КАРТА АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в разных возрастных группах

  • Документация
  • Игры
  • docx
  • 12.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ игр: сюжетно - ролевой, со строительным материалом, театральной, настольной дидактической, по разным возрастам.
Иконка файла материала Анализ игр.docx

Краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

 «Норильский педагогический колледж»

 

Специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»

 

 

 

 

КАРТА АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

По дисциплине: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                  Выполнила:

Баранова Е.А

 

Норильск, 2020

АНАЛИЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ

 

Возрастная группа: Старшая (разновозрастная)

Количество детей в группе: 8

Вид наблюдаемой игры, ее название: Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»

Количество детей, участвующих в игре: 6

 

Сюжетно-ролевая игра возникла, скорее, по инициативе детей (после дневного сна, когда нужно было заплести девочек). Накануне Ксюша принесла косметику «маленькая Фея», и попросила воспитателя накрасить ей губы, педагог напомнила ей, что это делают мастера в салонах, т.е. процесс игры не был запланирован заранее.

Изначально игра разворачивалась между 4 девочками и педагогом, затем в игру влились два мальчика.

Роли распределялись по ходу игры, самостоятельно, без конфликтов. Поначалу мальчики были клиентами салона, затем им захотелось «расширить» игровой процесс, и они предложили услуги таксиста и шофера, который ездит за товаром в магазин, так появилась еще одна роль - продавец. Девочки так же проявляли инициативу в разнообразии игровых действий, благодаря насыщенности игрового материала, распределили между собой роли мастера по маникюру и визажиста. Роль администратора салона, взяла на себя воспитатель.

Игровые действия в соответствии с ролями, распределялись таким образом:   

- Таксист подвозит и забирает людей к салону и обратно, шофер забирает и развозит косметические продукты.

- Администратор получает оплату, провожает в кабинет, просит оставить отзыв о работе салона.

- Парикмахер стрижет, моет волосы, делает прически.

- Визажист очищает лицо, наносит макияж.

- Мастер ногтевого сервиса делает массаж рук, подпиливает ногти, наносит лак.

- Продавец предлагает и продает необходимый товар для салона красоты.

Реальность в игре отражалась, в большей степени по памяти детей, иногда прослеживалось механическое копирование, например, в роли продавца Ульяна, копировала действия когда-то увиденного и услышанного. Очень хорошо прослеживались элементы творчества у Саши, в роли парикмахера. (Вплетать ленты в косы, добавить блестки, диадему и т.д.)  Ксюша, как визажист тоже проявляла творческий подход.

(Подбирала тени в цвет одежды, делала легкий массаж лица перед нанесением макияжа).

На протяжении всей игры, дети старались в большей степени взаимодействовать друг с другом, учитывать ролевые интересы каждого ребенка, вникать в значимость каждой роли.

Правила игры устанавливались непосредственно по ходу игры. Игровые ситуации проявлялись в ходе игры, например: мама, идет на день рождение, и ей нужна красивая прическа, а ее дочке нужно купить красивое платье, а еще на день рождение нужно купить подарок и др. Действия в игре перерастали и вытекали из одного в другое.

Игра по времени длилась примерно 30 - 35 минут, но мальчики быстро начали терять к ней интерес, и вышли из игры чуть раньше, девочки старались довести игру до логического завершения, и можно сказать, что игра закончилась организованно. По окончании игры, девочки еще какое – то время обсуждали ее, и изъявили желание в следующий раз повторить игру, но со сменой ролей. Педагог только в начале игры старалась мотивировать детей к проявлению инициативы, далее игра у детей развивалась самостоятельно. Во время игры у детей прослеживались причинно - следственные связи. (Мама, папа, ребенок и др.).

Вопросы о приеме в игру решались сообща, например, Костя подошел и сказал: «я буду таксистом, буду возить вас». Ксюша сказала: «У меня косметика, я буду вас красить!» и т.д. Первым из игры вышел Костя, он объяснил это тем, что у него (таксиста) обеденный перерыв. В общем, игра была очень насыщенной эмоционально. Больше для девочек, поскольку атрибутика игры, такая, как: косметика, духи, заколки и др., была яркой, красивой и привлекала внимание

Я считаю, для того, чтобы дети не теряли интерес к игре, нужна постоянная мотивация, побуждение к тому или иному действию. Создание проблемных ситуаций и сюрпризных моментов.

Для развития игры педагог использовала словесные приемы: задавала вопросы, которые направляли развитие игры; брала на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направляла игру; давала оценку игры, поощряя. Для развития коммуникативных навыков у детей, педагог побуждала детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках); побуждала детей объединять разные игры между собой; задавала наводящие вопросы, тем самым, мотивируя и побуждая ребенка к общению.

Игра была тесно связана с элементами конструирования. Например, оборудовать прилавок в магазине, построить гараж. Прослеживались элементы трудовой деятельности: «мама» - «папе» дала задание – поручение, сходить в магазин, покормить дочь и др.

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

 

Возрастная группа: старшая (разновозрастная)

Количество детей в группе: 12

Вид наблюдаемой игры, ее название: театрализованная игра «Дружная семейка»

Количество детей, участвующих в игре: 6

 

Театрализованная игра была спланирована педагогом заранее по теме недели – семья. Воспитатель привлекла родителей к изготовлению атрибутов для игры и разучиванию ролей с детьми дома. Роли и текст, распределялись вместе с детьми, при их распределении, воспитатель ссылалась на способности и индивидуальные особенности детей.

В общении с детьми и на репетициях педагог старалась направить игру в русло межличностных отношений: помогала вступить и вести диалог, используя при этом общепринятые правила и нормы общения: умение слушать и слышать другого.

При распределении ролей, старались выделить «основных» членов семьи. Таким образом, ролевыми персонажами были: мама, папа, дедушка, бабушка, брат и сестра. В тематических ситуациях, таких как: «Вечерняя беседа о прошедшем дне», «Выходной день», «Мои любимые праздники», «Наши семейные традиции» и т.д., дети проявляли себя по – разному. Одни дети использовали механическое копирование, по памяти, (возможно привычки членов семьи), другие, старались проявить себя с творческой стороны (эмоциональная окраска голоса, добавление каких – то элементов в свой образ, ранее не планированных).

Игра протекала последовательно, по заранее намеченному плану воспитателя. У детей неплохо получалось отображать в игре поведение взрослых, их проблемы и ситуации. С удовольствием взаимодействовали друг с другом, отдавая предпочтения взаимоотношениям с людьми.

По времени игра заняла примерно 35 минут. Закончилась организованно, как и было запланировано. Дети уже достаточно хорошо понимают и принимают бытовую сферу жизни взрослых, (надо ходить на работу, чтобы были деньги, деньги нужны, чтобы купить что- либо и т.д.), поэтому данная игра соответствует их возрасту. Поскольку дети часто отображают семейные ситуации в своих играх, они еще долгое время обсуждали игру, находясь «под впечатлением».

Дети в этой группе достаточно самостоятельны во всем, и в том, что касается выбора игры, вида игры, выбора ролей, поэтому у них высокий уровень развития игровой деятельности. Несмотря на то, что в этой группе дети разного возраста, взаимоотношения между детьми доброжелательные. Стараются чаще уступать друг другу, помогать младшим, уважать девочек и т.д. Игровой процесс был детям интересен, поэтому нужды выходить из игры у них не было, конфликтных ситуаций так же не возникало, но если у кого - то из детей проявлялись недовольства, воспитатель разрешала эти вопросы.

Как я уже написала выше, дети были в эмоциональном восторге, заранее готовясь дома с родителями, создавая совместными усилиями атрибутику, все это сыграло положительную роль на эмоциональном состоянии детей.

Методы, использованные воспитателем, вполне оправдывают ход игры и ее результат в целом. Беседы, использование игр – этюдов, обогащающих художественные средства для передачи образа ребенком. Вопросы, советы, напоминания, помогающие следить ребенку за своим игровым поведением, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства и т.д. Воспитатель стимулировала и побуждала детей самостоятельно договариваться о рас­пределении ролей, оценивать качество своей работы и работы товарищей. Поощряла за хорошо исполненную роль и старалась мотивировать детей на проявление эмоциональных и творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ

 

Возрастная группа: старшая (разновозрастная)

Количество детей в группе: 12

Вид наблюдаемой игры, ее название: строительная игра «Ферма»

Количество детей, участвующих в игре: 5

 

Ввиду того, что в группе появился новый конструктор лего «Ферма», дети сами изъявили желание построить скотный двор. Игра развивалась по ходу построения, постепенно, планировались только элементарные отдельные постройки: ранчо, сарай, загон для скота.  Конструктор среднего размера с мелкими элементами, например, садовый инструмент, грядки с овощами, сено для скота и др., но с большим количеством деталей, что позволяет участвовать сразу нескольким «строителям». В игре было задействовано 5 детей.

Роли придумывались в ходе построения. В большей степени роли животных, игровые действия, которых основывались на том, чтобы «скопировать» элементарные бытовые моменты из жизни. (Корове покормить теленка, лошади погулять с жеребенком и т.д.) Дети творчески подходили к процессу игры и прекрасно имитировали голоса животных.

Сюжет игры разворачивался последовательно. Во время игры дети в большей степени взаимодействовали с предметами, но цепь взаимоотношений с людьми все же прослеживалась (фермер, его жена, их отношения и обязанности). Изначально игра подразумевала только постройку, но в ходе ее, появилась тесная взаимосвязь с сюжетно – ролевой игрой.

Поскольку процесс игры разворачивался в предобеденное время, игра продлилась не более 25 минут и закончилась в связи с перерывом на обед. Воспитатель имела лишь косвенное отношение к игре, только в случае возникаемых у детей вопросов, могла обратить внимание на игру и внести коррективы. Во всех остальных случаях дети были полностью самостоятельны.

Развитие игровой деятельности и возрастные особенности соответствуют уровню детей. Прослеживалась тесная взаимосвязь взрослый – ребенок. Дети, младше по возрасту принимались в игру, но теряли к ней интерес и выходили из игры, по причине отсутствия навыков уже имеющихся у детей постарше. Конфликты возникали из – за нарушения одним из детей, каких – либо установленных ранее правил, (например, изменить постройку), и решались при помощи взрослого.

В целом игра имела позитивный характер, благодаря новизне, интересным деталям и яркости. Несмотря на то, что воспитатель не имела прямое отношение к игре, она следила за ее развитием. Подсказывала, задавала вопросы, старалась подвести детей к развитию событий, чтобы игра не «выцвела» и дети не потеряли к ней интерес.

Педагог предлагала игровые ситуации, новые игровые действия, расширить постройку, добавив в нее детали из другого конструктора, задавала вопросы, которые направляли развитие игры. Она так же призывала детей к развитию дружеских отношений в коллективе, предупреждала возникающие конфликты.

 

 

 

 

АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

 

Возрастная группа: старшая (разновозрастная)

Количество детей в группе: 12

Вид наблюдаемой игры, ее название: настольно – печатная «лото – насекомые и птицы».

Количество детей, участвующих в игре: 4

 

Игра возникла по инициативе детей, в свободное от занятий время и носила в себе учебно-познавательный характер. Ярослав первым взял игру и пригласил с собой поиграть Сашу, далее к ним присоединились еще двое детей. По считалочке дети определили, кто будет ведущим, и сами уточнили правила игры: «кто первый заканчивает, тот выиграл».

Игра разворачивалась постепенно, согласно правилам. Окончание игры было организованным с логическим продолжением, (после первого победителя, дети определили, кто будет на втором месте и на третьем). По времени игра длилась около 25 минут, была проиграна 2 раза. Во время игры подходили другие дети и просили принять их в игру, но воспитатель объяснила, что в игру можно вступить только по ее окончанию.

Конфликтов не возникало, поэтому, когда одни дети потеряли к игре интерес, в нее начали играть другие. Состав играющих сменился, но количество нет. Денис предложил воспитателю сыграть с ним в лото. Несмотря на то, что в последующей игре напрямую участвовала воспитатель, дети были полностью самостоятельны. В данной группе очень много дидактического материала, различные варианты лото, домино, пазлы и т.д., поэтому уровень развития игровой деятельности достаточно высокий, причем дети младшего возраста прекрасно могут играть в настольно - печатные игры с детьми старшего возраста. Это говорит так же о хороших, дружеских взаимоотношениях между детьми. Конечно, эмоциональный настрой в большей степени зависел от того, с кем дети играли, когда педагог вступила в игру, многие дети захотели сыграть с ней. Воспитатель старалась придать эмоциональную окраску игре, шутила, радовалась и т.д.

Во время игры, с самого ее начала, воспитатель уточняла знания детей о названиях птиц, насекомых, обращала внимание на количественные признаки. Поощряла детей не играющих, к тому, чтобы они взяли другие похожие игры. Победивших, как и проигравших оценивала в равной степени, вторым давала надежду и уверенность словами: «ничего, в следующий раз ты обязательно выиграешь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

 

Возрастная группа: первая младшая

Количество детей в группе: 10

Вид наблюдаемой игры, ее название: настольно – печатная игра «сложи картинку»

Количество детей, участвующих в игре: 4

 

Игра возникла по инициативе педагога. Воспитатель подозвала к себе 4 детей и предложила поиграть, и сама принимала непосредственное участие в игре. Воспитатель познакомила детей с картинками, с тем, что на них изображено. Затем брала часть картинки и задавала вопросы: как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? Таким образом, активизируя мыслительный процесс у детей. Затем дети вместе с воспитателем искали другие картинки с изображением нужных частей. Сам процесс поиска, нахождения, складывания частей увлекал детей.

Игра развивалась последовательно, педагог не подгоняла, наоборот направляла и подсказывала. Поскольку в данном возрасте в игре ведущей деятельностью является предметная, то и уровень развития этой деятельности достаточно высокий. По времени игра длилась около 15 минут.

Благодаря тому, что игрой руководила воспитатель, конфликтов не возникало. Педагог старалась поощрять детей, использовала похвалу, в качестве наглядного приема, свой образец. Задавала вопросы, которые направляли развитие игры. Доброжелательная, эмоциональная окраска голоса, так же имела место во взаимодействии воспитателя с детьми. Педагог поощряла детей на совместные игры с другими детьми, без ее участия. Считаю, что методы и приемы, использованные педагогом в развитии данной игровой деятельности вполне оправданы и хорошо работают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ

 

Возрастная группа: средняя

Количество детей в группе: 18

Вид наблюдаемой игры, ее название: сюжетно – ролевая игра «Больница»

Количество детей, участвующих в игре: 5

 

В процессе игры, педагог подошла к детям и поинтересовалась, во что они играют? Предложила в своем лице, роль доктора. Изначально в игре было задействовано 2 детей, но с приходом в игру воспитателя, заинтересованность возросла. Воспитатель, видя интерес других детей, предложила им роли пациентов. Таким образом, игра развивалась не по предварительному плану, а можно сказать стихийно. Игровые действия изначально были распределены между 2 детьми и педагогом, врач, медсестра и пациент. Затем, воспитатель предложила вступить в игру еще двоим детям, предложив им роли пациентов: мама с дочкой. Далее, педагог предложила еще одному ребенку помочь обустроить кабинет врача, тем самым, определив еще одну роль, роль помощника. Обустроить кабинет, внести все необходимое: телефон, чтобы отвечать на звонки пациентов, халат врача. Затем, когда игра уже имела свой логический ход, воспитатель предложила своему помощнику стать врачом вместо него, т.к. возникла непредвиденная ситуация и нужно срочно отлучиться по делам, тем самым давая возможность детям играть самостоятельно. Воспитатель продолжала следить за развитием игры и вносить коррективы.

В игре дети подражали действиям взрослых, увиденных, услышанных и примеряли их на себя. Например, девочки подражали мамам, держа свою куклу на руках и успокаивая ее, говоря ласковые слова. Во время игры дети выполняли несколько связанных между собой игровых действий: Миша в роли доктора, проводит осмотр пациента, а Оля в роли родителя рассказывает, что беспокоит ее ребенка. Данная сюжетно – ролевая игра соответствует возрастным особенностям детей и уровню их игровой деятельности. Игра была детям интересна, дети частично выходили из игры (покормить «ребенка» - дочь) и возвращались обратно.

Благодаря тому, что педагог издалека руководила игрой, подсказывала, направляла, игра закончилась организованно: больница закрылась, детей нужно укладывать спать и т.п. и продлилась 20 минут. Дети друг к другу, в силу ситуации, относились с пониманием и сочувствием.

Такие приемы, как привлечение внимания, расширение представления детей путем создания проблемной ситуации, пояснение, как правильно использовать врачебный инструмент, давала прямые указания к действию. На этапе развития игры, брала на себя главную роль. Поощряла и давала оценку анализу игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩИЙ АНАЛИЗ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Возрастная группа: Старшая (разновозрастная)

Количество детей в группе: 12

Количество детей, участвующих в игре: от 6 до 7

 

В данной возрастной группе имеется много разного рода игр, поскольку данную группу посещают дети разного возраста. Их роль, имеет важное значение в воспитании детей, и полноценного развития в разных образовательных областях. Игры расположены в специально оборудованных уголках группового помещения и в свободном доступе для каждого ребенка.

У старших дошкольников игры, как правило, развиваются самостоятельно, педагог только изредка может следить за развитием событий в игре, направлять и подсказывать. У детей младшего возраста, игра часто возникает по инициативе старших детей или воспитателя. Дети разного возраста могут играть вместе в одну игру, например, строительную, тем самым дети постарше, направляют, подсказывают и распределяют роли самостоятельно. Дидактические игры так же могут проходить совместно у детей разного возраста. Все это происходит в свободное время, при самостоятельной деятельности детей.

На занятиях, специально отведенных каким – либо игровым действиям, педагог работает по подгруппам, ориентируясь на возраст. Сначала занятия проходят с детьми старшего возраста, затем с младшими дошкольниками. Педагог в совместных играх с детьми и при косвенном участии, старается направить игровые действия в «правильное» русло. Объясняет, как можно делать и как делать нельзя, показывая своим примером, как нужно делать. В словесных играх активизирует мыслительную деятельность.

При возникновении конфликтов в игре или до нее, старается грамотно разрешить ситуацию. Акцентирует внимание на том, что нужно уметь договариваться словами, а не кулаками. Девочкам и младше по возрасту детям, уступать. Часто при самостоятельном развитии игры, задает вопросы, направляющие развитие игровых действий, ролей, уточняет правила, либо использует другие методы и приемы. Напоминает о том, что игра должна заканчиваться логично, организованно. Например, в вечернее время, когда детей забирают домой, а игра в разгаре, если это сюжетно – ролевая, педагог предлагает разные ситуации для продолжения на следующий день.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru