Мастер-класс для педагогов: "Сказки - шумелки"
Цель: Развивать у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.
Развивающие задачи:
¾ Способствовать развитию метроритмического чувства, мелкой моторики рук.
¾ Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.
¾ Способствовать развитию у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.
Образовательные задачи:
¾ Знакомить с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них.
¾ Формировать представления о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты.
¾ Способствовать пробуждению интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности.
Воспитательные задачи:
¾ Воспитывать любовь к музыкальному искусству посредством игры на музыкальных инструментах.
¾ Воспитывать в детях чувство понимания прекрасного через музыкальное искусство.
Формы работы с шумовыми инструментами
Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.
Импровизация звуковых картин на заданную тему.
Звуковая иллюстрация стихов.
Сказки-шумелки.
Содержание организованной деятельности:
Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомимся с шумовыми музыкальными инструментами и способах игры на них, так как они наиболее доступны и могут быть изготовлены своими руками из бросового материала.
Так что же такое шум?
Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые
оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают
определенный ритмический и тембровый колорит. Как Вы думаете, какие инструменты
можно отнести к шумовым оркестровым? Ответы педагогов.
М. Р.: К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.
Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
Преимущества игры на шумовых инструментах:
1. совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой);
2. совершенствуется навык коллективного исполнительства, чувство ансамбля;
3. развивается способность различать звучание инструментов по тембрам.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.
Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.
У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите, пожалуйста, себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан и как его использовать.
«Звучащие ключи».
Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить
ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может
подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять
плечики для одежды.
«Звонарики»
Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.
«Звонкие кольца»
Металлические кольца разного диаметра подвешенные на стойку.
«Чудо-кастаньеты»
Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона
наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия
чудо-кастаньеты в ладони ребенка.
Трещотка «Гармошка»
Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух
сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке. Для
детей старше 4 лет.
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии,
коммуникативных навыков, природных способностей.
«Шейкер».
Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими
предметами.
«Шуршунчик».
Футляр яйцо от "Киндер-сюрприза" с мелкими сыпучими предметами.
«Шуршик».
Пластиковые баночки от напитков обрезаны, сделаны продольные надрезы полосками
по длине, шириной 0,5см, взята часть с горлышком.
Цель: Развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук.
Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых
музыкальных инструментах.
Для чего используется: Воспроизведение метрической пульсации и
ритмического рисунка. Совершенствовать умение различать звучание детских
музыкальных инструментов.
При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
ü Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.
ü Импровизация звуковых картин на заданную тему.
ü Звуковая иллюстрация стихов.
ü Сказки-шумелки.
Давайте немного поиграем.
Игра «Звуковой бутерброд».
Выбираем музыкальные инструменты «трех семей» по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические. Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса. Цель игры: научиться поочередно "включать и выключать звук", то есть:
Я отрезаю хлеб - звучат деревянные
инструменты
Затем мажу маслом - звучат одновременно деревянные и
металлические инструм.
А теперь кладу колбасу - шумовые
инструменты
Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и
металлические
Осталась колбаса - только шумовые
Съела и колбасу - шумовые замолкают.
«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.
Игра с раздаточным материалом: «Определи по ритму».
Каждый ребёнок загадывает свой образ: весенняя капель, завывание ветра, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Педагоги отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чья загадка будет разгадана.
Когда дети познакомятся с инструментами можно применить следующие формы работы: запишите звучание 5-7 известных ребёнку шумовых инструментов - это могут маракасы, треугольник, бубен, трещотка, колокольчик. Каждый предмет или инструмент должен звучать не менее 30 секунд, паузы между звуками разных предметов - 10 секунд.
Позже предлагайте выбор из нескольких инструментов.
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.
Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать воспитатели без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз детям дается возможность что-либо изобразить шумом.
И все же, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
Первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть. Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.
Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка,
можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Во
время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно,
выдерживайте паузы. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя
текст. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным
сигналом.
Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то
же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его
творческую инициативу.
Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по
слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать
звучание знакомых инструментов.
А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшое произведение. Но сначала мы сделаем презентацию инструментов: из чего он сделан, для чего нужен и как на нем играть.
Сказка
-шумелка – «Трусливый заяц».
Инструменты для озвучивания: кастаньеты на ручке, пакет, деревянные ложки,
рубель, металлофон
Жил-был в лесу заяц-трусишка. А дятел на сосне как застучит! (3) |
Способы исполнения: 1 - шуршим пакетом
|
На этой веселой ноте мы заканчиваем занятие. Спасибо за внимание!
Вопросы для рефлексии:
1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в
самостоятельной деятельности детей?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.