Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85»
Конспект занятия
по познанию
(ознакомление с окружающим миром)
«Путешествие в подводный мир»
в подготовительной группе
Автор: Ерохина Оксана Вячеславовна,
воспитатель первой
квалификационной категории
Г. Рязань, 2020 г.
Цель: Способствовать расширению, углублению и закреплению знаний детей об обитателях морей и океанов.
Задачи:
-Закреплять знания детей о морских обитателях: морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек (внешний вид, особенности передвижения, приспособленность к жизни в водной среде, особенности питания, поведения; способы защиты от врагов).
-Активизировать познавательную деятельность: развивать любознательность, желание детей больше узнать о морских обитателях.
-Развивать умение вести монолог от собственного лица, рассказывая о морском представителе, отвечать на вопросы полным предложением.
-Воспитывать самостоятельность, активность, воображение.
Обогащение словаря: студенистый, костные шипы.
Активизация словаря: маскировка, щупальца, клешни, ласты.
Материал:
демонстрационный: большая ракушка, презентация с морскими животными; макет морского дна.
раздаточный: маски, воздушные шары, картонные морские обитатели разного цвета.
Предварительная работа: Рассматривание глобуса, карты, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир», беседы «Морские обитатели», просмотр фрагментов из подводной одиссеи команды Кусто, чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях, лепка из соленого теста «Осьминог», аппликация «Морская черепаха», рисование в нетрадиционной технике «Медузы», дидактические игры «Найди тень», «Четвертый лишний», сюжетно-ролевая игра «Моряки».
Ход НОД:
1.Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь, давайте пожелаем хорошего настроения друг другу.
Соберемся дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
У воспитателя в руках морская раковина.
2.Основная часть.
Воспитатель: Ребята, смотрите, что я сегодня принесла. Как вы думаете, что это? (Ответы детей).
-Вы знаете, где можно найти такую раковину? (Ответы детей).
-A эту раковину нам прислала Русалочка Ариэль.
Слайд № 2.
-Она приглашает нас к себе в гости в подводный мир, где можно встретиться с морскими обитателями. Вы хотите побывать в морском царстве? (Да)
А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)
-Верно, но я предлагаю применить небольшое волшебство. Я распылю над вами жемчужный порошок, который прислала вместе с ракушкой русалочка Ариэль и мы окажемся с вами в подводном царстве. Закрывайте глаза. (Воспитатель высыпает порошок из раковины сдувает с ладони порошок на детей)
-Открывайте глаза. Посмотрите, на всех ли попал волшебный порошок?
Слайд № 3.
Воспитатель. Вот мы и в подводном царстве. Посмотрите, сколько здесь удивительных созданий. Волшебство помогло нам на дне очутиться!
А хотите в морских обитателей превратиться? (да) А для этого у нас есть маски. (дети надевают маски)
-Ребята, вас мне не узнать, предлагаю поиграть.
Игра «Море волнуется»
Воспитатель: Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - морской обитатель на месте замри! Морской обитатель, себя назови!
Дети: Я – краб, я – осьминог, я – черепаха, я – медуза, я – морская звезда….
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали и показали морских жителей. Предлагаю сесть и отдохнуть.
(дети садятся на стулья, расставленные полукругом перед интерактивной доской)
-Сейчас я буду загадывать вам загадки про морских обитателей, отгадку надо выбрать на доске. Подходить к доске, выбирать и рассказывать про этого морского обитателя будет тот, кто в него превратился.
Воспитатель: Слушайте первую загадку.
Плоский камешек на ножках
По подводной шёл дорожке.
Боком-боком, боком-боком
Семенил по дну с прискоком.
Глазки – как горошины,
Смотрят настороженно.
Я к нему рукой полез,
Он – клешню наперевес:
«Ты, дружок, меня не трогай!»
И пошел своей дорогой.
Ребенок-краб подходит к интерактивной доске и выбирает краба из подводных жителей. При касании к нему происходит переход на слайд с этим морским обитателем.
Слайд № 4. Краб (фото)
Воспитатель: Давайте послушаем, что краб расскажет нам о себе.
Слайд № 5. Краб (видео)
Ребенок: Я - краб. Мое тело похоже на гладкий камешек. Глазки маленькие, усики – антенны короткие. Я не плаваю, но быстро бегаю боком и хожу по морскому дну. У меня 10 ног: 8 задних и 2 передние - клешни. С их помощью я защищаюсь от врагов, режу свою пищу на кусочки, и, словно руками, отправляю ее в рот. Питаюсь рачками, креветками, морскими звездами и водорослями. Я очищаю морское дно, собираю мусор, который попадается в клешни – пустые раковины, осколки стекла– и складываю себе на спину. Когда мне угрожает опасность, я подставляю хищнику спину с хламом. Такие «декорации» отлично маскируют меня.
Слайд № 6. Краб (фото)
Воспитатель: Вот какой хитрый! А еще у краба сложные глаза, ими он может сразу смотреть во все направления и даже назад.
Слушайте вторую загадку.
Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было,
Выпускает он чернила.
Ребенок - осьминог подходит к интерактивной доске и выбирает осьминога из подводных жителей.
Слайд № 7. Осьминог (фото)
Воспитатель: Давайте послушаем, что осьминог расскажет нам о себе.
Слайд № 8. Осьминог (видео)
Ребенок: Я – осьминог, голова и 8 ног - щупалец. На щупальцах у меня присоски. Используя щупальца и присоски, я ползаю по морскому дну и могу ими удерживать любую мелочь. Часто отсиживаюсь в укрытии, прячась от своих врагов в пещерке на каменистом дне. Питаюсь мелкими морскими обитателями. Я умею менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. Могу превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого. А еще я могу пускать краску - чернила, спасаясь от преследования.
По окраске можно определить, какое у меня настроение: если сильно напуган – белого, а когда злой, в ярости – красного.
Слайд № 9. Осьминог (фото)
Воспитатель: Очень интересный рассказ. Добавлю, что тело у осьминога мягкое, костей нет. Твердые только челюсти, они напоминают клюв. Им осьминог может разбить твердый панцирь краба или рака, а также раковины моллюсков. Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю. Ребята, хотите посмотреть, как это происходит? (Да)
- Подойдите к столу, возьмите воздушные шарики.
Опыт «Реактивное движение»
Воспитатель: Представим, что воздушный шарик – это осьминог, а воздух - это вода. Набирает осьминог в себя воду (надуваем шарик), а затем резко выталкивает ее из себя, далеко продвигаясь вперед (резко отпускаем шарик).
Дети надувают воздушные шары и отпускают их.
Воспитатель:
Садитесь на места и слушайте третью загадку.
Как
корабль по пустыне,
Плывет она по водам синим.
Медлительна, нетороплива,
Рубаха в клетку всем на диво.
Она отлично всем
знакома.
Она
всегда и всюду дома.
Нет дома
для неё родней -
Дом
постоянно вместе с ней.
Ребенок - черепаха подходит к интерактивной доске и выбирает морскую черепаху из подводных жителей.
Слайд № 10. Черепаха (фото)
Воспитатель. Давайте послушаем, что черепаха расскажет нам о себе.
Слайд № 11 Черепаха (видео)
Ребенок: Я - морская черепаха, полностью приспособлена для жизни в воде. Вместо лап у меня ласты, а мой дом - панцирь меньше и легче. Я не могу в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде я плаваю быстро, а по суше передвигаюсь медленно. На берег мы выползаем для того, чтобы отложить в песок яйца, из которых вылупляются маленькие черепашата. Как только они появляются на свет, то сразу бегут к воде. Но не все малыши добираются до моря, на суше есть хищники, которые нападают на черепашат.
Слайд № 12 Черепаха (фото)
Воспитатель: Среди морских черепах есть и хищники, которые питаются моллюсками и ракообразными, и мирные травоядные животные, которые едят водные растения, в основном морскую капусту.
После знакомства с третьим морским обитателем воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди отличия»
Слайд № 13. (Игра «Найди пять отличий»)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам игру на внимание. Вы видите два рисунка. Ваша задача – найти пять отличий.
Игра «Найди пять отличий»
После игры проводится динамическая пауза.
Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем, предлагаю вам потанцевать.
Слайд № 14. (видео) Физкультминутка «А рыбы в море плавают вот так»
Дети повторяют под музыку движения, которые показывает веселая пиратка на экране интерактивной доски.
Воспитатель: Молодцы, ребята, так весело танцевали! Садитесь и слушайте четвертую загадку.
Жизнь её проходит в море, плавает не зная горя.
Словно студень её тело, щупальца всех жалят смело.
Плавает не так, как рыба, её тело в виде гриба.
Любоваться ими можно, только будьте осторожны.
Ребенок - медуза подходит к интерактивной доске и выбирает медузу из подводных жителей.
Слайд № 15. Медуза (фото)
Воспитатель: Почему тело медузы сравнили со студнем? Что такое студень? (ответы детей)
- Повторите слово «студенистый». Давайте послушаем, что медуза расскажет нам о себе.
Слайд № 16. Медуза (видео)
Ребенок: Я – медуза, бываю разных форм. Могу быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым цветом, но тело студенистое, прозрачное и очень нежное. У меня есть стрекательные щупальца. Если человек коснется меня, то у него на теле остается ожог. Так, мы, медузы, защищаемся от опасности и добываем себе пищу. Мы - замечательные охотники. Питаемся планктоном, рыбой, ракообразными или другими медузами. Добыча зависит от наших размеров. А еще среди нас встречаются очень ядовитые виды. Это морские осы. Укус морской осы может убить человека за 2-3 минуты! Плавать я могу быстро, используя реактивный способ, как и осьминог. Не все из нас, медуз, имеют хорошее зрение, но, не смотря на это, мы можем охотиться в полной темноте. Ученые заинтересовались, как мы это делаем, и стали изучать нас.
Слайд № 17. Медуза (фото)
Воспитатель: Да, на первый взгляд, медузы безобидные студенистые создания. А на самом деле опасные существа, но яд медуз используют в медицине.
У медуз нет лёгких — они дышат всей поверхностью тела, нет мозга, нет скелета, нет сердца, но есть рот. Большие скопления медуз получили название «рой».
Воспитатель: Слушайте пятую загадку.
Вот диковинка морская,
С головой, как у лошадки,
Вертикально плавает,
Дышит только жабрами!
Ребенок – морской конек подходит к интерактивной доске и выбирает морского конька из подводных жителей.
Слайд № 18. Морской конек (фото)
Воспитатель: Давайте послушаем, что морской конек расскажет нам о себе.
Слайд № 19. Морской конек (видео)
Ребенок: Я - морской конек. Форма тела похожа на шахматную фигуру коня, а на теле множество длинных костных шипов. Они нужны мне для того, чтобы защищаться от нападения других морских животных. Хвост закручен в спираль, им я держусь за водоросли. Плавать я медленно и редко, только в поисках корма и спасаясь от врагов. Могу менять окраску, чтобы маскироваться, спасаясь от хищников и во время добычи пищи. Я очень интересно питаюсь. Ртом втягиваю воду вместе с пищей, как пылесосом. Ем рачков, креветок. Еды мне надо много, поэтому почти целые сутки я занимаюсь охотой, делая небольшой перерыв на пару часов.
Слайд № 20. Морской конек (фото)
Воспитатель. Да, морской конек очень удивительная рыбка. Голова точь-в-точь лошадиная, тело вместо чешуи покрыто твердыми костяными пластинками, шипами. Давайте повторим словосочетание – «костные шипы». Хвост у морского конька, как у обезьянки, рот трубочкой. Глаза вращаются в любую сторону, и, если один глаз смотрит вправо, другой в это время может смотреть на что-либо слева. Плавает он вертикально, животом вперед, и не очень быстро. Своеобразный хвост помогает прикрепляться к плавникам других рыбок и совершать далёкие путешествия на них «верхом». Но самое интересное – потомство вынашивает папа-конек, а не мама. Для этого у него на брюшке есть специальный мешок.
Ребята, а хотите проверить, как помогает морскому коньку, да и некоторым другим морским обитателям, маскировка? (Да)
- Давайте проведем опыт. Подойдите к макету «Морское дно».
Опыт «Маскировка».
- Кого вы видите? (морских обитателей) Вспомните, кто из морских обитателей умеет менять свою окраску и возьмите одного из них. ( кальмар, каракатица, осьминог, морской конек)
-Ребята, смотрите, плывет акула, поскорее замаскируйте, помогите спрятаться от нее морским обитателям.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, где же все обитатели, почему никого не видно? (Ответы детей) Молодцы, садитесь.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний».
Слайды № 21,№22,№23 Игра «Четвертый лишний»
-Внимательно посмотрите на экран, и скажите, кто здесь лишний и почему? Дети подходят к доске, выбирают лишнее животное и объясняют свой выбор.
Воспитатель: Как же интересно в морской пучине, но действие нашего волшебного порошка заканчивается и нам пора в детский сад возвращаться и снова в детей превращаться.
Дети встают со стульев.
Воспитатель: Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, маску с себя поскорее сними.
3.Рефлексия
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
-Что нового вы узнали о морских обитателях? (ответы детей)
-О ком бы вы еще хотели узнать? (ответы детей)
В следующий раз мы познакомимся еще с одним очень интересным жителем морей и океанов, а с каким, вы сами должны отгадать. Я дам вам подсказку. Посмотрите на экран.
Слайды № 24. (фонтан)
-Что вы видите на экране? (ответы детей)
-С каким животным связана эта картинка? (ответы детей)
Наше следующее путешествие будет называться «В гостях у кита».
Давайте попрощаемся с нашими гостями и подарим им на память рыбок, которых вы смастерили своими руками.
Дети дарят рыбок-оригами, прощаются.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.