Картотека игр и упражнений направленные на коммуникативную сферу и межличностные взаимоотношения
Романова Е.В.
Педагог-психолог
"Интервью"
Цель: Развитие навыков активного слушания и умения задавать вопросы.
Описание: Попросите ребенка взять интервью у вас или у другого взрослого. Он должен подготовить вопросы, а затем провести интервью, записывая ответы. После этого обсудите, что он узнала и как можно улучшить вопросы.
"Ролевая игра"
Цель: Развитие навыков общения в различных социальных ситуациях.
Описание: Сыграйте с ребенком различные сценарии, например, поход в магазин, разговор с учителем или встреча с новым другом. Обсудите, как лучше вести себя в каждой ситуации и какие фразы использовать.
"История по кругу"
Цель: Развитие навыков совместного творчества и умения поддерживать беседу.
Описание: Начните рассказывать историю и попросите ребенка продолжить её. Затем снова возьмите слово и продолжите историю. Так вы будете по очереди добавлять новые элементы в рассказ.
"Обсуждение фильмов или книг"
Цель: Развитие навыков аргументации и выражения своего мнения.
Описание: Посмотрите вместе фильм или прочитайте книгу, а затем обсудите её. Попросите ребенка рассказать, что понравилось или не понравилось, и почему. Обсудите персонажей, сюжет и моральные уроки.
"Письмо другу"
Цель: Развитие письменных коммуникативных навыков.
Описание: Попросите ребенка написать письмо своему другу или вымышленному персонажу. Обсудите, что можно включить в письмо, как выразить свои мысли и чувства.
"Зеркало"
Цель: Развитие навыков невербального общения и эмпатии.
Описание: Участник должен имитировать эмоции и жесты ведущего, как будто он его зеркальное отражение.
"История с продолжением"
Цель: Развитие креативности и умения слушать собеседника.
Описание: Ведущий начинает рассказывать историю, а участник должен её продолжить, опираясь на предыдущий сюжет.
Материалы: Блокнот и ручка для записи истории.
"Ролевые карточки"
Цель: Развитие умения понимать и принимать разные точки зрения.
Описание: Участнику выдаются карточки с разными ролями (например, врач, учитель, путешественник), и он должен описать, как бы он поступил в определённой ситуации, будучи этим человеком.
Материалы: Набор карточек с ролями.
"Комплименты"
Цель: Развитие умения выражать положительные эмоции и укрепление самооценки.
Описание: Участник пишет комплименты самому себе или ведущему, фокусируясь на положительных качествах.
Материалы: Блокнот и ручка.
"Дерево доверия"
Цель: Развитие доверия к себе и окружающим.
Описание: Участник рисует дерево, где каждая ветка символизирует качество или человека, которому он доверяет. Затем он объясняет, почему выбрал именно эти качества или людей.
Материалы: Лист бумаги, карандаши или фломастеры.
"Путешествие в прошлое"
Цель: Развитие умения анализировать свои действия и принимать опыт.
Описание: Участник вспоминает ситуацию из прошлого, где он чувствовал себя неуверенно или некомфортно, и обсуждает, как он мог бы поступить иначе.
"Секретный друг"
Цель: Развитие навыков общения и умения выражать благодарность.
Описание: Попросите ребенка выбрать "секретного друга" из числа знакомых или членов семьи. В течение недели он должен делать для этого человека добрые дела и оставлять записки с благодарностью, не раскрывая свою личность.
"Телефон"
Цель: Развитие навыков активного слушания и точности передачи информации.
Описание: Прошепчите ребенку на ухо короткое сообщение, которое он должен передать следующему человеку. Последний человек озвучивает сообщение вслух, и вы сравниваете его с оригиналом.
Вот несколько игр и упражнений, которые могут быть интересны подросткам и помогут развить их коммуникативные навыки и уверенность в себе:
"Дебаты"
Цель: Развитие навыков аргументации и критического мышления.
Описание: Разделите подростков на две команды и предложите им обсудить актуальную тему. Каждая команда должна подготовить аргументы "за" и "против" и представить их. После дебатов обсудите, какие аргументы были наиболее убедительными и почему.
"Импровизация"
Цель: Развитие творческих способностей и умения быстро реагировать на изменения.
Описание: Подростки по очереди вытягивают карточки с ситуациями, которые они должны разыграть на месте. Это может быть что угодно: от встречи с инопланетянином до похода в магазин за хлебом. Главное - импровизировать и не бояться ошибаться.
"Квест"
Цель: Развитие навыков командной работы и решения проблем.
Описание: Организуйте квест с различными заданиями и головоломками, которые подростки должны решить, чтобы пройти дальше. Это может быть как физический квест на улице, так и интеллектуальный квест в помещении.
"Мафия"
Цель: Развитие навыков логического мышления и умения читать эмоции других людей.
Описание: Классическая игра, в которой участники делятся на мафию и мирных жителей. Мафия пытается "убить" всех мирных жителей, а мирные жители - вычислить мафию. Игра развивает навыки общения и стратегического мышления.
"Рефлексия дня"
Цель: Развитие навыков саморефлексии и понимания своих эмоций.
Описание: В конце дня попросите подростка записать три события, которые произошли за день, и описать свои чувства по поводу каждого из них. Затем обсудите, почему он чувствовал себя именно так и как можно было бы изменить ситуацию, если бы это было необходимо.
"Дневник благодарности"
Цель: Развитие навыков позитивного мышления и умения выражать благодарность.
Описание: Каждый день подросток записывает в дневник три вещи, за которые он благодарен. Это могут быть как большие, так и маленькие события или действия. В конце недели можно обсудить, как эти моменты повлияли на его настроение и восприятие жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.