Балет «Кармен-сюита»
Разработка урока:
Жилиной Юлии Олеговны,
учитель музыки
МКОУ Каргатская средняя школа №3
им. И. А. Домбровского
Каргат
2020 год
Тема: «Балет «Кармен-сюита»
Предмет: Музыка
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Класс: 7
Цель: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; в результате сопоставления фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главной героини в балете; выяснить вопрос о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы.
Задачи:
1. воспитание духовно-нравственной личности; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
2.расширить представления обучающихся о балетном искусстве; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
3.уметь сравнивать музыкальные фрагменты из оперы и балета по принципу сходства и различия, анализировать их
Планируемый педагогический результат:
1.Демонстрация обучающимися применения своих умений и знаний при изучении новой темы.
2.Умения, работая в группе, создать конечный «продукт» - набор усвоенных понятий в путевом листе, самооценка на уроке.
| 
 Этапы урока  | 
 Деятельность учителя  | 
 Форма работы  | 
 Деятельность обуч-ся  | 
 Формируемые УУД  | 
| 
 1.Этап мотивации учебной деятельности  | 
 Учитель начинает урок с приветствия и интеллектуальной разминки. 
 
  | 
 Фронтальный опрос  | 
 Настраиваются на работу, отвечают на заданные учителем вопросы (какие музыкальные жанры изображены на экране) (Интеллектуальная разминка)  | 
 Личностные УУД проявляют познавательный интерес к уроку Коммуникативные УУД планируют учебное сотрудничество с учителем  | 
| 
 2.Этап актуализации учебного действия 
  | 
 - Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. -Чтобы определить тему урока предлагаю посмотреть видеофрагмент. - Как вы думаете, знакома ли вам героиня? -О ком идёт речь? -В камом музыкальном произведении мы с вами встречались с «Кармен»?  | 
 Фронтальный опрос  | 
 Обучающиеся подходят к теме занятия через наводящие вопросы учителя. (Просмотр видеофрагмента), (Работа с толковым словарём) связь музыки и литературы.  | 
 Личностные УУД формирование мотивации к учебной деятельности  | 
| 
 3. Этап выявления места и причины затруднения  | 
 -Инструктирует обучающихся о работе с оценочными листами. -Выявление места и причины затруднения. - На какие вопросы вы можете ответить в начале урока? Композитор оперы «Кармен» - Жорж Бизе, Главные герои произведения «Кармен»- Кармен Хозе Эскамильо. За правильные ответы получаете по 1 балу. (2 бала) проставляют в опросных листах. -На какие вопросы вы затрудняетесь ответить? 
 
  | 
 Индивидуальная работа, работа с классом 
 
 
 
 
  | 
 Работа с оценочными листами. Анализируют попытки выполнить пробное задание, находят место и причину затруднения. 
 
  | 
 Регулятивные УУД планирование учебных действий, постановка целей и задач Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других. Познавательные УУД стремление к расширению своей познавательной сферы  | 
| 
 4. Этап построения проекта выхода из затруднения 
  | 
 На основе предположений может скорректировать цель занятия, тему и задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 Индивидуальная работа, работа с классом.  | 
 Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно знание или умение поможет им разрешить затруднение. Постановка цели и задач. 
  | 
 Регулятивные УУД планирование учебных действий при работе в паре, постановка целей и задач Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других. Познавательные УУД стремление к расширению своей познавательной сферы, соотнесение и применение знаний из других предметных областей  | 
| 
 5. Этап реализации построенного проекта 
 
 
 
 
 
  | 
 Предлагает заполнить детям «проблемный ряд». Задание №1 в опросном листе. - Композитор балета «Кармен сюита» (Родион Щедрин) -Либреттист и балейтмейстер балета (Альберто Алонсо) -На чём построена драматургия балета (На развитии музыкальных характеристик трёх основных образов: Кармен, Хозе, Торрео-Эскамильо). 
  | 
 Самостоятельная работа  | 
 Зачитывают новые слова, поясняют их значение (индивидуально). Проблемный поиск. 
  | 
 Регулятивные УУД планирование учебных действий, умение делать выбор на основе полученных знаний, классификация Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других; 
  | 
| 
 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи  | 
 -Проверяем задание №1. Меняемся опросными листами. В начале урока вы поставили 2 бала в первую колонку. Сейчас во второй колонку у вас должно быть выполнено 8 вопросов. (2бала +8 балов итого 10 балов за задание №1) -Слушанье произведений и анализ. Увертюра к опере «Кармен» и Вступление к балету «Кармен-сюита» -Закрепление понятий «Хабанера», «Сегедилья» -При помощи, каких средств музыкальной выразительности в танце можно показать характер героя?» (При помощи мелодии, темпа, ритма) -Музыкально-ритмическое упражнение.  | 
 Работа в паре 
 Работа с классом  | 
 Оценивают работу. Проговаривают ответы. Выставляют балы. Анализ музыкальных произведений. Приём «Снежный ком». Диалог с учителем. Ответы обучающихся на вопросы учителя. Выполнение упражнения.  | 
 Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других; умение отвечать на вопросы, поддерживать диалог  | 
| 
 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону  | 
 Просмотр 2 видеофрагментов. Сравнительный анализ характеристики «Кармен». 
 
 Выполнение задания №2. Сопоставление образов героев. Меняются листами с заданием, проставляют балы. -Образ «Кармен» -Образ «Хозе» -Образ «Эскамильо» -Образ «Микаэлы» За правильный ответ 1 бал. За выполнение задания №2 всего 4 бала.  | 
 Работа в парах  | 
 Просмотр видеофрагментов. Анализ образов главной героини «Кармен». (Работа с учебником) Выполнение задания №2  | 
 Регулятивные УУД планирование учебных действий при работе в группе, постановка целей и задач Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других, вести диалог с учителем. Познавательные УУД стремление к расширению своейпознавательной сферы, соотнесение и применение знаний из других предметных областей  | 
| 
 8. Этап включения в систему знаний и повторения  | 
 - Эпиграф (обобщение) «Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен», существенно отличающуюся от «Кармен» в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин». Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев 
 - Вопросы: -Согласны ли вы со словами хореографа-постановщика? - Являются ли, по-вашему, затронутые в музыке оперы и балета темы любви и свободы современными темами? 
 Вокально-хоровая работа. 
 
 Выполнение задания №3. Карточки. За каждый верный ответ 1 бал. Всего в задании№3 – 10 балов. 
 
 За урок (балы). Задание №1-10 балов. Задание №2 - 4 бала. Задание №3 -10 балов. 
 5 (24-23 бала) 4 (20-22 бала) 3 (13-19 балов) 2 (менее 13 балов) 
 Инструктаж по выполнению домашнего задания  | 
 Фронтальный опрос 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Индивидуальная работа  | 
 Внимательно слушают учителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Отвечают на вопросы. 
 
 
 Взаимосвязь музыки и литературы. Вокально-хоровая работа. Выполнение задания №3 Проставление балов. Подсчет балов за занятие. Самооценивание. 
 
 
 
 Домашнее задание -выполнить рисунок понравившегося вам героя балета «Кармен-сюита»  | 
 Регулятивные УУД 
 Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других. Познавательные УУД стремление к расширению своейпознавательной сферы  | 
| 
 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке  | 
 Свободный микрофон Вам понравилась музыка, звучавшая на уроке? -Какие чувства вы сами испытали сегодня на уроке? -О каких произведениях мы сегодня говорили на уроке? -Что нового вы узнали? Какие новые термины вы узнали? -Что вам больше всего понравилось? -Выполни ли вы ваши задачи, поставленные вами же в начале урока? -Какую бы оценку вы себе поставили?  | 
 Фронтальный опрос  | 
 Выражают свое эмоциональное отношение к уроку через рассказ о том, что понравилось, какие открытия были сделаны, достигнута ли цель урока  | 
 Регулятивные УУД планирование учебных действий при работе в паре Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других. Познавательные УУД стремление к расширению своей  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.