Карточки для дня грамотности.
1. Определить часть речи у следующих слов:
Двойной ( ) , тройка ( ) , удвоить ( ) , второй ( ) , пятидневный ( ), три ( ), восьмёрка ( ), десятка ( ), трёхчасовой ( ), односторонний ( ), сотня ( ), сотый ( ), удесятерить ( ), двадцать пять ( ), седьмой ( ), пятилетка ( ), тройной ( )
1. Определить часть речи у следующих слов:
Двойной ( ) , тройка ( ) , удвоить ( ) , второй ( ) , пятидневный ( ), три ( ), восьмёрка ( ), десятка ( ), трёхчасовой ( ), односторонний ( ), сотня ( ), сотый ( ), удесятерить ( ), двадцать пять ( ), седьмой ( ), пятилетка ( ), тройной ( )
3. Определить падеж у выделенных слов в пословицах.
1. Дело шуток не любит. ( п.)
2. От слова до дела целая верста. ( . п.)
3. Не по сути дело, а по делу суть. ( . п., . п.)
4. Ты за дело, а дело за тебя. ( . п., . п.)
5. Велик телом, да мал делом. ( . п.)
6. И умён, и крепок, и в деле гож. ( . п.)
7. Всех дел не переделаешь. ( . п.)
8. Языком не спеши, а делами не смеши. ( . п.)
9. Умён на словах, да глуп на делах. ( . п.)
10. По твоим делам о тебе судят. ( . п.)
3. Определить падеж у выделенных слов в пословицах.
11. Дело шуток не любит. ( п.)
12. От слова до дела целая верста. ( . п.)
13. Не по сути дело, а по делу суть. ( . п., . п.)
14. Ты за дело, а дело за тебя. ( . п., . п.)
15. Велик телом, да мал делом. ( . п.)
16. И умён, и крепок, и в деле гож. ( . п.)
17. Всех дел не переделаешь. ( . п.)
18. Языком не спеши, а делами не смеши. ( . п.)
19. Умён на словах, да глуп на делах. ( . п.)
20. По твоим делам о тебе судят. ( . п.)
21.
5. Исправьте ошибки
ФОНАРИК
Мне не скучьно без агня —
Есть фонарик уменя.
На него пасмотришь днём —
Ничего не видно в нём,
А посмотриш вечерком —
Он с зелёном огоньком.
Это в баночьке с тровой
Свитлячок сидит жывой.
А.Л.Барто
5. Исправьте ошибки
ФОНАРИК
Мне не скучьно без агня —
Есть фонарик уменя.
На него пасмотришь днём —
Ничего не видно в нём,
А посмотриш вечерком —
Он с зелёном огоньком.
Это в баночьке с тровой
Свитлячок сидит жывой.
А.Л.Барто.
КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)
Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).
1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).
2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).
3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).
4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).
Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!
Конкурс с болельщиками.
Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов и самое большое слово.
7. Конкурс
Вам необходимо из следующих букв составить телеграмму так, чтобы каждое слово начиналось с определённой буквы:
З, Д, А, Ж, В, Л, Е, Н, Я, Ч, О, Д, Ц.
МИНИВИКТОРИНА ПРО ЛЯГУШКУ-КВАКУШКУ
Лягушке нравятся слова,
В которых есть три буквы - КВА.
Назовите любимые напитки лягушки Квакушки.
(Квас и простокваша)
Какие овощи больше всего любит лягушка
Квакушка?
(Тыква, брюква и квашеная капуста)
А какая её любимая ягода?
(Клюква)
Назовите её любимое мясное блюдо.
(Шкварки)
Какая у лягушки Квакушки любимая книжка?
(Букварь)
В каком ансамбле очень любит петь
Квакушка?
(Квартет)
Назовите её любимый город.
(Москва)
А какая её любимая страна?
(Эквадор)
Какую геометрическую фигуру предпочитает
лягушка Квакушка?
(Квадрат)
Чем она любит рисовать?
(Акварелью)
В каком жилище она мечтает жить?
(В квартире)
Какую мебель предпочитает лягушка
Квакушка?
(Антикварную)
Под кроватью лежит квадратный и полосатый арбуз. А почему квадратный? (чтобы не укатился).
Общеразвивающий дин.
1. Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года).
2. Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная).
3. Вспомните, какое заклинание знал Маугли? («Мы с тобой одной крови — ты и я»).
4. Вспомните, в какой сказке А. С. Пушкина была введена принципиально новая система оплаты труда. Покажите ее. (Три щелчка).
5. У кого усы длиннее ног? (У таракана).
6. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива).
7. Что носил на передней лапе пудель Артемон из сказки А. Толстого «Золотой ключик»? (Серебряные часы).
8. Как называется жилое помещение для команды на корабле? (Кубрик).
9. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски. Их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то от него отрубали часть. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (Рубль).
Блицвопросы.
I.
1. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры).
2. Какое топливо добывают на болоте? (Торф).
3. Где танцуют лезгинку? (В Грузии).
II.
1. Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Под мокрым).
2. Самая маленькая птичка. (Колибри).
3. Что такое чардаш? (Венгерский танец).
III.
1. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив).
2. Какую страну носят на голове? (Панаму).
3. Когда бывают яйца вкусны? (Когда их ешь).
I Дин
: Игра на внимание. Ведь в школе невозможно хорошо учиться без усидчивости и внимания.
(2 человека лицом к классу.На стуле – приз ручка)
Расскажу я вам рассказ,
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери.
Понятно, когда брать приз?
- Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два, ….. марш!»
- Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи.
А про себя их повтори
Разок, другой, но лучше …. Пять!
- Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать,
Ну, что ж, вы приз, друзья, не взяли,
Когда была возможность взять.
Второй конкурс «Скажи одним словом»
Слайд 5
Имя существительное (1 команда)
Шестьдесят минут -…(час).
Имя прилагательное (2 команда)
Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)
Глагол (3 команда)
Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)
Третий конкурс «Загадки – шутки»
Слайд 6
Имя существительное (1 команда)
Чем кончается день и ночь?(Ь)
Имя прилагательное (2 команда)
Что стоит посередине земли?(М)
Глагол (3 команда)
Чем кончается лето и начинается осень?(О)
Четвертый конкурс «Отгадай слова»
Слайд 7
Имя существительное
Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученик. (Подснежник)
Имя прилагательное
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода. (Завязка)
Глагол
Его корень в слове «писать»,
Приставка в слове «рассказывать»,
Суффикс в слове «сказка»,
Окончание в слове «рыба». (Расписка)
Пятый
конкурс «Кто кого»
Слайд 8
Как можно больше слов собрать из букв за 1 минуту.
Слайд 9
Проверка:
Мрак ** грамм
маг ** мама
гамма ** ирга
кара ** грим
миг ** гам
Тир ** агат
игра
тигр
мир
марка
магма
рак
рама
Шестой
конкурс для всех
На скорость!
Как сказать правильно
Слайд 10
У рыб нет зубов
у рыб есть зубы
У рыбов нет зубов
У рыбей нет зубов
Седьмой конкурс «Дальше, дальше...»
Слайд 11
В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.
1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)
2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)
3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)
1. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)
2. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)
3. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)
1. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)
2. Сколько букв в русском алфавите? (33)
3. Для чего людям нужна речь? ( Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)
1. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
2. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)
3. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)
Викторина по рассказам о животных «Что я знаю о животных»?
1. Как пьёт слон? (хоботом набирает воду и выдувает её в рот);
2. Какая птица складывает рыбу в мешок? (пеликан);
3. Чем питается орёл? (мелкими зверушками, птицами, зайцами);
4. Может ли медведь залезть на дерево? (может, как и обезьяна);
5. Зачем кенгуру кармашек на животе? (домик для маленького кенгурёнка);
6. Какая птица самая высокая? (страус, она ростом выше человека);
7. Может ли крокодил победить быка? (да, когда бык купается, крокодил его
утянет в воду и ждёт, когда он утонет);
8. Что общего у крокодила, утконоса и курицы? (крокодил и утконос несут яйца,
как и курица);
9. Как своих детей кормит утконос? (утконос ложиться на спину, а детёныши
носиками тыкаются в живот, в надавленную ямку стекает молоко и они клювиками
пьют его, как из чашечки);
10. Как скат защищается от врагов? (на его хвосте есть нарост – тонкая пилочка,
им он может порезать ноги лошади и человеку).
Любовь к природе, как, впрочем, и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства. (И.С.Соколов-Микитов)
Познавательная игра «Правда или вымысел?»
Ответ принимается от каждой команды. За правильный ответ – присуждается очко.
1. Умеет ли белка плавать? (правда);
2. Могут ли бобры строить двухэтажные домики? (правда);
3. Можно ли выманить из норки бурундучка с помощью ивовой дудочки? (правда);
4. Может ли крупная рыба поймать горностая? (правда, если он в воде);
5. Можно ли приручить выдру, как собаку? (можно, она будет ловить рыбу);
6. Могут ли муравьи тащить груз, который тяжелее их веса? (могут);
7. Существует ли в природе «муравьиное масло»? (да, оно лечебное);
8. Можно ли по рогам лося установить его возраст? (да, с каждым годом на рогах
прибавляется отросток);
9. Может ли паук спускаться под воду? (да, паук-водолаз носит на брюшке пузырь
с воздухом);
10.Может ли птица ползать по стволу вниз головой? (да. Эта птица – поползень);
11.Правда ли, что воробьи зимой улетают на юг? (нет - это выдумка)
13.Когда мыши вырастают они становятся крысами? (нет)
Предлагаю вам показать свой уровень грамотности.
1.Конкурс..
1.Кого,
согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка.
2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?
а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) рак;
г) милиционер.
3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?
а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) кот.
4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
а) земляника;
б) малина;
в) вишня;
г) крыжовник.
4. Какое
растение существует?
а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) Иван-да-Марья.
5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?
а) творожные;
б) сметанные;
в) кисельные;
г) масляные.
6. Какой зайка скакал под елочкой?
а) беленький;
б) маленький;
в) серенький;
г) шоколадный.
4. Какой породы овчарок не существует?
а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) антарктическая.
2.Игра-хоровое проговаривание.
Есть в русском языке слова, в которых если отнять по одной букве с начала или конца, то остаток слова также имеет смысл.
Например, слово- ПОБЕДА.
-В какой гостинице вы жили?
-«ПОБЕДА».
-Чего вы ждали?
-ОБЕДА.
-Что случилось?
-БЕДА.
-Что пропало?
-ЕДА.
-Вы кричали?
-ДА.
-Что кричали?
-А!
3.Игра «Собери слово»
След + опыт= следопыт
Зал + ежи= залежи
Газ +ель= газель
Фа +соль=фасоль
Град+ус=градус
Банк + рот=банкрот
Буй +вол=буйвол
4.Игра «Буквы заблудились».
Сейчас я прочитаю стихотворение, в котором заблудились буквы. Вы должны исправить ошибку , назвать правильное слово и сказать, какая же буква заблудилась.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И – хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Закричал охотник:- Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (крышу)
Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке. (маки)
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
-Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами!
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (сом)
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)
Мы собрали васильки,
На головах у нас –щенки. (венки)
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)
Жучка будку не доела: (булку)
Неохота . Надоело.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)
Мама с бочками пошла (дочками)
По дороге вдоль села.
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
А.Шибаев
4.Задание.
Называю слово в единственном числе, а вы должны сказать его во множественном.
Кот- коты
Плот- плоты
Беда- беды
Мука-
Крот- кроты
Грот- гроты
Дуга- дуги
Рука- руки
Еда-
Слива-сливы
Грива- гривы
Диво-
Итог: не всякое слово имеет множественное число.
И в завершить наш урок хотелось бы следующим стихотворением:
Пусть
грамота ошибки исправляет,
И ты не прекращай её учить,
Кто учится, тот многое познает,
И проще будет нам в России жить.
Работай с пунктуацией и чаще
За книгу вечерком садись, читай,
Пусть будет жизнь твоя разнообразней,
Лишь знания, не бойся – поглощай.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.