Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности
Оценка 4.7

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
администрации
Взрослым
23.03.2018
Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности
Кейс составлен на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе. Цель: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности мотивации учебной деятельности в рамках формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.текст
Приложение 1 Продукт Программа мониторинга уровня с.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Черепанова» Новосибирской области Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности в рамках формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе (Реализованный продукт) Потехиной Зинаиды Анатольевны учителя начальных классов  МАОУ «СОШ №3 г. Черепанова» Черепановского района  Новосибирской области 2017 г. Пояснительная записка  Реализованный   продукт   Педагогического   проекта   «Формирование мотивации учебной деятельности».  Кейс составлен на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как   проектировать   универсальные   учебные   действия   в   начальной   школе». Программа   рекомендована   для   осуществления   психолого   ­   педагогического сопровождения   учебного   процесса   в   условиях   реализации   ФГОС   в   начальной школе. Цель: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности   мотивации   учебной   деятельности   в   рамках   формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Задачи: 1. Создание банка диагностических материалов для проведения мониторинга мотивации учебной деятельности 2. Апробация   технологических   карт   и   методик   оценки   уровня сформированности УУД; 3. Формирование   банка   методических   материалов   для   организации   и проведения мониторинга уровня сформированности личностных УУД на ступени начального образования; Объекты мониторинга: Личностные универсальные учебные действия  младших школьников. Условия реализации кейса мониторинга   банк диагностических методик, технологические карты. Срок   реализации   программы:  4   года   (начальная   ступень   образования). Программа   мониторинга   представляет   собой   лонгитюдное   исследование направленное   на   отслеживание   индивидуальной   динамики   уровня сформированности личностных УУД на ступени начального образования. Области   применения   данных   мониторинга:  данные,   полученные   в   ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно­ воспитательного процесса. Методы сбора информации:  анкетирование;  тестирование;  опрос Д Нормативны У У й  показатель  УУД е Самооцен ка                       и н е л е д е р п о о м а с   и   е и н а н з о п о м а С Технологическая карта формирования личностных УУД в начальной школе Класс Уровни сформированности высокий средний низкий Диагностика учитель психолог 1 2 ­ чувство необходимости учения, ­ формирование своей точки зрения, ­  предпочтение уроков «школьного»  типа урокам «дошкольного» типа;  ­ адекватное  содержательное  представление о школе; ­  предпочтение классных  коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,   ­  предпочтение социального способа  оценки своих знаний  Рекомендации:  поддержка и развитие  приобретенных положительных  личностных качеств, организация  деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. ­ чувство необходимости учения, ­ формируется собственная точка  зрения, ­  предпочтение социального способа  оценки своих знаний. Рекомендации:  поддержка и развитие  приобретенных положительных  личностных качеств, организация  деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. ­ положительное отношение к школе;  ­   ориентация   на   содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»,  ­   школа   привлекает   внеучебной деятельностью Рекомендации:  стабилизировать состояние психоэмоциональное ребенка, организовать самостоятельную   деятельность   на уроке.     ­ положительное отношение к школе;  Проявляет собственную точку зрения в отдельных вопросах. Частично зависит от ситуации  успеха. Рекомендации:  проявлять заинтересованность   деятельностью стабилизировать, ребенка, состояние психоэмоциональное ребенка, организовать самостоятельную   деятельность   на уроке. .         Тест на определение самооценки «Лесенка» «Лесенка» ­ отрицательное отношение к  школе и поступлению в школу ­ Ребенок хочет пойти в школу,  но при сохранении дошкольного  образа жизни.  Рекомендации: консультация  специалистов, поощрения за  результат, давать небольшие  поручения, но с достижимым  положительным результатом. Посещение школы с цель  общения со сверстниками. Нет стремления иметь  собственную точку зрения. Полностью зависит от ситуации  успеха. Тенденция к переоценке  достигнутых результатов и  возможностей. Рекомендации: консультация  специалистов, поощрения за  результат,  давать небольшие  поручения, но с достижимым  положительным результатом. 3 4 ­ чувство необходимости учения, ­ адекватное определение задач  саморазвития, решение которых  необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»,  Рекомендации:  поддержка и развитие  приобретенных положительных  личностных качеств, организация  деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. ­адекватное представление о себе как  личности и своих способностях,  осознание  способов поддержания своей самооценки.  Рекомендации: поддержка и развитие  приобретенных положительных  личностных качеств, организация  деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.  . заинтересованность ребенка, ­ адекватность выделения качеств  хорошего ученика (успеваемость,  выполнение норм школьной жизни,  положительные отношения с  одноклассниками и учителем,  интерес к учению) Рекомендации проявлять   деятельностью стабилизировать, состояние психоэмоциональное организовать ребенка, самостоятельную   деятельность   на уроке. ­ выполнение норм школьной жизни,  положительные отношения с  одноклассниками и учителем,  интерес к учению      проявлять заинтересованность   деятельностью стабилизировать, ребенка, состояние психоэмоциональное ребенка, организовать самостоятельную   деятельность   на уроке. Рекомендации:                «Лесенка» «Лесенка» Неумение адекватно оценить  свои способности. Самооценка ситуативна.  Рекомендации: консультация  специалистов, поощрения за  результат, создать ситуацию  успешности среди  одноклассников, давать  небольшие поручения, но с  достижимым положительным  результатом Неумение адекватно оценить  свои способности. Самооценка ситуативна  Самооценка зависит  не только  от оценки учителя, но и от  процессов самопознания и  обратной связи со значимым  окружением.  Рекомендации: консультация  специалистов, поощрения за  результат, создать ситуацию  успешности среди  одноклассников, поручение небольших  поручений, но с достижимым  положительным результатом е Мотиваци я и н а в о з а р б о о л с ы м С 1 2 3 ­ интерес к новому; ­ сформированность учебных мотивов  – стремление к  получению высоких  оценок, Рекомендации: ­ способствовать развитию  высокой  учебной мотивации и уровня  притязаний. ­ формируются  познавательные мотивы и интересы­ , ­ сформированы учебные мотивы.­  желание учиться желание выполнять  дсогласно школьному распорядку, Рекомендации: Включить в учебный процесс  мероприятия по формированию  социальных навыков представления  своих результатов  ­ сформированны познавательные  мотивы и интересы,  ­ сформированность социальных  мотивов (чувство долга,  ответственность), Рекомендации: ­ учебный процесс ориентировать на  формирование интереса к трудным  заданиям. ­к школе безразличен; ­ сформированность учебных  мотивов недостаточна,  Рекомендации:  ­ консультация специалистов, ­ включение ребенка в активную  деятельность на основе  использования его  интересов.  ­к школе безразличен; ­ преобладает плохое  настроение, ­ учебный материал усваивает  фрагментарно, ­ к занятиям интерес не  проявляет Рекомендации: ­консультация специалистов; ­ организация успеха в рамках  учебной программы. ­ сформирована мотивация  избегания наказания, ­ фиксация на неуспешности   Рекомендации: ­ консультация специалистов, ­ найти зону успешности  ребенка, ­ ориентировать на внеурочную  деятельность. ­ частично сформирован интерес к  новому; ­ частично сформированы учебные   мотивы,  – стремление получать хорошие  оценки, Рекомендации:  ­ формирование мотивации  достижения и успеха. ­ частично сформированы  познавательные мотивы и интересы, ­ в стадии формирования учебные  мотивы; Рекомендации: ­ организация учебного процесса на  поиск решений, приводящих к  открытию ­ частично сформированны  познавательные мотивы и интересы,  ­частично сформированы   социальные мотивы (чувство долга,  ответственность), ­ склонность выполнять облегченные  задания, ­ ориентирован на внеурочную  деятельность(кружки, секции) Рекомендации: ­ чтобы стабилизировать мотивацию в учебной деятельности включать  ребенка в проектно­  исследовательскую деятельность,  привлекать к участию в различных  конкурсных программах и  олимпиадах. АНКЕТА  ДЛЯ  ПЕРВОКЛ АССНИКО В  ПО  ОЦЕНКЕ  УРОВНЯ  ШКОЛЬНО Й  МОТИВАЦ ИИ Мотивация учения и эмоциональ ного отношения к учению (А.Д. Андреева) 4 1 Ученик: ­ устанавливает связи между учением и  будущей профессиональной  деятельностью,  ­ стремится к самоизменению –  приобретению новых знаний и умений; ­ мотивирован  на высокий результат  учебных достижений Рекомендации: Привлечение ученика к проектно­ исследовательской деятельности,  участие в конкурсах и олимпиадах  выше школьного уровня Ученик: ­ частично устанавливает связи  между учением и будущей  профессиональной деятельностью,  – стремится к приобретению новых  знаний и умений по предметам,  которые нравятся; Рекомендации: ­ придание личностного смысла  учебной деятельности школьника,  через проектную и  исследовательскую деятельность. ­ ориентирован на моральную норму  (справедливого распределения,   взаимопомощи,  правдивости) ­ учитывает чувства и эмоции субъекта  при нарушении моральных норм,  чувствительны к несправедливости, ­ имеет начальное представление о  нравственных нормах Рекомендации: ­ закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность  со сверстниками.. ­ ориентирован на моральную норму  (справедливого распределения,   взаимопомощи,  правдивости) ­ частично учитывает чувства и  эмоции субъекта при нарушении  моральных норм, ­ имеет правильное представление о  моральных нормах, но недостаточно  точное и четкое Рекомендации: ­  формирование основ  толерантности, ­ развитие эмпатии, ­ расширить представления о  моральных нормах.   частично   сформированы  мотивы   и ­ познавательные интересы,  ­частично сформированы   социальные мотивы (чувство  долга, ответственность), ­ склонность выполнять  облегченные задания, ­ ориентирован на внеурочную  деятельность, ­ слабо ориентирован на процесс  обучения Рекомендации:  ­ консультация специалистов, ­ использовать облегченные виды работы, дифференцированные  задания на уроках. ­ неправильное представление о  моральных нормах, ­ низкий уровень развития  эмпатии  Рекомендации: ­ консультация специалистов, ­ стимулирование  чувствительности к  переживаниям других людей, ­ изучение моральных норм в  деятельностной форме (помощь  слабым, нуждающимся, забота о  природе, животных и т.д.) я и ц а т н е и р о   я а к с е ч и т э ­ о н н е в т с в а р Н Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» 2 3 ­ ребенок понимает, что нарушение  моральных норм оценивается как более  серьезное и недопустимое, по  сравнению с навыками  самообслуживания,  ­  может выделять морально­этическое  содержание событий и действий,  ­ формируется система нравственных  ценностей Рекомендации: изучение моральных  норм в деятельностной форме (помощь  слабым, нуждающимся, забота о  природе, животных и т.д.) ­ может  и имеет опыт осуществления  личностного морального выбора,  ­ может оценивать   события и  действия с точки зрения моральных  норм ­ ребенок учитывает объективные  последствия нарушения моральной  нормы Рекомендации: Привлечение к участию в общественно­  полезной деятельности (шефская  помощь, тимуровское движение,  трудовые десанты и т.д.) ­ ребенок частично понимает, что  нарушение моральных норм  оценивается как более серьезное и  недопустимое, по сравнению  навыками самообслуживания,   ­ частично выделяет морально­ этическое содержание событий и  действий,  ­формируется система нравственных  ценностей Рекомендации: ­построение работы, исключающей  разрыв между знаниями, чувствами и  практическими действиями,  ­закрепление нравственных норм в  деятельностной форме. ­ делает попытки осуществления  личностного морального выбора,  ­ пробует оценивать   события и  действия с точки зрения моральных  норм Рекомендации: ­ воспитание личной ответственности  за сказанное слово, дело, данное  обещание, ­ воспитание  потребности доводить  начатое дело до конца через  поощрение достигнутых результатов ­  недостаточно знает суть  нравственных норм,  ­ низкий уровень эмпатии, ­ отношение к нравственным  нормам отрицательное или  неопределенное Рекомендации: ­ консультация специалистов, ­ стимулирование  чувствительность к  переживаниям других, ­ изучение моральных норм в  деятельностной форме (помощь  слабым, нуждающимся, забота о  природе, животных и т.д.) ­ недостаточно знает суть  нравственных норм,  ­ нравственные нормы не стали  мотивами поведения ребенка, ­ отношение к нравственным  нормам неопределенное  Рекомендации: ­ стимулировать  чувствительность к  переживаниям других,  ­ изучение моральных норм в  деятельностной форме (помощь  слабым, нуждающимся, забота о  природе, животных и т.д.). Методика «Незаконч енные  предложе ния» 4 ­ сформированы представления о  моральных нормах, ­ имеет позитивный опыт  осуществления личностного морального выбора,  ­ может принимать решения на основе  соотнесения нескольких моральных  норм   Рекомендации: Привлечение к участию в общественно­  полезной деятельности (шефская  помощь, тимуровское движение.  Трудовые десанты и т.д.)   ­ активное, положительное  отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно  устойчивое проявление в поведении,  ­ частично сформирован уровень  развития моральных суждений,  ­ имеет разовый опыт осуществления  личностного морального выбора,  ­ иногда может принимать решения  на основе соотнесения нескольких  моральных норм Рекомендации:  ­ создать условия для приобретения  опыта осуществления личностного  морального выбора в игровой,  обучающей форме. ­ знает суть нравственных норм,  ­ нравственные нормы не стали  мотивами поведения ребенка, ­ отношение к нравственным  нормам неопределенное  Рекомендации: ­стимулировать   чувствительность к  переживаниям других, ­ создать условия для  приобретения опыта  осуществления личностного  морального выбора, в игровой,  обучающей форме. Список методик для мониторинга 1. «Лесенка» (1­ 4 класс). 2. Оценка школьной мотивации (1­2 класс).  3. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева)                                                                                                                  ( 3 ­  4 класс.)  4. 5. «Незаконченные предложения» (3­4 класс).  «Что такое хорошо и что такое плохо» (1­2 класс). Диагностические методики 1. «Лесенка» Цель: выявление уровня развития самооценки. Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение. Возраст:  1­ 4 класс.  Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.   Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске). На самой нижней ступеньке стоят самые  плохие ученики,  на второй ступеньке чуть­ чуть получше, на третей – еще чуть­ чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую   ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша  учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?  Учащимся предлагается следующая инструкция: Критерии оценивания:  1­3 ступени – низкая самооценка;                                           4­7 ступени – адекватная самооценка;                                           8­10 ступени – завышенная самооценка. 2. АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ  ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (Н. Лусканова) Цель:  анкета   предназначена   для   выявления   мотивационных   предпочтений   в   учебной деятельности.  Может быть использован в работе со школьниками 1—4­х  классов.  Оцениваемые   УУД:    действие   смыслообразования,   направленное   на   установление   смысла учебной деятельности для учащегося. Форма:  анкета. 1.Тебе нравиться в школе?  Не знаю точно  Нравиться  Не очень нравиться  Не нравиться 2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда  с радостью идешь в школу или тебе часто  хочется остаться дома?  Иду с радостью  Бывает по­разному  Чаще всего хочется остаться дома 3.Если учитель сказал, что завтра в школу  необязательно приходить всем ученикам и  желающие могут остаться дома, ты пошел  бы в школу или остался бы дома?  Не знаю точно  Остался бы дома  Пошел бы в школу 4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие­ либо уроки.  Доволен  Бывает по­разному  Не доволен 5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали  домашних заданий?  Хотел бы  Не хотел бы 6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было  уроков, но остались одни перемены?  Хотел бы  Не хотел бы  Не знаю точно 7.Часто ли ты рассказываешь своим  родителям о школе?  Часто  Иногда  Почти никогда не рассказываю 8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее  строгий учитель?  Точно не знаю   Не хотел бы   Хотел бы 9.Много ли у тебя друзей в классе?  Не очень много  Много  Почти нет 10.Тебе нравятся твои одноклассники?  Нравятся  Некоторые нравятся, а некоторые –  не очень  Большинство не нравится №вопроса Бал за 1 ответ Бал за 2 ответ Бал за 3 ответ КЛЮЧ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 0 1 3 0 1 3 1 1 3 3 1 0 1 3 3 1 0 3 1 0 3 3 0 1 0 0 3 0 0 Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву: За первый ответ – 3 балла, За второй ответ – 1 балл, За третий ответ – 0 баллов. 5 основных уровней школьной мотивации.  25  – 30  баллов  (максимально   высокий   уровень)   –   высокий   уровень   школьной   мотивации, учебной   активности.   Такие   дети   отличаются   наличием   высоких   познавательных   мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. 1. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно                справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является                  средней         нормой. 2. внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще 15   –   19   баллов   –   положительное   отношение   к   школе,   но   школа   привлекает   больше ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им   нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. 3. 10   –   14   баллов   –   низкая   школьная   мотивация.   Подобные   школьники   посещают   школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются  посторонними  делами, играми.   Испытывают   серьезные   затруднения   в   учебной   деятельности.   Находятся   в   состоянии неустойчивой адаптации к школе. 4. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.            Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с               учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками,     во  взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается  ими как враждебная      среда, пребывание  которой для них невыносимо. Ученики   могут   проявлять     агрессивные   реакции,   отказываться   выполнять   те   или   иные   задания, следовать тем или  иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно­   психического здоровья. 3. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА) Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева. Возраст: 9­ 14 лет Форма проведения: фронтальный письменный опрос Оцениваемое УУД:  личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.    Ф.И.________________________________________________              Класс____________________Дата_____________________________________            Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете. 1. Я спокоен. 2. Мне хочется понять, узнать, докопаться до сути. 3. Я разъерен. 4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе. 5. Я напряжен. 6. Я испытываю любопытство. 7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу. 8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные  отметки. 9. Я раскован. 10. Мне интересно. 11. Я рассержен. 12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успехов в  учебе. 13. Меня волнуют возможные неудачи. 14. Мне кажется, что урок никогда не кончится. 15. Мне хочется на кого­нибудь накричать. 16. Я стараюсь все делать правильно. 17. Я чувствую себя неудачником. 18. Я чувствую себя исследователем. 19. Мне хочется что­нибудь сломать. 20. Я чувствую, что не справлюсь с заданием. 21. Я взвинчен. 22. Я энергичен. 23. Я взбешен. 24. Я горжусь своими школьными успехами. 25. Я чувствую себя совершенно свободно. 26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова.  27. Я раздражен. 28. Я решаю самые трудные задачи. 29. Мне не хватает уверенности в себе. 30. Мне скучно. 31. Мне хочется что­нибудь сломать. Почти  никогда       1       1       1       1       1       1       1       1 Ино гда   2   2   2   2   2   2    2   2 Часто    3      3    3    3    3    3    3    3 Почти  всегда   4   4    4    4    4    4    4    4       1       1       1       1        1        1        1        1        1        1         1         1        1        1        1        1        1        1         1        1        1        1        1   2   2   2   2   2   2   2   2   2   2   2   2   2   2   2   2   2   2   2   2   2   2   2     3    3    3    3    3    3    3    3    3    3    3    3    3    3    3    3    3    3    3    3    3    3    3    4    4    4    4    4    4    4    4    4    4    4    4    4    4    4    4    4     4    4    4    4    4    4 2   2   2   2   2   2   2   2   2    3    3    3    3    3    3    3    3    3    4    4    4    4    4    4    4    4    4        1         1         1       1       1       1       1       1        1 32. Я стараюсь не получить двойку. 33. Я уравновешен. 34. Мне нравится думать, решать. 35. Я чувствую себя обманутым. 36. Я стремлюсь показать свои способности и ум. 37. Я боюсь. 38. Я чувствую уныние и тоску. 39. Меня многое приводит в ярость. 40. Я хочу быть среди лучших.                                                            Обработка результатов.      Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считается в  обратном порядке:  На бланке 1 2 3 4   Вес для подсчета  4 3 2 1  Такими «обратными» пунктами являются: По шкале познавательной активности: 14,30,38 По шкале тревожности: 1, 9, 25, 33 По шкале достижения мотивации: 4, 20, 32.         Пункты, номер 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38                                                         Ключ                   Шкала      Познавательная активность   Мотивация достижения   Тревожность   Гнев    Для     получения   балла   по   шкале   подсчитывается   сумма   весов   по   всем   10   пунктам   этой   шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале­ 10 баллов, максимальная – 40 баллов.   Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.    Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10=27,3, общий балл – 28.  При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются. 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39                       Оценка и интерпретация результатов. Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:  ПА + МД + (­Т) + (­Г), где ПА­ балл по шкале познавательной активности; МД­ балл по шкале мотивации достижения; Т­ балл по шкале тревожности; Г­ балл по шкале гнева. Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60. Выделяются следующие уровни мотивации учения:  I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения  и положительным эмоциональным отношением к нему; II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному  нормативу; III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией; IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное  отношение к учению;  V уровень – резко отрицательное отношение к учению.                   Распределение баллов по уровням:                                             Нормативные показатели           Шкала уровень Высокий Познавател ьная  активность Половозрастные группы, интервал значений      12­ 14 лет          10­11 лет   Мал. Дев.   Дев.  28­40  28­40  31­40   Мал.  27­40     15­16 лет   Дев.   29­40  Мал.  31­40 Средний  21­26  22­27   21­27  19­26   18­28   21­29 Низкий  10­25  10­21   10­20   10­18   10­17  10­20 Тревожнос ть Гнев Высокий  27­40  24­40   25­40   26­40    25­40  23­40  Средний  20­26  17­23   19­24   19­25   17­24   16­22 Низкий  10­19   10­16   10­18   10­18   10­16   10­15 Высокий  21­40  20­40   19­40   23­40   21­40   18­40 Средний  14­20  13­19   14­19   15­22   14­20   12­18 Низкий  10­13  10­12   10­13 10­14   10­13   10­11 В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель. В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями.  Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных  выборках московских школ.                                           Интерпретация данных                            Шкала тревожно Познавател ьная  сть активность Высокий  Средний  Низкий Средний Средний Низкий,  средний Низкий,  средний Низкий,  средний Низкий,  средний Низкий,  средний          гнев             Интерпретация      Низкий     Низкий Продуктивная мотивация и  позитивное эмоциональное  отношение к учению Позитивное отношение к учению      Низкий,      средний            Низкий,     Средний    Высокий Переживание «школьной скуки» Диффузное эмоциональное  отношение Диффузное эмоциональное  отношение при фрустрированности Низкий Низкий Низкий, средний  Низкий   Высокий  Высокий Высокий Высокий Высокий Высокий Высокий   Средний Средний,  низкий Высокий Высокий,   средний Высокий Средний,  низкий  Высокий   Средний,   Низкий   Высокий  Низкий,   средний     значимых потребностей Негативное эмоциональное  отношение Резко отрицательное отношение к  школе и учению Чрезмерно повышенная  эмоциональность на уроке,  обусловленная неудовлетворением  ведущих социогенных потребностей Повышенная эмоциональность на  уроке Школьная тревожность Позитивное отношение при  фрустрированности потребностей Позитивное отношение при  повышенной чувствительности к  оценочному аспекту. 4. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой, педагогом­ психологом, МОУ СОШ № 58 Цель: выявить нравственные представления учеников. Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций. Возраст: младшие школьники Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы: 1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники? А    Нравиться Б     Не очень нравиться В     Не нравиться 2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики  от конфет? А    Сделаю замечание и помогу убрать Б     Сделаю замечание и подожду пока он все уберет В     Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать 3. Ты   взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь? А    Отремонтирую книгу или попрошу своих  родителей купить новую Б     Незнаю В     Тихонько отдам, чтобы не заметили 4.Ты поступишь, если в школьной столовой  во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе. А    Извинюсь и уберу за собой Б     Незнаю В     Ничего делать не буду, есть же уборщица 5. Часто ты  приходишь в школу в грязной одежде? А    Нет Б     Иногда       В     Да 6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя  и спрятал(а) ее? А    Помогу другу извиниться перед учителем  и признаться в поступке Б     Скажу другу, что надо извиниться перед учителем  и признаться в поступке, но пусть  извиняется сам       В     Сделаю вид, что не заметил 7.Часто ли ты уступаешь  место в автобусе пожилому человеку или женщине? А    Часто Б     Иногда В     Почти никогда  8.Часто ли  ты предлагаешь  друзьям (подругам) помощь в уборке класса? А    Часто Б     Иногда В     Почти никогда  Обработка данных: За первый ответ (А) – 2 балла, За второй ответ (Б) – 1 балл, За третий ответ (В) – 0 баллов. Интерпретация: Высокий   уровень  (12­16   баллов):  такие   дети   отличаются   наличием   высоких   познавательных мотивов,   стремлением   ориентация   на   интересы   и   потребности   других   людей,   направленность   их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.         Средний     уровень (6­11 баллов):         такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако  они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для   них   характерно   стремление   к  межличностной   конформности   и   сохранению   хороших   отношений. Познавательные   мотивы   у   таких   детей   сформированы   в   меньшей   степени.   Пытаются   совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.            Низкий уровень (0­5 баллов):  школьники посещают школу неохотно,  стремятся к реализации собственных   интересов   без   учета     интересов   других,  предпочитают   уходить   от   ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и  отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками,   взаимоотношениях с учителем.  Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества 5. Методика «Незаконченные предложения» (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость). Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций. Возраст: младшие школьники Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование Инструкция:  ученикам предлагается  быстро закончить предложения,  содержащие  рассуждения  на тему морали. 1. Если я знаю, что поступил неправильно, то… 2. Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то… 3. Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и скучным, я обычно… 4. Когда в моем присутствии обижают человека, я… 5. Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего отношения ко мне, я … 6. Если бы я был на месте учителя, я… Обработка полученных данных – качественный анализ ответов. Обработка   данных:  определяем   степень   сформированности   нравственных   нормам   и нравственных качеств по схеме: 1. балл ­ Неправильное представление о нравственных нормах и нравственных качествах. 2. балла ­ Правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.. 3. балла  ­ Полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах. Обработка полученных данных – качественный анализ ответов Рефлексивная самооценка учебной деятельности. Цель: выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности. Оцениваемые УУД:  личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности. Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)  Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.  Ситуация оценивания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника: Как ты считаешь, кого можно назвать «хорошим учеником»?  Назови  качества хорошего ученика.  А можно ли тебя назвать хорошим учеником? Чем ты отличаешься  от хорошего ученика? Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший ученик»? Показатели и уровни рефлексивной самооценки: ­     адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)  Уровни:  1 – называет только 1 сферу школьной жизни,  2 – называет 2 сферы, 3 – называет более 2 сфер. ­ адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика» Уровни: 1 ­  называет только успеваемость,  2 ­  называет успеваемость + поведение,  3 – дает характеристику по нескольким сферам ­ адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации  требований роли «хороший ученик»:   1 – нет ответа, 2 – называет достижения; 3 – указывает на необходимость  самоизменения и  саморазвития. «Шкала выраженности учебно­познавательного интереса»  Цель: определение уровня сформированности учебно­познавательного интереса. Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных  предметов и познавательными интересами учащихся. Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)  Форма (ситуация оценивания): опросник для учителя.  Ситуация оценивания: Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение   ученика   к   учебным   задачам   и   выраженность   учебно­познавательного   интереса.   Шкала предъявляется  учителю с инструкцией отметить  наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика.   Критерии оценивания представлены в таблице 1. Уровень Критерий оценки поведения Дополнительный  1. Отсутствие интереса 2. Реакция на новизну 3. Любопытство 4. Ситуативный учебный  интерес Интерес практически не  обнаруживается.  Исключение составляет  яркий, смешной, забавный  материал. Интерес  возникает лишь на  новый материал,  касающийся конкретных  фактов, но не теории   Интерес возникает на новый  материал, но не на способы  решения. Интерес возникает к  способам решения новой  частной единичной задачи  (но не к системам задач) диагностический признак Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные  действия, чем осваивает  новые. Оживляется, задает вопросы  о новом фактическом  материале, включается в  выполнение задания,  связанного с ним, но  длительной устойчивой  активности не проявляет Проявляет интерес и задает  вопросы достаточно часто,  включается в выполнение  заданий, но интерес быстро  иссякает Включается в процессе  решения задачи, пытается  самостоятельно найти  способ решения и довести 5. Устойчивый учебно­ познавательный интерес Интерес возникает к общему способу решения задач, но  не выходит за пределы  изучаемого материала 6. Обобщенный учебно­ познавательный интерес Интерес возникает  независимо от внешних  требований и выходит за  рамки изучаемого  материала. Ученик  ориентирован на общие  способы решения системы  задач. задание до конца, после  решения задачи интерес  исчерпывается Охотно включается в  процесс выполнения заданий, работает длительно и  устойчиво, принимает  предложения найти новые  применения найденному  способу Интерес – постоянная  характеристика ученика,  проявляет  выраженное  творческое отношение к  общему способу решения  задач, стремится получить  дополнительную  информацию. Имеется  мотивированная  избирательность интересов. Уровни: Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно­познавательного интереса в диапазоне шести, качественно различающихся уровней: 1­ отсутствие интереса, 2­ реакция на новизну, 3­ любопытство, 4­ ситуативный учебный интерес, 5­   устойчивый учебно­познавательный интерес; 6­ обобщенный учебно­познавательный интерес. Уровень 1  может быть квалифицирован как несформированность учебно­познавательного интереса; уровни  2 и 3 – как низкий, уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – как высокий и уровень 6 как очень высокий. № УУД Самопознание и  самоопределение Характеристика УУД Самооценка 1 2 4 5 Смыслообразование Мотивация Нравственно­ этическая  ориентация Регулятивные УУД  контроль 6 Познавательные УУД Логические УУД 7 Коммуниникативные  УУД       Циклограмма мероприятий мониторинга УУД Инструментарий Методы Периодичность проведения Сроки проведения Тест на определение самооценки  «Лесенка»  Анкета для первоклассников по  оценке уровня школьной  мотивации Приложение  Опросник мотивации  Методика «Что такое хорошо и  что такое плохо»  Методика «Незаконченные  предложения»  Рисование по точкам  Корректурная проба  Сравни картинки  Выделение   существенных признаков  Логические закономерности  Исследование   словесно­ логического мышления «Рукавички» «Левая и правая сторона» «Узор под диктовку» «Совместная сортировка» «Дорога к дому» «Кто прав?» тестирование 1 раз в год  Март­ апрель тестирование 1 раз в год  Март­ апрель анкетирование 1 раз в год  Март­ апрель тестирование 1 раз в год  февраль­ апрель тестирование 1 раз в год  февраль­ апрель Тестирование 1 раз в год  февраль­ апрель Беседа Тестирование Тестирование тестирование беседа

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности

Кейс мониторинга уровня сформированности мотивации учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2018