Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений. Данная картотека разделена на 5 разделов: "Количество и счет", "Ориентировка в пространстве", "Геометрические фигуры", "Игры на логику" и "Величина". Каждый из разделов включает в себя игры, а каждая игра включает в себя цель и содержание
Картотека игр по математике
Количество и счет
самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми
детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.
Игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку»
Цель: закрепление умения пересчитывать предметы, обозначать
их количество соответствующей цифрой.
Содержание: Несколько групп предметов размещают на доске
или фланелеграфе, рядом ставят цифры . Ведущий просит
играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из
какойлибо группы один предмет, оставляя цифры без
изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством
предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили
ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением»
цифры, которая будет соответствовать количеству предметов,
добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество
предметов в группах. Тот кто работает у доски, сопровождает
свои действия объяснением. Если он хорошо справился с
заданием (найти и исправить ошибку), то он становится
ведущим.
И/упр «Убираем цифры»
Игрой можно заканчивать занятие или часть занятия, если в
дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах
разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают
загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой
цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки
могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру,
которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру,
которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая
показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза);
убрать цифру и т.д. Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем
И/упр «Найди лишнюю картинку»
Цель: Закрепление количественного счета предметов. Сравнение
количества предметов.
Содержание: ребенок считает на каждой картинке предметы.
Лишнюю картинку, на которой больше или меньше предметов,
чем на остальных, зачеркивает.
Д\и «Найди себе пару»
Цель: соотношение количества предметов и цифры.
Содержание: дети делятся на 2 команды. У одной команды
детей карточки с цифрами, у другой – карточки с точками.
Ребенок, посчитав точки на своей карточке находит себе пару
ребенка, у которого карточка с нужной цифрой.
закрепление количественного счета, соотношение
Д\и «Посчитай»
Цель:
количества предметов и цифры.
Содержание: дети рассматривают карточки, которые поделены
на 2 части. Одна часть карточки с цифрой, другая часть карточки
– пустая. Дети должны отсчитать нужное количество предметов
и поставить на пустую часть, к соответствующей цифре.
Д\и «Пазлы»
Цель: закрепление порядкового счета
Содержание: ребенку предлагается соединить картинки в
порядке, обозначенном цифрами. Если допущена ошибка, то
предметное изображение не получится.Д\и «Соедини»
Цель: закрепление порядкового счета
Содержание: ребенку предлагается соединить точки в порядке,
обозначенном цифрами. Если допущена ошибка, то предметное
изображение не получится.
Д\и «Посчитай и напиши»
Цель: закрепление количественного счета
Содержание: предлагается ребенку посчитать предметы и
обозначить цифрой.
Д/и «Готовим борщ (Салат)», «Консервируем компоты»,
«Печем пиццу»
Цель: упражнение детей в счете в пределах пяти, в знании цифр,
умение соотносить количество предметов с цифрой
Содержание: Ребенку выдается рецепт, по которому он должен
приготовить определенное блюдо.
Д/и «Бабочки и цветы»
Цель: закрепление умения решения примеров в пределах 10
Содержание: предлагается ребенку определить, на какой
цветок сядет бабочка. Для этого ребенок должен решить пример,
написанный на бабочке и соотнести с цифрой (ответом) на
цветке.
Д/и «Божьи коровки на цветах»
Цель: Закрепление счета, развитие сообразительности и
внимания.
Содержание: Предлагается ребенку посчитать пятнышки
кружочки на божьих коровках и посадить на цветок с
подходящим числом.
Д/и «С какой тучки капелька?»
Цель: закрепление представлений детей о составе чисел первого
десятка.
Содержание: Предлагается ребенку подобрать капельки к
каждой тучке, правильное решение проверяют соотношением
количества с соответствующим числом.
Ориентировка во времени
Д/и «Живая неделя».
Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку.
Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я –
понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок
и говорит: «Я вторник. Какой день следующий?» и т.д. Вся
группа дает задание «дням недели», загадывает загадки. Они
могут быть самые разные: например, назови день, который
находится между вторником и четвергом, пятницей и
воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д.
Назовите все выходные дни недели. Назови дни недели, в
которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие
могут построиться от любого дня недели, например от вторника
до вторника.
Д/и «Наш день», «Когда это бывает?».
Детям раздаются карточки, на которых изображены картинки из
жизни,
относящиеся к определенному времени суток,
распорядку дня.
Воспитатель предлагает рассмотреть их, называет определенное
время суток, например вечер. Дети у которых есть
соответствующее изображение, должны поднять карточки и
рассказать, почему они считают, что это вечер.
За правильный хорошо составленный рассказ ребенок получает
фишку.Д\и «Когда это бывает?»
Цель: Формирование временных представлений (утро, день,
вечер, ночь), ознакомление с моделью суток.
Материал: разноцветный круг, картинки, характеризующие
действия в определенную часть суток.
Содержание: педагог предлагает детям ознакомиться с моделью
и привлекает внимание к разделенному на части и окрашенному в
разные цвета кругу, затем он побуждает детей правильно
расположить картинки, соответственно каждой части суток,
объясняя свое решение.
«Пазлы»
Цель: закрепление дней недели
Содержание: ребенку предлагается соединить картинки в
порядке, обозначенном названиями дней недели. Если допущена
ошибка, то предметное изображение не получится.
Д\и «Четвертый лишний»
Цель: закрепление знаний о временах года, их приметах,
развитие логики.
Содержание: детям предлагается рассмотреть картинки и
определить, к какому времени года относится каждая из них,
затем ведущий располагает напротив этих картинок по 4
карточки с разными изображениями. Выигрывает тот, кто первый
найдет лишнюю карточку и объяснит свой выбор.
Д/и «Продолжи предложение»
Цель: формировать умение ориентироваться по часам
Содержание: Предлагается ребенку рассмотреть картинку,
определить время по часам и продолжить предложение.
(Например: «Саша ужинает… в 7 часов». (на часах показано
время 7 часов)
Геометрические фигуры
Игра «Найди свой домик».
Цель: учить детей видеть геометрическую форму в окружающих
предметах.
Материал: мяч, арбуз шар, тарелка, блюдце, обруч круг,
крышка стола, стена, пол, потолок, окно прямоугольник, платок
– квадрат; косынкатреугольник; стакан цилиндр; яйцо,
кабачок овал.
Содержание: Дети получают по одной модели геометрической
фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все
собираются у своего домика с изображением фигуры.
Усложнить игру можно переместив домик.
Д/и «Посмотри вокруг»Цель: закрепить представления о геометрических фигурах,
учить находить предметы определенной формы.
Содержание: Игра проводится в виде соревнования на личное
или командное первенство. В этом случае группа делится на
команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок)
предлагает назвать предметы круглой,
прямоугольной,
квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не
имеющих углов, и т.д. За каждый правильный ответ играющий
или команда получает
Правилами
предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же
предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры
подводятся итоги,
набравший
наибольшее количество очков.
называется победитель,
фишку,
кружок.
Д\и «Магазин игрушек»
Цель: закрепление умения называть и различать геометрические
фигуры по размеру и цвету.
Содержание: В магазине (на столе взрослого) – разные товары,
среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Взрослый
даёт ребёнку карточку – чек, на которой нарисована
определённая фигура: круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник.
Ребёнок – покупатель выбирает предметы соответствующей
формы. Он получает покупку, если правильно подберёт и
опишет форму товара.
Игры на логику
Д/И «Логические цепочки»
Цель: формировать умение определять, что сначала, что потом.
Содержание: ребенку предлагается рассмотреть картинки и
разложить по порядку: что сначала, что потом.
Величина
Д\и «Расставь деревья», «Расставь снеговиков»
Цель: Сравнение предметов по высоте»
Содержание: Ребенок расставляет деревья по высоте от самого
низкого до самого высокого (от самого высокого до самого
низкого)
Д\и «Разложи снежинки»
Цель: Сравнение предметов по величине»
Содержание: Ребенок раскладывает снежинки по величине от
самой маленькой до самой большой (от самой большой до самой
маленькой)
Д\и «Подарки матрешкам»
Цель: Сравнение предметов по величине»
Содержание: Ребенок раскладывает предметы матрешкам
соответственно их размеру.
Д\и «Соедини»
Цель: Сравнение предметов по высоте»
Содержание: ребенку предлагается соединить предметы в
порядке возрастания (убывания)