Картотека игр на профилактику плоскостопия
Оценка 4.8

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Оценка 4.8
Игры
docx
ОБЖ
4 кл—7 кл
17.11.2021
Картотека игр на профилактику плоскостопия
картотека игр.docx

Подготовила: 
Костенко Светлана Витальевна 
Воспитатель высшей квалификационной категории
Картотека игр на профилактику плоскостопия

«Барабан»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: стульчики или скамейки.
Содержание игры. Дети сидят на стульях (скамейке), сто¬пы параллельны, пятки прижаты к полу. Педагог сидит напро¬тив и в определенном ритме отбивает такт поочередно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно. Дети повторяют упражнение. Пятки остаются плотно прижатыми к полу. Игра повторяется, но такт отбивается пятками, а носки в это время плотно прижаты к полу. Одновременно нужно конт¬ролировать правильность осанки.
«Кто быстрее спрячет простынку?»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: простынки длиной 50—60 см (по числу де¬тей), стулья (скамейка).
Содержание игры. Дети садятся на стулья (скамейку). По сигналу педагога дети начинают собирать простынку пальцами ног. Выигрывает тот, кто быстрее подберет ее под стопы.

«Сидя по-турецки»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: гимнастическая лестница
Содержание игры. Дети сидят на ковре, ноги сложены по-турецки (крест-накрест), наружные края стоп одинаково ровно опираются о пол. Нужно встать, придерживаясь за какую – нибудь опору или с помощью педагога (другого ребенка — постарше). Ноги должны быть прямыми (скрестно), стоять надо на наружных краях стоп. Так же сесть; тяжесть туловища равномерно распределяется на обе ноги, на наружные края стоп.
«Платочки»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: платочки из газовой ткани (по числу детей).
Содержание игры. Все участники лежат на животе («каракатицы»), пальцами стоп удерживают разноцветные легкие платочки. Под звуки музыки «каракатицы плавают», не теряя платочков. По сигналу педагога «Опасность!» игроки переворачиваются на спину, принимая положение седа, и бегом ножками вперед «прячутся в ущелье». Игрок (игроки), потерявший платочек, поднимает его пальцами стоп, ложится на спину. В это время игроки из «ущелья» замыкают его в круг ножками наружу. Все вместе машут платочками, отгоняя нападающего. Игра повторяется несколько раз
«Перебрось платочек»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: легкий платок.
Содержание игры. Игроки делятся на пары, садятся напротив друг друга, расстояние между стопами — 30—40 см., ноги согнуты, стопы на полу, руки в упоре сзади. У игроков, сидящих справа, в пальцах стоп платочек. По сигналу педагога игроки перебрасывают платок партнеру, сидящему на противоположной стороне. Определяется пара-победитель, дольше всех удерживающая платок от падения. Фиксирует максимальное время удержания платка в воздухе всеми игроками. Игра повторяется 2 раза. Сравнивают полученные результаты.
«Медузы»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: большой отрез легкой ткани.
Содержание игры. Дети располагаются по кругу, лежат с опорой на предплечья, ноги согнуты, стопы на полу, пальцы удерживают ткань. Через одного дети рассчитываются на ядовитых и неядовитых медуз. По сигналу педагога игроки одновременно поднимают тело медузы вверх и плавно опускают его вниз. Затем движения выполняют только неядовитые медузы. Их сменяют ядовитые. Выпустившие ткань игроки ложатся на спину, руки в стороны — вверх, ноги шире плеч, стопы на себя — скользящая медуза. Игра повторяется 2—3 раза. Целесообразно использовать музыкальное сопровождение (морская тема).

«Донеси платочек»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: платочки (по числу детей), стулья (скамейка).
Содержание игры. Дети садятся на стулья (скамейку) в одном из концов зала. У каждого ребенка под ногами платочек. Нужно захватить платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом (прыгая на одной ноге, на четвереньках) до противоположного конца зала. То же самое повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто быстрее донесет платок, ни разу не уронив его.
«Танец медуз»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: прозрачные газовые платочки (по числу участников), стулья.
Содержание игры. Дети сидят полукругом на стульях, пальцами стоп удерживая платочек. Каждый игрок подбрасывает платок одной стопой, ловит другой (танец медуз). Выигрывает ребенок, наибольшее время удерживающий платок без падения. Победитель может определяться по наибольшему количеству раз подбрасываний и ловли платка.
«Великан и другие»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: без подготовки.
Содержание игры. Дети выполняют игровые упражнения по сигналу педагога.
«Великан» — ходьба на носках, поднимаясь как можно выше (5—7 минут).
«Гномы» — ходьба на согнутых ногах (4—5 минут). «Маленький — большой» — по команде как можно ниже присесть, а затем быстро выпрямиться. (Повторить 10—12 раз.)
«Лошадь» — двигаться по кругу, подражая ходу лошади, высоко поднимая колени: шагом, рысью. Затем поднять язык вверх и 5 раз звонко щелкнуть им. Победителями являются те дети, которые, не сбиваясь, наиболее четко и красиво выполняют упражнения. Необходимо отметить детей, правильно выполнивших игровые упражнения.

«Пройди, не ошибись»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: шнур (лента, черта).
Содержание игры. Дети проходят по линии, начерченной мелом на полу, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно, спиной вперед, ставя носок к пятке.

«Эскадрон ребят прыгучих»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: хоп — мячи для прыжков с ручками.
Содержание игры. Участники делятся на две команды и выстраиваются в колонну перед линией старта. Первый участник сидит на хопе. По сигналу педагога игрок начинает прыгать до отметки, огибает ее и возвращается обратно, передав хоп партнеру по команде. Выигрывает команда, участники которой первыми завершают дистанцию.
Для индивидуальных соревнований возможны следующие варианты.
Вариант 1. Все участники на хопах выстраиваются в шеренгу на стартовой линии и по сигналу начинают прыжки. Выигрывает участник, первым пересекший финишную линию.
Вариант 2. Игроки делятся на три-четыре команды и выполняют прыжки на хопах. Затем победители каждого этапа разыгрывают первое место.
«Ловкие ноги»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: мячи.
Содержание игры. Дети садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами — мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывать его в сторону, передавая следующему игроку. Можно играть командами. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст мяч.
«Веселые хлопоты»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: хоп — мячи для прыжков с ручками.
Содержание игры. Все дети, сидя на хопах, выстраиваются в колонну перед стартовой линией. Первый ребенок, стоящий на стартовой линии, по сигналу педагога выполняет прыжки до отметки, огибает ее и возвращается обратно, передав эстафету следующему участнику касанием плеча. Фиксируется общее время прыжков всей команды. Игра повторяется 2—3 раза (можно менять последовательность игроков).
«Прыжки на хопах»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: хоп — мячи для прыжков с ручками.
Содержание игры. Все дети, сидя на хопах, выстраиваются в колонну или шеренгу в центре зала парами. Первые два участника, взявшись за руки, стоят на линии старта. По сигналу педагога они начинают прыгать по отмеченной линии (дуге). Приблизившись к колонне, они забирают следующую пару участников и продолжают прыгать, и так до тех пор, пока все участники не объединятся в общий большой прыгающий круг.
Если кто-то из участников не может продолжать прыжки, звучит сигнал, по которому дети прыгают на месте до тех пор, пока участнику, потерявшему равновесие, не окажут помощь.
«Футболисты»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: мячи.
Содержание игры. Двое детей становятся друг против друга в 20 шагах. Позади каждого на расстоянии 1 м. устанавливаются ворота шириной 1,5 м. Одному из игроков нужно забросить мяч в ворота противника, ведя его то правой, то левой ногой. Если игроков много, можно разделить их на несколько команд.
«Передай ногами»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: мяч.
Содержание игры. Сидя в кругу, под речитатив (считалка) дети передают мяч стопами. У кого остался мяч по окончании считалки, тот и водящий.
Вариант: передавать предметы ногой, стоя в кругу.
Методические указания. Следить за осанкой, сменой ног и направлением передачи атрибутов, правильным захватом предметов. Для обеспечения тренирующего эффекта важно использовать длинные считалки.
«Дружные пальчики»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: карандаши и обручи.
Содержание игры. Участники делятся на две команды. Для каждой команды разложены 2—3 обруча. Вокруг обруча располагаются четыре участника. Перед обручами на расстоянии 1—2 м. разложены четыре лоточка с десятью карандашами в каждом. По сигналу педагога игроки берут пальцами стоп каждой ноги по карандашу, быстро доходят до обруча, опускают в него карандаши и бегом возвращаются к оставшимся. Если игрок в движении теряет карандаш, он останавливается, подбирает его и продолжает движение. Заполнив обруч карандашами, дети поднимают руку. Выигрывает команда, игроки которой первыми завершают перенос карандашей.
Индивидуальный вариант игры. Все дети сидят на стульях, перед каждым лоточек, справа и слева от которого находится по 8—10 карандашей. По сигналу педагога надо быстро переложить карандаши каждой ногой в лоток. Учитывается как общее время, так и время выполнения работы каждой ногой. Побеждает ребенок, затративший на выполнение задания наименьшее количество времени.
«Резвый мешочек»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: веревка с небольшим грузом (мешочком, наполненным песком) на конце.
Содержание игры. Играющие становятся в круг. Водящий стоит посередине. Он вращает веревку с грузом на конце. Дети следят за веревкой и при ее приближении стараются перепрыгнуть через нее.
«Перенеси палочку»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: деревянные карандаши.
Содержание игры. Все дети делятся на пары. Игроки каждой пары сидят напротив друг друга, между ними лоток, справа и слева от которого разложены по 6—8 палочек. По сигналу педагога надо одновременно (двумя стопами каждого из игроков в паре) взять палочку слева или справа и перенести ее в лоток.
Методические указания. Если пара быстро справляется с заданием, она помогает соседям. Игра заканчивается, когда все палочки уложены в лотки. Фиксируется общее время всех участников.
«Канатный мостик»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: шарфы.
Содержание игры. Участники парами, держась за руки, выстраиваются перед извилистой дорожкой, созданной из прямоугольных модулей. У детей, стоящих справа по направлению движения, в правой руке и пальцах стопы длинный шарф; то же у детей, стоящих слева. По сигналу педагога дети идут по «канатному мосту» над «пропастью», а для того чтобы не упасть, помогают и поддерживают друг друга. Идти надо медленно, не выпуская шарфа из пальцев стопы. Спустившись с «моста», дети скручивают его соответственно в правую и левую стороны.
Методические указания. Когда последний участник прохо¬дит над «пропастью», дети образуют два больших круга. Игра способствует развитию умения заботиться о другом человеке.
«Волшебные круги»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: шарфы.
Содержание игры. Участники делятся на две команды. Каждая команда образует круг из детей, сидящих руки в упоре сзади, ноги обращены в центр круга. Капитаны команд сидят, соприкасаясь спинами, пальцы стоп каждого удерживают начало длинного легкого шарфа. По сигналу педагога игроки передают шарф друг другу, каждый предыдущий игрок продолжает его передачу. Игрок, выронивший шарф, зарабатывает штрафное очко и ложится на пол, руки за голову. Капитан, команда которого первой образовала «волшебный круг» из шарфа, поднимает руку. Выигрывает команда, быстрее других закончившая продвижение шарфа по кругу с наименьшим количеством штрафных очков.
Индивидуальный вариант игры. Перед каждым ребенком, сидящим на полу или стуле, лежит шарф одинаковой длины. Надо как можно быстрее собрать пальцами стоп шарф в среднем отделе стопы. Выигрывает участник, выполнивший задание с наименьшим временем.

«Не урони шарф»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: шарфы.
Содержание игры. Все участники образуют большой круг. Исходное положение такое же, как в предыдущей игре. Шарф, сшитый по кругу, держат все игроки. У любого игрока (выбранного детьми и постоянно меняющегося) в пальцах стопы начало длинного шарфа (другого цвета). По сигналу педагога дети начинают передавать его в заданном направлении, при этом сами все время удерживают шарф от падения. Игра завершается, когда начало шарфа оказывается в пальцах выбранного для этого этапа игры ребенка.

«Неподвижная скакалка»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: скакалка.
Содержание игры. Натянуть и укрепить скакалку на высоте 5 см от земли.
Вариант 1. Перешагивать через скакалку в одну и другую стороны.
Вариант 2. Перепрыгивать через скакалку обеими ногами.
Вариант 3. Перепрыгивать через скакалку с одной ноги на другую

«Каракатица»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: деревянные или пластмассовые гимнастические палки.
Содержание игры. Участники делятся на две команды, каждый участник принимает положение седа на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади. Игроки выстраиваются в колонну, которую завершает капитан. По сигналу педагога «Марш!» ребенок, опираясь на кисти и пятки, начинает движение до поворота, разворачивается и возвращается обратно, не прекращая стопами перекатывать гимнастическую палку. Передав эстафету партнеру по команде, ребенок встает за последним участником команды. Выигрывает команда, капитан которой первым заканчивает игру. Игра повторяется 2 раза с музыкальным сопровождением или без него.
«Кто первый?»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: гимнастические палки для каждой команды (5—6 шт.).
Содержание игры. Участники делятся на две команды (не более 2—4 игроков в каждой) и выстраиваются на стартовой линии в шеренгу, руки в стороны, пальцы в «замок» с участниками своей команды. У крайних игроков свободная рука на поясе. По сигналу педагога дети быстрыми шагами преодолевают препятствие (гимнастические палки, разложенные на расстоянии 70—80 см), стараясь оказывать помощь партнерам по команде. При падении одного из игроков его партнеры помогают ему быстро встать в шеренгу, но при этом сами остаются в положении приседа.
«Ловкие ноги»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: гимнастические палки, платочки.
Содержание игры. Дети сидят на полу, руки в упоре сзади. Между широко расставленными ногами палка. Справа у палки носовой платок. Необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки и не уронив платка. Правая нога возвращается в и. п. Затем то же самое выполнить левой ногой. Повторить 2—4 раза, последние 2 раза переносить обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто не задел платком палки и не уронил платок. При выполнении упражнения ребенок приговаривает:
Я платок возьму ногой, Поднесу его к другой,
И несу, несу, не сплю. Палку я не зацеплю.
«Гигантские шаги»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: резиновые массажные коврики 30x30 см.
Содержание игры. Коврики раскладываются по кругу на расстоянии большого шага ребенка. Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).
«Веселая дорожка»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: резиновые массажные коврики 30x30 см.
Содержание игры. Массажные коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка. Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.
«Кто дальше пройдет по дорожке»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: резиновые массажные коврики 30x30 см.
Содержание игры. Дети делятся на две команды. Командам дается задание, например: «По дорожке ты шагай, четко фрукты (овощи, имена) называй». По сигналу дети начинают перешагивать с коврика на коврик и на каждый шаг называют один из фруктов. Выигрывает тот, чья дорожка окажется длиннее (кто дальше уйдет от линии старта).
«С кочки на кочку»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: резиновые массажные коврики 30x30 см.
Содержание игры. Дети стоят в одной стороне зала или спортивной площадки. Педагог раскладывает на полу массажные коврики на небольшом расстоянии (20 см) один от другого. По сигналу дети переходят на другую сторону зала, переступая с коврика на коврик.

«Скоморохи»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: без подготовки.
Содержание игры. Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя по ягодицам. При этом следует ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу гонга в течение 20—30 секунд.
«Нарисуй картину»
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. Укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Оборудование: фломастеры или карандаши, листы бумаги.
Содержание игры. Дети, стоя (сидя) должны нарисовать ногами любой рисунок.

«Поймай рыбку»
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. Укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Оборудование: таз с водой, камешки.
Содержание игры. В таз с водой опускаются камешки, детки пальцами ног ловят рыб.

«Найди клад»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: таз с водой, камешки, палочки и т.д.
Содержание игры. В таз с водой опускаются камешки, палочки (любые предметы), детки пальцами ног ловят тот предмет, который им называет педагог.
«Стирка»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: платочки, таз с водой.
Содержание игры. На полу платочки, пальцами ног дети собирают платочек в гармошку, (опускают и поднимают 2 раза) затем берут платочек за край и опускают его в воду (стирают – 2 раза) а потом собирают в гармошку и отжимают.
«Зайцы и волк»
Цель: укрепление мышц туловища, рук, ног.
Оборудование: массажные коврики.
Содержание игры. По команде: «зайцы» - дети прыгают по залу. По команде: «волк» - «зайцы» бегут в домики на массажные коврики. «Волк» старается поймать «зайцев».
«Сидячий футбол»
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Оборудование: мяч.
Содержание игры. Дети сидят по кругу, руки в упоре сзади, ноги согнуты. Отталкивают мяч от себя сидящему напротив.
«Выше ноги от земли»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: ребристая доска, массажные коврики, набивные мячи, наклонные доски, кирпичики — все расположено по периметру зала.
Содержание игры. Дети убегают от водящего, который не может ловить того, чьи ноги выше земли, т. е. стоят на неровной, ребристой, ограниченной, наклонной поверхности, предложенной для игры. Пойманный ребенок становится водящим.

«Гонка мячей ногами»
Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
Оборудование: кубики, мячи, шарики, мелкие игрушки, платочки, шнуры.
Содержание игры. Дети сидят по кругу на полу, ногами в центр, с опорой рук сзади. У каждого игрока (или у каждого второго игрока) в ногах находится предмет. По сигналу дети начинают передавать ногами предметы по кругу. Ребенок, у которого оказалось более двух предметов, выбывает из игры. Следует отметить игроков, которые остались в игре после нескольких повторений. Если игроков много, целесообразно проводить игру в двух-трех кругах.


 

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия

Картотека игр на профилактику плоскостопия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2021