Карта Ценностей родного города
Авторы: Юричева Дарья, 5 класс
Руководитель: Птюшкина Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
Мы живем в регионе Финского залива. Его неповторимый образ составляют Ценности среды обитания. Это конкретные природные, исторические, культурные объекты, которые воспринимаются его жителями как значимые и их жизни, и которые важно сохранить для нас и для будущих поколений. Часть этих Ценностей не имеют охранного статуса государства, а связаны либо с особым периодом в жизни природы, либо с культурно-историческими событиями в жизни региона, или даже конкретного жителя этой территории. Кроме того, это среда обитания многих других видов животных и растений. Это наша общая с ними среда обитания!
Цель: привлечение внимания жителей и гостей города к красоте культурно-исторического пространства, созданной и сохраняемой поколениями ломоносовцев.
Задачи: изучение исторического наследия родного края; создание условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде; формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между возникновением экологических проблем различного уровня и хозяйственной деятельностью человека; развитие потребности участия в природоохранной деятельности.
Очевидно, что для природного баланса важен любой «кирпичик» экосистемы — и лес, и река, и трава, и птицы — все это Ценности среды обитания. Но также очевидно, что люди научились не замечать этого в повседневной жизни. Планируя очередной промышленный объект, его авторы, как правило, видят перед собой лишь «контурную карту», не принимая в расчет тысячи живых организмов, населяющих эту территорию.
Карта Ценностей — это условность, методический прием для привлечения внимания детей, жителей, властей к проблемам территории и совместного поиска путей ее развития не в ущерб всем ее обитателям, соседним территориям, а также будущим поколениям. По существу речь идет о создании на местном уровне системы ценностей, которые обязательно должны быть сохранены.
Первым этапом работы стало обсуждение личных Ценностей, рассказ о том, что для каждого конкретного человека — участника группы — является ценным. Составляя «Список Ценностей», — участники дискуссии (учащиеся 5-8 классов: 55 человек) сначала составляли в порядке предпочтения список того, что для них важно в их среде обитания, а затем список того, без чего они не могут обойтись. Второй список, как правило, дает истинный ответ.
Следующий этап — выбор группой той территории, которой они будут заниматься. Для того чтобы сделать этот выбор, мы ответили на два вопроса: «Какую территорию мы можем считать жизненно важной для себя средой обитания?» и «О какой территории мы сможем собрать достаточную и достоверную информацию?». Это должна быть территория знакомая и любимая с детства авторами Карты Ценностей — где они живут, отдыхают, куда ходят в походы.
Предварительную информацию о природе, истории, культуре, о том, какие Ценности были важны для людей раньше и значимы сегодня, учащиеся получили на занятиях в эколого-краеведческом кружке, из краеведческой литературы, старых газет, бесед с местными жителями (родителями, бабушками, дедушками...).
Важнейшие этапы работы над Картой Ценностей — это собственные наблюдения, анализ впечатлений, обмен мнениями о наиболее важных «Ценностях», увиденных во время тематических прогулок, экскурсий, экспедиций. На этом этапе повторно составили два приоритетных списка: «Что для нас важно» и «Без чего мы не можем обойтись» каждым участником. Совместное обсуждение этих списков позволило выбрать культурные и природные Ценности родного города.
Украшением нашего города является дворцово-парковый ансамбль 18 века — Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум». В список Ценностей большинство детей внесли: Большой (Меншиковский дворец) и Нижний парк; обширный Верхний пейзажный парк с прудом, водопадом; павильон Катальной горки; Китайский дворец; дворец Петра Ш и Петровский парк; Финский залив, реку Карасту и Нижний пруд, образованный с помощью плотин еще в 18 веке.
Развитие и наполнение Карты Ценностей новой информацией, новым видением, распространение концепции Ценностей среды обитания — это непрерывный процесс, который может быть основой для программы устойчивого развития территории.
Работа над Картой помогла нам создать положительный образ территории, наполненный конкретными ценностями и как следствие — мотив к социально активным действиям по сохранению и защите наиболее важных для нас Ценностей: проведению публичных природоохранных акций, выступлению с исследовательскими работами на экологических конференциях, разработке эколого-краеведческой тропы. Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучат детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию. Таким образом, учебная территория в природном окружении послужит учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда.
Список литературы
1. Город Апельсинового дерева – сборник рефератов школьников-победителей историко-краеведческих чтений 1996-2003 гг. / под ред. Г. Б. Гржбовской: ч. 2. – СПб., 2003. – 96 с., ил.
2. Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. – М.: Знание, 1986. – 80 с.
3. Кючарианц Д. А. Ораниенбаум: дворцы, павильоны, парки / Д. А. Кючарианц, А. Г. Раскин. – СПб.: Лениздат, 2006. – 320 с.
4. Наши ценности среды обитания: регион Финского залива: сборник информационных и методических материалов / сост. В. В. Овчаренко, О. Н. Сенова. – 4-е изд.. доп. и перераб. – СПб., 2003. – 140 с.
5. Плаксин А. А. Ораниенбаум-Ломоносов. Историко-географический очерк / А. А. Плаксин. – СПб.: ВВМ, 2004. – 79 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.