№ Зад. |
КОМЕНТАРИИ.
|
Баллы/У |
Время, мин |
|
|||
1 |
Этот вопрос проверяет знание основных географических фактов и закономерностей, признаков географических объектов и явлений на базовом уровне. Для успешного выполнения задания также необходимо знать положение географических объектов и ареалы распространения географических явлений на карте, географические особенности природы материков и океанов, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий. Для решения таких вопросов необходимо выучить названия географических объектов, которые являются «рекордсменами» на Земле, а также уметь описывать объекты и явления, характерные для материков, природных зон, вод океанов, народов Земли и т.д. |
1 Б |
1 |
|
|||
2 |
Чтобы верно выполнить это задание, необходимо уметь описывать положение географических объектов и ареалы распространения географических явлений на карте. На этой позиции проверяются знания о географическом положении России на базовом уровне. |
1 Б |
1 |
|
|||
3 |
Задание базового уровня проверяет знание и понимание особенностей природы России. Для выполнения такого задания необходимо сравнивать географические объекты и явления, степень проявления географических процессов на разных территориях России по указанным признакам. Следует помнить, что с увеличением континентальности климата в России увеличивается среднегодовая амплитуда температур (разница между летней и зимней температурами), зимние температуры понижаются, уменьшается среднегодовое количество осадков. Калининградская область. Ростовская область и Татарстан расположены в пределах зоны умеренно континентального климата умеренного пояса. Якутия расположена восточнее в пределах зоны резко континентального климата, где наблюдаются самые низкие зимние температуры. Здесь находится город Оймякон — место, где зарегистрирован абсолютный минимум зимних температур Северного полушария Земли 71 °С. |
1 Б |
2 |
|
|||
4 |
Это задание базового уровня сложности проверяет умение распознавать в реальных жизненных ситуациях вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть решены средствами географии. Эти вопросы проверяют знание и понимание учащимися процесса взаимодействия человека с окружающей природной средой, причин возникновения геоэкологических проблем, мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. Для правильного ответа необходимо учитывать природные характеристики территории и объектов, расположенных в её пределах. |
1 Б |
2 |
|
|||
5 |
Это задание проверяет знание и понимание особенностей основных отраслей хозяйства России, природно-хозяйственных зон и районов на базовом уровне. Для верного ответа на данный вопрос можно использовать два пути: вспомнить, что занимает лидирующие позиции в данной промышленности, или проанализировать расположение перечисленных территорий по карте природных зон России. В результате анализа станет понятно, что Европейский Север целиком находится в лесной зоне, зоне тайги, что, естественно, способствует развитию лесной промышленности. Центральная Россия, Поволжье и Европейский Юг недостаточно обеспечены лесными ресурсами, поэтому здесь получили развитие другие отрасли промышленности. |
1 Б |
2 |
|
|||
6 |
Это задание проверяет умения учащихся приводить примеры природных ресурсов, их использования и охраны, объяснять особенности формирования культурно-бытовых традиций народов под влиянием среды их обитания, умения находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения экологических проблем. Для решения таких вопросов необходимо знание фактов и закономерностей размещения по территории Земли объектов и явлений, а также географии природоохранных территорий. Как и в предыдущем вопросе, можно использовать два пути: определить правильный ответ, зная, что в устье реки Лена находится заповедник, а река протекает в Сибири, или методом исключения отбросить неверные варианты. Конечно, для поиска правильного решения можно поработать с физической картой России, но следует помнить, что на выполнение этого задания в спецификации отводится 2 минуты, поэтому если использовать карту для поиска решений простых вопросов, времени для выполнения всей работы может не хватить. |
1 Б |
2 |
|
|||
7 |
Задание предполагает умение извлекать из источников географическую информацию (на базовом уровне) и анализировать её. Источником могут служить статистические данные или климатограмма. Для выполнения данного задания необходимо проанализировать демографические показатели численности населения по годам. В этом задании также могут предлагаться данные о воспроизводстве населения (рождаемость, смертность, естественный прирост). Таким образом, чтобы правильно ответить на вопрос задания 7, необходимо проанализировать определенные демографические показатели заданного субъекта РФ по годам. |
1 Б |
2 |
|
|||
8 |
Это задание предполагает умение находить в различных источниках информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли, их обеспеченности человеческими ресурсами. В задании требуется определить показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления на основе предъявляемой в разном виде информации (статистические данные, тексты, климатограммы) на повышенном уровне. Выполняя задание, следует вспомнить формулы для расчета основных демографических показателей. Чтобы определить плотность населения, необходимо численность населения региона в указанный период разделить на площадь региона. Для расчета естественного прироста необходимо определить разность между показателями рождаемости и смертности. Для расчета сальдо миграции нужно найти разность между показателями приехавших и уехавших. |
1 П |
3 |
|
|||
9 |
Это задание, как и предыдущее, предполагает сравнение географических объектов и явлений по степени проявления географических процессов на разных территориях по указанным признакам (базовый уровень). Этот вопрос проверяет знание учащимися особенностей населения России: размещение населения по территории страны, численность населения, географические различия естественного и механического движения населения России. В России проживает 145 млн человек (поданным сайта http://demoscope.ru), причем показатели рождаемости (около 9%с) существенно ниже показателей смертности (около 15%о). Низкая рождаемость связана с ростом уровня и большой продолжительностью образования (10—15 лет), более поздним вступлением в брак, активной трудовой деятельностью женщин, планированием детей в семье и т.д. Положительные показатели естественного прироста населения характерны лишь для некоторых республик нашей страны (Дагестана, Ингушетии, Чечни и в меньшей степени некоторых других). Средняя плотность населения составляет 8,5 чел./км2, что в 5 раз меньше общемировой. Размещение населения по территории страны неравномерно. Под влиянием природных условий, исторических и социально- экономических факторов сложилась главная полоса расселения населения (северная её граница проходит примерно по линии Санкт-Петербург, Пермь, Красноярск, а далее узкой полосой вдоль Транссибирской магистрали), где сосредоточено более 90% населения страны. |
1 Б |
1 |
|
|||
10. |
Это задание предполагает умение находить в разных источниках (синоптические карты погоды, тексты и т. д.) информацию, необходимую для изучения объектов и явлений, различных территорий (базовый уровень). Для правильного выполнения этого задания необходимо вспомнить, что на синоптической карте изобары — линии, показывающие распределение атмосферного давления по территории — указывают на положение циклонов (Н — вихри, в центре которых давление пониженное) и антициклонов (В — вихри, в центре которых давление повышенное). |
1 Б |
3 |
|
|||
11. |
Это задание предлагает учащимся давать собственную оценку географическим объектам и явлениям, анализировать информацию и прогнозировать развитие различных процессов и явлений. Относится к заданиям базового уровня сложности. Для его решения необходимо научиться читать синоптическую карту погоды. Анализируя карту погоды, можно сделать вывод о том, что если город расположен в зоне действия антициклона, в других городах не предполагается резкой смены атмосферного давления, давление в вышеназванных городах повышенное, а значит, в ближайшее время осадков здесь не ожидается. Если около города проходит теплый фронт, который в ближайшее время может переместиться к данному городу в связи с движением циклона, находящегося в направлении стрелки, то нужно ждать значительного потепления. И наоборот. |
1 Б |
3 |
|
|||
12. |
Это задание предполагает оценку знаний и понимание учащимися природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем (базовый уровень сложности). Задание предполагает определить правильность каждого из предложенных высказываний. Для его успешного выполнения необходимо повторить раздел «Природопользование и экология» из курса географии, уделив особое внимание вопросам влияния хозяйственной деятельности людей на природу. |
1 Б |
3 |
|
|||
13. |
Это задание проверяет навыки учащихся распознавать существенные признаки географических объектов или явлений базового уровня сложности. Для выполнения этого задания необходимо знать определения основных географических понятий и терминов, процессов и явлений, уметь приводить примеры. |
1 Б |
3 |
|
|||
14. |
Это задание на анализ и объяснение событий в контексте реальных ситуаций с использованием имеющихся географических знаний относится к заданиям высокого уровня сложности. Источниками информации для проведения анализа могут служить тексты, климатограммы, картосхемы. Задание предполагает проведение анализа климатограмм. Для решения таких заданий необходимо уметь извлекать из условий географическую информацию. В заданиях, которые предусматривают сравнение климатограмм, необходимо учитывать, что основные характеристики климата (годовой ход температуры воздуха и количество осадков) зависят от положения географического объекта на материке. Для Евразии (России) характерно усиление континентальное климата с запада на восток, таким образом, при выборе расположения пункта (западнее или восточнее) по климатограммам можно сделать вывод, что чем восточнее он расположен, тем там меньше осадков и ниже зимние температуры (больше амплитуда температур). |
2 В |
14 |
|
|||
15. |
Это задание проверяет навыки учащихся распознавать в реальных жизненных ситуациях вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть решены средствами географии. Это задание повышенного уровня сложности, в котором требуется привести примеры проявления географических процессов и явлений, географических закономерностей. Промилле ‰ рассчитывается как отношение части к целому делённому на 1000. Для определения доли необходимо часть разделить на целое (всего) и умножить на 100%. Остальные виды задач выполняются согласно условию задачи. |
1 Б |
3 |
|
|||
16. |
Это задание проверяет умение школьников определять по физической карте абсолютные высоты, что необходимо для чтения карт различного содержания, а также эффективного использования приобретенных географических знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни школьников. Для выполнения этого задания необходимо открыть физическую карту России в атласе, затем, используя легенду карты (шкалу высот), определить абсолютную высоту положения указанных в задании географических объектов (городов). |
1П |
3 |
|
|||
17. |
Это задание проверяет умение определять географические координаты объектов и объекты по их географическим координатам. Определение географических координат по карте — обязательный навык, формирующийся в процессе обучения географии. Это задание повышенного уровня сложности, оно предполагает использование географического атласа. Для его решения требуется найти город по предложенным координатам широты и долготы. Вспомним, что географическая широта — это величина дуги меридиана, проведенного от экватора до заданной точки в градусах. Широта бывает северная и южная в границах от 0° (широта экватора) до 90° (широта полюсов). Географическая долгота — величина дуги параллели, проведенной от нулевого (Гринвичского) меридиана до заданной точки, в градусах. Долгота бывает западная и восточная в границах от 0° до 180°. |
1 П |
3 |
|
|||
18. |
Это задание базового уровня проверяет умение определять расстояния на картах и плане местности. Чтобы определить расстояние между географическими объектами на плане местности, следует соединить эти объекты прямой линией, затем измерить полученный отрезок линейкой. Для определения реального расстояния используется масштаб (проще всего именованный) плана местности. Полученный результат измерения, в допустим это 4 см, нужно умножить на величину уменьшения масштаба (именованный масштаб карты «в 1 см 100 м»), получаем 4 х 100 = 400 м. Ответ: 400 м. |
1 Б |
3 |
|
|||
19. |
В этом задании проверяется умение определять направления на картах и планах местности. Такие задания отнесены к базовому уровню сложности. Для определения направлений на топографической карте нужно учитывать, что направление на север строго перпендикулярно вверх (если нет специального указания стрелкой). Для решения этой задачи из точки А нужно провести перпендикуляр строго вверх — направление на север, так как направление на север на топографической карте не указано специальной стрелкой. Затем необходимо соединить прямой линией оба пункта, указанные в задании, а далее указать стрелкой на объект, для которого определяем направление. Проанализировав рисунок, делаем вывод. |
1 Б |
3 |
|
|||
20. |
Это задание проверяет умение применять в реальных жизненных ситуациях методы, которые предлагает наука география. Такое задание предполагает полный ответ, относится к повышенному уровню сложности. Напоминаем, что полный ответ на вопрос записывается на отдельном листе с указанием номера задания. Для правильного решения этого задания необходимо проанализировать географические условия каждого участка (используя топографические знаки карты) по следующим критериям: положение на склоне или пологой местности, наличие или отсутствие древесной и другой растительности, болот, оврагов или ям, близость к населенным пунктам и др. Для выполнения этого задания представим следующие доводы для обоснования выбора участка 3: — наличие небольшого склона, так как, катаясь на санках на крутом склоне, можно получить травму; — отсутствие на нем растительности, чтобы не возникало препятствий движению, а значит, было менее опасно; — отсутствие оврагов и ям, на таких участках катание на санках невозможно; — отсутствие болот и водоёмов, на таких участках катание запрещено. Ответ на данный вопрос можно строить, анализируя каждый из предложенных участков. Например, участок 2 — пологий, расположен в пределах болотистой местности, а в пределах участка 1 находятся ямы, он покрыт кустарником, там находится лесная вырубка. Поэтому правильный ответ — участок 3. |
2 П |
14 |
|
|||
21. |
Это задание высокого уровня проверяет умения учащихся читать карты различного содержания, извлекать географическую информацию в разных видах. Чтобы научиться решать такие задания, нужно иметь навыки построения профиля по топографической карте. Например, анализируя изменение рельефа по горизонталям на предложенном рисунке, можно увидеть, что от точки А к точке В рельеф понижается, т.к. точка А находится выше (о чем свидетельствуют направления берштрихов), а точка В — в долине реки. Значит, ответы 2 и 4 не подходят. Положение линии электропередач (ЛЭП) дает возможность оценить характер понижения. Так как горизонтали расположены на одинаковом расстоянии по всему участку линии АВ, а от ЛЭП до точки В линия профиля пересекает только две горизонтали, то разница высот на этом участке будет не более 5 метров (по легенде карты горизонтали проведены через 2,5 метра). Такой уклон представлен на рисунке I. |
1 В |
6 |
|
|||
22. |
Этот вопрос проверяет знание учащимися положения на карте субъектов Российской Федерации, географических районов. Такие задания базового уровня способствуют формированию умения распознавать в реальных жизненных ситуациях вопросы, которые могут быть решены средствами географии. Для решения таких заданий необходима работа с политической и физической картами России, контурной картой. Для усвоения материала нужно не только наносить на контурную карту названия субъектов РФ, но и описывать их местоположение в составе географического района относительно расположенных на его территории географических объектов. Такие виды учебной работы помогут не только запомнить их местоположение, но и ответить на вопросы по определению региона (субъекта) России по его краткому описанию (задание 30). |
1 Б |
2 |
|
|||
23. |
Это задание на анализ и объяснение событий в контексте реальных ситуаций с использованием имеющихся географических знаний относится к заданиям высокого уровня сложности. Напоминаем, что полный ответ на вопрос записывается на отдельном листе с указанием номера задания. Для ответа на вопрос нужно проанализировать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов России. Внимательно прочитайте предложенный к заданию текст. Например, если там говорится о технологии получения топливного водорода. Его предполагают производить путем электролиза из воды. А значит, основными условиями для работы предприятия является его обеспеченность водными ресурсами и электричеством. Иркутская область хорошо обеспечена водными ресурсами. На территории области расположены крупные ГЭС, поэтому именно там планируют строительство завода по производству водородного топлива. |
1 В |
10 |
|
|||
24. |
Задание проверяет способность учащихся описывать положение географических объектов, знание и понимание географических явлений и процессов, происходящих в геосферах. В этом задании повышенного уровня сложности предлагается определить верную последовательность. Для правильного решения следует внимательно прочитать вопрос и определить характер последовательности, т.е. в порядке увеличения (возрастания) или уменьшения (убывания) предлагается выстроить ответ. Выполняя задание, следует помнить, что чем ниже расположен слой горных пород, тем он древнее (старше). |
1 Б |
3 |
|
|||
25. |
Это задание повышенного уровня сложности проверяет способность описывать положение географических объектов и ареалы распространения географических явлений на территории нашей страны. В данном задании количество элементов, между которыми надо установить соответствие, не совпадает. Например. Для верного решения нужно вспомнить, что курорты Приэльбрусья расположены в пределах Кабардино-Балкарской Республики, а граница между Европой и Азией проходит по нескольким субъектам РФ, в том числе по территории Челябинской области. |
1 П |
5 |
|
|||
26. |
Это задание повышенного уровня сложности проверяет умение учащихся определять различия в поясном времени на территории России. Для решения таких задач необходимо помнить, что поясное время — это система отчета времени по часовым поясам. Всего на Земле выделено 24 часовых пояса по 15° долготы. Нулевой часовой пояс — пояс, средним меридианом которого является нулевой меридиан (проведен через г. Гринвич, который находится в Великобритании). Декретное время — это поясное время, переведенное на один час вперед, действует в России с 1930 года. Для определения времени часовых поясов, находящихся к востоку от нулевого меридиана (например, в России), необходимо прибавлять время, а к западу — отнимать. Новый год в нашей стране первыми начинают) встречать в самых восточных регионах. Самой восточной территорией является Камчатский край, самой западной — Краснодарский край. Поэтому правильная последовательность либо от самого раннего по времени встречи Нового года, либо наоборот ( смотри по заданию). |
1 П |
4 |
|
|||
27. |
Это задание повышенного уровня сложности проверяет умение анализировать данные климатограммы и определять на карте положение пункта, климат которого ей соответствует. Для решения заданий по анализу климатограммы необходимо уметь извлекать из неё географическую информацию. Вспомним, что график на климатограмме отражает годовой ход температур, а диаграмма внизу — количество выпадающих осадков (помесячно). Показатели температуры отражены на левой вертикальной линии (°С), на правой вертикальной линии приводятся показатели выпадающих осадков (мм), на горизонтальной линии приводятся названия месяцев. Таким образом, для определения максимальной (минимальной) величины температуры или количества осадков необходимо провести перпендикуляр к соответствующей вертикальной линии и определить месяц, для которого характерны эти показатели (см. атлас 7кл или Росси 8 кл.): Например, анализируя график среднегодовых температур, можно сделать вывод о том, что город расположен в умеренном климатическом поясе Северного полушария (температуры июня выше, чем температуры января, значения зимних температур опускаются до +3 °С), большое количество осадков в течение года характерно для морского типа климата. |
1 П |
4 |
|
|||
28. |
Такое задание повышенного уровня выявляет способность учащихся анализировать данные, полученные в результате наблюдений, делать выводы. В вариантах ответов предложены географические закономерности, выявленные в результате наблюдений. НАПРИМЕР. Предложенные города расположены меридианально в зоне действия умеренно континентального климата. Так как изменения производились в разных городах в течение одного часа, мы не можем говорить о суточной амплитуде температур и об изменении высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени наблюдений, для этого измерения должны проводиться несколько раз в сутки. Данные таблицы свидетельствуют об изменении высоты Солнца в зависимости от географической широты местности. Высота Солнца над горизонтом увеличивается с севера на юг. |
1 П |
6 |
|
|||
29. |
В этом задании проверяется умение учащихся находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений. Данное задание строится на содержании раздела «Планетарные особенности Земли», поэтому относится к заданиям повышенного уровня. Для его решения нужно знать, что 22 июня — день летнего солнцестояния. В этот день Солнце стоит в зените над Северным тропиком (23,5° с. ш.), а за Северным полярным кругом наблюдается явление полярного дня. Наибольшая продолжительность дня будет в городе, расположенном ближе всего к Северному полярному кругу. НАПРИМЕР. Среди предложенных городов самым северным является Санкт-Петербург. |
1 П |
3 |
|
|||
30. |
Задания на определение стран мира и регионов России по описанию традиционно считаются сложными для учащихся, поэтому их относят к заданиям повышенного уровня сложности. Для решения такого типа заданий нужно внимательно прочитать текст описания до конца. Затем следует найти «ключи» — характеристики, указывающие на уникальные особенности данной страны. НАПРИМЕР.Страна находится на севере Африки (жаркий материк, расположена в пределах полупустынь и пустынь, северная часть наиболее густо заселена, там находится столица). Главным фактором, позволяющим отнести данную страну к государствам Северной Африки, является указание на то, что она омывается водами двух океанов (Средиземное море относится к бассейну Атлантического океана, а Красное — к бассейну Индийского океана). Важной характеристикой является наличие на её территории глубочайшей на суше материковой впадины. Таким образом, правильный ответ — Египет. |
1 П |
6 |
|
|||
Уровни сложности задания: Б- базовый (планируемый процент выполнения -60-90%, П- повышенный(40-60%); В- высокий(менее 40%).
Шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале.
Отметка по пятибальной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Общий балл |
0-11 |
12-19 |
20-26 |
27-32 |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.