Кейс для специалистов службы психолого-педагогического сопровождения
Вова Т., 8 лет. К психологу обратилась мама мальчика с просьбой показать «развивающие игры» и «позаниматься» с ребенком, так как он не усваивает школьную программу. Мама объясняет неуспеваемость ребенка отсутствием индивидуального подхода со стороны учительницы и своей занятостью. Из беседы с матерью стало известно, что ребенок родился в срок, но отставал в психофизическом развитии: сидеть начал к 8 мес., ходить - в 1,5 года, отдельные слова появились в 2 года. Детский сад ребенок не посещал, воспитывался в селе у бабушки. В школу пошел не подготовленным: не знал букв, не владел навыками счета. За время учебы в 1-м классе Вова научился узнавать отдельные буквы, цифры, усвоил счет в пределах 5 с использованием наглядного материала. Оказание помощи, дополнительные инструкции существенно не влияют на результаты.
Спланируйте и обоснуйте дальнейшие действия педагогов и специалистов в этой ситуации.
Решение кейса
Исследование ситуации
1. Диагностика ребенка с согласия родителей у специалистов школы: логопед, дефектолог, педагог-психолог.
2. Изучение стиля семейного воспитания, опыта дошкольного образования.
3. Посещение учебных занятий: дефектолог – математика, окружающий мир; педагог-психолог – технология и внеклассное мероприятие; логопед – русский язык и литературное чтение.
4. Работа ППК школы: мед. работник – работа с медицинской картой ребенка; кл. руководитель – составление характеристики обучающегося, предоставление тетрадей и работ ученика, логопед, дефектолог, педагог-психолог – результаты диагностик, принятие коллегиального решения.
Выявление проблемы:
· за год обучения ребенок не освоил общеобразовательную программу полностью;
· мама, скорее всего, не знакома с возрастными нормами развития ребенка, поэтому недостаточно понимает или принимает проблемы ребенка;
· ответственность за обучение полностью перекладывает на учителя и школу; особой активности по поводу помощи ребенку с учебой в семье не наблюдается, развивающая работа дома не ведется на протяжении нескольких лет;
Представление возможных вариантов решения проблемы
1. После исследования всей ситуации ознакомить родителей с результатами работы ППК школы и рекомендовать пройти ПМПК, объяснить реальную ситуацию и убедить, что чем раньше начнется соответствующая состоянию ребенка коррекционно-развивающая работа, тем больше возможностей для компенсации.
2. Объяснить важность работы всех специалистов образовательного учреждения для коррекции. Определить ряд специалистов, которые в данный момент могут поработать с ребенком, познакомить с формой проведения этих занятий. Предложить записаться на консультации специалистов до прохождения ПМПК.
3. Обсудить с родителями возможный индивидуальный маршрут ребенка, уточнить его слабые и сильные стороны развития.
4. Познакомить родителей с системой развивающей работы, которую они могли бы проводить в домашних условиях, чтобы оказать грамотную поддержку ребенку. Родителям нужно узнать и понять, что коррекционная работа может быть веселой, интересной, привлекательной для всей семьи. Предложить памятку «Методические рекомендации для родителей. Как помочь первокласснику дома».
5. После прохождения ПМПК и предоставления справки в общеобразовательное учреждение изучить заключение ПМПК, скорректировать дальнейший индивидуальный маршрут и программу работы в соответствии с рекомендациями ПМПК.
6. Провести повторную консультацию с родителями с разъяснительной работой о специфике работы коррекционных классов, познакомить с алгоритмом зачисления в специальные (коррекционные) классы общеобразовательного учреждения. Ознакомить со списком образовательных и других учреждений, в которые родители могут обратиться за помощью.
7. Коррекционно-развивающая работа специалистов (логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель) с ребенком.
8. Консультации специалистов для родителей по запросу.
9. Рекомендовать после окончания начальной школы пройти повторно ПМПК.
Ожидаемый результат
При грамотной работе всех специалистов образовательной организации, при поддержке родителей:
- компенсация задержанных в развитии функций у ребенка;
- устранение пробелов в знаниях, усвоение учебной программы ребенком;
- понимание и принятие родителями проблем ребенка;
- повышение информированности и методической грамотности родителей;
- поиск родителями специальных (коррекционных) классов, зачисление ребенка в данный класс;
- психологическая поддержка семьи;
- социально-правовое сопровождение семьи;
- выравнивание ребенка к концу обучения нач. школы;
- повторное прохождение ПМПК после окончания начальной школы.
Сопутствующие условия: ресурсы, которые могут быть привлечены для решения этой проблемы.
- мама обращается к психологу с просьбой показать «развивающие игры» и «позаниматься» с ребенком, в какой-то мере она осознает, что делает что-то идет не так, сомневается, можно сделать вывод, что она готова к изменениям, к чему-то новому в решении своей проблемы;
- использование различных форм сотрудничества с семьёй, ребенком и учителем (сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство);
- поддержка родителей/учителя, их ответственный подход;
- наличие в школе нужных ребенку специалистов;
- участие ребенка во внеурочной деятельности в школе;
- наличие возможности проводить занятия с ребенком с применением дистанционных образовательных технологий;
- достаточная материально-техническая база кабинета дефектолога, психолога, логопеда;
- наличие в населенном пункте, где проживает семья, центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
- возможность родителей использовать дома возможности электронных образовательных ресурсов для работы с ребенком (варианты):
1. http://logoped.sad60.edusite.ru/p23aa1.html сайт учителя логопеда, который содержит материалы по работе с детьми с ЗПР, методические рекомендации по организации работы с такими детьми, а также упражнения, игры и занятия, направленные на коррекцию.
2. https://topmpk.jimdofree.com/ этот сайт содержит ответы на самые главные вопросы родителей: «Как будут работать с моим ребенком? Как будут оценивать его деятельность? Будет ли ребенок сдавать экзамен?» и т. д.
3. http://profilaktika.tomsk.ru/?p=11039 сайт центра медицинской профилактики, который рассказывает о ЗПР с точки зрения медицины, также представлены примеры коррекционных занятий и консультации для родителей.
4. https://www.logopedprofi.ru/detjam-s-zaderzhkoj-psihomotornogo-razvitija/ сайт центра развития и абилитации ребенка. Сайт содержит материал для логопедической работы с детьми с ЗПР, также представлен материал для консультирования родителей.
5. https://bekhterev.ru/ сайт национального медицинского центра психологии и неврологии им В.М. Бехтерева. Сайт содержит материал о заболевании, с медицинской точки зрения. Представлен материал для диагностики и коррекции заболевания.
6. http://www.laska-alania.ru/ сайт детского дома интерната для детей с НИР. Сайт содержит материал о том, как строят жизнь дети с данной особенностью, можно прочитать советы по развитию и воспитанию ребенка.
7. http://rostok-cher.ru/ сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.
Образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ.
1. https://education.yandex.ru/ Яндекс учебник. Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать задания, а могут использовать готовые. Существенный плюс платформы в том, что ученик может обучаться дистанционно.
2. https://uchi.ru/ — отечественная онлайн платформа для обучения. При этом разработчики собрали материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность данной платформы – анализ успехов и промахов ребенка. Для каждого предмета выделены свои задания и раздела, которые дублируют раздела рабочей программы, что является существенным подспорьем для учителя и родителей.
3. https://iqsha.ru/ онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.
4. https://chudo-udo.info/ детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сайте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.
5. http://poskladam.ru/ онлайн платформа обучению слогового чтения. Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на русском языке, чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания. Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. Помимо помощи детям в обучении, перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для учителя и родителей.
6. https://www.igraemsa.ru/ онлайн платформа детских игр. У сайта удобная навигация. Главная цель сайта – развитие логики и формирование познавательного интереса. Задание читает диктор, что позволит формировать самостоятельность у обучающегося. Материал красочный, соответствует возрастным нормам.
7. https://www.yaklass.ru/p — образовательная платформа «Якласс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную почту придет отчет об ошибках и успехах.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.