Картинная галерея как один из факторов реализации образовательного
потенциала пространства в ДОУ
Удаленность от культурных центров не дает детям возможности посещать картинные галереи, музеи, выставочные залы. Этот факт имеет большое значение для эстетического воспитания личности ребенка-дошкольника, формирования познавательного интереса детей. Решить эту проблему можно, внедрив новый элемент развивающей предметной среды детского сада – «Картинная галерея».
Дать малышам первые ориентировки в эстетической и художественной культуре – одна из главных и трудных задач мини-музея.
Наша картинная галерея была создана в конце сентября 2014 года. Необходимость ее создания обоснована многими причинами.
1. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
2. Картинная галерея не только насыщает предметно-пространственную среду ДОУ в соответствии с возрастными возможностями и потребностями детей и содержанием программы, но и является ее быстро и легко трансформируемым и доступным для детей объектом. Кроме того - это весомая составляющая интерьера ДОУ.
3. Картинная галерея организована для создания целостной эстетической среды ДОУ: используется для формирования основ музыкальной и театральной культуры, восприятия художественной литературы, воспитания эмоционального восприятия окружающего мира, развития эстетических чувств.
Цель создания картинной галереи : приобщение дошкольников к национальному и мировому художественному наследию через создание новых форм образовательного пространства.
Задачи:
• Формировать у дошкольников представление о картинной галерее;
• Создать мощную составляющую интерьера ДОУ;
• Формировать художественно-образное мышление и эмоционально-чувственные отношения к произведениям изобразительного искусств;
• Развивать эстетические чувства, желание рассматривать картины, видеть мелкие незначительные детали;
• Продолжить знакомство с художниками, их творчеством, используя разные формы;
• Расширять представления детей о живописи, ее характере и направлениях;
• Побуждать высказываться по сюжету картины, развивать речь детей, обогащать словарный запас.
За это время дети посетили выставки «Осенние мотивы», представляющей живописные полотна русских художников об осени. На выставке было представлено 10 картин разных художников. Экскурсоводами по выставке выступили дети старших и подготовительных групп. В течение октября выставку посетили 7 групп.
Параллельно с этим в группах проводятся занятия, с использованием материалов картинной галереи.
Мини-музей предполагает широкое использование интегративных форм работы:
- литературно-музыкальные гостиные. Постоянно проводится гостиная «Большая поэзия для маленьких детей», («Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето» в стихах, музыке, живописи,
- развлечения «Краски Осени», «Осень бродит у ворот», «Зимние колядки», «Весну- встречай, Зиму- провожай», «Зимние забавы»,«Идет Весна – отворяй ворота», «Здравствуй, лето красное!», «Лето, лето к нам пришло!»,
- выставки-конкурсы детского и детско-родительского творчества: в «Любимые сказки в рисунках», «Портрет моей мамы», «Мы рисуем натюрморт».
Деятельность в картинной галерее тесно связана с театрализацией. Были представлены сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Под грибом», фрагмент сказки «Конек горбунок», «Гуси-лебеди» в рамках экспозиции «Сказка в русской живописи».
В ДОО начала работу Всемирная картинная галерея Тетушки Совы. Это видеоролики, рассказывающие о творчестве художника с ориентацией на дошкольный возраст детей.
Четыре экспозиции были посвящены временам года. Состоялись выставки репродукций картин русских художников под названием «Путешествие в зимнее царство».
С интересом дети посетили экспозиции «Народные игры и игрушки в творчестве художников», «Дети и животные в творчестве художников»
Не могли мы обойти и тему Великой отечественной войны. В мае проходит выставка «Расскажем детям о войне». Выставка представляется и для гостей ДОУ – ветеранов войны и педагогов ветеранов, которых мы по традиции приглашаем на праздник.
Главной целью мы ставим воспитание любви к родному краю, уважение к истории, умение видеть и понимать красоту родной природы, вызывая у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин.
В нашей мини-галерее была представлена экспозиция картин хакасских художников-пейзажистов, где они передают в своих картинах образ природы родного края, ее красоту, свое отношение к ней, настроение: радостное, светлое или грустное, тревожное. Изучая с детьми пейзажную живопись, воспитатели применяют разнообразные приемы и формы работы с детьми. Рассматривая картины, дети незаметно для самих себя накапливают бесценный опыт эстетического отношения к действительности. Дети учатся сопереживать художнику, а значит, учатся понимать искусство.
Предусмотрены экспозиции картин, знакомящие детей с такими жанрами живописи как пейзаж, портрет, натюрморт.
В рамках деятельности картинной галереи дети познакомятся с картинными галереями мира и, в первую очередь, с Третьяковской, Эрмитажем, Русским музеем.
Регулярно проводится конкурс для педагогов ДОУ на лучшую разработку мероприятия с использованием ресурсов картинной галереи, а для детей – «Лучший экскурсовод», «Знатоки живописи».
Экспозиции меняя друг друга, перемещаются из картинной галереи в коридоры ДОУ. Как отдельные картины, так и тематическую выставку можно при необходимости перемещать по ДОУ: в группы, изостудию, музыкальный зал, кабинет психолога, учителя-логопеда. Методическое сопровождение картинной галереи, а это описание картин, биография художников, их портреты, видеоролики - Всемирная картинная галерея Тетушки Совы, разработки НОД и других мероприятий с использованием ресурсов картинной галереи всегда доступны всем педагогам, во многом упрощают и разнообразят их работу. И порой имеют самое неожиданное применение.
Используемая литература:
- Мини-музей в детском саду/ Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова Л. И., М. : Линка –Пресс, 2008
- «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью» А. А. Грибовская, Педагогическое общество России, Москва, 2006 год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.