Кейсы для конкурсных испытаний
ВТОРОГО ЗАОЧНОГО ЭТАПА РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ РОССИИ»
Кейс-задание для учителей-дефектологов (олигофренопедагогов) №2
Из обращения мамы ребёнка с ЗПР: «Через год мой ребёнок идёт в школу. Хотя у него ЗПР, но я намерена отдать его в общеобразовательный класс. Меня постоянно мучает мысль: не лишаю ли я своего ребенка детства? Я занимаюсь с ним постоянно, стараюсь не упустить ни одного дня. А вот права ли я в том, что в своё «дитя» каждый день «запихиваю» какие-то умения? Ему это не всегда в радость: хочется побездельничать, побеситься, а тут мама со своим обучением. У меня такое ощущение, что каждый день, который прошел без занятий, - это минус мне и сыну, и если минусы эти поднакопятся, то наш поезд уйдет. А летом прочла книжку для родителей особых детей, и меня резанула фраза о том, что эти родители очень часто любят своих детей жестокой, требовательной любовью. Вместо того, чтобы наслаждаться своим ребенком таким, как он есть, они пытаются всеми силами вернуть его к норме. А норма - понятие растяжимое. Так стоит ли пытаться всеми способами изменить своего ребенка, поставить на ноги, максимально оздоровить и социализировать?»
Решение кейса
Проблема: действия матери не соответствуют состоянию, развитию ребенка. Из-за отсутствия профессионального грамотного сопровождения не соблюдаются принципы коррекционной психологии и педагогики. Развивающая работа проводится по принципу «чем больше, тем лучше».
Гипотезы:
1) если мама не знакома со спецификой работы группы для детей с ЗПР в ДОУ, то, возможно, ребенок не посещает специализированное дошкольное общеобразовательное учреждение, отсюда следует отсутствие психологической поддержки семье, малая информированность родителей, нет социально-правового сопровождения семьи;
2) предположим, что ребенок посещает детский сад, а родителей не устраивает форма образования в ДОУ, поэтому они ищут дополнительные формы обучения, не зная, что опора на игровую деятельность – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
3) допустим, мама решила проводить занятия с ребенком самостоятельно, не владея при этом методическими знаниями и не зная психологические особенности детей с ЗПР;
4) может быть, мама зависима от чужого мнения, которое проявляется в желании соответствовать предпочтениям общества, а возможности её ребенка в данный момент не соответствуют ее ожиданиям.
Варианты решения проблемы
Задачи деятельности учителя-дефектолога:
- прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших проблем;
- разработка системы коррекционного воздействия на познавательную деятельность в динамике образовательного процесса;
- комплексный подход к решению проблемы;
- оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовка и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач;
- оформление документации, организация обследования ребенка.
Алгоритм решения, несколько вариантов:
1) Подробно изучить заключение ПМПК, другие документы и работы ребенка, предоставленные родителями; уточнить дату и причину обращения в ПМПК; выяснить, в каком дошкольном образовательном учреждении обучается ребенок; узнать, воспользовались ли родители своим правом на получение помощи педагогов и специалистов в образовательной организации.
Провести беседу с родителями о специфике работы специализированных ДОУ и групп компенсирующей направленности. Убедить, что чем раньше начнется соответствующая состоянию ребенка коррекционно-развивающая работа, тем больше возможностей для компенсации. Ознакомить со списком образовательных и других учреждений, в которые родители могут обратиться за помощью.
Собрать информацию по ребенку у специалистов, которые работают с ним (по возможности). Предложить провести дефектологическое обследование ребенка, выявить его слабые и сильные стороны развития. Провести повторную консультацию с родителями. По результатам обследования ребенка и с учетом рекомендаций ПМПК ознакомить их с возможным индивидуальным маршрутом дальнейшего образования. Предложить коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога. Рекомендовать перед поступлением в школу пройти повторно ПМПК.
2) Определить ряд специалистов, которые в данный момент работают с ребенком, узнать форму проведения этих занятий. Познакомить со списком специалистов, к которым можно/нужно обратиться. Исключить из списка лишние занятия, которые не принесут пользы. Убедить, что встреча с нужными специалистами, их консультации маме сейчас необходимы и помогут изменить ситуацию. Маме нужно узнать и понять, что коррекционная работа может быть веселой, интересной, привлекательной для ребенка и ее самой.
3) Если занятия проводит мама самостоятельно, узнать какие методики и пособия она использует. Ознакомить с современными коррекционно-развивающими техниками. Предложить памятку «Методические рекомендации для родителей. Как помочь дошкольнику с ЗПР дома».
4) Уточнить, какие у родителей ожидания по отношению к ребенку. Провести разъяснительный лекторий «ЗПР: приговор или временный диагноз?»
Провести тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Ожидаемый результат:
- предоставление родителями сотрудникам ДОУ заключения ПМПК;
- поиск родителями специализированного детского сада или группы;
- системная коррекционно-развивающая работа специалистов с ребенком;
- компенсация задержанных в развитии функций у ребенка;
- понимание и принятие родителями проблем ребенка;
- психологическая поддержка семьи;
- социально-правовое сопровождение семьи;
- повышение информированности и методической грамотности родителей;
- повторное прохождение ПМПК перед школой;
- грамотный выбор родителями, по рекомендации ПМПК, программы обучения в 1 классе.
Сопутствующие условия:
- мама пишет, что «обучение ребенку не в радость», что она «запихивает в ребенка умения», в какой-то мере она осознает, что делает что-то не так, сомневается, можно сделать вывод, что она готова к изменениям, к чему-то новому в решении своей проблемы;
- обращение мамы к дефектологу было сделано до начала учебного года в ДОУ;
- использование различных форм сотрудничества с семьёй и ребенком (сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство);
- поддержка родителей, их ответственный подход;
- наличие в ДОУ нужных ребенку специалистов;
- внеурочная деятельность в ДОУ;
- наличие возможности проводить занятия с ребенком с применением дистанционных образовательных технологий;
- достаточная материально-техническая база кабинета дефектолога;
- наличие в населенном пункте, где проживает семья, центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Ограничения в решении ситуации:
- позднее обращение мамы к дефектологу;
- отсутствие профильных специалистов;
- проживание семьи в отдалённых районах, недоступных для посещениями специалистами;
- нет специализированных ДОУ в «шаговой доступности» или нет мест в группах компенсирующей направленности;
- в школах, в которые мог бы пойти данный ребенок в будущем, нет классов коррекции;
- отсутствие средств оказания коррекционной помощи.
Риски и последствия:
- родители могут не прислушаться к советам дефектолога и оставить все, как есть, ребенок пойдет в общеобразовательный класс, возможно, появятся трудности с обучением. В ситуации неуспеха могут возникнуть новые психологические проблемы;
- при выборе ДОУ или записи ребенка в компенсирующую группу может быть потеряно драгоценное время, в которое специалисты не будут проводить работу с ребенком;
- несогласованность действий специалистов, отсутствие коллегиальных форм работы, в случае, если мама не организует системные коррекционно-развивающие занятия;
- отсутствие мотивации родителей, которые не видят быстрого результата у ребенка;
- трудность взаимодействия со специалистами других ведомств.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.