Урок изучения нового материала. На уроке использованы следующие формы организации учебной деятельности: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.
При подготовке домашнего задания детям предложено выбрать объем материала для заучивания стихотворения наизусть на определенную оценку. Такие задания дают возможность ребенку научиться планировать свою деятельность, настраивать себя на желаемый результат.
В ходе занятия учащиеся активно высказывают свое мнение, оценивают свою работу и ответы одноклассников.Конспект урока литературного чтения в 3 классе
Урок литературного чтения в 3 классе.docx
Урок литературного чтения в 3 классе
УМК: «Школа России»
Тема: К.Д. Бальмонт «Золотое слово».
Цель: познакомить детей с биографией и творчеством К.Д. Бальмонта,
его произведениями.
Задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных
результатов:
ориентация на достижение успеха в учебной деятельности:
самоанализ и самоконтроль результата.
развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях;
формирование положительного отношения к процессу познания,
нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения,
внимательности к окружающим.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных
результатов обучения:
коммуникативных УУД
:
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог,
излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в
устной форме;
развитие навыков сотрудничества;
регулятивных УУД
:
формирование умения контролировать и оценивать свою
деятельность;
формирование начальных форм личностной рефлексии.
познавательных УУД:
формирование навыков работы с текстом;
формирование умения самостоятельно формулировать выводы;
развитие умения соединять теоретический материал с
практической деятельностью.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных
результатов обучения:
организовать учебную деятельность учащихся по дальнейшему
ознакомлению с творчеством и биографией поэта К.Д. Бальмонта;
создавать условия для видения красоты поэзии, для нахождения
учащимися художественных особенностей произведения;
организовать деятельность по развитию умения вести диалог, монолог. Оборудование: портрет К.Д. Бальмонта № 42, карточки с текстом для
работы в парах, аудиозапись стихотворения; учебник, тетрадь, цветные
карандаши.
Формы организации познавательной деятельности: работа в парах,
дифференцированная, фронтальная.
I.
Организационный момент.
Ход урока
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Все красиво дружно стали,
Улыбнулись, подравнялись.
Посмотрели на гостей,
Поздоровались прилично,
Чтоб учиться на “отлично”,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор…
II.
Актуализация знаний
Речевая разминка
Прочитайте стихотворение:
Под ногами в листопад
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребёнок.
Какие слова придумал автор?
+Шурш, Шуршиха, Шуршонок.
Для чего?
+ Чтобы услышать шуршание осенних листьев.
Прочитайте стихотворение медленно; с ускорением, скороговоркой.
Проверка домашнего задания:
Рассказывание отрывка из произведения Н. А. Некрасова «Дедушка
Мазай и зайцы».
Мы с вами на каждом занятии шагаем по лестнице вверх в успеху.
Выбирая задание для домашней работы, вы изначально готовили себя к
определенной оценке. Давайте послушаем чтение наизусть того из вас, кто
подготовил домашнее задание на 4.
(характеристика и оценка ответа учениками (12))
А теперь послушаем того, кто готовил чтение на оценку 5.
(характеристика и оценка ответа детьми) III. Самоопределение к деятельности
Отгадайте загадку
Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею – молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвертая рыдает.
Запишите в тетради отгадку, не подсказывая друг другу. (Пишут в
тетради).
Прочитай, Максим, что ты записал.
+ Зима, весна, лето, осень.
Как думаете, почему именно эту загадку я вам загадала?
+ Вероятно, мы будем читать на уроке произведения про времена года
Ну что же, тогда очередная загадка. На доске перепутались слова
Констан Бальмтин Дмитриевичонт.
Прочитайте имя писателя еще раз на странице 173 в учебнике.
Молодцы! А какую задачу мы поставим перед собой на этом уроке?
+Узнать биографию этого поэта и читать его стихи.
Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством К.Д. Бальмонта.
Будем читать выразительно стихотворение, слушать товарищей, анализировать
и находить художественные особенности произведения.
IV. Работа по теме урока.
Знакомство с личностью поэта.
1.
Обратите внимание на доску. Перед вами портрет Бальмонта К.Д.
Вглядитесь в лицо поэта. Что вы можете сказать об этом человеке по
выражению его лица?
+ Серьезный, строгий, задумчивый…
Да, действительно, на портрете мы видим Константина Дмитриевича
именно таким: задумчивым, строгим, спокойным, можно предположить, что в
данный момент в его голове рождается новое произведение или он вспоминает
какойто случай из своей жизни.
Родился Константин Дмитриевич в 1867 году (год записан на доске) в
помещичьей семье. Детство он провел в родной усадьбе. Будущий поэт в 5 лет
научился читать, подсматривая за старшим братом. Большое влияние на него
оказывала мать, высококультурная женщина. Она знала иностранные языки,
устраивала литературные вечера в своем доме. Именно она воспитала в нем
чувство прекрасного, учила музыке, истории. Отец поэта был человеком тихим
добрым, молчаливым, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя
еще в детстве глубоко проникся в красоту лесов, полей, болот, лесных речек.
Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений"
отражено в поэзии Бальмонта. Первое свое стихотворение Бальмонт написал в возрасте 9 лет. Так сложилось, что большую часть жизни Бальмонт провел за
границей, где и умер. Там он написал цикл ярких стихотворений, полных тоски
по России. Большинство сочинений Константина Дмитриевича связаны с
воспоминаниями о Родине, в особенности о родной природе. Строки его стихов
напевны, мелодичны. Сейчас вы в этом убедитесь сами.
2. Первичное знакомство со стихотворением «Золотое слово».
Прочитайте название стихотворения на с.173
Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? + Ответы детей.
Проверим ваши предположения? Послушайте
стихотворение (аудиозапись). Следите по учебнику.
Понравилось вам стихотворение? + Да.
Чем? (Варианты ответов)
О чём это стихотворение? (Варианты ответов).
3. Вторичное чтение стихотворения про себя.
IV. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
VI. Продолжение работы по теме.
Работа в паре.
Перед вами карточки с текстом стихотворения, вам необходимо
определить какие художественные приемы использовал автор, и подчеркнуть
их в тексте.
Прежде вспомним, какие художественные приемы нам знакомы.
+ Олицетворение, метафора, эпитеты.
Как их различить? (Варианты ответов) У вас на карточках есть
подсказки. Пользуйтесь ими, выполняя задание.
(На карточках под текстом подсказки:
Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых
предметов неодушевлённым.
Метафора – это перенос наименования по сходству.
Эпитет средство речевой выразительности, главное назначение
которого: описать значимые свойства объекта, дать ему образную
характеристику.)
Возьмите красный, синий и зеленый карандаши и подчеркните:
Олицетворение – синим
Метафоры – красным
Эпитеты зелёным
Задание выполняйте в паре, если возникнут разногласия, поднимите руку. Осень обещала(олицетвориение): "Я озолочу"(метафора).
А зима сказала(олиц): "Как я захочу".
А весна сказала(олиц): "Нука, ну, зима".
И весна настала. Всюду кутерьма.(метафора)
Солнце золотится. Лютик золотой.(эпитет)
Речка серебрится(эпитет) и шалит водой. (олиц)
Родилась на воле,(олиц)залила луга,
Затопила поле, стёрла берега. (метафора)
Коллективная проверка правильности выполнения.
VII. Анализ стихотворения.
Подумайте, о чем это стихотворение?
+ Это стихотворение о временах года. Об обещаниях, которые дают
Осень, Зима и Весна?
Словарная работа
Как вы понимаете слово «кутерьма»?
+ Суматоха, беспорядок.
Запишите значение этого слова к себе в тетрадь.
Еще встретились непонятные слова? (Устно разбираем).
Как вы поняли выражение «желтый одуванчик, будет и седой»?
Работа над выразительностью чтения
Давайте еще раз прочитаем эти обещания. Постарайтесь передать все
чувства, которые они вкладывали в свои слова.
Какое настроение передает поэт в последней строке?
Прочитайте выразительно словаобещания. С какой интонацией будем
читать?
+ Немного хвастливой, немного гордой.
Кто обещал все озолотить?
+Осень.
Кто все сделал на самом деле?
+ Весна.
Прочитайте отрывок, в котором поэт дает описание весенней картины.
Какое слово является главным, повторяется несколько раз в
стихотворении?
+Золотой.
Разве у весны есть золотые краски?
+ Да. Это солнечный свет.
Солнцесимвол поэзии Бальмонта. Это символ весны, лета и даже
осени. Оно все освещает, все делает ярким, живым. Солнце и золото для поэта
почти одно и тоже.
Кто же оказался самым сильным среди спорящих?
+ Самой сильной оказалась Весна – она выполнила свои обещания. Как вы думаете, почему весна победила? (Варианты ответов).
Что за помощники есть у весны?
+ Солнце, птицы, цветы.
Давайте вспомним, как называется стихотворение? Так почему же автор
так назвал стихотворение?
В каком значении употреблены эти слова?
+В переносном.
Какие слова обычно называют золотыми?
+Слова, которые подтверждаются делом.
– Сказала и сделала весна, ее слова оказалось самым твердым, такое
слово можно назвать “золотым”. Так и в жизни, ребята, не зря говорят: «Дал
слово – держи его». Золотое слово – это слово, которому человек верен,
которое подтвердит действием.
VIII. Итог урока
Какие чувства вызвало у вас стихотворение “Золотое слово”?
Вы помните, кто его написал?
Что вы узнали о жизни и творчестве К. Д. Бальмонта?
IX. Домашнее задание.
1)Дома вы продолжите знакомиться со стихотворениями К.Д. Бальмонта
на с. 210 – 211. По желанию одно из стихотворений можно выучить наизусть.
2)Стихотворение «Золотое слово» подготовьте к выразительному
чтению. Сделайте иллюстрацию к нему.
X. Рефлексия
Вспомните все, что было сегодня на уроке и подведите итог по шаблону:
Сегодня я узнал…
Сегодня меня порадовало…
Сегодня меня огорчило…
Подарите друг другу лучики улыбки. Урок окончен. Осень обещала: "Я озолочу".
А зима сказала: "Как я захочу".
А весна сказала: "Нука, ну, зима".
И весна настала. Всюду кутерьма.
Солнце золотится. Лютик золотой.
Речка серебрится и шалит водой.
Родилась на воле, залила луга,
Затопила поле, стёрла берега.
Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых
предметов неодушевлённым.
Метафора – это перенос наименования по сходству, (сравнение).
Эпитет средство речевой выразительности, главное назначение
которого: сделать речь красочнее.
Осень обещала: "Я озолочу".
А зима сказала: "Как я захочу".
А весна сказала: "Нука, ну, зима".
И весна настала. Всюду кутерьма.
Солнце золотится. Лютик золотой.
Речка серебрится и шалит водой.
Родилась на воле, залила луга,
Затопила поле, стёрла берега.
Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых
предметов неодушевлённым. Метафора – это перенос наименования по сходству, (сравнение).
Эпитет средство речевой выразительности, главное назначение
которого: сделать речь красочнее.
Осень обещала: "Я озолочу".
А зима сказала: "Как я захочу".
А весна сказала: "Нука, ну, зима".
И весна настала. Всюду кутерьма.
Солнце золотится. Лютик золотой.
Речка серебрится и шалит водой.
Родилась на воле, залила луга,
Затопила поле, стёрла берега.
Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых
предметов неодушевлённым.
Метафора – это перенос наименования по сходству, (сравнение).
Эпитет средство речевой выразительности, главное назначение
которого: сделать речь красочнее.
К.Д. Бальмонт «Золотое слово».
К.Д. Бальмонт «Золотое слово».
К.Д. Бальмонт «Золотое слово».
К.Д. Бальмонт «Золотое слово».
К.Д. Бальмонт «Золотое слово».
К.Д. Бальмонт «Золотое слово».
К.Д. Бальмонт «Золотое слово».
К.Д. Бальмонт «Золотое слово».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.