Картотека дидактических игр "Словообразование"
Оценка 4.7

Картотека дидактических игр "Словообразование"

Оценка 4.7
docx
17.04.2024
Картотека дидактических игр "Словообразование"
картотека на словообразование.docx

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Младшая группа

Оборудование: мяч

Дидактическая задача: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Игровые правила: отвечать только тогда, когда получите мяч

Игровые действия: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

 

 

У МЕНЯ НОС, А У ТЕБЯ?

Младшая группа

Оборудование: мяч

Дидактическая задача: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Игровые правила: отвечать только тогда, когда получите мяч

Игровые действия: Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.

- У меня нос, - говорит воспитатель.

- А у меня носик.

- У меня уши

- А у меня ушки

- У меня рука

- А у меня ручки

 


 

КТО ПРИШЕЛ?

Младшая группа

Оборудование: игрушки

Дидактическая задача: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Игровое правило: отвечать по очереди, не выкрикивая

Игровые действия: Приходят в гости игрушки, здороваются с детьми.

- Кто к нам пришёл? (Котёнок).

- Как назовём его ласково? (Котёночек).

 - Кто к нам еще пришел? (Лиса)

 - Как назовем ее ласково? (Лисенок)

 - А это кто? (Кролик)

 -Как назовем его ласково? (Крольчонок) и тд

 

 

 

ВСЕ НАОБОРОТ

Младшая группа

Дидактическая задача: учить образовывать глаголы с противоположным значением при помощи приставок

Игровые правила: отвечают по очереди, не выкрикивая.

Игровые действия: Воспитатель предлагает детям поиграть в упрямых и послушных. Рассказывается про двух сестёр: умницу и упрямицу. Послушница делала всё как просила её мама, а Упрямица всё наоборот. Если Послушница закроет дверь, то что сделает Упрямица?(откроет).

Аналогично обыгрываются пары слов: принесёт – унесёт, пришьёт – оторвёт,

вычистит – испачкает, повесит – снимет, замолчит – заговорит и т. д.

 


 

 


ЧТО ДЕЛАЮТ ДЕТИ?

                                Ранний возраст

Оборудование:  картинки с действиями детей.

Дидактическая задача: ввести в речь детей глаголы с приставками.

Игровые правила: отвечать по очереди, не выкрикивая.

Игровые действия: вопросы к детям:

Что делает мальчик? (Рисует.)

Что сделал мальчик? (Нарисовал.)

Пары глаголов: лепит — слепил, моет — вымыл, пел — спел, играет – поиграл, гулял – погулял.

 

ЧТО СДЕЛАЛ НЕЗНАЙКА?

Ранний возраст

Оборудование: картинки с действиями Незнайки.

Дидактическая задача: учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Игровые правила: слушать внимательно, отвечать по очереди, не выкрикивая

Игровые действия: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие Незнайки.

- Что делает Незнайка?

— Незнайка бежит.

— За что забежал Незнайка?

— Незнайка забежал за дом.

— К чему подбежал Незнайка?

— Незнайка подбежал к дому.

 


 

УГАДАЙ, ЧЬИ ЭТО ХВОСТЫ?

Средняя группа

Оборудование: картинки с изображением животных без хвостов, хвосты

Дидактическая задача: формировать умение употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

Игровое правило: отвечать по очереди, не выкрикивая

Игровые действия: На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Воспитатель показывает изображение животных, просит детей их назвать. Дети называют животное. Далее воспитатель показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.

Например: - Чей это хвост?

-Хвост лисий.

 

 

ЗВЕРЮШКИ

Средняя группа

Оборудование: мяч

Дидактическая задача: упражнять детей образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Игровые правила: отвечает тот, кому бросят мячик, не выкрикивать.

Игровые действия: воспитатель говорит детям зверя, например: заяц. Детям нужно образовать новые слова с помощью суффиксов.

Например: Заяц -зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий. Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

 

 

 

 

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Средняя группа

Оборудование: картинки фруктов и ягод

Дидактическая задача: упражнять детей образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Игровые правила: отвечать по очереди, не выкрикивая.

Игровые действия: Воспитатель показывает детям картинки. Детям нужно назвать, что изображено на картинках. Что можно приготовить из фруктов и ягод? Далее детям нужно назвать какое бывает варенье.

Например: Варенье из яблок? Какое? Дети: Яблочное варенье. Из груши какое варенье? Грушевое варенье. Из клюквы? Клюквенное варенье. Из сливы? Сливовое варенье. Из клубники? Клубничное варенье. Из малины? Малиновое варенье. Из вишни? Вишневое варенье. Из банана? Банановое варенье. Из ананаса? Ананасовое варенье.

 

 

ПОМОГИ МАМЕ НАЙТИ СВОИХ ДЕТЕНЫШЕЙ

Старшая группа

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Дидактическая задача: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игровое правило: найти подходящую картинку; отвечать по очереди, не выкрикивая.

Игровые действия: Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей

 


 

СПОРТСМЕНЫ

Старшая группа

Оборудование: картинки с изображением спортсменов.

Дидактическая задача: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.

Игровые правила: дети должны продолжить предложение; отвечать по очереди, не выкрикивая

Игровые действия: воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают. Спортсмен, который ходит на лыжах, — …(лыжник). Спортсменка, которая ходит на лыжах, — …(лыжница). Прыгает в воду… (прыгун, прыгунья). Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка, пловец – пловчиха.

 

 

НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ

Старшая группа

Оборудование: картинки профессий

Дидактическая задача:  учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов -щик ,-тель,

-ист, - ик.

Игровые действия: отвечать по очереди, не выкрикивая

Игровые действия: Воспитатель задает вопросы, дети внимательно слушают и стараются правильно ответить, если затрудняются ответить воспитатель помогает. Кто играет на барабане? Кто строит дом? Кто убирает двор?

Кто учит детей? Кто продает товары в магазине? Кто водит трактор?


 

ДВА СЛОВА В ОДНОМ

Подготовительная группа

Оборудование: мяч

Дидактическая задача: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Игровое правило: отвечать только тогда, когда я вам брошу мячик.

Игровые действия: Я буду вам задавать вопросы и бросать мяч, вы внимательно слушаете и, когда я вам брошу мяч, отвечаете.

Например:· Когда падает снег, как мы это называем? (Снегопад)

 

· Когда листья падают? (Листопад)

· Когда камни с гор падают? (Камнепад)

· Какой прибор сосёт пыль?

· Какая машина сок выжимает?

· Какая машина кофе варит?

 


 

 

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Подготовительная группа

Оборудование: мяч

Дидактическая задача:

Игровое правило: отвечать только тогда, когда я брошу мячик.

Игровые действия: я буду начинать предложение и брошу мячик, вы поймаете его и закончите предложение (говорят последнее слово)

Например:

Эта темная юбка, а другая ещё (темнее). Этот дом высокий, а другой ещё …

Это красное платье, а другое ещё … Мама молодая, а дочка ещё …

Это удобное кресло, а другое ещё … Сахар сладкий, а мёд ещё …

Ромашка красивая, а роза ещё … Диван мягкий, а подушка ещё …

У сестры книжка толстая, а у брата ещё …

У Маши голос громкий, а Пети ещё …

Этот коридор узкий, а другой ещё …

 

 


 

НАЙДИ ОШИБКУ

Подготовительная группа

Оборудование: поощряющие карточки

Дидактическая задача: обучение образованию имени прилагательного от имени существительного.

Игровые правила: отвечать по поднятой руке.

Игровые действия: воспитатель называет предложение, где одно прилагательное заменено тем существительным, от которого оно образовано, за правильный ответ будет выдаваться карточка

Например:

На улице льет (осень) дождь.

Какой льет на улице дождь? (Осенний.) И т. д.

Выигрывает тот ребенок, который больше других найдет и исправит «ошибок». Примерные предложения:

Дует теплый (весна) ветер.

Мама купила (апельсин) сок

Скоро наступит первый (зима) день.

Папа купил сыну (мех) шапку.

В саду собрали (богатство) урожай.

 

 

 


 

НАЗОВИ ЛАСКОВО Младшая группа

НАЗОВИ ЛАСКОВО Младшая группа

КТО ПРИШЕЛ? Младшая группа

КТО ПРИШЕЛ? Младшая группа

ЧТО ДЕЛАЮТ ДЕТИ?

ЧТО ДЕЛАЮТ ДЕТИ?

УГАДАЙ, ЧЬИ ЭТО ХВОСТЫ? Средняя группа

УГАДАЙ, ЧЬИ ЭТО ХВОСТЫ? Средняя группа

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Средняя группа

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Средняя группа

СПОРТСМЕНЫ Старшая группа Оборудование: картинки с изображением спортсменов

СПОРТСМЕНЫ Старшая группа Оборудование: картинки с изображением спортсменов

ДВА СЛОВА В ОДНОМ Подготовительная группа

ДВА СЛОВА В ОДНОМ Подготовительная группа

НАЙДИ ОШИБКУ Подготовительная группа

НАЙДИ ОШИБКУ Подготовительная группа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2024