Картотека дидактических игр по сенсорике (первая младшая группа)
Оценка 5

Картотека дидактических игр по сенсорике (первая младшая группа)

Оценка 5
Игры
pdf
воспитание +1
Детсад
05.02.2023
Картотека дидактических игр по сенсорике (первая младшая группа)
картотека 2.pdf

 

 

РАЗНОЦВЕТНЫЙ ПОЕЗД

 

Цель: формировать умение различать и называть цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Совершенствовать умение выполнять действия в соответствии с игровой задачей.

Количество участников: 2 – 4 человека.

Оборудование: 4 карточки с изображением паровозов разных цветов, по 3 вагона для каждого паровоза. 4 карточки с силуэтом поезда. Всего 20 карточек. Аудиозапись песни «Поезд», музыка З. Компанейца, слова О.

Высоцкой.

Ход игры: Взрослый показывает карточку с паровозом и читает стихотворение:

 

Паровоз, паровоз,

Новенький блестящий Он вагоны повёзет  Будто настоящий!

О. Высоцкая

Взрослый размещает паровоз на карточке с силуэтом поезда. Ребята, вагоны паровоз готов ехать, а вагонов у него пока нет. Мы можем помочь паровозу? (ответы детей). Как? (ответы детей). Паровоз просит подобрать ему вагоны такого же цвета, как он сам. Паровоз какой по цвету? (ответы детей). Вагоны для красного паровоза какие будут по цвету? (ответы детей).

Кто будет собирать поезд красный по цвету? Взрослый отдает карточку первому ребенку и показывает следующую карточку: Паровоз какой по цвету? (ответы детей). Вагоны для синего паровоза какие будут по цвету? (Ответы детей). Кто будет собирать поезд синий по цвету? И т.д.  

Взрослый выкладывает перед детьми вагоны: Помогайте паровозу, присоединяйте вагоны!  

Дети индивидуально выполняют задание, собирают поезд каждый своего цвета. Взрослый в ходе игры задает детям вопросы, уточняя цвет паровоза и вагонов. Помогает затрудняющимся. Какие красивые получились у вас поезда! Паровозы говорят вам спасибо за помощь!

Взрослый исполняет сам, или включает аудиозапись песни «Поезд». Переход в музыкальную деятельность.

 

Усложнение. Поезд дети собирают без опоры на карточку с силуэтом поезда.

 

 

РАЗНОЦВЕТНЫЕ БАНТИКИ

 

Цель: Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт Учить детей различать цвета правильно называть их Развивать умение разговаривать с воспитателем по ходу игры о его цвете предмета.

Количество участников: от 1 до 4 человек.

Оборудование: карточки с изображением кукол в цветных платьях (красное, желтое, синее, зеленое). Банты разных цветов.

Ход игры:

Взрослый показывает одну из карточек и читает стихотворение: У куклы карие глаза И чёлка золотая.

И два нарядных башмачка, И шёлковое платье.

И только бантика пока

У куклы нет, представьте.

                                                           Гейдар Р. 

Ребята, кукла собралась в гости, надела нарядное платье, а бантика у нее нет. Кукла хочет бант такой же по цвету как и платье, но выбрать не может. Мы можем помочь кукле? (ответы детей). Как мы ей поможем? (ответы детей). У куклы платье какое по цвету? (взрослый отдает карточку ребенку, который правильно назвал цвет). Оля, помоги кукле, выбери бант такой же по цвету, как и платье. Бант какой по цвету? (ответы детей). Посмотри, ты помогла кукле выбрать бант, и она может идти в гости. Кукла говорит тебе спасибо!

 

Варианты:

      Ребенку предложить одну карточку с куклой и два банта, затем количество бантов постепенно увеличивается.

      Ребенку предложить 2 карточки и банты всех цветов, постепенно количество карточек увеличивается. 

 

 

 

РАЗНОЦВЕТНЫЕ МАШИНЫ

 

Цель: развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт. Учить детей различать цвета, правильно называть их. Развивать умение разговаривать со взрослым по ходу игры о его цвете предмета.

Количество участников: от 1 до 4 человек.

Оборудование: карточки с изображением разноцветных машин (красная, желтая, синяя, зеленая). Колеса разных цветов.

Ход игры:

Взрослый показывает карточки и читает стихотворение: Машинок много у меня — Есть красные, зеленые.

И каждый день их в садик я, Ношу, чтоб поиграли вы, друзья. Но, без колеса четыре дня

Стоит машина у меня.

                                                           Н. Акишкина.

Ребята, машины сломались, стоят без колес. Чтобы они могли ездить им надо подобрать колеса такого же цвета, как и машина. Мы можем отремонтировать машины? (ответы детей). Как мы можем отремонтировать машины? (ответы детей).

Взрослый показывает одну из машин: Машина какая по цвету? (взрослый отдает карточку ребенку, который правильно назвал цвет). Петя, отремонтируй машину, установи на ней колеса. Колеса какие по цвету? (ответы детей). Посмотри, ты отремонтировал машину, и она может ехать! Машина говорит тебе спасибо!

 

Варианты:

Ребенку предложить одну карточку с машиной и колеса двух цветов, затем количество колес постепенно увеличивается. Ребенку предложить 2 карточки и колеса всех цветов, постепенно количество карточек с машинами увеличивается.  

 

 

ЦВЕТНЫЕ ДОМИКИ 

 

Цель: развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт. Учить детей различать цвета, правильно называть их. Развивать умение разговаривать со взрослым по ходу игры о его цвете предмета.

Количество участников: от 1 до 4 человек

Оборудование: 4 домика с крышей разного цвета (красный, желтый, зеленый, синий). Карточки с изображением объектов разного цвета (16 штук по 4 штуки каждого цвета) Ход игры:

                                                         Взрослый привлекает внимание детей, читая стихотворение: Вот квадратик, треугольник, Получился целый домик!

                           К. Мельникова

Затем выкладывает на стол домики и обращается к детям: 

Ребята, я построил разноцветные домики. И хотел бы заселить туда жильцов (показывает карточки с изображением одного объекта разного цвета, например, карандаш) Но я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить? (ответы детей) Этот карандаш какой по цвету? В какой домик по цвету мне его поселить? (ответы детей). Взрослый предлагает ребенку помочь ему и положить карточку в «домик». Как только все объекты распределены – взрослый благодарит детей за то, что они научили его

«заселять» разноцветные домики.

 

Усложнение. Каждому ребенку предложить по одной карточке с домиком и предложить самому найти объекты того же цвета, выбрав из предложенных взрослым.

 

 

 

ЧТО БЫВАЕТ КРУГЛЫМ

 

Цель: Формировать представление детей раннего возраста о форме. Развивать умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать внимание, память, мышление.

Количество участников: от 2 до 4 человек

Оборудование: Карточка с изображением круга. По 6 карточек с изображением объектов круглой, квадратной и треугольной форм.

Ход игры:  

Взрослый привлекает внимание детей, демонстрируя круг: Жил-был Круг! Он был очень-очень круглым. Взрослый предлагает каждому ребенку обвести круг пальчиком, приговаривая «Круглый!». 

Вот таким круглым был круг!

  Круглый круг похож на мячик,              Как тарелка, как венок,

  Он по небу солнцем скачет.                  Как весёлый колобок,

  Круглый словно диск луны,                    Как колёса, как колечки,

  Как бабулины блины,                              Как пирог из тёплой печки!

 

Ребята, Круг пришёл к нам с просьбой. Он искал себе друзей и хотел, чтобы друзья были похожи на него. Какие по форме его друзья? (ответы детей) Искал, искал, не нашёл! Мы можем помочь Кругу отыскать друзей? Как? (ответы детей) В конверте разные изображения. Может быть, на них есть друзья Круга? Взрослый раскладывает перед детьми картинки с изображением объектов разной формы: круглой, треугольной, квадратной. На начальном этапе выкладываются по 4 картинки с изображением объектов разных форм (4 круг, 4 квадрат, 4 треугольник). Затем добавляются по 2 картинки.

Дети рассматривают картинки и выбирают объекты круглой формы. Взрослый задает уточняющие вопросы: Что изображено на рисунке? Объект, какой по форме? (ответы детей)

Ребенок кладет свою карточку рядом с изображением круга или отправляет в конверт. После того, как все объекты определены по форме взрослый подводит итог:

Это круг и это круг,

Много есть кругов вокруг! Мы картинки соберём,

И кружку друзей найдём!

Взрослый благодарит детей от имени Круга за помощь в поиске друзей. Круг с друзьями «уходит» домой.

 

 

ГДЕ СПРЯТАЛСЯ КВАДРАТ

 

Цель: Формировать представление детей раннего возраста о форме. Развивать умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать внимание, память, мышление.

Количество участников: от 1 до 6 человек

Оборудование: Карточка с изображением квадрата. По 6 карточек с изображением объектов круглой, квадратной и треугольной формы.

Ход игры: 

Взрослый показывает детям карточку с изображением квадрата. Есть четыре уголка, Очень ровные бока. Он знакомству очень рад, А зовётся он квадрат!

Посмотрите ребята, какая интересная фигура, называется - квадрат.

Проведите пальчиком: это уголки-домики, а это стороны- дорожки. 

Квадратик хочет с нами поиграть в прятки! 

Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением объектов круглой, квадратной и треугольной формы. На начальном этапе выкладываются по 4 картинки с изображением объектов разных форм(4 круг, 4 квадрат, 4 треугольник). Затем добавляются по 2 картинки. 

Вот картинки, на них нарисованы разные объекты, в которых спрятался квадрат. Он хочет, чтобы мы его нашли.

Дети рассматривают картинки и выкладывают на середину стола те, на которых изображены объекты квадратной формы, называют их. Вот квадрат и вот квадрат, Их выкладываем в ряд. Все картинки мы собрали, И квадратик отыскали! 

Взрослый от имени квадрата благодарит  ребят, говорит что квадрату очень понравилось с ними  играть.

 

 

 

ТРЕУГОЛЬНЫЕ КАРТИНКИ

 

Цель: Формировать представление детей раннего возраста о форме. Развивать умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать внимание, мышление.

Количество участников: от 1 до 6 человек

Оборудование: Карточка с изображением треугольника. По 6 карточек с изображением объектов круглой, квадратной и треугольной формы.

Ход игры:  

Взрослый обращается к детям с просьбой:

Ребята, я хотела показать вам «треугольные» картинки, но, случайно уронила коробочку, и все картинки упали и перепутались! Теперь нужно выбрать картинки с изображением объектов треугольной формы вот из этих картинок.

Показывает детям картинки, лежащие на столе. Ребята, посмотрите сколько картинок! Вы мне поможете? Ответы детей.

Чтобы вам было легче выбрать нужные нам картинки, давайте познакомимся с треугольником!

 Взрослый демонстрирует карточку с изображением треугольника.

Треугольник – три угла,     Стороны в нём тоже три, Посмотрите детвора.      Раз, два, три – ты посмотри. Три вершины очень острых           Пальчиком всё обведём, Треугольник – «остроносый»   И треугольники найдём!

           

 

Дети обводят пальчиком треугольник, останавливаясь в уголках.

Затем карточка с изображением треугольника выкладывается на середину стола, а дети, найдя «треугольную» картинку, выкладывают её внизу карточки. На начальном этапе выкладываются по 4 картинки с изображением объектов разных форм (4 круг, 4 квадрат, 4 треугольник). Затем добавляются по 2 картинки.

Взрослый предлагает детям назвать, что нарисовано на картинках.

Обобщает:  все эти объекты треугольной формы!

Ах, какие малыши, До чего ж вы хороши! Помощь мне вы оказали, Треугольники собрали!

Взрослый благодарит детей за помощь!

КТО ГДЕ ЖИВЁТ

 

Цель: Развитие сенсорного восприятия дошкольников. Обучение приёму обследования формы – обведение пальцем фигуры.

Количество участников: от 1 до 6 человек.

Оборудование: Геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат. Шесть листов с изображением птиц в скворечнике с отверстием разной формы (геометрические фигуры по размеру и форме совпадают с ним) . Запись с пением птиц. Коробка для хранения игры.

Ход игры: 

Взрослый читает стихи о геометрических фигурах и, поочерёдно, в следующем порядке, выкладываются картонные круг, треугольник, квадрат.

                               Треугольник                                                     Круг 

  Треугольник - три угла,                           Посмотрите-ка вокруг!

Посмотрите детвора:          Пальчиком рисуем круг. Три вершины очень острых -         Куклы были вместе в ряд, Треугольник – «остроносый».         А теперь в кругу сидят. Стороны в нем тоже три:   Наше солнышко в окне - Раз, два, три – ты посмотри.           Золотой круг в вышине. Треугольник мы рисуем,           Круглый мячик здесь лежит, Знать теперь его мы будем.           В ручки к вам он поспешит.

(Мажирина Н.)

                                                Квадрат  

Познакомьтесь, вот квадрат!        Стороны четыре в нём, Он знакомству очень рад!       Две скрепляются углом. В нём угла уже четыре,         Круг в нем может разместиться, Нет его ровнее в мире:           В куб он сможет превратиться.

   Взрослый вместе с детьми рассматривает каждую фигуру, и ребенок обводит её пальчиком. Особенно фиксируется внимание на углах и сторонах. Ребята, посмотрите, какие у нас есть картинки. Детям раздаются карточки с изображением птиц в скворечниках (включается запись с голосами птиц). Кто живет в скворечниках? (ответы детей). Да, это птички! Скажите, а окошки в скворечниках одинаковые? (ответы детей). Конечно, они все разные: круглые, квадратные, треугольные… Предложить детям обвести пальчиком форму отверстий.. Птички летали, ловили мошек, искали червячков, а теперь им надо отдохнуть. Птичек надо уложить спать - разложить все геометрические фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными и закрыли окна в скворечниках. Дети закрывают «окна», птицы замолкают. Ну вот, ребята, птички уснули! Какие вы молодцы, всё правильно сделали! Мы аккуратно уберем скворечники в коробку, чтобы птички отдохнули.  

 

 

ЦВЕТЫ И БАБОЧКИ

 

Цель: Способствовать формированию элементарных представлений об основных разновидностях размера (большой–маленький).

Количество участников: от 1 до 4 человек

Оборудование: Силуэтные изображения цветов и бабочек разного размера (2 больших цветка и 2 большие бабочки (10*10 см), 2 маленьких цветка и 2 маленькие бабочки (5*5 см); одного цвета и формы. 

Ход игры: Взрослый читает стихотворение, выполняя действия по тексту:

 

               На лугу растут цветы                 Раскладывает цветы на столе 

               Небывалой красоты.                     

               Тихо бабочка порхала                        «Бабочка» порхает с цветка на

               С лепестка на лепесток,              цветок

А потом она устала,             Опустилась на цветок.            

Держит бабочку над цветком

 

У каждой бабочки есть свой любимый цветок. Как вы думаете, какой цветок нравится этой бабочке? Взрослый показывает одну из бабочек. Если ребенок затрудняется, задает вопрос: Бабочка, какая по размеру? (ответы детей). Цветок, какой по размеру? (ответы детей). Можете помочь всем бабочкам найти свой цветок? Как? (ответы детей). Дети получают каждый по одной бабочке, находят цветок, соответствующий по размеру и «усаживают» бабочку на цветок. 

Взрослый от имени бабочек благодарит детей за помощь и приглашает полюбоваться полянкой. 

 

 

ПОИГРАЙ С КОТЕНКОМ

 

Цель: Формировать у детей умение чередовать предметы по величине (большой, маленький, такой, не такой) и по цвету. Закреплять в речи пространственное  расположение предметов (вверху - внизу).

Количество участников: от 2 до 4 человек

Оборудование: Карточки с изображением котёнка  20 х15см. Силуэты кругов (больших и маленьких) разного цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый) диаметром 2см. и 4 см.

Ход игры

Взрослый показывает детям карточки с изображением котят.

Ребята, к нам прибежали котята, и они хотят, чтобы вы с ними поиграли. А чем любят играть котята? Ответы детей. Конечно, шариками, мячиками, клубочками! А у нас столько мячиков есть, посмотрите! Они одинаковые по цвету, по величине? Ответы детей. Да, есть маленькие, есть большие и все они разного цвета: красные, синие, желтые, зелёные.

Взрослый раскладывает детям карточки и предлагает внизу и вверху карточки разложить котёнку мячики для игры - они раскатились.

Дети раскладывают котятам мячики. Взрослый хвалит детей и благодарит их от имени котят.

 

Варианты: 

      Детям предлагается разложить мячики одного цвета, разной величины. Детям предлагается разложить мячики одинаковой величины разного цвета.

      Детям предлагается разложить мячики  разной величины, разного цвета.

      Детям предлагается разложить мячики одинаковой величины одного цвета.

 

 

РАМКИ И ВКЛАДЫШИ

 

Цель: Способствовать формированию элементарных представлений об основных разновидностях размера (большой–маленький) и формы (круг, квадрат, треугольник).

Количество участников: от 1 до 6 человек

Оборудование:          6          карточек        (10*10             см)      –          рамки с             изображением геометрических фигур двух размеров и вкладыши к ним. Конверт.

Ход игры:

Взрослый привлекает внимание детей, демонстрируя конверт. Ребята, я принесла вам карточки с фигурами, но они все рассыпались. Что делать? (ответы детей). Вы можете мне помочь? Как? (ответы детей). Помогите, пожалуйста собрать карточки. Дети получают каждый по одной рамке. Вкладыши размещаются в центре. Каждый ребенок находит вкладыш для своей рамки. 

Взрослый спрашивает каждого ребенка: Какая фигура у тебя по форме? По размеру? (ответы детей). Взрослый благодарит детей за помощь, предлагает сложить собранные карточки в конверт, чтобы в них могли поиграть другие детки.   

 

 

МЫШКА И ЛИСИЧКА

 

Цель: Способствовать формированию элементарных представлений об основных разновидностях размера (большой–маленький).

Количество участников: от 1 до 4 человек 

Оборудование: Изображение лисы (15*10 см), мышки (5*3 см), карточки с изображением двух домов и предметов мебели (стол, стул, кровать, диван) разные по размеру.  

Ход игры:

Взрослый привлекает внимание детей, демонстрируя изображение мышки и лисы: Жили-были мышка-норушка и лисичка-сестричка. Мышка была маленькая, и домик у нее был какой по размеру? (ответы детей). Лиса была большая, и дом у нее был какой по размеру? (ответы детей). Однажды мышка и лисичка решили купить себе новые стулья. Взрослый показывает картинки с изображением стульев. Но только не могут понять, где, чей стул. Ребята, можете помочь зверушкам? Как? (ответы детей). Дети размещают картинки с изображением стульев около домиков. Затем «привозят» другую мебель, игра продолжается пока все карточки не будут разложены. Взрослый от имени мышки и лисы благодарит детей за помощь, прощаются и «уходят» в домики.

 

Усложнение. Перед детьми одновременно раскладывают все карточки с изображением мебели. Дети по очереди берут карточкуи кладут или к дому мышки или к дому лисы.

 

Картотека дидактических игр по сенсорике (первая младшая группа)

Картотека дидактических игр по сенсорике (первая младшая группа)

Картотека дидактических игр по сенсорике (первая младшая группа)

Картотека дидактических игр по сенсорике (первая младшая группа)

РАЗНОЦВЕТНЫЙ ПОЕЗД Цель: формировать умение различать и называть цвета (красный, синий, желтый, зеленый)

РАЗНОЦВЕТНЫЙ ПОЕЗД Цель: формировать умение различать и называть цвета (красный, синий, желтый, зеленый)

Усложнение. Поезд дети собирают без опоры на карточку с силуэтом поезда

Усложнение. Поезд дети собирают без опоры на карточку с силуэтом поезда

Картотека дидактических игр по сенсорике (первая младшая группа)

Картотека дидактических игр по сенсорике (первая младшая группа)

РАЗНОЦВЕТНЫЕ МАШИНЫ Цель: развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт

РАЗНОЦВЕТНЫЕ МАШИНЫ Цель: развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт

Картотека дидактических игр по сенсорике (первая младшая группа)

Картотека дидактических игр по сенсорике (первая младшая группа)

ЧТО БЫВАЕТ КРУГЛЫМ Цель:

ЧТО БЫВАЕТ КРУГЛЫМ Цель:

И кружку друзей найдём! Взрослый благодарит детей от имени

И кружку друзей найдём! Взрослый благодарит детей от имени

Картотека дидактических игр по сенсорике (первая младшая группа)

Картотека дидактических игр по сенсорике (первая младшая группа)

ТРЕУГОЛЬНЫЕ КАРТИНКИ Цель:

ТРЕУГОЛЬНЫЕ КАРТИНКИ Цель:

Треугольники собрали! Взрослый благодарит детей за помощь!

Треугольники собрали! Взрослый благодарит детей за помощь!

Картотека дидактических игр по сенсорике (первая младшая группа)

Картотека дидактических игр по сенсорике (первая младшая группа)

ЦВЕТЫ И БАБОЧКИ Цель:

ЦВЕТЫ И БАБОЧКИ Цель:

РАМКИ И ВКЛАДЫШИ Цель:

РАМКИ И ВКЛАДЫШИ Цель:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2023