Июнь (1-2 недели) Комплекс №1 |
Артикуляционная гимнастика: Упражнения для щёк и губ Чередование упражнений «Улыбка»-«Хоботок» (5раз); Чередование упражнений: надуть щёки-втянуть щёки (5раз); «Белочка грызёт орешки»-улыбнуться и постучать передними зубками Упражнения для языка «Язычок в чащобе»-протиснуть язык сквозь полусомкнутые зубы (3 раза); Губы в улыбке. Медленно высовывая язык покусывать его по всей поверхности; «Грибы» на длинных и коротких ножках. (По 5). «Вкусное варенье»-облизать губы вкруговую; «Почистить зубки»: нижние-сверху вниз, из стороны в сторону, верхние-из стороны в сторону. «Подать состав - убрать состав |
Дыхательная гимнастика: Работа над силой голоса. Дует летний лёгкий ветерок (тихо): «У-у-у-у-у». Подул сильный ветерок (громко): «У-у-у-у-у». (3раза) Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (громко-тихо); Летние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и», «О-у-и-а», «У-и-а-о», «И-а-о-у». «Самолет» Полетим на самолете, Будем сильными в полете. И.п. – лежа на животе, опора на предплечья. 1–3 – прогнуться, приподнять голову, плечи, ноги прямые, руки в стороны (вдох); 4 – и.п. (выдох). |
Июнь (3-4 недели) Комплекс № 2 |
Артикуляционная гимнастика: Упражнения для щёк и губ Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно. Упражнения для языка Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья «чашка» глубже? Язык «чешкой» снаружи и внутри рта. Чашка и блюдце на столе. Чередовать артикуляционные позиции: Язык «чашечкой» и язык «блюдечком» («лопатка»). Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой». Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну. Пирожок. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку». |
Дыхательная гимнастика: Развитие речевого дыхания и голоса Пьём коктейль через трубочку. (Вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.) Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох). Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!» |
Июль (1-2 недели) Комплекс № 3 |
Артикуляционная гимнастика. «Лошадка» - медленно, 10 раз. «Грибочек» - 5 раз под счёт от 1 до 5-10. «Гармошка» - 10 раскрытий рта. Чередование упражнений «Блинчик» - «Блинчик с вареньем» - 5 раз. «Барабанщик». Поднять кончик языка за
верхние зубы к альвеолам и |
Дыхательная гимнастика: Развитие речевого дыхания и голоса. Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш. Насос. Произнесение звука с-с-с. Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши- Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту». Сигнал машины. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би». «Косарь». Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза: Косарь идёт косить жнивьё: Зу-зу, зу-зу, зу-зу. Идём со мной косить вдвоём: Замах направо, а потом Налево мы махнём. И так мы справимся с жнивьём. Зу-зу, зу-зу вдвоём (Е. Антоновой-Чалой ).
|
Июль (3-4 недели) Комплекс № 4 |
Артикуляционная гимнастика: Упражнения для щёк и губ Обезьянки. Банан за щекой у обезьянки. Надувать по очереди правую и левую щёки. Разговор обезьян. Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух – ух – ух – ух, ох – ох – ох – ох». Злой шакал. Чередование позиций: а) «оскал», челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы. Слон раскрывает и закрывает хобот. Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя. Упражнения для языка Жираф жуёт листочки. Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя. Обезьянка. Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами. Обезьянки качаются на лианах. («Гармошка») Сигнал опасности у обезьянок. Щёлкать языком, изменяя форму рта. |
Дыхательная гимнастика: Развитие речевого дыхания и голоса Слон пьёт воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от «одного» до «пяти»). Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр – громко, низким голосом, тигрёнок – тихо, высоким голосом. Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление). Психогимнастика. Пластические этюды Мартышка – кривляка. Педагог показывает какие – либо движения, а дети повторяют их. Затем дети придумывают движения сами. |
Август (1-2 недели) Комплекс № 5 |
Артикуляционная гимнастика: Упражнения для щёк и губ Включенный миксер. Круговые движения нижней челюстью. (Подбородком нарисовать букву «о» при открытом и закрытом рте.) Крутим ручку мясорубки. Максимально часто открывать рот при произнесении слога бы со сменой ударения: «Бы-бы-бы, бы-бы-бы, бы-бы-бы». Упражнения для языка Гладим бельё. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Производить движения кончиком языка по твёрдому нёбу, стараясь дотронуться до мягкого нёба. Привести язык в исходное положение. Лошадка (10 раз.) Гармошка (10 раз.) Грибочек (3 раза под счёт от 1 до 10.)
|
Дыхательная гимнастика: Развитие речевого дыхания и голоса Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Д-з-з-з-з-з-з». Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» - «Вжи-вжа-вжо». «Жук». Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох. Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох. Повторить упражнение 4-5 раз: Жж-у, - сказал крылатый жук, Посижу и пожужжу. |
Август (3-4 недели) Комплекс № 6 |
Артикуляционная гимнастика: Упражнения для щёк и губ «Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щёчки у хомячка, который несёт в норку запасы зерна. (Надуть обе щеки). Хомячок высыпал зерно в норке. (Втянуть обе щеки.) «Спрятать зёрнышки попеременно то за левую, то за правую щёчки». ( Надувать попеременно то левую, то правую щёки.) чередование упражнений «Оскал» - «Рупор» (бублик). Упражнения для языка Чередование упражнений «Лопатка» - «Колышек» - «Чашечка» (каждое положение языка удерживать под счёт от 1 до10, выполнять 3 раза) «Качели» (тянуться языком к носу и подбородку по 5 раз). «Паровоз» (3 раза выкатить состав). |
Дыхательная гимнастика: Развитие физиологического дыхания Вдыхаем аромат пшеничного хлеба, затем ржаного. (Вдох носом, пауза, под счёт «раз», «два», «три» выдох ртом.) «Куры». Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох. Повторить 3-5 раз: Бормочут куры по ночам, Бьют крыльями тах-тах (выдох), Поднимем руки мы к плечам (вдох), Потом опустим – так ( Е. Антоновой-Чалой). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.