешь, сидишь….)»,
«Как жили в старину».
ОО
«П/р»
ОО
«Х
э/р»,
ОО
«С
к/р»
Открытки «Дизайн
мебели по мотивам
городецкой росписи» Д/и
«Составить узор». Цель:
уметь ритмично
составлять и располагать
узор из элементов
растительного орнамента.
Умение соотносить
цветовые сочетания.
Развить ориентировку на
листе, творческий
подход, воображение.