Конспект учебного занятия по литературному чтению
Школа: МАОУ «СОШ №3»
Класс: 1 «В»
Учитель: Куцевол Елена Викторовна
Дата: 15.04.2024
Тема. К.Д. Ушинский. Рассказы.
Тип: изучение нового материала
Педагогическая цель: ознакомление учащихся с рассказами К.Д. Ушинского.
Задачи:
Дидактические: формировать у учащихся умение выразительно читать, воспринимать и анализировать.
Развивающие: развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к литературному чтению.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов.
Метапредметные:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков, подведение под понятия, выведение следствия.
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к оценке своей учебной деятельности.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, физическая культура
Ресурсы: учебник (Климанова Л.Ф., класс 1, ч.2), ИКТ (презентация), рефлексия.
Технологическая карта учебного занятия
№ |
Этап учебного занятия |
Образовательная задача этапа урока |
Методы, приёмы и формы организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Дидактические средства, ИКТ |
Планируемые результаты |
I. 1 |
Мотивационный этап 1.Организационный момент |
Мотивация учащихся на работу. |
Фронтальная, словесный |
Рады слышать мы звонок, Начинается урок! Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять!
- Желаю вам успешной работы на занятии. |
Настраиваются на работу.
|
слово |
Личностные: Самоопределение; К.: адекватно использовать свои средства для решения коммуникативных задач. |
|
2.Речевая разминка |
Подготовка речевого аппарата к работе. |
Фронтальная, индивидуальная, словесный |
Артикуляционно-акустические упражнения:
Упражнение «Свеча». Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (желательно использовать полоску бумаги и дуть на нее так, чтобы она сразу опустилась вниз).
Речевая разминка «Худо тому, кто добра не делает никому»
1.Для начала прочитайте данный текст глазами, мысленно, про себя. 2.Читаем хором. 3.Читаем хором, постепенно увеличивая силу голоса и следя за указкой. (Тихо-громче-громко). 4.А теперь, прочитает точно также, но только уменьшая силу голоса. 5. Какого жанра текст? 5. О чем данный текст?
7. Прочитайте выразительно. 8.Речевая разминка окончена. |
Артикуляционно-акустические упражнения:
Выполняют упражнение «Свеча».
Речевая разминка «Худо тому, кто добра не делает никому»
1.Для начала прочитайте данный текст глазами, мысленно, про себя. 2.Читаем хором. 3.Читаем хором, постепенно увеличивая силу голоса и следя за указкой. (Тихо-громче-громко). 4.А теперь, прочитает точно также, но только уменьшая силу голоса. 5. Пословица 6. Нужно делать добро, а то будет плохо 7. Читают 8.Речевая разминка окончена. |
слово, ИКТ |
К.: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
|
II. |
Целеполагание и мотивация обучающихся. |
Определить тему и цель учебного занятия. |
словесный, наглядный, фронтальная |
- Чтобы узнать с каким писателем мы сегодня будем знакомится, я предлагаю вам расшифровать его фамилию. Прочитайте запись, наоборот. йикснишУ
(Константин Дмитриевич Ушинский)
- Попробуйте сформулировать тему занятия. Какие задачи мы можем поставить? |
Анализируют слово
Отвечают
Формулируют тему занятия и задачи. |
слово, ИКТ |
К.: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
III. 2 |
Этап открытия новых знаний
Ознакомление с биографией автора
Первичный синтез
Вторичный синтез.
Анализ стихотворений |
Ознакомить обучающихся с биографией автора. |
Фронтальная, наглядный. |
– Ребята, посмотрите на портрет К.Д. Ушинского. Скажите каким он был по характеру?
- Сегодня вы прочтете небольшие рассказы К. Д. Ушинского. - Послушайте, некоторые факты из жизни этого писателя. (На доске портрет Константина Дмитриевича Ушинского) 1. Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник русской научной педагогики. Родился в Туле. Когда Косте было 12 лет, умерла его мама. Мальчик был определен в гимназию. 2. Ушинский известен не только как основоположник русской педагогики, но и как автор прекрасных книг для детей. 3. Серия рассказов: «Поездка из столицы в деревню», «Столица и губернский город», «Деревня и уездный город», «Переселочная дорога», «Наше отечество» – написана в форме путешествия. Объединены рассказы общими героями – мальчик и девочка путешествуют с отцом. 4. Эти рассказы в живой и увлекательной форме описывают природу, обычаи мест, куда попадают по воле автора действующие лица. 5. Ушинский написал для маленьких школьников учебники «Детский мир» и «Родное слово». В них много интересных рассказов.
В школе Костя учился хорошо, много читал. В 16 лет Константин учился в университете. В 22 года Константин Дмитриевич работал учителем. У Ушинского была большая семья. Он много работал. Проверял школы. Писал книги не только для детей, но и для взрослых. Печатался в газетах и журналах. В Москве есть библиотека имени К.Д. Ушинского, построен памятник. Хорошие учителя получают медаль имени К.Д. Ушинского.
- Что вы запомнили из биографии писателя?
Физминутка: Раз – подняться, потянуться,
Знакомство с произведениями: - Откройте учебник на с. 22-23 - Прочитайте название первого произведения. - Как вы думаете, о чем оно может быть? - Сейчас я буду читать, а ваша задача следить по тексту. - Прочитайте текст самостоятельно. - Какие слова и выражения были непонятны? Кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери. Кума – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестному отцу. - Что можно сказать о сороке? - А о вороне? - Какой диалог у них получился? - Почему ворон не поверил сороке? - Чем отличаются слова «говорить» и «болтать»?
- Познакомимся со следующим произведением. Как оно называется? - слушаем внимательно (чтение учителя) - Прочитайте текст самостоятельно в полголоса. - Почему автор выбрал в качестве названия рассказа такую пословицу? Отражает ли она основной смысл рассказа?
- Прочитайте название следующего рассказа.
- Как вы понимаете это выражение? - На прошлом занятии мы уже говорили с вами о плохих и хороших человеческих качествах. - Вспомните, что вам нравится в людях. - Что вам не нравится в людях? - Прочитайте самостоятельно в полголоса. - Все ли слова понятны? Разберём слова: Кротость – уступчивость, покорность, смиренность. Щедрость – способностью оказывать бескорыстную помощь другим. Скупость – желание экономить деньги и материальные ресурсы, не желание тратить их на что-либо. - Распределите слова из текста на две группы. |
Слушают, отвечают
Слушают, анализируют
Отвечают, комментируют
выполняют физминутку
«Ворон и сорока»
Отвечают
Слушают, следят
Отвечают
Отвечают, комментируют.
Читают по ролям.
«Худо тому, кто добра не делает никому»
Отвечают
«Что хорошо и что дурно?»
Читают
Распределяют слова на две группы. |
ИКТ, слово |
Предметные: уметь выразительно читать рассказ; пересказывать текст. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П.: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
|
IV. 3 |
Этап применения знаний. |
Проанализировать рассказ. |
Индивидуальная, парная; словесный. |
- Прочитаем произведение «Ворон и сорока по ролям». «Что же ты молчишь, куманёк, или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю?» - слова сороки. «Плохо верю, кумушка, — кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врёт!» - слова ворона. - Всё остальное слова автора.
|
Читают произведение «Ворон и сорока» по ролям.
|
слово, ИКТ |
|
V. 4 |
Итог урока, рефлексия |
Закрепить полученные знания. |
Фронтальная, индивидуальная, беседа |
- Какие произведение мы читали на уроке? - Кто их автор? - Чему учат нас эти произведения?
Рефлексия: - Нарисуйте на листочке смайлик, который отражает ваше отношение к материалу учебного занятия. - Что вас огорчило? - Что порадовало? |
Отвечают на вопросы.
Оценивают учебную деятельность на занятии. |
слово, индивидуальные карточки |
Л.:
способность к оценке своей учебной деятельности;
|
I. |
Домашнее задание |
Дать инструктаж по применению нового знания и способов деятельности при выполнении домашнего задания. |
М.: словесная Ф.: фронтальная |
с. 22-23 прочитать произведение К.Д. Ушинского.
|
Слушают инструктаж к домашнему заданию. |
слово |
Л.: способность к оценке своей деятельности. |
Нина Михайловна Артюхова – русская детская писательница, которая почти всю свою жизнь посвятила созданию ярких и добрых произведений для детей.
Родилась в семье книжного издателя, от которого по наследству Нине передалась безграничная доброта, удивительная щедрость и великодушие. Для отца Нины литературная деятельность была не просто делом, приносящим прибыль, а настоящим увлечением, страстью. Он хотел не только издавать книги для народа, но пытался донести до людских сердец настоящее, живое, яркое пламя достойной литературы, которое призвано было осветить и согреть человека любого сословия.
Увлекалась будущая писательница химией и астрономией, что сказалось на её будущей профессии – она стала химиком, не переставая мечтать писать для детей.
Первые повести «Белая коза Альба» (1945) и «Светлана» (1955) принесли ей большую известность, войдя в ряд лучших произведений отечественной детской литературы. В повести «Светлана» рассказывается об осиротевшей во время войны девочке, которой предстоит снова научиться быть ребенком, забыть ужасы военных лет, радоваться жизни и обрести счастье. Нина Михайловна быстро завоевала доверие маленьких читателей. Читателем её стал самый придирчивый критик – ребёнок.
Все произведения писательницы учат детей быть добрыми и честными, справедливыми и смелыми, защищать слабых, уважать старших и быть верными своему слову.
Нина Михайловна Артюхова была принята в Союз писателей. Издано полное собрание её сочинений, куда вошли повести, рассказы, стихотворения. Все они и сегодня излучают тепло, свет и безграничное добро.
Умерла писательница в 1990 году в Москве.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.