КАЗАЧЕСТВО ЮГА РОССИИ (ВОЙСКО ДОНСКОЕ И ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ)
1.Войско Донское в истории России.
Первое сведение о поселении казаков на Дону относится к 1548 г. и содержится в Продолжении Хронографа редакции 1512 г. (содержит в себе русские летописные известия с 1451 по 1551 г.). В ней говорилось об «остроге» на Волго-Донской Переволоке. Находившийся в ней вооруженный отряд во главе с тулянином Истомой Извольским и ставшим известным несколько позже атаманом донских казаков Михаилом Черкашениным разгромили крымское посольство, шедшее в Астраханское ханство. Судя по имени, М. Черкашенин был казаком украинского происхождения. Под 1549 г. в грамоте ногайского князя Юсуфа содержится сообщение о том, что на Дону появились около 4-х посеоений («городов») «холопов» русского царя, во главе которых стоял «некто Сары Азман». Первое прямое упоминание о донских казаках относится к 1549 г. и содержится в грамоте Ивана Грозного ногайскому князю Юсуфу. В ней сообщалось, что Иван Грозный велел своим казакам, путивльским и донским, крымские улусы воевать и «недружбу крымскому хану делать».
В полной мере о существовании донского казачества, которое прослеживается по письменным источникам, можно говорить со второй трети XVI в. Примерно с середины этого столетия оно становится весьма существенным фактором международной жизни на широком пространстве от Волги до Черного моря.
Официальной датой основания донского казачества считается 3 января 1570 г. Именно в эту дату Иван IV послал грамоту к донским казакам. Эта дата отмечается как день основания Войска Донского. Этим же временем датируются старейшие донские станицы (Раздорская, Черкасская).
К донским казакам русские цари относились двояко. С одной стороны, в казаки бежали от царской власти и крепостной зависимости, и эти, как сейчас сказали бы, военизированные формирования по сути своей не могли вызывать у государей симпатию. Принцип «С Дону выдачи нет» провозглашал существование неподконтрольной Московскому царству силы, которая в любой момент могла обернуться против него самого. Однако роль, которую казаки играли в защите южных рубежей Русского государства, постоянно росла, и цари не могли этого не осознавать. Казаки служили буфером в отношениях с крымскими татарами и Османской империей.
Проблема существования донских казаков обострилась в 1569 г., когда османский паша Касим с войском, состоящим из турок и крымских татар, осадил недавно завоеванную русскими Астрахань. Благодаря умелым действиям гарнизона войско паши было разбито и отступило. Однако московский царь хорошо понимал, что в этот раз русским просто повезло — основная часть русской армии была задействована на театрах Ливонской войны, и в случае опасности оперативно перебросить войска на юг было бы невозможно. Вот почему Иван Грозный решил попытаться замириться с османским султаном и одновременно прощупать почву в отношениях с казаками, которые могли бы превратиться в надежных защитников южных рубежей государства. Дальновидный царь решил «приручить» казаков, поставить на службу государству. Для этого Иван IV и направил на Дон посла Ивана Петровича Новосельцева с грамотой. В начале послания Грозный старался задобрить казаков, объявляя им: «А мы вас за вашу верную службу жаловать хотим». Далее царь требовал от казаков беспрекословного подчинения его эмиссару, обещая в обмен на это вознаграждение. Часть казаков государевой грамоты послушалась, другая — нет. По сообщению Новосильцева царю, группа казаков в 80 человек (с атаманом Сенькой Ложником) в союзе с татарами пытались напасть на посла и его группу, охраняемую небольшим числом верных казаков.
Отношения между Российским государством и казаками будут оставаться непростыми и при Петре I (который попытался положить конец их вольнице), и при его преемниках, вплоть до Екатерины II, дата 3 января 1570 г., когда было отправлено посольство к казакам, вошла в историю как веха в развитии донского казачества. Еще в XIX в. установилась традиция считать ее днем рождения Войска Донского. Например, 3 января 1870 г. в Российской империи широко отмечался 300-летний юбилей Донского казачьего войска. Атаман войска генерал Михаил Иванович Чертков получил юбилейное Георгиевское знамя. По свидетельству очевидца, «это был великий праздник для Дона. Шло гулянье, весь народ стекался к Дону, где у каждой станицы были устроены арки, увитые цветами, везде развевались знамена». В торжествах приняли участие представители царской семьи.
Однако, донское казачество значительно древнее этой даты. Еще в 1502 г. московский князь Иван III знал о своеобразной моде рязанцев «пойти самодурью на Дон в молодечество». В 1552 г. зафиксирован первый военный поход донских казаков на Волгу к стенам Казани под началом атамана Сусара Федорова. Спустя 4 года донские казаки Ляпуна Филимонова совместно с московскими ратями принимали участие в ликвидации Астраханского ханства в 1556 г.
Крах татарских государств на востоке создает условия для казацкой экспансии. В 1557 г. атаман Андрей Шадра с тремя сотнями донцов ушел на Терек, положив начало Терскому казачеству.
До конца XVI в. Донское казачье войско было абсолютно независимым. В 1584 г. Донское войско давало присягу верности царю Фёдору Иоанновичу. В 1612−1615 гг. войско переходило из ведения Разрядного приказа в Посольский приказ и присягало на верность Михаилу Федоровичу Романову. В результате, сношения Русского царства с донскими казаками, вплоть до начала XVIII в., шло через «посольский приказ» (т.е., фактически, через «министерство иностранных дел»).
В начале XVII в., после воцарения рода Романовых, городовые казаки, поддержавшие в Смутное Время Лжедмитриев и поляков, опасаясь репрессий, стали массово переселятся на Кавказ и Дон. Местные казаки называли их «верховыми» и «новоприходцами». Пришлые городовые казаки основывали новые станицы и хутора, называя их по городам своей прежней службы.
После раздела Северщины (область на стыке Украины, Белоруссии и России) по соглашениям Деулинского перемирия (1618 г.), между Московией и Речью Посполитой часть северских казаков (севрюков) переселилась на Нижний Дон. После замирения России, донские казаки обратили свои взоры на турецкое побережье Черного моря. Совместно с запорожцами они превратились в грозных морских разбойников. Проскочив турецкий Азов, они оказывались в акватории Азовского моря, со стороны которого они на стругах нападали на города крымского побережья. Дважды (в 1622 и 1625 гг. под руководством атамана Шило) они предпринимали дальний морской рейд к Трапезунду и даже к окрестностям Стамбула. Россия нередко оказывала поддержку этим рейдам в целях ослабления своих региональных конкурентов. Однако, казаки входили во вкус и пытались распространить зону своих рейдов, называемых походами за зипунами, на акваторию Каспийского моря (походы Степана Разина в 60-е гг. ХVII в.).
В 1685 г. Дон сделался оплотом старообрядчества. Население края было незначительным и едва достигало 30 тыс. человек. Местный атаман Самойло Лаврентьев поддержал противников никонианского раскола и покровительствовал ревнителям древнего благочестия. Во время служб перестали поминать московских царя и патриарха. Однако в 1687 г. промосковская партия Дона победила. В 1688 г. донской атаман Осип Михайлов приводил казаков к присяге на верность Москве и «новой вере», а зачинщики волнения были выданы царскому правительству. Для укрепления позиции православной церкви царское правительство решило построить новые церкви в Донской области и послать туда надежных священников для усиления миссионерской деятельности.
Воцарение Петра I и последующее укрепление русской государственности имело для донских казаков различные аспекты. С одной стороны, казаки получали сильного союзника для борьбы с запиравшими Дон Азовом турками. 7 тыс. донских казаков под командованием атамана Фрола Минаева принимали участие в успешном Азовском походе Петра I 1695−1696 гг. Участие в походах обогащало казачьих старшин. В 1701 г. донской казачий полк под предводительством казачьего полковника Максима Фролова принимал участие в войне со Швецией на территории Финляндии совместно с русской армией под командованием Шереметьева. С другой стороны, русская администрация начинала диктовать донцам свои условия. В 1700 г. по повелению Петра I был изменен порядок сбора на войсковой круг, на который было велено приходить только станичным атаманам. Дон отныне уже не мог быть местом свободы. Последнюю попытку сохранить привилегии Донского Войска предпринял предпоследний выборный атаман Кондрат Булавин, что привело к булавинскому восстанию (1707 – 1708 гг.).
В 1708 г. (в связи с участием значительной части донского казачества в восстании Булавина) Петр I заставил уничтожить жалованную грамоту Ивана Грозного донскому казачеству, подтверждавшую его права и независимый статус. Грамота хранилась в подлиннике в войсковом соборе в Черкасске, а также в многочисленных списках в церквях по казачьим городкам, ежегодно торжественно выносилась и зачитывалась перед казаками на праздник Покрова Богородицы (14 октября). Таким образом, формально, донское казачество было лишено независимости. Однако, еще до 1716 г. Российская империя вела отношения с областью Войска Донского через Посольский приказ, как со всеми другими самостоятельными государствами. В 1718 г. все православные церкви Войска Донского официально вошли в состав Воронежской епархии, но, несмотря на это, донские казаки еще достаточно долгое время продолжали исповедовать старообрядчество.
В 1716 г. Войско Донское перешло в ведение Правительствующего сената, а с 14 марта 1721 г., согласно именному указу Петра I, все казаки и казачьи войска были подчинены высшему органу военного управления в Российской империи — Военной Коллегии. От этого времени жизнь Дона, помимо своей воли, включилась в русло истории российской. Память о былой независимости сохранялась только в преданиях. С 1709 г. отношения Дона и России стали осуществляться на основе зависимого положения Войска Донского от Российской империи. Земля Донских казаков получила статус колонии, с некоторыми остатками автономного самоуправления.
Древний донской герб «Олень пронзен стрелою» повелением Петра I был отменен и введен новый — «Голый казак верхом на бочке с мушкетом». С этим гербом связано поверье: Петр I увидел пьяного казака на винной бочке — голого, но при оружии. Это Петра и поразило: казак пропил все, кроме оружия, значит, настоящий воин.
Уже находясь в составе Российского государства казаки Войска Донского приняли активное участие во всех крупных войнах, которые Россия вела с иностранными государствами в конце ХVII – начале ХХ вв.: 1) Азовские и Персидский походы Петра I (1695 – 1696 гг., 1722 – 1723 гг.), 2) Русско-шведские и русско-турецкие войны ХVIII – ХIХ вв., 3) Семилетняя война (1756 – 1763 гг.), 4) Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова (1799 г.), 5) Отечественная война 1812 г., 6) Русско-японская война 1904 – 1905 гг., 7) Первая мировая война (1914 – 1918 гг.). Кроме того, донское казачество активно участвовало в региональных конфликтах (например, в Кавказской войне конца ХVIII – ХIХ вв., в покорении Россией Средней Азии, в подавлении «боксерского восстания» в Китае в конце ХIХ – начале ХХ вв.), в бесчисленных пограничных стычках с приграничными России государствами и т.д.
Последней попыткой восстановить былую самостоятельность донского казачества стало образование в мае – сентябре 1918 г. Всевеликого Войска Донского после свержения на Дону белогвардейцами Донской Советской Республики. Всевеликое Войско Донское было учреждено 18 мая Кругом спасения Дона, объявлено казачьей республикой и утверждено постановлением Большого Донского Круга 15 сентября того же года. Атаман П.Н.Краснов предложил это название для Донской республики, руководствуясь титулом, принятым в царских посланиях на Дон в XVII в. Кстати, был возвращен прежний герб донского казачества – пронзенный стрелой олень. Однако в ходе Гражданской войны (1918 – 1922 гг.) Красная Армия уничтожила эту донскую республику в начале 1920 г. в ходе Ростово-Новочеркасской (6 — 10 января 1920 г.) и Северо-Кавказской (17 января — 7 апреля 1920 г.) стратегических операций. Попытки возрождения казачьей сепаратистской государственности на Дону больше не предпринимались.
2.Запорожская Сечь и Войско Донское.
Степная местность ниже днепровских порогов издавна зовется Запорожьем (по расположению за порогами реки Днепр). Именно здесь, на границе леса и дикой степи, на стыке славянского оседлого постоянства и разгульной жизни кочевников, зародилось и окрепло Запорожское казачество, которое по району своего проживания в низовьях Днепра стали называть низовыми казаками или запорожцами, т.е. живущими «за порогами» (Днепра).
Уже к началу XVI в. запорожские казаки сложились в значительную военную силу, доставлявшую беспокойство соседям. К этому времени относится первое письменное упоминание о создании в низовьях Днепра укрепленного казачьего лагеря (Сечи), оставленное польским хронистом Мартином Бельским. По его рассказу, казаки по Днепровским порогам летом занимались промыслами (рыболовством, охотой, пчеловодством), а зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Черкассы и др.), оставляя в безопасном месте на острове в Коше (воинское подразделение со своим хозяйством) несколько вооруженных огнестрельным оружием и пушками казаков. Первая (достоверно известная) Запорожская Сечь была устроена в 1552 г. волынским князем Дмитрием Байдой (Вишневецким) на собственные средства на небольшом днепровском острове Малая Хортица в черте современного города Запорожье. Хортицкая Сечь (1552 – 1557 гг.) представляла собой небольшую деревянную крепость и находилась недалеко от пастбищ Крымского ханства. Великое княжество Литовское не оказало никакой помощи Вишневецкому в строительстве крепости. Напротив, поведение Русского царства было другим — оно приняло Д.И.Вишневецкого на службу, платило ему жалование и передало ему в вотчину г. Белев. Князь «за все это клялся животворящим крестом служить царю всю жизнь и платить добром его государству». Хортицкая Сечь просуществовала до 1557 г.
На протяжении своего существования Запорожская Сечь (Войско Запорожское Низовое) находилась в той или иной зависимости от Речи Посполитой, Русского государства (затем Российской империи) или Османской империи.
В 1572 г. польский король Сигизмунд II Август принял на государственную службу 300 казаков. Так было организовано новое воинское соединение «Войско Его Королевской Милости Запорожское» (Войско Запорожское Низовое (реестровое). Войско Запорожское должно было участвовать в военных походах, полицейской службе и обороне южных границ Речи Посполитой от нападений турок и крымских татар. Казаки, служившие в войске, назывались реестровыми. Остальных казаков, живших на Коше Запорожской Сечи, польское государство официально не признавало, но иногда временно привлекало на службу в реестровое войско («охочекомонные» казаки).
Прием в Запорожскую Сечь новоприбывшего осуществлялся при выполнении следующих условий:
А) прибывший (мог быть смердом, дворянином, поповичем, казаком, татарином, турком, холопом или закупом) должен добровольно желать вступить в Сечь и принять крещение.
Б) должен был пройти полное обучение по прибытии в Сечь — изучить войсковые порядки, и только после этого записываться в «испытанные товарищи», что могло произойти не раньше, чем через промежуток в 1-3 года.
В 1625 г. польский коронный гетман Станислав Конецпольский заключил с запорожцами в урочище Медвежьи Лозы возле Куруковского озера договор («Куруковский договор»), по которому вся внешняя политика Запорожской Сечи подчинялась Речи Посполитой. По Куруковскому договору казаки не имели впредь права совершать какие-либо походы (как морские, так и сухопутные) без разрешения польского короля, как не имели права сами вести переговоры с соседними государствами. Казацкий реестр сокращался до 6 тыс. казаков, которые должны были исполнять обязанности пограничной стражи — из них 1 тыс. должна была жить на Запорожье, а остальные 5 тыс. пребывать на границах Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств в готовности исполнять указания властей. Казаки, вписанные в реестр, пользовались «казацкими вольностями»: личной свободой, правом быть судимыми своим войсковым судом, заниматься звериным и рыбным промыслами и торговлей. Казаки в реестре должны были получать денежное жалование. Казацкого гетмана назначал сейм Речи Посполитой. Те казаки, что проживают на королевских землях, остаются как и были свободными, те же, кто жил на землях духовенства или шляхты, мог остаться на них лишь с разрешения владельцев и лишь в качестве их подданных. Если же казак не соглашался подчиняться этому — то он должен был оставить эти земли в течение 12 недель. Важным было также то, что все не вошедшие в реестр обязаны были вернуться в прежнее сословное состояние.
После восстания Богдана Хмельницкого (1648 г.) Земский собор в Москве принял 1 октября 1653 г. историческое решение о принятии Малороссии в подданство России. в 1654 г. Войско Запорожское, изменив присяге королю, перешло, вместе с подконтрольными ему землями, на службу русскому царю, что спровоцировало русско-польскую войну 1654 – 1667 гг. Возникло новое государственное образование в составе Русского государства — «Гетманщина». Войско Запорожское также перешло в подданство к русскому царю, который рассматривал его независимой автономной военной силой.
В ходе начавшейся в 1658 г. гражданской войны, спровоцированной интригами соседних государств, Гетманщина в 1660 г. разделилась на «про-польскую» Правобережную и «про-российскую» Левобережную; в каждой было установлено гетманское правление. По Андрусовскому договору 1667 г. между Речью Посполитой и Россией Правобережье было признано за Польшей, а Левобережье – за Россией (Левобережная Гетманщина управлялась Россией в конце ХVII – начале ХVIII вв. через Малороссийский приказ и Малороссийскую коллегию). Тогда как Запорожье попало в двойное подданство московского царя и польского короля. Таким образом, Украинское казацкое государство оказалось разделенным по Днепру. Однако, такое положение сохранялось недолго. В 1669 г. Правобережная Гетманщина также разделилась на «про-польскую Гетманщину», и Гетманщину, находившуюся под Османской протекцией, просуществовавшую до 1685 г. Таким образом, с учетом Левобережной, одновременно существовало три Гетманщины.
В 1704 г. гетман Мазепа объединил Правобережную и Левобережную Украину, ему также удалось подчинить себе и Запорожскую Сечь. Таким образом, единство Войска Запорожского было ненадолго восстановлено. Центром мятежа стала Чертомлыкская Сечь (1652 – 1709 гг.). В 1709 г. кошевой атаман Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали союзнический договор с королем Швеции Карлом XII. В этом договоре Запорожье присоединилось к гетманско-шведскому союзу против царя Петра I. Однако к маю 1709 г. русские войска подавили выступления запорожцев (в союзе с русскими были войска гетмана И.Скоропадского – руководителя Левобережной Гетманщины). Сам Карл ХII был разбит в июне 1709 г. под Полтавой.
Результатом этих событий стало упразднение Запорожской Сечи в 1709 г. После расформирования Сечи, казаки были предоставлены своей судьбе, бывшим старшинам была дано русское дворянство, а нижним чинам разрешено вступить в гусарские и драгунские полки. Царь Петр I вплоть до его смерти не разрешал восстанавливать Сечь, хотя такие попытки были. На территории, подконтрольной Османской империи, казаки попытались основать Каменскую Сечь (1709—1711 гг.) на правом берегу реки Каменки у Днепра. Эта Сечь была разгромлена русскими войсками и отрядами Скоропадского в 1711 г. благодаря измене запорожца Игната Галагана. В благодарность царь возвел последнего в дворянство и щедро одарил поместьями. Сечь была полностью вырезана и разграблена, также российскими солдатами были уничтожены кладбища сечевиков. После этого уцелевшими казаками была основана Алешковская Сечь на этот раз под протекторатом крымского хана. Она просуществовала с 1711 по 1734 гг.
В начале 30-х гг. ХVIII в. в связи с обострением русско-турецких отношений Анна Иоанновна «грамотой о помиловании» реабилитировала запорожское казачество и восстановило его в русском подданстве. И в 1734 г. запорожские казаки образовали Новую (Подпольненскую) Сечь (на месте бывшей Чертомлыкской Сечи) и прожили здесь до 1775 г. Это было важное решение русской власти накануне очередной русско-турецкой войны 1735 – 1739 гг.
Окончательно судьба запорожцев была решена 3 августа 1775 г. подписанием Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении ее к Новороссийской губернии». Причинами такого решения Екатерины II была совокупность целого ряда событий. К концу XVIII в. после ряда побед Российской империи над Турцией был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774 г.). Согласно договору, Российская Империя получила выход к Черному морю, была создана Днепровская оборонительная линия, Крымское ханство, которое веками терроризировало окраины России, было присоединено, католическая Речь Посполитая была на грани раздела. Таким образом, Запорожская сечь стала находится далеко от границ Российской империи, а необходимости размещать крупное воинское формирование внутри империи не было. К тому же, после восстания Пугачева, в котором участвовали сосланные на Волгу и Урал запорожские казаки[, российское правительство, узнав, что Пугачев собирался переместиться в Запорожскую Сечь, приняло решение ликвидировать Запорожскую Сечь. Из Сечи были конфискованы казна и архив. После этого артиллерия генерала Петра Текели сровняла с землей пустую крепость. За выполнение бескровной операции Текели был награжден орденом св. Александр Невского. После ликвидации Сечи, казаки были предоставлены своей судьбе. Как и при Петре I бывшим старшинам были даны дворянство и обширные поместья, а нижним чинам разрешено вступить в гусарские и драгунские полки.
Часть казаков после 1775 г. покинули пределы Российской империи и осели на землях турецкого султана, который позволил основать в дельте Дуная Задунайскую Сечь (1775—1828 гг.). На новом месте казаки конфликтовали с некрасовцами, а также вынуждены были участвовать в подавлении восстаний против Османской империи единоверных им православных народов Балкан (греки, болгары, сербы и т. д.). В 1828 г. Николай I помиловал «задунайцев» (в связи с очередной русско-турецкой войной 1828 – 1829 гг.). Из них было сформировано Азовское казачье войско (1828—1860 гг.).
Но вскоре в связи с очередным обострением русско-турецких отношений в 1787 г. (при поддержке Г.Потемкина и активном участии А.Суворова) было организовано Войско Верных Запорожцев, которое было переименовано в 1790 г. в в Черноморское казачье войско. Это войско приняло участие в русско-турецкой войне 1787 – 1791 гг. По окончании войны, в знак благодарности от Екатерины II, им была выделена территория правобережной Кубани, которую они заселили в 1792—1793 гг. Войско принимало активное участие в Кавказской войне и других войнах империи. К 1860 г. черноморских, азовских, екатеринославских и кавказских линейных казаков объединили в рамках Кубанского казачьего войска.
Возникновение казачества на южных границах бывшей Руси имеет много общего как на территории Великого княжества Литовского, так и Московского государства. В целом очень похож у запорожских и донских казаков их жизненный уклад, цели, политика.
Известно, что запорожские (около 17 тыс. человек) и донские казаки поддерживали самозванцев в Смутное время начала ХVII в. Число донских казаков доходило до 10 тыс.человек, возглавляет их донской атаман Иван Мартынович Заруцкий (впоследствии посажен на кол). Запорожцы и донские казаки совместно участвовали в походах воеводы Адашева и Вишневецкого на Крым в 1559 г., совместно сражались в Хотинской битве 1621 г. под руководством атамана Петра Сагайдачного (войска Речи Посполитой победили турецкую армию), совершили многократные совместные морские рейды против Османской империи и Крымского ханства в 20-30-е гг. ХVII в. Запорожцы помогали донским казакам в осаде и обороне Азова от турецких войск («Азовское осадное сидение» 1637 – 1642 гг.). Запорожские и донские казаки приняли участие в походах и восстаниях С.Разина (1667 – 1671 гг.), К.Булавина (1707 – 1708 гг.), Е.Пугачева (1773 – 1775 гг.). Известно, что в Запорожской Сечи (на всех ее территориях), был курень Динский (Донской), в котором собирались выходцы с Дона. Впоследствии курень переместился на Кубань, где сейчас есть станица Динская.
Тем не менее запорожские и донские казаки имели и свои культурно-бытовые отличия. В запорожцах было больше тюркской крови: они, как правило, были смуглыми и темноволосыми. Дончан же обычно описывают как типичных славян, отмечая их светлые лица и русые волосы.
Запорожцы и выглядели более экзотично: это у них были бритые головы, пресловутые оселедцы, длинные отвислые усы, шаровары (переняли у турок в ХVIII в.). С середины XVII в. в моду у запорожцев вошли карманные часы, которые стали считаться признаком богатства и успеха. Донские казаки одевались менее броско и носили бороды, что для запорожцев было нехарактерно.
В военном отношении донцы оказались более продвинутыми, чем запорожцы, т.к. сумели организовать собственную артиллерию.
Религией донских казаков было православие, традиционно сильно было влияние староверов, многие из которых вынуждены были бежать на Дон. А вот среди запорожцев встречались и католики, и мусульмане, и даже (неожиданно) — иудеи. Донцы обязательно носили нательные кресты, у запорожцев же они появились только в более поздние времена — под российским влиянием. А первая церковь в Запорожской Сечи (Базавлукской) была построена в XVIII в. До этого и без храмов обходились. Так что степень набожности запорожцев Гоголь в повести «Тарас Бульба» несколько преувеличил. Но все же А.Тойнби потом назвал казаков «пограничниками русского православия».
Имелись отличия в приготовлении пищи: обычной едой запорожцев были кулеш, похлебка из муки (тетеря), галушки и вареники, донцы любили уху, щи и каши.
Донские казаки жили в станицах, женились и заводили хозяйство. Правда, в 1690 г. российские власти попытались запретить им заниматься земледелием, но этот приказ не был ими исполнен. Запорожцы жен не имели и заниматься каким-либо трудом считали ниже своего достоинства: деньги, с их точки зрения, следовало добывать исключительно в военных походах — чтобы тут же прогулять и пропить добычу и очень скоро отправиться в новую экспедицию. Слово «разбойник» сечевиков не оскорбляло. Распространенная в их среде легенда так объясняет необходимость длинного чуба (оселедца): матерый казак за жизнь совершает столько грехов, что непременно попадет в ад, но Бог сможет вытащить его оттуда за оселедец. Ошибку в выборе можно было исправить: случалось, что донские казаки уходили в Сечь, и, наоборот, сечевики перебирались на Дон.
Донские казаки делились на «низовых» и «верховых». Иногда выделяли еще «серединцев». Низовые жили в местах, которые стали потом Черкасским и Первым Донским округами, в них более было заметно южное и восточное влияние — и в одежде, и в заимствованных словах, чаще встречались брюнеты. Именно они основали первые казачьи города на Дону и ходили в морские походы. Низовые жили богаче, чем верховцы. Известно, что в 1551 г. низовцы обложили данью Азов.
Верховые казаки занимали земли в Хоперском и Усть-Медведицком округах и имели много общих черт с населением соседних русских уездов. В походы «за зипунами» они отправлялись на Волгу и Каспий.
Во второй половине XVII в. вблизи Волго-Донской переволоки появился воровской городок Рыга (Рига), казаки которого в 1659 г. «до зимы торговых людей с Руси Доном ни одной будары не пропустили». Разгромлен он был низовыми казаками, которые желали поставить своевольных верховцев под свой контроль.
Низовые и верховые казаки недолюбливали друг друга: низовые ставили себя на первое место и верховцев называли «мужиками» и «чигой» (смысл слова неясен). Были различия в мировоззрении и психологии, что нашло отражение в двух вариантах одной поговорки: низовые казаки говорили «жизнь хоть собачья, да слава казачья», а верховые — «хоть слава казачья, да жизнь то собачья».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.