Карты самоконтроля выполнение ОГЭ по географии

  • docx
  • 26.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Коментарии.docx

№ Зад.

КОМЕНТАРИИ.

 

Баллы/У

Время,

мин

 

1

Этот вопрос проверяет знание основных географических фактов и законо­мерностей, признаков географических объектов и явлений на базовом уровне. Для успешного выполнения задания также необходимо знать положение гео­графических объектов и ареалы распространения географических явлений на карте, географические особенности природы материков и океанов, разли­чия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий. Для решения таких вопросов необходимо выучить названия географических объектов, ко­торые являются «рекордсменами» на Земле, а также уметь описывать объекты и явления, характерные для материков, природных зон, вод океанов, народов Земли и т.д.

1

Б

1

 

2

Чтобы верно выполнить это задание, необходимо уметь описывать поло­жение географических объектов и ареалы распространения географических явлений на карте. На этой позиции проверяются знания о географическом по­ложении России на базовом уровне.

1

Б

1

 

3

Задание базового уровня проверяет знание и понимание особенностей природы России. Для выполнения такого задания необходимо сравнивать географические объекты и явления, степень проявления географических процессов на разных территориях России по указанным признакам. Следует помнить, что с увеличением континентальности климата в России увеличи­вается среднегодовая амплитуда температур (разница между летней и зимней температурами), зимние температуры понижаются, уменьшается среднегодо­вое количество осадков. Калининградская область. Ростовская область и Та­тарстан расположены в пределах зоны умеренно континентального климата умеренного пояса. Якутия расположена восточнее в пределах зоны резко кон­тинентального климата, где наблюдаются самые низкие зимние температуры. Здесь находится город Оймякон — место, где зарегистрирован абсолютный

минимум зимних температур Северного полушария Земли  71 °С.

1

Б

2

 

4

Это задание базового уровня сложности проверяет умение распознавать в реальных жизненных ситуациях вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть решены средствами географии. Эти вопросы проверяют знание и понимание учащимися процесса взаимодействия человека с окружающей природной средой, причин возникновения геоэкологических проблем, мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техно­генных явлений. Для правильного ответа необходимо учитывать природные характеристики территории и объектов, расположенных в её пределах.

1

Б

2

 

5

Это задание проверяет знание и понимание особенностей основных от­раслей хозяйства России, природно-хозяйственных зон и районов на базовом уровне. Для верного ответа на данный вопрос можно использовать два пути: вспомнить, что занимает лидирующие позиции в данной промышленности, или проанализировать расположение перечисленных тер­риторий по карте природных зон России. В результате анализа станет понят­но, что Европейский Север целиком находится в лесной зоне, зоне тайги, что, естественно, способствует развитию лесной промышленности. Центральная Россия, Поволжье и Европейский Юг недостаточно обеспечены лесными ре­сурсами, поэтому здесь получили развитие другие отрасли промышленности.

1

Б

2

 

6

Это задание проверяет умения учащихся приводить примеры природных ресурсов, их использования и охраны, объяснять особенности формирования культурно-бытовых традиций народов под влиянием среды их обитания, уме­ния находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения экологических проблем. Для решения таких вопросов необходимо знание фактов и закономерностей размещения по территории Земли объектов и яв­лений, а также географии природоохранных территорий. Как и в предыдущем вопросе, можно использовать два пути: определить правильный ответ, зная, что в устье реки Лена находится заповедник, а река протекает в Сибири, или методом исключения отбросить неверные варианты. Конечно, для поиска правильного решения можно поработать с физической картой России, но сле­дует помнить, что на выполнение этого задания в спецификации отводится 2 минуты, поэтому если использовать карту для поиска решений простых во­просов, времени для выполнения всей работы может не хватить.

1

Б

2

 

7

Задание предполагает умение извлекать из источников географическую информацию (на базовом уровне) и анализировать её. Источником могут служить статистические данные или климатограмма. Для выполнения дан­ного задания необходимо проанализировать демографические показатели численности населения по годам. В этом задании также могут предлагаться данные о воспроизводстве населения (рождаемость, смертность, естественный прирост). Таким образом, чтобы правильно ответить на вопрос задания 7, необходимо проанализировать определенные демографические показатели заданного субъекта РФ по годам.

1

Б

2

 

8

Это задание предполагает умение находить в различных источниках ин­формацию, необходимую для изучения разных территорий Земли, их обеспе­ченности человеческими ресурсами. В задании требуется определить показате­ли, характеризующие географические объекты, процессы и явления на основе предъявляемой в разном виде информации (статистические данные, тексты, климатограммы) на повышенном уровне. Выполняя задание, следует вспо­мнить формулы для расчета основных демографических показателей. Чтобы определить плотность населения, необходимо численность населения региона в указанный период разделить на площадь региона. Для расчета естественно­го прироста необходимо определить разность между показателями рождаемо­сти и смертности. Для расчета сальдо миграции нужно найти разность между показателями приехавших и уехавших.

1

П

3

 

9

Это задание, как и предыдущее, предполагает сравнение географических объектов и явлений по степени проявления географических процессов на раз­ных территориях по указанным признакам (базовый уровень). Этот вопрос проверяет знание учащимися особенностей населения России: размеще­ние населения по территории страны, численность населения, географиче­ские различия естественного и механического движения населения России. В России проживает 145 млн человек (поданным сайта http://demoscope.ru), причем показатели рождаемости (около 9%с) существенно ниже показате­лей смертности (около 15%о). Низкая рождаемость связана с ростом уровня и большой продолжительностью образования (10—15 лет), более поздним вступлением в брак, активной трудовой деятельностью женщин, планирова­нием детей в семье и т.д. Положительные показатели естественного прироста населения характерны лишь для некоторых республик нашей страны (Дагеста­на, Ингушетии, Чечни и в меньшей степени некоторых других).

Средняя плотность населения составляет 8,5 чел./км2, что в 5 раз мень­ше общемировой. Размещение населения по территории страны нерав­номерно. Под влиянием природных условий, исторических и социально- экономических факторов сложилась главная полоса расселения населения (северная её граница проходит примерно по линии Санкт-Петербург, Пермь, Красноярск, а далее узкой полосой вдоль Транссибирской маги­страли), где сосредоточено более 90% населения страны.

1

Б

1

 

10.

Это задание предполагает умение находить в разных источниках (синопти­ческие карты погоды, тексты и т. д.) информацию, необходимую для изучения объектов и явлений, различных территорий (базовый уровень). Для правиль­ного выполнения этого задания необходимо вспомнить, что на синоптиче­ской карте изобары — линии, показывающие распределение атмосферного давления по территории — указывают на положение циклонов (Н — вихри, в центре которых давление пониженное) и антициклонов (В — вихри, в цен­тре которых давление повышенное).

1

Б

3

 

11.

Это задание предлагает учащимся давать собственную оценку географи­ческим объектам и явлениям, анализировать информацию и прогнозировать развитие различных процессов и явлений. Относится к заданиям базового уровня сложности. Для его решения необходимо научиться читать синоптиче­скую карту погоды. Анализируя карту погоды, можно сделать вывод о том, что если город расположен в зоне действия антициклона, в других городах не предполагается резкой смены атмосферного давления, давление в вышеназванных городах повышенное, а значит, в ближайшее вре­мя осадков здесь не ожидается. Если около города проходит теплый фронт, который в ближайшее время может переместиться к  данному городу в связи с движением циклона, находящегося в направлении стрелки, то нужно ждать значительного потепления. И наоборот.

1

Б

3

 

12.

Это задание предполагает оценку знаний и понимание учащимися природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем (базовый уровень сложности). Задание предполагает определить правильность каждого из предложенных высказываний. Для его успешного выполнения необходимо повторить раздел «Природопользование и экология» из курса географии, уделив особое внимание вопросам влияния хозяйственной дея­тельности людей на природу.

1

Б

3

 

13.

Это задание проверяет навыки учащихся распознавать существенные при­знаки географических объектов или явлений базового уровня сложности. Для выполнения этого задания необходимо знать определения основных геогра­фических понятий и терминов, процессов и явлений, уметь приводить при­меры.

1

Б

3

 

14.

Это задание на анализ и объяснение событий в контексте реальных си­туаций с использованием имеющихся географических знаний относится к за­даниям высокого уровня сложности. Источниками информации для прове­дения анализа могут служить тексты, климатограммы, картосхемы. Задание предполагает проведение анализа климатограмм. Для решения таких заданий необходимо уметь извлекать из условий географическую информацию.

В заданиях, которые предусматривают сравнение климатограмм, необ­ходимо учитывать, что основные характеристики климата (годовой ход температуры воздуха и количество осадков) зависят от положения геогра­фического объекта на материке. Для Евразии (России) характерно усиление континентальное климата с запада на восток, таким образом, при выборе расположения пункта (западнее или восточнее) по климатограммам можно сделать вывод, что чем восточнее он расположен, тем там меньше осадков и ниже зимние температуры (больше амплитуда температур).

2

В

14

 

15.

Это задание проверяет навыки учащихся распознавать в реальных жиз­ненных ситуациях вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть решены средствами географии. Это задание повышенного уровня сложности, в кото­ром требуется привести примеры проявления географических процессов и яв­лений, географических закономерностей. Промилле ‰ рассчитывается как отношение части к целому делённому на 1000. Для определения доли необходимо часть разделить на целое (всего) и умножить на 100%. Остальные виды задач выполняются согласно условию задачи.

1

Б

3

 

16.

Это задание проверяет умение школьников определять по физической карте абсолютные высоты, что необходимо для чтения карт различного содер­жания, а также эффективного использования приобретенных географических знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни школь­ников. Для выполнения этого задания необходимо открыть физическую карту России в атласе, затем, используя легенду карты (шкалу высот), определить абсолютную высоту положения указанных в задании географических объектов (городов).

3

 

17.

Это задание проверяет умение определять географические координаты объектов и объекты по их географическим координатам. Определение гео­графических координат по карте — обязательный навык, формирующийся в процессе обучения географии. Это задание повышенного уровня сложно­сти, оно предполагает использование географического атласа. Для его реше­ния требуется найти город по предложенным координатам широты и долготы. Вспомним, что географическая широта — это величина дуги меридиана, про­веденного от экватора до заданной точки в градусах. Широта бывает северная и южная в границах от 0° (широта экватора) до 90° (широта полюсов). Гео­графическая долгота — величина дуги параллели, проведенной от нулевого (Гринвичского) меридиана до заданной точки, в градусах. Долгота бывает за­падная и восточная в границах от 0° до 180°.

1

П

3

 

18.

Это задание базового уровня проверяет умение определять расстояния на картах и плане местности. Чтобы определить расстояние между географи­ческими объектами на плане местности, следует соединить эти объекты пря­мой линией, затем измерить полученный отрезок линейкой. Для определе­ния реального расстояния используется масштаб (проще всего именованный) плана местности. Полученный результат измерения, в допустим это 4 см, нужно умножить на величину уменьшения масштаба (именованный масштаб карты «в 1 см 100 м»), получаем 4 х 100 = 400 м. Ответ: 400 м.

1

Б

3

 

19.

В этом задании проверяется умение определять направления на картах и планах местности. Такие задания отнесены к базовому уровню сложности. Для определения направлений на топографической карте нужно учитывать, что направление на север строго перпендикулярно вверх (если нет специаль­ного указания стрелкой). Для решения этой задачи из точки А нужно прове­сти перпендикуляр строго вверх — направление на север, так как направление на север на топографической карте не указано специальной стрелкой. Затем необходимо соединить прямой линией оба пункта, указанные в задании, а да­лее указать стрелкой на объект, для которого определяем направление. Проанализировав рисунок, делаем вывод.

1

Б

3

 

20.

Это задание проверяет умение применять в реальных жизненных ситуаци­ях методы, которые предлагает наука география. Такое задание предполагает полный ответ, относится к повышенному уровню сложности. Напоминаем, что полный ответ на вопрос записывается на отдельном листе с указанием номера задания. Для правильного решения этого задания необходимо про­анализировать географические условия каждого участка (используя топо­графические знаки карты) по следующим критериям: положение на склоне или пологой местности, наличие или отсутствие древесной и другой расти­тельности, болот, оврагов или ям, близость к населенным пунктам и др. Для выполнения этого задания представим следующие доводы для обоснования выбора участка 3:

                  наличие небольшого склона, так как, катаясь на санках на крутом склоне, можно получить травму;

                  отсутствие на нем растительности, чтобы не возникало препятствий движению, а значит, было менее опасно;

                  отсутствие оврагов и ям, на таких участках катание на санках невозможно;

                  отсутствие болот и водоёмов, на таких участках катание запрещено.

Ответ на данный вопрос можно строить, анализируя каждый из предло­женных участков. Например, участок 2 — пологий, расположен в пределах болотистой местности, а в пределах участка 1 находятся ямы, он покрыт ку­старником, там находится лесная вырубка. Поэтому правильный ответ — уча­сток 3.

2

П

14

 

21.

Это задание высокого уровня проверяет умения учащихся читать карты различного содержания, извлекать географическую информацию в разных ви­дах. Чтобы научиться решать такие задания, нужно иметь навыки построения профиля по топографической карте. Например, анализируя изменение рельефа по го­ризонталям на предложенном рисунке, можно увидеть, что от точки А к точ­ке В рельеф понижается, т.к. точка А находится выше (о чем свидетельству­ют направления берштрихов), а точка В — в долине реки. Значит, ответы 2 и 4 не подходят. Положение линии электропередач (ЛЭП) дает возможность оценить характер понижения. Так как горизонтали расположены на одина­ковом расстоянии по всему участку линии АВ, а от ЛЭП до точки В линия профиля пересекает только две горизонтали, то разница высот на этом участ­ке будет не более 5 метров (по легенде карты горизонтали проведены через 2,5 метра). Такой уклон представлен на рисунке I.

1

В

6

 

22.

Этот вопрос проверяет знание учащимися положения на карте субъек­тов Российской Федерации, географических районов. Такие задания базо­вого уровня способствуют формированию умения распознавать в реальных жизненных ситуациях вопросы, которые могут быть решены средствами географии. Для решения таких заданий необходима работа с политической и физической картами России, контурной картой. Для усвоения материа­ла нужно не только наносить на контурную карту названия субъектов РФ, но и описывать их местоположение в составе географического района отно­сительно расположенных на его территории географических объектов. Та­кие виды учебной работы помогут не только запомнить их местоположение, но и ответить на вопросы по определению региона (субъекта) России по его краткому описанию (задание 30).

1

Б

2

 

23.

Это задание на анализ и объяснение событий в контексте реальных ситуа­ций с использованием имеющихся географических знаний относится к зада­ниям высокого уровня сложности. Напоминаем, что полный ответ на вопрос записывается на отдельном листе с указанием номера задания. Для ответа на вопрос нужно проанализировать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов Рос­сии. Внимательно прочитайте предложенный к заданию текст. Например, если там говорится о технологии получения топливного водорода. Его предполагают производить путем электролиза из воды. А значит, основными условиями для работы пред­приятия является его обеспеченность водными ресурсами и электричеством. Иркутская область хорошо обеспечена водными ресурсами. На территории области расположены крупные ГЭС, поэтому именно там планируют строи­тельство завода по производству водородного топлива.

1

В

10

 

24.

Задание проверяет способность учащихся описывать положение географи­ческих объектов, знание и понимание географических явлений и процессов, происходящих в геосферах. В этом задании повышенного уровня сложности предлагается определить верную последовательность. Для правильного реше­ния следует внимательно прочитать вопрос и определить характер последо­вательности, т.е. в порядке увеличения (возрастания) или уменьшения (убы­вания) предлагается выстроить ответ. Выполняя задание, следует помнить, что чем ниже расположен слой горных пород, тем он древнее (старше).

1

Б

3

 

25.

Это задание повышенного уровня сложности проверяет способность описывать положение географических объектов и ареалы распространения географических явлений на территории нашей страны. В данном задании количество элементов, между которыми надо установить соответствие, не сов­падает.  Например. Для верного решения нужно вспомнить, что курорты Приэльбрусья расположены в пределах Кабардино-Балкарской Республики, а граница между Европой и Азией проходит по нескольким субъектам РФ, в том числе по тер­ритории Челябинской области.

1

П

5

 

26.

Это задание повышенного уровня сложности проверяет умение учащихся определять различия в поясном времени на территории России. Для реше­ния таких задач необходимо помнить, что поясное время — это система от­чета времени по часовым поясам. Всего на Земле выделено 24 часовых пояса по 15° долготы. Нулевой часовой пояс — пояс, средним меридианом которого является нулевой меридиан (проведен через г. Гринвич, который находится в Великобритании). Декретное время — это поясное время, переведенное на один час вперед, действует в России с 1930 года. Для определения времени часовых поясов, находящихся к востоку от нулевого меридиана (например, в России), необходимо прибавлять время, а к западу — отнимать. Новый год в нашей стране первыми начинают) встречать в самых восточных регионах. Самой восточной территорией является Камчатский край, самой западной — Краснодарский край. Поэтому правильная последовательность либо от самого раннего по времени встречи Нового года, либо наоборот ( смотри по заданию).

1

П

4

 

27.

Это задание повышенного уровня сложности проверяет умение анали­зировать данные климатограммы и определять на карте положение пункта, климат которого ей соответствует. Для решения заданий по анализу клима­тограммы необходимо уметь извлекать из неё географическую информацию.

Вспомним, что график на климатограмме отражает годовой ход темпера­тур, а диаграмма внизу — количество выпадающих осадков (помесячно). По­казатели температуры отражены на левой вертикальной линии (°С), на пра­вой вертикальной линии приводятся показатели выпадающих осадков (мм), на горизонтальной линии приводятся названия месяцев. Таким образом, для определения максимальной (минимальной) величины температуры или ко­личества осадков необходимо провести перпендикуляр к соответствующей вертикальной линии и определить месяц, для которого характерны эти пока­затели (см. атлас 7кл или Росси 8 кл.):

Например, анализируя график среднегодовых температур, можно сделать вывод о том, что город расположен в умерен­ном климатическом поясе Северного полушария (температуры июня выше, чем температуры января, значения зимних температур опускаются до +3 °С), большое количество осадков в течение года характерно для морского типа климата.

1

П

4

 

28.

Такое задание повышенного уровня выявляет способность учащихся ана­лизировать данные, полученные в результате наблюдений, делать выводы. В вариантах ответов предложены географические закономерности, выявлен­ные в результате наблюдений. НАПРИМЕР. Предложенные города расположены меридианально в зоне действия умеренно континентального климата. Так как изме­нения производились в разных городах в течение одного часа, мы не можем говорить о суточной амплитуде температур и об изменении высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени наблюдений, для этого измерения должны проводиться несколько раз в сутки. Данные таблицы свидетельствуют об изменении высоты Солнца в зависимости от географической широты мест­ности. Высота Солнца над горизонтом увеличивается с севера на юг.

1

П

6

 

29.

В этом задании проверяется умение учащихся находить в разных источни­ках информацию, необходимую для изучения географических объектов и яв­лений. Данное задание строится на содержании раздела «Планетарные осо­бенности Земли», поэтому относится к заданиям повышенного уровня. Для его решения нужно знать, что 22 июня — день летнего солнцестояния. В этот день Солнце стоит в зените над Северным тропиком (23,5° с. ш.), а за Север­ным полярным кругом наблюдается явление полярного дня. Наибольшая про­должительность дня будет в городе, расположенном ближе всего к Северному полярному кругу. НАПРИМЕР. Среди предложенных городов самым северным является Санкт-Петербург.

1

П

3

 

30.

Задания на определение стран мира и регионов России по описанию традиционно считаются сложными для учащихся, поэтому их относят к за­даниям повышенного уровня сложности. Для решения такого типа заданий нужно внимательно прочитать текст описания до конца. Затем следует найти «ключи» — характеристики, указывающие на уникальные особенности данной страны. НАПРИМЕР.Страна находится на севере Африки (жаркий материк, расположена в пределах полупустынь и пустынь, северная часть наиболее густо заселена, там находится столица). Главным фактором, позволяющим отнести данную страну к государствам Северной Африки, является указание на то, что она омывается водами двух океанов (Средиземное море относится к бассейну Ат­лантического океана, а Красное — к бассейну Индийского океана). Важной характеристикой является наличие на её территории глубочайшей на суше материковой впадины.

Таким образом, правильный ответ — Египет.

1

П

6

 

Уровни сложности задания: Б- базовый (планируемый процент выполнения -60-90%, П- повышенный(40-60%); В- высокий(менее 40%).

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение  экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале.

Отметка по пятибальной шкале

"2"

"3"

"4"

"5"

Общий балл

0-11

12-19

20-26

27-32

 


 

Скачано с www.znanio.ru