Картотека игр с детьми дошкольного возраста "камешки Марблс"
Оценка 4.6

Картотека игр с детьми дошкольного возраста "камешки Марблс"

Оценка 4.6
docx
03.12.2023
Картотека игр с детьми дошкольного возраста "камешки Марблс"
Картотека МАРБЛС.docx

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа № 4 городского округа Отрадный Самарской области

структурное подразделение «детский сад № 9»

446301, Самарская область, г,о. Отрадный, ул. Гайдара, 32

 

 

КАРТОТЕКА

 

 

Подготовили: Глебова А.Ю., учитель-логопед

Соболева Л.И., воспитатель

Трухова К.Г., воспитатель

 

 

 

     Цель использования камней «Марблс» в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР: разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста к развивающим и обучающим заданиям.

     Чтобы достичь цели, были поставлены следующие задачи:

- формировать правильный захват камешка пальцами рук;

- развивать мелкую мускулатуру и моторику рук;

- развивать ориентировку на плоскости;

- развивать творческие способности ребёнка;

- развивать мышление, внимание, память;

- развивать речевые навыки, обогащать словарный запас;

- формировать фонематическое представление;

- активизировать познавательную и мыслительную деятельности.

     Данный опыт работы позволил нам разнообразить педагогический процесс, поддержать интерес детей к выполнению развивающих и обучающих заданий, активизировать познавательную и мыслительную деятельность детей. При их использовании у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение, их красивые оттенки пробуждают в ребенке чувство прекрасного.
      Камешки Марблс помогают организовать образовательный процесс легко, продуктивно, с удовольствием и пользой для детей.

 

Разложи по цветам

Задачи: развивать умения различать цвета, формы, находить цвет по образцу и по словесному обозначению.

Оборудование: камешки «Марблс», карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Ход: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

 

 

Змейка

Задачи: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развивать умения различать длинную и короткую змейку, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: камешки "Марблс". Для детей с низкой моторной ловкостью: специально заготовленные камушки на липучке.       

Ход: Педагог предлагает выложить длинную змейку и короткую, так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета, чередуя их, используя количественный показатель («Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета»).

 

 

Графический диктант

Задачи: учить ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: плоскость (лист бумаги) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камешки "Марблс".

Ход: Педагог дает устные задания типа:

Положите зелёный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, синий - в правый верхний угол, зелёный - в правый нижний и т.д. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

Сосчитай и назови

Задачи: развивать умения различать цвета, формы. Усваивать названия цветов. Закреплять счет. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: камешки "Марблс", карточка с расчерченным полем.

Ход: Педагог обращает внимание, что все поле заполняется камешками разной формы, размера и цвета произвольно. Потом детям предлагается сосчитать (устное задание) сколько, например, красных камешков всего, или сколько больших и маленьких камешков, или всего камешков всех цветов в определенных рядах или на поле. Педагог предлагает назвать какой по счету тот или иной камешек.

 

 

 

 

Хватит ли

Задачи: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

Оборудование: игрушки животных, камешки в виде яблок, листьев, цветов.

Ход: педагог предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли ежикам яблок? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая камешки-яблочки к игрушкам. Выявив равенство и неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

 

Собери фигуру

Задачи: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Оборудование: камешки разного цвета.

Ход: Педагог предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с камешками и спрашивает: «Какого цвета камешки? По сколько камешков каждого цвета? Предлагает разложить камешки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают камешки. Выясняют, сколько камешков пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что камешки расположены по-разному, но их поровну - по 8. «Как доказать, что камешков поровну?» Дети раскладывают камешки рядами один под другим.

Выложи по контуру

Задачи: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Оборудование: стеклянные камешки, шаблоны.

Ход: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.

 

 

 

             Угадай-ка

Задачи: Развивать тактильные ощущения; развивать умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков "Марблс" (Например, небольшой строительный материал, геометрические фигуры, киндер-игрушки и т.д.)

Оборудование: емкость глубокая, камешки "Марблс", киндер-игрушки.

Ход: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.

Усложнение: найти и назвать игрушки с закрытыми глазами.

 

 

 

Крестики-нолики

Цель: Развивать у детей мелкую моторику, логическое мышление, память, внимание, ориентировку в пространстве.

Оборудование: лист картона, разлинованный (3*3), камешки «Марблс».

Ход: Игроки по очереди выкладывают на свободные клетки поля камешки. Например, синие камешки вместо крестиков, зелёные камешки вместо ноликов. Первый, выстроивший в ряд 3 своих камешка по вертикали, горизонтали или диагонали выигрывает. Первый ход делает игрок по выбору.

 

 

 

Ходилка

Цель: развитие логического мышления, мелкой моторики.

Оборудование: шаблон, камешки «Марблс».

Ход: Играет 2-3 игрока, у каждого ребенка камешек определенного цвета. Побеждает тот, кто быстрее доберется до финиша. Нужно назвать существительные на лексическую тему (или на автоматизируемый звук). Например, ребенку выпадает кубик с 5 точками, он выбирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему (или на заданный звук). На каждое слово вкладывает камешек, если затрудняется, ход переходит к другому игроку.

 

 

 

Мозаика

 

Цель: развитие мелкой моторики, зрительной памяти, логического мышления, творческих способностей.

Оборудование: шаблоны с узорами, камешки «Марблс».

Ход: педагог предлагает ребенку выложить узор по образцу.

 

 

 

 

 

 

Знакомство

Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: емкость с камешками «Марблс».

Ход: педагог обращает внимание на камешки и предлагает перебирать камешки руками. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой (стеклянные, гладкие), качеством (хрупкое, прозрачное) и цветом (красный, синий, зеленый), а затем дает время для самостоятельного манипулирования.

 

 

 

Звуковая дорожка

Цель: закрепление произношения изолированного звука.

Оборудование: камешки "Марблс".

Ход: педагог предлагает ребенку выложить звуковую дорожку, повторяя определенный звук.

 

 

 

 

Найди букву

 

Цель: развитие тактильных ощущений, профилактика дисграфии.

Оборудование: сухой бассейн с камешками «Марблс», пластиковые буквы.

Ход: педагог предлагает ребенку найти букву в сухом бассейне.

 

 

 

 

 

Найди игрушки

Цель: выделение первого звука в слове.

Оборудование: бассейн с камешками "Марблс", мелкие игрушки.

Ход: педагог предлагает найти в бассейне все предметы на определенный звук.

 

 

 

 

 

Выложи букву, слог, слово

 

Цель: закрепление навыков звуко-буквенного синтеза, профилактика дисграфии и дислексии.

Оборудование: камешки «Марблс».

Ход: педагог предлагает ребенку выложить букву, слог, слово на заданную букву.

 

 

 

 

Лабиринт

Цель: закрепление произношения звука в словах.

Оборудование: «лабиринт» в коробке, шарик «Марблс»

Ход: педагог предлагает ребенку пройти лабиринт, проговаривая слова с определенным звуком. Ребенок проходит «лабиринт», наклоняя коробку.

 

 

 

Дорожка

Цель: закрепление произношения звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением «дорожки», предметные картинки на закрепляемый звук, камешки «Марблс».

Ход: педагог предлагает заполнить дорожку камешками, называя картинки с определенным звуком.

 

 

Выложи рисунок

Цель: закрепление произношения звука в чистоговорках, стихотворениях.

Оборудование: камешки «Марблс».

Ход: педагог предлагает выложить рисунок, проговорить чистоговорку, стихотворение с определенным звуком.

 

 

Укрась картинку

 

Цель: закрепление произношения звука в тексте, развитие связной речи.

Оборудование: картинка с иллюстрацией к тексту, камешки «Марблс».

Ход: педагог предлагает украсить картинку к тексту, пересказать текст на определенный

звук.

 

 

Найди и назови

Цель: развитие умения различать и называть цвета, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: картинки с изображением разного количества предметов, тарелочка с камешками «Марблс».

Ход: У ребенка есть карточка с предметами разного цвета, по темам. Ребенок выкладывает «Марблс» по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает.

(Какой цвет «Марблс» есть еще в тарелочке? (зелёный). Угадай, какая ягода (фрукт, овощ) под цифрой 1? (арбуз). Выложи. Назови, каких ягод (фруктов, овощей) больше всего?)

 

 

Расскажи про свой узор

Цель: развитие творческого воображения, связной речи.

Оборудование: шаблон, камешки «Марблс».

Ход: педагог предлагает детям выложить на листе любую фигуру, а затем рассказать, что получилось.

 Пример рассказа: «В центре листа – красные камешки - это яблоко, сверху – зелёный листик и т. д.»

 

 

Зоркий глаз

 

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: камешки «Марблс».

Ход: педагог выкладывает 5 любых камешков в ряд, предлагает ребенку запомнить их последовательность, закрыть глаза и проговорить.

 

 

Лабиринты

 

Цель: закрепление произношения звука в словах.

Оборудование: камешки «Марблс».

Ход: в игре используется два-три цвета камешков. Педагог предлагает ребенку называть слова с определенным звуком и последовательно выкладывать камешками дорожку. Ребенок выкладывает красный камешек, если произнес слово неправильно, желтый – если произнес не совсем четко, зеленый - если произнес правильно. Затем проводится анализ проделанной работы.

 

 

Художник

 

Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки, камешки «Марблс».

Ход: Педагог предлагает ребенку взять картинку с предметом и выложить его из камешков. Ребенок выкладывает схематичное изображение.

 

 

 

Укрась

 

Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики, связной речи.

Оборудование: камешки «Марблс».

Ход: педагог предлагает ребенку выложить узор по собственному усмотрению и рассказать, где его можно использовать.

 

 

 

Исправлялки

 

Цель: развитие зрительного внимания, профилактика дисграфии.

Оборудование: камешки «Марблс».

Ход: педагог «неправильно» выкладывает в рамке букву или цифру и предлагает ребенку исправить или добавить недостающие элементы.

 

 

 

 

 

 

Чудесный мешочек

Цель: развитие тактильных ощущений, тактильной памяти, связной речи.

Оборудование: мешочек из непрозрачной ткани, различные камешки «Марблс».

Ход: Вариант 1. Педагог помещает в мешочек шарики разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец-шарик «Марблс». Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.

Вариант 2. Ребенок с закрытыми глазами обследует сначала образец, а затем ищет в мешочке такой же камешек. Произносит стихотворение:

Камешек в руке катаю,

Между пальцами верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Вариант 3. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с предметом. Например, зелёный камешек – зелёный огурец, лук, крокодил и т.д. Жёлтый камешек – жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т.д.

Золушка

Цель: развитие тактильных ощущений, развитие умения выбирать предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.

Оборудование: большая емкость, маленькие емкости, камешки «Марблс».

Ход:

Вариант 1. Педагог предлагает ребенку разобрать камешки по цвету.

Вариант 2. Педагог предлагает ребенку разобрать камешки по форме.

Вариант 3. Педагог предлагает ребенку разобрать камешки по размеру.

 

 

Волшебная дорожка

Цель: развитие цветовосприятия, слуховой памяти, фонематического слуха, навыков звукового анализа, формирование умения выделять первый звук в слове и сопоставлять его с первым звуком в названии цвета.

Оборудование: подносы, камешки «Марблс».

Ход: педагог называет слово, предлагает определить в нем первый звук и найти камешек, название цвета которого начинается с такого же звука. Например, педагог называет и показывает картинку с изображением жука. Ребенок называет первый звук в слове «желтый» и выкладывает желтый камешек.

 

 

Судоку

Цель: Развивать у детей мелкую моторику, логическое мышление, память, внимание, ориентировку в пространстве.

Оборудование: лист картона, разлинованный (3*3, 4*4 и т.д.), камешки «Марблс».

Ход: Нужно заполнить клетки квадрата так, чтобы цвет или форма камней не повторялись в ряду.

 

 

Волшебные цифры

Цель: закреплять количественный счет, соотношение цифры и камушков, развивать мелкую моторику, мышление.

Оборудование: картинки с изображением цифр, камешки «Марблс».

Ход:

Вариант 1. На листке изображен контур цифры, ребенок повторяет контур камешками.  Вариант 2. Нужно выложить определенное количество камней и соотнести его с цифрой; посчитать камни, используя порядковый и количественный счет, составлять, выкладывать условие и решать математические примеры и задачи.

 

 

Посчитай и отложи

Цель: закреплять количественный счет, соотношение цифры и камушков, развивать мелкую моторику, мышление.

Оборудование: камешки «Марблс».

Ход: Выложить столько камешков на столе, сколько: У человека глаз? Сколько пальцев на одной ноге? на двух? Сколько ушей у кошки? Сколько носов у собаки? Сколько крыльев у курицы? Сколько ножек у стула? и т. д.

 

 

Звуковой мешочек

 

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Оборудование: камешки «Марблс» в мешочке.

Ход: Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный - гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

 

 

 

Сосчитай, не ошибись

 

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Оборудование: камешки «Марблс».

Ход: Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков. А затем сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

 

 

 

 

 

Зажигаем в окнах свет

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Оборудование: камешки «Марблс».

Ход: Ребенок называет картинку, определяет позицию звука в слове и закрывает камешком Марблс соответствующее окошко в доме.

 

 

Напиши слово

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Оборудование: камешки «Марблс».

Ход: Ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью камешков Марблс.

Задания: Произвести звукобуквенный анализ слова. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком? На каком мест находится звук? (в начале, середине, конце слова). Сколько в слове гласных, сколько согласных?

 

 

Звуковое дерево

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Оборудование: камешки «Марблс».

Ход: На 3-х чудесных деревьях растут листья из камешков синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где «растет» слово. Пример: слово «малина» на дереве с синими листьями, т.к. первый звук в слове согласный, твёрдый.

 

 

Знакомство с буквой

Цель: закрепление образа буквы.

Оборудование: камешки «Марблс».

Ход: ребенок выкладывает из камешков букву по образцу с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

 

 

 


 

Самарской области основная общеобразовательная школа № 4 городского округа

Самарской области основная общеобразовательная школа № 4 городского округа

Угадай-ка Задачи: Развивать тактильные ощущения; развивать умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков "Марблс" (Например, небольшой строительный материал, геометрические фигуры, киндер-игрушки и т

Угадай-ка Задачи: Развивать тактильные ощущения; развивать умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков "Марблс" (Например, небольшой строительный материал, геометрические фигуры, киндер-игрушки и т

Дорожка Цель: закрепление произношения звука в словах

Дорожка Цель: закрепление произношения звука в словах

Лабиринты Цель: закрепление произношения звука в словах

Лабиринты Цель: закрепление произношения звука в словах

Чудесный мешочек Цель: развитие тактильных ощущений, тактильной памяти, связной речи

Чудесный мешочек Цель: развитие тактильных ощущений, тактильной памяти, связной речи

Волшебная дорожка Цель: развитие цветовосприятия, слуховой памяти, фонематического слуха, навыков звукового анализа, формирование умения выделять первый звук в слове и сопоставлять его с первым звуком…

Волшебная дорожка Цель: развитие цветовосприятия, слуховой памяти, фонематического слуха, навыков звукового анализа, формирование умения выделять первый звук в слове и сопоставлять его с первым звуком…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2023