Программа "Карвинг" вводит ребенка в удивительный мир съедобного творчества. С помощью различных техник резьбы: карбования, насечения, каннелирования и гравирования, дети могут вырезать различные 3д композиции. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Во всем многообразном мире нет ничего более доброго, замечательного и увлекательного, чем вдохновенное кулинарное творчество, особенно, при воодушевляющем и направляющем участии детей. Это искусство в наши дни притягивает и любителей и профессионалов. Мода на восточную кухню только подогрела интерес европейцев к этому мастерству и уже давно кулинарные выставки, торжественные церемонии и вечеринки не обходятся без украшения их резными композициями.
Карвинг по фруктам, овощам и сыру может быть и частью повседневной жизни. Простой резной орнамент в ежедневных блюдах делает их более аппетитными и привносит столу много изящества и утонченности.
С помощью вполне доступной даже подросткам техники карвинга несложно оригинально украсить многие ежедневные и праздничные блюда, сделать их более аппетитными и визуально привлекательными.
Пояснительная записка.
Во всем многообразном мире нет ничего более доброго, замечательного и
увлекательного, чем вдохновенное кулинарное творчество, особенно, при
воодушевляющем и направляющем участии детей. Это искусство в наши дни
притягивает и любителей и профессионалов. Мода на восточную кухню только
подогрела интерес европейцев к этому мастерству и уже давно кулинарные выставки,
торжественные церемонии и вечеринки не обходятся без украшения их резными
композициями.
Карвинг по фруктам, овощам и сыру может быть и частью повседневной жизни.
Простой резной орнамент в ежедневных блюдах делает их более аппетитными и
привносит столу много изящества и утонченности.
С помощью вполне доступной даже подросткам техники карвинга несложно
оригинально украсить многие ежедневные и праздничные блюда, сделать их более
аппетитными и визуально привлекательными.
Карвинг требует от обучающегося терпения, концентрации внимания, хорошего
глазомера и твердой руки. Он должен представлять себе, как будет выглядеть готовое
произведение, каждый раз, когда делается очередной срез.
Программа "Карвинг" вводит ребенка в удивительный мир съедобного творчества.
С помощью различных техник резьбы: карбования, насечения, каннелирования и
гравирования, дети могут вырезать различные 3д композиции. Программа
предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно
конструкторских способностей,
творческой
индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не
только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное
творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на
отношения с людьми, и с окружающим миром.
Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая играет важную роль в развитии
и воспитании ребенка.
Новизна программы в том, что она, являясь разнообразной (или
многоступенчатой) по структуре,
смежных
направлений кулинарного искусства, что предоставляет больше возможностей для
творческой самореализации обучающихся. Широкий набор видов деятельности и
материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и
каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и
свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние и может быть, будет
способствовать осознанному выбору будущей профессии.
Актуальность образовательной программы состоит в том, что во время обучения
карвингу одновременно развиваются навыки сервировки стола и любовь к изящному,
творческие способности и умение готовить вкусную пищу.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью научить
детей ручному труду, развить внимание и усидчивость, воспитать вкус и приличные
манеры поведения за столом.
позволяет осваивать несколько
нестандартного мышления,
1Цель программы развитие фантазии, ассоциативного, образного и логического
мышления, эстетического вкуса и чувства прекрасного.
Задачи программы:
Обучающие:
дать начальные сведения о карвинге;
познакомить с техникой вырезания изделий из овощей и фруктов;
обучить принципам создания композиции и применению их на практике.
Воспитательные:
воспитание трудолюбия, бережливости, усидчивости, аккуратности,
самостоятельности при работе с материалами и инструментами;
воспитание чувства коллективизма, уважения к творчеству;
подготовка к сознательному выбору своего места в жизни, помощь в
самоопределении.
Развивающие:
развитие творческих возможностей обучающихся;
выявление и развитие индивидуальных способностей при выполнении изделий,
творческого подхода к работе.
Для реализации заявленной цели и задач в рамках программы планируется
использование следующих принципов:
доступность и последовательность,
от простого к сложному,
учет индивидуальных особенностей,
креативность,
практическая направленность,
результативность,
наглядность,
межпредметность,
связь теории с практикой.
Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной
программы «Карвинг». Развитие творческих способностей и любви к прекрасному у
детей на занятиях «Карвинг» невозможно представить без интеграции различных
школьных предметов. Работая с обучающими в возрасте 1218лет, педагог все время
опирается на уже полученные ранее знания в школе.
Изучение карвинга невозможно без знаний и умений, приобретённых при изучении
дисциплин школьной программы. Прослеживаются следующие межпредметные связи с
биологией, химией, историей (возникновение карвинга), информатикой (создание
презентаций, оформление портфолио).
2Содержание программы поможет обучающимся принять решения о выборе
дальнейшего обучения и предоставлении им возможности на практике убедиться в
правильности такого выбора с помощью выполнения заданий и упражнений.
Особенностью программы является то, что она ориентирует обучающихся на
творчество, самостоятельность в поисках решений в выборе способов украшения блюд
и составления композиций.
Данная программа рассчитана для детей от 12 до 18 лет. В зависимости от целей и
задач, стоящих перед педагогом, контингент учеников может быть переменным (от 3 до
15 человек) и определяется с учётом склонностей и запросов детей. Основным методом
обучения являются групповые и индивидуальные занятия. Групповые занятия проходят
с детьми в полном составе 1015 человек. Индивидуальные занятия с детьми
предусматриваются в группе с переменным составом (от 3 до 5 человек).
Программа рассчитана на 1год обучения, объем часов – 144. Она предусматривает
постепенный переход от одной техники вырезания к другой, более сложной.
Предусмотрена реализация программы на базовом уровне, т.к. направлена на освоение
определенных видов деятельности, развитие интересов и навыков обучающихся по
карвингу.
Формы и режим занятий.
Программой предусмотрены следующие формы организации
обучения: индивидуальная, групповая, индивидуальногрупповая, фронтальная, работа
в парах. В процессе занятий карвингом в рамках программы все формы и методы
взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими методами как
рассказ, объяснение, беседа, задание, упражнение, используются наглядно
иллюстративные: показ, демонстрация наглядных пособий, образцов, фотографий.
Общее количество часов в год – 144 ч. (2 раза в неделю по 2 часа).
Продолжительность занятий 45 мин. с перерывом 10 мин.
Ожидаемые результаты.
К концу освоения программы обучающиеся должны
Знать:
основные технологические приемы работы с ножами;
правила подбора инструмента,
правила подбора овощей, их свойства и структуру;
правила основы композиции и цветоведения;
правила организации рабочего места;
инструкцию по технике безопасности при работе с ножами;
правила хранения изделий.
Уметь:
3 владеть ножами;
вырезать цветы из овощей и фруктов;
самостоятельно подбирать цветовую гамму;
составлять композиции;
использовать декоративные элементы карвинга для оформления банкетных блюд;
переносить свои знания, умения и навыки в практическую ситуацию, выполнять
индивидуальные творческие работы;
работать в группе и самостоятельно;
анализировать, контролировать, организовывать свою работу;
бережно, аккуратно работать с материалами и инструментами.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
контрольное занятие;
защита творческих проектов;
защита портфолио;
конкурс, выставка.
Учебнотематический план
№
п/п
1.
1.1.
Название раздела.
Введение.
Инструктаж техники
безопасности.
всего
4
2
Количество часов
теория
практика
4
2
0
0
4Организация рабочего
места.
История карвинга.
Овощное разнообразие.
Виды овощей, правила
подбора и хранения.
Вернисаж листьев.
Цветочная фантазия.
Создание букетов.
Галерея идей.
Фруктовое разнообразие.
Виды фруктов, правила
подбора и хранение.
Вернисаж цветов.
Art фруктов.
Фруктовое ассорти.
Составление композиций.
Защита проектов.
Итоговое занятие.
Итого:
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
4.
5.
2
96
2
14
52
12
16
40
2
16
12
4
6
2
2
144
2
18
2
2
6
4
4
10
2
2
2
2
2
2
2
36
0
78
0
12
46
8
12
30
0
14
10
2
4
0
0
108
Содержание программы.
1. Введение.
Основные теоретические сведения.
Оборудование рабочего места. Безопасные приемы труда и санитарногигиенические
правила. Инструктаж по охране труда. История карвинга.
2. Резьба по овощам.
Основные теоретические сведения.
Знакомство с видами овощей, правилами подбора, хранения и первичной обработки.
Рабочее место, инструменты и приспособления для работы. Основные приемы
вырезания. Техника вырезание листьев и цветов. Цветовая гамма. Способы оформления
букетов и композиций.
Практическая работа.
Первичная обработка овощей. Вырезание листьев и цветов. Составление композиций.
Создание букетов.
3. Резьба по фруктам.
Основные теоретические сведения.
5Знакомство с видами фруктов, витаминными свойствами, правилами подбора, хранения
и первичной обработки.
Рабочее место, инструменты и приспособления для работы. Основные приемы
вырезания. Техника вырезания цветов. Art фруктов. Способы оформления фруктового
ассорти.
Практическая работа.
Первичная обработка фруктов. Вырезание цветов и Art фруктов. Фруктовое ассорти.
Составление композиций.
4/5. Защита проектов. Итоговое занятие.
Подготовка работ к выставке, к защите проектов.
Методическое обеспечение.
Приемы и
методы,
используемые
при организации
учебно
Дидактический
материал
Техническое
оснащение
занятий
Формы
подведения
итогов
Ноутбук,
проектор
Опрос
Ноутбук,
проектор,
ножи,
разделочная
доска, емкость
с водой, овощи
разных видов.
Ножи,
разделочная
доска, емкость
с водой,
фрукты разных
видов.
Ноутбук,
проектор
Опрос,
выставка
Опрос,
выставка
Выставка
6
Раздел
программы
Формы
занятий
Введение.
Овощное
разнообразие.
Фруктовое
разнообразие.
Группова
я,
рассказ,
беседа.
Индивиду
альная
рассказ,
беседа,
показ
Индивиду
альная
рассказ,
беседа,
показ
воспитательного
процесса
Словесный,
наглядный
Словесный,
наглядный
практический,
работа со
схемой.
Словесный,
наглядный
практический.
Инструкции по
ТБ.
Презентация,
образцы работ,
специальная
литература
Образцы работ,
опорные схемы,
специальная
литература
Презентация.
Образцы
работ,
специальная
литература
4/5 Итоговое
занятие. Защита
проектов.
Групповая Диагностический
, словесныйДля реализации данной программы внедряются современные формы организации
обучения – занятия проводятся по группам.
Для достижения эффективности работы и динамики обучения обучающихся
постоянно проводится мониторинг через различные виды контроля (выставки работ,
мастерклассы).
Для расширения содержания образования обучающихся приоритетными
направлениями образовательной работы являются: художественноэстетическое
развитие, познавательноинтеллектуальное развитие.
У обучающихся развиваются личностные качества – любознательность,
познавательная активность, творческое воображение, инициатива, исследовательский
интерес, ответственность, произвольность внимания.
Применение личностноориентированной технологии позволяет ставить учащегося
перед выбором: материалов, инструментов, вариантов композиции, цветового решения,
сложности задания и т.д.
Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части.
В целях подержания устойчивого впечатления и активации учащихся, необходимо
сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий и
технических средств обучения.
Практическая работа лежит в основе всех видов деятельности, где учащиеся
приобретают трудовые навыки и умения, самостоятельно выполняют работы, проявляя
свои творческие способности на основе полученных теоретических знаний. Наряду с
этим у детей развиваются навыки самоконтроля. При проведении практических
занятий педагог должен следить за правильным использованием рабочего инвентаря,
показывать приемы работы с инструментами.
Список использованной литературы.
Для педагога:
Кузнецова М.Е. «Праздничные украшения блюд», «Олма пресс», М.: 2001г.
7Кузнецова М.Е. «Цветы из овощей», М.: АСТ – Пресс книга.
Кузнецова М.Е. «Букеты из овощей» АСТ – Пресс книга.
Марли Эльза Лото «Украшение из овощей и фруктов». Арт родник М.
Журнал «Гастрономъ» №10, 2011г.
Журнал «Школа гастронома» №23, 2011г.
Людек Прохазка «Украшения из овощей для праздничного стола» АРТ Родник.
Для учащихся:
Кузнецова М.Е. «Праздничные украшения блюд», «Олма пресс», М.: 2001г.
Кузнецова М.Е. «Цветы из овощей», М.: АСТ – Пресс книга.
Кузнецова М.Е. «Букеты из овощей» АСТ – Пресс книга.
8