Балет «Кармен-сюита»
Разработка урока:
Жилиной Юлии Олеговны,
учитель музыки
МКОУ Каргатская средняя школа №3
им. И. А. Домбровского
Каргат
2020 год
Тема: «Балет «Кармен-сюита»
Предмет: Музыка
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Класс: 7
Цель: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; в результате сопоставления фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главной героини в балете; выяснить вопрос о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы.
Задачи:
1. воспитание духовно-нравственной личности; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
2.расширить представления обучающихся о балетном искусстве; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
3.уметь сравнивать музыкальные фрагменты из оперы и балета по принципу сходства и различия, анализировать их
Планируемый педагогический результат:
1.Демонстрация обучающимися применения своих умений и знаний при изучении новой темы.
2.Умения, работая в группе, создать конечный «продукт» - набор усвоенных понятий в путевом листе, самооценка на уроке.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Форма работы |
Деятельность обуч-ся |
Формируемые УУД |
1.Этап мотивации учебной деятельности |
Учитель начинает урок с приветствия и интеллектуальной разминки.
|
Фронтальный опрос |
Настраиваются на работу, отвечают на заданные учителем вопросы (какие музыкальные жанры изображены на экране) (Интеллектуальная разминка) |
Личностные УУД проявляют познавательный интерес к уроку Коммуникативные УУД планируют учебное сотрудничество с учителем |
2.Этап актуализации учебного действия
|
- Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. -Чтобы определить тему урока предлагаю посмотреть видеофрагмент. - Как вы думаете, знакома ли вам героиня? -О ком идёт речь? -В камом музыкальном произведении мы с вами встречались с «Кармен»? |
Фронтальный опрос |
Обучающиеся подходят к теме занятия через наводящие вопросы учителя. (Просмотр видеофрагмента), (Работа с толковым словарём) связь музыки и литературы. |
Личностные УУД формирование мотивации к учебной деятельности |
3. Этап выявления места и причины затруднения |
-Инструктирует обучающихся о работе с оценочными листами. -Выявление места и причины затруднения. - На какие вопросы вы можете ответить в начале урока? Композитор оперы «Кармен» - Жорж Бизе, Главные герои произведения «Кармен»- Кармен Хозе Эскамильо. За правильные ответы получаете по 1 балу. (2 бала) проставляют в опросных листах. -На какие вопросы вы затрудняетесь ответить?
|
Индивидуальная работа, работа с классом
|
Работа с оценочными листами. Анализируют попытки выполнить пробное задание, находят место и причину затруднения.
|
Регулятивные УУД планирование учебных действий, постановка целей и задач Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других. Познавательные УУД стремление к расширению своей познавательной сферы |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
|
На основе предположений может скорректировать цель занятия, тему и задачи.
|
Индивидуальная работа, работа с классом. |
Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно знание или умение поможет им разрешить затруднение. Постановка цели и задач.
|
Регулятивные УУД планирование учебных действий при работе в паре, постановка целей и задач Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других. Познавательные УУД стремление к расширению своей познавательной сферы, соотнесение и применение знаний из других предметных областей |
5. Этап реализации построенного проекта
|
Предлагает заполнить детям «проблемный ряд». Задание №1 в опросном листе. - Композитор балета «Кармен сюита» (Родион Щедрин) -Либреттист и балейтмейстер балета (Альберто Алонсо) -На чём построена драматургия балета (На развитии музыкальных характеристик трёх основных образов: Кармен, Хозе, Торрео-Эскамильо).
|
Самостоятельная работа |
Зачитывают новые слова, поясняют их значение (индивидуально). Проблемный поиск.
|
Регулятивные УУД планирование учебных действий, умение делать выбор на основе полученных знаний, классификация Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других;
|
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
-Проверяем задание №1. Меняемся опросными листами. В начале урока вы поставили 2 бала в первую колонку. Сейчас во второй колонку у вас должно быть выполнено 8 вопросов. (2бала +8 балов итого 10 балов за задание №1) -Слушанье произведений и анализ. Увертюра к опере «Кармен» и Вступление к балету «Кармен-сюита» -Закрепление понятий «Хабанера», «Сегедилья» -При помощи, каких средств музыкальной выразительности в танце можно показать характер героя?» (При помощи мелодии, темпа, ритма) -Музыкально-ритмическое упражнение. |
Работа в паре
Работа с классом |
Оценивают работу. Проговаривают ответы. Выставляют балы. Анализ музыкальных произведений. Приём «Снежный ком». Диалог с учителем. Ответы обучающихся на вопросы учителя. Выполнение упражнения. |
Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других; умение отвечать на вопросы, поддерживать диалог |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Просмотр 2 видеофрагментов. Сравнительный анализ характеристики «Кармен».
Выполнение задания №2. Сопоставление образов героев. Меняются листами с заданием, проставляют балы. -Образ «Кармен» -Образ «Хозе» -Образ «Эскамильо» -Образ «Микаэлы» За правильный ответ 1 бал. За выполнение задания №2 всего 4 бала. |
Работа в парах |
Просмотр видеофрагментов. Анализ образов главной героини «Кармен». (Работа с учебником) Выполнение задания №2 |
Регулятивные УУД планирование учебных действий при работе в группе, постановка целей и задач Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других, вести диалог с учителем. Познавательные УУД стремление к расширению своейпознавательной сферы, соотнесение и применение знаний из других предметных областей |
8. Этап включения в систему знаний и повторения |
- Эпиграф (обобщение) «Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен», существенно отличающуюся от «Кармен» в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин». Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев
- Вопросы: -Согласны ли вы со словами хореографа-постановщика? - Являются ли, по-вашему, затронутые в музыке оперы и балета темы любви и свободы современными темами?
Вокально-хоровая работа.
Выполнение задания №3. Карточки. За каждый верный ответ 1 бал. Всего в задании№3 – 10 балов.
За урок (балы). Задание №1-10 балов. Задание №2 - 4 бала. Задание №3 -10 балов.
5 (24-23 бала) 4 (20-22 бала) 3 (13-19 балов) 2 (менее 13 балов)
Инструктаж по выполнению домашнего задания |
Фронтальный опрос
Индивидуальная работа |
Внимательно слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Взаимосвязь музыки и литературы. Вокально-хоровая работа. Выполнение задания №3 Проставление балов. Подсчет балов за занятие. Самооценивание.
Домашнее задание -выполнить рисунок понравившегося вам героя балета «Кармен-сюита» |
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других. Познавательные УУД стремление к расширению своейпознавательной сферы |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Свободный микрофон Вам понравилась музыка, звучавшая на уроке? -Какие чувства вы сами испытали сегодня на уроке? -О каких произведениях мы сегодня говорили на уроке? -Что нового вы узнали? Какие новые термины вы узнали? -Что вам больше всего понравилось? -Выполни ли вы ваши задачи, поставленные вами же в начале урока? -Какую бы оценку вы себе поставили? |
Фронтальный опрос |
Выражают свое эмоциональное отношение к уроку через рассказ о том, что понравилось, какие открытия были сделаны, достигнута ли цель урока |
Регулятивные УУД планирование учебных действий при работе в паре Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других. Познавательные УУД стремление к расширению своей |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.