Ярина Татьяна Ивановна
Воспитатель 1 квалификационной категории
Ч/У «Ясли-сад Есик Болашак – 2007»
Картотека
дидактических игр
для детей 2 младшей группы
2018 год
Карточка №1
«Парные картинки»
Цель: развитие мышления.
Оборудование: наборы парных предметных картинок: варежки, носки, шапки и шарфы, платья и банты, кастрюли и крышки для них и т. д. разных цветов и их оттенков, а также наборы цветных карточек (в зависимости от задания).
Ход игры:
Показав ребёнку карточку, попросите его найти «подходящую» среди других, разложенных на столе.
Используя парные карточки:
• попросите ребёнка найти такую же по цвету («Найди бант к этому платью. Это платье синее и бант тоже синий»);
• предложите выполнить задание по словесной инструкции («Посади красную стрекозу на жёлтый цветок»).
• попросите найти домик для домашнего или дикого животного;
• можно предложить найти предмет соответствующий определённой профессии.
Карточка №2
«Разрезные картинки»
Цель: развитие мышления
Оборудование: предметные картинки с изображением знакомых ребёнку предметов разрежьте на 2-4 части.
Ход игры:
Предложите ребёнку собрать разрезную картинку, предварительно показав способ действия. В качестве образца можно использовать неразрезную парную картинку.
Карточка №3
«Четвертый – лишний»
Цель: развитие мышления
Оборудование: мелкие предметы; например, пуговицы, зёрнышки, орешки, листочки и т. п.
Ход игры:
Научите ребёнка находить в ряду лишний предмет: 3 пуговицы и 1 косточка, 3 палочки и 1 спичка, 3 бобовых зёрнышка и 1 орешек, 3 листочка и 1 цветочек, 3 красные карточки и 1 синяя и т. п.
Карточка №4
«Кому что нужно?»
Цель: развитие мышления
Оборудование: парные игрушки или картинки по принципу «Кому что нужно».
Ход игры:
Подобрав соответствующие игрушки или картинки, научите ребёнка подбирать пару по принципу «Кому что нужно» (зайцу – морковь, собаке – косточка, кошке – молоко и т. д.)
Карточка №5
«Найди такой же»
Цель: развитие мышления, закрепление основных цветов и геометрических фигур.
Оборудование: набор парных игрушек или фигур.
Ход игры:
Подготовьте набор парных игрушек (предметов или фигур). Предложите ребёнку показать такую же игрушку (предмет или фигуру, а позже – найти игрушку (предмет или фигуру) такого же цвета.
Карточка №6
«Времена года»
Цель: развитие мышления, закрепление названий и признаков времён года.
Оборудование: наборы карточек и картинок «Времена года».
Ход игры:
Используя набор специально подобранных карточек, научите ребёнка различать времена года, подбирать картинки, соответствующие заданной (зима – снежинки, санки, снеговик и т. п.).
Карточка №7
«Наоборот»
Цель: развитие мышления, обогащение и активизация словаря.
Оборудование: парные картинки; со временем игра проводится без картинок.
Ход игры:
Предложите ребёнку игру: «Я буду говорить слово, а ты тоже скажи мне, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, высокий - низкий, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий, ночь-день, зима - лето и т. д.
Карточка №8
«Что как звучит?»
Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование: в коробку или корзинку сложите предметы, с помощью которых можно получать разные звуки (лист бумаги, целлофан, фольгу, погремушки и т. п.).
Ход игры:
Дайте ребёнку возможность исследовать содержание ёмкости, послушать звуки. Затем попросить закрыть глаза и угадать, что звучит.
Карточка №9
«Слушаем звуки»
Цель: развитие слухового восприятия.
Ход игры:
Предложите ребёнку посидеть в тишине и послушать: «Послушай, как тикают часы» (шумит закипающий чайник, едут машины на улице и т. п.). Когда малыш научится прислушиваться, достаточно предложить послушать звуки, а затем, когда он нарушит тишину, спросить, что он услышал.
Карточка №10
«Кто как кричит?»
Цель: развитие слухового восприятия, закрепление названий животных, соответствующих звукосочетаний.
Оборудование: для этой игры используются фигурки животных (игрушки).
Ход игры:
«Кто это пришёл? Кошка пришла. Давайте позовём кошку. Кис-кис-кис! Как кошка мяукает? Мяу-мяу. А кто это пришёл? Собачка пришла. Как собачка лает? Гав-гав-гав». (И т. п.)
Для более старших детей можно использовать вариант игры «Кто спрятался?» - предложить по звукам угадать и назвать животное.
Карточка №11
«Отгадай звуки»
Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование: аудиозапись различных звуков.
Ход игры:
Учите ребёнка определять характер звука, шума.
В игре используются записанные различные знакомые ребёнку звуки: голоса близких, звонок телефона и звонок в дверь, тиканье часов, звук льющейся воды, лай собаки, мурлыканье кошки и т. п.
Прослушав запись, ребёнок говорит, кому принадлежат звуки.
Карточка №12
«Звуковые коробочки»
Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование: непрозрачные коробочки (контейнеры от «киндер-сюрпризов» или фотоплёнки) в двух экземплярах заполняем на 1/3 различным содержимым: солью, рисом, горохом, бобами, скрепками и т. п.
Ход игры:
Познакомив ребёнка с различным (резко отличающимся) звучанием коробочек, предложите найти пару каждой из них. Сначала предложите послушать звучание и найти пару среди 3-х ёмкостей (1 пара + 1 ёмкость из другой пары, затем 2 пары и т. д. – в зависимости от возможностей ребёнка.
Карточка №13
«Действуй по звуку»
Цель: развитие слухового восприятия; учить действовать по звуковому сигналу, соотнося звук с действием.
Ход игры:
Объясните ребёнку правила игры. На определённый звук он должен выполнять определённые движения: звонит колокольчик – бежать, удары в бубен – идти, хлопки в ладоши – сидеть и т. д.
Начинать игру следует с двух движений, увеличивая их количества по мере усвоения ребёнком правила.
Карточка №14
«Собери пуговицы в баночку»
«Сложи пуговицы в копилку»
«Собери большие пуговицы, затем маленькие»
«Выложи рисунок»
«Найди пару»
«Собери бусы»
Цель: развитие мелкой моторики рук, мышления, воображения.
Оборудование: пуговицы разного размера и цвета.
Ход игры:
Предложить малышу: собрать в баночку рассыпанные пуговицы; сложить пуговки в «копилку» (непосредственно в прорезь); сложить все большие, а затем все маленькие пуговицы; большие пуговицы сложить в одну баночку, а маленькие в другую; найти пару (такую же, выложить рисунок по образцу, предложенному взрослому; сделать из пуговиц бусы, нанизав их на толстую нитку.
Карточка №15
«Собери палочки в стаканчик»
«Распредели по цвету»
«Выложи рисунок»
Цель: развитие мелкой моторики рук, пространственно-образного мышления, воображения.
Оборудование: счётные палочки разного цвета
Ход игры:
Предложить ребёнку: собрать рассыпавшиеся палочки в стаканчик; разложить палочки в 2,3,4 стаканчика, распределив их по цвету; выложить из палочек рисунок: дорожку, заборчик, железную дорогу, квадрат, стол, стул, флажок и т. п.
Карточка №16
«Сделай солнышко, дождик, ёжика, ёлочку»
«Собери змейку»
«Повесь одежду на верёвочку»
Цель: развитие мелкой моторики рук, мускулатуры пальцев, воображения.
Оборудование: прищепки разного цвета
Ход игры:
Предложить ребёнку: прикрепить прищепки по краю картона, сделать с помощью прищепок, солнышко, ёжика, дождик, ёлочку; прикрепить прищепки одна за кончик другой, чтоб получилась разноцветная змейка, паровозик или дорожка; развесить постиранную кукольную одежду на верёвке и прикрепить прищепками; снять со своей одежды прикреплённые взрослым прищепки, затем самостоятельно прикрепить прищепки к своей одежде.
Карточка №17
«Закрой коробочку»
«Подбери крышку к ёмкости»
Цель: развитие мелкой моторики рук, мускулатуры пальцев, внимания, логики.
Оборудование: необходимо подобрать коробочки и баночки с завинчивающимися крышками, флаконы от духов.
Ход игры:
Предложить ребёнку: отвинчивать и завинчивать крышки, вынимать и вставлять крышки-пробки (для поддержания интереса в коробочку можно положить сюрприз); перемешать все крышки и предложить подобрать крышку к ёмкости.
Карточка №18
«Найди вторую часть»
«Построй матрёшек по росту»
Цель: развитие мелкой моторики рук, мышления, внимания; формирование умения различать и называть величину матрёшек (маленькая – большая, маленькая – побольше – ещё больше - самая большая, большая – поменьше – ещё меньше – самая маленькая).
Оборудование: набор матрёшек
Ход игры:
Предложить ребёнку: открыть и закрыть матрёшку; подобрать каждой части пару и сложить целое, выставить матрёшек в ряд по росту.
Карточка №19
«Игры со шнуровками»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закреплять понятия вверх-вниз.
Оборудование: понадобится полоска плотного картона с проделанными в нём с помощью дырокола дырочками, шнурок.
Ход игры:
Покажите ребёнку, как «червячок» залезает в «норку» вылезает из неё через другое отверстие. Научите этим движениям ребёнка, закрепляя у него понятия «вверх-вниз». Когда ребёнок освоит этот навык, можно предложить ему задания посложнее или перейти к настоящей шнуровке на обуви.
Карточка №20
«Чудесный мешочек»
Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, мышления, воображения.
Оборудование: мелкие предметы, знакомые ребёнку.
Ход игры:
Рассмотрите с ребёнком несколько маленьких предметов (катушку, крупную пуговицу, кубик, шишку, персиковую косточку и т. п., предложите ощупать их. На глазах у малыша сложите предметы в мешочек. Затем предложите ощупать один предмет в мешочке, назвать его и достать. Можно заранее определить, что ребёнок может достать, или дать ему конкретное задание.
Следует попеременно работать то правой, то левой рукой.
Карточка №21
«Что изменилось?»
Цель: развитие речи детей, внимания, памяти.
Оборудование: 5-6 знакомых ребёнку игрушек или предметов.
Ход игры:
Расставив на столе несколько
(до 5-6) знакомых ребёнку игрушек, попросите его посмотреть на них и запомнить. Накройте игрушки платком, затем спросите, какие игрушки стояли на столе («Кто спрятался?»). Проверьте ответ, показав игрушки, а затем предложите ребёнку отвернуться. Затем уберите одну игрушку и спросите: «Чего не хватает?» («Кто ушёл?»)
Вариант игры – менять место расположения игрушек на столе.
Усложнение игры – увеличить количество игрушек.
Карточка №22
«Рассеянный художник»
Цель: развитие целенаправленного внимания, мышления, обогащение и активизация словаря.
Оборудование: предметные картинки, на которых отсутствуют какие-либо детали.
Ход игры:
Показать ребёнку предметную картинку, на которой отсутствует какая-нибудь деталь, например, у рыбы нет плавника, у зайца - хвоста, у стола - ножки и т. п. Далее предложить ребёнку определить, что забыл нарисовать художник.
Карточка №23
Игра «Угадай, что делать»
Цель: Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитывать у детей умение переключать слуховое внимание.
Оборудование: На каждого играющего по 2 флажка.
Ход игры:
Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Воспитатель начинает звенеть бубном. Если бубен звенит громко, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.
Карточка №24
Игра «Давайте познакомимся!»
Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.
Оборудование: кукла.
Ход игры:
К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться.
Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла кукла. Давай познакомимся, меня зовут Людмила Геннадьевна, а тебя? Очень приятно!». Дети по одному подходят к кукле и называют свое имя. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.
Карточка №25
«Оцени поступок»
Цель: развивать представления детей о добрых и плохих поступках с с опорой на сюжетные картинки; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать доброжелательность и чуткость у детей.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры:
Дети играют в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети рассматривают картинку, описывают, что видят и оценивают поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки куклу, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».
Карточка №26
«Как зовут членов семьи»
Цель: закреплять умение детей четко называть всех членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Ход игры:
Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Мариной, папой Димой, братом Женей. У меня есть бабушка Люда, бабушка Лена, дедушка Миша и дедушка Гена».
Карточка №27
«Да или нет»
Цель: формировать у детей желание беречь свое здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, я буду вам называть ситуации, а вы, если так можно делать, будете хлопать в ладоши, если нельзя, будете топать ногами. Например: можно играть с мячом на дороге; можно ровно сидеть за столом; во время еды можно разговаривать; не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя играть со спичками; нужно мыть руки после возвращения с прогулки и т. д.
Карточка №28
«Комплименты»
Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.
Ход игры:
Дети встают круг и берутся за руки. Воспитатель обращается к ребенку, стоящему справа от нее :«Саша, ты сегодня такой вежливый!». Далее Саша обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.
Карточка №29
«Все профессии нужны, все профессии важны»
Цель: закреплять знания детей о профессиях; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: картинки с профессиями взрослых.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинки с профессиями взрослых и предлагает их рассмотреть, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности. В конце игры воспитатель, подводя итог, говорит, что все профессии нужны и важны.
Карточка №30
«Кому что нужно для работы»
Цель: закреплять и уточнять знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.
Оборудование: большие картинки с профессиями взрослых (повар, врач, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.
Ход игры:
На стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Воспитатель предлагает детям взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.
Карточка №31
Цель: учить детей понимать мимику людей; развивать эмпатию, воспитывать дружелюбие.
Оборудование: изображения детей с разным выражением лица.
Ход игры:
На доске разместить изображения детей с разным выражением лица. Ребятам предлагается рассмотреть картинки и выбрать себе друга. Ведущий должен попросить их объяснить свой выбор.
Карточка №32
Цель: развить интонационную культуру речи, научить менять силу голоса.
Ход игры:
Для проведения игры нужно подготовить парные предметы разных размеров (большая и маленькая дудочки, уточки, машинки).
Перед началом игры педагог проводит с детьми беседу.
— Посмотрите, у меня в руках большая мама-утка. Она зовет своих деток и громко кричит «Кря-кря!». Повторите, как кричит мама-утка.
Дети громко повторяют «Кря-кря!».
— А теперь я держу утеночка. Он еще очень маленький и может только тихо говорить «Кря-кря!». Повторите, как он это делает.
Дети тихо повторяют «Кря-кря!». Педагог должен следить, чтобы дети не переходили на шепот.
После ознакомительной беседы можно перейти к самой игре. Педагог по очереди показывает то большую, то маленькую уточку, а дети должны самостоятельно произнести, как она крякает.
Карточка №33
Цель: учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.
Оборудование: Для игры необходимо подготовить картинки с изображением огорода и сада и предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов.
Ход игры:
Дети делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.
Карточка №34
Цель: развивать у детей чувство симметрии; учить точно передавать форму предмета, штриховать.
Оборудование: Для игры необходимо сделать карточки, на которых нарисованы только половинки различных предметов: цветок, солнышко, листочек и т.д.
Ход игры:
Детям предлагается дорисовать недостающую часть предмета, а потом заштриховать рисунок.
Карточка №35
Цель: учить выполнять различные ритмичные движения; развитие координации и равновесия.
Ход игры:
Ведущий предлагает детям повторять за ним строчки стихотворения и выполнять соответствующие движения.
Все лето качели
Качались и пели,
И мы на качелях
На небо летели.
(Дети начинают качать руками вперед-назад, в приседании слегка пружиня ноги в коленях).
Настали осенние дни.
Качели остались одни.
(Уменьшают интенсивность движений и постепенно останавливаются).
Лежат на качелях
Два желтых листка.
И ветер качели
Качает слегка.
(Снова потихоньку начинают двигать руками).
Карточка №36
«Помоги найти маму»
Цель: Закрепить правильное произношение звуков. Упражнять в формировании грамматического строя речи.
Оборудование: предметные картинки с изображением детёнышей животных.
Ход игры:
У всех детей предметные картинки с изображением детёнышей животных.
Воспитатель: "Кто у тебя нарисован, Коля?" (цыплёнок) "Кто у цыплёнка мама?" (курица) . Позови цыплёнок свою маму (пи-пи-пи) и т.д.
Карточка №37
«Приметы осени»
Цель: Уточнять представления детей об основных приметах осени. Учить составлять предложения по опорным схемам. Развивать мышление, воображение.
Оборудование: Схемы, обозначающие небо, дождь, деревья, урожай, птиц, животных, людей.
Ход игры:
Предложить детям взять карточки схемы и составить предложения о приметах осени.
Карточка №38
«Подбери слова по теме осень»
Цель: Расширять словарный запас детей, уточнять значение слов. Развивать мышление.
Оборудование: Мяч.
Ход игры:
Предложить детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить фразу.
Моросит (дождь).
Дует (ветер).
Вянет (трава).
Желтеют (листья).
Опадают (листья).
Льет (дождь).
Улетают (птицы).
Созревают (овощи, фрукты).
Собирают (урожай).
Карточка №39
«Угадай, чей это голос?»
Цель: Развитие умения различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и детеныша.
Оборудование: Парные картинки «Животные и их детеныши».
Ход игры:
Дети садятся полукругом, с помощью считалки, выбирается ребенок. Ему предлагается покрутить стрелку и озвучить с помощью звуков выбранный им лот (дети не видят кто это). Остальные дети (при помощи поднятой руки) определяют кто это.
Все вместе дети тренируются и повторяют за ведущим звукопроизношение.
Так продолжается игра, пока не будут разгаданы все животные.
Карточка №40
«Гимнастика внимания».
Цель: развитие произвольного внимания.
Ход игры:
«Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть
Вы, ребята, не зевайте
Слушайте, что вам скажу
И при этом покажу».
Называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую.
Карточка №41
«Летает – не летает».
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: мяч.
Ход игры:
Ведущий стоя в полукруге детей, по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя любой предмет. Ребенок определяет, может ли этот предмет летать. Если «может» мяч кидается обратно, если нет, тем же способом со словом «летает», если не летает, мяч возвращают ударом об пол со словом «не летает».
Карточка №42
«Что нового?»
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: доска, мел.
Ход игры:
Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие–либо детали, создавая картину. В это время когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.
Карточка №43
«Игра с флажками».
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
Оборудование: флажки красного, синего и зеленого цвета.
Ход игры:
Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны прыгнуть, зеленый флажок – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.
Карточка №44
«Четыре стихии».
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализатора.
Ход игры:
Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля» все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся считается проигравшим.
Карточка №45
«Найди окошко для паровозика».
Цель: Учить детей соотносить геометрические фигуры с формой отверстия и цветом.
Оборудование: Паровозики разного цвета с вырезанными окошками в виде геометрических фигур.
Ход игры:
Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям фигуры паровозика. Воспитатель предлагает рассмотреть и обвести пальчиками контуры окошек.
- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.