Картотека дидактических игр по развитию математических представлений

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 09.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений. Данная картотека разделена на 5 разделов: "Количество и счет", "Ориентировка в пространстве", "Геометрические фигуры", "Игры на логику" и "Величина". Каждый из разделов включает в себя игры, а каждая игра включает в себя цель и содержание
Иконка файла материала картотека игр по мат.docx
Картотека игр по математике Количество и счет самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми  детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку. Игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку»  Цель: закрепление умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Содержание:  Несколько групп предметов размещают на доске или   фланелеграфе,   рядом   ставят   цифры   .   Ведущий   просит играющих закрыть глаза, а сам   меняет местами или убирает из какой­либо   группы   один   предмет,   оставляя   цифры   без изменения,   т.е.   нарушает   соответствие   между   количеством предметов   и  цифрой.  Дети  открывают   глаза.  Они   обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры,  которая   будет   соответствовать   количеству   предметов, добавляют   или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот кто работает у доски, сопровождает свои   действия   объяснением.   Если   он   хорошо   справился   с заданием   (найти   и   исправить   ошибку),   то   он   становится ведущим. И/упр «Убираем цифры» Игрой можно заканчивать занятие или часть занятия, если в  дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах  разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают  загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой  цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки  могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру,  которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру,  которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая  показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза);  убрать цифру  и т.д. Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем И/упр «Найди лишнюю картинку» Цель: Закрепление количественного счета предметов. Сравнение количества предметов. Содержание:  ребенок   считает   на   каждой   картинке   предметы. Лишнюю картинку, на которой больше или меньше предметов, чем на остальных, зачеркивает. Д\и «Найди себе пару» Цель: соотношение количества предметов и цифры.  Содержание:  дети   делятся   на   2   команды.   У   одной   команды детей   карточки   с   цифрами,   у   другой   –   карточки   с   точками. Ребенок, посчитав точки на своей карточке находит себе пару ребенка, у которого карточка с нужной цифрой.  закрепление   количественного   счета,   соотношение Д\и «Посчитай» Цель: количества предметов и цифры. Содержание: дети рассматривают карточки, которые поделены на 2 части. Одна часть карточки с цифрой, другая часть карточки – пустая. Дети должны отсчитать нужное количество предметов и поставить на пустую часть, к соответствующей цифре. Д\и «Пазлы» Цель: закрепление порядкового счета Содержание:  ребенку   предлагается   соединить   картинки   в порядке,   обозначенном   цифрами.   Если   допущена   ошибка,   то предметное изображение не получится.Д\и «Соедини» Цель: закрепление порядкового счета Содержание: ребенку предлагается соединить точки в порядке, обозначенном цифрами. Если допущена ошибка, то предметное изображение не получится. Д\и «Посчитай и напиши» Цель: закрепление количественного счета Содержание:  предлагается   ребенку   посчитать   предметы   и обозначить цифрой. Д/и   «Готовим   борщ   (Салат)»,   «Консервируем   компоты», «Печем пиццу» Цель: упражнение детей в счете в пределах пяти, в знании цифр, умение соотносить количество предметов с цифрой Содержание: Ребенку выдается рецепт, по которому он должен приготовить определенное блюдо. Д/и «Бабочки и цветы» Цель: закрепление умения решения примеров в пределах 10 Содержание:  предлагается     ребенку   определить,   на   какой цветок сядет бабочка. Для этого ребенок должен решить пример, написанный   на   бабочке   и   соотнести   с   цифрой   (ответом)   на цветке. Д/и «Божьи коровки на цветах»  Цель:  Закрепление   счета,   развитие   сообразительности   и внимания. Содержание:  Предлагается   ребенку   посчитать   пятнышки­ кружочки   на   божьих   коровках   и   посадить   на   цветок   с подходящим числом. Д/и «С какой тучки капелька?» Цель: закрепление представлений детей о составе чисел первого десятка. Содержание:  Предлагается   ребенку   подобрать   капельки   к каждой   тучке,   правильное   решение   проверяют   соотношением количества с соответствующим числом. Ориентировка во времени Д/и «Живая неделя». Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый   ребенок   слева   делает   шаг   вперед   и   говорит:   «Я   – понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я ­   вторник. Какой день следующий?» и т.д. Вся группа   дает   задание   «дням   недели»,   загадывает   загадки.   Они могут   быть   самые   разные:   например,   назови   день,   который находится   между   вторником   и   четвергом,   пятницей   и воскресеньем,   после   четверга,   перед   понедельником   и   т.   д. Назовите   все   выходные   дни   недели.   Назови   дни   недели,   в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника до вторника. Д/и «Наш день», «Когда это бывает?». Детям раздаются карточки, на которых изображены картинки из жизни,   относящиеся   к   определенному   времени   суток, распорядку дня.  Воспитатель предлагает рассмотреть их, называет определенное время   суток,   например   вечер.   Дети   у   которых   есть соответствующее   изображение,   должны   поднять   карточки   и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку.Д\и «Когда это бывает?» Цель: Формирование временных представлений (утро, день,  вечер, ночь), ознакомление с моделью суток. Материал: разноцветный круг, картинки, характеризующие   действия в определенную часть суток. Содержание: педагог предлагает детям ознакомиться с моделью и привлекает внимание к разделенному на части и окрашенному в разные цвета кругу, затем он побуждает детей правильно  расположить картинки, соответственно каждой части суток,  объясняя свое решение. «Пазлы» Цель: закрепление дней недели Содержание: ребенку предлагается соединить картинки в  порядке, обозначенном названиями дней недели. Если допущена  ошибка, то предметное изображение не получится. Д\и «Четвертый лишний» Цель:  закрепление   знаний   о   временах   года,   их   приметах, развитие логики. Содержание:  детям   предлагается   рассмотреть   картинки   и определить, к какому времени года относится каждая из них, затем   ведущий   располагает   напротив   этих   картинок   по   4 карточки с разными изображениями. Выигрывает тот, кто первый найдет лишнюю карточку и объяснит свой выбор. Д/и «Продолжи предложение» Цель:  формировать умение ориентироваться по часам Содержание: Предлагается ребенку рассмотреть картинку,  определить время по часам и продолжить предложение.  (Например: «Саша ужинает… в 7 часов». (на часах показано  время ­7 часов) Геометрические фигуры Игра «Найди свой домик». Цель: учить детей видеть геометрическую форму в окружающих предметах. Материал: мяч, арбуз ­ шар, тарелка, блюдце, обруч ­ круг,  крышка стола, стена, пол, потолок, окно ­прямоугольник, платок – квадрат; косынка­треугольник; стакан­ цилиндр; яйцо,  кабачок­ овал. Содержание: Дети получают по одной модели геометрической  фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все  собираются у своего домика  с  изображением фигуры.  Усложнить игру можно переместив домик.  Д/и «Посмотри вокруг»Цель:  закрепить   представления   о   геометрических   фигурах, учить находить предметы определенной формы.  Содержание:  Игра проводится в виде соревнования   на личное или   командное   первенство.   В   этом   случае   группа   делится   на команды. Ведущий   (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает   назвать   предметы   круглой,   прямоугольной, квадратной,   четырехугольной   формы,   форму   предметов,   не имеющих углов, и т.д. За каждый правильный ответ играющий или   команда   получает   Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет.   Игра   проводится   в   быстром   темпе.   В   конце   игры подводятся   итоги,   набравший наибольшее количество очков.   называется   победитель,   фишку,   кружок. Д\и «Магазин игрушек» Цель: закрепление умения называть и различать геометрические  фигуры по размеру и цвету. Содержание:   В магазине (на столе взрослого) – разные товары,  среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Взрослый  даёт ребёнку карточку – чек, на которой нарисована  определённая фигура: круг, квадрат, треугольник,  прямоугольник. Ребёнок – покупатель выбирает предметы соответствующей  формы. Он  получает покупку, если правильно подберёт и  опишет форму товара. Игры на логику Д/И «Логические цепочки» Цель: формировать умение определять, что сначала, что потом. Содержание: ребенку предлагается рассмотреть картинки и  разложить по порядку: что сначала, что потом. Величина Д\и «Расставь деревья»,  «Расставь снеговиков» Цель: Сравнение предметов по высоте» Содержание: Ребенок расставляет деревья по высоте от самого  низкого до самого высокого (от самого высокого до самого  низкого) Д\и «Разложи снежинки» Цель: Сравнение предметов по величине» Содержание: Ребенок раскладывает снежинки по величине от  самой маленькой до самой большой (от самой большой до самой  маленькой) Д\и «Подарки матрешкам» Цель: Сравнение предметов по величине» Содержание: Ребенок раскладывает предметы  матрешкам  соответственно их размеру. Д\и «Соедини» Цель: Сравнение предметов по высоте» Содержание: ребенку предлагается соединить предметы в  порядке возрастания (убывания)